Научная статья на тему 'Некоторые результаты работы по интеграции вуза и школы в условиях модернизации российского образования'

Некоторые результаты работы по интеграции вуза и школы в условиях модернизации российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННО-ИНТЕГРАТИВНАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / INTEGRATION / INTEGRATION OF EDUCATION / INNOVATIVE-INTEGRATION PARADIGM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малинин Валерий Анатольевич

В статье рассматривается проблема взаимодействия вуза и школы в условиях инновационно-интегративной парадигмы образования, представлены результаты проведенной опытно-экспериментальной работы школы и университета в интегративном учебном комплексе «вуз-школа»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME RESULTS OF WORK ON INTEGRATION OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AND SCHOOLS IN CONDITIONS OF THE RUSSIAN EDUCATION MODERNIZATION

This article deals with the problem of interaction between higher education institution and school under the conditions of innovative integration paradigm of education, the results of model – experimental work carried out by school and university in an integrative teaching and educational complex «University-school» are also presented.

Текст научной работы на тему «Некоторые результаты работы по интеграции вуза и школы в условиях модернизации российского образования»

УДК 371.4

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ИНТЕГРАЦИИ ВУЗА И ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2012 В.А.Малинин

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №187. Нижний Новгород

Статья поступила в редакцию 19.07.2012

В статье рассматривается проблема взаимодействия вуза и школы в условиях инновационно-интегративной парадигмы образования, представлены результаты проведенной опытно-экспериментальной работы школы и университета в интегративном учебном комплексе «вуз-школа»

Ключевые слова: интеграция, интеграция образования, инновационно-интегративная парадигма образования.

В условиях модернизации российского образования значительно повысились требования к подготовке специалистов. Государству, обществу нужен специалист-профессионал, который имеет не только глубокие знания, но и обладает высокой степенью компетентности, духовно-нравственной культуры, толерантен к мнению и поступкам другого человека.

Современная общеобразовательная школа, как показала практика, одна не может подготовить конкуретноспособную, успешную, творческую, компетентную личность. Это возможно только в условиях тесного взаимодействия с высшей школой. Поэтому сегодня достаточно интенсивными становятся попытки развития процессов интеграции различных образовательных учреждений. В российском образовании на современном этапе интеграция является одним из востребованных и перспективных направлений инновационных процессов, которые должны способствовать преобразованию системы обучения и воспитания молодежи.

В современной педагогической науке проблему интеграции различных образовательных учреждений, создание учебно-педагогических комплексов «вуз-школа» всесторонне исследуют А.В.Алферов, В.В.Арнаутов, Е.В.Бондарев-ская, А.О.Грудзинский, Л.А.Иванова, В.П.Куч-кин, Н.К.Сергеев, и др. Ведущее понятие исследования «интеграция» мы анализируем в контексте с теми целями и задачами, которая сегодня стоят перед педагогической наукой и школьной практикой. Так, в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что модернизация как

Малинин Валерий Анатольевич, кандидат педагогических наук, директор МАОУ СОШ №187 с углубленным изучением отдельных предметов. E-mail: [email protected]

высшей школы, так и общеобразовательной, должно осуществляться в опережающем режиме и предопределять позитивные изменения в обществе, развитие которого во многом зависит от того, на сколько повысится уровень образованности, общей культуры, профессионализма, компетентности, гражданской активности, патриотизма и ответственности учащихся и студентов, а также на сколько эффективно будут осуществляться интеграционные процессы в образовании.

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что в педагогической науке понятие «интеграция» рассматривается в 2-х аспектах: во-первых, «интеграция» содержания образования, во-вторых - интеграция как взаимодействие всех элементов образовательного процесса (Т.Ломакина). Кроме того, сегодня в педагогике используется понятие «интеграция знаний», что, по мнению Н.П.Депенчука, О.М.Сичивицы, Г.Ф.Федореца предполагает предметное объединение знаний.

В.Онушкин, Е.Огарев рассматривают интеграцию не только как процесс, но и как результат, приводящий к объединению в одно целое, в единую систему, которая обладает новыми потенциальными возможностями и новым качеством. «Такими потенциальными возможностями обладает научно-интегративный комплекс «вуз-школа», основанием для развития которого явилась инновационно-интегративная парадигма образования, разработанная нами»1.

Одним из условий реализации новой парадигмы образования является научное обоснование соотношения фундаментальности и профес-

1 Тюнников Ю.С. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ. - М.: 1988. - С.46.

