Научная статья на тему '«Нижегородская инновационая Школа» как инновационный образовательный комплекс в системе общего среднего и дополнительного профессионального образования'

«Нижегородская инновационая Школа» как инновационный образовательный комплекс в системе общего среднего и дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА / ИННОВАЦИОННОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ / ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ШКОЛЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ ИННОВАЦИИ / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ЭФФЕКТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / INNOVATIVE SCHOOL / INNOVATIVENESS / INNOVATION SCHOOL SYSTEM / INNOVATIVE WAY OF LIFE IN A SCHOOL / INNOVATION ACTIVITIES / INNOVATION SUBJECT / INTEGRATION EFFECT OF THE INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Г. А., Тулупова О. В.

Рассматривается актуальная проблема готовности школ к инновационной деятельности в современных условиях развития общества и образования. На основе анализа научных подходов к определению понятия «инновационная школа» предложен комплекс критериев, характеризующих процесс изменений, проводимых в школе, как инновационный. Раскрыто значение профессионально-педагогического сообщества школ участников сетевого проекта «Нижегородская инновационная школа» как коллективного субъекта организованного инновационного движения в региональной системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«NIZHNI NOVGOROD INNOVATIVE SCHOOL» AS AN INNOVATIVE EDUCATIONAL COMPLEX IN THE SYSTEM OF GENERAL SECONDARY AND ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

The authors consider the problem of schools readiness to innovation activity in the modern conditions of society and education development. Based on the analysis of modern approaches to the definition of the notion «innovative school», a set of criteria has been proposed that characterize the process of changes occurring in schools as an innovative process. The importance of the pedagogical professional community of schools participating in the network project «Nizhni Novgorod Innovative School» as a collective subject of an organized innovation movement in the regions educational system is underlined.

Текст научной работы на тему ««Нижегородская инновационая Школа» как инновационный образовательный комплекс в системе общего среднего и дополнительного профессионального образования»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского,2010, № 1, с. 25-32

УДК 37.01

«НИЖЕГОРОДСКАЯ ИННОВАЦИОНАЯ ШКОЛА»

КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2010 г. Г.А. Игнатьева, О.В. Тулупова

Нижегородский институт развития образования [email protected]

Поступила в редакцию 14.12.2009

Рассматривается актуальная проблема готовности школ к инновационной деятельности в современных условиях развития общества и образования. На основе анализа научных подходов к определению понятия «инновационная школа» предложен комплекс критериев, характеризующих процесс изменений, проводимых в школе, как инновационный. Раскрыто значение профессионально-педагогического сообщества школ - участников сетевого проекта «Нижегородская инновационная школа» как коллективного субъекта организованного инновационного движения в региональной системе образования.

Ключевые слова: инновационная школа, инновационность, инновационная система школы, инновационный образ жизни школы, инновационная деятельность, субъект инновации, интеграционный эффект инновационного развития.

Стратегической целью образовательной политики государства обозначены переход к устойчивому инновационному развитию системы образования, ориентированному на достижение результатов, соответствующих мировым стандартам; создание механизмов непрерывного повышения качества и конкурентоспособности образования. Реализация названной миссии напрямую будет зависеть от того, как будет сформулирован в новых условиях философско-антропологический идеал, новый образ человека. Становлению этого образа должны способствовать любые антропотехнические эксперименты, ориентированные на целенаправленное культивирование базовых, родовых способностей человека, на освоение им универсальных способов деятельности и мышления, призванные экспонировать реальные образцы индивидуально-личностной, групповой и командной организации и самоорганизации, а также обеспечивающие общий рост гуманитарно-антропологической культуры в образовании.

Необходимость формирования инновационной сферы общего среднего и дополнительного профессионального образования в регионе требует поиска способа соорганизации множества профессионально-предметных позиций в единое профессиональное сообщество, обеспечения перехода из ситуации, характеризующейся наличием проблем в областях обновления содержания школьного образования, разработки

механизмов развития образовательных учреждений и профессионального развития педагога, в ситуацию «потребного будущего», определяемую воплощением инновационной модели школы, измененной системой педагогической деятельности и новым профессионализмом педагога.

