ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Межпредметная работа 2 класса включала в себя блок заданий, направленных как на изучение качества предметных умений учащихся (например, преобразования арифметической задачи, вычисления значений выражений и пр.), так и на выявление уровня сформированное™ регулятивных и познавательных УД (перенос задания в новые условия, умение выделять и формулировать учащимся границы своего «знания» и «незнания» и пр.).
Были выявлены следующие моменты:
1. Показатель учебных знаний и умений школьников по математике довольно высок. Так, с выбором вопроса к предложенной арифметической задаче безошибочно справились 80% учащихся, показали высокий уровень сформированности вычислительного навыка (без ошибок) - 100%.
2. Однако возможность творческого подхода к решению имеющейся задачи, т.е. перенос данных в новые условия, дети не увидели. От 13% до 33% учеников класса по разным заданиям теста отмечают это, как личное затруднение.
Проанализировав все вышеизложенные факты, а именно:
• актуальность работы по формированию УУД на этапе перехода на стандарты 2 поколения;
• результаты психолого-педагогического тестирования;
• информированность учителя в области современных инновационных педагогических технологий;
• считаю возможным осуществление деятельности по формированию УУД у учащихся 2 класса начальной школы в период перехода на новые ФГОС.
Литература
1. Бершадская Е. А., Бершадский М. Е. Задания для диагностики усвоения связей между понятиями // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011. — № 4.
2. Козлицкая И. В. Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД // Эксперимент и инновации в школе.— 2012.— № 4.
3. Кузнецова С. В. Диагностика уровней сформированности деятельностных способностей у обучающихся // Инновационные проекты и программы в образовании.— 2009.— № 5.
4. Сальникова С. В., Ткаченко М. О. Уровень сформированности универсальных учебных действий у первоклассников: стартовая диагностика //Эксперимент и инновации в школе.— 2012.— № 2.
5. Сиденко А. С., Хмелёва В. С. Сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности экспериментальных площадок // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2008.— № 4.
6. Сиденко Е. А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. — 2012.— № 2.
7. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе.— 2010.— № 3.
8. Чернушевич В. А. Модели учебной деятельности, используемые для анализа и проектирования учебного процесса // Эксперимент и инновации в школе.— 2010. — № 1.
Тимченко Марина Викторовна
директор,
Торопова Любовь Николаевна
зам.директора по УВР, Тарновская Татьяна Васильевна
зам.директора по УВР, Рогова Татьяна Сергеевна
замдиректора по ВР. МБОУ СОШ № 4 г.Бор Нижегородская обл. E-mail: [email protected]
J СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ^ В ПОДГОТОВКЕ К ВНЕДРЕНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Л
Из опыта методической работы школы
Г
Аннотация. В статье представлен опыт реализации системы методической работы школы № 4 города Бор, Нижегородской области. Статья обращает внимание читателя на наличие в школе множества экспериментальных площадок разного уровня, деятельность которых, с одной стороны, подкреплена соответствующим научным руководством, а с другой стороны, результаты эксперимента и полученного опыта обсуждаются и активно распространяются через публикации и различные методические мероприятия.
Ключевые слова: система методической работы, самообразование, непрерывное образование, профессиональное развитие педагога, экспериментальная площадка, стажерская площадка.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013
25
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя.
К. Д. Ушинский
Борская школа № 4 - это школа для всех (почти как у Е.А . Ямбурга) - самая обычная школа для детей самых разных возможностей и способностей, со своими традициями и своими проблемами.
это школш, в которой детям не хватает жизненного пространства, потому что учится в ней детей вдвое больше, чем предусмотрено по проекту, учатся в две полные смены, н ет квободных кабииетое для орга-низациу внеурочной работы. Но мы стараемся учить всех детей без исолюч ения, вне зависимости от их
компетентности учителя, а руководитель методической сяужбы-в оказании помощи каждому педагогу в выстраивании траектории индивидуального профессионального роста.
