Научная статья на тему 'Моделирование фасилитационной образовательной среды подготовки будущих бакалавров педагогики'

Моделирование фасилитационной образовательной среды подготовки будущих бакалавров педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / MODEL / СТУДЕНТ / STUDENT / ПОДХОД / APPROACH / ФАСИЛИТАЦИ-ОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / FACILITATION INTERACTION / СРЕДА / ENVIRONMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / үЛГі / ТұРғЫ / ФАСИЛИТАЦИЯЛЫқ ЭРЕКЕТТЕСУі / ОРТА / ОқУ ОРТАСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мунарбаева Б.Г.

В статье рассматривается модель выпускника фасилитационной образовательной среды при подготовке педагогов новой формации. В центре модели -личность студента, где во взаимодействии со средой формируется структура самости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modelling off asilitatsionny educational environment of future bachelors’ pedagogics training

The article discusses model of graduate in educational facilitation environment at teacher training new formation. In the center of the model the identity of the student, which in interaction with the environment made structure of independence.

Текст научной работы на тему «Моделирование фасилитационной образовательной среды подготовки будущих бакалавров педагогики»

Вестник «Орлеу^-kst

Мунарбаева Б.Г.

старший преподаватель

Костанайского социально-технического университета им. академика З. Алдамжар, аспирант кафедры социальной работы, педагогики и психологии Челябинского государственного педагогического университета.

Неггзгг свздер: Yлгi, студент, тургы, фасилитациялыц эрекеттесуг, орта, оцу ортасы.

Ключевые слова: модель, студент, подход, фасилитаци-онное взаимодействие, среда, образовательная среда.

Keywords: model, student, approach, facilitation interaction, environment, educational

environment

МОДЕЛИРОВАНИЕ ФАСИЛИТАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ

Андапта:

Макалада жаца формация окытушыларды даяр-лануда фасилитация оку ортадагы тYлiк Yлгiсi кара-стырылады. Yлriнщ ортасы- студенттщ жеке тулгасы, ортамен езара эрекеттесуде дербестiк курылымы ка-лыптасып жатыр.

Аннотация:

В статье рассматривается модель выпускника фасилитационной образовательной среды при подготовке педагогов новой формации. В центре модели -личность студента, где во взаимодействии со средой формируется структура самости.

Annotatoin:

The article discusses model of graduate in educational facilitation environment at teacher training new formation. In the center of the model - the identity of the student, which in interaction with the environment made structure of independence.

Для международного признания национальных

образовательных программ, обеспечения мобильно- §

сти обучающихся, повышения качества образования <

в организациях образования Казахстана реализуется с

единая кредитная система обучения. Учитель рассма- ^

р=

тривается как консультант, помощник ученика в вы- с страивании индивидуальной образовательной траекто- Ц рии, педагог-фасилитатор. ^

Концептуальная идея фасилитации как центро- с

О-

стремительной силы, интегрирующей творческие воз- С можности обучающихся, формулируется на основе § искренней веры Л.С. Выготского, К. Роджерса и др. и в потенциал человека совершить ориентацию от умения сотрудничать к умению учить себя, самореализовываться. Присоединение Казахстана к Европейскому о образовательному процессу, заказ на специалиста об- о

Е—

разования для экономики, основанной на знаниях, вы- к звал к жизни новую динамичную модель обучения в ^ вузе, принципиального обновления научно-методического «портфолио» преподавателя вуза.

©

«Образование для всех, образование в течение с жизни» - таков вектор парадигмы диверсификации об- с

разования в мире[3]. §

©

и

Вестник «Oрлеу»-kst

< РС

С

сс

£ Р=

С

к ^

р= С а 1=

к ^

и

К |Т

С ^

О «

о

Е-

К :>

К

и ©

с

и

с ©

Для реализации этих целей нами предпринята попытка разработать модель-систему креативной фасилитационной образовательной среды подготовки будущих бакалавров педагогики. Ее цель - личность будущего бакалавра педагогики, отвечающего требованиям профессионализма, активности и конкурентоспособности. В модели представлен алгоритм фасилитации студента по формированию устойчивой мотивации к саморазвитию в течение всей жизни (научиться учиться, работать, жить и жить вместе). Мы исходим из гипотезы, что модель креативной фасилитационной образовательной среды (В.Г. Рындак) оказывает влияние на продуцирование среды и личности будущего бакалавра педагогики готового к фаси-литационному взаимодействию с учащимися.

Ведущим понятием исследования выступает «фасилитационное взаимодействие», которое мы понимаем как опора на творческий потенциал и субъектный опыт обучающегося, искреннюю веру и поддержку его стремления к самоактуализации и самореализации для осознания поддерживаемыми глубоко индивидуальной сущности, самостоятельности, становления автором и творцом жизненных обстоятельств.

