Научная статья на тему 'Фасилитация как эффективный механизм социализации'

Фасилитация как эффективный механизм социализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
әЛЕУМЕТТіК ФА-СИЛИТАЦИЯ / әЛЕУМЕТТЕНДіРУ / әЛЕ-УМЕТТЕНДіРУШі МЕХАНИЗМ / SOCIALIZING MECHANISM / ПРЕФИ-ГУРАТИВТі МәДЕНИЕТ / СИНЕРГИЯ / SYNERGY / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / DIVERSIFICATION / ЦүЗЫРЕТТіЛіКТі әДіС-ТәСіЛДЕР / СОЦИАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ / OCIAL FACILITATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ПРЕФИГУРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / PREFIGURATIVE CULTURE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Димухаметов Р. С.

В статье рассматривается действие механизма социальной фасилитации в процессе социализации учащейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Димухаметов Р. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Facilitation as an effective mechanism of socialization

The article deals with the mechanism of social facilitation in the process of students' youth socialization

Текст научной работы на тему «Фасилитация как эффективный механизм социализации»

Ш

Димухаметов Р. С.,

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной педагогической академии, г. Челябинск

Нег1зг1 свздер: элеуметтт фа-силитация, элеуметтендгру, эле-уметтендгрушг механизм, префи-гуративтг мэдениет, синергия, диверсификация, цузыреттшкт1 эдгс-тэсыдер.

Ключевые слова: социальная фасилитация, социализация, социализирующий механизм, префигу-ративная культура, синергия, диверсификация, компетентностный подход.

Keywords: social facilitation, socialization, socializing mechanism, prefigurative culture, synergy, diversification, competence-based approach.

ФАСИЛИТАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Ацдатпа

Элеуметтендiрушi механизмнщ ж^мыс ютеу жолдары карастырылады.

Аннотация

В статье рассматривается действие механизма социальной фасилитации в процессе социализации учащейся молодежи.

Annotation

The article deals with the mechanism of social facilitation in the process of students' youth socialization.

Здравствуй, племя молодое, незнакомое.

А.С. Пушкин

Тектонические социальные процессы, происходящие в мире и в российском обществе, вызвали к жизни мощные, социализирующие личность, механизмы: компетентность, конкурентоспособность, самостоятельность и пр.

Новая «сетка» человеческих отношений, формирующаяся в борьбе с устояшимися под влияни- ^

ем трансформации общества за последние трид- ^

о

цать лет оказала социализирующее влияние на го

W

представителен поколения переходного периода. Ровесники независимости - поколение Next - уже успели окончить школу, создать семью и живут в мире, в котором было мало общего с миром, где lüg

выросли их родители, - в мире бизнеса, информа- 2

С

ционных и коммуникационных технологии, мар- «

S

гинальных элементов. ы

и

Видный американский этнограф Маргарет ^

Мид (1901-1978 гг.) в человеческой истории раз- ^

О

личала три типа культур с точки зрения характера ^

трансляции опыта между поколениями: постфи- «

гуративные, кофигуративные и префигуративные ^ культуры [10].

Сегодня мы являемся свидетелями того явления, когда «все сильнее становится наступление ^ префигуративной культуры, в которой взрослые © учатся у своих детей», - подчеркивает А.Г. Асмо- ^

лов [1]. Префигуративные культуры - это состо- ^

©

S

w

яние, когда жизнь родителей не становится образцом поведения детей. Более того, молодежь сама является творцом жизненного опыта, определяет ответы на сущностные вопросы бытия, показывает предкам и современникам пути, которые ничей жизненный опыт не повторяют. Они намечают новый тип социальной связи между поколениями, заявляя: «Ты никогда не был молодым в мире, где молод я, и никогда им не будешь» (М. Мид). Темп обновления знаний настолько высок, что молодежь оказывается более сведущей, чем старики. Во всем мире обостряются межконфессиональные, межнациональные и межпоколенные конфликты, молодежная культура перерастает в контркультуру.

