Научная статья на тему 'Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно-методические аспекты'

Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно-методические аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2054
457
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) / ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ УУД / АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УУД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дунилова Раиса Александровна, Бобрикова Лидия Геннадьевна

Введение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования предполагает овладение обучающимися универсальными учебными действиями. Предлагаем программу диагностики уровня развития универсальных учебных действий обучающихся 1–4 классов и алгоритм её реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно-методические аспекты»

ф

Школа и ФГОС второго поколения

J

Л

Дунилова Раиса Александровна

заместитель директора по учебно-воспитательной работе психолог МОУ Тисульская средняя общеобразовательная школа № 1 п.г.т. Тисуль, Тисульский район, Кемеровская область raisadunilova@rambler.ru, Бобрикова Лидия Геннадьевна педагог-психолог МОУ Тисульская средняя общеобразовательная школа № 1 п.г.т. Тисуль, Тисульский район, Кемеровская область

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС К ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. Введение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования предполагает овладение обучающимися универсальными учебными действиями. Предлагаем программу диагностики уровня развития универсальных учебных действий обучающихся 1-4 классов и алгоритм Ф её реализации.

Ключевые слова: результаты формирования универсальных учебных действий (УУД), программа диагностики УУД, алгоритм реализации программы диагностики уровня развития УУД.

Федеральными государственными образовательными стандартами определён перечень требований к результатам формирования универсальных учебных действий, которые отражены в критериях оценивания личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД младших школьников. В качестве руководства по организации работы в этом направлении предлагается пособие «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» под редакцией А. Г. Асмолова [1]. В пособии раскрываются виды и возрастные особенности развития универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы, описаны основные типы задач для оценки сформированности УУД.

Анализ методик, представленных в пособии, с позиции цели, оцениваемого УУД, возраста и метода оценивания (индивидуально или фронтально) позволил разработать программу диагностики уровня развития УУД у обучающихся 1-4 классов (табл. 1-4). При разработке программы диагностики мы ориентировались на то, чтобы программа отвечала требованиям оптимальности с точки зрения временных затрат, а кроме того, давала возможность организации мониторинга: определять динамическую картину развития обучаю-

щихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития ребёнка.

Анализ содержания диагностических методик, представленных в пособии [1], позволил также выделить из них такие, в которых заложен высокий воспитательный и развивающий потенциал (например, задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи, на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы и другие задания из раздела «Личностные УУД»). Имеются и другие подходы [2, 3, 4, 5, 6 и др.]. В нашей программе этот вид работы обозначен как «воспитательно-диагностическое занятие в группах». На таком занятии учитель предлагает ситуацию (текст представлен в методике) и вопросы по содержанию ситуации, которые необходимо обсудить в группах. Затем проводится общее обсуждение мнений, формируется отношение к проблеме. В процессе такой работы у обучающихся также развиваются коммуникативные навыки.

Ещё один вид работы - «обучающе-диагностическое занятие» выделен нами на основании анализа содержания диагностической методики «Моделирование». Эти занятия проводятся в группах с целью формирования универсальных учебных действий:

- кодирование/замещение;

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

5

Ф

$

Школа и ФГОС второго поколения

- декодирование/считывание информации;

- умение использовать наглядные модели;

- умение строить схемы, модели.

Также в программу диагностики уровня развития УУД обучающихся 1-го класса включена часть методик диагностического комплекса Л. А. Ясюковой [7]: тест Тулуз-Пьерона, гештальт-тест Бендер, рисунок дерева, матрицы Равена (серии А, В), «Отношение к школе» (метод цветовых выборов Л. А. Ясюковой). В программу диагностики УУД обучающихся 3-го класса включены методики комплекса «Диагностика готовности к переходу в среднее звено» [8], позволяющие оценить уровень интеллектуального и личностного развития каждого обучающегося, определить перечень необходимых мер для профилактики проблем обучения в среднем звене. Многолетний опыт использования методик этих диагностических комплексов показал высокую информативность получаемых результатов и эффективность развивающей и коррекционной работы, построенной на их основании.

Важным результатом в личностном развитии младшего школьника по праву можно считать успешность процесса социализации. В связи с этим в программу диагностики УУД включена методика «Социометрия», позволяющая проследить процесс развития ученического коллектива с 1-го по 4-й класс и динамику социометрического статуса каждого обучающегося.

Программа диагностики УУД предполагает также ежегодное проведение исследования «Отношение к школе» (метод цветовых выборов Л. А. Ясюковой). Диагностика проводится с целью выявления динамики

субъективного отношения к учебным предметам, учебным ситуациям (ответ у доски, выполнение контрольной работы и др.- начиная со 2-го класса), что имеет большое значение в получении дополнительной информации по оценке учебной мотивации школьников.