Эффективность обучения рассматривается с двух взаимосвязанных сторон: с одной стороны, обучающиеся, работающие в режиме фасилитации, с другой, взаимовлияние модели креативной фасилитационной образовательной среды на продуцирование среды и личности бакалавра педагогики в ней.

Методологическая основа модели - системный, деятельностно-фасилитационный, средовой и компетентностный подходы. Подход в науке - это теоретико-методологическая стратегия исследования изучаемого процесса, проявляющаяся в определенных закономерностях и особенностях, является определяющей для решения любой научно-исследовательской задачи (М.Е. Дура-нов).

Среда - является интегральным средством развития личности. Учеными выдви-

нуты различные положения об оптимальном взаимодействии личности и среды (Л.С. Выготский, Я.А. Коменский, Я. Корчак, Р. Оуэн, В.А. Ясвин и др.). Это обосновывает важный критерий оценки эффективности образовательной системы: модели образования эффективны, если они полноценно интегрируют потенциал государственных учреждений, общественных формирований, устраняют их разобщенность и разворачивают на комплексное решение проблем педагога, создают условия для развития его личности. Эффективность подготовки бакалавров педагогики зависит от реализации концепции фасилитации, ключевым положением которой является представление о ведущей роли субъектов учения, а необходимым и достаточным педагогическим условием - реализация модели креативной фасилитационной образовательной среды, так как она комплексно представляет всю образовательную среду (рис. 1).

Образовательное пространство Коста-найского социально-технического университета им. ак. З. Алдамжар оказалось эффективным средством привлечения студентов в науку (участие в олимпиадах, конференциях, чтениях и пр.).

В центре модели - личность студента. Во взаимодействии со средой формируется структура самости личности студента и взаимоотношений «Я» Преподаватели учитывают типологические особенности студентов. Фасилитация стимулирует развитие студента, помогает сохранить его эмоционально-окрашенное состояние.

Студент рассматривается нами под углом влияния на него мега-, макро-, мезо-и микрофакторов, институтов и агентов социализации, образования (самообразование), развития (саморазвитие). Именно на их основе создаются поддерживающие и помогающие отношения, признанные личностью педагога с установкой на эмпатию и конгруэнтность. В основе модели нравственные постулаты - стандарты свободы и справедливости, права и достоинства, «сетка отношений»: к миру, к Родине, к обществу, к труду, к людям, к семье, к себе, к

Вестник «Oрлеу»-kst

школе, к ценностям общества и пр.Фасили-тация выступает механизмом социализации личности и формирования профессионально важных компетенций будущего педагога, отвечающего социальному заказу[4].

В ситуации префигуративной культуры изменяется роль вузовского преподавателя: он расстается с технократической моделью образования, диверсифицирует свой научно-методический портфолио, ориентируется на получение от студентов долгосрочных эффектов обучения посредством усвоения ими технологии фасилитационного обучения, где он выступает субъектом когнитивной деятельности.

Охарактеризовать модель креативной фасилитационной среды вуза - значит выявить ее признаки, определить статус, структуру, составить картину взаимодействия ее отдельных частей на основе методологии системного подхода, во взаимосвязи с другими: синергетическим, деятельностным, сре-довым, личностным, рефлексивным и ком-петентностным подходами, с учетом двух важнейших компонентов: усвоение студентами социального опыта и способность переносить полученные знания в социальную реальность.

Фасилитация становится доминантным понятием. Обучающийся находится в социализационном пространстве - профо-риентационном треугольнике «хочу ^ надо ^ могу», в котором происходит профессиональная самоидентификация, этническая, социальная, гражданская, поликультурная, дотрудовая и пр. социализация, формируется Я-Концепция личности будущего бакалавра педагогики.

Необходимым и достаточным педагогическим условиемэффективного функционирования педагогической системы, работающей в режиме фасилитации, является реализация модели креативной фасилитаци-онной образовательной среды, составными компонентами (условиями) которого являются: организационно-педагогические (рассматривать образовательный процесс как саморазвивающуюся педагогическую систему и пр.); научно-теоретические (обеспечение

педагогической инструментовки образовательного процесса); социально-психологические (воздействие на все сущностные сферы человека: интеллектуальную, мотива-ционную, эмоциональную, предметно-практическую, экзистенциальную, сферу саморегуляции и пр.);ценностно-ориентационные (фасилитация мотивации будущего педагога к непрерывному саморазвитию творческого потенциала, побуждение обучающихся к рефлексивно-оценочному анализу деятельности в образовательном процессе, психологическая поддержка посредством создания ситуаций «озарения», успеха и пр.).

