ФГОС второго поколения
УДК 37
л
М. Н. Вяткина, Н. В. Никонова
УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
_____________________Г
Аннотация. В статье представлен опыт создания необходимых организационно-педагогических условий для управления формированием универсальных учебных действий учащихся общеобразовательной школы. Описан план работы школы по формированию универсальных учебных действий. Обоснованы основные пути предупреждения рисков реализации проекта.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, развивающий потенциал образовательного процесса, сетевое взаимодействие инновационно-активных ОУ, педагогические исследования, управление формированием универсальных учебных действий учащихся.
Abstract. The article presents the experience of creating the necessary organizational and pedagogical conditions for formation control universal educational actions of pupils of secondary school. The plan for the school to form a universal educational activities. Substantiated basic ways to prevent risks of the project.
Keywords: universal learning activities, developing the potential of the educational process, networking of innovation-active educational institutions, educational research, control the formation of universal learning activities of students.
Bнастоящее время приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин [1,3].
С 2007 года в рамках работы научно-образовательной сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ППРО (г. Москва) [2,4,5,6,10,12,14] ведется системная работа по переводу образовательных учреждений в режим саморазвития на принципах открытости и многообразия. Под научно-образовательной сетью в проекте понимается динамическое множество взаимосвязанных агентов, представляющих собой научные, образовательные, социальные, культурные учреждения, а также элементы инновационной инфраструктуры территорий, заинтересованные в развитии своих действующих
и потенциальных сотрудников, которое функционирует по типу виртуальной организации и выполняет инновационные проекты на высоком уровне координации целей и интеграции всех видов ресурсов, достигаемом посредством формирования внутреннего информационного пространства сети и приводящего в результате к созданию коллективных объектов интеллектуальной собственности и увеличению экстернального эффекта.
Одним из важных направлений работы научно-образовательной сети является научное сопровождение деятельности образовательных учреждений по обеспечению условий для формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся на разных ступенях обучения. Именно УУД по замыслу разработчиков ФГОС нового поколения должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса максимального раскрытия познавательного потенциала учащихся [6,7,11,13]. Универсальный характер УУД появляется в том, что они:
• носят надпредметный, метапредметный характер;
• обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1
19
ФГОС второго поколения
• обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
• лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
• обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Как правило, развитие учебных действий проводится учителем в зависимости от особенностей учебного материала и предлагаемых контрольных вопросов и заданий, также составленных авторами учебников, как правило, без системы, без учета необходимости закреплять один и тот же вид деятельности выполнением однородных заданий. Учителя, работающие в одной параллели, в разное время проводят работу по формированию и развитию однотипных учебных действий, компетенций, что является проявлением бессистемности работы уже на уровне параллели классов. Для эффективного формирования универсальных учебных действий деятельность педагогов из разрозненной и эклектичной должна стать единообразной и последовательной, предполагающей соответствующее организационное и методическое обеспечение этого процесса.
Основой данного обеспечения в МБОУ СОШ № 175 выступает программа формирования универсальных учебных действий (далее Программа). Данные действия должны выступать в качестве предмета обучения, и для этого необходимо специально выделять время в рамках всех учебных дисциплин. В связи с тем, что сформированность универсальных учебных действий - это результат усилий всего педагогического коллектива, требуется координация взаимодействия всех преподавателей. Педагоги должны использовать единые подходы к классификации, составу универсальных учебных действий и методикам их формирования. Использование разработанного подхода к формированию УУД позволяет систематизировать работу по базовым или актуальным направлениям. Положительный эффект по формированию, развитию и закреплению УУД достигается посредством создания ситуации единства времени, места и многократности повторения однородных видов деятельности.
Среди основных целей программы обозначены:
• Создание методологической основы формирования саморазвивающейся личности на основе уверенного владения базовыми методами познавательной деятельности.
• Формирование интереса к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
• Воспитание уверенности в своих силах на основе закрепления ведущих учебных умений.
• Повышение эффективности работы педагогического коллектива по формированию универсальных учебных действий на основе координации деятельности учителей одной параллели.
• Повышение ответственности учащихся за результаты учебно-познавательной работы.
• Создание предпосылок для повышения эффективности подготовки выпускников к сдаче экзаменов.