С целью выявления динамики сформированности «Я-концепции» и отношения к себе используется методика «Кто я?» (модификация М. Куна). Диагностика по данной методике проводится дважды: во 2-м и 4-м классах. Результаты диагностики по этой методике служат своеобразным индикатором эффективности системы воспитательной работы, реализуемой в школе.

Программа рассчитана на различное количество часов: 34 ч. в 1-2 классах и 17 ч. в 3-4 классах. Целесообразность такого распределения часов объясняется тем, что в первые два года учителю необходимо собрать как можно больше информации о ребенке для обеспечения условий полноценного развития на основе выбора развивающих и коррекционных занятий с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Структура программ в 3-м и 4-м классах не является равномерной по времени, в некоторые месяцы диагностическая работа не проводится. Это время отводится на реализацию развивающих и коррекционных программ с обучающимися в рамках интеллектуальных и воспитательных мероприятий, включенных в план работы классного руководителя.

Программой предусмотрена аналитическая деятельность по оценке результатов диагностики и разработка планов развития и коррекции универсальных учебных действий.

Таблица 1

Программа диагностики уровня развития УУД у обучающихся 1 класса

Месяц № недели месяца Вид УУД Кол-во часов Диагностическая методика Вид работы

сентябрь i Регулятивные 2 Тест Тулуз-Пьерона в группах

2

3 2 Гештальт-тест Бендер; Рисунок дерева фронтально

4

октябрь 1 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1

2 Регулятивные Познавательные 2 Матрицы Равена индивидуально

3

4 Личностные 2 «Незавершённая сказка» в группах по 3-4 чел.

5

ноябрь 2 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1

3 Познавательные 2 Кодирование (Д. Векслер) в группах по 4-5 чел.

4

декабрь 1 2 Построение числового эквивалента (Ж. Пиаже) индивидуально

2

3 Коммуникативные 1 «Рукавички» (Г. А. Цукерман) фронтально в парах

4 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1

6

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

$

$

Школа и ФГОС второго поколения

продолжение табл. 1

Месяц № недели месяца Вид УУД Кол-во часов Диагностическая методика Вид работы

январь 3 Познавательные 3 Проба на определение слов в предложении (Карпова С. И.) индивидуально

4

5

февраль 1 Личностные 1 «Отношение к школе» (метод цветовых выборов Л. А. Ясюковой)

2 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1

3 Коммуникативные 3 Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже) в парах

4

март 1

2 Личностные 2 Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи индивидуально

3

4 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1

апрель 1 Личностные 1 Социометрия индивидуально

2 1 Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха (вариант 1) в парах

3 2 Шкала выраженности учебнопознавательного интереса (Г. Ю. Ксензова) индивидуально

4

май 2 1 Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (Ж. Пиаже) воспитательнодиагностическое занятие в группах

3 Анализ результатов, планы развития и коррекции 2

4

Итого 34 ч

Программа диагностики уровня развития УУД у обучающихся 2 класса

Таблица 2

Месяц № недели месяца Вид УУД Кол-во часов Диагностическая методика Вид работы

сентябрь 1 Коммуникативные 2 Дорога к дому в парах

2

3 Познавательные 3 Диагностика универсальных действий общего приёма решения задач (А. Р Лурия) индивидуально

4

октябрь 1

2 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1

3 Личностные Коммуникативные 2 Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи воспитательнодиагностическое занятие,групповое

4

5 Познавательные 2 Моделирование обучающедиагностическое занятие,групповое

ноябрь 2

3 Личностные 2 Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже) воспитательнодиагностическое занятие,групповое

4

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

7

$

$

Школа и ФГОС второго поколения

продолжение табл. 2

Месяц № недели месяца Вид УУД Кол-во часов Диагностическая методика Вид работы

i

2 Коммуникативные 3 Кто прав? (Г. А. Цукерман) индивидуально

декабрь 3

4 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 обучающедиагностическое занятие, групповое

январь 4 Познавательные 2 Моделирование

5 Методика «Отношение к учебным

1 Личностные 2 предметам, учебным ситуациям» (метод цветовых выборов Л. А. Ясюковой) индивидуально

февраль 2 Коммуникативные 1 Социометрия фронтально

3 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1

4 Диагностика универсальных действий

1 Познавательные 3 общего приёма решения задач

март 2 (А. Р Лурия) индивидуально

3 Личностные 2 Оцени поступок

1

апрель 2 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1

3 Методика «Нахождение схем к задачам» (А. И. Рябинкиной)

4 Познавательные 3 индивидуально

1

2 Личностные 1 Кто я? (модификация М. Куна) фронтально

май 3 Познавательные 1 Проба на внимание (П. Я. Гальперин)

4 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1

Итого 34 ч.

