Научная статья на тему 'Формирование познавательных УУД у младших школьников при обучении русскому языку на основе технологии проблемного диалога'

Формирование познавательных УУД у младших школьников при обучении русскому языку на основе технологии проблемного диалога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
783
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевелёва Н.С., Скобенко Л.Д.

Выявление эффективности использования технологии проблемного диалога при формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка. Полученные результаты статистики подтвердили предположение, что внедрение в практику современной начальной школы технологии проблемного диалога способствует достижению наиболее высокого результата повышению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Универсальные учебные действия (УУД) составляют систему в составе четырех видов: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные (общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем). Цель исследования : выявить и экспериментально доказать эффективность использования технологии проблемного диалога при формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка. Объект исследования : учебный процесс в начальной школе. Предмет исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на основе технологии проблемного диалога. Мы выдвинули гипотезу, согласно которой эффективность формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка может быть обеспечена, если внедрить в практику современной начальной школы технологии проблемного диалога. Были определены следующие задачи: 1. Раскрыть сущность и структуру познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе, используя литературу. 2. Изучить компоненты технологии проблемного диалога. 3. Выявить критерии оценивания сформированности познавательных УУД. Практическая значимость : в ходе исследования были получены результаты, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений и в работе педагогов. База исследования : МОУ СШ № 54 Советского района Волгоград

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевелёва Н.С., Скобенко Л.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательных УУД у младших школьников при обучении русскому языку на основе технологии проблемного диалога»

УДК37

Шевелёва Н.С.,

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 54 Советского района г. Волгограда», учитель начальных классов, Волгоград, Россия;

Е-тай: shevelyova-natasha@yandex.ru Скобенко Л.Д .

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 54 Советского района г. Волгограда», учитель начальных классов, Волгоград, Россия;

Е-mail: skobenko.larisa@ mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА

Аннотация

Выявление эффективности использования технологии проблемного диалога при формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.

Полученные результаты статистики подтвердили предположение, что внедрение в практику современной начальной школы технологии проблемного диалога способствует достижению наиболее высокого результата - повышению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Универсальные учебные действия (УУД) составляют систему в составе четырех видов: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные (общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем).

Цель исследования: выявить и экспериментально доказать эффективность использования технологии проблемного диалога при формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.

Объект исследования: учебный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на основе технологии проблемного диалога.

Мы выдвинули гипотезу, согласно которой эффективность формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка может быть обеспечена, если внедрить в практику современной начальной школы технологии проблемного диалога.

Были определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и структуру познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе, используя литературу.

2. Изучить компоненты технологии проблемного диалога.

3. Выявить критерии оценивания сформированности познавательных УУД.

Практическая значимость: в ходе исследования были получены результаты, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений и в работе педагогов.

База исследования: МОУ СШ № 54 Советского района Волгоград

Ключевые слова:

технология проблемного диалога, познавательные универсальные учебные действия, эффективность.

Особенности технологии проблемного диалога

Формированию познавательных УУД способствуют технология деятельностного типа, представленная в используемой в школе УМК «Школа 2100» - проблемно-диалогическая технология.

Данная технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы.

Проблемно-диалогическое обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учеников по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Именно проблемное обучение способствует решению задачи формирования универсальных учебных действий (особенно регулятивных и познавательных).

Описание опыта использования средств проблемно-диалогичной технологии

на уроках русского языка При создании проблемной ситуации необходимо было учитывать специфику преподаваемого предмета. Таким образом, на уроках русского языка мы использовали противоречия между несколькими положениями и противоречия между необходимостью и невозможностью выполнить задание и приёмы создания проблемной ситуации.

Например, на уроке по теме «Глаголы-исключения» детям предлагали определить, какие окончания нужно написать в глаголах: слыш.шь, вид.шь, держ.т, смотр.т, ненавид.т. Ребята, действуя по изученному алгоритму, определяли спряжение по начальной форме глагола. Затем им предлагалось сравнить выполненное ими задание с записью в учебнике. Дети обнаруживали, что задание выполнили неверно. Возникало противоречие между изученным правилом и данным фактом.

При подготовке к уроку изучения нового материала необходимо было определить тип знания, которое вводится на этом уроке: Факт - единичная, не содержащая обобщения информация. К данному типу можно отнести следующие темы уроков: «Русский алфавит», «Несклоняемые имена существительные», «Глаголы-исключения».

В ходе своей работы мы используем разнообразные методы постановки учебной проблемы:

1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог - это отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика.

При этом мысль ученика делает скачок к неизвестному, возможны неожиданные ответы детей. С помощью побуждающего диалога развиваются творческие способности учащихся. Данный метод предпочтителен для сильных учащихся.

2.Подводящий к теме диалог - это система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли. При подводящем диалоге практически невозможны неожиданные ответы учеников, учитель «пошагово» ведёт мысль ученика. При этом развивается логическое мышление учащихся. Данный метод предпочтителен для слабых учащихся.

