Формируемая система ценностных отношений воспитанников к миру и к себе диагностируется по методике Н.Е. Щур-ковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности. Наблюдается положительная динамика по показателю «свидетельство о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформирован-ности ориентации на «другого человека»: на 4 % в начальной школе и в основной школе и на 2,4% в старшей школе (рис. 1), при одновременном снижении по показателю «свидетельство о несформированности нравственных отношений, неустойчивости, импульсивном поведении»: на 4,3% в начальной школе, на 3,6% в основной и на 4% в старшей школе (рис. 2).
При этом следует отметить общий рост показателя «свидетельство о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека» по ступеням образования и одновременно общее снижение показателя «свидетельство о несформированности нравственных отношений, неустойчивости, импульсивном поведении».
Анализ ценностных ориентаций школьников показывает значительный рост приоритета жизненных и профессиональных ценностей, что объясняется целенаправленной ориентированностью учебно-воспитательного процесса на формирование гражданской позиции личности. Определенной статичностью характеризуются ориентации на духовные ценности, наблюдается незначительный рост выбора нравственных ценностей, что свидетельствует о том, что для современных школьников очень важным является достижение успеха как залога своей будущей состоятельности в качестве активного, конкурентоспособного гражданина своей страны.
Критерий организованности и эффективности инновационных процессов. В школе создана развивающая информационно - образовательная среда: 98% педагогов школы применяют информационные технологии в своей деятельности; автоматизирована управленческая деятельность; повысилась компьютерная грамотность учеников (создание образовательных продуктов с использованием компьютерных технологий); создана информационная инфраструктура; школа имеет свой сайт (http://school.unn.ru).
Библиографический список
Критерий создания условий для деятельности педагогов. При оценке труда учителя учитываются такие показатели, как проявление творческой инициативы, совершенствование форм и методов обучения и воспитания, работа с творческими союзами и ассоциациями по проблемам образования, работа по авторским программам, программам углубленного изучения предметов, подготовка призеров предметных олимпиад, участников конференций НОУ.
В школе действует программа организации методического сопровождения педагогов в условиях освоения новых образовательных технологий. Помимо традиционных школьных методических объединений созданы творческие группы учителей, занимающиеся проектированием образовательных технологий и мониторингом процесса их освоения учителями и внедрения в учебно-воспитательный процесс, и научно-практические лаборатории в рамках деятельности центров в составе комплекса «школа-вуз».
Таким образом, результаты оценки эффективности (продуктивности) внедрения модели интегративного комплекса «школа - вуз» позволяет сделать вывод о том, что по всем показателям, выделенным нами при рассмотрении «точек роста» и запуска инновационных процессов в образовательной системе МАОУ СОШ № 187 с углубленным изучением отдельных предметов г. Н. Новгорода, наблюдается положительная динамика. Результаты реализации модели интегративного комплекса «школа -вуз» в системе образования Нижегородской области показали, что значительно изменилось отношение к инновационной деятельности учителей школы и преподавателей вуза; повысилась их инновационная восприимчивость, активность; они стали осознавать себя субъектами инновационной деятельности, научились анализировать и оценивать возможности повышения качества обучения учащихся и студентов в условиях интеграции. В старших классах с целью развития профессионального самоопределения выпускников была разработана программа «Твой выбор профессии», которая способствовала своевременному выбору будущей профессии выпускниками. Инновационная деятельность комплекса «школа-вуз» помогает готовить абитуриентов, способных в будущем стать конкурентоспособными специалистами [3].
1. Бургин, М.С. Введение в современную точную методологию науки. Структуры систем знания: пособ. для вузов I М.С. Бургин, В.И. Кузнецов. - М., 1994. (Программа «Обновление гуманитарного образования в России»).
2. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособ. I В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев. - М., 2000.
3. Грудзинский, А.О. Новые направления взаимодействия университета и школы в конкурентном обществе знаний I А.О. Грудзинский,
В.А. Малинин [и др.] II Наша новая школа: тезисы конф. - Н. Новгород, 2011.
Bibliography
1. Burgin, M.S. Vvedenie v sovremennuyu tochnuyu metodologiyu nauki. Strukturih sistem znaniya: posob. dlya vuzov I M.S. Burgin, V.I. Kuznecov. - M., 1994. (Programma «Obnovlenie gumanitarnogo obrazovaniya v Rossii»).
