Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 5 (1), с. 19-23
УДК 373.6, 378
ШКОЛА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС © 2011 г. В.А. Малинин
МОУ СОШ № 187 с углубленным изучением отдельных предметов, Нижний Новгород Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
tema58@bk.ru
Поступила в редакцию 11.07.2011
Рассматривается схема построения общеобразовательного учреждения нового типа «Школа - инновационный образовательный комплекс». Раскрыта актуальность создания инновационных образовательных комплексов как эффективного института развития человеческого капитала страны. Описана структура школы - инновационного образовательного комплекса, цели и задачи деятельности, а также ожидаемые результаты с позиций разных социальных заказчиков системы образования.
Ключевые слова: инновационный образовательный комплекс, человеческий капитал, новое качество общего среднего образования.
Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого капитала, который во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе. В последние годы в государстве и обществе произошли существенные изменения, которые в совокупности являются факторами влияния на все социальные системы и на образование в частности. Опишем их кратко.
Значительно возросли и содержательно изменились требования к образованию, в основе которых лежат критерии доступности качественного образования, культуросообразия, сохранения здоровья школьников, индивидуализации образовательных программ и способов их реализации. Следствием этого выступает необходимость определения ясных критериев качества и правил предоставления образовательных услуг.
Актуализировалась разработка инновационных образовательных программ: информатизация образовательного процесса, проектная и исследовательская деятельность школьников, дополнительное образование, ориентированное на раскрытие творческого потенциала.
Определены национальные приоритеты в государственной политике, обозначенные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г., Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 гг., Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [1], в которых школьное образование, представляющее собой самый дли-
тельный этап формального обучения каждого человека, рассматривается как один из важнейших факторов индивидуального успеха и долгосрочного развития всей страны. Следствие -необходимость поиска новых ресурсов, которые могут оказать позитивное влияние на качество образовательных услуг.
Знаниево-репродуктивная парадигма массовой школы входит в противоречие с культурными вызовами цивилизации, в основе которых лежат индивидуализация ценностей, продуктивная деятельность, социальная и культурная мобильность, функциональная грамотность, поликультурность. Как следствие наблюдаются ресурсные и технологические конфликты: уровень квалификации, культуросообразие учителя; растущие ограничения ресурса времени учеников; дефицит помещений при работе в технологиях кооперативного обучения, введение системы разноуровневого обучения; проблемы оплаты труда учителя.
Значительно изменена среда обитания, экологические проблемы имеют прямое влияние на состояние здоровья субъектов образовательного процесса. Нарушены традиционные формы организации жизнедеятельности детей школьного возраста, появились новые способы организации досуга, исключающие двигательную активность, и способы коммуникации, не связанные с необходимостью непосредственного контакта. Следствием этого является снижение продуктивной работоспособности, показателей модельных характеристик, уменьшение жизненных шансов и увеличение объема ресурсов, направляемых на компенсацию данных явлений.
Перечисленные факторы внешнего влияния на систему образования находят свое отражение
в ряде противоречий, сложившихся в образовательном пространстве школ Нижнего Новгорода и определяющих необходимость перестройки образовательного процесса на новых концептуальных основаниях:
1. В школе в последние годы возрастает исследовательская и проектная активность обучающихся, но отсутствие научно-производственной базы сдерживает эту активность.
2. Недостаточен существующий уровень научно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе обучения по программам повышенного уровня, углубления на уровне, соответствующем мировым образовательным стандартам, - при наличии в школе высококвалифицированного педагогического коллектива.
3. Налицо психологический дискомфорт в общении «учитель - ученик», который создаётся на основе менталитета отдельных педагогов, желающих выступать в качестве единственного субъекта образовательного процесса, не воспринимающих ученика как равноправного субъекта процесса обучения.
4. Развитие нравственных и духовных качеств личности, как важнейшая цель воспитательного воздействия школы на ребенка, сдерживается неблагоприятной социальной ситуацией, экспансией массовой культуры.
5. В школе сформировано позитивное отношение педагогического коллектива к инновационной деятельности, но развитие инновационных процессов не всегда обеспечивается достоверной обратной связью о качестве инноваций.
6. Сохраняются школьные факторы риска, оказывающие негативное влияние на рост, развитие и здоровье детей, при наличии у педагогического коллектива научно обоснованной концепции создания здоровьесберегающего развивающего образовательного пространства.
Как одно из средств разрешения данных противоречий мы рассматриваем организацию деятельности образовательного учреждения в режиме региональной инновационной площадки «Школа — инновационный образовательный комплекс».
Стратегической целью деятельности школы как инновационного образовательного комплекса является проектирование совокупности условий достижения нового качества общего среднего образования, соответствующего мировым стандартам, требованиям ФГОС, образовательным потребностям социума и образовательным запросам учащихся и становящегося основой для развития человеческого потенциала региона.
Для достижения цели определены следующие задачи:
1. Разработка компетентностно-ориентиро-ванной организационной модели обеспечения доступности качественного образования.
2. Обновление, дифференциация и индивидуализация содержания образования в соответствии с новым стандартом общего среднего образования.
