ФГОС второго поколения
УДК 37(063)
J
Л
В. В. Артемьева, Л. В. Воронина
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
в процессе изучения информатики
____________________________________________с
Аннотация: в статье раскрываются понятия «учебная деятельность», «универсальные учебные действия», рассмотрены принципы развития универсальных учебных действий на уроках информатики в начальных классах.
Ключевые слова: учебная деятельность, универсальные учебные действия, урок информатики.
Abstract: In the article the term «educational activity», «universal teaching of the» Principles of development of universal education activities at the science lessons in the elementary grades.
Keywords: educational activities, the action of universal education ditions lesson of informatics.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. В рамках работы научно-образовательной сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО (г.Москва) [3] ведется системная работа по переводу образовательных учреждений в режим саморазвития на принципах открытости и многообразия. Инновационная деятельность в образовательных учреждениях сети учитывает следующее:
• обучение и знания требуют разнообразия подходов и возможности выбрать оптимальный подход.
• Обучение - это процесс формирования сети подключения специализированных узлов и источников информации.
• Знание находится в сети.
• Знания могут существовать вне человека. Технологии помогают, способствуют нам в обучении • Способность узнавать новое значит больше накопленных знаний.
• Способность расширяться важнее накопленного.
• Обучение и познание происходят постоянно - это всегда процесс и никогда состояние
• Ключевой навык сегодня - способность видеть связи, распознавать паттерны и видеть смыслы между областями знаний, концепциями и идеями
• Своевременность (точность, обновляемость знаний) -необходимая черта современного обучения.
• Обучение является принятием решений. Сквозь призму меняющейся реальности нам постоянно приходится делать выбор того, чему учиться.
• Правильный выбор сегодня может оказаться ложным выбором завтра, так как что изменились условия, в которых принималось решение.
Одним из основных направлений работы научно-образовательной сети является научное сопровождение деятельности образовательных учреждений по обеспечению условий для максимального раскрытия познавательного потенциала учащихся. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/5
41
ФГОС второго поколения
социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин [4, 5].
Для раскрытия вопроса формирования у детей младшего школьного возраста универсальных предпосылок учебной деятельности на уроках информатики раскроем сначала понятие учебной деятельности.
Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначное. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике.
1. Учебная деятельность рассматривается как синоним научения,учения, обучения.
2. В «классической» советской психологии и педагогике учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.
3. В трактовке Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.
Согласно Д. Б. Эльконину [7], который одним из первых начал разработку теории учебной деятельности, учебная деятельность является:
• общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством);
• общественной по своему смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой);
• общественной по форме своего осуществления (она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами).
Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, то есть продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте
Известно, что знания, умения и навыки человек получает не только в школе и не только в результате учебной деятельности, но и при самостоятельном чтении книг, из радио и телепередач, при просмотре фильмов, при работе в сети Интернет, из рассказов родителей и сверстников, а также в игровой и трудовой деятельности. Следовательно, правомерно поставить вопрос о том, какие знания, каким способом и при каких условиях должны усваиваться ребенком именно в школе, под руководством учителя, организующего учебную деятельность.
Усвоение знаний, умений и навыков внутри учебной деятельности имеет ряд характерных особенностей.
Во-первых, содержание учебной деятельности составляют научные понятия и законы, всеобщие способы решения соответствующих им познавательных задач.
Во-вторых, усвоение такого содержания выступает как основная цель и главный результат деятельности (в других видах деятельности усвоение знаний и умений выступает как побочный результат).
В-третьих, в процессе учебной деятельности происходит изменение самого ученика как ее субъекта, происходит психическое развитие ребенка благодаря приобретению такого основного новообразования, как теоретическое отношение к действительности. Продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.
В структуру учебной деятельности, по мнению Д. Б. Эльконина [7], входят: учебная цель, учебные действия, действия контроля процесса усвоения и действия оценки степени усвоения.
В. В. Давыдов [2] считал, что структуру учебной деятельности составляют: учебные ситуации (или задачи), учебные действия и действия контроля и оценки.
В целом структура учебной деятельности у данных ученых почти одинаковая. В том и другом случае в состав учебной деятельности входят учебные действия. В государственных образовательных стандартах начального общего образования отмечается, что на начальной ступени образования у учащихся должны быть сформированы универсальные учебные действия [4]. Универсальные учебные действия (УУД) являются основой формирования у младших школьников учебной деятельности.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальный характер универсальных учебных действий проявляется в том, что они носят надпред-метный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделяется четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный [6].