2. Slastenin, V.A. Pedagogika: ucheb. posob. I V.A. Slastenin, I.F. Isaev. - M., 2000.
3. Grudzinskiyj, A.O. Novihe napravleniya vzaimodeyjstviya universiteta i shkolih v konkurentnom obthestve znaniyj I A.O. Grudzinskiyj,
V.A. Malinin [i dr.] II Nasha novaya shkola: tezisih konf. - N. Novgorod, 2011.
Статья поступила в редакцию 22.01.14
УДК 376.545
Permyakov, A.K. COMPONENTS OF READINESS OF THE TEACHER TO SOCIAL AND EDUCATIONAL FACILITATION OF GIFTED CHILDREN. The article is devoted to the problem of the modern teacher readiness to implement social and educational facilitation of training and education of gifted students. The structure of this phenomenon, which consists of 3 key components - theoretical, practical andpersonal. The content of each of the above components.
Key words: teacher - facilitator, teacher readiness to facilitation components of readiness.
А.К. Пермяков, начальник отдела по работе с молодежью Костанайского инженерно-экономического университета им. М. Дулатова, г. Костанай, E-mail: [email protected]
КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФАСИЛИТАЦИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
В статье обоснованы цели, содержание и принципы реализации социально-педагогической фасилитации, актуальность формирования и развития фасилитационной компетентности педагога.
Ключевые слова: социально-педагогическая фасилитация, одаренные дети, интеллектуальная одаренность, компетентности педагога-фасилитатора.
Выявление и развитие одаренности - это актуальная проблема современного общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб. В связи с этим злободневным становится вопрос психолого-педагогической готовности педагогов для организации социально-педагогической фасилитации одаренных детей. Все это требует от систем научно-методической работы в школе и повышения квалификации создания таких условий, при которых у учителей появляется возможность постоянного личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области педагогики одаренных школьников. Перед учителем стоит задача постоянного роста профессионального мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Как отмечает Л.В. Трубайчук, «Только самоизменяющаяся личность учителя сможет оказать непосредственное влияние на личность ребенка, его развитие и становление. Механизм саморазвития образовательной системы требует от учителя ...дополнительного уровня профессионализма: диагностического, опытно-экспериментального, исследовательского» [1, с. 9].
Педагог-фасилитатор осуществляет педагогическое сопровождение одаренных учащихся. Его деятельность направлена не на воспроизводство информации, а на работу с субъектным опытом обучающегося. Педагог анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого, разрабатывает специальные упражнения и задания, опирающиеся на современные коммуникационные методы, личную и групповую поддержку; продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений; разрабатывает направления проектной деятельности [2].
Задачи педагога-фасилитатора: помочь одаренным учащимся раскрыться, выявиться, получить максимальную отдачу от учебы; следить за ходом учебы ученика; давать обратную связь по выполненным заданиям; проводить групповые тренинги; консультировать и поддерживать ученика; поддерживать заинтересованность в обучении на протяжении всего изучения предмета; предоставить возможность связываться с ним при необходимости посредством личного контакта, электронной почты и компьютерных конференций [3].
От деятельности педагога во многом зависит успешность обучения одаренного ученика и особенности развития его личности. Именно учитель призван сформировать у каждого из них определенные знания, умения и навыки. Чтобы одаренный ученик, несмотря на свои индивидуальные особенности, особенности среды, смог овладеть всем необходимым в школе и развить свои интеллектуальные потенции, учителю надо обеспечить ему процесс творческого познания. Учитель должен быть готов к фасилитации учебной деятельности одаренных детей и обладать фасилитационной компетентностью.
Проекция готовности учителя к социально-педагогической фасилитации одаренного ребенка отражается через системное профессиональное качество учителя, которое определяется способностью к эффективной реализации профессиональной деятельности по созданию комфортных условий для всестороннего, гармоничного развития одаренного ребенка [4].
Готовность учителя к социально-педагогической фасилита-ции одаренных детей рассматривается как сложное качественное образование комплекса свойств учителя, в основе которого лежат его личная одаренность, специальные знания, умения и навыки, внутренняя мотивация, определенные черты характера, которые позволяют ему на оптимальном и достаточном уровне осуществлять поиск, развитие и реализацию способностей учащихся [5].
