Вестник «Орлеу^-kst
Мунарбаева Б.Г.
старший преподаватель
Костанайского социально-технического университета им. академика З. Алдамжар, аспирант кафедры социальной работы, педагогики и психологии Челябинского государственного педагогического университета.
Неггзгг свздер: Yлгi, студент, тургы, фасилитациялыц эрекеттесуг, орта, оцу ортасы.
Ключевые слова: модель, студент, подход, фасилитаци-онное взаимодействие, среда, образовательная среда.
Keywords: model, student, approach, facilitation interaction, environment, educational
environment
МОДЕЛИРОВАНИЕ ФАСИЛИТАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ
Андапта:
Макалада жаца формация окытушыларды даяр-лануда фасилитация оку ортадагы тYлiк Yлгiсi кара-стырылады. Yлriнщ ортасы- студенттщ жеке тулгасы, ортамен езара эрекеттесуде дербестiк курылымы ка-лыптасып жатыр.
Аннотация:
В статье рассматривается модель выпускника фасилитационной образовательной среды при подготовке педагогов новой формации. В центре модели -личность студента, где во взаимодействии со средой формируется структура самости.
Annotatoin:
The article discusses model of graduate in educational facilitation environment at teacher training new formation. In the center of the model - the identity of the student, which in interaction with the environment made structure of independence.
Для международного признания национальных
образовательных программ, обеспечения мобильно- §
сти обучающихся, повышения качества образования <
в организациях образования Казахстана реализуется с
единая кредитная система обучения. Учитель рассма- ^
р=
тривается как консультант, помощник ученика в вы- с страивании индивидуальной образовательной траекто- Ц рии, педагог-фасилитатор. ^
Концептуальная идея фасилитации как центро- с
О-
стремительной силы, интегрирующей творческие воз- С можности обучающихся, формулируется на основе § искренней веры Л.С. Выготского, К. Роджерса и др. и в потенциал человека совершить ориентацию от умения сотрудничать к умению учить себя, самореализовываться. Присоединение Казахстана к Европейскому о образовательному процессу, заказ на специалиста об- о
Е—
разования для экономики, основанной на знаниях, вы- к звал к жизни новую динамичную модель обучения в ^ вузе, принципиального обновления научно-методического «портфолио» преподавателя вуза.
©
«Образование для всех, образование в течение с жизни» - таков вектор парадигмы диверсификации об- с
разования в мире[3]. §
©
и
Вестник «Oрлеу»-kst
< РС
С
сс
£ Р=
С
к ^
р= С а 1=
к ^
и
К |Т
С ^
О «
о
Е-
К :>
К
и ©
с
и
с ©
Для реализации этих целей нами предпринята попытка разработать модель-систему креативной фасилитационной образовательной среды подготовки будущих бакалавров педагогики. Ее цель - личность будущего бакалавра педагогики, отвечающего требованиям профессионализма, активности и конкурентоспособности. В модели представлен алгоритм фасилитации студента по формированию устойчивой мотивации к саморазвитию в течение всей жизни (научиться учиться, работать, жить и жить вместе). Мы исходим из гипотезы, что модель креативной фасилитационной образовательной среды (В.Г. Рындак) оказывает влияние на продуцирование среды и личности будущего бакалавра педагогики готового к фаси-литационному взаимодействию с учащимися.
Ведущим понятием исследования выступает «фасилитационное взаимодействие», которое мы понимаем как опора на творческий потенциал и субъектный опыт обучающегося, искреннюю веру и поддержку его стремления к самоактуализации и самореализации для осознания поддерживаемыми глубоко индивидуальной сущности, самостоятельности, становления автором и творцом жизненных обстоятельств.
Эффективность обучения рассматривается с двух взаимосвязанных сторон: с одной стороны, обучающиеся, работающие в режиме фасилитации, с другой, взаимовлияние модели креативной фасилитационной образовательной среды на продуцирование среды и личности бакалавра педагогики в ней.
Методологическая основа модели - системный, деятельностно-фасилитационный, средовой и компетентностный подходы. Подход в науке - это теоретико-методологическая стратегия исследования изучаемого процесса, проявляющаяся в определенных закономерностях и особенностях, является определяющей для решения любой научно-исследовательской задачи (М.Е. Дура-нов).
