Мастер - класс
Безрукова Елена Ивановна
заместитель директора по УВР МБОУ средняя общеобразовательная школа № 43
г. Нижний Новгород
J ^
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
И СИСТЕМА МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
S_______________________________________________________г
Аннотация. Автор делится опытом формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Педагогическое проектирование направлено на создание условий для поэтапного формирования универсальных учебных действий через дидактическое наполнение учебного процесса (посредством системы упражнений по обучению грамоте); организацию учебной деятельности учащихся; отслеживание и оценку образовательных результатов учащихся (мониторинг)
Ключевые слова: универсальные учебные действия (УУД), дидактическое наполнение учебного процесса, мониторинг
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека [7,8,9].
В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов [1]. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса [4,5,7,8].
Термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия
учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [1,3].
Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей [5, 6].
УУД как важнейший образовательный результат, наряду с предметными знаниями и умениями, становятся предметом педагогического проектирования. На данном этапе анализируются и подбираются дидактические средства и методические приемы, технологии и способы организации учебного процесса, позволяющие целенаправленно формировать регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Накапливается опыт по организации деятельности, создании системы формирования и диагностики УУД [10]. Работа это новая и многие привычные подходы, отработанные на предметных знаниях и умениях, не только не срабатывают, но и искажают суть решаемой задачи. Связано это с особой психолого-педагогической природой УУД и механизмами их развития.
Эксперимент и инновации в школе 2013/5
35
Мастер - класс
Помнению кандидата психологических наук Битя-новой М. Р [2] сформировать УУД, значит:
Педагогическое проектирование и направлено на создание условий для поэтапного формирования уни-версальныхучебныхдействий.
Каждый год обучения - этап в реализации развивающих задач образования, достижении новых образовательных результатов. У каждого года - свои образовательные задачи. Специально организованный процесс педагогического проектирования позволяет определить эти задачи и «настроить» весь образовательный процесс и содержание предметного обучения на ихрешение.
В чем принципиальная особенность, новизна и актуальность даннойразработки?
Во-первых, «настройка» образовательного процесса на задачи развития личности осуществляется на всехдоступных нам уровнях проектирования:
> дидактическое наполнение учебного процесса (посредством системы упражнений по обучению грамоте);
> организацияучебной деятельности учащихся;
> отслеживание и оценка образовательных результатов учащихся(мониторинг)
Из четырех видов УУД в своей работе мы представляем систему работы по формированию познавательных УУД.
Познавательные универсальные учебные действия - система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Познавательные универсальные учебные действия включают:
> общеучебные;
> логические учебные действия;
> постановку и решение проблемы.
Из всех данных учебных действий остановимся на общеучебных (знаково-символическое моделирование и умение работать с текстом как источником информации).
Учебно-информационные общеучебные умения обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся в том числе и моделирование, и умение работать с текстом как источником информации.
Планирование работы по формированию общеучебных действий у учащихся в период обучения грамоте:
> дать понятие моделирования; структурирования, сравнения, анализа, классификации;
> обучить алгоритму составления моделей;
> обучить алгоритму сравнения;
> обучить алгоритму обобщения;
> обучить структурировать небольшие по содержанию тексты.
Ожидаемые результаты:
Ученик научиться:
> применять модели для получения и представления информации;
> находить нужную информацию в учебнике;
> определять жанр и тему небольших по содержанию произведений;
> отвечать на простые вопросы учителя;
> подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;
Формирование
учебно-информационных умений
Одно из важнейших познавательных универсальных действий - умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций - умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное. В силу сложного системного характера общего приема решения задач данное универсальное учебное действие может рассматриваться как модельное для системы познавательных действий. При обучении различным предметам используются задачи, которые принято называть учебными. С их помощью формируются предметные знания, умения,навыки.
Общий прием решения задач включает:
> знания этапов решения (процесса);
> методов (способов) решения
> типов задач;
> оснований выбора способа решения;
> владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями.
Так уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения.
Примером такой задачи может являться звуковой анализ слов. Первоклассники ориентируясь на модель слова, дают его качественную характеристику. Для решения этой учебной задачи учащийся должен знать все действия, необходимые для решения и их последовательность:
1) определить количество звуков в слове;
2) установить их последовательность;
3) проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, глухой согласный, звонкий согласный);
36
Эксперимент и инновации в школе 2013/5
Мастер - класс
4) обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью.