В рамках реализации федеральной целевой программы развития образования на 2006 -2010 годы Министерством образования и науки Российской Федерации в целях системной поддержки педагогов и образовательных учреждений, осуществляющих и развивающих лучшие педагогические практики, обеспечивающие успешное образование подрастающего поколения, предложена модель инновационного образовательного комплекса в качестве механизма развития и распространения конкретных инновационных педагогических практик на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, предусматривающего взаимодействие причастных к данной практике ученых, педагогов, управленцев, образовательных и исследовательских учреждений и других участников [1].

Анализ деятельности образовательных учреждений показывает, что инновационные модели школы разрабатываются на основе единой, традиционной системы, сложившейся в отечественном образовании, путем поиска новых ценностных приоритетов в организации учебновоспитательного процесса, новых педагогиче-

ских технологий, критериев оценки деятельности школы, принципов управления школой. Их отличие от традиционной, унитарной школы состоит в том, что педагогический коллектив осуществляет инновационный поиск на базе опытно-экспериментальной деятельности. Однако процедуры поиска в большинстве случаев совершаются посредством перебора возможных вариантов, методом «проб и ошибок», т.е. эмпирическим путем. Изучение проблем построения практики инновационного образования в регионе показало, что сами подходы к инновациям в образовании должны быть инновационными для системы образования.

С 2000 года в системе образования Нижегородской области реализуется проектный эксперимент «Проектирование инновационных моделей школы как самообучающейся организации» под руководством кафедры педагогики и андрагогики Нижегородского института развития образования. Сложившаяся система экспериментальной деятельности спроектирована как соорганизация разных видов образовательных учреждений (общеобразовательная школа, лицей, гимназия) и представителей практикоориентированной науки, задающих разные векторы развития регионального образования, объективированные в типологии инновационных образовательных моделей.

В процессе участия школ - экспериментальных площадок в ПНП «Образование» был проявлен инновационный ресурс разных образовательных учреждений, оформилось несколько направлений инновационного развития, воплотившихся в инструментально-технологическом аспекте типологии инновационных школ. Особенностью складывающегося взаимодействия является не только объединение ресурсов, но, что гораздо важнее, создание и совместное владение новой интеллектуальной собственностью: инновационными образовательными программами, технологиями, образовательными структурами и институциями.

При построении проектного эксперимента мы исходили из гипотезы о том, что интеграционный эффект инновационного развития региональной системы общего среднего и дополнительного профессионального образования обеспечивается и достигается, если:

- концептуально обосновать сущностные характеристики, предопределяющие возможности инновационного взаимодействия различных субъектов инновации: инновационный тип личности; инновационная школа как коллективный субъект; профессионально-педагогическое сообщество как коллективное сотрудничество инновационных школ;

- обосновать инновационные процессы в региональной системе общего среднего и дополнительного профессионального образования в контексте гуманитарно-антропологической научной школы члена-корреспондента РАО, доктора психологических наук, профессора В.И. Слободчикова;

- разработать, теоретически обосновать, апробировать и внедрить в практику технологию научно-сервисного сопровождения инновационной деятельности педагогов и образовательных учреждений;

- осуществить опытно-экспериментальную проверку ресурсных условий эффективной реализации концептуальных положений и технологии научно-сервисного сопровождения инновационной деятельности на основе изучения динамики качества инновационных процессов, их результатов и условий; исследования изменений в образовательных системах участников сетевого проекта, обеспечивающихся за счет перестройки и совместного конструирования оптимальной структуры организационных связей в сетевом экспериментальном пространстве.

Под интеграционным эффектом инновационного развития мы понимаем совокупность нововведений, обеспечивающих реальные позитивные преобразования всех элементов образовательной системы сообразно миссии и ценностно-целевым ориентирам инновационного проекта. Базовыми компонентами интеграционного эффекта инновационного развития профессионально-деятельностного сообщества участников проектного эксперимента мы считаем:

Содержательно-деятельностный эффект: создание тезаурусов инновационной деятельности школами - участниками сети в соответствии с реализуемыми инновационными моделями; разработка концептуальных моделей, программ развития и инновационных проектов школ -экспериментальных площадок и т.п.