сиональной специализации, а также переход от трансляции учащимся уже имеющихся знаний к освоению ими новых знаний полученных наукой и востребованных производством, что может быть реализовано путем формирования навыков самостоятельной аналитической работы с информацией, включения учащихся и студентов в научные исследования и инновационные проекты. Иначе говоря, структура содержания общего и профессионального образования должна включать в себя инновационную составляющую как фундаментального, так и прикладного характера. Первая создает предпосылки для интеллектуализации выпускников профессиональной школы как активной составляющей их человеческого капитала, вторая дает профессию и специальность, оснащенные новым теоретическим фундаментом, что делает их мобильными на рынке труда, открытым для перемены труда, освоения новых производств и инновационных технологий. Оба эти качества специалиста -выпускника профессиональной школы соответствуют инновационно-интегративной парадигме образования.

Реализация проекта «вуз-школа» осуществлялась на базе МОУ СОШ №187 г. Нижнего Новгорода, которая получила статус автономного образовательного учреждения и представляет новый тип школы2.

Как показало проведенное исследование, в результате интеграции образовательной деятельности школы и вуза создана базовая университетская школа социально-экономического направления. В данном взаимодействии четко выделены основные черты университетской школы: ведется углубленное изучение отдельных курсов по государственным программам и по программам разработанными учителями школ совместно с преподавателями Нижегородского государственного университета имени Н.И.Лобачевского (ННГУ), как в рамках базисного учебного плана, так и на основе дополнительных образовательных услуг; реализуется единый подход к преподаванию курсов социально-экономического направления на основе фундаментальной математической и естественнонаучной подготовки; старшеклассники школы осваивают приемы и методы обучения в вузе на занятиях у преподавателей университета и в процессе научно-исследовательской деятельности, которую курируют кафедры университета;

2 Малинин В.А. Парадигма образования в контексте общества знаний // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. - 2012. - №3 (1) -С. 25 - 29.

учащиеся школы активно участвуют в конкурсах и олимпиадах различного уровня; осуществляется доступ учащихся и учителей школы к информационным ресурсам университета.

Интегративный комплекс «школа-вуз» ставит следующие задачи: создание системы высококачественной подготовки учащихся школы в области социально-экономических дисциплин на основе использования учебно-методических ресурсов университета и привлечения к преподаванию в школе университетского профессорско-преподавательского состава; дальнейшее развитие принципов взаимодействия «школа -университет» на основе концепции базовой школы университета, включая развитие системы подготовки школьников к поступлению университет на все специальности и направления подготовки; разработка организационных принципов непрерывного многоступенчатого образования на основе вертикальной интеграции «школа-университет», включая ступень среднего профессионального образования; разработка организационной модели интеграции школы и университета.

С целью реализации поставленных задач определены основные направления деятельности интегративного комплекса «вуз - школа»: 1) Проведение профориентационной работы среди учащихся школы и их родителей по специальностям и направлениям подготовки в ННГУ. 2) Организация работы университетских профильных классов социально-экономического профиля с участием преподавателей ННГУ. 3) Разработка учебных программ для университетских классов, соответствующих программам вступительных испытаний для абитуриентов, поступающих на экономический, финансовый, юридический, механико-математический факультеты и факультет социальных наук. 4) Организация предварительного тестирования выпускников университетских классов, успешно выполнивших программу подготовки, в соответствии с порядком проведения вступительных испытаний в ННГУ на места, финансируемые из средств федерального бюджета. 5) Подготовка учащихся университетских классов к выполнению учебно-исследовательских работ с последующей защитой их на заседаниях кафедр ННГУ в установленном порядке. 6) Помощь в подготовке и в организации участия учащихся школы в олимпиадах различного уровня. 7) Обеспечение возможности доступа учащихся профильных классов и классов с углубленным изучением отдельных предметов к информационным ре-

сурсам Университета, размещенным на площадях Школы и ННГУ. 8) Разработка схемы непрерывной подготовки учащихся с возможностью получения среднего профессионального и высшего профессионального образования по очной и заочной формам обучения. 9) Подготовка организационно-методических пособий по интеграции школа - университет.

В рамках совершенствования механизма интеграции «Школа-университет» на протяжении 9 лет педагоги школы проходят курсы повышения квалификации на базе ННГУ по теме «Новые педагогические и информационные технологии», «Современные педагогические и информационные технологии в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов».

Важным концептуальным положением формирования стратегии развития инновационно-интегративного комплекса «вуз - школа», является соотношение фундаментальности и профессиональной специализации в подготовке кадров. Специалист, подготовленный в школе и в вузе в рамках непрерывного профессионального образования по программам начального, среднего и первой ступени высшего профессионального образования, будет более востребован на рынке труда.