В процессе изучения информатики в начальной школе системно решаются задачи формирования всего комплекса универсальных учебных действий, которые являются приоритетным направлением в содержании
42
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/5
ФГОС второго поколения
образования. Рассмотрим различные УУД, принципы их развития и примеры учебных заданий.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
В процессе изучения курса информатики ученик получает возможность для формирования:
• устойчивой учебно-познавательной мотивации учения,
• умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»,
• умения нравственно-этически оценивать усваиваемый материал, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор,
• умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».
Развитие действия нравственно-этического оценивания происходит в процессе изучения содержательной линии «Этические нормы работы с информацией», а также в процессе создания различных информационных объектов с помощью компьютера.
Результатом развития УУД нравственно-этического оценивания на уроках информатики является сознательное принятие и соблюдение правил поведения в компьютерном классе, направленное на сохранение школьного имущества и здоровья ученика и его одноклассников, а также правил работы с файлами в глобальной сети Интернет.
Изучение правил поведения в компьютерном классе и этических норм работы с информацией развивает умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, углубляет знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерных средств общего пользования.
Хотя изложению этого материала в программе курса в сумме отводится всего несколько часов, к нему ученики постоянно возвращаются перед тем, как начать работу на компьютере, добиваясь не только знания этих правил, но и их сознательного выполнения как общепринятых моральных и этических норм [1].
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий по решению задачи или достижению цели способствует интенсивному развитию такого учебного действия как планирование. Это задания типа «Составь алгоритм...», «Заполни пропуски в алгоритме.». Содержанием этих заданий является:
• планирование учебной и бытовой деятельности школьника,
• планирование действий формальных исполнителей по достижению поставленных целей.
Начинается обучение с развития функции принятия внешнего плана. Цель при этом задаётся учителем или учебником. В дальнейшем формируется действие самостоятельного целеполагания.
Система заданий типа «Составь алгоритм и выполни его» создаёт информационную среду для составления плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из начального состояния в конечное. Выполнив алгоритм, ученик сверяет способ действия и его результат, то есть соответствие конечного состояния исполнителя поставленной в задании цели, и в случае обнаружения отклонений вносит исправления в алгоритм.
Создание информационных объектов предполагает самостоятельное планирование работы на компьютере (внутренний план) и сравнение созданных на компьютере информационных объектов с заданием (эталоном) и внесение изменений в случае необходимости.
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
1. Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- знаково-символические - моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/5
43
ФГОС второго поколения
(пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2. Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
3. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В процессе изучения курса информатики в начальных классах развитие действия анализа объектов осуществляется в рамках изучения тем «Объекты и их свойства» и «Действия объектов».
Развитие действия выбора оснований и критериев для сравнения осуществляется в процессе решения заданий типа «Продолжи последовательность». Рассматриваются численные, символьные и графические последовательности. Задания выполняются с полным устным комментарием учеников с использованием слов «предыдущий», «последующий», «все кроме одного». Далее данное УУД развивается в рамках тем «Классы объектов», «Таблицы», «Графы», «Разветвляющиеся алгоритмы» и «Циклические алгоритмы» (задания на создание алгоритмов упорядочивания объектов).
Построение логической цепи рассуждений развивается на протяжении всего периода обучения информатике в процессе изучения всех основных содержательных линий. Вводится понятие истинных и ложных высказываний. Задания на определение истинности содержат высказывания с кванторами общности (все, некоторые, каждый, ни один и т.д.). Затем рассматриваются сложные высказывания, образованные с помощью действий логического сложения и умножения. Уча-
щиеся выполняют задания на определение истинности сложных высказываний и составление сложных высказываний как условия выбора продолжения действий в алгоритме. Содержательно задания связаны с управлением формальными исполнителями алгоритмов, а также решением различных математических задач.
Одним из наиболее перспективных направлений формирования познавательных универсальных действий на уроках информатики является компьютерное моделирование. Моделирование и модели объектов, созданные на компьютере, используются для разных целей:
- для изучения сложных понятий, для которых в соответствующей науке нет удобных моделей. В этом случае учитель сам конструирует необходимую учебную модель изучаемого понятия;
- для материализации деятельности учащихся по изучению какого-либо общего понятия с тем, чтобы они наглядно обозревали свою собственную деятельность, осознавали и запоминали ее (в ряде случаев полезно использовать особые модели этих действий, таких как блок-схемы, алгоритмы, схемы структуры действия и т.д.).
