МАСТЕР-КЛАСС
Никонова Наталья Владимировна
учитель математики E-mail: [email protected] Сырова Ольга Алексеевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 1 E-mail: [email protected] г. Богородск, Нижегородская область
J ^
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ЛОГИЧЕСКИХ УУД
ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ ПРИ ПЕРЕХОДЕ
ИЗ НАЧАЛЬНОЙ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ
Л____________________________________________с
Аннотация. Авторы предлагают программу экспериментальной площадки, которую ведет Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Богородска Нижегородской области в рамках экспериментальной площадки кафедры теории и практики управленческой деятельности в образовании ФГОУ ДПО АПК и ППРО.
Ключевые слова: учебно-логические универсальные учебные действия (УУД), преемственность, система заданий, мониторинг.
ктуальность. Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы. Наиболее остро эта проблема стоит в двух ключевых точках -в момент поступления детей в школу (при переходе из предшкольного звена на ступень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования [7,5,8].
При переходе из начальной школы в среднюю, обучающиеся испытывают трудности при работе с текстом. Им трудно определить тему текста, выделить главную мысль, разделить текст на смысловые части, выбрать ключевые слова, составить план, кластер и др. [2]
Новые стандарты направлены на формирование умения учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы универсальных учебных действий [1,4,6].
Среди них немаловажную роль играют учебно-логические универсальные учебные действия. Учебно-логические универсальные учебные действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой
области знания. В рамках школьного обучения под учебно-логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной) [3].
Номенклатура логических действий включает:
• сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств /различия, определения общих признаков и составления классификации);
• опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
• анализ - выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;
• синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
• классификация - предполагает выбор оснований и критериев для отнесения объектов к определен-
56
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014
МАСТЕР-КЛАСС
ной группе (отнесение предмета к группе на основе заданного признака);
• обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
• подведение под понятие - распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
• вывод следствий;
• установление аналогий.
В ходе изучения любого учебного предмета происходит формирование у учащихся познавательных действий двух видов: специфических и общелогических. Специфическими действиями являются умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способности определять и аргументировать своё отношение к ней.
Общелогическими действиями выступают анализ (умение анализировать заданный объект, выявлять его признаки), сравнение объектов по их признакам; классификация, основанная на закономерностях варьирования признаков в совокупности однородных объектов; умение делать вывод на основе имеющихся данных, выдвижение гипотез, их доказательство или опровержение.
Анализируя учебники по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру 4 класса и русскому языку, литературе, математике, природоведению, истории, английскому языку 5 класса, по которым работает школа, рабочая группа пришла к выводу, что в данных учебниках недостаточно заданий и упражнений на формирование навыка работы с текстом (учебно-логических УУД).
Целью эксперимента является разработка и апробация системы заданий, направленных на формирование учебно-логических УУД и диагностического инструментария для отслеживания положительной динамики обученности учащихся на ступенях начальная - средняя школа.
1. Стратегические задачи реализации (1 уровня):
• изучить имеющуюся систему заданий, направленных на формирование учебно-логических УУД на ступенях начальная - средняя школа;
• осуществить оценку эффективности материалов, направленных на формирование учебно-логических
УУД;
• определить возможные риски при использовании данных материалов в образовательном процессе школы;
• сформулировать необходимые предложения по коррекции и доработке материалов.
2. Стратегические задачи реализации (2 уровня):
• разработать систему заданий, направленных на формирование учебно-логических УУД на ступенях начальная - средняя школа;
• разработать диагностический инструментарий для отслеживания положительной динамики обученности учащихся на ступенях начальная- средняя школа;
• апробировать разработанные систему заданий и диагностический инструментарий.
Поставленные задачи реализации могут быть достигнуты на основе последовательного выполнения тактических задач.
3. Тактические задачи реализации:
• составить план работы экспериментальной группы;
• изучить авторские диагностики и образцы педагогического опыта по данной теме;
• адаптировать технологию развития критического мышления с целью формирования учебно-логических УУД при работе с текстом;
• разработать конспекты уроков и мероприятий, направленных на формирование учебно-логических УУД при работе с текстом;
• разработать систему упражнений и диагностики по данной теме;
• выявить влияние разработанной системы упражнений и диагностик на формирование универсальных учебно-логических действий учащихся при работе с текстом.
Объект эксперимента - процесс формирования и диагностики учебно-логических (познавательных) универсальных учебных действий на основе работы с текстом при переходе из начальной школы в среднюю.
Предмет эксперимента - механизмы формирования и развития учебно-логических УУД на основе работы с текстом.
Критерии и показатели:
Результативность экспериментальной деятельности предполагается контролировать на основе:
• мониторинга универсальных учебных действий
• экспертизы деятельности педагогов, использующих в своей практике системно - деятельностный подход.
Гипотеза. Если в ходе эксперимента на основе системно-деятельностного подхода будут уточнены и апробированы:
• система заданий по формированию у учащихся учебно-логических УУД на основе работы с текстом
• средства диагностики промежуточных результатов
• система методической работы в школе
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2014
57
МАСТЕР-КЛАСС
то это позволит:
• сформировать у обучающихся результаты образования, заданные ФГОС, с позиции непрерывности образования на ступенях начальная школа - средняя школа
• повысить результативность образовательного процесса и создать условия для развития познавательных мотивов деятельности, обеспечить непрерывность в формировании учебно-логических УУД
• повысить профессиональный уровень педагогов -участников эксперимента.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать разработанную систему упражнений в практической деятельности учителей начальной школы и среднего звена по проблеме формирования универсальных учебно-логических действий при работе с текстом.
Система отслеживания результативности деятельности
Для отслеживания результатов в ходе эксперимента предполагается использовать:
• диагностические методики: «Диагностика универсального действия общего приема решения задач» (по А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой); методика «Нахождение схем к задачам» (по А. Н. Рябин-киной); методика «Кодирование» (11-й субтест теста Д. Векслера в версии А. Ю. Панасюка); Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев, С. А. Козлова,
О. В. Чиндилова «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального общего образования. Проверочные работы. 3-4 класс»; М. Ступницкая «Диагностика уровня сформиро-ванности общеучебных умений и навыков учащихся».
• мониторинговую тетрадь для отслеживания универсальных учебных действий (5 класс), разработанную НОУ НЦНО г. Нижний Новгород, под руководством к.псих.н. М. Р Битяновой (директора Центра психоло-
гического сопровождения образования «Точка Пси» г. Москва)
Психолого-педагогическое сопровождение экспериментальной деятельности
Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя: анкетирование, диагностику, составление
рекомендаций для учащихся.
Литература
1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.
2. Васильева И. Е. Формирование коммуникативных умений в начальной школе // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С.19-22.
3. Воровщиков С. Г. Логические пятиминутки как инструмент развития учебно-логических умений учащихся начальных классов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 6.
4. Воротников С. Г. и др. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения. 2-е изд. М., 2010.
5. Мамонтова М. Ю. Мониторинг качества учебных достижений учащихся начальной школы на основе технологии массового тестирования и статистических методов контроля и управления качеством // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. С.14-18.
6. Муравьева А. Л., Кузнецова Ю. Н., Червякова Т. Н. Организация модульного обучения, основанного на компетенциях: Пособие для преподавателей. М.: Аль-фа-М, 2005.
7. Сибирцева Е. А., Тренихина С. Ю. Создание Ресурсного центра - начальной школы в условиях сетевого взаимодействия // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 6. С.41-46.
8. Сиденко Е. А. К вопросу адаптации младшего подростка в социуме // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 1. С.3-9.
58
Муниципальное образование: инновации и эксперимент
№1, 2014