Главным условием реализации Программы является то, что линия взросления специально задается, причем, первую очередь, эволюцией форм организации деятельности учащихся от коллективно-распределенной к групповой и индивидуальной. Соответственно эволюционирует и содержание обучения. Для младших школьников это содержание найдено и определено - это учебная деятельность, формирование которой является главной целью развивающего обучения. В средней и старшей школе эта деятельность предлагается как поисково-исследовательская, учебно-продуктивная деятельность, где результатом является авторская работа.
Программа опирается на особое видение системы школьной жизни - систему двухлетних учебных периодов (первый год - это ориентировка в новой системе учебных форм, второй год - их освоение).
Таблица 1
1-2 классы 3-5 (4) классы 6-7 классы 8-9 классы
У У У У
НЗ СК ПМ
ДК ПК ОП
Ф
Освоение Освоение Освоение Освоение
простран- пространства простран- простран-
ства класса параллели ства школы ства региона
Основной формой организации обучения является урок (У). Динамика развития учебно-образовательного пространства задается системой особых внеурочных форм учебной деятельности. Так, во II периоде появляются две факультативные формы: «Нестандартные задачи» (НЗ) и «Дискуссионный клуб» (ДК).
Факультатив «Нестандартные задачи» - это детский НИИ разных версий и вопросов, приносимых на факультатив, как самим учителем, так и детьми. Он открывает возможности нового старта тем детям, для которых учебная задача на уроке сложна, и он не может проявить себя, а на факультатив он может принести свою задачу, поднять свой статус, так как в этом возрасте появляется потребность и способность самооценки.
В «Дискуссионном клубе» дети начинают осваивать и оформлять учебный опыт, занятие в нем способствуют формированию рефлексии учебной деятельности и личностных универсальных действий.
Основной процесс в подростковой школе - индивидуализация.
Появляются новые внеурочные формы учебной деятельности:
• сопровождающие курсы (СК),
• предметные клубы (ПК),
• факультативы (Ф).
Сопровождающий курс - форма обязательная. На сопровождающем курсе обсуждается не сам пред-
20
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1
ФГОС второго поколения
мет, а метапредмет, т.е. это курс прикладной психологии. В СК дети строят понятия, а чтобы их построить, нужна рефлексивная работа:
• Как я сделал это открытие?
• Что мне помогло и т.д.
Задача предметных клубов - инициирование творчества учащихся, написание, ими и защита творческих работ, что способствует овладению предметным языком.
Предметные мастерские в 8-9 классах (ПМ) - это продолжение сопровождающих курсов и предметных клубов. На предметных мастерских исследуется процесс обобщения, детям предлагается самим построить учебную задачу.
Главная задача в 9 классе - образовательное проектирование (ОП). В 9 классе дети пишут проект: хотят ли учиться дальше? чему хотят учиться? как? с кем? с помощью кого или чего?
Это пространство должно быть заполнено детскими проектами. К концу 9 класса должно завершаться становление учащегося как субъекта своей деятельности. Учащийся должен быть способен к самоопределению. В старшей школе происходит профессиональная ориентация.
Эта система учебных периодов задает динамику системы особых учебных форм, динамику содержательных позиций: «Я умеющий», «Я знающий», «Я -автор», «Кто я?» и динамику развития учебных отношений, учебного диалога. Не все учащиеся одинаково способны выйти в группу «лидер», а потом - на индивидуальную траекторию, но, выходя в эти позиции, они обеспечивают то, что для «не лидеров» пространство урока остается постоянно развивающим.
От цикла к циклу происходит освоение детьми разных пространств: класса, параллели, школы, города...
К основным критериям сформированности универсальных учебных действий в школе относятся:
• Полнота действия
• Разумность действия
• Сознательность (осознанность) действия
• Обобщенность действия
• Критичность действия
• Освоенность или мера овладения действия
Среди основных уровней сформированности учебных действий в школе мы выделяем:
1) . Отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности (ученик выполняет лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не контролирует свои действия, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения) - 0 уровень.
2) . Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, может выполнять действия по постоянному, уже освоенному алгоритму) - 1 уровень.
3) . Неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи
не может самостоятельно внести коррективы в дей-ствии)-2 уровень.
4) . Адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем) - 3 уровень.
5) . Самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее усвоенных способов дей-ствий)-4 уровень.
6) . Обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи - 5 уровень.
Описанную модель оценки сформированности учебной деятельности, в ряде значимых аспектов дополняет диагностическая система А. К. Марковой, включающая четыре основных сферы оценки:
1. Состояние учебной задачи и ориентировочной основы:
• понимание учащимися задачи, поставленной учителем, смысла деятельности и активное принятие учебной задачи;
• самостоятельная постановка школьников учебных задач;
• самостоятельный выбор ориентиров действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале.
