Школа и ФГОС второго поколения
J
Л
Сиденко Елена Александровна
старший преподаватель (АПКиППРО) [email protected] г.Москва
Сиденко Алла Степановна
профессор
АПКиППРО
г.Москва
о НАЧАЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОБУЧЕНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
при введении фгос
___________________________________________________________________Г
Аннотация. В данной статье авторы анализируют основные затруднения, с которыми сталкиваются учителя при переходе на ФГОС в условиях инновационной деятельности и в условиях эксперимента. Рассматриваются особенности функционирования образовательного учреждения в условиях внедрения инноваций, эксперимента.
Ключевые слова: педагогический эксперимент, ФГОС, тельный процесс, универсальные учебные действия
В 2012 году на базе школ Нижнего Новгорода при консолидирующей функции Нижегородского центра непрерывного образования возникли экспериментальные площадки АПК и ППРО кафедры теории и практики управленческой деятельности в образовании, работающие над проблемой введения ФГОС второго поколения в школу I, II, III ступени.
В этой статье мы поделимся трудностями и первыми результатами вхождения в пространство науки, освоением основ эксперимента школ - участников Программы.
Самое ценное, что есть у любого профессионала -это опыт. Опыт нарабатывается годами, «набиваются шишки», профессионал (а точнее, работник) растёт и развивается, пока наконец не достигает того уровня, когда его действительно можно назвать профессионалом. Теперь он точно знает всю технологию: что именно и как нужно делать, в какой последовательности, каких результатов стоит ожидать. Он может обучать сам - и вдруг сталкивается с тем, что кто-то начинает обучать его, произнося при этом неприятное слово «инновация». Это вызывает протест, отрицание, сопротивление. Ведь лучшее - враг хорошего. Зачем менять что-либо, дающее стабильные результаты, тем более, когда и так все хорошо, когда работает знаток своего дела и все стабильно? Мы и без всяких инноваций даём превосходный результат, да и не инновации это вовсе, что тут нового? Мы всегда так и работали, только называли это по-другому, без новомодных словечек. Все новое - хорошо забытое старое, а в нашем случае - даже не забытое, а активно воплощаемое в жизнь. Заняться вам нечем, инноваторы, вот и выдумываете разные оторванные от практики теории...
системно-деятельностный подход, инновации, образова-
Знакомая картина? Приблизительно так происходит внедрение любой инновации в повседневную практику, и сфера образования - не исключение.
Переход на ФГОС поставил педагогическую общественность перед фактом. ФГОС - это факт. А вот то, что вы по-прежнему будете работать в школе, если не будете внедрять ФГОС - совсем не факт. И хочешь -не хочешь, а приходится действовать. Но действия могут быть разные. Можно изображать активность, «внедряя» только по бумагам, отчётам и прочим формальным показателям. И можно действительно «внедрять»- по крайней мере, пытаться. И вот тут педагог сталкивается с рядом проблем, которые могут помешать перейти на ФГОС даже самому заинтересованному в инновациях работнику образования.
Первая проблема - упрощённое понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС. Для начала вспомним, что такое системно-деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности ученика и позволяет выделить основные результаты обучения в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся [4, 5].
Универсальные учебные действия выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обоб-
40
Эксперимент и инновации в школе 2013/1
Школа и ФГОС второго поколения
щённые действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания. Напомним также, что функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения,контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания [1, 10].
Итак, в чём же трудность реализации системно- деятельностного подхода в обучении? Системно - деятельностный подход предполагает, что знания обучающихся являются результатом их собственных поисков, а не передаются в готовом виде педагогом [7]. А для того, чтобы знания были добыты самими учащимися, необходимо организовать учебный процесс так, чтобы развивать познавательную деятельность детей. Но как это сделать?
Сложившаяся устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы - всё это затрудняет и без того непростую ситуацию. Как сказал один слушатель наших курсов: «Сейчас, всё брошу и побегу ФГОС реализовывать». И его можно понять! Ведь внедрение любой инновационной парадигмы требует в первую очередь времени на её изучение, а времени как раз у педагогов мало. Опять же, цитируя ученический КВН: «Что делает учитель в свободное время? В свободное время учитель ведёт уроки».