Учет выявленных тенденций позволил сформулировать требования к содержанию фундаментальности образования, в частности, непрерывного профессионального, которые должны базироваться на положениях преемственности, универсализации образования, опережающего развития качества образовательных систем и представлении о системе высшего образования как о механизме, управляющим всем процессом фундаментализации непрерывного образования.

Предложенные научно-организационные основы и реализация на практике механизмов интеграции «школа-университет» способствуют обеспечению высокого качества образования, развития культуры и здорового образа жизни школьников.

Одной из известных трудностей обеспечения непрерывного образовательного процесса школьников, желающих получить высшее образование, является тот факт, что до настоящего времени существуют научно-методические и организационные проблемы подготовки школьников, не позволяющие в полной мере учитывать требования, предъявляемые вузами к абитуриентам. В отдельных аспектах эти проблемы не только не решаются, но даже обостряются с

течением времени. В частности, выпускник среднего общеобразовательного учреждения, даже в полной мере освоивший школьную программу, часто вынужден прибегать к дополнительным образовательным услугам, чтобы подготовиться к вступительным экзаменам. Существуют принципиальные отличия в педагогических технологиях и методах обучения в вузе и в школе. Выпускник средней школы, как правило, не обладает необходимыми в вузе общими учебными умениями и навыками, оказывается на первых этапах обучения не готовым к освоению учебных курсов. Создание школ различных направлений на базе вузов является одним из путей решения данной проблемы.

Исследование показало, что на современном этапе развития образования в России особую актуальность приобретает проблема выбора выпускником будущей профессии и соответствующего образовательного учреждения. На наш взгляд, наиболее доступной формой профессиональной ориентации в школе является профильное обучение, целью которого является дифференциация и индивидуализация обучения. Однако анализ исследований показывает, что открытым на сегодня остается вопрос о процедуре и показателях отбора в профильные классы и аттестации их выпускников. В качестве одной из форм оценки достижений учащихся в последнее время используют учебные порт-фолио (Т.Г.Новикова, М.А.Чошанов, J.Kendall, R.Marzano, D.Meier и др.).

Исследование показало, что для системы непрерывного образования важна преемственность на всех его ступенях и уровнях, которой можно добиться за счет внедрения в учебную практику новой модели «вуз - школа».

Одним из приоритетных направлений инновационно-экспериментальной деятельности в системе образования можно считать разработку новых концепций развития старшей ступени средней школы путем создания научно-методических и социально-педагогических комплексов. Именно эти задачи послужили ориентиром при выборе темы эксперимента, который выполняется на базе школы №187.

В настоящее время МАОУ средняя общеобразовательная школа №187 носит статус школы с углубленным изучением отдельных предметов. Десять в ней осуществляется углубленное изучением математики, экономики, истории и права.

Стремление педагогическое коллектива дифференцировать спектр образовательных услуг в своем учреждении, вызвано потребностью

повысить конкуретноспособность школы, более полно учесть способности учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Углубленное изучение предметов было основано на государственных программах и программах, разработанных учителями школы. Новым этапом в развитии школы стало сотрудничество с ННГУ им. Н.И.Лобачевского. Привлечение преподавателей университета позволило приступить к созданию учебных планов и программ расширенного изучения экономики, математики, права и истории, ориентированных на подготовку будущих специалистов социально-экономического профиля.

Усилиями педагогов школы и преподавателей факультетов управления и предпринимательства, физического, механико-математического, экономического, социальных наук, юридического, финансового объединяются на старшей ступени образования в профильных классах и классах углубленного изучения отдельных предметов. Это обеспечит создание условий для учебно-научной, учебно-исследовательской, профориентационной работы среди учащихся, доступ учащихся указанных классов к информационным ресурсам университета, проведение преподавателями ННГУ учебных занятий по отдельным дисциплинам, конкурсов и конференций, подготовку к олимпиадам. Такая кооперация позволит обеспечить профилизацию подготовки учащихся, создать преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовит выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Реализация принципа преемственности между средним и высшим образованием, соединением образовательной среды школы с образовательной средой вуза на технологическом уровне, способствует повышению качества знаний учащихся. Реализуя в полном объеме федеральный компонент базисного учебного плана, школа широко использует потенциал вариативной части учебного плана и дополнительное образование, играющее особую роль в освоении проектной образовательной парадигмы. Стабильно высокий процент выпускников поступают в вузы города, и в частности в ННГУ им. Н.И.Лобачевского. Диаграмма показывает динамику поступления в вузы выпускников школы за последние пять лет (см. рис. 1).