2. Состояние учебных действий:
• какие учебные действия выполняет школьник (измерение, моделирование, сравнение и т.д.);
• в какой форме он их выполняет (материальной/матери-ализованной; громкоречевой, умственной); развернуто (в полном составе операций) или свернуто; самостоятельно или после побуждений со стороны взрослых;
• различает ли ученик способ и результат действий;
• владеет ли школьник несколькими приемами достижения одного результата.
3. Состояние контроля и самооценки:
• умеет ли учащийся проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль);
• может ли проверять себя в середине и в процессе работы (пошаговый самоконтроль);
• способен ли он планировать работу до ее начала (планирующий контроль);
• адекватна ли самооценка учащегося;
• доступна ли учащемуся дифференцированная самооценка отдельных частей своей работы, или он может оценить свою работу лишь в общем виде.
4. Каков результат учебной деятельности:
• объективный (правильность решения, число действий до результата, временные характеристики действия; возможность решения задач разной трудности);
• субъективный (значимость, смысл учебной деятельности для самого ученика, субъективная удовлетворенность, психологическая цена - расход времени и сил, вклад личных усилий) [9].
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1
21
ФГОС второго поколения
Можно видеть, что предложенная диагностическая система объединяет характеристики собственно учебной деятельности, личностных и регулятивных универсальных действий и свойств действия, что позволяет рассматривать ее как основу разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий.
Полученные в результате тестирования количественные и качественные показатели позволяют определить уровень развития логических действий, общеучебных и коммуникативных действий каждого ученика в классе. Поскольку в одном классе ученики могут находиться на уровнях развития, соответствующих разным классам, необходимо выстраивать разноуровневые занятия с учетом каждого ученика, либо выделять группы по сходным параметрам [8,15,16].
Если основой координации работы школы по обучению является учебный план, а по воспитанию -общешкольный план воспитательной работы, то основой координации работы учителей по развитию универсальных учебных действий становится специально разработанная дорожная карта формирования УУД на разных ступенях обучения, которая не заменяет индивидуальной работы учителей-предметни-ков, а лишь частично координирует ее. Планирование осуществляется на уровне основного общего образования.
Обобщение универсальных учебных действий осуществляется на более высоком теоретическом уровне
посредством изучения в 10 классе специального предмета «Основы логики и методологии учебного познания». К 11 классу выпускник должен уверенно владеть умениями и навыками, необходимыми для самостоятельной подготовки к экзаменам.
Управление реализацией программы осуществляется по следующему алгоритму:
1. Школа определяет приоритетные направления в развитии универсальных учебных действий, компетенций и составляет «Общешкольный тематический план развития универсальных учебных действий и компетенций учащихся».
2. Школа определяет круг специалистов, для которых работа по приоритетным направлениям будет являться обязательной. По другим видам работы учитель продолжает определять свою деятельность самостоятельно, исходя из требований программы и содержания учебного материала.
3. Планирование осуществляется на уровне каждого класса или параллели.
4. Планирование по одному виду работы осуществляется продолжительностью в учебную четверть.
5. Входящий и исходящий мониторинги осуществляются в начале и в конце каждой четверти соответственно или в начале и в конце учебного года комплексно.
Дорожная карта реализации проекта представлена в таблицах 2,3,4.