Переход к любой инновации сопровождается стрессом, потому что отказ от сложившейся практики в пользу инновационной деятельности неизбежно сопровождается временным падением качества образовательного процесса. Инновацию надо изучить, апробировать, «присвоить». Пока этого не произошло, она будет даваться с трудом и у учителя будет большое искушение вернуться к прежним способам работы, привычным и не раз проверенным.
А ещё помимо затруднений, которые испытывает педагог при переходе на ФГОС, существует ряд трудностей на уровне образовательного учреждения в целом. Например, отсутствие готовности руководителей образовательного учреждения к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС. Руководителям тоже проще придерживаться старой парадигмы и ничего не менять -ведь и так «работает». Переход на новые требования, связанные со стандартом, предполагает проведение анализа урока и оценку деятельности педагогического коллектива в соответствии с этими требованиями. Но
у руководителей образовательных учреждений нет такого опыта. Как оценить, «по стандарту» ведёт учитель урок или не «по стандарту»? А если - «да», то как узнать, какой урок успешен, а какой нуждается в серьёзной доработке? ФГОС предполагает принципиальную новизну вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных), и в связи с этим руководителю в случае проведения оценки качества образовательного процесса необходимо разработать критериальную базу, в соответствии с которой он будет эту оценку производить. А поскольку ФГОС - инновация, полностью готовой критериальной базы пока не существует. (Такая разработка возможна как в режиме инноваций, так и в режиме эксперимента.) Точно такие же затруднения испытывает руководитель, когда дело касается разделов основной образовательной программы (базисного учебного плана (БУПа), части, формируемой участниками образовательного процесса; то есть, самими руководителями образовательных учреждений, а также программы отдельных учебных предметов).
Ещё большая трудность возникает, когда школа работает в режиме эксперимента, становится экспериментальной площадкой.
Тогда каждый педагог команды - экспериментатор и, хочешь, не хочешь, но нужно осваивать понятийный аппарат и вид научной деятельности. Для этого мы предлагаем постепенно осваивать позицию педагога-экспериментатора, выделив несколько уровней экспериментальной деятельности.
Понятийный аппарат для описания экспериментальной деятельности разработан и описан в трудах великих дидактов нашего времени Загвязинского В. И., Краевского В. В., Новикова А. М., Поташника М. М., Скаткина Н. М. и др.. [3, 6, 9, 11, 19 и др.]. Нами, опираясь на труды этих учёных, разработана технология освоения основ экспериментальной деятельности учителями [12, 14, 15 и др.]. Первый шаг которой сопровождается работой по Памятке и написанием рабочей Программы эксперимента для этого этапа работы. Памятка рассчитана на начинающих учителей - экспериментаторов, школ-экспериментальных площадок, осуществляющих переход от опытной работы к поисково-экспериментальной, что соответствует в нашей классификации II уровню педагогического эксперимента) [13, 16].
Для успешного проведения педагогического эксперимента важно:
- выработать в себе внутреннюю установку на постепенное освоение ступенек профессионального мастерства педагога-экспериментатора, на «своеобразный рост» в области эксперимента (“сегодня я могу одно, завтра буду осваивать и делать в области эксперимента другое...”);
- стремиться к осознанности (рефлексии) собственных действий, (отвечая на вопросы типа: «что я делаю как экспериментатор, как я это осуществляю, для чего и какой результат получаю?..»);
Эксперимент и инновации в школе 2013/1
41
Школа и ФГОС второго поколения
- последовательно осваивать методологию эксперимента, читая и обсуждая теоретические положения, на которых строится педагогический эксперимент;
- делать попытки ежедневного фрагментарного описания результатов эксперимента в рабочий дневник экспериментатора (что-то удивило сегодня на уроке, что-то обрадовало, появилась какая-то неожиданная проблема, возник вопрос, появилось сомнение в...). И, конечно, нужно ознакомиться с азами теории эксперимента.
