Безрукова Елена Ивановна
заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 43 г.Нижний Новгород E-mail: [email protected]
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ УУД КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Аннотация. Автор представляет опыт работы по организации мониторинга УУД у учащихся начальных классов в условиях введения ФГОС.
Ключевые слова: универсальные учебные действия (УУД), мониторинг формирования УУД, карта достижений учащихся, стратегия помощи учащимся, определение успешности работы педагога.
Одной из задач, стоящих перед педагогическими коллективами школ в условиях введения ФГОС второго поколения, является проверка на практике в реальных условиях теоретически построенных новых моделей образовательной системы [7,10].
Меняется представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы [8,14]. Изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования.
Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих знани-евые, метапредметные и личностные достижения ребенка [6,8,13,15]. В профессиональную жизнь педагога вошло понятие универсальных учебных действий. С УУД, их формированием и оценкой, теперь во многом связаны требования к профессионализму современного педагога начальной школы. Мониторинг сформированности УУД в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности занимает ведущее место.
В «Программе формирования УУД» результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения. Кроме того, метапредметные образовательные результаты являются предметом итоговой оценки в составе итоговых работ 4 класса. Но отслеживать процесс формирования метапредметных УУД необходимо в течение всех лет обучения в начальной школе. Для этого требуется специальная диагностическая процедура - мониторинг метапредметных УУД [1,2].
Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
Задачи мониторинга
1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД учащихся на разных этапах обучения начальной школе.
2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
3. Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса и подбор педагогических и управленческих средств их достижения [8,9].
Данные мониторинга дают заместителю директора возможность управления качеством образовательного процесса с учетом обоснованных и объективных показателей.
Для организации мониторинга сформированности как предметных, так и универсальных УД и учителям, и администраторам необходимо иметь полное представление о месте, роле, особенностях и функциях данного мониторинга.
В этой связи возникли следующие проблемы:
> проблема наличия и качества диагностического инструментария;
> проблема масштаба и технологий предполагаемых измерений;
> проблема наличия и квалификации кадров для организации и проведения мониторинга, а также психолого-педагогического сопровождения становления и развития универсальных учебных действий;
> проблема преодоления разрыва между диагностикой УУД и дальнейшей работой психологов и учителей на основе полученных данных [3].
Нам нужен был такой интегративный (комплексный) диагностический инструментарий, показатели которого способны отражать в себе меру развития сразу нескольких взаимосвязанных характеристик компонентов УУД [4]. Примером такого инструментария для нас стали диагностические материалы, разработанные методистами Нижегородского Центра Непрерывного Образования (НЦНО) при активном участии наших учителей и психолога.
Специфика диагностического материала, его возможности, механизм отслеживания результатов позволил нам построить систему мониторинга УУД. Сотрудничая в этом ключе с НЦНО, мы начали решать проблему кадров, и проблему преодоления разрыва между диагностикой УУД и дальнейшей работой психологов и учителей на основе полученных данных.
Определим основные моменты диагностических исследований:
❖ Механизм проведения исследования.
> Параметры (какие умения диагностируются на определенном этапе)
> Показатели, критерии оценивания (четко прописана критериальная база)
> КТО проводит исследование (учитель), КТО ассистирует (психолог)
❖ Форма проведения:
> Тест;
> Наблюдение (уровень самостоятельности, кол-во вопросов по содержанию или процедуре проведения и т.д.) (психолог-ассистент)
❖ Схема анализа
❖ «Карта достижений»
В результате анализа могут быть выявлены умения, которые «западают» у отдельных учащихся, и умения, «западающие» у большинства в классе.
В связи с этим возникает необходимость простроить работу в двух направлениях - по «вертикали» и «горизонтали».
По горизонтали: Стратегия помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД (схема 1).
Выявлены учащиеся, имеющие низкий уровень развития того или иного умения, что обусловлено развитием индивидуальных особенностей. Необходима индивидуальная коррекционная работа. Она включает в себя совместную с психологом деятельность:
> углубленную индивидуальную диагностику;
> занятия с использованием материалов мониторинга другого варианта для тренировочных упражнений или повторной диагностики;
План мониторинговых исследований на 4 года:
Умения 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1.Учебно-информационные умения (познавательные)
1.1 Умение определять тему и главную мысль в тексте
1.2 Умение структурировать текст
1.3 Умение осуществлять перевод текста в различные таблицы, схемы, модели
1.4 Умение формулировать вопросы к тексту
2. Учебно-коммуникативные умения (коммуникативные)
2.1. Умение строить монологическое высказывание
2.2 Умение взаимодействовать в парах, группах
2.3 Умение аргументировать свою позицию
3. Учебно - организационные умения (регулятивные)
3.1 Умение составлять план и последовательность действий
3.2 Умение осуществлять контроль и самоконтроль
3.3 Умение оценивать свои действия на основе критериев
Учебно - логические умения (познавательные)
4.1 Анализ, синтез
4.2 Умение сравнивать
4.3 Умение обобщать
4.4 Классификация по заданным критериям, установление аналогий
4.5 Установление причинно - следственных связей
Карта достижений учащихся 1 А класса МБОУ СОШ № 43 (учебно-информационные, учебно-логические умения)
№ Ф.И. Учебно-логические умения Учебно-информационное умения
Умение сравнивать Умение обобщать Умение структурировать информацию
1 пол. 2 пол. 1 пол. 2 пол. 1 пол. 2 пол.