Таблица 2
Дорожная карта реализации I этапа проекта
Основные мероприятия Сроки Ответственные
Работа с кадрами
Научно-методическое обеспечение: формирование единого целеполагания на уровне учитель - администрация
Определение проблемы, целей, задач, принципов и содержание инновационной деятельности педагогического коллектива и администрации. Ноябрь 2011 Заместитель директора по НМР
Поиск информации о существующем опыте работы по формированию УУД Декабрь 2011 Заместитель директора по НМР
Методический совет (утверждение решения об участии в инновационной деятельности) Январь 2012 Директор
Организационное собрание педагогического коллектива по теме: «Задачи и формы работы педагогов в проблемных творческих группах лицея» Февраль 2012 Заместитель директора по НМР
Заседание проблемных творческих групп по теме: «Определение содержания универсальных учебных действий» Январь 2012 Руководители творческих групп
Заседание проблемных творческих групп по теме: «Приемы, методы, технологии в образовательной деятельности, способствующие формировании УУД» Февраль 2012 Руководители творческих групп
Методический совет по теме: «Презентация и утверждение Проекта управления формированием универсальных учебных действий» Март 2012 Заместитель директора по НМР
Педагогический совет «От общеучебных умений и навыков к универсальным учебным действиям» Апрель 2012 Директор
Подготовка сборника научно-методических материалов по теме «От общеучебных умений и навыков к универсальным учебным действиям» Апрель 2012 Заместитель директора по НМР
Анкетирование учителей по вопросу: «Затруднения в реализации компетент-ностного подхода» Май 2012 Заместитель директора по НМР
22
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1
ФГОС второго поколения
продолжение табл. 2
Основные мероприятия Сроки Ответственные
Заседание Методического совета по теме: «Утверждение программы курса «Учись учиться» Август 2012 Методический совет
Мотивационно-аналитическое обеспечение сбор информации об условиях и результатах развития познавательной активности учащихся на основе формирования ОУУД и организации их самостоятельной работы
Анализ динамики состояния и уровня развития результатов обучения учащихся II ступени МБОУ-СОШ № 175 за 2010-2011 гг. Октябрь 2011 Заместитель директора по НМР Заместитель директора по УВР
Изучение индивидуального стиля педагогов, вводящих новые педагогические технологии в свою деятельность. Ноябрь - декабрь 2011 Заместитель директора по НМР Заместитель директора по УВР
Микроисследование: «Состояние и эффективность включения школьников в учебно-познавательную деятельность на уроке» Январь - февраль 2012 Руководители ШМО
Методическая оперативка «Обзор научно-методической литературы по проблеме реализации компетентностного подхода» Март 2012 Заведующий библиотекой
Поиск и разработка методических рекомендаций для классных руководителей «НОТ учащихся» Апрель - май 2012 Заместитель директора по ВР
Работа с родителями: ознакомление родителей с новыми направлениями педагогического поиска формирование и развитие на этой основе их педагогического сотрудничества с МБОУ-СОШ № 175
Совместное заседание руководителей проблемных групп и представителей Совета школы по теме: «Обсуждение модели формирования УУД» Февраль 2012 Директор председатель родительского комитета, Совета школы
Общешкольная конференция: «Модель формирования УУД в МБОУ-СОШ № 175» Май 2012 Директор
Работа с учащимися: ознакомление учащихся с новыми направлениями педагогического поиска и включение их в совместную с учителями деятельность по их осуществлению
Микроисследование: «Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе» Декабрь 2011 Заместитель директора по УВР
Ученическая конференция «Итоги работы школьного самоуправления» Апрель 2012 Заместитель директора по ВР
Нормативно - правовое обеспечение: совершенствование локальной нормативно-правовой базы
Подготовка изменений (дополнений) в локальные акты и должностные инструкции в соответствии с ФГОС второго поколения Январь - февраль 2012 Директор
Подготовка изменений (дополнений) в Образовательную программу школы Март - апрель 2012 Заместитель директора по НМР Заместитель директора по УВР
Материальное обеспечение: создание, развитие и эффективное использование учебно-материальных ресурсов школы
Совещание администрации ОУ по выявлению материально-технических потребностей для реализации компетентностного подхода Октябрь 2011 Директор
Экспертиза состояния материально-технического обеспечения ОУ Ноябрь - декабрь 2011 Директор председатель родительского комитета, Совета школы
Создание мультимедийного демонстрационного класса в начальной школе В течение 2011/12 уч. года Директор
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1
23
ФГОС второго поколения
Таблица 3
Дорожная карта II этапа проекта (август 2012 - август 2013 гг.)