Профессиональное развитие педагога шнолы проходит по определенным этапам:
Г
непрерывное образование: курсы, тренинги, мастер-классы и т д.
V
г У
эксперимент
педагогическое
исследование
практика
______________)
способностей и склонностей, индивидуальных различий. Может быть, поэтому наши ученики на асфальте и на заборе пишут: «Школа 4 - лучшая в мире»?
В школе работают молодые и потому еще неопытные учителя, учителя заслуженные и обремененные наградами...- словом, разные, как и во всех образовательных учреждениях.
Потому и формы методической работы разные (думаю, такие же, как у всех). Но есть для меня одно золотое правило: Иди от учителя.- Иди к учителю. За 23 года работы в данной школе накопились знания о каждом педагоге: какие курсы закончил, что пробовал реализовать, чего добился, почему не получилось, каков потенциал и каковы возможности, что может получиться и чего не получится, даже если начать. Методическая работа в школе для завуча должна начинаться и заканчиваться учителем. Только индивидуальная работа даст ожидаемый результат (однако дает не всегда.). Система будет потом, обязательно будет: работай с каждым учителем и не переставай учиться сам. Профессиональный рост педагога является одновременно первой целью, средством и результатом методической работы школы, направленной на решение проблем современного образования.
Система методической работы школы не может быть совершенной и даже достаточной, т.к. постоянно меняются условия и обстоятельства, но может способствовать решению проблем профессионального роста учителя и помочь ему добиться определенных результатов. Главное условие успеха школьный педагогический коллектив видит в организации систематической и целенаправленной работы по повышению уровня профессиональной
О
самообразование индивид. план проф. развития
о
обобщение опыта, публикации. интернет-сайты
Несмотря на то, что в школе есть проблемы, которые решаются очень медленно, наш педагогический коллектив постоянно развивается и движется вперед. Методическая служба школы также находится в постоянном развитии и является открытой, саморазвивающейся системой.
Вклад учителей школы в развитие образования городского округа г. Бор, региона, страны:
• УМК «Граждановедение» 5-7 класс. Субботина М. А.
• УМК «New Millennium» 5-7 класс. Деревянко Н. Н.
• Рабочая тетрадь «Мой город». Добролюбова Л. М.
• Книга для семейного чтения «Борская азбука». Добролюбова Л. М., Мужиченкова М. А.
• Дидактическое пособие по экономике. Торопова Л. Н.
• Дидактическое пособие «Творческое задание по истории». Добролюбова Л. М., Субботина М. А., Тряпични-кова И. В., Яроцкая Н. М.
Не являясь образовательным учреждением инновационного типа, школа непрерывно ведет экспериментальную и инновационную работу.
Работая над методической темой, педагоги школы поднимают целый ряд вопросов, требующих комплексного решения: отбор вариативного содержания обучения, обеспечение условий для индивидуализации его усвоения, сохранение здоровья школьников, развитие надпредметных компетентностей, реализация творческого потенциала обучаемых и др.
Результатом работы становятся открытые уроки, внеклассные мероприятия, творческие отчеты в рамках аттестации на квалификационные категории, выступления на ШМО, педагогических советах, семинарах, научно-практических конференциях самого разного уровня, от районного до международного.
26
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013
ОХ1ЕОРИиКПРАКТИКеРЕАЛИЗАЦИИ_ФГОС
Наши экспериментальные площадки
АПКиППРО «Внтеграция арочной и внеурочной део-тельнзсти по формированию надпред-метных компетенций у учащихся на этапе освоения говых госидарственных стандартов». Научный руководитель Сиденко А.С. (Н012-2015 гг.) АПКиППРО «Повышение проЛессиональной ком пе-тентности учителя как условие развития субъектности рчащкхся ...». Навчный руководитель Н.А. Песняева (2009-2012 гг.) НИРО кафедра начального образования «Формирование УУД младших школьников на основе интегрированного подхода». Научный руководитель Оондарева И.И. (2В10-1012 гг.)
