Научная статья на тему 'Изучение темы «Безударные окончания существительных» на уроках русского языка в начальной школе (на примере УМК «Школа России»). '

Изучение темы «Безударные окончания существительных» на уроках русского языка в начальной школе (на примере УМК «Школа России»). Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
786
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безударные окончания существительных / русский язык / упражнения / младшие школьники / unstressed endings of nouns / Russian language exercises / Junior high school students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глаголева К. С.

Автор рассматривает как тема «Безударные окончания существительных» представлена в УМК «Школа России» и с помощью каких упражнений она изучается на уроках русского языка в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the Author examines how the theme of "Unstressed endings of nouns" presented in UMK "School of Russia" and with the help of some of the exercises she taught at the Russian language lessons in primary school

Текст научной работы на тему «Изучение темы «Безударные окончания существительных» на уроках русского языка в начальной школе (на примере УМК «Школа России»). »

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ»).

Глаголева К.С.,

студента 4 курса факультета дошкольного и начального образования, Арзамасский филиал ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г.Арзамас.

Научный руководитель: Андреева И.В.,

к. филол. н., доцент, доцент кафедры русского языка и литературы, Арзамасский филиал ННГУ им.Н.И.Лобачевского, г.Арзамас.

Аннотация: Автор рассматривает как тема «Безударные окончания существительных» представлена в УМК «Школа России» и с помощью каких упражнений она изучается на уроках русского языка в начальной школе.

Ключевые слова: безударные окончания существительных, русский язык, упражнения, младшие школьники.

Summary: the Author examines how the theme of "Unstressed endings of nouns" presented in UMK "School of Russia" and with the help of some of the exercises she taught at the Russian language lessons in primary school.

Key words: unstressed endings of nouns, Russian language exercises, Junior high school students.

Образовательная программа начального общего образования для начальных классов, работающих по УМК «Школа России», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования (1- 4 классы) и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их социальное, духовно -нравственное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся [3].

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе авторских программ В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В.П. Канакиной «Русский язык».

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека [2].

Задания в учебниках и рабочих тетрадях по русскому языку представлены как учебные задачи (лексические, фонетические, фонетико-графические и т.д.), решение которых связано с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задание, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы. Деятельностному характеру курса также отвечает включение в учебники заданий для работы в парах, группах, проектных заданий.

В УМК «Школа России» безударные окончания имен существительных изучаются в 4 классе, на эту тему отводится 15 часов. Имя существительное изучается в большом отдельном разделе, состоящем из тем: «Изменение по падежам имен существительных»; «Три склонения имен существительных»; «Правописание безударных падежных окончаний».

Изучение правописания безударных окончаний имен существительных во всех падежах начинается с выполнения учащимися упражнения, в котором нужно списать поэтический текст, вставляя пропущенные буквы. Затем учащимся дается задание: «Какие чувства у вас возникали, когда вы читали эти строки? Найдите в тексте олицетворения. Сравните имена существительные, имеющие одинаковые окончания. В одном и том же или в разных падежах они употреблены? Объясните правописание окончаний в этих именах существительных». Например, необходимо сравнить слова «груди» и «лазури» [1, с.124].

Такое задание вводится для повторения изученного ранее материала, чтобы учащиеся вспомнили словоизменение имен существительных и сделали вывод о том, что написание безударных падежных окончаний этой части речи представляет сложность. Для справки и помощи после упражнения представлена таблица «Е и И в окончаниях имен существительных».

В учебнике нет конкретного алгоритма работы по этому правилу, учитель может сам его ввести, чтобы учащимся было проще усваивать материал. Также при определении склонения имен существительных можно ввести слова-помощники. Словами - помощниками для первого склонения являются земля, вода, для второго - окно, для третьего - степь. Какое окончание пишется в слове-помощнике, такое же и в слове с безударной гласной в окончании.

Далее идут задания на закрепление материала и выработку умения работать по таблице. В упражнении № 236 учащимся предлагается выполнить задание, в котором необходимо составить предложения, ставя выделенные слова в нужную падежную форму. Например, «1. Лето,

проводит, начало, осень, птичка, хвойном, маленькая, в, королек, лес, и » [1, с. 125].

Следующее упражнение направлено на формулировку и отработку алгоритма работы по правилу. Учащимся необходимо «объяснить написание выделенных падежных окончаний имен существительных» [1, с. 126].

Потом следует закрепление навыка и отработка алгоритма работы по правилу. В упражнении № 238 учащимся предлагается «списать пословицы, вставить окончания имен существительных и доказать, что они сделали это правильно» [1, с. 127].

С каждым разом упражнения усложняются, вводится лингвистическая задача и перед учащимися возникает проблемный вопрос. Например, учащимся предлагается выполнить упражнение, в котором необходимо «прочитать слова, записать группами имена существительные с одинаковыми окончаниями, ставя их в нужном падеже, с предлогом или без предлога». С помощью таких упражнений младшие школьники учатся рассуждать, делать сами выводы и обобщения.

Постепенно вводятся частично-поисковые задания. Учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, реш ают возникающие познавательные задачи, анализируют, сравнивают, о бобщают, делают выводы,

в результате чего у них формируются осознанные прочные знания. К примеру, в упражнении № 241 учащимся необходимо ответить на вопросы: «В каких частях слов пропущены буквы? Каким способом можно проверить их написание?». Далее следует ряд упражнений, направленных на закрепление навыка [1, с. 127].

После выполнения тренировочных упражнений организуется проверочная работа (предупредительное письмо). В упражнении № 245 учащимся необходимо прочитать текст, объяснить написание пропущенных падежных окончаний имен существительных и подготовиться записать предложения под диктовку [1, с. 129].

Далее следуют упражнения на отработку орфографического навыка и развитие речи. Например, учащимся необходимо самим составить и записать словосочетания, употребив в них любое имя существительное с предлогом, представленное в упражнении. Такие задания способствуют развитию у младших школьников фонематического слуха, грамматических навыков, обогащают их словарный запас.

В конце данной темы дается задание продуктивного типа. Учащимся необходимо «составить и написать небольшой текст-отзыв о картине В.А. Тропинина «Кружевница» [1, с. 130]. Подобные упражнения способствуют развитию творческих способностей, речи, мышления, воображения младших школьников.

Проанализировав представленную в учебнике В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» (4 класс, 1 часть) тему «Правописание

безударных окончаний имён существительных», можно сделать вывод, что задания по раскрытию данной темы расположены последовательно: от простого к сложному, от репродуктивного до продуктивного типа. Сначала идут упражнения, способствующие закреплению полученных знаний и отработке алгоритма работы по правила, потом они постепенно усложняются, вводятся частично-поисковые задания, способствующие развитию орфографического навыка, речи.

Список использованных источников:

1. Канакина В.П. Русский язык, 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, - 2013. - 124 с.

2. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2014.

3. Образовательная программа «Школа России» [Электронный ресурс]. URL: http://school-russia.prosv.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.