Используя учебные компьютерные модели, учитель представляет изучаемый материал более наглядно, демонстрирует его новые и неожиданные стороны неизвестным ранее способом, что, в свою очередь, повышает интерес учащихся к изучаемому предмету и способствует углублению понимания учебного материала.
Для того чтобы урок с использованием компьютерной модели был не только интересен, но и давал максимальный учебный результат, учителю необходимо заранее подготовить план работы по изучению модели, сформулировать вопросы и задачи, согласованные с функциональными возможностями модели, подготовить соответствующие задания, а также предупредить учащихся о том, что в конце урока им будет необходимо ответить на вопросы или написать небольшой отчёт о проделанной работе.
Перечислим основные виды заданий различного уровня сложности, которые можно использовать при работе с компьютерными моделями.
1. Ознакомительное задание. Это задание предназначено для того, чтобы помочь учащемуся осознать назначение модели и освоить её регулировки. Задание содержит инструкции по управлению моделью и контрольные вопросы.
2. Компьютерные эксперименты. В рамках этого задания ученику предлагается провести несколько простых экспериментов с использованием данной модели и ответить на контрольные вопросы.
3. Экспериментальные задачи. Учащемуся предлагается решить 1-4 задачи без использования компьютера, а затем, используя компьютерную модель, проверить правильность своего решения.
4. Исследовательское задание. Школьнику предлагается самому спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов, которые подтверждают или опровергают некоторую закономерность. Наиболее способным учащимся предлагается самостоятельно
44
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/5
ФГОС второго поколения
сформулировать ряд закономерностей и подтвердить их экспериментом.
5. Творческое задание. В рамках данного задания учащийся сам придумывает задачи, формулирует их, решает и ставит компьютерные эксперименты для проверки полученных результатов.
Предложенные задания помогают учащимся быстро овладеть управлением компьютерной моделью, способствуют осознанному усвоению учебного материала и пробуждению творческой фантазии. Особенно важным является то, что учащиеся получают знания в процессе самостоятельной работы, так как эти знания необходимы им для получения конкретного наблюдаемого на экране компьютера результата.
Компьютерное моделирование можно применять в рамках любой учебной дисциплины на разных этапах изучения, закрепления или обобщения знаний школьников. Для того чтобы ученики овладели моделированием как методом научного познания, недостаточно лишь познакомить их с научной трактовкой модели и моделирования, демонстрировать им разные научные модели, включенные в содержание обучения и показывать процесс моделирования отдельных явлений и процессов. Необходимо также, чтобы учащиеся сами строили модели, изучали какие-либо объекты, явления с помощью моделирования, что будет способствовать развитию творческого мышления, памяти, внимания, воображения, самооценки школьников, умения планировать свои действия, а также положительной мотивации к учебному предмету.
Компьютерная модель - это модель, реализованная средствами программной среды. При создании учащимися учебных компьютерных моделей учитель выполняет роль помощника и консультанта, который направляет деятельность учащихся в поэтапной разработке модели, уточняет определенные особенности модели с научной точки зрения, помогает выбрать необходимую программную среду для реализации проекта, исходя из уровня владения компьютерной техникой.
Приведем последовательность этапов построения учебных компьютерных моделей.
1 этап. Постановка задачи.
описание задачи ^ цель моделирования ^ анализ объекта
2 этап. Разработка модели.
информационная модель ^ знаковая модель ^ компьютерная модель
3 этап. Компьютерный эксперимент.
план моделирования ^ технология моделирования
4 этап. Анализ результатов моделирования.
При выборе программной среды для создания учебных моделей и учебных мультимедийных проектов учитель должен ориентироваться на те программные средства, основные понятия и умения которых рассматриваются и формируются в рамках школьного курса информатики. В соответствии с этим рассмотрим компьютерные среды, их назначение и приведем примеры тем учебных моделей и мультимедийных проектов в начальных классах.