Среда - является интегральным средством развития личности. Учеными выдви-
нуты различные положения об оптимальном взаимодействии личности и среды (Л.С. Выготский, Я.А. Коменский, Я. Корчак, Р. Оуэн, В.А. Ясвин и др.). Это обосновывает важный критерий оценки эффективности образовательной системы: модели образования эффективны, если они полноценно интегрируют потенциал государственных учреждений, общественных формирований, устраняют их разобщенность и разворачивают на комплексное решение проблем педагога, создают условия для развития его личности. Эффективность подготовки бакалавров педагогики зависит от реализации концепции фасилитации, ключевым положением которой является представление о ведущей роли субъектов учения, а необходимым и достаточным педагогическим условием - реализация модели креативной фасилитационной образовательной среды, так как она комплексно представляет всю образовательную среду (рис. 1).
Образовательное пространство Коста-найского социально-технического университета им. ак. З. Алдамжар оказалось эффективным средством привлечения студентов в науку (участие в олимпиадах, конференциях, чтениях и пр.).
В центре модели - личность студента. Во взаимодействии со средой формируется структура самости личности студента и взаимоотношений «Я» Преподаватели учитывают типологические особенности студентов. Фасилитация стимулирует развитие студента, помогает сохранить его эмоционально-окрашенное состояние.
Студент рассматривается нами под углом влияния на него мега-, макро-, мезо-и микрофакторов, институтов и агентов социализации, образования (самообразование), развития (саморазвитие). Именно на их основе создаются поддерживающие и помогающие отношения, признанные личностью педагога с установкой на эмпатию и конгруэнтность. В основе модели нравственные постулаты - стандарты свободы и справедливости, права и достоинства, «сетка отношений»: к миру, к Родине, к обществу, к труду, к людям, к семье, к себе, к
Вестник «Oрлеу»-kst
школе, к ценностям общества и пр.Фасили-тация выступает механизмом социализации личности и формирования профессионально важных компетенций будущего педагога, отвечающего социальному заказу[4].
В ситуации префигуративной культуры изменяется роль вузовского преподавателя: он расстается с технократической моделью образования, диверсифицирует свой научно-методический портфолио, ориентируется на получение от студентов долгосрочных эффектов обучения посредством усвоения ими технологии фасилитационного обучения, где он выступает субъектом когнитивной деятельности.
Охарактеризовать модель креативной фасилитационной среды вуза - значит выявить ее признаки, определить статус, структуру, составить картину взаимодействия ее отдельных частей на основе методологии системного подхода, во взаимосвязи с другими: синергетическим, деятельностным, сре-довым, личностным, рефлексивным и ком-петентностным подходами, с учетом двух важнейших компонентов: усвоение студентами социального опыта и способность переносить полученные знания в социальную реальность.
Фасилитация становится доминантным понятием. Обучающийся находится в социализационном пространстве - профо-риентационном треугольнике «хочу ^ надо ^ могу», в котором происходит профессиональная самоидентификация, этническая, социальная, гражданская, поликультурная, дотрудовая и пр. социализация, формируется Я-Концепция личности будущего бакалавра педагогики.
Необходимым и достаточным педагогическим условиемэффективного функционирования педагогической системы, работающей в режиме фасилитации, является реализация модели креативной фасилитаци-онной образовательной среды, составными компонентами (условиями) которого являются: организационно-педагогические (рассматривать образовательный процесс как саморазвивающуюся педагогическую систему и пр.); научно-теоретические (обеспечение
педагогической инструментовки образовательного процесса); социально-психологические (воздействие на все сущностные сферы человека: интеллектуальную, мотива-ционную, эмоциональную, предметно-практическую, экзистенциальную, сферу саморегуляции и пр.);ценностно-ориентационные (фасилитация мотивации будущего педагога к непрерывному саморазвитию творческого потенциала, побуждение обучающихся к рефлексивно-оценочному анализу деятельности в образовательном процессе, психологическая поддержка посредством создания ситуаций «озарения», успеха и пр.).
Исторически у казахов сложились свои требования к обучению и воспитанию детей и молодежи, «был выработан определенный морально-психологический эталон личности», передававшийся из поколения к поколению (К. Жарикбаев, С. Калиев, К.Ж. Кожахметова и др.). Анализ наследия устного народного творчества казахов позволил нам увидеть, что в них заложены ориентиры воспитания, этические нормы (кодекс) личности педагога, суть фасилитационного взаимодействия педагога-фасилитатора.