Институт образования новой России терпеливо изменяет массовое сознание, опираясь при этом на молодое поколение, которое быстрее адаптировалось к новой системе ценностей, выработала свой взгляд на будущее.

Отметим, что и в ситуации аномии тинейджеры поколения Next, стоя на костях старшего поколения, наследуют опыт, соз-S3 данный человеческой(ими) цивилизацией-< (ями). Именно оттуда вырастает аксиоло-о гический стержень, переоценка ценностей, ем поиск новых смыслов в культуре, формиро-О вание «новой культурной матрицы педагогического целеполагания». «В этом случае, g - пишет Л.А. Беляева, - школа, конкретный о педагог, а также родительская обществен-^ ность испытывают серьезные трудности, § взяв на себя ответственность в определении м ценностей» [3, с. 45].

S3 Личность проявляется в ценностях, О устремлениях, переживаниях, мотивах. «Че-^ ловеческая жизнь и деятельность, - пишет н Р.Х. Шакуров, -развертывается вокруг цен-S ностных отношений, благодаря им обретают щ смысл и значение. Они образуют ядро лич-§ ности, являются той узловой «станцией», в © которой сходятся потребности, устремле-8 ния, мотивы, переживания, воля, деятель-

§ ность» [12, с. 24].

s

Развитие личности происходит в течение всей жизни человека и прежде всего в процессе социализации, воспитания и саморазвития, подтверждая мысль К. Маркса, что «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» [9].

Образование имеет четкий социальный заказ на формирование всесторонне развитой личности готовой к реализации функций труженика, защитника Отечества, общественного деятеля и семьянина. Да, это политический заказ отечественной системе образования. Другого и быть не может. Как подчеркивал В.И. Ленин «что школа вне жизни, вне политики - это ложь и лицемерие».

Поэтому в основу современного процесса социализации и воспитания должен быть положен весь мир человеческой культуры. Это не «перекодировка» российского характера. Это те общие качества современного человека, делающие его патриотом малой родины, гражданином государства и мира. Они «накладываются» на основы личности, заложенные в самом раннем детстве. Эт-нопедагоги (К.Ш. Ахияров [2], Г.Н. Волков [14], К.Ж. Кожахметова [8] и др.) увидели в народной педагогике общие черты, которые не разрушают, а, наоборот, соединяют народы, раздвигают границы социального образования, обогащая его своими подходами к воспитанию подрастающего поколения.

Под занавес отгрохотавшего ХХ века ЮНЕСКО предложил четыре основополагающих принципа-столпа образования для XXI века в поликультурном калейдоскопически изменяющемся мире. По мнению ученых, международной гуманитарной организации, образование должно помочь детям и молодежи научиться жить вместе, научиться учиться, научиться работать и научиться жить. Жак Делор, президент ассоциации «Наша Европа», президент Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в XXI веке, Почетный доктор СПбГУ

парадигму «образование в течение жизни» назвал величайшей утопией, которая когда-либо озвучивалась человечеством. «Чтобы выжить, нам нужно превзойти себя»,

- считает Жак Делор [11]. Комиссия ЮНЕСКО подчеркнула решающую роль образования в деле развития личности на протяжении всей ее жизни.

Однозначно можно утверждать, что безопасность личности и ее образованность находятся в прямой зависимости. Из 7,5 млрд. населения планеты каждый седьмой

- безграмотный. Давайте задумаемся, не эта ли критическая масса сегодня пришла в движение? Почему СМИ ежедневно сообщают о военных конфликтах? Почему идеи толерантности, культуры мира и ненасилия терпят фиаско и не могут пробиться сквозь вселенскую толщу лжи и клеветы? Что ожидает человечество, если и в дальнейшем гендерные проблемы, связанные с ролью в обществе лиц мужского и женского пола, различиями в моделях поведения мужчин и женщин станут причинами внутрилич-ностных, межличностных и межгрупповых конфликтов?

