Научная статья на тему 'Формирование учебно-логических УУД при работе с текстом при переходе из начальной в основную школу'

Формирование учебно-логических УУД при работе с текстом при переходе из начальной в основную школу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
584
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ЛОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / СИСТЕМА ЗАДАНИЙ / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонова Наталья Владимировна, Сырова Ольга Алексеевна

Авторы предлагают программу экспериментальной площадки, которую ведет Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Богородска Нижегородской области в рамках экспериментальной площадки кафедры теории и практики управленческой деятельности в образовании ФГОУ ДПО АПК и ППРО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никонова Наталья Владимировна, Сырова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование учебно-логических УУД при работе с текстом при переходе из начальной в основную школу»

МАСТЕР-КЛАСС

Никонова Наталья Владимировна

учитель математики E-mail: [email protected] Сырова Ольга Алексеевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 1 E-mail: [email protected] г. Богородск, Нижегородская область

J ^

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ЛОГИЧЕСКИХ УУД

ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ ПРИ ПЕРЕХОДЕ

ИЗ НАЧАЛЬНОЙ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ

Л____________________________________________с

Аннотация. Авторы предлагают программу экспериментальной площадки, которую ведет Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Богородска Нижегородской области в рамках экспериментальной площадки кафедры теории и практики управленческой деятельности в образовании ФГОУ ДПО АПК и ППРО.

Ключевые слова: учебно-логические универсальные учебные действия (УУД), преемственность, система заданий, мониторинг.

ктуальность. Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы. Наиболее остро эта проблема стоит в двух ключевых точках -в момент поступления детей в школу (при переходе из предшкольного звена на ступень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования [7,5,8].

При переходе из начальной школы в среднюю, обучающиеся испытывают трудности при работе с текстом. Им трудно определить тему текста, выделить главную мысль, разделить текст на смысловые части, выбрать ключевые слова, составить план, кластер и др. [2]

Новые стандарты направлены на формирование умения учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы универсальных учебных действий [1,4,6].

Среди них немаловажную роль играют учебно-логические универсальные учебные действия. Учебно-логические универсальные учебные действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой

области знания. В рамках школьного обучения под учебно-логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной) [3].

Номенклатура логических действий включает:

• сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств /различия, определения общих признаков и составления классификации);

• опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);

• анализ - выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;

• синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

• классификация - предполагает выбор оснований и критериев для отнесения объектов к определен-

56

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

ной группе (отнесение предмета к группе на основе заданного признака);

• обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

• доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

• подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;

• вывод следствий;

• установление аналогий.

В ходе изучения любого учебного предмета происходит формирование у учащихся познавательных действий двух видов: специфических и общелогических. Специфическими действиями являются умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способности определять и аргументировать своё отношение к ней.

Общелогическими действиями выступают анализ (умение анализировать заданный объект, выявлять его признаки), сравнение объектов по их признакам; классификация, основанная на закономерностях варьирования признаков в совокупности однородных объектов; умение делать вывод на основе имеющихся данных, выдвижение гипотез, их доказательство или опровержение.

Анализируя учебники по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру 4 класса и русскому языку, литературе, математике, природоведению, истории, английскому языку 5 класса, по которым работает школа, рабочая группа пришла к выводу, что в данных учебниках недостаточно заданий и упражнений на формирование навыка работы с текстом (учебно-логических УУД).

Целью эксперимента является разработка и апробация системы заданий, направленных на формирование учебно-логических УУД и диагностического инструментария для отслеживания положительной динамики обученности учащихся на ступенях начальная - средняя школа.

1. Стратегические задачи реализации (1 уровня):

• изучить имеющуюся систему заданий, направленных на формирование учебно-логических УУД на ступенях начальная - средняя школа;

• осуществить оценку эффективности материалов, направленных на формирование учебно-логических

УУД;

• определить возможные риски при использовании данных материалов в образовательном процессе школы;

• сформулировать необходимые предложения по коррекции и доработке материалов.

2. Стратегические задачи реализации (2 уровня):

• разработать систему заданий, направленных на формирование учебно-логических УУД на ступенях начальная - средняя школа;

• разработать диагностический инструментарий для отслеживания положительной динамики обученности учащихся на ступенях начальная- средняя школа;

• апробировать разработанные систему заданий и диагностический инструментарий.