3. Интеграция основной образовательной деятельности с ресурсами дополнительного образования для формирования совокупности лично-стно и социально значимых перспектив собственного развития школьников.
4. Системное использование развивающих и здоровьесберегающих педагогических технологий в учебной и воспитательной деятельности.
5. Обновление системы контроля и оценивания образовательных результатов на основе выработки единой оценочной политики школы, сочетания количественных и качественных методов образовательной диагностики, принципа накопления образовательных достижений, введения социальнозначимых форм признания образовательной успешности.
6. Организация системы проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников в условиях реализации индивидуальных образовательных маршрутов в основной школе и индивидуальных образовательных программ в старшей школе.
7. Организация системной воспитательной работы, нацеленной на формирование социальных, культурных, национальных, образовательных ценностей и смыслов в сознании школьников.
8. Интенсификация опытно-экспериментальной и инновационной деятельности за счет организации научно-сервисного сопровождения профессионального развития педагогов образовательного учреждения; участия педагогов в инновационных проектах развития системы образования муниципального, регионального, федерального уровней, в работе региональных, федеральных сетевых профессиональных сообществ.
9. Обеспечение государственно-общественного управления образовательным учреждении-ем посредством использования технологии социально-образовательного проектирования.
10. Формирование информационно-коммуникационного пространства образовательного учреждения, обеспечивающего возможность универсального выхода каждого субъекта образовательного процесса к необходимой информации и оперирования ею.
Раскроем смысл концептуальной модели «Школа - инновационный образовательный комплекс». В соответствии с Рекомендациями о
создании инновационных комплексов в сфере общего образования [2] школа - инновационный образовательный комплекс создается на основе базовой модели «инновационный комплекс местного уровня на базе экспериментальной школы при поддержке региональных властей» и включает следующие структурносодержательные элементы:
Центр духовно-нравственного воспитания и гражданского образования, ведущим смыслом организации которого в составе школы - инновационного образовательного комплекса является возможность институализации воспитательных взаимоотношений школы и социума (нормативное оформление и закрепление складывающихся партнерских взаимосвязей) при ведущей роли школы в формировании у подрастающего поколения ценностей национального нравственного идеала; построения системы методического сопровождения деятельности педагогов и социальных партнеров по формированию и развитию ценностно-нормативной основы личности будущих граждан России; обеспечения преемственности и непрерывности воспитания школьников в едином школьно-семейном пространстве.
Центр здоровья, деятельность которого ориентирована на утверждение приоритета жизни и здоровья человека как основополагающего принципа государственной политики России на основе разработки, апробации и внедрения новых технологий и методик здоровьесберегающего образования, обеспечивающих формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.
Школьный творческий центр, предполагающий создание общей творческой среды, обеспечивающей возможность самореализации каждому субъекту образовательного процесса и отличающейся культурой партнерства, отношением к успеху как к созданию новшеств и их продвижению во внешнюю среду, многообразием стимулов (материальных, символических, социальных) активной творческой деятельности и высокой восприимчивостью к ним педагогов и учащихся, атмосферой психологического комфорта, открытости и свободы.
Информационный центр, проектируемый под идею создания единой информационно-образовательной среды школы - инновационного образовательного комплекса как открытой развивающейся образовательной подсистемы - компонента целостной системы образовательного учреждения.
Тьюторский центр, на базе которого школа
- инновационный образовательный комплекс
будет выполнять определенные полномочия в сфере повышения квалификации педагогических работников, осуществляя тьюторскую поддержку педагогов образовательных учреждений Нижнего Новгорода по внедрению технологий духовно-нравственного развития и воспитания школьников, здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных технологий, технологий творческого обучения и развития детской одаренности.
Модель школы - инновационного образовательного комплекса предлагает в качестве механизма становления и распространения обозначенных инновационных педагогических практик на региональном и городском уровнях организацию взаимодействия причастных к данным практикам учёных, педагогов, управленцев, образовательных и исследовательских учреждений и других участников.
Инновационные преобразования школы происходят благодаря тому, что изменяются состав, свойства составляющих ее компонентов (учебных программ, образовательных технологий, мастерства педагогов и др.), способы их взаимосвязи. Вследствие этого школа приобретает способность достигать более высоких, чем прежде, результатов образования.
Деятельность вышеуказанных центров в составе региональной инновационной площадки «Школа — инновационный образовательный комплекс» должна обеспечить достижение следующих результатов.
Для учащихся:
- доступность качественного образования, соответствующего их собственным образовательным потребностям, склонностям и способностям;
- качественное самоопределение в выборе дальнейшей образовательной траектории и жизненного пути.
Для педагогов:
- широта возможностей профессионального общения, в том числе для рефлексии собственного педагогического и инновационного опыта;
- выработка индивидуальных траекторий профессионального развития в соответствии с осознанными потребностями;
- приобретение личного опыта внедрения современной модели общего среднего образования.
Для родителей:
- возможность участия в управлении качеством предлагаемой образовательной услуги и развитии общественного соуправления образовательным учреждением;
- осознание себя и своего ребенка как правовых субъектов образования, понимание пер-
спектив ресурсных вложений в образование своего ребенка.
