Научная статья на тему 'О проблеме социально-педагогической фасилитации развития интеллектуальной одарённости школьников'

О проблеме социально-педагогической фасилитации развития интеллектуальной одарённости школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ / ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЁННОСТЬ / ФАСИЛИТАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL FACILITATION / GIFTED CHILDREN / INTELLECTUAL GIFTEDNESS / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пермяков Анатолий Константинович

Обоснованы цели, содержание и принципы реализации социально-педагогической фасилитации, актуальность формирования и развития фасилитационной компетентности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Social and Educational Facilitation Intellectual Development to Gifted Students

The article justified objectives, content and implementation of the principles of social and educational facilitation, the relevance of formation and development competence of the teacher.

Текст научной работы на тему «О проблеме социально-педагогической фасилитации развития интеллектуальной одарённости школьников»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 114-119.

УдК 373 ББК 74.2

о проблеме социально-педагогической фасилитации развития интеллектуальной одарённости школьников

А. К. Пермяков

Костанайский инженерно-экономический университет им. М. Дулатова, Костанай, Республика Казахстан

Обоснованы цели, содержание и принципы реализации социально-педагогической фасилитации, актуальность формирования и развития фасилитационной компетентности педагога.

Ключевые слова: социально-педагогическая фасилитация, одарённые дети, интеллектуальная одарённость, фасилитационная компетентность.

В условиях качественных изменений системы образования и всё большего смещения приоритетов в сторону поддержки и развития внутреннего потенциала личности ребёнка наибольшую актуальность приобретает проблема развития детской и подростковой одарённости, изменения вектора отношения социума к детской «нестандартности», разработки механизмов социальной адаптации одарённого ребёнка в обществе, реализации системы управления процессом развития детской одарённости, которая позволит самореализоваться одарённым детям, а государству и обществу своевременно использовать их творческие возможности и уникальные результаты их деятельности. Потенциал образовательных учреждений не всегда используется для развития способностей и возможностей детей и подростков. Возникла необходимость изменения условий, форм и механизмов учения. В этом аспекте становится интересным открытое в психологиии педагогике явление фасилитации (от англ. tofacilitate — облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия; лат. vasi — направляться, двигаться, устремляться). Главная задача фасилитатора — донести до учащегося мысль о том, что основной результат обучения — способность к интенсивному и грамотному поиску знаний. Личностные изменения, а не статическое знание — единственное, что имеет смысл при выборе цели образования в современном мире. Значимое учение определяется особенностями отношений, которые устанавливаются между фасилитатором и учащимся.

К категории детей, нуждающихся в социально-педагогической фасилитации развития заложенного в них потенциала, относятся одарённые дети — дети с особыми потребностями личностного развития, обусловленными особенностями

физического, интеллектуально-продуктивного, эмоционально-волевого и социально-коммуникативного компонентов структуры личности.

Одарённость, в том числе и интеллектуальная, проявляется по-разному и на своём пути развития встречает специфические барьеры в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребёнка и поэтому нуждается в социально-педагогической фасилитации — механизме, обеспечивающем принятие педагогом одарённого школьника, понимание его проблем и желание помочь в развитии его потенциальных способностей, интеллектуальной одарённости [4].

Особое значение для разработки современной теории социально-педагогической фасилитации развития интеллектуальной одарённости школьников имеют исследования, в которых фасилита-ция рассматривается как процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания имеющихся у школьника способностей и нейтрализации (либо коррекции) факторов, негативно влияющих на реализацию способностей одарённых школьников, как процесс, который включает в себя также деятельность по оказанию адекватной помощи школьнику в решении возникающих проблем различного характера (В. А. Лазарев, Дж. Рензулли, Ф. Фанч и др.).

В условиях социально-педагогической фа-силитации главными составляющими становятся такие процессы межличностного взаимодействия, которые создают наилучшие условия для развития познавательной мотивации, способствуют развитию одарённости обучаемых, позволяют педагогу повышать свой профессионально-педагогический потенциал и обеспечивают достижение целей образования. Социально-фасилитационный подход, по мнению М. Т. Громковой и Р. С. Димухаметова, позволяет

обучающимся интериоризировать модели учебной деятельности через модели образования [1-3]. Благодаря данному подходу выделилась в обучении такая функция педагогического взаимодействия, как фасилитационная. Фасилитация — феномен межличностного общения, который усиливает продуктивность обучения и воспитания субъектов образовательного процесса за счёт их особого стиля общения и личности педагога [7].