В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.
Моделирование
как универсальное учебное действие
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия.
В период начального образования основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий становится овладение моделированием. Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами моделирование имеет наибольшее применение в обучении.
Моделирование:
> преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаков о-символическая);
> преобразование модели с целью выявления общих за -конов, определяющих данную предметную область.
Моделирование включено в учебную деятельность как одно из действий, которое должно быть сформировано уже к концу начальной школы.
Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
> кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);
> декодирование/считывание информации;
> умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами
> построение модели;
> работа с моделью;
> соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (со словом, предложением).
Каждый компонент деятельности моделирования имеет свое содержание со своим составом операций и своими средствами, которые согласно психологическим исследованиям должны стать самостоятельным предметом усвоения.
Однако во многих задачах перевод текста на язык графики является только началом анализа, а для решения требуется дальнейшая работа со схемами. Именно здесь возникает необходимость формирования у учащихся умения работать с моделями, преобразовывать их. При этом необходимо иметь в виду, что уровень графической подготовки при построении модели и работе с ней (согласно психологическим исследованиям) определяется главным образом не степенью владения учеником техникой выполнения графическогоизображения, о тем, насколько он готов к мысленеым преобразовониям обраеоо-знаковых моделей, нтвколько подвижна лоо сбраьное мышление.
Усготь сеетавить сс-о-е-ь, зьачил ьметь:
Г» раздоляев о-сект наеасти;
>расеота-аое -ости в еоредьоенеей пооке-оотеелс-аосте;
> ктреоелооо сеозкмежсйРасетми;
-к- офоомаятьграфачесоке ртебраженее.
Пои т озданеи paттитнтге вита -flape- ооьть еаж-но ьроедельть, откаяиь фоьмация должна быть вклю-ьенр о тодкля (звуки, слова, жанр, тема и др.), какие срядердя (свг-втлы, снаси) 0тдут употребляться для катедой рыдалтдньй составляющей текста, какие из оихдолжнд, имееьодинлко вую символику (звуки - «ква-ддетиеи»,— олa-«кpтмьзталотоки»), а какие-разшч-ную (-геыгрды° с^сэпы^дны-ь — сыокирб^ цвет, мягкий -зелены0, екызтa-«коy-»J cтиеoтвы>ьeбеe-«таeyгеоьньв»):
ЫР е класте ьачинаым п^бото о веедения знлкев е с^^рлколто как: услооныт «зомеcтcзтлeй» реальных объястов и еред мотоь.
или их частями для решения задач;
> умение строить схемы, модели и т. п.
Формирование данного универсального учебного действия начинается в период обучения грамоты.
Использование моделирования помогает учащимся определять количество слогов в словах, анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка, сформировать навыки звукового анализа и синтеза слов и предложений, отработать навык слогового чтения.
В моделировании выделяется несколько этапов. Эти компоненты входят в состав учебного моделирования:
> предварительный анализ слова (предложения);
> перевод слова (предложения) на знаково-символический язык;
| I - -OTP-rH-C— звуки
И - -OTP-rH-c— еыиокгег звуки
| | - TO-p-rH-c— ленлогег огеыиокгег звуки
I I - тOтзкичнкзн асгктгт огеыиокгег звуки
тOтзкичнкзн отлег
0нынкзн отлег кг стоге
тслнонынкзн поглкге стзенее
тOтзкгчнкзн слноыг—нкзб
Эксперимент и инновации в школе 2013/5
37
Мастер - класс
Чтобы сделать разнообразной работу с готовой моделью или по её созданию, можно использовать следующие приёмы:
> подобрать из готовых карточек соответствующий объекту символ (деление на слоги, ударная позиция, обозначение жанра, тема1 текста);
> «расшифзннааь» мнааль (датч анз>акнерисника ст^с^^^, пдзн!длсз>н^!^нз^нэ, инмчту(;
> накти ошнб|^р е ночной модель, а юзесчка сзлало^ания лак раогюложенаи мьенмлн;
> знздумать сзмсол, нбиззанающзй однй зз поеман-товсозлащаемой моасли (слеоОнзрийнть ниное луово ^таслз^ожныви);
> Анполнеть моделируемллн |эяд;
> во1б|кать cсптнснаансющyюданному объекту модель из чaзззлыгна прндотмвтамных кнсм;
> составить модель по ходу рассказа учителя.
