Молодец Ирина Ивановна, Тиригулова Рашида Хафизовна
РОЛЬ УЧЕБНИКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ УМК "ШКОЛА РОССИИ")
В статье показана важная роль языкового материала учебников русского языка, входящих в состав учебно-методического комплекса "Школа России", в формировании универсальных учебных действий. Утверждается, что предлагаемые задания и тексты позволяют в процессе обучения языку выработать у учащихся личностные качества.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/9-1/55.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 9(63): в 3-х ч. Ч. 1. C. 189-192. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2016/9-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
TOPICAL ISSUES OF REALIZING COMPETENCE-BASED APPROACH IN MILITARY EDUCATION SYSTEM
Malenkov Andrei Olegovich
Oryol State University named after I. S. Turgenev malina5002219@list. ru
In contemporary conditions requirements to professional qualification of military specialists by means of forming professional competencies in them have increased significantly. The main purpose of the article is researching various approaches to the definition of the notions "competence", "competency". The fundamentals of competence-based approach in future officers' training are analyzed. Special attention is paid to the analysis of the peculiarities of competence-based approach in the sphere of military education.
Key words and phrases: military education; competence; competency; formation of professional competencies; professional experience; higher education.
УДК 373.3
В статье показана важная роль языкового материала учебников русского языка, входящих в состав учебно-методического комплекса «Школа России», в формировании универсальных учебных действий. Утверждается, что предлагаемые задания и тексты позволяют в процессе обучения языку выработать у учащихся личностные качества.
Ключевые слова и фразы: универсальные учебные действия; личностные качества; формирование; УМК «Школа России»; учебник; упражнение; задание.
Молодец Ирина Ивановна, к. филол. н., доцент
Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых [email protected]
Тиригулова Рашида Хафизовна, к. филол. н., доцент
Елабужский институт (филиал) Казанского (Поволжского) федерального университета rashidat@mail. гы
РОЛЬ УЧЕБНИКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ»)
Целью настоящей статьи является определение учебно-методических средств, формирующих личностные качества учеников начальной школы в процессе обучения русскому языку и содержащихся в учебниках по данному предмету [3-6]. Это представляется особенно важным в связи с тем, что современная система образования, новые федеральные образовательные стандарты имеют направленность, прежде всего, на развитие школьников - общекультурное, познавательное и личностное.
Известно, что сегодня, наряду с традиционным изложением предметного содержания дисциплин в учебном процессе, актуально вырабатывание у школьников универсальных учебных действий (далее - УУД), которые представляют собой психологическую составляющую образования и обеспечивают им умение учиться, способность саморазвиваться и самосовершенствоваться. В результате данных действий они сознательно и активно усваивают социальный опыт, в связи с ними же формируются и сохраняются их знания, умения и навыки [2].
В составе этих действий выделяется блок личностных УУД, таких как самоопределение, смыслообразо-вание и нравственно-этическая ориентация.
В соответствии с законом «Об образовании в РФ» главной задачей государственной политики является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. Правопорядок, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и отношений и многое другое в жизни социума определяются принятием гражданином России общечеловеческих ценностей и следованием им в личной и общественной жизни [7].
Как реализуется эта задача на уроках русского языка в начальных классах, рассмотрим на примере формирования личностных УУД у младших школьников, обучающихся по учебно-методическому комплексу (далее - УМК) «Школа России».
Основой для формирования и развития понятий, входящих в состав личностного блока УУД, должен быть языковой материал учебника. Это возможно при условии наличия в учебниках текстов, формирующих духовно-нравственные ценности личности, осмысления содержания данных текстов и соотнесения их с реалиями окружающего мира, наличия определенной системы заданий, направленных на формирование личностных качеств школьников.
Для этого используются разные средства:
1. Отбор содержания учебного материала осуществляется с курсом на усвоение базовых национальных ценностей. В детях воспитывается уважительное отношение к Родине, языку, духовным, культурным и природным ценностям, ко всем народам России.
190
^БЫ 1997-2911. № 9 (63) 2016. Ч. 1
2. Родиноведческие и краеведческие знания, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть учебников.
3. Поликультурность содержания учебников. В УМК «Школа России» отображается многообразие культур народов России, что способствует формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира [Там же].