Понятие педагогического эксперимента (Что называть экспериментом?)
Существует довольно множество различных трактовок понятия «эксперимент» [3, 9, 11, 19]. Наиболее существенные признаки эксперимента мы выделили в два их них.
Педагогический эксперимент (по рабочей версии определения) - проверка с помощью диагностического инструментария логически обоснованной гипотезы относительно эффективности педагогических воздействий.
Педагогический эксперимент (в широком смысле) - исследовательская деятельность, предназначен-
ная для проверки научной гипотезы, осуществляемая в естественных (констатирующий эксперимент) или искусственно созданных (поисковый или формирующий эксперимент) контролируемых и управляемых условиях. Результатом этой деятельности является новое знание, включающее в себя выделение существенных факторов, влияющих на положительные изменения в учениках.
Признаки педагогического эксперимента (Как отличить эксперимент?)
Эксперимент должен опираться на теорию, сопровождаться созданием программы эксперимента и экспериментальной разработки, которая и будет апробироваться в ходе эксперимента.
Наиболее существенными признаками эксперимента для рассматриваемого нами уровня эксперимента являются наличие:
- цели и задач эксперимента;
- логически обоснованной гипотезы эксперимента;
- критериев и параметров проверки эффективности экспериментальной деятельности;
- диагностического инструментария.
Структура программы эксперимента (Что включить в программу эксперимента на этом этапе?)
ПУНКТ программы СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОС для ответа
1. Исполнитель эксперимента Фамилия, имя, отчество, должность
Тема эксперимента Задача научного характера, отражающая движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, содержащая момент столкновения старого с новым Как называется исследовательская работа? Какая основная идея положена Вами в основу решения проблемы? В чем Ваш профессиональный интерес, связанный с предметом исследования?
Объект эксперимента Процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения Каковы границы исследования и изменения практики? Какая область педагогического пространства избрана для изучения?
Предмет эксперимента Та сторона, тот аспект, та точка «зрения», «проекция» с которой исследователь познает целостный объект, выделяя наиболее существенные признаки объекта Какая часть объекта, свойства, отношения, функции, выделяются в данном эксперименте?
Проблемная ситуация и противоречие эксперимента Невозможность разрешить трудности и противоречия с помощью имеющегося опыта. Несоответствие между желаемым и действительным состоянием Какое несоответствие между необходимостью, потребностями, требованиями социального заказа и недостаточной разработанностью этой области знания, низким уровнем, неразработанностью необходимых методик
Проблема эксперимента Осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации средствами наличного знания и опыта. Нечто неизвестное в науке, требующее поиска новых знаний о действительности Что надо изучить, исследовать из того, что раньше не было изучено?
Степень разработанности проблемы эксперимента
Педагогическая цель (в программу эксперимента не пишется) Ожидаемый результат педагогической деятельности, выраженный в позитивных изменениях в учащихся, появившихся благодаря экспериментальной разработке Что хотите изменить в ученике? Какие качества личности хотите воспитать в ученике за счёт экспериментальных действий? Какие способности хотите развить? Какие изменения в обученности ученика предполагаете?
42
Эксперимент и инновации в школе 2013/1
Школа и ФГОС второго поколения
продолжение табл.
ПУНКТ программы СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОС для ответа
Цель эксперимента Ожидаемый результат деятельности экспериментатора, выраженный в получении нового знания о педагогической действительности и оформленный в виде экспериментальных материалов. Какое новое знание хотите получить, о чем оно? Что хотите разработать и апробировать? Что (какие экспериментальные разработки) будете внедрять в учебный процесс и проверять? Что будет апробироваться: программа, учебный план, концепция, методика и пр.
Гипотеза Логически обоснованное предположение, совокупность педагогических воздействий Что предполагаете? В чем состоит совокупность педагогических воздействий, направленных на достижение цели? Что будете проверять?
Диагностический инструментарий Средства оценивания результатов эксперимента: контрольные работы, анкеты, тесты, стенограммы уроков С помощью чего будет осуществляться контроль над результатами? Что будет выступать в качестве средств оценивания результатов эксперимента?