Прнзллюстрируем некоалрые используе-
мые нн ■фокас и^чон нн чтзниюи аеиьму:
❖ Пнлссмта принсры йлов,чрозлнжчнлн, ксн»|эые сокз-зннссммюздамснстрзнучмо0моделн (нрсндумай аловн, ваОалс ач пнсдложеисыл кклаийно, алов)
А) г . .г
Б)
❖ Соотнеси предложенную модель слова с нужной кар-тинкой(словом)
А)
Б)
гоом ^-1 1 грабл и
ГНОМ /* ^ .сяпоги
огонь / юнга'/\| гитара \Зма1ИН ^[Д грелка ' ''■^грибник
/ 1 XI Л / /
1 1 А=> 1=
/
1 1
В)
❖ Подумать, что будет, если изменить один из элементов
модели
(изменилась ударная позиция - изменилось значение слова)
Б)
(изменился звук-исменилось значение слова)
Для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и фор м и р о ван и я специал ьных читательских умений (умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения) метод моделирования) широко используется и на уроках литературного слушания — введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, и также со-ставлензе схематических планов и моделей обложек. Жанры обозначаюнсн фибрами:
Скивки
О
Зисскив
Стяхнтвнлкняк
Пнсенвяци
Зигидки
Бисня
Тнмы чтения замещаются цветом: о Родине-красный, о детях-желтый, о природе -зеленый, о животных - коричневый, о приключениях, волшебстве, фантастике - синий или фиолетовый.
38
Эксперимент и инновации в школе 2013/5
Мастер - класс
Дети с большим интересом моделируют первые страницы обложки изучаемых произведений, составляют модельный схематический план к произведениям.
Срзвсечвим алгсзитм мечелмрования обложки:
Длз моделивоввсит у ввтей в->лжнл1 -ыез чисен1е егив^л^|^| Иумаге л нибоеч1цвхчные зацяндашей. Учитель модеввруев оНложевна доске, л каждый рлТенвлачна своем раВочем весте:
> Первичное восприятие текста произведения (слушание)
> Озачделенав лзаоч ИГсв слушелев)
> Олталелезвв темы (О ком или о чем слушали?)
> Зввкомсазв ч фамилией евечра. (Кто написал произ-водвчие?)
> 1аое^^^внив загелозка(Как аизор аоччо^Е31^:п свое произведение?)
Фаиявяя виезав
Жвха ч огив (вавчав з аяизехкIрB
Звазезиза
(Так выглядит обложка произведения на одном из первых уроков литературного слушания).
Кроме того, часто на уроках слушания моделируем схематический план к произведению. Вот как выглядит модельный план (блок-схема) в результате анализа сказки В. Сутеева «Елка».
Модельный план (блок-схема) к произведению К. Чуковского «Муха-цокотуха»:
По таким планам, созданным совместно с учителем, ребята довольно легко пересказывают сказку, работая в парах.
Таким образом, умение строить учебные модели и работать с ними является одним из компонентов общего приема решения задач. Модель позволяет перевести слово, предложение, текст в символы и увидеть структуру отношений, скрытую в них. Использование одних и тех же знаково-символических средств при построении модели текстов с различными сюжетами и разных типов способствует формированию обобщенного способа анализа текста, выделению составляющих его компонентов.
Формирование умения работать с текстом как источником информации
Одним из важнейших общеучебных умений, формируемых на этапе начального образования, является умение работать с текстом как источником информации.
Это действие представляет собой ряд умений:
> смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
> извлечение необходимой информации из текстов различных жанров;
> определение основной и второстепенной информации;
> свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, официально-делового стилей и др.
Умение структурировать информацию является частью умения работать с текстом, которые включают достаточно большой набор операций.