Р. С. Немов и Н. И. Шевандрин социальную фасилитацию считают важным механизмом социализации. Нами установлено, что одарённый ученик, работая в режиме фасилитации, быстрее адаптируется в образовательной среде, проходит ценностную, эмоциональную, поведенческую, коммуникативную, политическую, правовую и др. социализацию, вырабатывает собственные взгляды, суждения, реализует потребность решать касающиеся его вопросы, формирует способность противостоять ситуациям, которые могут мешать его самоизменению, самоопределению, самореализации и самоутверждению [2].

Действовать по принципу фасилитации — значит ориентироваться на идеал — приведение в движение внутреннего потенциала обучающегося, т. е. опережать реальность — в своём сознании стремиться воплотить идеал. Принцип фасилитации ориентирует на будущее — учит работать не по шаблону, а осуществлять самостоятельный поиск знаний в его лучшем научно достоверном виде, и обеспечивает реализацию этого будущего с учётом объективных возможностей (условий). Данное положение весьма актуально, когда речь идёт об одарённых учащихся — будущей интеллектуальной и творческой элите государства.

Как отмечает Р. С. Димухаметов, фасилитатор создаёт «ситуацию успеха» — готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию на последующих этапах обучения, формирует коммуникативные компетенции у обучающихся (способность участвовать в обсуждении, получать информацию, выражаться ясно и адекватно ситуации, слушать и понимать речь участников дискуссии, соотносить свои высказывания с высказываниями других). Если это всё соблюдено, то можно с уверенностью говорить о том, что урок отвечает всем принципам обучения: научности, наглядности, систематичности, доступности, активности [2].

Социально-педагогическая фасилитация есть интеграция деятельности субъектов образова-

тельного процесса по повышению продуктивности деятельности ребёнка в ситуации затруднения. Социально-педагогическая фасилитация предполагает в первую очередь формирование у педагогов позиции фасилитатора. Затем уже педагоги начинают осуществлять педагогическую поддержку и помощь ребёнку в ситуации затруднения. Задачей педагога-фасилитатора является осуществление взаимодействия участников образовательного процесса, мониторинг деятельности по фасилитации и при необходимости организация и проведение консультаций для учителей, родителей и других специалистов. Важным признаком социально-педагогической фасилита-ции учебной деятельности одарённого ученика, находящегося в ситуации затруднения, является создание помогающих отношений в детском коллективе.

Целью деятельности педагога-фасилитатора является развитие потенциальных способностей школьника, в том числе интеллектуальной одарённости, и повышение продуктивности его познавательной деятельности [7].

Социально-педагогическая фасилитация реализует потребность общества в построении такого образования, при котором одарённый ребёнок сможет проявить свои неординарные способности, освоить и овладеть не только знаниями, умениями и навыками, то есть стать успешным в познавательной и творческой деятельности, но и механизмами самоопределения и самореализации.

Проблема фасилитации развития интеллектуальной одарённости школьников является особенно острой. Только педагог-фасилитатор может изменить учебную ситуацию способного ученика, демонстрируя ценностное отношение к его потенциальным возможностям, заботу, доверие и уважение к нему.

Сам одарённый ученик не всегда отдаёт себе отчёт в наличии проблемы, не знает путей выхода из сложившейся ситуации. Ему нужна помощь понимающего взрослого. По мнению А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых, единственной продуктивной тактикой по отношению к одарённым учащимся может стать активная помощь и поддержка в выстраивании новой личности, в обретении себя. Но многие взрослые не в состоянии следовать данной тактике по ряду причин. Во-первых, некоторые из них не видят особенностей и потенциальных возможностей, положительных сдвигов, психологических новообразований этих детей. Во-вторых, педагоги и многие

родители склонны оценивать одарённых учащихся как уже вполне самостоятельных, сформировавшихся людей с теми или иными устойчивыми чертами личности, характера, поведения. Кроме того, индивидуальность одарённых учащихся, как ценность их личности, во многом для них остаётся декларацией [5].

