Библиографический список
1. Фионова, Л.Р Адаптивная система непрерывного образования в сфере документационного обеспечения управления на основе ком-петентностного подхода: монография. - Пенза, 2009.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 № 317 ФЗ).
3. Приказ об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») Министерство образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. n 200 (Регистрационный № 17037).
4. Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование, 1999. - № 10.
5. Набиева, Е.В. Мониторинг формирования научно-исследовательской компетентности учителя // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - № 5.
Bibliography
1. Fionova, L.R. Adaptivnaya sistema neprerihvnogo obrazovaniya v sfere dokumentacionnogo obespecheniya upravleniya na osnove kompetentnostnogo podkhoda: monografiya. - Penza, 2009.
2. Federaljnihyj zakon Rossiyjskoyj Federacii ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ (v red. Federaljnihkh zakonov ot 25.11.2013 № 317 FZ).
3. Prikaz ob utverzhdenii i vvedenii v deyjstvie Federaljnogo gosudarstvennogo obrazovateljnogo standarta vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050400 Psikhologo-pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikaciya (stepenj) «bakalavr») Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyjskoyj Federacii ot 22 marta 2010 g. n 200 (Registracionnihyj № 17037).
4. Obukhov, A.S. Issledovateljskaya deyateljnostj kak sposob formirovaniya mirovozzreniya // Narodnoe obrazovanie, 1999. - № 10.
5. Nabieva, E.V. Monitoring formirovaniya nauchno-issledovateljskoyj kompetentnosti uchitelya // Standartih i monitoring v obrazovanii. - 2008. - № 5.
Статья поступила в редакцию 22.01.14
УДК 371.4
Malinin VA, Povchednaia F.V. EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THE IMPLEMENTATION OF THE INTEGRATIVE MODEL COMPLEX «SCHOOL - UNIVERSITY». The article presents the results of experimental work, which allow us to show the effectiveness of the introduction of complex integrative model «school-university» and disclose the criteria for assessing its effectiveness.
Key words: model integrative complex, performance evaluation, pedagogical innovation.
В.А. Малинин, канд. пед. наук, директор МАОУ СОШ №187 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]; Ф.В. Повшедная, д-р пед. наук, проф.
ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос. педагогический университет им. Козьмы Минина», г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ ИНТЕГРАТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ШКОЛА - ВУЗ»
В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы, которые позволяют показать эффективность внедрения модели интегративного комплекса «школа-вуз» и раскрыть критерии оценки ее эффективности.
Ключевые слова: модель, интегративный комплекс, оценка эффективности, педагогическая инновация.
Проблема оценки эффективности инновационных проектов (именно в качестве такового мы рассматриваем внедрение модели интегративного комплекса «школа - вуз») постоянно находится в центре внимания ученых - инноваторов и руководителей - практиков различных уровней.
Эффективность того или иного нововведения обеспечивается использованием определенных критериев. В исследовании нами определена следующая совокупность критериев оценки педагогических инноваций: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.
Основным критерием инновации выступает новизна, в частности, М.С. Бургин выделяет несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения [1].
Введение оптимальности в систему критериев эффективности педагогических инноваций означает затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Разные учителя могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют о ее оптимальности.
Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании
и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания.
Возможность творческого применения инновации в массовом опыте рассматривается нами как критерий оценки педагогических инноваций. В действительности если ценная педагогическая идея или технология остается в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, образовательного учреждения, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о реальном нововведении. Возможность применения инноваций в массовом педагогическом опыте на начальном этапе подтверждается в деятельности отдельных педагогов, но после их апробации и объективной оценки они могут быть рекомендованы к массовому внедрению.
Четкое представление о содержании и критериях педагогических инноваций, владение методикой их применения, по мнению В.А. Сластенина, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов, позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение [2].
Проведенное исследование позволило выявить комплекс критериев оценки эффективности реализации разработанной модели: критерий материально-технической и программно-методической оснащенности образовательного процесса; критерий уровня обученности; критерий создания условий для воспитания и социализации; критерий организованности и эффективности инновационных процессов; критерий создания условий для деятельности педагогов; критерий эффективности де-
Таблица 1
Показатели реализации Результат Позитивный эффект
1. Изменение материальнотехнической базы школы Закуплена школьная мебель, учебное оборудование, спортивное оборудование, оборудование для пищеблока, оборудование для медицинского кабинета Создание качественных условий для осуществления образовательного процесса.
2. Предметно- методическое обеспечение Программно-обучающий комплекс «1000 лучших инноваций Российского образования» Интеграция опыта школы в пространство лучших образцов передового педагогического опыта.
3. Повышение квалификации педагогов Подготовка команды учителей - тьюторов (в количестве чел.) для обеспечения деятельности тьюторского центра Создание авторских методик по организации инновационной проектной деятельности. Повышение профессиональной компетентности педагогов.
4. Обновление оборудования Компьютерный класс. Копировальная техника. Видеокамера, телевизор. Интерактивное оборудование, мультимедийное оборудование и др. Формирование современной информационнотехнологической инфраструктуры образовательного процесса; исследовательской и экспедиционной работы.