Для формирования и развития умения учащихся структурировать информацию, учитель должен научить их анализировать отдельные сюжетные линии, выделять существенные моменты и главные ключевые слова, находить причинно-следственные связи между ними и осуществлять последовательное объединение всех этапов события.
В начале учебного года начинается формирование данного умения с помощью методики «Построение последовательности событий на основе сюжетных картинок». К концу - деятельность строится на основе деформированных текстов, состоящих из 4-6 предложений, в которых учащимся необходимо восстановить последовательность предложений.
Приведем примеры данных упражнений:
> Используя ресурсные тетради, самостоятельно распечатанные серии рисунков, сначала совместно, а затем самостоятельно учащиеся восстанавливают последовательность действий. Количество картинок постепенно увеличивается.
Кроме того, обучение составлению рассказов по одной картинке или серии сюжетных картинок способствует развитию связной речи у детей младшего школьного возраста. Рассматривание картинок развивает внимание ребенка. Составляя рассказ по
Эксперимент и инновации в школе 2013/5
39
Мастер - класс
картинкам, ребенок развивает мышление, когда пытается понятьехсодержание, причинно-слеествсн-ные, пространственно-временные, логические связи межнтяебч1нияаи, язнЕЗрн—ннiнятн нп них.
После погп, кто ужащижся нтчтут читатл, я-жеяттч работа по восстановлению небольших текстов. Начинаем с р-4 пре-тажеипд. При сонктстнапртхотб под
руководством учителя количество предложений может дрпрдине до 7-М.
Формы работы самые разнообразные: фрон-накпная н осиользлнаниемтнтлрачтевнып прероти, раЧтсу я панк (наначааос—с эжнпн), в групппх, когда учащиеся в совместной деятельности создают тексты.
Мы рисуем Федя и Бобик
Тут сидят ребята. Встал утром - нет одной туфли.
Рядом стоит банка воды. Бобик - большой шалун.
На столе кисти и краски. Поставил мальчик свои туфли у шкафа.
Они рисуют. Бобик принес в зубах Федину туфлю.
Бобик упрятал ее под кровать.
СТАДО У Феди живет забавная собачка Бобик.
Там лежали коровы - Неси, Бобик, туфлю! Неси!
Они жевали траву.
У дедушки рожок и кнут. РЫСЬ* (варианты последовательности предложений,) работа только с учителем
Около дедушки спал Дружок.
Вышли дети на лужок. Ушки с кисточками.
Коров пас дедушка Тарас. Она живет в лесу.
Смотрит, нет ли зверька на ужин.
Дубок Вот как она выглядит.
Боря вырыл ямку. Рысь - дикая кошка.
Дедушка и внуки сажали дубок. На ней темные пятна.
Катя налила в лунку воды. Это очень красивый зверь!
Дедушка посадил росток. Неслышно ступает рысь по лесу.
Шерсть рыжая.
40
Эксперимент и инновации в школе 2013/5
Мастер - класс
Алгоритм работы на уроке:
1. Учащиеся получают раздаточный материал - напечатанные тексты (рис.1). Если работа групповая, возможно каждое предложение представить отдельно (разрезать)
2. Расставляют порядок следования предложений. Учитель на экране проводит проверку, учащиеся - проверяют свои работы и, если необходимо, вносят корректировку.
3. На экране появляется восстановленный текст
После того, как текст восстановлен, идет работа
по определению темы текста, подбирается заголовок. Работа по структурированию продолжается на уроках обучения письму (работа с деформированными предложениями, текстами 3-4 предложения).
Примеры текстов, используемых для формирования умения структурировать информацию.
Мониторинг формирования УУД
С универсальными учебными действиями и их формированием теперь во многом связаны требования к профессионализму современного педагога начальной школы.
Изменения распространяются не только на содержание, но и способы оценки результата образования.
Мониторинг сформированности УУД в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности занимает ведущее место.
В Программе формирования универсальных учебных действий результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
Кроме того, метапредметные образовательные результаты являются предметом итоговой оценки в составе итоговых работ 4 класса. Но отслеживать процесс формирования метапредметных УУД необходимо в течение всех лет обучения в начальной школе. Для этого требуется специальная диагностическая процедура - мониторинг метапредметных УУД.
Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
Задачи мониторинга:
1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД учащихся на разных этапах обучения начальной школе.