Критерии оценки ожидаемых результатов Признаки, на основании которых производится оценка эффективности экспериментальной разработки С помощью, каких признаков в изменении состояния учащихся будет оцениваться результативность экспериментальных материалов? Как Вы предполагаете фиксировать, диагностировать, какие изменения произошли в учащихся?
Для проведения эксперимента была разработана Программа эксперимента, которая задавала школам - экспериментальным площадкам стратегические ориентиры в выборе предметов исследований (а, соответственно, и тем эксперимента). В настоящее время в школах прошло их обсуждение, начата работа над выбранной проблемой. Каждая школа в рамках эксперимента определила свою тему: «Формирование и развитие учебно - логических УУД на основе работы с текстом» (МБОУ СОШ № 1 города Богородска), «Разработка и апробация моделей мониторинговых исследований успешности формирования и развития познавательных УУД учащихся - работа с учебными моделями» (МОУ СОШ № 119, г. Нижний Новгород), «Системный подход при формировании и развитии информационных УУД (поиск, обработка и передача информации» (МБОУ СОШ № 128 г. Нижний Новгород), «Проектирование системы управления образовательными учреждением в условиях перехода на новую образовательную парадигму» (СОШ № 27), «Создание модели введения
ФГОС на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности как основы достижения метапредметных результатов» (МБОУ СОШ № 4 г. Бор Нижегородской области) и другие. Школьными командами определена первая версия понятийного аппарата, описывающего программу эксперимента, разрабатывается рабочая программа поискового эксперимента.
Для развития экспериментальной деятельности очень важным является наличие у школ инновационного потенциала, создание среды, стимулирующей деятельность педагогов - инноваторов и экспериментаторов.
Эксперимент возник не как дань моде, а как потребность в получении объективно новых результатов, позволяющих решить локальные (по сравнению с масштабом введения ФГОС в стране) профессионально значимые школьные проблемы. В качестве примера приведём разработанные учителями МБОУ СОШ № 128 г. Нижний Новгород фрагменты уроков, которые являются содержанием экспериментальной работы учителя на уроке.
7 класс. Урок 1. Что изучает физика?
Этап урока Тип задания На какое УУД работает Знаниевый компонент
Постановка учебной задачи Прочитайте текст, составьте к нему 3 вопроса. Слово физика происходит от греческого слова «фю-зис», что означает «природа». Оно впервые появилось в сочинениях одного из величайших мыслителей древности - Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.). В русский язык слово «физика» ввёл Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), когда он издал в России первый учебник физики в переводе с немецкого языка. Физика - одна из основных наук о природе. Смысловое чтение: умение задавать вопросы по тексту в соответствии с поставленной проблемой Физика - наука о природе
Эксперимент и инновации в школе 2013/1
43
Школа и ФГОС второго поколения
продолжение табл.
Этап урока Тип задания На какое УУД работает Знаниевый компонент
Получение нового знания Прочитайте тексты физических задач. В каждой из них определите объект изучения и выделите вопросительное слово. Результаты занесите в таблицу. Сделайте выводы: какие объекты изучает физика (какие науки изучают эти же объекты?); чем отличается физический подход при изучении данных объектов от других подходов? 1. Почему при поглаживании кошки её шерсть как бы «прилипает» к руке? 2. Зачем водоплавающие птицы имеют перепончатые лапки? Анализ информации. Умение информацию структурировать в таблицу. Физика изучает те же объекты природы, что и другие науки, но в отличие от них даёт ответ на вопрос «Почему?»
3. Зачем на зиму стволы деревьев завёртывают в рогожу или солому? 4. Почему свинец можно расплавить пламенем лампы, а железо нельзя? 5. Земля непрерывно излучает энергию в космическое пространство. Почему же Земля не замерзает? 6. Климат островов умереннее и ровнее, чем климат больших материков. Почему? 7. Почему в пустынях днём жарко, а ночью температура падает ниже 0 °C?