В выступлении Святейшего Патриарха Алексия II на сессии ПАСЕ в октябре 2007 года прозвучала озабоченность по поводу угроз, которым подвергаются тысячелетиями проверенные христианские ценности. «Сегодня перед нами стоит вопрос: сохранится ли наша цивилизация, или ей суждено уступить место другим, более сильным волей народам?». Эти угрозы затрагивают все религии, все человечество - «без верности вечным нравственным ценностям нас не спасут ни деньги, ни оружие, ни какие-либо изобретения человеческого ума». Предстоятель РПЦ выразил убеждение, что мы должны в полной мере понять, «что без нравственной чистоты, без святости жить нельзя» [4].

Для этого в области социального образования не следует пренебрегать ни одной из потенциальных возможностей каждого индивидуума: памятью, способностью к раз-

мышлению, эстетическим чувством, физическими возможностями, способностями к коммуникации.

Учащаяся молодежь далеко неоднозначна - как в зеркале отражает социальную неоднородность и расслоение общества: как всегда есть очень «продвинутые» и лузеры (от английского неудачник), представители различных конфессий, национально-культурных центров, субкультур и пр. Заметно влияние материального положения семьи на достижения обучающегося (наличие компьютера, Интернета, машины, возможность совершать заграничные поездки, посещать театры, концерты звезд эстрады и пр.); наблюдается существенная связь между образовательным уровнем родителей и ценностно-ориентационными установками обучающихся. Однако прямая экстраполяция благосостояния семьи на академические достижения школьника или студента не в пользу последнего.

Чтобы не обострять межпоколенные и прочие конфликты педагог обязан стремиться создавать пространство свободы для выражения мысли каждого обучающегося, и в то же время гибко реагировать на потребности подготовки компетентного и конкурен- < тоспособного ученика.

В ситуации префигуративной культуры в 23 работе с молодежью актуализируются идеи фасилитации изменения и учения педагога (to facilitate - облегчать, способствовать ^

„ I w

спонтанной познавательной активности, со' Рч

действовать, создавать благоприятные усло- ^ вия и пр.), синергии (обмене энергией, информацией, сотрудничестве), когда знания и

¡г1

усилия нескольких человек могут организовываться таким образом, что они взаимно усиливаются, когда «целое больше простой суммы своих частей» (Аристотель).

Три ключевых положения - синергия, взаимозависимость и личная автономия ле- ^ жат в основе фасилитации. Фасилитация § выполняет несколько функций: стимулирования, специфического вида педагогической деятельности, принципа педагогики,

ш

управления образовательным процессом, технологии деятельности педагога и обучающихся, обладает средоформирующими качествами и направляется на создание творческой образовательной среды.

Отечественные психологи, исследующие проблемы развития и социализации личности (Р.С. Немов, Н.И. Шевандрин), к механизмам социализации помимо идентификации, подражания, внушения, конформности относят социальную фасилитацию - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее [13].

Итак, фасилитация выступает не только механизмом социализации, но и выполняет социализирующую функцию. Формирование субъектного опыта обучающегося, студента - важнейшее условие баланса приспособления и обособления в процессе социализации.

Фасилитация также выступает важным фактором безопасности личности. Работая в режиме фасилитации, обучающийся обогащается социальным опытом, проходит цен-S ностную, эмоциональную, поведенческую, < коммуникативную, политическую, пра-О вовую и др. социализацию, вырабатывает ем собственные взгляды, суждения, реализует 2 потребность решать касающиеся его вопро-§ сы, формирует способность противостоять

W

g ситуациям, которые могут мешать его само-

о изменению, самоопределению, самореали-

^ зации и самоутверждению. Это существен-

§ ные компоненты социального образования.

w Фасилитация в работе с учащимися вы-

¡т1

S ступает нормативным положением для осознания обучающимися индивидуальной § сущности, становления автором и творцом н жизненных обстоятельств. Стержневая идея

W

S принципа фасилитации исходит из понима-^ ния того, что навязать модели учебного по-

§ ведения ребенку («дышать ему в затылок»)