Организационно-управленческий эффект: создание нормативной базы организации инновационной деятельности в школах - участниках сетевого проекта; разработка и апробация инновационных технологий управления (рефлексивное управление, проектное управление, управление знаниями и др.); создание новых образовательных институций.

Образовательный эффект: подготовка проектных команд образовательных учреждений, разработка системных ресурсных пакетов по диссеминации инновационного опыта участников сетевого проекта; подготовка тьюторов, модераторов из числа администраторов и педаго-гов-исследователей с целью осуществления на-

учно-сервисного сопровождения распространения инновационных моделей внутри сети.

Единицей профессионального педагогического сообщества, образующего инновационный образовательный комплекс в системе общего среднего и дополнительного профессионального образования, является собственно школа с ее живыми образовательным и педагогическим процессами, с её особым социально-психологическим климатом, традициями, управленческими отношениями и многими другими компонентами социокультурной ситуации, которые и определяют степень высвобождения инновационной способности.

В современной педагогической литературе выявляется множество представлений о наиболее характерных чертах инновационной школы:

- качественное изменение уровня развития личности учащихся (Т.И. Шамова) [2];

- самостоятельная разработка и реализация комплексных инновационных программ «от замысла до воплощения» (А.Н. Тубельский) [3];

- разработка и реализация принципиально отличных от общепринятых в большинстве школ моделей организации жизнедеятельности учащихся, принципиально отличного от традиционного содержания образования и способов деятельности педагога (А.Г. Каспржак) [4];

- постоянное обновление и саморазвитие на основе особой организации деятельности педагогов и школьников, обеспечивающей стремление к периодическому глубокому анализу и пересмотру своей работы (И.Д. Фрумин) [5];

- наличие соответствующего исследовательского, проектного и управленческого компонента образовательной системы школы (П.Г. Щедровицкий) [6];

- наличие инновационной системы школы, обеспечивающей процесс введения новшеств в педагогическую систему, направленный на повышение эффективности ее функционирования (В.С. Лазарев) [7].

Анализ выделенных подходов позволил нам сформулировать критериальный комплекс, характеризующий инновационный процесс в школе.

Пользуясь данными критериями, представим обобщенный образ инновационных школ - участников регионального сетевого экспериментального образовательного проекта «Нижегородская инновационная школа».

1. Изменения проводятся на общешкольном уровне, т.е. «единицей» изменений является вся школьная организация, в том числе и ее организационно-управленческая структура. В соответствии с типологией структур инновационных систем полную структуру имеет система, реали-

зующая целостную программу развития образовательного учреждения, в которой все нововведения на различных ступенях образуют единое целое и работают на достижение общих целей развития [7, с. 105]. Школы - участники сетевого проекта не только имеют уникальные программы развития, но и получили высокую экспертную оценку их актуальности и готовности к внедрению в ПНП «Образование».

2. Изменения в школе предполагают новый вариант решения актуальной педагогической или организационно-педагогической проблемы. В соответствии с типологией инновационных школ, представляющей результаты позиционного самоопределения каждого образовательного учреждения внутри инновационного пространства [8], одни школы решают задачи построения учебно-профессиональных сообществ (детско-взрослых общностей) за счет изменения системных качеств: «Школа разноуровневого образования», «Школа индивидуального образования»; путем историко-культурной реконструкции образовательной системы с опорой на культурно-образовательные прототипы: «Школа полного дня», «Школа воспитывающего обучения», «Школа социального партнерства»; либо измененяя отдельные компоненты или свойства образовательной системы: «Школа социального развития личности», «Школа равных возможностей». Другие школы осуществляют проектирование изменений, адекватных условиям конкретного микросоциума, являющегося ближайшим окружением конкретной школы, образуя разные социальные организованности командного типа, ориентированные на конкретное дело («Школа этноэкологического проектирования», «Школа гуманитарных практик», «Школа социально-ориентированного образования»). Третья группа школ демонстрирует различные варианты инновационных преобразований образовательной системы школы через создание возрастно-нормативных моделей развития путем проектирования адекватных форм и содержания образования, задающих определенные уклады жизни детско-взрослых и профессионально-деятельностных общностей, которые становятся действительным жизненным пространством обретения детьми, подростками, молодыми людьми собственной индивидуальной субъектности («Школа позиционного самоопределения», «Школа - интеллектуальная организация»).