Еще В.Загвязинский отмечал, что знание педагогических законов является основой творчества учителя, без знания теории обучения возникает опасность ложного творчества, дилетантства. Необходимо также отметить, что в педагогической работе вообще и в работе с одаренными детьми в частности особую роль играют специальные личностные качества учителя.
Проведенный анализ дает возможность выделить следующие компоненты готовности учителя к социально-педагогической фасилитации одаренных обучающихся: теоретический, практический и личностный.
Основа теоретической составляющей готовности: специальные педагогические знания и знания из области одаренности. Поскольку общепедагогические знания учителя получают в высших учебных заведениях, то система подготовки к работе с одаренными учениками должна базироваться на предоставлении им знаний из области одаренности. Именно целесообразность и оптимальность теоретических знаний позволят сделать программу компактной и эффективной.
В «Рабочей концепции одаренности» Российской Федерации отмечена необходимость следующих разделов теоретической подготовки учителя одаренных детей: виды одаренности; психологические особенности одаренных детей, их возрастное и индивидуальное развитие; особенности профессиональной квалификации специалистов по работе с одаренными детьми; направления и формы работы с одаренными учениками; принципы и стратегии разработки программ и технологий обучения одаренных детей [3].
Таким образом, учитывая особенности когнитивной, эмоционально-волевой и духовной сферы развития одаренного ученика, а также результаты исследования научных работ из области одаренности, результаты опроса учителей по выявлению их потребностей в работе с одаренными учениками, можно определить следующее наполнение теоретической компоненты:
1. Феномен одаренности в психолого-педагогических исследованиях. Разностороннее рассмотрение феномена одаренности в различных научных школах с целью овладения понятийным аппаратом и основными подходами к феномену одаренности.
2. Принципы и методы выявления одаренных детей в школе. Ознакомление с методиками выявления одаренности с целью повышения профессиональной компетентности педагогов.
3. Педагогика и психология для одаренных детей. Изучение феномена социально-педагогической фасилитации одаренных детей в образовательных учреждениях через ознакомление с ведущими моделями, концепциями, образовательными программами и эффективными технологиями. Организация социальнопедагогической фасилитации латентных и выраженных талантов с целью обогащения педагогического опыта учителей, работающих с данной категорией школьников.
4. Организационно-педагогические условия формирования готовности учителя к работе с одаренными детьми на основе научных подходов и лучшего педагогического опыта с целью построения педагогами проекта индивидуальной модели социально-педагогической фасилитации одаренных детей.
5. Качества учителя, необходимые для работы с одаренными детьми. Самоанализ профессиональной компетентности учителя для одаренного ребенка с целью обогащения профессионального опыта педагогов.
6. Роль учителя в социализации одаренных детей с целью анализа выстроенных педагогами индивидуальных моделей социально-педагогической фасилитации одаренных детей.
В свою очередь, содержание теоретического компонента готовности учителя к социально-педагогической фасилитации одаренных детей отображается его умениями, которые составляют практический компонент. Практический компонент готовности учителя к работе с одаренными учащимися является главным критерием сформированности теоретической готовности. Ведь именно практическая деятельность имеет непосредственное отношение к формированию одаренной личности.
Например, Н. Лейтес отмечал, что разница в технике преподавания подготовленных учителей состоит в распределении времени на виды активности. Учителя, работающие с одаренными учениками, меньше рассказывают, устраивают демонстрации и реже выполняют задания за учеников. Есть разница и в технике постановки вопросов. Учителя, работающие с ода-
ренными учениками, больше предлагают вопросы открытого типа, провоцируют учащихся выходить за пределы предложенных ответов [6]. К тому же, по словам ученого, подготовленные учителя предоставляют возможность одаренным ученикам работать самостоятельно, стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблемы, оценку информации и т.п.), ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию нестандартных решений.
К. Сили определил следующие профессиональные умения педагога, необходимые для работы с одаренными учащимися:
• проектировать процесс обучения в соответствии с результатами диагностического обследования учащегося;
• модифицировать учебные программы;
• стимулировать когнитивные способности учащихся;
• работать по специально разработанным учебным планам;
• предоставлять консультации ученикам и их родителям.
В свою очередь, отечественные исследователи предлагают следующий состав умений и навыков, которые отображают практическую компоненту готовности учителя к социально-педагогической фасилитации: использовать в учебном процессе методы развития творческих способностей учащихся; создавать программы и технологии обучения одаренных детей на основе их личностных качеств; осуществлять психолого-педагогическое консультирование; предоставлять психолого-педагогическую поддержку одаренным детям и их родителям.