Получение нового знания Разделите природные явления на группы (работа в группах) 1. Распускаются листья на деревьях 2. гниение картофеля 3. движение автомобиля 4. нагревание крыш домов от Солнца 5. металл покрывается ржавчиной 6. колеблются листья осины на ветру 7. превращение куколки в бабочку 8. по проводу течёт ток 9. тает снег 10. стрелка компаса отклоняется в месте залежей железной руды 11. светит Солнце 12. звучит эхо 13. свечение лунной дорожки 14. горение газа 15. расчёска электризует волосы выделение критериев для сравнения объектов, их классификация, умение аргументировать свой выбор Понятие физических явлений Классификация физических явлений
Обобщение Составить схему (заполнить недостающие элементы схемы) «Что изучает физика?» Структурирование полученной информации в виде пространственно-графических моделей
Проверка усвоения Работа с текстом. По прочитанному тексту заполнить таблицу. тело явление вещество Поиск информации, преобразование текстовой информации в таблицу.
Домашнее задание - П. 1 п. 4, 5 (Пурышева Н. С.) - Составить рассказ по теме «Физические явления, которые я увидел на кухне (в ванной и т. п.) Уметь составлять тезисы, строить текст разных видов и стилей в устной и письменной форме на основе самостоятельно составленного плана. Что изучает астрономия.
44
Эксперимент и инновации в школе 2013/1
Школа и ФГОС второго поколения
Тема
1. Остров Крит и «златообильные «Микены»
2. Две великие поэмы Гомера
3. Греческие города-полисы
Тип задания
Продукт / Планируемый результат
Выберите из приведённых ниже отрывков (художественное произведение, статья из энциклопедического словаря) (факты, подтверждающие ил и опровергающие высокий уровень развития искусства на острови Крит.
Распределите рисунки в соответствующие колонки, соблюдая последовательность действий в поэмах.
Выберите из приведённых отнывков художественного текста факты, свидетельствующие о наличии различных ремёсел, определённом уровне развития сельского хозяйств а, и подтвердите или опровергнете их данными научного текста.
Поиск новой информации.Анал из пнлученны х данных.
Выделение фактов в источниках. Обработка полученной информации.
С оставление краткого письменного ответа Классификация и сериация информации. Заполнение таблицы.
Илиада Одиссея
№ рисунков № рисунков
Последокательност ь рисунков Последовательность рисунков
Выделение фактов в источниках.
Обработка полученной информации Сравнение стихотворного и научного источника. Заполнение таблицы.
Данные поэтических источников Данные научных источников
Выделение необходимой информации. Структурирование информации Заполнение таблицы
Причины появления нолоний у Финикии Причины греческой колонизации
4. Великая греческая колонизация
Выберите из приведёпных отрывков причины отъезда гречк ского населения из полисов (причины греческой, колонизации), сравните их с причинами появления колоний, у Финикии.
Составление кластера самостоятельно, для более слабых учеников-заполнение пропусков в кеастаре
5 класс. Становление и расцвет античной Греции
На уроке представлено развитие умения работать с несколькими видами источников на уроках как необходимый элемент развития информационных УУД Анализ фрагментов приведённых занятий позволяет увидеть, как учитель организует формирование компонентов универсальных учебных действий, а именно: через задание ученику типа развивающих заданий. Приведённые задания позволяют увидеть, на какое универсальное учебное действие оно работает. Идея, быть может, не нова, но позволяет грамотно выстраивать не только урок, в котором наконец-то реально определено, что делает ученик на уроке, но и осуществить оценку результатов формирования компонентов УУД. Пока работа проводится школами в начальной и средней школе.
Для проведения мониторинговых исследований Нижегородский центр непрерывного образования (НЦНО) разработал специальные индивидуальные рабочие тетради «Мои успехи» для учащихся 1 класса и методические рекомендации по проведению и анализу результатов исследований. Работа проводилась под руководством к.пс.н. М. Р Битяновой - директора Центра психологического сопровождения образования «Точка Пси» г. Москва) [2].
