Научная статья на тему 'Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста'

Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3490
986
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД / КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Ирина Вячеславовна

В статье представлены результаты диагностики и мониторинга формирования и развития универсальных учебных действий учащихся дошкольного и младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Подчеркивается важность аналитической компетентности учителя для успешного формирования и мониторинга уровня сформированности УУД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста»

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Чтобы проверить по написанию:

1. Читай каждое слово по порядку ПО СЛОГАМ и ВЫДЕЛЯЙ каждый слог

2. Проверь, подходят ли БУКВЫ к слову?

3. Нет ли ПРОПУСКА слов?

Литература

1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку.- М., 1978.

2. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / под ред. Н. С. Рождественского, Р С. Фомичёвой.- М., 1977.

3. Абдулаева Т. С., Яшная С. Ю. Применение правил русского языка с позиций деятельностного метода обучения // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 2.

4. Абрамова Т. А. Эффективность использования современных технологий на уроках русского языка и литературы // Эксперимент и инновации в школе.- 2010.- № 5.

5. Баранов С. П. Сущность процесса обучения: учеб. пособие.- М., 1981.

6. Баранов С. П., Сластёнин В. А. Педагогика: учеб. пособие.- М., 1986.

7. Беспалько В. П. Новые методы и средства обучения.- М., 1968.

8. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников: учеб. пособие.- Ростов-на-Дону, 1970.

9. Бураева Н. Н. Лабораторная работа: «Культура речи и нормы современного русского литературного языка» // Инновационные проекты и программы в образовании.-2008.- № 3.

10. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования: учеб. пособие.- М., 1956.

11. Золотая И. Г. Применение дидактических игр на уроках математики для развития внимания // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2011.- № 1.

Андреева Ирина Вячеславовна

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 4 г.Бор Нижегородской области E-mail: irina_a69@rambler.ru

J ^

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОЕ УУД У УЧАЩИХСЯ

ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

л_________________________________________г

Аннотация. В статье представлены результаты диагностики и мониторинга формирования и развития универсальных учебных действий учащихся дошкольного и младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Подчеркивается важность аналитической компетентности учителя для успешного формирования и моаиторинга уровня сформированности УУД.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, диагностика и мониторинг сформированности УУД, личностные результаты, регулятивные УУД, коммуникативные УУД, познавательные УУД.

Соврсменнаа образовательная ситуация в стране характеризуется переходом на новые образева-теланые сткнда рты.

Одним из требований ФГОС является планомер-нае и целенаправленное формирование УУД учащихся. Работа по этому напаавлению нкпрямую зависит от того, насколько грамотно учитель выстраивает образовательный

процесс, организует учебную деятельность ребенка и делает ее результативной и успешной. Следовательно, первоосновой ученического успеха является профессиональный успех учителя, его мастерство, его профессиональная компетентность, его оснащенность средствами анализа и диагностики [5,6,8].

К. Д. Ушинский писал: «В деле обучения и воспи-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013

21

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

тания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Учитель - ключевая фигура в школе, и все мы понимаем, что качество образовательной системы не может быть выше качества подготовки учителей, и поэтому учимся, учимся, учимся...

Повышение профессиональной компетентности учителя, особенно в эпоху перемен в образовании на этапе вхождения во ФГОС, невозможно без оказания методической помощи и сопровождения учителя. Для нашей школы научную поддержку, дистанционное обучение и повышение квалификации учителей, разработку и обновление ряда учебных и дидактических пособий на протяжении многих лет осуществляют Нижегородский институт развития образования, Нижегородский Центр Непрерывного Образования, школьная методическая служба.

Основополагающей среди компетентностей учителя является аналитическая - ведь «наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией» (Б. Дизраэли). Поэтому учителя школы принимают исследование и диагностику УУД как важнейшего образовательного результата наряду с предметными знаниями и умениями [1,2,3,4,7].

Мониторинг, которым мы пользуемся, разработан учителями Нижегородской области, сотрудничающими с Нижегородским центром непрерывного образования. Среди них есть и наши учителя. Мониторинг апробирован - мы ему доверяем.

Первую диагностику учащихся я провела в дошкольной группе, а затем ежегодно, переходя из класса в класс, два раза в год для получения сравнительных результатов.

Как полученную информацию может и должен использовать учитель?