НИРО кафедра здоровьесбережения Региональный сетевой проект «Нижегородская школа - те рритория здорогья». Научный руководитель Гладышева О.С. (2009-2012 гг.) НИРО кафедра технологии и экономики Междуна родиый проект Еврокомиссии TEMPUS 2008-2013 НИРО кафедра истории и обществоведческих наук «Созданиен апробация учебного пособия и р.т. по курсу «Религии России» 8-9 кл. ...» 2009-2011
НОУ НЦНО Проект «Разработка и апробация мониторннгаcформиров анности УУД в1-6 классах» 2009-2013. УНОиИМЦ городского окр»ва г. Бор Опорная школа Центр содействия здоровью учащихся УНОиИМЦ городского окр»га г. Бор Стажерская площадка «Разработка эффективных форм методической поддержки педагогов при переходе... нк ком-петентностный подход в образовании» 2011-2013
Школьная Школьная
экспериментальная экспериментальная
площ адка для 1-4 кл. площадка
«Я - исследователь» «Технология ИСУД»
Коллектив школы имеет реальные подтверждения успешности своей работы, участвуя в профессиональных конкурсах:
• В 2010 году школа вошла в число победителей к он-курсного отбо ра общео бразовательных учреждений Нижегородской области, внедряющих инновационные образовательные программы.
• Конкурс «Лучший учитель России» в рамках ПНПО «Образование» (4 победителя, 2 участника) 2009-2012 гг.
• Областной конкурс педагогического мастерства и медиатворчества «Секреты мастеров-детям нового тысячелетия» 2009 г. (3 место).
• Региональный этап Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и м олоде-жью в номи нации «Лучший издательский проегт года» (книга «Война в истории школы и семьи», победитель) 2010 г.
• II стап Всероссейского конкурса «За нравствен ный подвиг учнтеля». Приволжский федеральный округ (диплом 3 степени) 2010 г.
• Пед агог года в рамках районной! программы «Одарео-ные дети» (победитель) 2010 г.
• Районный смотр-конкурс поисковых экспедиций школьников «Туриада» (победитель) 2011 г.
• III Всероссийский конкурс на лучший молодежный проект по патриотической проблематике. Номинация «Па-триотика и здоровье человека». (II место) 2011 г.
• Областной конкурс методических материалов... в номинации «Краеведение» (1 место) 2012 г.
Все выше сказанное и несказанное - это наши ресуосы, ноторыр позволили нвчать освкение ФГОС не с пустого места.
Что из наработанного оказалось наиболее востре-бованеым?
Методиччскоч сопровождение работы по здоровьесбережению.
• Опорная школа в районе по здоровьесбережению
• Участие в региональном сетеном проекте «Нзжегород-ская школа-территория здоровья» 2009-2012.
В 2006-2008 г. к. в рнмках эксперимынтальной площадки лаборатории проблем здоровья НИРО школа под руооводством О. С. Гладышевой поэтапно переходила на н овый график чеоедо ванио учебного и каникулярного времени.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013
27
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В 2009 г. так училась вся школа, а в 2010 году экспериментальная деятельность школы была одобрена на Ученом совете НИРО. (Газета «Школа» 2009 г.; журнал «Нижегородское образование», 2011, № 1). Мы готовы поделиться своими наработками, однако на сегодннш-ний де нь смогли помочь только одной школе - Овсян-ковской школе Семеновского района.
Сохранение здоровья школьников средствами экологического образования.
Вы наверняка читали статью в журнале «Справочник заместителя директора школы» за январь 2012 года «Реализация новых образовательных стандартов средствами экологического образования для устойчивого развития» [1]. Мы знаем, как это сделать.
Система экологического образования сложилась в нашей школе давно.