Формирование личностных качеств школьников на уроке русского языка происходит в реальном времени урока посредством, во-первых, работы над осознанием значения слов, представляющих нравственную тематику; во-вторых, работы над информационно-содержательной стороной текста (определение темы, главной мысли, авторской позиции), в-третьих, анализа речевых высказываний детей и учителя (на духовно-нравственную тематику); в-четвертых, работы с репродукциями картин из «картинной галереи» учебника.
Предметом осмысления при формировании личностных качеств являются:
1) слова, представляющие духовно-нравственную тематику;
2) тексты духовно-нравственного содержания;
3) репродукции картин из «картинной галереи» учебника;
4) рисунки;
5) специальные задания типа «Составь просьбу» или «Составь текст-рассуждение».
Рассмотрим некоторые примеры упражнений и формулировки заданий к ним, которые имеют соответствующую тематику и, на наш взгляд, содействуют формированию личностных качеств школьников.
1. Прочитай название качеств и свойств человека [Цель: формировать навык осознанного чтения].
Вежливость, жадность, жестокость, скромность, хитрость, смелость, трусость.
2. Напиши два слова, которые называют хорошие качества [Цель: развивать этические чувства]. Подчеркни в них слог с мягким знаком [Цели: формировать навык письма, формировать мышление] [3, с. 90].
3. Прочитайте. Кого так называют? [Цель: выяснить, понимают ли дети значение слов (если нет, то разъяснить его)].
Грязнуля, капризуля, невежа, злюка, лежебока, задира, выскочка, плакса, забияка, ревушка, чистюля, хныкалка, замарашка, сластена, умница.
4. Какое настроение вызывают у вас прочитанные слова? С кем из тех, кого так называют, вы хотели бы подружиться? [Цель: формировать этические чувства, выяснив отношение детей к словам, обладающим эмоционально-экспрессивной окраской] [5, ч. 2, с. 30].
5. Прочитай [Цель: формировать навык осознанного чтения].
С добрым утром!
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
- С добрым утром!
- С ясным днём!
Вот как славно мы поём! (Е. Благинина)
6. Как ты объяснишь название стихотворения? Когда мы так говорим: «С добрым утром!»? А что значит слово «славно»? Как можно сказать по-другому? [Цель: уточнить знание лексического значения слов, уместность использования формул этикета, формирование этических качеств] [3, с. 46].
7. Прочитайте. Что обозначает слово «безделица»? [Цель: уточнить знание лексического значения слов, формировать этические качества].
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
В классе ни с кем ни за что не поделится -
Имя тому подходящее дадено,
Даже не имя, а прозвище: жадина (Я. Аким) [5, ч. 2, с. 29].
8. Прочитайте пословицы. Когда так говорят?
Дружба дружбой, а служба службой. За добро добром платят. Всякое семя знает свое время. Знай, сверчок, свой шесток [Цель: уточнить значение пословиц и поговорок, уместность их употребления] [Там же, с. 28].
9. Прочитайте (Цель: развивать навык осознанного чтения).
Сколько прекрасных слов в русском языке! Слова МИР, ДРУЖБА, РОДИНА, РОССИЯ звонкие и громкие, богатые и гордые, светлые и радостные. Покоряют своей прелестью, нежностью и легкостью слова БЕРЁЗА, СОЛНЦЕ, СЧАСТЬЕ, ВЕСНА, РАДОСТЬ... Удивительной лаской, теплом и светом лучится слово МАМА. Хорошие, добрые, нежные слова! (А. Арсирий)
10. Как вы поняли этот текст? Согласны ли вы с мнением автора? Спишите первое предложение. Запишите выделенные слова. Объясните лексическое значение каждого слова [Цели: формировать мышление, находить главную мысль текста, высказывать свое мнение, уточнять знание лексического значения слов, формировать основы гражданской идентичности личности, развивать этические чувства] [Там же, ч. 1, с. 64].
11. Прочитайте [Цель: развивать навык осознанного чтения].
Вы в битве Родину спасли,
Преодолели все преграды.
Спасибо вам от всей Земли,
За все спасибо вам, солдаты. (Б. Дубровин)
12. Определите тему и главную мысль этих строк. Подготовьтесь к письму данных строк под диктовку [Цель: формировать мышление, развивать память, речь, формировать основы гражданской идентичности личности, развивать этические чувства] [Там же, ч. 2, с. 43].