Авторы определили общую характеристику мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся 1 класса. Важной особенностью проводимого ими мониторинга является то, что он осуществляется на основе системы специально разработанных заданий. Мониторинг сформированности предпосылок учебной деятельности направлен на определение готовности первоклассника к новому для него виду деятельности - учебной.
Эксперимент и инновации в школе 2013/1
45
Школа и ФГОС второго поколения
В отличие от игровой, учебная деятельность имеет ряд специфических особенностей. Она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность. Большая часть учебных заданий, с которыми сталкивается первоклассник, направлена на выполнение ряда условий, некоторых требований, ориентацию на правило и образец. Именно эти умения относятся к так называемым предпосылкам формирования универсальных учебных действий, то есть к тем, которые ещё не являются в полной мере учебными действиями, но необходимы для начала её усвоения [2].
Авторами выделяются основные параметры для отслеживания уровня развития универсальных учебных действий:
1.1. Познавательные УУД. Информационные учебные действия.
- Умение использовать устный текст как источник информации при выполнении учебной задачи (умение определять основную и второстепенную информацию).
- Умение выстраивать последовательность событий на основе сюжетных картинок (умение структурировать информацию).
- Умение воспринимать устную инструкцию и следовать ей, умение ориентироваться на плоскости.
- Умение проводить анализ с выделением существенных признаков.
- Умение осуществлять замещение предметов другими объектами.
1.2. Познавательные УУД. Логические учебные действия.
- Умение устанавливать логические связи и закономерности.
- Умение составлять объект как целое из фрагментарных элементов.
- Умение сравнивать (находить общее и различное).
- Умение классифицировать по заданным критериям.
- Умение видеть закономерность в изучаемой информации.
2. Коммуникативные УУД.
- Умение сотрудничать со сверстниками в парной работе.
3. Регулятивные УУД.
- Умение контролировать результат выполненного действия на основе образца.
4. Личностные результаты.
- Степень сформированности внутренней позиции школьника [2].
Что нам кажется особенно удачным - авторы пошли по линии минимизации параметров для отслеживания уровня развития универсальных учебных действий с учётом возрастных особенностей и возможностей детей данной возрастной группы.
Если продолжить этот подход и к в другим возрастным группам, к разным учебным предметам, с конкретизацией и детализацией показателей сформированности УУД, то в руках у учителя появится хороший инструмент не только диагностики, но и проектирования образовательного пространства урока.
Пока это - инновация или эксперимент.
Обычно проблемы, связанные с внедрением инноваций, освоением основ эксперимента решаются с помощью курсов повышения квалификации. Но здесь снова можно столкнуться с ограниченностью времени. Объём необходимой для усвоения информации достаточно велик, педагогов, нуждающихся
в обучении, много. Курсы нужно правильно организовать и спланировать. При этом не стоит забывать о том, что в образовательном учреждении существуют не только педагоги, но и психологи, завучи, и прочие субъекты образовательного процесса, которые тоже нуждаются в обучении на курсах по ФГОС [8, 20].
Программы повышения квалификации педагогических кадров должны обеспечивать формирование [17,18]:
- компетентности педагогических кадров в мотивации учебной деятельности ученика (учитель должен уметь заинтересовать учащихся в самом процессе познания, исследования, в формировании «умения учиться»);
- компетентности учителя в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока (учитель должен знать ответ на вопрос «а зачем мы это делаем»?);
- компетентности в целеполаганииучебной деятельности (учителю должен быть известен ответ на вопрос «чего я хочу достигнуть в результате этого урока, прохождения этой темы, в результате организованной мною учебной деятельности в целом»);
- компетентности в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении (как эффективнее всего помочь именно данному учащемуся (группе учащихся) в образовательном процессе);
- компетентности в предмете преподавания (предметная компетентность);
- компетентности в принятии решений, связанных с постановкой и решением педагогических задач (планирование учебной деятельности, как своей в рамках повышения квалификации, так и учеников);
- компетентности в разработке учебных и воспитательных программ (учитель должен уметь сам разрабатывать учебные программы, не полагаясь только на «методички»);
- компетентности в организации учебной деятельности, а именно организации условий учебной деятельности, прежде всегоинформационных, адекватных поставленной учебной задаче; компетентности в достижении понимания учеником учебной задачи испособов её решения (способов деятельности) и, наконец, компетентности в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.