Благодаря сотрудничеству с Нижегородской детско-юношеской экологической организацией «Зеленый парус» в 2011 и 2012 гг. (всего было 4 поездки) мы получили возможность узнать, что же такое «устойчивой развитие» и «образование для устойчивого развития» в г. эркнер (Германия). Лекции, семинары, трудовые десанты, экскурсии в заповедник, на свалку, на фабрику солнечных батарей... Формирование надпредметных компетентностей происходило очень естественно. Например, чтобы просчитать теплоотдачу определенного дома, пришлось вспомнить и физику, и химию, и алгебру, и геометрию, а потом еще пилить, молотком стучать, выравнивать, когда утеплять стали.
Initiativ und Planungsgruppe Kesselberg e. V. (Экологическая организация «Кессельберг») -наши настав-
Профильный химикобиологический класс
Летняя экологическая экспедиция «Керженец»
Участие в зимней экологической экспедиции «Керженец»
Участие
в эколагичеакиа акциях
Проектнаа
л инследовательская деятельность
Это летаяя экол огическая экспедиция «Керже-нец-2008,-2009,-2010,-2012».
ники в постижении основ устойчивого развития. В октябре 2012 года состоялась вторая встреча с руко-
4 экспедиции. 4 возможности реального проживания жизни. 4 возможности гнтегриуовать все предметы сразу и получить новые знания об окружающем мире через наблюдение, исследовение. 4 «Зеленых» конференции НОУ под руговадством научных сотрудников Заповеднина... Именно так и «ледует формировать систему УУД, надпредметных компетентностей, опыт самостоятельной деятельности и личной ответстван-ности.
водителями организации в нашей школе. И вновь разговор шел об устойчивое развитии. Немецкие гости рассказ ывали о том, что иожно и нужно делать, что делают они, а наши ребята-о та», чно они днлают уже сегодня.
Одним мз главных ресурнов системно. модели деятельности ОУ по сохране нию и укреплению здоровен учащихся О.С. Нладышева называет технало гии. Интееакмивныа технологии, в основа которых лежит деятельностный подход и диалоговая, или субъ-
28
Муниципальное образование:инно4ации иэксперимент №2, 2013
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ект-субъектная, культура общения учител я и ученика. В основе федерального образовательного стандарта также лежит системно-деятельностный подход.
Действуя в рамках опорной шаольы по здоровьесбережению, мы1 учтываем то, что цикл птофтссиональ-ного развития педагога начинается с непрерывного образования [2,3]. Поэтому проводимые нами семинары для борского педагогического сообщества - это семинары (теоретические или в интерактивной форме) по обобщению опыта работы наших педагогов.
Наши учителя владеют технологиями.
хода в обучении первоклассников». (Из опыта работы МБОУ СОШ № 4) и др.
Школа -у стажерская площадка по направлгнию «разработка эффективные фор м кетодаческой поддержки педагогов ари кереходе со знаньевой парадигмы образования на проектирование образовательного процесса на основе компетентностного аодхода»
Анализ образовательного процесса с точки зрения его развивающих возможностей - одно из вежнейших направлений в деятельности школы,
2009 2010 2011 2012
В исследовательская деятельность
В проектная деятельность
Информационно-коммуникацнонные технологии
В кол-во
педагог.работников 47
В педагоги-пользователи 37
U педагоги, применяющие КТ на уроке26
Опыт освоения образовательных технолооий педагоги школы1 транслируют и тиражируют на районном, областном, междунородном уровнмх. Прови-зение районных семинарив по октуальны1м внпросом здоровьесберожения-одна из охновные форм риботы1 школы>1 каь опорной школы! по здоровьесбереыению:
• Семинар руководителей ОУ ГО н Бор ««Деятельностным подход в обучении на этапе вхождения в новые государственные стандарты». Декабрь 2011 г.
• Семинар для учителей экономики «Деятельностный подход в обучении экономике».
• Семинары для учителей начальных классов «Проектная деятельность на уроке и во внеурочной деятельности».
• Семинары для учителей русского языка и литературы «Здоровьесберегающие технологии на уроке».