3. Изменения происходят в контексте реализации разработанной школой модели организации жизнедеятельности учащихся, отличной от общепринятых в большинстве других школ.

Например, инновационная модель непрерывного образования «Школа гражданского сообщества - Эйдополис» [8, с. 141-148] включает три образовательных модуля:

- Школа развития самостоятельности (1-4 классы), ориентированная на построение класса как учебного сообщества, которое становится пространством формирования субъектов учебной деятельности, обладающих умением и желанием учиться.

- Школа самоутверждения (5-9 классы), целью которой является создание интегрированной предметной среды и организация проектной деятельности для развития социальных и коммуникативных умений, способностей учащихся к самостоятельному поиску для приобретения навыков решения жизненных задач.

- Школа выбора и самоопределения (10-11 классы), решающая задачи подготовки учащихся к непрерывному образованию, творческой самореализации в изменяющихся условиях общественной жизни на основе формирования активной и ответственной личностной позиции, готовности к осознанному выбору профессии и построению собственной жизненной траектории.

4. Изменения содержания образования приводят к принципиальным отличиям его от традиционного. Так, создание в «Школе позиционного самоопределения» действительного жизненного пространства обретения детьми, подростками, молодыми людьми собственной индивидуальной субъектности требует проектирования адекватных форм содержания образования. Традиционное предметное содержание образования трансформируется в деятельностное содержание. Это предметное содержание, включающее в себя три ведущих компонента: ценности (смыслы), знания, а также способы деятельности, структурированные особым образом в виде системы учебных задач, в результате освоения которого происходит развитие субъекта деятельности [9].

5. Изменения обусловливают новые способы деятельности педагога. Образовательные учреждения - участники сетевого проекта «Нижегородская инновационная школа» в качестве важнейшего условия осуществления инновационных преобразований рассматривают внедрение новой модели профессионального развития педагога - самообучающейся организации. Главный смысл участия педагога в данной организации состоит в том, что новые профессиональные компетенции выращиваются им самим через включение каждого в разработку комплекса разномасштабных образовательных программ,

реализующих базовые цели и ценности образования в собственном образовательном учреждении, что ведет к выработке целостной профессиональной позиции.

6. Изменения носят системный и целенаправленный характер, являются результатом постоянного обновления и саморазвития на основе периодического анализа образовательной деятельности в школе. В современных социально-экономических условиях, при дефиците необходимых ресурсов, участники сетевого проекта «Нижегородская инновационная школа» выбирают содержательно-рефлексивное управление в качестве наиболее адекватного этим условиям механизма развития образовательного учреждения на основе соорганизации управленческих позиций разных субъектов образовательной и социокультурной сферы. К наиболее важным процедурам, составляющим данный тип управления, относятся:

- самоопределение субъектов инновационной деятельности в рамках решаемой проблемы и принятия на себя ответственности за ее решение;

- соорганизация управленческих позиций;

- экспертиза инновационного потенциала педагогического коллектива;

- научно-организационное сопровождение инновационной деятельности;

- создание распределенной и согласованной полицентристской системы управления, организации и руководства инновационными проектами на разных уровнях.