Важно, чтобы учитель изменил своё отношение к одарённому ребёнку, понимал, что его обязанность не только обеспечить усвоение определённого объёма знаний, умений и навыков, но и создать такие условия обучения, которые бы выявили и развили интеллектуальную одарённость школьника, чтобы он чувствовал себя способным, компетентным, успешным. Реализация позиции фасилитатора даёт такую возможность ребёнку.

Для того чтобы такая позиция сформировалась, необходимо осознание учителем необходимости помощи одарённым детям. Здесь важны рефлексивные качества педагогов, то есть, способность увидеть со стороны ситуацию и себя в ней. Особенно актуально это становится в ситуации затруднения, когда известные учителю способы обучения и воспитания способных и талантливых учащихся не дают желаемого результата. Вначале необходимо обсуждение и формулировка имеющейся проблемы, затруднений, анализ проводимой ранее работы, поиск оптимальных способов выхода из сложившейся ситуации. Несомненно, высока эффективность педагогических консилиумов, на которых каждый учитель, школьный психолог, социальный педагог, медицинский работник в процессе обсуждения могут высказать мнения по отношению к проблеме ребёнка и коллективно выработать меры его психолого-педагогической поддержки. При этом важно, чтобы в процессе обсуждения учителя взяли на себя ответственность за происходящее, не перекладывая её на самих детей и родителей. Учителя заняли активную позицию по отношению к проблеме и хотят её решить в интересах конкретного ребёнка. Каждый учитель осознаёт, что он профессионал, что он обладает достаточными знаниями и умениями для того, чтобы изменить ситуацию, то есть учитель верит в свои силы, в себя. Если учителя считают, что их умений недостаточно для решения сложной ситуации, необходимо дополнительное обучение, повышение квалификации, создание условий в школе для профессионального роста учителя [4].

Важным условием формирования фасилитиру-ющей позиции учителя является наличие благо-

приятного психологического климата в педагогическом коллективе.

Одновременно с формированием нового взгляда на проблему и свою роль в ней у учителя должно формироваться новое отношение к одарённым детям. Учитель осознаёт, что ребёнок обладает высокими способностями, что у него есть личностные мотивы, но в то же время у него есть проблемы, решить которые без помощи взрослого он не в состоянии. Центрирование внимания на одарённом ученике обеспечивает идеальные условия для развития его интеллектуальной одарённости, для познания самого себя и своих взаимоотношений с другими [7].

На наш взгляд, можно выделить этапы формирования позиции фасилитатора у педагогов:

— осознание наличия проблемы в развитии потенциальных способностей детей;

— определение того, как данная проблема влияет на педагога, на мою профессиональную деятельность;

— обсуждение того, что может произойти, если данная проблема не будет решена;

— формирование у учителей потребности изменить ситуацию;

— принятие на себя ответственности за изменение ситуации, решение проблемы;

— изменение отношения к одарённым детям на понимающее, принимающее, помогающее;

— формирование умений поддерживать одарённых учащихся, умения эффективно слушать, применять я-высказывания по отношению к детям;

— анализ имеющегося опыта работы с данными детьми, определение эффективных и неэффективных способов;

— определение стратегии деятельности всего педагогического коллектива по отношению к одарённым детям;

— определение каждым педагогом своего потенциала, способствующего решению проблемы развития интеллектуальной одарённости школьников;

— выработка каждым педагогом конкретных способов работы с одарёнными учениками на основе учёта индивидуально-психологических особенностей детей и собственных особенностей;

— обмен опытом работы с одарёнными учащимися между учителями-предметниками.

Учитель проявляет пристальное внимание к сосуществованию самых различных и порой противоречивых проявлений и черт в личности одарённого школьника.

Одарённым детям надо помогать в формировании адекватной самооценки, положительного отношения к себе.

На основе современных научных данных можно с достаточной уверенностью утверждать, что связь между успешностью школьников и их представлениями о своих интеллектуальных способностях носит взаимный характер. Успехи в познавательной и творческой деятельности способствуют росту самооценки, а самооценка, в свою очередь, воздействует на личностные, учебные и творческие успехи через уровень притязаний, мотивацию и уверенность в себе. Дети, представление которых о своих потенциальных способностях, в том числе интеллектуальной одарённости, не сочетается со стремлением к высоким достижениям, обычно не достигают значительных успехов и учатся средне. Формирование высокой самооценки можно считать серьёзным ресурсом достижения личностной и профессиональной успешности. При этом, способствуя формированию нормальной самооценки ребёнка, учителя должны подходить к детям индивидуально, с учётом их особенностей, способностей, социального опыта.