и

О невозможно, можно только «извлечь» его

О

и творческий потенциал, опираясь на искренен

ч нюю веру и поддержку его стремления к

самоактуализации. Педагог сегодня уже не является ведущим «агентом» школьной социализации, он не претендует на обладание истиной. Репродуктивные методы обучения уже не столь привлекательны, как это было, допустим, лет 25-30 тому назад, когда дети, приоткрыв рты (вследствие информационной депривации), внимали учителю. Сегодняшние школьники, случайно блуждая по интернет-мицелию в поисках нужной информации, явно или неявно, эмерджентно (emergence возникновение, появление нового) совершают инновационные когнитивные скачки. Е.Н. Князева по этому поводу пишет: «Более того, самодостраивание дано нам как великий подарок природы, подарок, многократно сокращающий тщетные попытки, зло, неудачные усилия и пробы... Даже при неточном, приблизительном, нерезонансном возбуждении - произошло событие выпадения на определенную структуру-аттрактор, то все само достроится, организуется, проявится, напишется и т.д.»

[7].

Данная точка зрения актуализирует фа-силитацию дидактической безопасности. Обучающиеся, поддерживающие отношения фасилитации, достаточно смелы и креативны, они не просто модифицируют образовательную среду, а коренным образом преобразовывают ее. Сама среда становится условием «ситуации успеха» (А.С. Белкин). Отношения признания ценности, принятия доверия, созданные в среде, - выступают стимулом к творческой деятельности. Роль преподавателя-фасилитатора - создать безопасную дидактическую среду, формирующую отношения заботы, доверия и взаимоуважения субъектов учения, чувственное и эмпатическое слушание, климат освобождения от разочарования, тревоги, раздражительности, отчаяния, стимулирующую самоинициированное учение и рост.

Таким образом, сегодня в педагогике и психологии утверждается социально-фа-силитационный подход, способствующий обучающимся интериоризировать модели

учебной деятельности через модели образования [5].

Фасилитация учения - это технология, позволяющая реализовать принятую во всем мире современную парадигму образования «обучение в течение жизни», отвечает требованиям социального заказа на обучение для экономики, основанной на знаниях.

В декларациях международных конференций по образованию, учеными выражается уверенность, что модели педагога-транслятора информации и обучающегося, репродуцирующего знания, сегодня уже не отвечают требованиям информационного общества. В этих условиях модель учителя-фасилитатора, фасилитаци-онная компетентность педагога, классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога (работника), вожатого и пр. приобретает особую актуальность, а от обучающегося требуется активная деятель-ностная позиция.

Одна из важнейших задач, определенная в Законе об образовании в РФ - диверсифицировать (переориентировать, изменить) сознание обучающихся и их родителей на основе глубокой веры в творческий потенциал ребенка, признавая его субъектом когнитивной деятельности, источником собственного знания.

При этом важную роль играют формы организации учебных занятий, направленные на овладение знаниями, навыками и умениями, их соотношение по объему, чередование, а также формы контроля, способствующие закреплению полученных знаний.

Ведущая идея фасилитации выражается словами И. Канта: «Не мыслям надобно учить, а мыслить».

Работая в режиме фасилитации, обучающийся усваивает знания проблем социальной психологии, структуры, средства и техники межличностного взаимодействия, знания и умения применения методов бесконфликтного общения и пр.

Научить обучающегося действовать в различных нестандартных ситуациях не-

возможно при традиционном обучении, основывающемся на трансляции готового знания и умении применять это знание на практике в «упакованном виде».

Главными составляющими становятся такие процессы межличностного взаимодействия, которые создают наилучшие условия для развития учебной мотивации, способствуют развитию обучаемых, позволяют педагогу повышать свой профессионально-педагогический потенциал и обеспечивают достижение целей образования. Такой подход позволяет выделить в обучении такую функцию педагогического взаимодействия как фасилитационную. Фасилитация - феномен межличностного общения, который усиливает продуктивность обучения или воспитания субъектов образовательного процесса за счет их особого стиля общения и личности педагога [6].