Поставленные задачи реализации могут быть достигнуты на основе последовательного выполнения тактических задач.

3. Тактические задачи реализации:

• составить план работы экспериментальной группы;

• изучить авторские диагностики и образцы педагогического опыта по данной теме;

• адаптировать технологию развития критического мышления с целью формирования учебно-логических УУД при работе с текстом;

• разработать конспекты уроков и мероприятий, направленных на формирование учебно-логических УУД при работе с текстом;

• разработать систему упражнений и диагностики по данной теме;

• выявить влияние разработанной системы упражнений и диагностик на формирование универсальных учебно-логических действий учащихся при работе с текстом.

Объект эксперимента - процесс формирования и диагностики учебно-логических (познавательных) универсальных учебных действий на основе работы с текстом при переходе из начальной школы в среднюю.

Предмет эксперимента - механизмы формирования и развития учебно-логических УУД на основе работы с текстом.

Критерии и показатели:

Результативность экспериментальной деятельности предполагается контролировать на основе:

• мониторинга универсальных учебных действий

• экспертизы деятельности педагогов, использующих в своей практике системно - деятельностный подход.

Гипотеза. Если в ходе эксперимента на основе системно-деятельностного подхода будут уточнены и апробированы:

• система заданий по формированию у учащихся учебно-логических УУД на основе работы с текстом

• средства диагностики промежуточных результатов

• система методической работы в школе

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014

57

МАСТЕР-КЛАСС

то это позволит:

• сформировать у обучающихся результаты образования, заданные ФГОС, с позиции непрерывности образования на ступенях начальная школа - средняя школа

• повысить результативность образовательного процесса и создать условия для развития познавательных мотивов деятельности, обеспечить непрерывность в формировании учебно-логических УУД

• повысить профессиональный уровень педагогов -участников эксперимента.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать разработанную систему упражнений в практической деятельности учителей начальной школы и среднего звена по проблеме формирования универсальных учебно-логических действий при работе с текстом.

Система отслеживания результативности деятельности

Для отслеживания результатов в ходе эксперимента предполагается использовать:

• диагностические методики: «Диагностика универсального действия общего приема решения задач» (по А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой); методика «Нахождение схем к задачам» (по А. Н. Рябин-киной); методика «Кодирование» (11-й субтест теста Д. Векслера в версии А. Ю. Панасюка); Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев, С. А. Козлова,

О. В. Чиндилова «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального общего образования. Проверочные работы. 3-4 класс»; М. Ступницкая «Диагностика уровня сформиро-ванности общеучебных умений и навыков учащихся».

• мониторинговую тетрадь для отслеживания универсальных учебных действий (5 класс), разработанную НОУ НЦНО г. Нижний Новгород, под руководством к.псих.н. М. Р Битяновой (директора Центра психоло-

гического сопровождения образования «Точка Пси» г. Москва)

Психолого-педагогическое сопровождение экспериментальной деятельности

Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя: анкетирование, диагностику, составление

рекомендаций для учащихся.

Литература

1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.

2. Васильева И. Е. Формирование коммуникативных умений в начальной школе // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С.19-22.

3. Воровщиков С. Г. Логические пятиминутки как инструмент развития учебно-логических умений учащихся начальных классов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 6.

4. Воротников С. Г. и др. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения. 2-е изд. М., 2010.

5. Мамонтова М. Ю. Мониторинг качества учебных достижений учащихся начальной школы на основе технологии массового тестирования и статистических методов контроля и управления качеством // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.14-18.

6. Муравьева А. Л., Кузнецова Ю. Н., Червякова Т. Н. Организация модульного обучения, основанного на компетенциях: Пособие для преподавателей. М.: Аль-фа-М, 2005.

7. Сибирцева Е. А., Тренихина С. Ю. Создание Ресурсного центра - начальной школы в условиях сетевого взаимодействия // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 6. С.41-46.

8. Сиденко Е. А. К вопросу адаптации младшего подростка в социуме // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 1. С.3-9.

58

Муниципальное образование: инновации и эксперимент

№1, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.