2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
3. Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса и подбор педагогических средств их достижения.
Данные мониторинга дают возможность управления качеством образовательного процесса с учетом обоснованных и объективных показателей.
Для организации мониторинга сформированности как предметных, так и универсальных УД учителю необходимо иметь полное представление о его месте, роле, особенностях и функциях.
Определим основные моменты исследования:
* Механизм проведения исследования.
> Параметры (какие умения диагностируются)
> Показатели, критерии оценивания
> КТО проводит исследование (учитель), КТО ассистирует (психолог)
* Форма проведения:
> Тест;
> Наблюдение (уровень самостоятельности, кол-во вопросов по содержанию или процедуре проведения и т.д.) (психолог-ассистент)
* Схема анализа
* «Карта достижений»
Карта достижений учащихся 1 А класса МБОУ СОШ № 43
(учебно-информационные, учебно-логические умения)
№ Ф.И. Учебно-логические умения Учебно-информационное умения
Умение сравнивать Умение обобщать Умение структурировать информацию
1 пол. 2 пол. 1 пол. 2 пол. 1 пол. 2 пол.
в с н в с н в с н в с н в с н в с н
1 Андрей Б.
2 Мария С.
3 Алексей В.
4 Дмитрий О.
5 Екатерина М.
6 Ольга У.
Эксперимент и инновации в школе 2013/5
41
Мастер - класс
В результате анализа могут быть выявлены умения, которые «западают» у отдельных учащихся, и умения, «западающие» у большинства в классе.
В связи с этим возникает необходимость простроить работу в двух направлениях - по «вертикали» и «горизонтали».
По горизонтали: Стратегия помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
Выявлены учащиеся, имеющие низкий уровень развития того или иного умения, что обусловлено развитием индивидуальных особенностей. Необходима индивидуальная коррекционная работа. Она включает в себя совместную с психологом деятельность:
> углубленную индивидуальную диагностику (с помощью психолога)
> занятия с использованием материалов мониторинга другого варианта для тренировочных упражнений или повторной диагностики
> индивидуальные консультации психолога с родителями данных учащихся
> рекомендации психолога учителю по организации учебной индивидуальной деятельности с такими учащимися.
Если определенное умение «запало» у большинства учащихся в классе, то работа строится в другом направлении.
По вертикали: Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных универсальных учебных действий учащихся
В первую очередь необходим глубокий самоанализ деятельности учителя. Основные направления самоанализа:
> Владение учителем технологиями, способствующими формированию у учащихся универсальных учебных действий
> Способность в предложенных автором УМК выявить и оценить задания, направленные на формирование универсальных действий.
> Наличие у учителя дополнительных заданий, направленных на формирование УУД у учащихся. Безусловно, наличие дополнительных заданий с четкой направленностью на формирование универсальных учебных действий могло бы помочь учителю при планировании работы с учащимися и обеспечить формирование универсальности учебных действий учащихся на необходимом уровне.
Литература
1. Асмолов А. Г Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011
2. Битянова М. Р. Какой линейкой мерить УУД. // Начальная школа.- 2012.- № 3
3. Безруких М. М., Кузнецова М. И. Пропись (ч. 1,2,3). М.: Вентана-Граф, 2012.
4. Ефросинина Л. А. Литературное чтение. Уроки слушания. Методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2011
5. 5. Карабанова О. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы. // Управление начальной школой.- 2009.- № 12
6. Климанова Л. Ф. Универсальные учебные действия обучающихся: примеры формирования. // Управление начальной школой.- 2010.- № 10.
7. Кузнецов А. А. О школьных стандартах второго поколения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2008.- № 2. С. 3-7.
8. Сиденко А. С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения. // Инновационные программы и проекты в образовании 2011. № 4. С. 41-45.
9. Сиденко Е. А. О некоторых теоретических аспектах формирования у работников образования мотивации достижения. // Инновационные проекты и программы в образовании 2012. № 3.С.35-48.
10. Шакина Г. В. Оценка сформированности у младших школьников умений работы с текстом как источником информации. // Стандарты и мониторинг в образовании.-2010.- № 3.
42
Эксперимент и инновации в школе 2013/5