7. Данные изменения приводят к новому уровню качества интеллектуального и психоло-го-социального развития личности всех участников образовательного процесса. Центральным процессом инновационных изменений в школах - участниках сетевого проекта выступает позиционное самоопределение. Самоопределение субъектов учебной деятельности (начальная и подростковая школа); субъектов учебнопрофессиональной деятельности (старшеклассник-выпускник); субъектов педагогической деятельности (педагоги); субъектов образовательной и социокультурной сферы (родители, социальные партнеры и т.д.) осуществляется через реализацию ученических, социальных и образовательных проектов. В основе типов самоопределения субъектов находится следующая группа ценностей (Г.Е. Залесский, Р.Г. Каменский, С.И. Краснов, В.И. Слободчиков):

- ценность не только культурных норм в рамках традиции, которой принадлежит профессионал, но и ее дальнейшей жизни в учениках-выпускниках школы (ценность трансляции);

- ценность уникальной личности другого человека;

- ценность самообучения и саморазвития, готовность корректировать свои представления в результате анализа проблемной ситуации и умение учить других обучаясь.

Для того чтобы инновационная школа сохранила свою содержательную сущность коллективного субъекта инновации и являлась реальной движущей силой развития соответствующей системы образования, ей самой необходимо рефлексивное зеркало, интеллектуальная питательная среда. Именно в этом качестве выступает профессионально-педагогическое сообщество, в рамках которого, предъявляя свои проекты и проводя их экспертизу, школы имеют возможность в условиях организационно-образовательного пространства, построенного на адекватных их устройству ценностных основаниях и методологических принципах, т.е. в едином смысловом поле, объективировать оценку собственного состояния, определить направленность дальнейшего развития.

Коллективное сотрудничество инновационных школ в форме общественно-педагогического, а затем и собственно инновационного образовательного движения, позволяет организационно оформленному профессионально-педагогическому сообществу (в нашем случае это сетевое сообщество «Нижегородская инновационная школа») выполнять функции коллективного субъекта инновации, оказывающего влияние на определение образовательной стратегии и образовательной политики.

Интегральной, сущностной социокультурной функцией организованного инновационного движения по отношению к обществу в целом и социальному институту образования в частности является развитие образования как путем создания его новых форм и способов, так и нахождением социальных механизмов развития. В данном контексте на первый план выходит такая задача профессионально-педагогического сообщества, как социокультурная идентификация инноваций, их предметно-содержательная экспертиза, что создаёт единое смысловое поле взаимодействия и предоставляет возможность соотнести различные степени инновационного опыта.

Принципиальное отличие профессиональнопедагогической общности как субъекта инновации и инновационной школы, главной сущностной характеристикой которой является инновационность как качество профессиональнопедагогической культуры, задающее поисковотворческое начало, обеспечивающее стабильное воспроизводство инноваций, заключается в том,

что общность осуществляет воспроизводство самой инновационности, делая инновации средством развития образовательных систем разного уровня.

Особенностью складывающегося взаимодействия фундаментальной науки и инновационноориентированной практики является не только объединение ресурсов, но, что гораздо важнее, создание и совместное владение новой интеллектуальной собственностью: инновационными образовательными программами, технологиями, образовательными структурами и институциями. Этот продуктивно-созидающий характер взаимодействия является совершенно новым эффектом в существующей практике и системе образования. Ради него объединяются ресурсы разных образовательных учреждений, разных уровней образования на условиях их взаимной дополняемости и взаимной выгоды. Сетевое взаимодействие создается и существует «поверх» сложившихся организационных форм образования, на основе общих целей и задач, в нашем случае - на основе цели поддержки и развития инновационного образования в регионе.

Поскольку инновационный образовательный комплекс «Нижегородская инновационная школа» создается на основе уже существующей инновационной практики, основанной на результатах реализации в региональной системе общего среднего образования систем развивающего обучения В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина и Л.В. Занкова, главные акценты в работе созданного сетевого сообщества ставятся не на стремлении к новым фундаментальным открытиям, а на их осмыслении, углублении, технологизации, диссеминации достигнутых результатов и эффектов.