1. Paint - графический редактор с обширным набором инструментов и возможностей является удобным средством для создания моделей-рисунков. Темы для моделирования в данной среде могут быть связаны с любой учебной дисциплиной: «Строение цветка», «Строение живой или растительной клетки», «Строение Земли», «Правила техники безопасности при работе на компьютере», «Режим дня» и т.д. В графическом редакторе Paint учащиеся могут самостоятельно создавать игры, моделировать что-то новое, своё. Например, ученикам можно предложить выполнить творческую работу «Чудо-животное» (из рисунков частей животных собирается новое, фантастическое животное, даётся краткое описание среды его обитания, обосновывается назначение особенностей строения тела этого животного) или работу, связанную с моделированием поздравительных открыток в разных видах народной живописи (жостовская роспись, хохлома, гжель), пользуясь заготовками автора игры.
3. Microsoft PowerPoint - программа для создания мультимедийных проектов и проведения презентаций. В данной программной среде учащимися старших классов создаются насыщенные компьютерными спецэффектами, краткой, но четкой информацией, обилием рисунков, графиков, схем, видеофильмов и звуковой обработкой мультимедийные проекты по темам: «Моя школа будущего», «Экологическая оценка моего города», «Красная книга Урала» и др.
4. ЛогоМиры 2.0- программа для создания мультимедийных проектов с использованием аудио- и видеозаписей, фильмов, работа с графическим и музыкальным редакторами, программирование на языке Лого. В программной среде создаются модели и проекты, подобные мультфильмам, которыми дети управляют, дополняют необходимой информацией, общаются не просто с компьютером, а с героями фантастической сказки и в то же время изучают, исследуют некую учебную информацию. Темы для моделирования в данной среде, выполняемые детьми младших классов: «Строение компьютера», «Что такое траектория движения?», «Компас черепашки в ЛогоМирах», «Музыканты среды ЛогоМиры», «Круговорот воды в природе», «Солнечная система. Планета Земля», «Освоение космоса» и т.д.
5. Microsoft Word - это текстовый процессор, с помощью которого можно создавать информационные модели, схемы, блок-схемы: «Правила русского языка», «Алгоритмы решения математических задач» и т.д., а также красочные наглядные учебные модели, с использованием вставки фигурного текста и различных рисунков, фотографий, выполненных или обработанных в графических редакторах.
Моделируя на компьютере, расширяются знания учащихся в тех предметных областях, на которых базируются изучаемые модели, что позволяет максимально реализовывать межпредметные связи, формируются представления и умения о том, как строятся реальные компьютерные модели в различных областях знаний и какие трудности возникают при их построении и выборе оптимальной компьютерной среды, раскрываются и развиваются творческие способности учащихся.
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/5
45
ФГОС второго поколения
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Существенное значение для формирования на уроках информатики коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе, т. к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных.
Можно выделить следующие преимущества совместной работы:
- возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;
- снижается школьная тревожность;
- возрастает сплоченность класса;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
- растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
- дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;
- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей;
- учитель получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся: учитывать их способности, темп работы, взаимную склонность при делении класса на группы, давать группам задания, различные по трудности, уделят больше внимания «слабым».
Основным критерием сформированности коммуни-
кативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:
- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);
- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.
Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании универсальных учебных действий. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий, определение планируемых результатов - всё это требует от педагога грамотного подхода.
Формирование УУД на уроках информатики в начальных классах приобретает особую значимость перед началом изучения предметов основной школы в 7-9 классах. Это связано с тем, что значительная часть деятельности в рамках этих предметов связана с построением, преобразованием, оценкой информационных моделей. В то же время деятельность, связанная с моделированием, в разных предметах осуществляется по-разному, что затрудняет понимание общей структуры этой деятельности. Курс информатики является предметом, в котором систематически изучаются виды и свойства моделей, формируются навыки моделирования различных объектов и процессов.
Таким образом, можно обосновано утверждать, что общеобразовательный курс информатики играет значительную роль в формировании универсальных учебных действий.
Литература
1. Воронина Л. М. Педагогические особенности проектирования инновационной модели математического образования периода дошкольного детства. //Образование и наука. Изв. УрО РАО, 2010, № 6, с.82-96
2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов.- М.: ИНТОР, 1996.
3. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. Изв. УрО РАО, № 8 (76) 2010. С.32-42
4. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения// Образование и наука. Изв. УрО РАО, № 1 (90) 2012. С.3-17.
5. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения». // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010.- № 4.
6. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова.- М.: Просвещение, 2011.
7. ЭльконинД. Б. Избранные психологические труды [Текст] / под ред. В. В. Давыдова, В.П. Зинченко.- М.: Педагогика, 1989.
46
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/5