13. Побывайте в День Победы у памятника Неизвестному солдату. Составьте текст на тему «У Вечного огня» [Цель: развивать связную письменную речь, формировать основы гражданской идентичности личности] [Там же, с. 44].
14. Прочитай [Цель: развивать навык осознанного чтения].
В любом краю любой страны
Ребята не хотят войны.
Им в жизнь вступать придется скоро,
Им нужен мир, а не война... (Е. Трутнева)
15. Какая мысль выражена в стихотворении? [Цели: формировать мышление, находить главную мысль текста, высказывать свое мнение, формировать основы гражданской идентичности личности] [3, с. 84].
16. Рассмотрите в «картинной галерее» учебника репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Какое время года изображено на картине? Что вы видите на картине? Опишите небо, облака, снег, озерки талой воды на пруду, березы. Расскажите о грачах.
Можно ли, глядя на картину, услышать музыку весны?
Заинтересовала ли вас картина и чем? [Цели: познакомить детей с картинами русских художников, научить детей работать с репродукциями картин: внимательно рассматривать их, подмечать детали, размышлять над названием картины, формировать эстетические чувства, высказывать свое мнение] [4, ч. 2, с. 87].
17. Рассмотрите в «картинной галерее» учебника репродукцию картины В. А. Серова «Девочка с персиками».
Почему картина названа «Девочка с персиками»? Опишите портрет девочки. Какой миг из ее жизни запечатлен на картине? Как удалось художнику передать обаяние девочки?
Представьте, что у вас возникло желание поделиться с друзьями своими впечатлениями о картине «Девочка с персиками». Составьте свой текст, можете использовать опорные слова. Запишите составленный текст [Цели: познакомить детей с картинами русских художников, научить работать с репродукциями картин: внимательно рассматривать их, подмечать детали; развивать речь, формировать умение составлять текст-описание, развивать умение выражать свое мнение, формировать эстетические чувства и уважительное отношение к иному мнению] [5, ч. 2, с. 54].
18. Даны серии сюжетных картинок или предметных рисунков на духовно-нравственную тематику (например, мальчик уступает в автобусе место старшему, девочка помогает открыть мальчику дверь, так как у него заняты руки, ребята помогают птицам выжить зимой и т.п.), по которым учащимся необходимо составить предложение или рассказ, ответить на вопросы духовно-нравственного содержания [Цели: формировать мышление и воображение, связную речь, развивать различные этические чувства].
19. Прочитайте [Цель: развивать навык осознанного чтения].
Хитрость, шалость, жестокость, искренность, скромность, скупость, жадность, справедливость, стыдливость, лживость, совесть, достоинство, благородство.
20. Можете ли вы объяснить, какое качество или чувство обозначает каждое из этих слов? Какие из этих слов вы могли бы поставить рядом со словом «совесть»? Почему? Составьте текст-рассуждение на тему «Что такое совесть?» [Цели: узнать, понимают ли дети лексическое значение слов (если нет, то разъяснить его), развивать мышление, связную речь, умение составлять тексты-рассуждения, формировать этические чувства] [6, ч. 1, с. 70].
21. Прочитай слова [Цель: развивать навык осознанного чтения].
Спасибо, пожалуйста, благодарю, будьте добры.
22. Почему слова называют вежливыми? В каких случаях жизни их употребляют в речи? Какие еще вежливые слова тебе известны? Назови эти слова. Разыграйте сценку: обратись к товарищу с просьбой дать тебе ручку, книгу или карандаш [Цель: формирование мышления, умения работать совместно, развитие речи и этических чувств] [3, с. 14].
Таким образом, осуществленный нами анализ содержания учебников по русскому языку, предназначенных для младших школьников, позволяет сделать вывод о том, что на основе материалов УМК Русский язык «Школа России» возможно формирование личностных универсальных качеств младших школьников, их коммуникативных, познавательных и социальных компетенций. Этому способствует система упражнений и творческих заданий, связанных с духовно-нравственной тематикой (слова, тексты, репродукции картин и др.).