3. Сообщение темы с мотивирующим приёмом:

А) Приём «яркого пятна» (сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, загадки и т.д.)

В начале урока «Орфограмма. Орфографическое правило» предлагали детям решить кроссворд со словарными словами, ключевым словом которого является тема урока.

Б) Приём «актуальность» (обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для учащихся) При использовании данного метода развивающий эффект отсутствует, но тема становится интересной и значимой для детей.

Пути решения учебной проблемы:

1.Побуждающий к гипотезам диалог (на уроке возможно последовательное и одновременное выдвижение гипотез). При последовательном выдвижении проверяется каждая выдвинутая гипотеза, и лишь затем выдвигается следующая. Процесс продолжается до выдвижения и решающей гипотезы.

2.Подводящий диалог - система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят к открытию нового знания.

3.Подводящий без проблемы диалог. Если вводимое на уроке знание является фактом, то целесообразно после постановки проблемы сообщить его детям в готовом виде. Например, первый урок по

теме «Сложное предложение».

Детям предлагалось прочитать предложения:

Порыв ветра налетел на дерево. Последние листья сорвались с веток. Порыв ветра налетел на дерево, и последние листья сорвались с веток.

Затем давалось задание: 1) выделите грамматические основы; 2)что скажете о третьем предложении? 3) подумайте, как образовалось данное предложение?

4) как может называться такое предложение? 5) проверьте по учебнику.

Продуктивные задания на воспроизведение знаний:

1.Формулирование темы (проводится сразу после введения знаний, если проблема прозвучала в виде вопроса); формулирование вопросов (осуществляется в конце урока или в начале следующего).

2.Создание опорного сигнала: символа, схемы, таблицы, опорных слов(проводится в классе или дома, если опорный сигнал не составлялся учителем при введении знаний).

3.Создание художественного образа: загадки, сказки, стихотворения (предлагается детям в качестве творческого домашнего задания)

Результативность опыта

Все исследования мы подразделили на этапы:констатирующий этап - диагностика уровня сформированности познавательных УУД; динамика сформированности познавательных универсальных учебных действий. Показателями являлись логические операции; определение количества слов в предложении; учет позиции собеседника; умение договариваться, аргументировать. Контрольный этап-взаимный контроль, взаимопроверка. На проведения диагностики мы использовали 4 методики: Методика 1. Построение числового эквивалента или взаимно однозначного соответствия (Ж. Пиаже). Методика 2. Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова) Методика 3. Задание "Отсутствующая буква". Методика 4. "Кто прав?" (методика Г.А. Цукерман и др.).

Полученные совокупные данные по всем четырем методикам свидетельствовали о том, что уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся класса находится на среднем 35% и низком уровне 65%.

Поэтому для повышения эффективности формирования познавательных УУД у младших школьников проводили занятия по русскому языку на основе проблемно-диалогической технологии. Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике формирования познавательных УУД у младших школьников.

Как показали результаты нашего исследования, в начале эксперимента на этапе констатации познавательные универсальные учебные действия на высоком уровне были выявлены у 6% (1) детей, средний у 44% (11) детей, низкий у 50% (13) детей. В результате проведенной формирующей работы показатели формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников значительно улучшились и на контрольном этапе составили: высокий уровень 18% (4) детей, средний уровень 54% (14) детей, низкий уровень 28% (7) детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что технология проблемного обучения оптимально соответствует современным целям образования и требованиям общества к обучению подрастающего поколения, способствует формированию познавательных УУД.

Заключение

Проблема эффективного формирования познавательныхуниверсальных учебных действий обучающихся - одна из сложных и противоречивых проблем современной педагогической науки. Данное исследование было разработано, внедрено в практику и в настоящее время завершено.

В ходе опытно-экспериментальной работы были решены следующие задачи:1) проведённое исследование доказало наличие рассматриваемой проблемы и указало на её недостаточную изученность в теории, в практике современного образования; 2)анализ научной литературы по проблеме исследования позволил уточнить содержание понятия "познавательные УУД младших школьников на уроках русского языка".

В ходе экспериментальной работы было доказано предположение того, что познавательные УУД успешно формируются при использовании средств технологии проблемного диалога. Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза доказана.

Список использованной литературы:

1. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка. - М.: Академия, 2010. - 498 с.

2. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2009. - 443 с.

3. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. - 328 с.

4. Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. - М.: АСТ, 1996. - 462 с.

5. Волков, А. Е. Модель "Российское образование - 2020"// Вопросы образования. - 2008., № 1. - С. 32-63.

6. Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. // Педагогическая мастерская. Всё для учителя.-2011.,Пилотный выпуск. - С. 4-6

7. Климанова, Л. Ф. Инновационные технологии в обучении грамоте // Начальная школа. - 2010. - № 9. -С. 10.

8. Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008.- № 2. - С.3-6.

9. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. -С. 16-24.

10. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - Гриф МО. - М.: Академия, 2008. - 462 с.

11. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 59.

© Шевелева Н.С., Скобенко Л.Д., 2018г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.