в с н в с о в с н о с н в с н в с н
е Аидре° Б.
ч у1алияС.
3 Алексей В.
4 Дмитрий О.
и Дарья М.
д Ольга У.
Схема 1
Стратегия помощи учащимся, испытывающим трудности а формировании УУД
Проводит углубленную индивидуальную диагностику
Организует занятия в группе с учащимися по программе _«Я - школьник»_
Организует занятия с использованием тетради _«Мои успехи»_
ч^ С
Дает рекомендации учителю
Проводит индивидуальные консультации с родителями
> занятия в группе с учащимися по программе «Я -школьник»;
В индивидулльные конслльтации психолога с родителями данеых уелщихсд; рекомлидаци и психолога уеиеелю по органезации учебнооднаивидуальной деятельности с такими учащимися.
Если онределенное умедие «запало» и бельшин-ства уоыщюсдвю^и^е, то рабооу стлиитсяв ддугои неправлетти.
По вертинали: Опдезеныеин успешноиут еаботы1 педагонтлд фдрмироаиуию неттпен-мнанын УУД учт щыхся (пеима2).
Успешность работы педагога по формированию метапрадметных-УУД учащихся
з
3
В первую очередь необходим глубокий анализ деятельности учителя (выход на урок, серию уроков с определенной целью: оценить деятельность учителя по организации работы по формированию того или иного УД, получить ответ на вопросы) [12]. Основные направления анализа:
Деятельность учителя
Анализ потенциала УМК
Повышение квалификации, самообразование, участие в ЭД
Программы внеурочной деятельности
Владение учителем технологиями, способствующими формированию у учащихся УУД;
> Способность в предложенных автором УМК выявить и оценить задания, направленные на формирование УД;
> Владение методикой определения уровня сформированное™ УУД младших школьников;
> Наличие у учителя дополнительных заданий, направленных на формирование УУД у учащихся.
енчукловен, нлмичие дополнительных заданий с четкой направленностью на формирование УУД могло бы помочь учителю при планировании работы с учащдмисм е тДеспечить формирование универсальности учебных действий учащихся на необходи-доммровне;Нтлдучима в этом плане и организация внедиы)чное делтеньдосеи.
Если проблема в недостаточном уровне компе-иенции мннмеии, ведбходоап повышение его квалификации через курсовую переподготовку, самообра-зииынит. вкеютиыид унснеля в экспериментальную аоятииьнониь. Схема 2
В качестве итога представлю модель методической службы взаимодействия по формированию УУД (султа 3).
Заместитель директора - учитель / психолог:
- анализ деятельности учителя / психолога
- анализ результатов исследования -оргаеизлиия повь 1шения квалификации (ПК)
Заместитель директора - родитель: и привеыейиеуодительских собраний
- индивидуальные встречи
- индивидуальные рекомендации
Схема 3
Модель взаимодействия по формированию УУД
ЗАМ.ДИРЕКТОРА
УЧЕНИК
РОДИТЕЛЬ
ПСИХОЛОГ
Психолог - учитель:
- совместное проведение и анализ исследований
- рекомендации при организации учебной деятельности учащегося
- совместное ПК
Учитель - родитель:
- индивидуальные рекомендации
- проведение родительских собраний
Психолог - родитель:
- индивидуальные консультации
- родительские собрания
Литература
Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2011. 382 с.
Асмолов А. Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (тезисы о том, какой быть начальной школе).// Образование и наука. 2013. № 8.С.3-15
Битянова М. Р. Какой линейкой мерить УУД // Начальная школа.- 2012.- № 3
Варламова А. И. Учет индивидуальных особенностей школьника в системе непрерывного образования. // Му-
ниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1. С. 32-34.
5. Васильева М. В. Формирование универсальных учебных действий ученика средствами открытого тематического зачета по математике в старших классах. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 3. С. 29-36.
6. Вербицкий А. А. Становление новой образовательной парадигмы в российском образовании //. 2012. № 6.С. 5-14.
7. Давыдова Н. Н., Смирных О. В., Универсальные учебные действия: управление формированием // Народное образование. 2012. № 1. С. 167-175
8. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования. //Образование и наука. 2011. № 8. с. 3-12
9. Казачихина М. В. Формирование установки на инновационную деятельность у педагогов // Образование и наука.
ерю. боа. е. 42-49
10. Карабанова О. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы // Управление начальной школой. 2009. № 12
11. Сиденко А. С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 4. С. 41-45.
12. Соколова Н. В. Сценарий урока «повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном «слово о русской земле» 3 класс. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 1. С. 26-29.
13. Терентьева С. Т. Новые образовательные стандарты как инструмент развития школы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 6. С. 24-26.
14. Чапаев Н. К., Чошанов М. А. Креативная педагогика: проблемы, противоречия, пути их разрешения //Образование и наука. 2011 № 10. С. 3-12
15. Шамало Т. Н., Усольцев А. П. Диагностика развития субъектной активности школьников//Образование и наука. 2010. № 6. С. 76-85.