Сегодня в педагогике актуализируется фасилитационная компетентность, которая представляет собой интегративное качество педагога, отражающее уровень его способности и готовности к стимулированию развития личностного потенциала обучающихся как субъектов когнитивной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В фасилитационной модели обучения наиболее интенсивно протекает коммуникативная социализация: обучающийся овладевает новыми способами решения когнитивных задач в модели коммуникативной социализации личности, характеризующейся высоким уровнем коммуникативного взаимодействия в процессе общения, вырабатывает навыки критического мышления. Именно в этот период важно строить обучение таким образом, чтобы вооружить будущего специалиста моделями деятельности, сформировать способы решения коммуникативных задач.

Коммуникативная компетентность (А.С. Белкин, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, Д.А. Иванов, Дж. Равен, Б.И. Хасан, А.В. Хуторской, Д.Б. Эльконин и др.) рассматривается как важнейшее качество необходи-

s

к <

m О

го £

« О

w «

О

О!

С

w

U

W

¡г1 S

[-4

о

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

ш

мое человеку во всех ситуациях жизни, как готовность и способность субъектов педагогического процесса к вербальному и невербальному взаимодействию, к осуществлению успешной коммуникации с другими людьми.

Таким образом, коммуникативная компетентность, с одной стороны, является характеристикой личности человека, его способностью, которая, с другой стороны, проявляется в его поведении, деятельности, позволяя ему разрешать жизненные, практические ситуации (в том числе и коммуникативные). Коммуникативная компетентность - это готовность и способность к осуществлению успешной коммуникации.

Перечисленные качества выступают основой базовой культуры (социализационной траекторией) и способствуют формированию социального типа личности студента.

В процессе социализации обязательно наличие двух важнейших компонентов: создание среды для усвоения социального опыта и способность переносить полученные знания в социальную реальность.

Фасилитация становится ключевым по-^ нятием в педагогике. В сфере образования < предпринимаются меры не только по под-^ держке фасилитаторов-одиночек, но и по ем формированию педагогических коллекти-

° вов-команд, работающих на основе фасили-

3

^ тации.

О ЛИТЕРАТУРА

О,

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая

§ психология и конструирование миров / А.Г.

м Асмолов - М.: Институт практической пси-

§ хологии, Воронеж: «МОДЭК», 1996. - 768 с. О 2. Ахияров, К.Ш. Формирование цен-

^ ностных ориентаций будущих учителей / К.

2 Ахияров // Педагогика . - 03/2002 . - N3. -

^ С.50-55 .

^ 3. Беляева Л.А. Педагогическая деятель-

§ ность как категория педагогики и философии

и

/ Л.А. Беляева // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. - Екатеринбург, 1995. - Вып. 1.- 36-46 с.

4. Выступление Святейшего Патриарха Алексия на очередной сессии ПАСЕ // http://forum.rusbeseda.org/index. php?topic=1066.5%3bwap2

5. Громкова, М.Т. Синергетический принцип непрерывности в образовании взрослых / М.Т. Громкова // Образование взрослых: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2006. - 188 с. - С. 33-37.

6. Димухаметов, Р.С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов: дисс. ... д-ра пед. наук / Р.С. Димухаметов.

- Магнитогорск, 2006.

7. Князева, Е.Н. Синергетическое видение креативности человека / Е.Н. Князева // Грани научного творчества. htm.

8. Кожахметова, К.Ж. Казахская этно-педагогика: методология, теория, практика / К.Ж. Кожахметова. - Алматы: Гылым, 1998.

- 314 с.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 3.

10. Мид, Маргарет. Культура и мир детства // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

11. Образование: Сокрытое сокровище. Доклад Междунар. комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. - ЮНЕСКО, 1996.

12. Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики) / Р.Х. Шакуров. - Казань: Центр инновационных технологий, 2001. - 180 с.

13. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии // Н.И. Шевандрин. - М.: Владос, 1995. - Ч.1.- 544 с.

14. Этнопедагогика народов Каз.: сб. науч. тр. / ред. Г.Н. Волков и др. - Алматы: Алем, 2001. - 305 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.