При этом ожидаемым результатом повышения квалификации можно считать принятие новой парадигмы отечественного образования всеми участниками образовательного процесса, а также профессиональную готовность работников образования к реализации ФГОС.
Есть ещё один вопрос, который хотелось бы рассмотреть. Мы много говорили о планируемых результатах. Это действительно очень важно - точно знать, чего именно ты хочешь достичь в результате своих усилий, иначе стоит ли вообще их прилагать. А чего же хотели разработчики стандарта? Кто он такой - педагог новой образовательной парадигмы? Прежде всего, он - носитель традиционных ценностей России и гражданского общества. Что это значит?
• патриот, осознающий свою сопричастность к судьбе Родины, знающий и принимающий духовные и культурные традиции многонационального народа России;
• личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций;
• профессионал, владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в своей деятельности;
46
Эксперимент и инновации в школе 2013/1
Школа и ФГОС второго поколения
• педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде;
• личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями.
Теперь, когда мы понимаем, что от нас ожидают, поговорим как раз о педагогических технологиях, лежащих в основе стандарта. Таким образом, мы вернулись к рассмотрению системно - деятельностного подхода.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов [7, 20]:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности -означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности [4, 5].
В заключении хотелось бы сказать, что внедрение ФГОС - это длинный путь, но пусть он не кажется слишком сложным, ведь дорогу осилит идущий!
Литература
1. Асмолов А. Г Психология индивидуальности. М.: Изд-во
МГУ, 1986. 95 с.
2. Дигина А. Г., Киселева О. В. Методические комментарии
к диагностической тетради «Мои успехи» для учащихся
1 класса.: НОУ НЦНО, Н. Новгород, 2012.
3. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений /В.И. Загвязинский.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 176с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /А.Г.Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г Асмолова.- 2-изд.- М.: Просвещение, 2010.- 152 с.
5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст]: проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова.- М.: Просвещение, 2008.- 35с.- (Стандарты второго поколения).
6. Краевский В. В. Методологическая рефлексия. // Советская педагогика.- 1989.- № 2.
7. Кудрявцева, Н. Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н.Г Кудрявцева // Справочник заместителя директора.-2011.-№ 4.- С.13-27.
8. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников.- М.: Просвещение, 2011.- 96с.- (Работаем по новым стандартам).
9. Новиков А. М. Как работать над диссертацией (пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю).-М., 1994. 146с.
10. Планируемые результаты начального общего образования / (Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболе-това и др.); под ред. Г С. Ковалевой, О. Б. Логиновой.-2-изд.- М.: Просвещение, 2010.- 120с.- (Стандарты второго поколения).
11. Поташник М. М. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. М.1991.
12. Сиденко А. С. и др. Рабочая тетрадь педагога-исследова-теля (пособие в помощь начинающему исследователю) Часть 1, часть 2. М.: АПК и ППРО. 2006.
13. Сиденко А. С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки (пособие для директоров инновационных образовательных учреждений). (изд.-2 испр. и доп.). М.: АПКиППРО.- 2009.
14. Сиденко А. С. Планирование экспериментальной работы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2011.- № 1.
15. Сиденко А. С., Брусенцова Н. В. Краткий справочник пе-дагога-исследователя. Ч.1 Обоснование темы диссертационного исследования. АПКиППРО, 2007. 28с.
16. Сиденко А. С., Новикова Т. Г. Эксперимент в образовании /Учебное пособие. М.: АПК и ППРО. 2002.
17. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010.- № 4.
18. Сиденко Е. А., Хачатрян Н. Л. Стандарты второго поколения в начальной школе: от понимания теории к практике // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010.-№ 1.
19. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). М. 1986.- 152с.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011.- 48с.
Эксперимент и инновации в школе 2013/1
47