Регулярное изучение мнения родителей показывает тенденцию к увеличению удовлетворенности обучением в школе со стороны роди-

телей: в 2009 - 2010 уч. году - 89 %, в 2010 -2011 уч. году - 95 %, в 2011 - 2012 учебном -95,5%. В качестве факторов привлекательности школы отмечены: «возможность получения глубоких знаний», «высокое качественное образование», «квалифицированные педагоги», «качество преподавания», «индивидуальный подход к учащимся», «инновационные программы». Кроме этого, родители отметили, что интегра-тивный комплекс «школа-вуз» привлекает к себе возможностью раскрыть потенциал каждого ребенка, проявить себя, участвовать в общественной жизни. Таким образом, комплекс ценен для родителей не только как школа, дающая определенную сумму знаний, но и развивающая личность, ее созидательные и познавательные способности. Педагогический коллектив исходит из того, что родители должны быть союзниками и равноправными, равноценными партнерами школы, они должны иметь достоверную информацию о жизни образовательного учреждения, о предполагаемых изменениях в организации и содержании обучения, перспективах развития школы - комплекс в целом и каждого ребенка в отдельности. Это способствует более широкому использованию потенциала родителей в организации образовательного процесса.

Вместе с тем, рынок образовательных услуг сегодня развивается таким образом, что получить высшее образование и дополнительные образовательные услуги по подготовке в вуз для большинства семей составляет серьезную финансовую проблему. Учитывая, что большинство родителей выпускников основной школы (97%) ориентированы на получение их детьми качественного образования, позволяющего им продолжать обучение в лучших вузах города, мы считаем, что ключевым положением социального заказа предоставляемого школе должна стать задача обеспечения выпускника школы не только хорошими знаниями, умениями и навыками, но и овладение им основными ключевыми компетенциями (среди них ведущими являются информационные, коммуникативные и компетенции, формирующие у выпускника умения использовать знания на практике). Задача обеспечения качественного образования всегда стояла на первом месте в нашем педагогическом коллективе. Однако воспроизводство старого качества образования перестало быть актуальным.

Приоритетным стал вопрос о том, что должен получать конкретный учащийся на каждом этапе своего обучения, каким должен быть ре-

зультат работы образовательного учреждения с точки зрения подготовки ребенка к жизни в социуме. Главный принцип, который должен быть положен в основу проектируемой образовательной системы «Школа как самообучающая организация» - образование невозможно завершить, современные реалии требуют перманентной учебы. В этой связи базовыми результатами школьного образования, востребованными в обществе, становятся умения учиться и познавать мир, сотрудничать, организовывать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации — ставить и решать задачи.

Таким образом, исследование показало, что создание интегративных образовательных учебно-научных комплексов, таких как «вуз-школа», позволяет решать проблему преемственности между школой и вузом, дает возможность учащимся получить фундаментальные

знания по различным предметам, способствует повышению квалификации учителей и специалистов образования. Интеграционное взаимодействие вуза и школы, направленное на совместное совершенствование образовательного процесса, построения системы непрерывного образования позволяет построить принципиально новую, уникальную гуманистическую среду, в которой каждый сможет найти для себя культурную и социальную «нишу» (Ю.С.Мануйлов). Кроме этого каждый субъект этой среды оказывается включенным в новое образовательное пространство, возникшее в результате слияния двух ранее автономных пространств. Это культуросообразное пространство предоставляет богатые возможности для гармоничного развития личности и ее самореализации.

50% 0%

♦-93%- -♦-89,0%- --♦-96,2%- -■- --—♦-80,3%- ___♦ 92,7%

2006-2007 2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011

-♦— поступили в вузы

-■— продолжили образование в социал ьно-экономической сфере продолжили образование в ННГУ им. Н.И. Лобачевского

Рис.1. Динамика поступления в вузы выпускников школы

SOME RESULTS OF WORK ON INTEGRATION OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AND SCHOOLS IN CONDITIONS OF THE RUSSIAN EDUCATION

MODERNIZATION

© 2012 V.A.Malinin

Municipal Autonomous Comprehensive School of Secondary Education №187. N.Novgorod

This article deals with the problem of interaction between higher education institution and school under the conditions of innovative integration paradigm of education, the results of model - experimental work carried out by school and university in an integrative teaching and educational complex «University-school» are also presented. Keywords: integration, integration of education, innovative-integration paradigm of education.

Valeriy Anatolievitch Malinin, PhD in pedagogical sciences, the principal №187 with the profound studying of separate subjects. E-mail: school-2 3@bk. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.