Шкляр Наталья Валерьевна, Ходос Юлия Валерьевна
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ..
педагогические науки
УДК 376. 37.02
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
© 2016
Шкляр Наталья Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Коррекционная педагогика, психология и логопедия» Ходос Юлия Валерьевна, магистрант по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан (Россия)
Аннотация. В данной статье рассматриваются требования Федерального государственного образовательного стандарта к формированию познавательных универсальных учебных действий школьников с ограниченными возможностями здоровья, в частности с задержкой психического развития. Под универсальными учебными действиями мы понимаем такие действия учащихся, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей. Без овладения знаниями, умениями и навыками невозможно целостное развитие личности учащихся. Акцент в процессе обучения географии делается на формирование у учащихся комплексных представлений о Земле, знакомят их с территориальным подходом как особым методом научного познания. Школьники с задержкой психического развития испытывают трудности в учебной деятельности из-за недостатков развития познавательных процессов. Процесс формирования познавательных учебных действий - это последовательный процесс, в результате которого происходит саморазвитие и самосовершенствование учащихся путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Целенаправленная и систематическая работа на уроках географии, включающая работу с различными источниками географической информации, применение современных педагогических технологий будет способствовать успешному формированию познавательных УУД и окажет положительное влияние на качество усвоения учебного материала.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, школьники с ограниченными возможностями здоровья, задержка психического развития, учебный предмет «География», педагоги.
THE FORMATION OF COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF STUDENTS WITH DISABILITIES
© 2016
Shklyar Natalya Valeryevna, the candidate of Psychology and Science, the assistant professor of "Correctional Pedagogy, Psychology and Speech Pathology" Khodos Yulia Valeryevna, undergraduate student of "Specialized defectologic education" Sholom-Aleichem State University, Birobidzhan (Russia)
Abstract. This article discusses the requirements of The Second Generation Federal State Standard of Education in the formation of universal educational learning skills of disabled schoolchildren, especially with mental retardation. When we discuss universal educational skills we speak about such activities of students, which create the possibility of successful acquiring of new knowledge, skills and competences. It's impossible to develop students' personality without acquiring of knowledge, skills and abilities. We make the emphasis of geography education on the formation of integrated view of the world, acquiring with the territorial approach as a special method of scientific knowledge. Students with mental retardation have difficulties in learning activities because of lack of the cognitive processes. The process of formation of informative educational activities is a sequential process, which results in self-development and self-improvement of students through the conscious and active appropriation of a new social experience. Meaningful and systematic work at the Geography lessons, which includes work with various sources of geographic information and the use of modern educational technologies will contribute to the successful development of cognitive activities and have a positive impact on the quality of learning process.
Keywords: The Second Generation Federal State Standard of Education, universal learning skills, cognitive activities, students with disabilities, impaired mental function, Geography lessons, educators.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения привело к перестройке организационной и методической деятельности на уровне образовательного процесса. Особое внимание в стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий, достижению личностных и метапредметных результатов, что определяет специфику организации образовательного процесса.
Одной из главных задач при изучении учащимися отдельных дисциплин является вооружение такими универсальными способами действий, которые помогут им развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются,
применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся [1].
Формирование универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) у школьников рассматривали в своих исследованиях А. Г. Асмолов [2], Г. В. Бурменская [2], И. А. Володарская [3], О. А Карабанова [3] и другие специалисты.
Ю. К. Бабанский [4], В. В. Давыдов [5], А. Н. Леонтьев [6], А. К. Маркова[7], С. Л. Рубинштейн [8], Н. Ф. Талызина [9], Т. И. Шамова [10], Д. Б. Элько-нин [11, 12] и др. [13, 14] отмечали значимость формирования у школьников умения учиться в контексте обсуждения проблемы самостоятельного эффективного выполнения различных видов учебной и внеучебной деятельности.
Универсальные учебные действия (УУД) - это такие действия учащегося в процессе обучения, которые распространяются на все учебные предметы [15-17]. УУД формируются в процессе конструктивного, позитивного взаимодействия между учителем и учеником. В отличие от знаниевой парадигмы, которая предполагает механическое запоминание и заучивание учебного материала, без особого участия самого ученика как личности, взаимодействие ученик - учитель непосредственно влияет
педагогические науки
Шкляр Наталья Валерьевна, Ходос Юлия Валерьевна ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ...