Основные мероприятия Сроки Ответственные
Работа с кадрами
Научно-методическое обеспечение: плановое введение инновационных изменений в образовательном процессе
Заседание проблемных творческих групп по теме: «Обсуждение и утверждение банка проектных работ для учащихся» Сентябрь 2012 Руководители творческих групп
Заседание школьных методических объединений «Особенности моделирования деятельностной среды в ОУ» Октябрь 2012 Методический совет, ШМО
Заседание оргкомитета по подготовке к городским Педагогическим чтениям Октябрь 2012 Заместитель директора по НМР
Семинар-практикум «Как лучше работать с учебником на уроке» (обмен опытом) Ноябрь 2012 Заместитель директора по НМР
Методический совет «Разработка и реализация межпредметных тренингов» Декабрь 2012 Заместитель директора по НМР
Педагогический совет «Компетентностный подход в образовании как средство формирования социально успешной индивидуальности» Январь 2013 Директор
Семинар «Требования к уроку на основе деятельностного подхода» Февраль 2013 Заместитель директора по НМР
Подготовка сборника научно-методических материалов по проблеме формирования УУД Апрель 2012 -апрель 2013 Заместитель директора по НМР
Педагогический совет «Итоги инновационной деятельности за учебный год и задачи на новый год» Август 2012 -август 2013 Заместитель директора по НМР
Методические оперативки по проблемам развития УУД и мыслительных операций. В психологическом аспекте по темам: психические процессы; мышление; мыслительные операции. В методологическом аспекте по темам: знакомство с приемами развития мыслительных операций; - знакомство с технологиями, обеспечивающими освоение надпредметных знаний. 1 раз в четверть 20122015 Заместитель директора по НМР Заместитель директора по УВР
Семинар «Структура и содержание контрольно-измерительных материалов по выявлению уровня развития УУД» (обмен опытом) Ноябрь 2013 Заместитель директора по УВР
Педагогический совет «Организация и содержательное наполнение предметно-пространственной, информационной и ценностной среды в учебном процессе» Январь 2013 Директор Заместитель директора по ВВР
Методический совет «Педагогический эксперимент: опыт и перспективы его развития» Март 2014 Заместитель директора по НМР
Мотивационно-аналитическое обеспечение: включение каждого учителя в педагогический поиск
Заседание проблемных творческих групп по теме: «Формирование системы мониторинга качества образования в ОУ, включающей показатели сформирован-ности ключевых компетенций учащихся и педагогов» Октябрь 2012 Администрация
Изучение индивидуального стиля педагогов, вводящих новые педагогические технологии в свою деятельность. По плану ВШК Заместитель директора по НМР Заместитель директора по УВР
Мониторинг индивидуальных изменений (новообразований) у обучающихся по привитию навыков информационно-методологической грамотности (ЗУНы, общеучебные навыки, качества личности). Циклограмма мониторинга: октябрь 2012 -май 2014 Руководитель отдела мониторинга Методического совета школы
Мониторинг индивидуальных изменений (новообразований) обучающихся в эмоциональной, волевой, ценностной сферах; изучение склонностей, интересов, потребностей в дополнительном образовании. Циклограмма мониторинга: октябрь 2012 -май 2014 Руководитель отдела мониторинга Методического совета школы
24
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1
ФГОС второго поколения
продолжение табл. 3
Основные мероприятия Сроки Ответственные
Микроисследование: «Состояние и эффективность включения школьников в учебно-познавательную деятельность на уроке» Январь, февраль 2013, 2014 Руководители ШМО
Анализ динамики состояния и уровня развития результатов обучения учащихся II ступени Октябрь 2012-2013 Заместитель директора по НМР Заместитель директора по УВР
Работа с родителями: ознакомление родителей с новыми направлениями педагогического поиска формирование и развитие на этой основе их педагогического сотрудничества с МБОУ-СОШ № 175
Организации работы лектория для родителей: - «Как развивать познавательный интерес у школьников?» - «Как помочь детям организовать свой учебный труд?» - «Как учить детей работать с книгой дома?» 2012/13 уч. год Заместитель директора по ПВ Заместитель директора по ВР
Круглый стол (совместно с учителями): «Что мы знаем и чего не знаем о детях?» (ознакомление родителей с психолого-педагогическими диагностиками) 2 раза в год: октябрь, май. 2012, 2013 Заместитель директора по УВР
Анкетирование родителей на предмет выяснения удовлетворенности деятельностью школы по проекту 1 раз в год: декабрь. 2012, 2013 Заместитель директора по ВР
Представление на сайте лицея публичного отчета по реализации проекта Май 20122013 Директор
Общешкольная конференция: - «Здоровая и дружественная среда. Уклад школы» - «Детско-взрослая общность школы» 2012 - май 2014 Директор
Работа с учащимися: ознакомление учащихся с новыми направлениями педагогического поиска и включение их в совместную с учителями деятельность по их осуществлению
Введение в школьный компонент учебного плана сопровождающего курса для учащихся 5-8 классов «Развитие речи» 2012/13-2013/14 уч. год Заместитель директора по УВР
Введение в школьный компонент учебного плана спецкурса для учащихся 7 классов «Учись учиться» 2012/13-2013/14 уч. год Заместитель директора по УВР