1. Диагностический материал - это реальный результат сформированности УУД учащихся класса, на основании которого можно понять, верно ли учитель выстраивает образовательный процесс.

2. Результаты диагностики помогают увидеть проблемные направления формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на основе предметного содержания и внести корректировку в свою деятельность.

3. Виден личностный рост каждого учащегося в целом (от дошкольника до выпускника начальной школы), а также динамика развития у учащегося одних и тех же универсальных учебных действий на разных предметах.

«Учитель живет, пока учится»,- сказал когда-то К. Д. Ушинский. Профессиональная компетентность учителя повышается благодаря его участию в различных формах методической работы, поддержке администрации, научной поддержке.

Предлагаемый мониторинг сформированности УУД учащихся был использован как психолого-педагогическое обоснование выбора темы работы при прохождении учителем государственной аттестации. Мониторинг уровня сформированности УУД осуществлялся у учащихся моего класса с дошкольной группы до входящего тестирования 2 класса.

Личностные результаты.

Формирование личностных результатов у учащихся отслеживается посредством изучения уровня сформированности школьной мотивации.

(Методика «Беседа о школе» модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгер)

Исследование уровня сформированности школьной мотивации

Школьная Шк.-Долги Долги Школ, Дйшнольнан

Вывод: в целом по классу уровен ь сформированности внутренней позиции школьника имеет положительную динамику. У 70% рчащиася на начало 2 класса сфоамироваиа учебная мотивация. Наличие 2 учищихся (Женя С., Алина М.) с дошкольной мотивацией и наличие учащихся с пограничной позицией (Ш-Д) (Ксюша I"., Артем К., Алина Т., Игорь Ч.) позволяют сделать вывод о необходимости организации

индивидуальной работы с учащимися ро формированию личностных результатов.

Регулятивные УУД.

Формирование регулятивных УУД отслеживается посредством изучения уроуня развития саморегуляции учащихся. (Методика разработана психологами центра «Доверие» г. Переславль-Залессчий Ярославской обл. на основе методики «Интеллектуальная лабильность»)

22

Мунящрпальноеобразование:инновациииэвсперимент №2, 2013

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Исследование уровня сформированности регулятивных УУД

Вывод: Показатель «высокого» уровня развития саморегуляции в дошкольной группе отсутствует. Ко 2 классу наблюдается рост числа учащихся, имеющих «высокий» уровень разв ития саморегуляции (от 0 до 65%) и «средний» (от 20% до 25%).

Количество учащихся, имеющух «низкий» уровень снизился с 31% до 17%. Наличие в классе учащихся дан ной группы позволяет сделать вывод о необходи-

мости продолжения работы по формированию регулятивных УУД .

Коммуникативные УУД.

Формирование ооммуникативных УУД отслеживается через исследование уровня развития назыков сотрудничества. (Задания «Рукавички», «Оаленки» авт. ГА. Цуке рмая»)

Исследование уровня развития коммуниоа/мивни/х УУД

I высокий уровень I средни! й уровень

I низков уровень

Boieod: При проверке данного показателя были отслежены: мотивация учащихся к предстояуей оая-тельности, вхаинодяйствое детей пре выполненяи зндания и оценка ими получинного результата.72% ученико в класса показали высокий уровень сфор-

мированности коммуникативного навыяа. эти дети «хотят» и «мигут» работать в пару. Однако наличие по 14% учащихся со «средним» и «низким» уровнями сформированности предпосылок к совммстной деятельности определяет необходимость продолжения работы по формированию коммуникативных

УУД.

Повнавательныи УУД.

Уровень сформированности познавательных УУД в тестировании представлен группой логических УД, качество сформиросансосеи которых отсяеживается через:

1. Изучение уровня развития умения проводить сравнение и обобщенсе.

2. Изучение уровня развития умения устанавливать логические связи и закономерности.

3. Изучение уровня настраивать последовательность событий на основе сюжетных картинок.

Изучлние урзиня развития умения проводитя снхвнение

Вывод: 96% учащихся класса имеют допусти мый ууовень по данному показатели. Однако восможен

переоод учащихся ин «ореднего» в «высский» уровень.