на развитие мотивации учащихся и на формирование их учебных действий, непосредственно связанных с различными аспектами личности ученика. Иными словами, знания у школьников остаются не только на уровне запоминания и последующего воспроизведения, но и способствуют как развитию личности, так и большей эффективности процесса обучения [2].
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте изучения учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием. На наш взгляд, уроки географии наиболее эффективно способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия рассматриваются как система познавательных действий, формирующаяся в процессе плодотворного сотрудничества учащихся и учителя, направленного на самостоятельный процесс познания окружающей природы, являющаяся инструментом организации активной работы мысли, памяти и восприятия у учащихся, как в учебной, так и во внеурочной деятельности с целью обучения приемам самостоятельного добывания и применения знаний, саморазвития и самовоспитания [1].
Целью учебной дисциплины «География» является формирование у школьников комплексного, системного и социально-ориентированного представления о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды.
К основным задачам при изучении учебного предмета «География» относятся:
- сформировать систему географических знаний как элемент научной картины мира;
- рассмотреть на конкретных примерах многообразие современной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального), что позволяет учащимся ориентироваться в мире и представлять его географическую картину;
- понять главные особенности взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значение охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдение стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
- изучить потребности общества в географических знаниях, а также сформировать у школьников познавательный интерес к географии;
- сформировать умения и навыки безопасного поведения в окружающей среде.
Исходя из цели и задач учебного предмета, для эффективного развития познавательной деятельности школьников с ограниченными возможностями необходимо проведение педагогом целенаправленной и систематической коррекционной работы, включающей специальные упражнения и задания.
Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности у детей с задержкой психического развития, имеет свои специфические особенности, что создает большие сложности для педагогов при организации учебно-воспитательного процесса.
По мнению Т. А. Власовой [18], М. С. Певзнер [19], В. И. Лубовского [20] и других специалистов для детей с задержкой психического развития характерны следующие особенности: у всех учащихся наблюдаются недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания и распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии их мыслительной деятельности, школьники
не владеют в полной мере интеллектуальными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением. Учащиеся с задержкой психического развития характеризуются пониженной обучаемостью. Они проявляют склонность к выполнению действий по шаблону, стремятся копировать уже известные способы решения, избегая интеллектуального напряжения даже при решении доступных им задач. Прием и переработка сенсорной информации требуют более длительного периода. Кроме того, у таких школьников обнаруживается низкая работоспособность, незрелость эмоций и воли, ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарный запас [21].
В своих исследованиях Ю.В. Ходос и Н.В. Шкляр [22] рассматривают формирование учебных мотивов, как основную коррекционную задачу недостаточного развития мотивационной сферы школьников с задержкой психического развития. Необходимо создавать ситуации личного выбора задачи или упражнения; использовать различные по степени сложности задачи; создавать ситуацию включения в совместную деятельность.
При организации коррекционно-развивающей помощи необходимо обращать внимание на степень проявления дефекта, и использовать различные формы дифференцированной помощи, предупреждения появления специфических трудностей [22-24].
Работа с учащимися при изучении учебного предмета «География» предполагает знание и учет индивидуальных особенностей развития детей с задержкой психического развития, что оказывает положительное воздействие на повышение качества образовательного процесса учащихся.
Для развития познавательных УУД при изучении учебного предмета «География» необходимо осуществлять отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, средств и форм организации обучения. С позиции деятельностного подхода задача достижения нового образовательного результата требует от учителя конструирования методической системы. В основе системы находится организация деятельности учащихся по освоению различных учебных действий и предполагает соблюдение следующих методических условий:
Необходимость определения цели формирования УУД.
С позиций требований ФГОС задача обучения заключается в обучении способов действий. Реализация деятельностного подхода требует формулирования образовательных задач урока через содержание учебной деятельности.
Планирование каждого этапа учебной деятельности.
Планируя урок, нужно учитывать, что главная задача - не простое изложение учебного материала, а организация деятельности учащихся с различными источниками информации, формулировка познавательных задач и их решение.
3. Учет специфики географического образования, которая выражается в особом географическом мышлении, овладении географическим языком, умении использовать различные источники информации и в применении методов географического познания в реальной жизни.