Конференция: «Каким быть школьному самоуправлению?» Ноябрь 2012 Заместитель директора по ВР
Дискуссионный клуб: «Что мешает учиться с интересом?» 2012/13-2013/14 уч. год Заместитель директора по УВР
Организация работы предметных клубов (инициирование проектной деятельности) 2012/13-2013/14 уч. год Заместитель директора по УВР
Диагностика уровня развития УУД (входящая и итоговая диагностика) 2 раза в год: октябрь, май Заместитель директора по УВР
Анкетирование старшеклассников на предмет выяснения удовлетворенности деятельностью лицея по проекту 1 раз в год: декабрь Заместитель директора по УВР
Нормативно - правовое обеспечение: совершенствование локальной нормативно-правовой базы
Подготовка изменений (дополнений) в Устав школы Сентябрь - декабрь 2012 Директор
Материальное обеспечение: создание, развитие и эффективное использование учебно-материальных ресурсов лицея
Обновление оборудования учебных кабинетов и их оформление в соответствии с новыми санитарно-гигиеническими требованиями 2012/13-2013/14 уч. год Директор Заместитель директора по АХЧ
Информатизация образовательной среды (согласно плану школы) 2012/13-2013/14 уч. год Директор Заместитель директора по АХЧ
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1
25
ФГОС второго поколения
Таблица 4
Дорожная карта III этапа проекта (сентябрь - декабрь 2014 г.)
Основные мероприятия Сроки Ответственные
Изучение мнений педагогов, учащихся и родителей о результатах работы по формированию УУД. Сентябрь, октябрь 2014 Заместитель директора по НМР
Доработка и коррекция модели внутришкольной развивающей среды с учётом анализа результатов работы и экспертных оценок. Сентябрь - ноябрь 2014 Администрация
Анализ результатов исследований, обсуждение их на педагогическом совете, принятие управленческих решений. Ноябрь 2014 Директор
Творческий отчет «Управление формированием универсальных учебных действий» по результатам реализации проекта Декабрь 2014 Директор
Подготовка сборника научно-методических материалов по проблеме формирования УУД Октябрь 2014 Заместитель директора по НМР
Алгоритм формирования универсальных учебных действий у учащихся 5-9 классов приведен в табл. 5.
Таблица 5
Алгоритм формирования универсальных учебных действий у учащихся 5-9 классов
Виды деятельности Классы /четверти
5 6 7 8 9
Регулятивные действия
ставить учебную задачу 1 1
правильно оформлять и вести записи в тетради 1
понимать последовательность действий 1
сравнивать полученные результаты с учебной задачей 1
определять наиболее рациональную последовательность своей деятельности 1
оценивать свою деятельность и одноклассников 1
планировать свою деятельность 1
вносить изменения в содержание задач 1 1
определять проблемы собственной деятельности и устанавливать их причины 1
Познавательные универсальные действия
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели 2
поиск необходимой информации (работать с учебником, дополнительной литературой, использовать компьютерные средства поиска информации) 2 2
владеть различными видами пересказа (устно и письменно) 2 2 2
различать стили текстов, воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей 2
составлять на основе текста таблицы, схемы, графики 2 2 2
составлять сложный и тезисный план 2
готовить доклады, выполнять реферативные работы 2
составлять конспект текста, выступления 2 2
моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические) 2
преобразование модели с целью выявления общих законов 2 3 3
выделять главное 3
составлять простой план 3
26
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1
ФГОС второго поколения
продолжение табл. 5
Виды деятельности Классы /четверти
5 6 7 8 9
сравнивать факты и явления по заданным критериям 3
выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение 3 4
формулировать вывод 4
классифицировать по нескольким признакам 4
доказывать и опровергать 3 3
определять причинно-следственную связь между компонентами 3 4
владеть навыками синтеза и анализа 4
Коммуникативные действия
задавать уточняющие вопросы 4
высказывать суждения 4
слушать друг друга 4
вести диалог 3
кратко формулировать свои мысли 3
продолжить и развить мысль собеседника 3
выслушивать и объективно оценивать другого 4
вырабатывать общее решение 4
выступать перед аудиторией 3 3
уметь донести свое мнение до других 3 3
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения 3
Ожидаемый эффект от реализации Программы для педагогов школы состоит в том, что:
• освоен понятийный аппарат стандартов нового поколения;
• созданы учебно-методические ресурсы, обеспечивающие учебные предметы начальной и основной школы;
• создан банк данных по проблеме проекта;
• разработаны проекты, включающие план мероприятий по внедрению в практику новых подходов к управлению образовательным учреждением в условиях реализации на практике нового стандарта;
• изучены теоретические аспекты и апробированы практически наиболее существенные элементы новой образовательной системы:
■ собственно стандарты,
■ базисные учебные планы для начального и основного образования,
■ примерные программы,
■ система оценивания, отвечающая стандартам, построенная на основе деятельностного подхода,
■ учебные материалы,
■ изменения и дополнения в системе педагогического профессионального образования, учебные материалы, педагогические технологии и др.