При выявлении позитивных эффектов инновационного развития участников регионального экспериментального образовательного сетевого проекта «Нижегородская инновационная школа» мы пользовались следующими критериями отбора инновационных практик, образующих инновационный образовательный комплекс:

- практика ориентирована на общедоступность качественного образования;

- найдены принципиальные решения наиболее важных задач для успешного образования всех учащихся на определенном возрастном этапе, в определенных областях обучения;

- практика обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей в ходе образования, их эмоциональное благополучие;

- практика актуальна для развития региона и решения существенной педагогической проблемы;

- наличествуют площадки для отработки вариативных моделей развития данной педагогической практики;

- есть возможности использования результатов деятельности инновационного комплекса для решения задач социального развития региона.

Выявленные эффекты свидетельствуют о возможности и необходимости создания инновационного образовательного комплекса «Нижегородская инновационная школа» как уникального общественно-профессионального института, совместно с государством берущего на себя ответственность за качество предлагаемых образовательных программ, отвечающего за условия, при которых возможно это качество.

1. Инновационное образовательное сообщество (те, кто намерен поддерживать его развитие и продвижение) уже сейчас готово брать на себя ответственность за качество инновационного образования, за реализацию инновационных образовательных моделей и, следовательно, за качество образования в целом.

2. Учащиеся в школах - экспериментальных площадках, обучающиеся по инновационным программам, успешнее социализируются. Быстрое изменение ситуации является для них нормой.

3. Инновационная деятельность педагогов обеспечивает становление нового типа профессионализма, для которого определяющей становится способность педагога строить ситуации развития на основе специальной, целенаправленной проектно-конструкторской деятельности, сообразной адекватной деятельности ребенка и соотнесенной с условиями его становления и развития в образовательных процессах. На формирование такой уникальной практико-преобразую-щей компетентности педагога работают практически все образовательные учреждения - члены инновационного профессионального сообщества «Нижегородская инновационная школа».

4. Ряд инновационных школ - участников сети уже сейчас предлагают образовательные результаты, которые могут быть востребованными, если сами авторы культурно-образовательных инициатив будут направлять свои усилия на формирование этих потребностей, а именно:

- становление позиции субъекта собственной деятельности, способного не только реализовывать различные виды деятельности, но и строить, рефлексировать их, делая свою жизнь предметом осознанного и целесообразного преобразования (Школа позиционного самоопределения);

- становление новой интеллектуальной культуры на основе внедрения современных

моделей управления профессионально-интеллектуальным потенциалом образовательного учреждения (Школа - интеллектуальная организация);

- выращивание проектного типа поведения человека через развитие его природного умения мысленно создавать модели потребного будущего и воплощать их в жизнь (Школа - проектного мышления).

5. Все школы ориентированы на проектирование деятельностного содержания образования. Оставаясь верными идеологии развивающего образования, заложенной В.В. Давыдовым, осуществляя разработку программ и УМК на основе уникальных принципов деятельностного содержания образования, они сегодня полностью готовы к введению новых стандартов общего среднего образования, в которых системно-деятельностный подход является основополагающим.

6. Школы, входящие в сетевое сообщество, в полной мере соответствуют потребностям родителей как в возможности выбора для своего ребенка способов обучения, условий обучения, содержания обучения (вариативность содержания, углубленное изучение некоторых предметов), так и в организации и содержании внеурочного времени, предлагая различные образовательные программы, обеспечивая включение детей в различные виды деятельности (проектную, исследовательскую, игровую; в моделирование и др.). Кроме того, виды деятельности, в которые может включаться ребенок на каждой ступени образования, определяются с учетом возрастных особенностей детей:

- Проект «Школьный творческий центр» («Школа равных возможностей», средняя школа № 124 г. Н. Новгорода) - создание культурнообразовательной школы по принципу творческих мастерских;

- Проект «Семейная инициатива «Род» («Школа этноэкологического проектирования» Арефинская средняя школа Вачского р-на) -проектно-исследовательское сотрудничество разных поколений, нацеленное на выявление, исследование и актуализацию исторических особенностей, уклада села;

- Проект «Клубы по интересам» («Школа проектного мышления», средняя школа № 70 с углубленным изучением отдельных предметов)

- пространство культурных проб учащихся начальной школы;

- Проект «Молодежная медиастудия» («Школа - этноэкологический центр района», Суворовская средняя школа Дивеевского р-на) -разработка современных форм представления

традиционно-интеллектуального богатства района, становление сельской молодежи как активного продолжателя и преобразователя традиций села.