Исторически у казахов сложились свои требования к обучению и воспитанию детей и молодежи, «был выработан определенный морально-психологический эталон личности», передававшийся из поколения к поколению (К. Жарикбаев, С. Калиев, К.Ж. Кожахметова и др.). Анализ наследия устного народного творчества казахов позволил нам увидеть, что в них заложены ориентиры воспитания, этические нормы (кодекс) личности педагога, суть фасилитационного взаимодействия педагога-фасилитатора.

Конечной целью официальной научной педагогики была и остается воспитание совершенного, гармонично развитого человека. Казахский народ всегда имел свой идеал совершенного человека и в своей практике воспитания стремился достичь этой цели (К.Ж. Кожахметова). За многие века сформировались нормативно-ценностные качества человека в представлении народа, необходимые для достижения цели: образы настоящего джигита и девушки, определены социальные роли представителей старшего поколения.

Наследие классиков философской и педагогической мысли (Аристотель, Демокрит, Конфуций, Сократ и др.) убеждают нас, что в основу современного процесса профессионально-педагогической подготовки бакалавра педагогики, педагога-фасилитатора должен быть положен весь мир человеческой культуры.

Эти научные достижения и в современном Казахстане являются предметом при-

< РС

С

сс

£ Р=

С

к ^

р= С а 1=

к ^

«

и к ¡т

С ^

О «

о

Е-

к

:> ^

к

и ©

с

и

с ©

ü

Вестник «Орлеу^-kst

S

X <

PC

С

cc

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£ tc С

к t^ tc С а 1= к

S «

и к IT S t— С t^

о «

о

E-

к

s s

к

S «

и ©

с и с t^

S ©

стального и заботливого отношения и творческого развития.

Разрабатывая модель педагога-фасили-татора, мы обратились к истокам того родника, откуда можно извлечь животворящий огонь для современной педагогики. В модель бакалавра педагогики, фасилитатора мы включили качества личности человека, идущие из глубины веков, которые виделись античным мыслителям, педагогам Эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени (И.И. Бецкой, Д. Дидро, Дж. Дьюи, Я.А. Коменский, Г. Кершенштейнер, К.Д. Ушин-ский и др.), классикам педагоги советского периода (А. Байтурсыноа, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.).

История педагогики и образования убеждает, что философско-педагогическая мысль обладает уникальным свойством проникать в культуру другого народа, пополняться ценными приобретениями. Поэтому особое значение для нас имеют философские и педагогические воззрения гуманистов Востока (Юсуф Баласагуни, Низами, Руда-ки, Бобур, Аль-Фараби, Абай Кунанбаев, Ибрай Алтынсарин и др.), так как в результате взаимообогащения, синергетическо-го проникновения культур тюркоязычных народов Поволжья, Востока, Средней Азии и Казахстана, взаимовлияния античной, Западно-Европейской философской мысли и пр. сформировалась особенная культура, особая философия, особая этика, т.е. собирательная, синергетическая модель качеств человека. Подобный подход изначально постулирует ценностно-мировоззренческий плюрализм, диалог культур и цивилизаций и противостоит любому монополярному мессианизму.

Педагогические идеи восточных мыслителей основополагались на идеях ислама и нацелены на формирование высокообразованных, морально устойчивых, полезных для государства граждан. Мы убеждены, что все беды и ошибки в воспитании человека заключаются не в принадлежности к той или иной религии, а в окружении ребенка - семьи, детского сада, школы, двора.

Сформировавшаяся под влиянием трансформации общества за последнюю четверть века «сетка» человеческих отношений оказала социализирующее влияние на представителей поколения переходного периода[5].

Особенное значение придается воспитанию молодого поколения казахстанцев на общечеловеческих и национальных ценностях, в числе которых: толерантность, согласие и культура межэтнического общения. Идентичность ценностей, провозглашенных в концепциях Казахстана и России, бесспорна. Мы обратили внимание на то, что фаси-литационная составляющая компетентного педагога является неотъемлемой профессионально-педагогической характеристикой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. / ред. Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1984. - Т.4. - 432 с.

2. Роджерс, К. Клиентцентрированная психотерапия / К. Роджерс; Пер. с англ. Т. Рожков, Ю. Овчинников, Г. Пимочкин. - М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2002.

3. Дакарские Рамки действий: Образование для всех: выполнение наших коллективных обязательств. Приняты Всемирным форумом по образованию (Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 г.)

4. Громкова, М.Т. Синергетический принцип непрерывности в образовании взрослых / М.Т. Громкова //Образование взрослых: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2006. - 188 с. - С. 33-37.

5. Димухаметов, Р. С. Фасилитация как эффективный механизм социализации будущего учителя / Р.С. Димухаметов, Б.Г. Мунарбаева // Педагогическое образование: история, современность, перспективы. Материалы I Междун. научно-практической конференции, посвященной 135-летию Казанского педагогического колледжа (Казань, 30 марта 2012 г.) / Сост. и науч. ред. Р.Ш. Маликов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - С. 146-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.