Научная статья на тему 'Формирование фасилитационнои компетентности будущих мастеров профессионального обучения'

Формирование фасилитационнои компетентности будущих мастеров профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАСИЛИТАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФАСИЛИТАЦИЯ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФАСИЛИТАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / FACILITATING COMPETENCE / FACILITATION / CONDITIONS OF FACILITATING COMPETENCE FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парунова Елена Юрьевна, Димухаметов Рифкат Салихович

Проанализированы дефиниции понятия «фасилитация», выделены условия формирования фасилитационной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парунова Елена Юрьевна, Димухаметов Рифкат Салихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACILITATING COMPETENCE FORMATION OF OCCUPATIONAL TRAINING FUTURE MASTERS

Definitions of the notion "facilitation" are analyzed. Conditions of facilitating competence formation are singled out.

Текст научной работы на тему «Формирование фасилитационнои компетентности будущих мастеров профессионального обучения»

УДК 377.01 ББК 4451

ФОРМИРОВАНИЕ ФАСИЛИТАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МАСТЕРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Е.Ю. Пару нова*, P.C. Димухаметов**

*Уральский государственный колледж;

**Челябинский государственный педагогический университет

FACILITATING COMPETENCE FORMATION OF OCCUPATIONAL TRAINING FUTURE MASTERS

E. Parunova*, R. Dimuhametov**

*Ural State College;

**Chelyabinsk State Pedagogical University

Проанализированы дефиниции понятия «фасилитация», выделены условия формирования фасилитационной компетентности.

Ключевые слова: фаститационная компетентность, фасилитация, условия формирования фасилитационной компетентности.

Definitions of the notion “facilitation” are analyzed. Conditions of facilitating competence formation are singled out.

Keywords: facilitating competence, facilitation, conditions of facilitating competence formation.

Кризис отечественной системы образования, вызванный недостаточной её эффективностью в сфере подготовки специалистов, вступление России в Болонский процесс, государственная стратегия развития образования, направленная на повышение конкурентоспособности выпускника, а также проектирование и реализация государственных образовательных стандартов профессионального образования нового поколения выступают факторами, определяющими актуальность разработки и внедрения компетентностного подхода в систему профессионального образования.

Смена образовательной парадигмы, переход к компетентностному образованию требуют переосмысления и разработки новых ценностей, целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Преобразования должны опираться на принципы, выдвинутые ЮНЕСКО: научиться учиться, научиться работать, научиться жить вместе, научиться жить [3]. При этом особая роль отводится педагогу (преподавателю, мастеру профессионального обучения, воспитателю и др.).

В программе «Российское образовании -2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях» педагог рассматри-

вается как консультант, помощник обучающегося в выстраивании индивидуальной образовательной траектории, актуализатор потенциальных возможностей обучающихся [11].

Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных нестандартных ситуациях [7]. Научить обучающегося - будущего педагога, мастера профессионального обучения действовать в различных нестандартных ситуациях невозможно при традиционном обучении, так как оно направлено на формирование системы ЗУНов (знаний, умений и навыков), регламентированных государственным образовательным стандартом, и основывается на трансляции готового знания и умении применять это знание на практике в «упакованном виде».

Знания и умения как единицы результата подготовки будущего специалиста необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном обществе. Знания, умения и навыки становятся действительно ценными лишь в том случае, если они приобретены через практический, субъектный опыт

обучающегося, его ГОТОВНОСТИ «учиться В течение всей жизни». «Единственный, кто образовывается, - пишет К. Роджерс, - это тот, кто научился учиться, кто способен адаптироваться и изменяться, кто понял, что никакое знание не надежно, что только процесс поиска знания дает основу для уверенности» [10].

Выделение личностно ориентированного и компетентностного подходов связано с повышением качества подготовки обучающихся, организацией образовательного процесса на основе фасилитации учения, актуализации у педагогов внутренне присущей (часто латентной) фасилитационной компетентности как ведущего компонента профессиональной компетентности мастера профессионального обучения.

Понятийный аппарат компетентностного подхода в образовании еще не устоялся, но большинство исследователей рассматривают профессиональную компетентность педагога как системное явление и под этим термином понимают сложное интегративное личностное образование педагога, определяющее его готовность и способность успешно осуществлять профессионально-педагогическую деятельность в соответствии с принятыми в социуме в настоящий момент нормами и стандартами.

Под фасилитационной компетентностью понимается интегративное личностное образование педагога, отражающего уровень его способности и готовности к стимулированию развития личностного потенциала обучающихся как субъектов когнитивной деятельности за счет их особого стиля взаимодействия.

Теоретико-методологическую основу фа-сил итационного подхода в образовании обосновал P.C. Димухаметов. В своих работах [4, 5] автор рассматривает фасилитацию как категорию педагогики, как технологию обучения, как эффективный механизм управления учением, как феномен межличностного общения, как ведущий вид профессионально-педагоги-ческой деятельности, компонент профессионально-педагогической культуры и как ведущую компетентность педагога.