Воспитание и обучение достигают своей цели — развития интеллектуальной одарённости ребёнка — при умелом направлении его собственной деятельности. При этом решающее значение в социально-педагогическом сопровождении придаётся собственной активности ребёнка. Необходимо найти ту «золотую середину», которая даст возможность учителю создать оптимальные условия для развития, а ученику быть

активным. В основе такого рода педагогической деятельности лежат принципы педагогики, центрированной на ребёнке — вера в способность ребёнка направлять свой собственный рост, понимать собственное «Я»; учёт феноменального опыта ребёнка и уважительное к нему отношение.

Карл Роджерс описал условия, облегчающие реализацию внутренних источников роста ребёнка:

— естественность, подлинность, искренность педагога в выражении своих чувств, способность его «быть самим собой»;

— «тёплая» забота и принятие ребёнка таким, какой он есть, уважение к ребёнку как к личности, заслуживающей внимания;

— эмпатия, сензитивное понимание, умение взглянуть на ребёнка с его собственной точки зрения, эмоциональный контакт с миром чувственного опыта ребёнка [6].

При этом педагог занимает активную позицию, он действует, поддерживая и помогая одарённому школьнику осознать и преодолеть проблемную ситуацию, т. е. обладает фасилитационной компетентностью. Фасилитационная компетентность представляет собой интегративное качество педагога, отражающее уровень его способности и готовности к стимулированию развития личностного потенциала обучающихся как субъектов когнитивной деятельности.

Технология социально-педагогической фаси-литации развития интеллектуальной одарённости школьников графически может быть представлена следующим образом:

технология социально-педагогической фасилитации (СПФ) развития интеллектуальной одарённости школьников

Учитель в условиях СПФ Одарённый школьник в условиях СПФ Ожидаемые ре-зультатыреали-зации СПФ

Цель Содержание деятельности Цель Содержание деятельности

Формирование личности одарённого ученика, выявление и развитие его потенциальных способностей, задатков. Формирование нового отношения учителя к одарённому ребёнку Рефлексия и анализ профессиональных затруднений в работе с одарёнными детьми. Обсуждение имеющейся проблемы с учеником, родителями, коллегами. Выработка и использование эффективных способов работы с одарёнными детьми (помощь в создании персонального образовательного маршрута). Повышение квалификации, самообразование, обмен опытом с коллегами Саморазвитие, самоопределение, самосовершенство-вание, самореализация личности одарённого ученика Самооценка стратегических и тактических целей саморазвития. Личностная мотивация к учению, творчеству, достижению целей. Взаимодействие с учителями, родителями, сверстниками в процессе познания. Продвижение по индивидуальной образовательной и жизненной траектории. Ориентация на успех в учении и творчестве Сформирован-ность личности одарённого ученика; ценностная, эмоциональная, поведенческая, коммуникативная, политическая, правовая социализация личности; достижение ситуации успеха, самореализация личности

Мы придерживаемся мнения, что социально-педагогическая фасилитация, во-первых, есть теоретико-методологическая, методическая и организационно-педагогическая составляющая, ориентирующая педагога на разработку стратегии и тактики обучения и развития интеллектуальной одарённости детей, диагностику образовательных потребностей обучающихся, путей преодоления затруднений на этапах развития

интеллектуальной одарённости; во-вторых, предвосхищение в сознании педагогов целей развития одарённых детей (Р. С. Димухаметов); в-третьих, мысленное проектирование креативной образовательной среды (В. Г. Рындак), «помогающих отношений» (Б. Е. Фишман), определение системы средств, обеспечивающих достаточный уровень развития в различных формах коммуникации, в решении проблем самоопределения.

Список литературы

1. Громкова, М. Т. Синергетический принцип непрерывности в образовании взрослых / М. Т. Гром-кова // Образование взрослых: проблемы и перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф. СПб. : ГНУ ИОВ РАО, 2006. С. 33-37.