Таблица 3

Программа диагностики уровня развития УУД у обучающихся 3 класса

Месяц № недели месяца Вид УУД Кол-во часов Диагностическая методика Вид работы

сентябрь 2 Познавательные 3 Методика «Нахождение схем к задачам» (А. И. Рябинкиной) в группах

3

4

октябрь 1 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1

2 Познавательные 2 Диагностика универсальных действий общего приёма решения задач (А. Р Лурия) индивидуально

3

ноябрь 2 2 Нахождение схем к задачам (А. Н. Рябинкина)

3

4 Личностные 1 Методика «Отношение к учебным предметам, учебным ситуациям» (метод цветовых выборов Л. А. Ясюковой) фронтально (проектор, экран)

8

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

$

$

Школа и ФГОС второго поколения

продолжение табл. 3

Месяц № недели месяца Вид УУД Кол-во часов Диагностическая методика Вид работы

декабрь i Анализ результатов, планы развития и коррекции i

март i Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные 5 Диагностика готовности к переходу в среднее звено в группах

2

3

апрель 1

2 Социометрия

3 Анализ результатов, планы развития и коррекции 2

4

Итого 17 ч

Таблица 4

Программа диагностики уровня развития УУД у обучающихся 4 класса

Месяц № недели месяца Вид УУД Кол-во часов Диагностическая методика Вид работы

сентябрь 2 Личностные 2 Моральная дилемма индивидуально

3

4 1 Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха (вариант 2) фронтально

октябрь 1 1 Анкета «Оцени поступок» фронтально (проектор, экран)

2 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1

3 Познавательные 4 Моделирование обучающедиагностическое занятие,групповое

4

ноябрь 3

4

декабрь 1 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1

февраль 1 Личностные 1 Опросник мотивации в группах

2 1 Методика «Отношение к учебным предметам» (метод цветовых выборов Л. А. Ясюковой) фронтально (проектор, экран)

3 1 Социометрия фронтально

4 1 Кто я? (модификация М. Куна)

март 1 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1

апрель 2 Личностные 1 Рефлексивная самооценка учебной деятельности фронтально

3 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1

Итого 17 ч

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

9

$

ф

Школа и ФГОС второго поколения

Программа была разработана в 2010 году в про- программы диагностики уровня развития УУД пред-цессе подготовки к переходу на ФГОС НОО, апробиру- ставлен в табл. 5. ется с 2011-2012 учебного года. Алгоритм реализации

Таблица 5

Алгоритм реализации программы диагностики уровня развития УУД

Мероприятия Ответственный Результат

1 - Подготовка диагностических комплектов для 1-4 классов. - Разработка форм учета результатов диагностики (таблицы Excel). Психолог - Наличие диагностических комплектов. - Наличие форм учета результатов диагностики.

2 Обучающие занятия для учителей (классных руководителей 1-4 классов) по работе с диагностическими комплектами Заместитель директора по УВР; Психолог Компетентность учителей по процедуре проведения диагностики и оценке уровня развития УУД

3 Проведение диагностических мероприятий Классные руководители Первичные данные диагностики (бланки ответов, результаты наблюдений)

4 Заполнение форм учета результатов диагностики Классные руководители Электронная база данных

5 Анализ результатов диагностики Психолог; Классные руководители Планы развития и коррекции

Ф

По результатам диагностики учитель заполняет формы учета, разработанные в формате таблиц Excel, в которых заложены функции подсчета среднего значения уровня сформированности видов УУД. Заполненные формы дают возможность провести анализ уровня развития УУД в целом по классу и индивидуально по каждому обучающемуся. На основании полученных данных учитель разрабатывает планы развития и коррекции.

На всех этапах реализации программы диагностики уровня развития УУД психолог оказывает необходимую помощь учителям в проведении диагностики, проводит консультации, дает рекомендации в процессе разработки планов развития и коррекции. Результатом такой работы является повышение психологической компетенции учителей в вопросах обучения и воспитания, что является необходимым условием в достижении новых результатов образования, предусмотренных стандартами нового поколения.

Литература

1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. [Текст] / Под ред. А. Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с. (Пособие для учителя).

#

2. Егорова Л. Н. Модель дифференцированного контроля знаний учащихся. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 1.

3. Малышева Т. И. Контроль и оценка в учебной деятельности на уроках математики // Эксперимент и инновации в школе.- 2008.- № 3.

4. Рагозинникова Л. Н. Оценка качества образования глазами обучающихся, родителей и педагогов. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.- № 1.

5. Сиденко А. С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание. // Инновационные проекты и программы в образовании.-2010.- № 2

6. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010.- № 4.

7. Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе [Текст] / Л. А. Ясюкова.- СПб.: ГП «ИМАТОН»,

1999.- 184 с.

8. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах [Текст] / Л. А. Ясюкова.- СПб.: ГП «ИМАТОН», 2001.- 192 с.

10

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.