Следовательно, можно сделать вывод, что практический компонент готовности учителя к социально-педагогической фасилитации одаренных детей отражается следующими умениями:
• умение использовать приемы и методы для развития способностей ребенка;
• умение прогнозировать развитие одаренного ученика;
• умение стать фасилитатором в отношении одаренного ребенка;
• умение разрабатывать учебные планы, которые будут соответствовать потенциалу одаренного ребенка;
Библиографический список
• умение предлагать одаренному ребенку эвристические и творческие задания;
• умение использовать вопросы открытого характера, предоставлять возможность выбора;
• умение распределять время и внимание таким образом, чтобы учащиеся чувствовали себя нужными и важными;
• умение предоставлять учащимся консультации по предмету и вопросам личностного характера;
• умение проводить индивидуальное обучение с одаренными учениками.
Как отмечалось выше, эффективность реализации теоретической и практической компоненты зависит от определенных личностных качеств учителя. Среди них выделяют: психологические характеристики (низкая тревожность, эмоциональная уравновешенность, выдержка, внимательность, наблюдательность); морально-этические качества (честность, доброта, терпимость, справедливость, тактичность, скромность, внимательность, ответственность, эмпатийность); педагогические качества (коммуникабельность, динамизм, эмоциональность, оптимизм); творческие способности (критичность мышления, креативность при принятии решений, способность к самовыражению в творчестве, изобретательность и рационализм).
Отдельными исследователями отмечено, что для успешного обучения одаренных детей учителю необходимо иметь высокий уровень интеллекта, широкую эрудицию, динамичный характер, творческое мировоззрение, веру в ученика, конгруэнтность, доброжелательность в оценке его действий. Исходя из этого, можно следующим образом определить личностный компонент готовности учителя к социально-педагогической фасилитации: мотивация к работе с одаренными учащимися; эмпатия; положительная «Я-концепция»; активность, проявляющаяся в желании уделять больше внимания и времени одаренному ученику; желание самосовершенствоваться; высокий уровень интеллектуальных способностей; креативность; функциональный перфекционизм; уважение; смелость; мужество; эрудиция.
1. Трубайчук, Л.В. Подготовка педагогических кадров в условиях реализации образовательных стандартов второго поколения // Начальная школа: плюс-минус. - 2009. - № 5.
2. Мудрик, А.В. Социальная педагогика. - М., 2000.
3. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. - 2004. - № 2.
4. Щебланова, Е.И. Неуспешные одаренные школьники. - М., 2011.
5. Яковина, А.В. Модель готовности учителя к работе с одаренными учениками // Одаренный ребенок. - 2011. - № 4.
6. Лейтес, Н.С. Психология одаренности детей и подростков. - М., 1996.
Bibliography
1. Trubayjchuk, L.V. Podgotovka pedagogicheskikh kadrov v usloviyakh realizacii obrazovateljnihkh standartov vtorogo pokoleniya II Nachaljnaya shkola: plyus-minus. - 2009. - № 5.
2. Mudrik, A.V. Socialjnaya pedagogika. - M., 2000.
3. Rabochaya koncepciya odarennosti II Voprosih obrazovaniya. - 2004. - № 2.
4. Theblanova, E.I. Neuspeshnihe odarennihe shkoljniki. - M., 2011.
5. Yakovina, A.V. Modelj gotovnosti uchitelya k rabote s odarennihmi uchenikami II Odarennihyj rebenok. - 2011. - № 4.
6. Leyjtes, N.S. Psikhologiya odarennosti deteyj i podrostkov. - M., 1996.
Статья поступила в редакцию 12.02.14
УДК 378.1
Khalaf A.A. MODELING THE VALUE-ORIENTED DEVELOPMENT OF A FUTURE DESIGNER IN THE PERCEPTION OF THE FEMALE IMAGE IN THE CULTURE OF IRAQ (IN THE CLASSROOM FOR PAINTING). The
article considers the value-based model of personality development of the future designer in the perception of the female image in the culture of Iraq in the classroom for painting.
Key words: value-oriented personal development, the process of perception of image culture of Iraq, female image model.
А.А. Халаф, аспирант каф. «Дизайн» факультета Искусств и художественного образования Воронежского гос. педагогического университета, г. Воронеж, E-mail: [email protected]