• Районный семинар для зам. директоров по УВР «Промежуточные результаты внедрения в ФГОС НОО в 1 классах». «Применение метода деятельностного под-
педагога. Мы создали достаточно четко диагностируемое пространство школы, в котором определены возможности каждого субъекта оЯразовательного процесса: диагностика личностные особенностей учащихся, уровня обученности, уровня сформи-рооанности ыУД в 1-6 классах, уровня сформи-рованности орофессиональных компетентностей учителя (по Н.Л. Галеевой), что позволяет определить возможности каждого субъекта образовательного процесса, ставить диагностируемые цели, осуществлять планирование работы, проводить реальный анализ. А это, в свою очередь, позволяет сделать образовательную среду школы, работающей в две смены, обучающей детей с разными личностными способностями, реализующей разные формы обучения результативной и здоровьесберегающей [4,5].
Как стажерская площадка мы должны освоить новый опыт сами, а потом передать его другим.
Муниципальноеобраз ованих: агновациииэксперименз №2, 2013
29
_______ОТ^ГЕОРИиК^ПРАКТИКеРЕАЛИЗАЦИиФГОС
Давайте вспомним о цикле профессионального развития учителя
непрерывное образование: эксперимент самообразование обобщение опыта,
курсы, тренинги, о педагогическое исследование о индивид. план проф. о публикации.
мастер-классы и интернет-сайты
т. д. практика развития
Итак, все начинается с непрерывного образования.
• Курсы НИРО.
• Постоянно действующие семинары в Нижегородском центре непрерывного образования.
• Курсы Н. Л. Галеевой, к.б.н., профессора МГПУ на тему «Управленческая компетентность учителя как ресурс повышения качества образовательного процесса», организованные для всего педагогического коллектива на базе школы.
• Семинар по вопросам введения ФГОС О. В. Плетене-вой (НИРО).
• Постоянно действующий методический семинар в школе и др.
Второй этап: Эксперимент, педагогическое исследование, практика.
В классах, сотрудничающих с НЦНО, продолжается апробация мониторинга УУД, который разрабатывает группа учителей Нижегородской области, в том числе и учителя нашей школы.
В 2011 году, когда ввели новые стандарты в 1 классе, мониторинг, который ранее отрабатывался только в 1а классе, теперь проводится во всех первых классах по тем же заданиям. То есть инновации, связанные с введением ФГОС, опираются на потенциал традиций, который школа уже наработала.
А между тем продолжалась работа по формированию мониторинга во 2а, 3а, 4а классах, 5а, 6а. Во 2б классе работа по формированию УУД и мониторингу уровня их сформированности проводилась в рамках экспериментальной площадки начального образования НИРО.
В 5а и 6а классах были созданы творческие группы, т.к. уровень сформированности в этих классах отслеживался на материале четырех предметов: русского языка, английского языка, математики, истории, т. е. четырьмя учителями. С одной стороны, это позволяет вывести действия учащихся на надпредметный уровень, с другой
стороны, зависит от профессионализма каждого. Поэтому действия необходимо координировать, результаты обсуждать сообща и принимать коллегиальные решения.
Третий этап. Самообразование. Индивидуальный план профессионального развития.
В коллективе выделилась группа учителей, готовая работать над своей методической темой. Так в школе были открыты две экспериментальные площадки:
- Школьная: «Технология ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности)».
- Федеральная (АПКиППРО): «Интеграция урочной и внеурочной деятельности по формированию над-предметных компетенций у учащихся на этапе освоения новых государственных стандартов». Научный руководитель д.п.н. А. С. Сиденко.
4 этап. Обобщение опыта.
В режиме работы стажерской площадки педагоги школы провели семь семинаров для разных групп слушателей (руководителей ОУ, учителей разных предметов, психологов, педагогов ГПД) по вопросам:
• Деятельностный подход в обучении.
• Теория и практика внедрения ФГОС.