Для администрации образовательного учреждения:
- согласованность государственных инициатив и социального заказа ближайшего окружения;
- высокая конкурентоспособность образовательного учреждения на рынке дифференцированных образовательных услуг;
- открытость содержания инновационной деятельности педагогического коллектива и оценки ее результатов профессионально-педагогическим сообществом.
Для общеобразовательных учреждений -партнеров:
- создание образовательной системы с особым типом управления, проектно-исследовательскими разработками, повышением квалификации педагогических кадров, системой тиражирования образовательных результатов и педагогического опыта, материально-техническим, финансовым и информационным обеспечением;
- создание действующих жизнеспособных образцов организации образовательного процесса и соответствующих им образцов педагогической и организационно-управленческой работы в условиях внедрения современной модели общего среднего образования.
Для вузов-партнеров:
- сформированность у будущих абитуриентов целостной универсальной системы знаний, ключевых компетенций, обеспечивающих дальнейшее выстраивание непрерывной образовательной траектории.
Для служб, обеспечивающих сопровождение, контроль и экспертизу инновационных процессов:
- соорганизация методологов, теоретиков, практиков-исследователей, управленцев, учителей, методистов;
- наличие команды специалистов, берущей на себя организационно-управленческую ответственность за становление и развитие новой модели общего среднего образования;
- сформированность ресурсной базы для инновационной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
- улучшение взаимоотношений между педагогическим сообществом и органами управления образованием, развитие общественно-государственной системы управления образованием.
Для ближайшего социального окружения:
- рост заинтересованности местного сообщества в развитии образования;
- появление общественных инициатив, связанных с совершенствованием и развитием образовательной сферы;
- рост образовательной просвещенности граждан на основе возникновения общественнопедагогических проектов и событий, активного взаимодействия со СМИ.
Образовательные учреждения являются отражением существующего общества - сложного и многогранного. По мнению исследователей в области управления инновационными процессами в образовании (М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.), современная школа как социальный институт должна быть максимально приближена по уровню интеллекта, техническому развитию к окружающему социуму, брать на вооружение всё лучшее и новое. При этом в масштабе муниципальных и региональных систем образования должны быть созданы такие организованности, которые позволили бы обеспечить и направлять ход инновационного цикла от разработки и освоения педагогического новшества до его устойчивого применения в массовой практике. Достаточно эффективным и целесообразным способом решения этой задачи является представленная в данной статье модель школы - инновационного образовательного комплекса, позволяющая объединить вокруг инновационной идеи общеобразовательные учреждения, органы управления образованием, различные структуры системы подготовки и переподготовки педагогических и руководящих кадров, академическую науку, представленную соответствующими структурами вузов.
Таким образом, проектирование школы - инновационного образовательного комплекса рассматривается нами как способ создания уникальной сферы развития человеческого капитала образовательных систем, увязывающей воедино педагогическую деятельность, педагогические исследования и педагогические проекты, формирование новых типов профессиональных педагогических сообществ на основе максимально полного использования ресурсов образовательного учреждения для принципиально новых программ, а также формирования дополнительных структур инновационного характера.
Список литературы
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: Министерство экономического развития Российской Федерации - Электрон. текст. дан. - Официальный Интернет-ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации, 2009. - Режим доступа: http://www.economy. gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlaning/concept/ doc1193835322297
2. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ № 03-436 от 12.04.2009 г. «О рекомендациях по созданию инновационных комплексов в системе общего образования».
3. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600 (050700) «Педагогика». М.: Просвещение, 2006.
4. Нижегородская инновационная школа. Типология инновационных школ: от концептуальной идеи к образовательному проекту: Сборник статей и научнометодических материалов / Под общ. ред. Г.А. Игнатьевой. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.
5. Материалы к выступлению министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фур-сенко на заседании «Правительственного часа» в Совете Федерации ФС РФ «О мерах по развитию инно-
вационного образования в Российской Федерации». г. Москва 25 марта 2009 года.
6. Повшедная Ф.В., Малинин В.А. Формирование научного мировоззрения старшеклассников: Монография. Н. Новгород: НГПУ, 2006.
7. Слободчиков В.И. Очерки по психологии образования. 2-е изд., перераб. и доп. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005.
8. Шамова Т.И., Малинин А.Н., Тюлю Г.М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. Методика исследования. М.: ФППК организаторов образования МПГУ, 1993.
9. Щедровицкий П.Г. Политика России в области образования: цели и действия // Инновационная деятельность в образовании. 1994. № 2. C. 72-82.
10. Попов А.А. Образовательное пространство: социология и технология конструирования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fondgp.
ru/lib/mmk/50
SCHOOL AS AN INNOVATIVE EDUCATIONAL COMPLEX V.A.Malinin
We consider a model for building a new type of comprehensive school, «School as an innovative educational complex». The relevance of the innovative educational systems as an effective institution for the country’s human capital development is emphasized. The structure of the «School as an innovative educational complex» is described along with its goals, objectives and expected results as seen by different social customers of the education system.
Keywords: innovative educational complex, human capital, new quality of general secondary education.