Источники знаний по-разному передают географическую информацию, что влияет на формирование познавательных УУД. Поэтому важно познакомить учащихся с познавательными особенностями каждого источника. При изучении учебного предмета «География» наибольшее внимание отводится изучению карты - ее сущности, математической основе, условным знакам и другим способам передачи географической информации. Умения читать карту очень разнообразны. К ним относятся умение найти на карте изучаемые объекты и явления, умение развернуто описать их, найти различные, как пространственные, так и причинно-следственные связи, умение характеризовать природный или экономический
Шкляр Наталья Валерьевна, Ходос Юлия Валерьевна педагогические
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ... науки
объект, явление.
Основным источником информации для школьников является учебник. Специфика работы с учебником по учебному предмету «География» заключается в одновременном привлечении обширного методического аппарата учебника (текст, иллюстрации, статистические таблицы, схемы, диаграммы и т.д.) и других источников географической информации. Также учитель знакомит школьников с другими источниками географической информации: энциклопедии, периодические издания, образовательные сайты Интернет, видеоролики, графики, художественная литература и т.д.
Работа с различными источниками географической информации способствует успешному формированию познавательных УУД, которая ведётся в следующих направлениях:
- работа с картой;
- работа в контурных картах (в процессе выполнения заданий, учащиеся развивает зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию. Во время нанесения объекта на контурную карту развивается моторно-сенсорная память, у учащихся формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности);
- работа с учебником (поиск необходимой информации);
- практическая работа с учащимися (умение применять таблицы, схемы, модели для получения информации, находить черты сходства и различия);
- выполнение презентаций.
Решение практических заданий учащимися на уроках является важным шагом к успешному усвоению общего курса географии, в результате которого знания могут реализоваться в умения [25].
Для эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках географии возможно применение различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями -предметниками.
Таким образом, универсальные учебные действия определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся; создают возможность обучения в зоне ближайшего развития учащегося; способствуют достижению высокой успешности в усвоении учебного содержания; создают предпосылки для перехода к самообразованию; обеспечивают формирование осознанности и критичности учебных действий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - 17.12.2010. -№1897.
2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение. 2008. -151 с.
3. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416с.
4. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1988. 479 с.
5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика. 1986. 240 с.
6. Леонтьев А. Н. Философия психологии: из научно-
го наследия / под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М.: Издательство Моск. ун-та. 1994. 285 с.
7. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., Просвещение, 1983. 96 с.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер». 2000. 712 с.
9. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». 1998. 288 с.
10. Управление образовательными системами. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. - 4-е изд., стер. М.: 2007. 384 с.
11. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Учпедгиз. 1960. 328 с.
12. Возрастные возможности усвоения знаний / под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: Просвещение. 1966. 420 с.
13. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т. А.Власовой, В. И. Лубовского, Н. А.Цыпиной. М. 1984. 256 с.
14. Соколова Е. В. Психология детей с задержкой психического развития. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера. 2009. 320 с.
15. Сундеева Л.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе на основе технологии развития критического мышления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 121-123.
16. Огородникова Е.П. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на основе интегративного подхода // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 2 (18). С. 25-27.
17. Афанасьева О.В., Кайданович С.М. Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья как основа их дальнейшего успешного обучения в школе // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 20-22.
18. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениям и в развитии. М.: Просвещение. 1967. 207с.
19. Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития // Хрестоматия: Дети с нарушениями развития / сост. В. М. Астапов. М..1995. С. 73-81.
20. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; под ред. В. И. Лубовского. - 2-еизд. испр. М.: Изд. центр «Академия». 2005. 464 с.
21. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие/Биробиджанский государственный педагогический институт. Биробиджан. 1996. 188 с.
22. Ходос Ю.В., Шкляр Н.В. Особенности познавательной деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов ХЬУП Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС. 2015. С.45-50.
23. Криводонова Ю.Е. Психолого-педагогическая поддержка как фактор повышения социализации школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 28-30.
24. Бражник О.Ю. Управление коррекционно-разви-вающей деятельностью в общеобразовательном учреждении // Самарский научный вестник. 2015. № 1 (10). С. 48-50.
25. http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2014 /01/15/formirovanie-poznavatelnykh-universalnykh иЛеЬ nykh-deystviy-na