Список литературы
1. Анащенкова С. В., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы:
пособие для учителей общеобр. учрежд. М.: Просвещение, 2011. 528 с.
2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия
в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
3. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 1 класс: учебник. М.: Московские учебники, 2011. 143 с.
4. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс: учебник: в 2-х ч. М.: Просвещение, 2012. Ч. 1. 144 с.; Ч. 2. 144 с.
192
ISSN 1997-2911. № 9 (63) 2016. Ч. 1
5. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс: учебник: в 2-х ч. М.: Просвещение, 2012. Ч. 1. 160 с.; Ч. 2. 159 с.
6. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учебник: в 2-х ч. М.: Просвещение, 2014. Ч. 1. 162 с.; Ч. 2. 162 с.
7. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 15.05.2016).
THE RUSSIAN LANGUAGE TEXTBOOK ROLE IN FORMATION OF PERSONAL QUALITIES OF PRIMARY SCHOOL PUPILS (BY THE EXAMPLE OF THE EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL SET "SCHOOL OF RUSSIA")
Molodets Irina Ivanovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs molode59@mail. ru
Tirigulova Rashida Khafizovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Elabuga Institute (Branch) of Kazan (Volga Region) Federal University rashidat@mail. ru
The article shows the important role of the linguistic material of the Russian language textbooks included in the educational and methodological set "School of Russia" in the formation of universal educational actions. It is stated that the suggested tasks and texts allow developing personal qualities in pupils during language teaching process.
Key words and phrases: universal educational actions; personal qualities; formation; educational and methodological set "School of Russia"; textbook; exercise; task.
УДК 372.881.161.1
Статья посвящена исследованию грамматической категории рода неодушевленных существительных с позиции антропоцентрического подхода на уроках русского языка. На примере слов, обозначающих природную стихию, раскрывается суть проблемы. В качестве дидактического материала представлены стихотворения, пословицы, поговорки, загадки, которые направлены на развитие речи, обогащение словарного запаса, формирование у учащихся культуроведческой компетенции.
Ключевые слова и фразы: антропоцентрический подход; категория рода; неодушевленные существительные; урок русского языка; культуроведческая компетенция.
Нуруллина Гузель Миннезуфаровна, к. пед. н. Юсупова Зульфия Фирдинатовна, к. пед. н., доцент
Казанский (Приволжский) федеральный университет nuruШnagz@mail. гы; usupova. z.f@mail. гы
АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ КАТЕГОРИИ РОДА РУССКОГО ЯЗЫКА
В современной методике преподавания русского языка как науке, наряду с коммуникативным и системным подходами, центральное место занимает антропоцентрический (от греч. аnthгopos - человек) подход, провозглашающий принцип постижения языка через бытие человека, его личность, внутренний духовный мир. В рамках антропоцентрического подхода «человек становится точкой отсчета в анализе тех или иных явлений» [1, с. 212]. Согласно антропоцентрическому подходу, «акценты перемещаются на деятельность школьника по усвоению языка, на управление этой деятельностью, на речевое развитие и саморазвитие личности» [10, с. 9].
Антропоцентрический подход в методике преподавания русского языка тесно связан с социокультурным принципом обучения, реализующим «способность видеть за каждой единицей языка и речи тот культурный фон, который позволяет ученику приобщиться к великой истории и культуре русского народа, определяет язык как важнейшее средство социализации личности» [Там же, с. 10]. Таким образом, актуальной становится «проблема учета реалий культур, особенностей коннотаций, ключевых слов-концептов как способов выражения родной культуры и культуры народа - носителя изучаемого языка» [11, с. 216].
Социокультурный принцип и антропоцентрический подход в методике преподавания русского языка провозглашают основной целью обучения развитие языковой личности учащегося, способного осознавать язык как феномен культуры. Известно, что следы культуры запечатлеваются в национально-культурном компоненте значения языковых единиц, преимущественно в лексике с национально-культурным компонентом значения, во фразеологии, в художественных текстах. Однако, по мнению ученого Р. Якобсона, «грамматический строй языка, различие в грамматических категориях может нести семантическую информацию» [12, с. 19]. Рассмотрение данной позиции интересно при изучении грамматической категории рода, происхождение которой связано анимизмом и антропоморфизмом мифологического мышления.