6. Приток финансовых средств Привлечены финансовые средства: грант; спонсорские услуги Повышение престижа школы. Осознания социальной значимости реализуемых инновационных проектов. Укрепление партнёрских отношений. Заключение договоров о сотрудничестве с учреждениями образования, культуры, производственными и общественными организациями.
Таблица 2
Динамика качества знаний обучающихся за последние 5 лет
Учебный год Количество учащихся Успеваемость Количество учащихся, обучающихся на «4» и «5» Медалисты золото/серебро Учащиеся, награжденные похвальными листами Учащиеся, окончившие 9 классов с отличием
2007-2008 787 100% 57,2 5/8 27 (3,4%) 0
2008-2009 772 100% 56,4 3/7 30 (3,9%) 2
2009-2010 1278 99,99% 54 1/3 56 (5,4%) 3
2010-2011 1281 99,99% 54,7 6/0 44 (4,2%) 10
2011-2012 1258 100% 53,7 3/4 54 (5,2%) 2
2012-1013 1286 100% 58,2% 8/2 38 (3,3%) 6
Таблица 3
Государственная итоговая аттестация выпускников 11-х классов
Предмет Средний балл по школе Средний балл по району
2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г.
Русский язык 64,06 65,95 64,57 67,81
Математика 48,19 43,36 48,84 47,77
Физика 50,32 46,64 56,63 51,94
Химия 60,6 50,8 61,87 64,6
Биология 52,44 50,55 62,83 66,79
История 47,73 53,15 51,53 52,85
Обществознание 57,06 58,13 58,77 59,47
География 59,00 66,0 52,11 62,82
Литература 46,00 60,0 63,24 67,5
Информатика 54,00 55,0 70,24 69,0
Английский язык 58,71 57,89 63,70 61,14
ятельности управления; критерий социальной оценки деятель- мость инновационных проектов. Рассмотрим некоторые из них ности школы; число эффективных инициатив, число и значи- более детально.
90 і
□ Начальная школа
■ Основная школа О Средняя школа
65
2010- 2011- 20122011 2012 2013
Рис. 1. Данные по динамике показателей нравственной воспитанности обучающихся и сформированности ориентации на «другого человека»
□ Начальная школа
■ Основная школа
□ Старшая школа
2010- 2011- 20122011 2012 2013
Рис. 2. Данные по показателю «свидетельство о несформированности нравственных отношений, неустойчивости,
импульсивном поведении»
Критерий материально-технической и программно-методической оснащенности образовательного процесса. Показатели материально-технического и финансово-экономического эффекта реализации модели интегративного комплекса «школа - вуз» представлены в таблице 1.
Критерий уровня обученности. Качество обученности в МАОУ СОШ № 187 с углубленным изучением отдельных предметов г. Н. Новгорода стабильно выше 53%. Результаты образовательной деятельности школы за последние 5 лет отражены в таблице 2.
Школа демонстрирует высокий результат обученности: на 2,1% выше среднего показателя по Советскому району г. Н. Новгорода. МАОУ СОШ № 187 с углубленным изучением отдельных предметов показывает самый высокий процент качества знаний среди школ с углубленным изучением отдельных предметов в районе, выше только у лицеев и гимназий.
Анализ данных государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов показывает, что средний балл по школе либо приближен к среднему баллу по району (таблица 3).
Более 90% выпускников 11-х классов поступает в различные вузы города по результатам ЕГЭ, причем из них почти половина - на бюджетные места. Одна треть выпускников выбирают будущее профессиональное обучение в социально - экономической сфере, и такая же доля выпускников продолжает свое образование в ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
Критерий создания условий для воспитания и социализации учащихся. Учитывая, что школа является городским ресурсным центром по духовно-нравственному развитию личности направления «Я - гражданин» и «Я - личность» являются ведущими направлениями воспитательной работы. Важнейшим аспектом воспитательной системы школы является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ученика и использование всех позитивных возможностей для многократного развития личности, которые представляет ему социальное окружение.
В рамках реализации модели интегративного комплекса «школа - вуз» апробирована модель воспитательного процесса для формирования социально активной мобильной личности и обеспечены условия для формирования гражданского самосознания, самоопределения и самовыражения школьников.
Формируемая система ценностных отношений воспитанников к миру и к себе диагностируется по методике Н.Е. Щур-ковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности. Наблюдается положительная динамика по показателю «свидетельство о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформирован-ности ориентации на «другого человека»: на 4 % в начальной школе и в основной школе и на 2,4% в старшей школе (рис. 1), при одновременном снижении по показателю «свидетельство о несформированности нравственных отношений, неустойчивости, импульсивном поведении»: на 4,3% в начальной школе, на 3,6% в основной и на 4% в старшей школе (рис. 2).
При этом следует отметить общий рост показателя «свидетельство о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека» по ступеням образования и одновременно общее снижение показателя «свидетельство о несформированности нравственных отношений, неустойчивости, импульсивном поведении».