• сформированы социально ценные практические умения, приобретен опыт преобразовательной
деятельности и развитие творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации личности;
• созданы оптимальные благоприятные педагогические и управленческие условия для апробации направлений и подходов, заявленных в новых стандартах.
Ожидаемый эффект от реализации Программы для учащихся:
• сформированы устойчивые познавательные и учебные мотивы;
• самостоятельно осуществляет деятельность учения, ставит учебные цели, ищет и использует необходимые средства и способы достижения, контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности;
• имеет представления о социальных ролях, правилах и нормах их выполнения;
• соотносит поступки и события с принятыми этическими принципами, имеет знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
• развита ориентация на Я-идеал как образец для построения деятельности, общения, поведения;
• имеет адекватные представления о том, как его воспринимают и оценивают другие (родители, учителя, сверстники); адекватную оценку своих возможностей;
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1
27
ФГОС второго поколения
• использует разные виды моделирования;
• самостоятельно находит, перерабатывает и использует информацию для решения учебных задач;
• осмысленно читает, понимает и адекватно оценивает язык СМИ.
Контроль и самоконтроль реализации программы
В начале четверти осуществляется входящий мониторинг по определению уровня владения учащимися запланированными к развитию навыками. В конце учебной четверти проводится исходящий мониторинг, позволяющий сравнить результаты работы с исходными показателями и определить, следует переходить к другому виду запланированной деятельности или следует скорректировать план и повторить проведенную работу. Мониторинг осуществляется классными руководителями. Учитель на протяжении временной единицы работы по развитию учебного действия (четверти) должен привлечь к ней каждого ученика хотя бы единожды. Для самоконтроля учитель может использовать специальную тетрадь класса для фиксации и оценивания работы каждого ученика. Учащийся при желании может осуществлять самоконтроль в дневнике, записывая результаты входящего и исходящего мониторинга.
Литература
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.
2. Белова Е. Г., Давыдова Н. Н., Крюкова Е. М. Развитие педагогического потенциала как условие реализации ФГОС // Успехи современного естествознания. 2011. № 10. С.67-68.
3. Воровщиков С. Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. 30 сентября.
4. Давыдова Н. Н. Управленческая деятельность администрации школы для перевода ОУ в режим саморазвития
// Инновационные проекты и программы в образовании.
2011. № 3. С.36-43.
5. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации ОУ // Образование и наука. 2010. № 11. С.23-32.
6. Давыдова Н. Н., Смирных О. В. Универсальные учебные действия: управление формированием // Народное образование. 2012. № 1. С.167-175.
7. Давыдова Н. Н., Смирных О. В. Управление формированием универсальных учебных действий в условиях образовательного учреждения повышенного статуса // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С.24—30.
8. Маскин М. М., Петренко Т. К., Меркулова Т. К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентнос-тному подходу. М., 2008.
9. Маркова А. К., Никонова А. Я. Психология труда учителя. М., 1993.
10. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. 2012. № 1 (90) С.56-65.
11. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.40-48.
12. Сиденко А. С., Хмелёва В. С. Сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности экспериментальных площадок // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 4.
13. Сиденко Е. А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.4-7.
14. Сиденко Е. А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения // Образование и наука. 2012. № 8. С.5-16.
15. Фоменко С. Л. Процесс освоения педагогическим коллективом концепции, содержания и технологий компетент-ностного подхода в образовании // Образование и наука.
2012. № 6. С.65-78.
16. Фоменко С. Л. Структура и содержание образовательной программы школы в условиях реализации компетент-ностной модели образования // Образование и наука. 2010. № 11 (79). С.3-12.
28
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1