• Формирование УУД в 1 классе
• Формирование УУД в 5 классе.
• Разработка авторской программы.
• Психологическое сопровождение ФГОС.
В школе работает творческая группа учителей, осваивающих технологию ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности). Владение данной технологией предполагает умение учителя диагностировать индивидуальные особенности детей, дать определение той или иной характеристике, уметь разработать задания для отработки или формирования того или иного параметра, проанализировать уровень сформированности и разработать индивидуальную траекторию развития ребенка.
30
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Диаграмма 1.
Результаты мониторинга учителей на понимание сути того или иного параметра личностного развития ребенка.
В Коммуникативны е ОУУН
В организац. ОУУН Н полушария Н модальность
■ память
Ывнимание
■ обучаемость
0 20 40 60 80 100 120
Из диаграммы видно, что уровень сформированно-сти понятийного аппарата у учителей различен. Следовательно, и управление качеством ресурсов и усло-
вий образовательной среды в системе учитель-ученик Лудет реодинаковым. Уже на этом этапв можио выяв-леть пооблемы и планичоваоч пути ихрешения.
Диаграмма 2
Коммун и к. УУД организ. УУД полушарность модальность память внимание обученность
20
мар.12 ■ апр.10
40
60
80
100
120
0
На диаграмме 2 видно, что уровень некоторых ресурсов учителями начольной шролы по-поеж-нему недостаточен (по сроонению с 2010 г). Такив ресурсы, как модальность и полушарность не монут ерпь исполвзоеаны значительной частью
учителей начальной школы. Как положительное можно рассматревгть сножение уровня понимание, что такое коммуникативные навыки (самооценка стала более объективной и приближается к вношней оценке).
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013
31
ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Диаграмма 3
Управление качеством ресурсов и условий образовательной среды в системе «Учитель начальной школы - ученик» (средние показатели по отдельным параметрам)
■ сбучсл.4астьЗ В □бучима i ь В сЙуЧн^Ы В ой у чс-и-to: ги Нггвцапьн. НггйДйПьлг У гаауш p-ж гь Ыуоцойьой
Диаграмма 3 показывает наиболее остео стоящую проблему учителя: низкий уровень сформированности управтенчесвой компетеитнвсти учителя. По сравнению с 2010 годом птказатели поиысилисо, но незначотельно.
Уровень сформированности ьомпетаттности учителя можно соотнести с уровнем сформированности УУД учащихся.
Диаграмма 4
Уровень иформированности воитртннеТ позиции школьнина.1 класс
60,00%
40,00%
20,00°%
0,00°%
52,00%
Октябрь Апрель
■ Высокий
■ Средний В Низкий
■ Дошкольник
Диаграмма 5
Уровень развития умения контролировать результат выполненного действия на основе образца
100%
0%
24%
40%
Высокий
1 ко/;
44%
Средний
■30%
Низкий
■ октябрь
■ апрель
Сравните две эти дсагр амьы и у вас сразу возникнет вопрос: иочему .чииель сумел поввюить уровень школьной мотивации у учащихтя, а развить умение
контролировать результат выполненного действия на основе образца не сумел? Не хватило мастерства? Нужен психолог? Или что-то еще?..
Литература
1. Аргунова М. В. Реализация аовых образователоных стандартов средствами экологического образования для устойчивого развития // Справочник заместителя директора школы. - 2012.- № 1.
2. Никулина Н. В. Передовой педагогический опыт или лучшая практика: возможности использования в непрерывном образовании руководителей // Муниципальное образование: инновации и эксперимент-2009.- № 1.
3. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальны м уиебным действиям при введении ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе.-2013 - № 1
4. Якшева Г. И. Внутришкольное методическое сопровождение - важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2009.- № 6.
5. Яшина Г. А., Сиденко А. С. Школа Здоровья: стратегия и тактика //Эксперимент и инновации в школе.- 2012.- № 1.
32
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013