Анализ ценностных ориентаций школьников показывает значительный рост приоритета жизненных и профессиональных ценностей, что объясняется целенаправленной ориентированностью учебно-воспитательного процесса на формирование гражданской позиции личности. Определенной статичностью характеризуются ориентации на духовные ценности, наблюдается незначительный рост выбора нравственных ценностей, что свидетельствует о том, что для современных школьников очень важным является достижение успеха как залога своей будущей состоятельности в качестве активного, конкурентоспособного гражданина своей страны.
Критерий организованности и эффективности инновационных процессов. В школе создана развивающая информационно - образовательная среда: 98% педагогов школы применяют информационные технологии в своей деятельности; автоматизирована управленческая деятельность; повысилась компьютерная грамотность учеников (создание образовательных продуктов с использованием компьютерных технологий); создана информационная инфраструктура; школа имеет свой сайт (http://school.unn.ru).
Библиографический список
Критерий создания условий для деятельности педагогов. При оценке труда учителя учитываются такие показатели, как проявление творческой инициативы, совершенствование форм и методов обучения и воспитания, работа с творческими союзами и ассоциациями по проблемам образования, работа по авторским программам, программам углубленного изучения предметов, подготовка призеров предметных олимпиад, участников конференций НОУ.
В школе действует программа организации методического сопровождения педагогов в условиях освоения новых образовательных технологий. Помимо традиционных школьных методических объединений созданы творческие группы учителей, занимающиеся проектированием образовательных технологий и мониторингом процесса их освоения учителями и внедрения в учебно-воспитательный процесс, и научно-практические лаборатории в рамках деятельности центров в составе комплекса «школа-вуз».
Таким образом, результаты оценки эффективности (продуктивности) внедрения модели интегративного комплекса «школа - вуз» позволяет сделать вывод о том, что по всем показателям, выделенным нами при рассмотрении «точек роста» и запуска инновационных процессов в образовательной системе МАОУ СОШ № 187 с углубленным изучением отдельных предметов г. Н. Новгорода, наблюдается положительная динамика. Результаты реализации модели интегративного комплекса «школа -вуз» в системе образования Нижегородской области показали, что значительно изменилось отношение к инновационной деятельности учителей школы и преподавателей вуза; повысилась их инновационная восприимчивость, активность; они стали осознавать себя субъектами инновационной деятельности, научились анализировать и оценивать возможности повышения качества обучения учащихся и студентов в условиях интеграции. В старших классах с целью развития профессионального самоопределения выпускников была разработана программа «Твой выбор профессии», которая способствовала своевременному выбору будущей профессии выпускниками. Инновационная деятельность комплекса «школа-вуз» помогает готовить абитуриентов, способных в будущем стать конкурентоспособными специалистами [3].
1. Бургин, М.С. Введение в современную точную методологию науки. Структуры систем знания: пособ. для вузов / М.С. Бургин, В.И. Кузнецов. - М., 1994. (Программа «Обновление гуманитарного образования в России»).
2. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособ. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев. - М., 2000.
3. Грудзинский, А.О. Новые направления взаимодействия университета и школы в конкурентном обществе знаний / А.О. Грудзинский,
В.А. Малинин [и др.] // Наша новая школа: тезисы конф. - Н. Новгород, 2011.
Bibliography
1. Burgin, M.S. Vvedenie v sovremennuyu tochnuyu metodologiyu nauki. Strukturih sistem znaniya: posob. dlya vuzov / M.S. Burgin, V.I. Kuznecov. - M., 1994. (Programma «Obnovlenie gumanitarnogo obrazovaniya v Rossii»).
2. Slastenin, V.A. Pedagogika: ucheb. posob. / V.A. Slastenin, I.F. Isaev. - M., 2000.
3. Grudzinskiyj, A.O. Novihe napravleniya vzaimodeyjstviya universiteta i shkolih v konkurentnom obthestve znaniyj / A.O. Grudzinskiyj,
V.A. Malinin [i dr.] // Nasha novaya shkola: tezisih konf. - N. Novgorod, 2011.
Статья поступила в редакцию 22.01.14
УДК 376.545
Permyakov, A.K. COMPONENTS OF READINESS OF THE TEACHER TO SOCIAL AND EDUCATIONAL FACILITATION OF GIFTED CHILDREN. The article is devoted to the problem of the modern teacher readiness to implement social and educational facilitation of training and education of gifted students. The structure of this phenomenon, which consists of 3 key components - theoretical, practical andpersonal. The content of each of the above components.
Key words: teacher - facilitator, teacher readiness to facilitation components of readiness.
А.К. Пермяков, начальник отдела по работе с молодежью Костанайского инженерно-экономического университета им. М. Дулатова, г. Костанай, E-mail: [email protected]
КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФАСИЛИТАЦИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
В статье обоснованы цели, содержание и принципы реализации социально-педагогической фасилитации, актуальность формирования и развития фасилитационной компетентности педагога.