Муниципальнозобразование: инновации и эксперимент №2, 2013

23

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Изучение уровня развития умения проводить обобщение

Вывод: В 1 классе данный показатель не тестировался. На начало 2 класса наблюдается отрицательная динамика развития данного умения (71% детей поеа-зали результат «низкого» уровня) . Однако отмечаю, что

критерии оценивания в данном тесте, на мой взгляд, были не совсем корректными. Данный показателе взят на контроль учителя.

Изучение уровня развития умения устанавливать логические связи и закономерности

(МетиЧика М. З. Зака)

Вывод: по сравнению с прошлым ачебным годом количество учащихся с «высоким» уровнем данного показателя возросло с 67%> со 71%, что является положительным моментом. Однаео снижение числа учащихся со «средним» уровнем с 29% до 8% и повы-

шение количества (етей с «низким» уровнем сфор-мированности изучаемого показателя с 4% до 21% требуат со стороны учителя тщательного анализа и торректировки дальнейшей деятельности по фо рми-рованию познавательных (логических) УУД.

Изукениа урсвня розвитиа умения выстраивать потледовттелкность собыатий ка осноме сюжетным аартинок

Вывод: Видна положительная динамика. по данному показателю на конец года составил

Допустимый («высоки й» о «средний») уровень 95%>.

24

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Межпредметная работа 2 класса включала в себя блок заданий, направленных как на изучение качества предметных умений учащихся (например, преобразования арифметической задачи, вычисления значений выражений и пр.), так и на выявление уровня сформированное™ регулятивных и познавательных УД (перенос задания в новые условия, умение выделять и формулировать учащимся границы своего «знания» и «незнания» и пр.).

Были выявлены следующие моменты:

1. Показатель учебных знаний и умений школьников по математике довольно высок. Так, с выбором вопроса к предложенной арифметической задаче безошибочно справились 80% учащихся, показали высокий уровень сформированности вычислительного навыка (без ошибок) - 100%.

2. Однако возможность творческого подхода к решению имеющейся задачи, т.е. перенос данных в новые условия, дети не увидели. От 13% до 33% учеников класса по разным заданиям теста отмечают это, как личное затруднение.

Проанализировав все вышеизложенные факты, а именно:

• актуальность работы по формированию УУД на этапе перехода на стандарты 2 поколения;

• результаты психолого-педагогического тестирования;

• информированность учителя в области современных инновационных педагогических технологий;

• считаю возможным осуществление деятельности по формированию УУД у учащихся 2 класса начальной школы в период перехода на новые ФГОС.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бершадская Е. А., Бершадский М. Е. Задания для диагностики усвоения связей между понятиями // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011. — № 4.

2. Козлицкая И. В. Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД // Эксперимент и инновации в школе.— 2012.— № 4.

3. Кузнецова С. В. Диагностика уровней сформированности деятельностных способностей у обучающихся // Инновационные проекты и программы в образовании.— 2009.— № 5.

4. Сальникова С. В., Ткаченко М. О. Уровень сформированности универсальных учебных действий у первоклассников: стартовая диагностика //Эксперимент и инновации в школе.— 2012.— № 2.

5. Сиденко А. С., Хмелёва В. С. Сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности экспериментальных площадок // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2008.— № 4.

6. Сиденко Е. А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. — 2012.— № 2.

7. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе.— 2010.— № 3.

8. Чернушевич В. А. Модели учебной деятельности, используемые для анализа и проектирования учебного процесса // Эксперимент и инновации в школе.— 2010. — № 1.

Тимченко Марина Викторовна

директор,

Торопова Любовь Николаевна

зам.директора по УВР, Тарновская Татьяна Васильевна

зам.директора по УВР, Рогова Татьяна Сергеевна

замдиректора по ВР. МБОУ СОШ № 4 г.Бор Нижегородская обл. E-mail: mousosh4@list.ru

J СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ^ В ПОДГОТОВКЕ К ВНЕДРЕНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Л

Из опыта методической работы школы

Г

Аннотация. В статье представлен опыт реализации системы методической работы школы № 4 города Бор, Нижегородской области. Статья обращает внимание читателя на наличие в школе множества экспериментальных площадок разного уровня, деятельность которых, с одной стороны, подкреплена соответствующим научным руководством, а с другой стороны, результаты эксперимента и полученного опыта обсуждаются и активно распространяются через публикации и различные методические мероприятия.

Ключевые слова: система методической работы, самообразование, непрерывное образование, профессиональное развитие педагога, экспериментальная площадка, стажерская площадка.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.