2. Димухаметов, Р. С. Образование взрослых: социально-фасилитационный подход в системе повышения квалификации педагогических кадров : монография / Р. С. Димухаметов, Н. П. Димухаметова. LAPLAMBERT Academic Publishing GmbH&Co. KG DudweilerLandstr. 99.66123. Saarbrucken, Germany, 2011. 360 c

3. Пермяков, А. К. Ситуация озарения — движущая сила образовательного процесса в социально-фасилитационном взаимодействии / Р. С. Димухаметов, А. К. Пермяков // Творческая личность: технологии и методики её развития : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф., Оренбург, 23-24 апр., 2013 г. : в 2 т. / отв. ред. В. Г. Рындак. Оренбург : ОГПУ, 2013. Т. 1. С. 326-344.

4. Попова, Л. В. Одарённые девочки и мальчики / Л. В. Попова // Начал. шк.: плюс-минус. 2000. № 3. С. 24-29.

5. Прихожан, А. М. Подросток в учебнике и в жизни / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. М. : Знание, 1990.

6. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. М., 1994.

7. Ромашина, С. Я. Фасилитативная педагогика : учеб. пособие / С. Я. Ромашина, А. А. Майер. Барнаул : Азбука, 2011.

Сведения об авторе

Пермяков Анатолий Константинович — начальник отдела по работе с молодёжью Костанайского инженерно-экономического университета им. М. Дулатова, Костанай, Республика Казахстан. aavkst@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 13 (342). Education and Healthcare. Issue 4. P. 114-119.

the problem of social and educational facilitation intellectual development to gifted students

A. C. Permyakov

Head of Department on Work with Youth Kostanay Engineering-Economic University named by M. Dulatov, Kostanai,

Republic of Kazakhstan. aavkst@mail.ru

The article justified objectives, content and implementation of the principles of social and educational facilitation, the relevance of formation and development competence of the teacher.

Keywords: social and pedagogical facilitation, gifted children, intellectual giftedness, competence.

References

1. Gromkova, M. T. Sinergeticheskiyj princip neprerihvnosti v obrazovanii vzroslihkh [Synergy principle of continuity in adult education] / M. T. Gromkova // Obrazovanie vzroslihkh: problemih i perspektivih: materia-lih mezhdunar. nauch.-prakt. konf. SPb. : GNU IOV RAO, 2006. S. 33-37.

2. Dimukhametov, R. S. Obrazovanie vzroslihkh: socialjno-fasilitacionnihyj podkhod v sisteme povihsh-eniya kvalifikacii pedagogicheskikh kadrov [Adult education: Social and facilitative approach in system of improvement of professional skill of pedagogical shots] : monogr. / R. S. Dimukhametov, N. P. Dimukhametova. LAPLAMBERT Academic Publishing GmbH&Co. KG DudweilerLandstr. 99. 66123/ Saarbrucken, Germany, 2011. 360 c

3. Permyakov, A. K. Situaciya ozareniya — dvizhuthaya sila obrazovateljnogo processa v socialjno-fasilita-cionnom vzaimodeyjstvii [The situation of illumination — the driving force of the educational process in social and facilitative interactions] / R. S. Dimukhametov, A. K. Permyakov // Tvorcheskaya lichnostj: tekhnologii i metodiki ee razvitiya : sb. stateyj mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Orenburg, 23-24 apr., 2013 g. : v 2 t. / otv. red. V. G. Rihndak. Orenburg : OGPU, 2013. T. 1. S. 326-344.

4. Popova, L. V. Odarennihe devochki i maljchiki [Gifted boys and girls] / L. V. Popova // Nachaljnaya shkola: plyus-minus. 2000. № 3. S. 24-29.

5. Prikhozhan, A. M. Podrostok v uchebnike i v zhizni [Teen in the textbook and in life] / A. M. Prikhozhan, N. N. Tolstihkh. M. : Znanie, 1990.

6. Rodzhers, K. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka [View of psychotherapy. The development of man] / K. Rodzhers. M., 1994.

7. Romashina, S. Ya. Fasilitativnaya pedagogika [Facilitation pedagogy] / S. Ya. Romashina, A. A. Mayjer: ucheb. posobie. Barnaul : Azbuka, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.