Конечной целью официальной научной педагогики была и остается воспитание совершенного, гармонично развитого человека. Казахский народ всегда имел свой идеал совершенного человека и в своей практике воспитания стремился достичь этой цели (К.Ж. Кожахметова). За многие века сформировались нормативно-ценностные качества человека в представлении народа, необходимые для достижения цели: образы настоящего джигита и девушки, определены социальные роли представителей старшего поколения.
Наследие классиков философской и педагогической мысли (Аристотель, Демокрит, Конфуций, Сократ и др.) убеждают нас, что в основу современного процесса профессионально-педагогической подготовки бакалавра педагогики, педагога-фасилитатора должен быть положен весь мир человеческой культуры.
Эти научные достижения и в современном Казахстане являются предметом при-
< РС
С
сс
£ Р=
С
к ^
р= С а 1=
к ^
«
и к ¡т
С ^
О «
о
Е-
к
:> ^
к
и ©
с
и
с ©
ü
Вестник «Орлеу^-kst
S
X <
PC
С
cc
£ tc С
к t^ tc С а 1= к
S «
и к IT S t— С t^
о «
о
E-
к
s s
к
S «
и ©
с и с t^
S ©
стального и заботливого отношения и творческого развития.
Разрабатывая модель педагога-фасили-татора, мы обратились к истокам того родника, откуда можно извлечь животворящий огонь для современной педагогики. В модель бакалавра педагогики, фасилитатора мы включили качества личности человека, идущие из глубины веков, которые виделись античным мыслителям, педагогам Эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени (И.И. Бецкой, Д. Дидро, Дж. Дьюи, Я.А. Коменский, Г. Кершенштейнер, К.Д. Ушин-ский и др.), классикам педагоги советского периода (А. Байтурсыноа, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.).
История педагогики и образования убеждает, что философско-педагогическая мысль обладает уникальным свойством проникать в культуру другого народа, пополняться ценными приобретениями. Поэтому особое значение для нас имеют философские и педагогические воззрения гуманистов Востока (Юсуф Баласагуни, Низами, Руда-ки, Бобур, Аль-Фараби, Абай Кунанбаев, Ибрай Алтынсарин и др.), так как в результате взаимообогащения, синергетическо-го проникновения культур тюркоязычных народов Поволжья, Востока, Средней Азии и Казахстана, взаимовлияния античной, Западно-Европейской философской мысли и пр. сформировалась особенная культура, особая философия, особая этика, т.е. собирательная, синергетическая модель качеств человека. Подобный подход изначально постулирует ценностно-мировоззренческий плюрализм, диалог культур и цивилизаций и противостоит любому монополярному мессианизму.
Педагогические идеи восточных мыслителей основополагались на идеях ислама и нацелены на формирование высокообразованных, морально устойчивых, полезных для государства граждан. Мы убеждены, что все беды и ошибки в воспитании человека заключаются не в принадлежности к той или иной религии, а в окружении ребенка - семьи, детского сада, школы, двора.
Сформировавшаяся под влиянием трансформации общества за последнюю четверть века «сетка» человеческих отношений оказала социализирующее влияние на представителей поколения переходного периода[5].
Особенное значение придается воспитанию молодого поколения казахстанцев на общечеловеческих и национальных ценностях, в числе которых: толерантность, согласие и культура межэтнического общения. Идентичность ценностей, провозглашенных в концепциях Казахстана и России, бесспорна. Мы обратили внимание на то, что фаси-литационная составляющая компетентного педагога является неотъемлемой профессионально-педагогической характеристикой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. / ред. Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1984. - Т.4. - 432 с.
2. Роджерс, К. Клиентцентрированная психотерапия / К. Роджерс; Пер. с англ. Т. Рожков, Ю. Овчинников, Г. Пимочкин. - М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2002.
3. Дакарские Рамки действий: Образование для всех: выполнение наших коллективных обязательств. Приняты Всемирным форумом по образованию (Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 г.)
4. Громкова, М.Т. Синергетический принцип непрерывности в образовании взрослых / М.Т. Громкова //Образование взрослых: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2006. - 188 с. - С. 33-37.
5. Димухаметов, Р. С. Фасилитация как эффективный механизм социализации будущего учителя / Р.С. Димухаметов, Б.Г. Мунарбаева // Педагогическое образование: история, современность, перспективы. Материалы I Междун. научно-практической конференции, посвященной 135-летию Казанского педагогического колледжа (Казань, 30 марта 2012 г.) / Сост. и науч. ред. Р.Ш. Маликов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - С. 146-148.