7. Инновационная деятельность школ - участников сети содержит способы построения социального партнерства. Это построение является не только модельным, но происходит и в реальности пространств согласования смыслов, подходов, что будет способствовать построению образования, адекватного современному миру:

- Проект «Лицей - лидер образовательного содружества» («Школа - интеллектуальная организация», лицей № 87 г. Н. Новгорода) -реализация программы работы лицея как центра образовательного содружества в контексте инновационной деятельности (проведение научнопрактических конференций, семинаров, стажировок);

- Проект «Ресурсный центр профильного образования» («Школа гражданского сообщества - Эйдополис», средняя школа № 91 с углубленным изучением отдельных предметов г. Н. Новгорода) - построение сетевой модели организации профильного образования в образовательно-культурной ситуации промышленного района крупного города;

- Проект «Партнерская инициатива «Уклад» (Школа этноэкологического проектирования, Арефинская средняя школа Вачского р-на) - построение системы партнерства школьников и специалистов в различных областях профессиональных традиционно-культурных знаний.

Таким образом, инновационный образовательный комплекс «Нижегородская инновационная школа» сегодня:

• возможен как проявление позиции образовательной системы региона-лидера, «чувствующего» вызовы современного мира и «отвечающего» на эти вызовы производством новых технологий (антропотехнологий) работы с человеком;

• необходим как уникальный механизм социокультурного прорыва в инновационное пространство отечественного образования в соответствии с принципом позиционного самоопределения инновационных школ как субъектов ответственного социокультурного действия.

Список литературы

1. Научно-методические рекомендации по созданию инновационных комплексов в сфере образования, обеспечивающих взаимодействие исследовательских групп, профессиональных педагогических сообществ, образовательных учреждений, органов управления по вопросам модернизации образования. www.setilab.ru.

2. Шамова Т.И., Малинин А.Н., Тюлю Г.М. Инновационные процессы в школе как содержательноорганизационная основа механизма ее развития. Методика исследования. М.: ФППК организаторов образования МПГУ, 1993.

3. Тубельский А.Н. Школа самоопределения // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3. М.: Инноватор, 1995. С. 75-83.

4. Каспржак А.Г. Новые и инновационные школы: проблемы сегодняшнего дня, перспективы развития // Инновационное движение в российском школьном образовании. М., 1997. С. 36-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Фрумин И. Пути самореализации: о возможном варианте программы развития школы // Директор школы. 1994. № 4. С. 2-10.

6. Щедровицкий П.Г. Политика России в области образования: цели и действия // Инновационная деятельность в образовании. 1994. № 2. С. 72-82.

7. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600 (050700) «Педагогика». М.: Просвещение, 2006.

8. Нижегородская инновационная школа. Типология инновационных школ: от концептуальной идеи к образовательному проекту: Сборник статей и научно-методических материалов / Науч. ред. Г.А. Игнатьева. Н. Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2007.

9. Игнатьева Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования: Монография. Н. Новгород: НГЦ, 2005.

«NIZHNI NOVGOROD INNOVATIVE SCHOOL» AS AN INNOVATIVE EDUCATIONAL COMPLEX IN THE SYSTEM OF GENERAL SECONDARY AND ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

G.A. Ignatieva, O.V. Tulupova

The authors consider the problem of school’s readiness to innovation activity in the modern conditions of society and education development. Based on the analysis of modern approaches to the definition of the notion «innovative school», a set of criteria has been proposed that characterize the process of changes occurring in schools as an innovative process. The importance of the pedagogical professional community of schools participating in the network project «Nizhni Novgorod Innovative School» as a collective subject of an organized innovation movement in the region’s educational system is underlined.

Keywords: innovative school, innovativeness, innovation school system, innovative way of life in a school, innovation activities, innovation subject, integration effect of the innovative development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.