Термин «фасилитация» (от англ. to facilitate - облегчать, содействовать) используется в психологии и педагогике для обозначения процесса и феномена межличностного общения, который усиливает продуктивность обучения или воспитания субъектов образовательного процесса за счет их особого стиля общения и личности педагога [4-6, 9].

Центральным звеном в педагогической

фасилитации является ориентация образовательного процесса на взаимодействие обучающего и обучающихся, стимулирующее развитие сознания людей, их независимости, свободы выбора.

Основная задача педагога-фасилитатора -стимулирование и инициирование (фасилитация) осмысленного учения.

Педагог-фасилитатор «провоцирует» самостоятельность и ответственную свободу обучающихся при постановке учебных целей и при оценивании образовательного продукта, создает благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного учения, активизирует и фасилитирует познавательные мотивы, любознательность, поощряет проявления солидарности и кооперации в познавательной деятельности, содействует развитию активной личностной позиции и самореализации обучающегося.

Задача педагога заключается в том, чтобы создать рефлексивную среду и управлять синергией порядка и хаоса, а значит приводить процесс в равновесное состояние, т. е. согласование актуализации мотивов обучения обучающихся с рефлексивной деятельностью. Этот переход предполагает «передачу шлема ответственности» [8] обучающимся, изменение позиции обучающихся с оценки образовательного процесса на самооценку, когда обучающийся несет ответственность за собственные успехи и неудачи. Итак, чтобы рефлексия дала ожидаемый результат, по мнению В.В. Бе-лича [1], необходимо возбуждать, актуализировать обучающихся, формировать интерес к познавательной деятельности, т. е. «подталкивать» к бифуркациям, держать в бифуркационном пространстве, в «зоне ближайшего развития» [2].

Обучающиеся как субъекты фасилитаци-онного взаимодействия проецируют модель деятельности педагога на собственную профессиональную деятельность, аккумулируя весь опыт формирования фаеилитационного взаимодействия педагога и обучающихся, полученный в процессе теоретического и практического обучения в образовательном учреждении. Поэтому от личности педагога, от умений педагога организовывать фасилитаци-онное взаимодействие зависит успешность формирования фасилитационной компетентности будущих педагогов, мастеров профессионального обучения.

Как любое интегративное личностное образование фасилитационная компетентность

80

Вестник ЮУрГУ» № 24, 2011

имеет сложную структуру и включает мотивационную, когнитивную, операциональнодеятельностную и рефлексивную компетентности, которые рассматриваются как компоненты фасилитационной компетентности.

Системообразующим компонентом фасилитационной компетентности является мотивационный компонент, который заключается в осознании обучающимися необходимости диверсификации образования на основе смены ролевой позиции педагога с транслятора знаний на фасилитатора учения с последующим изменением подходов в организации как собственной деятельности, так и деятельности обучающихся с ориентацией на долгосрочные эффекты обучения, саморазвития и самореализации; положительной направленностью на осуществление фасилитирующей деятельности.

Когнитивный компонент фасилитационной компетентности предполагает наличие у обучающихся знаний о сущности фасилита-ции, о ценностно-акмеологических, андраго-гических и синергетических основах фасили-тационнош взаимодействия, о движущих силах образовательного процесса и технологии фасилитационного обучения.

Операционально-деятельностный компонент предполагает обладание навыками и умениями применения технологии фасилити-рующего обучения, принципами построения которой являются осознание образовательных потребностей субъектов учения, стимулирование субъектного опыта обучающегося на основе применения синергетических организационных форм и методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся.

Рефлексивный компонент заключается в способности анализа собственной учебной, квазипрофессиональной, профессиональной деятельности, связанной с осуществлением фасилитирующего обучения, в ходе которого осуществляется сознательный контроль за результатами своих профессиональных действий, проводить самооценку позиции в образовательном процессе, осмысление своих собственных действий, их целей, содержания, методов, результатов, причин и следствий, творческое осмысление и преодоление проблемных моментов.

Опытно-экспериментальная работа проводились на базе Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Уральский государственный колледж» города Челябинска и состояла из двух этапов.

Первый этап - констатирующий эксперимент, в ходе которого решались следующие задачи: диагностика исходного уровня сформированное™ фасилитационной компетентности у обучающихся на основе выделенных критериев и показателей, а также составление программы формирующего эксперимента.

Второй этап - формирующий эксперимент, заключавшийся в разработке модели формирования фасилитационной компетентности у обучающихся, определении условий формирования фасилитационной компетентности будущих мастеров профессионального обучения, обобщении полученных экспериментальных данных.

Для получения достоверных результатов проводимого эксперимента были выработаны критерии и показатели, с помощью которых были определены уровни формирования фасилитационной компетентности будущих мастеров профессионального обучения.

Мотивационный критерий характеризует такие показатели, как осознание значимости фасилитирующей деятельности в образовательном процессе, построенной на гуманистических ценностях общества; интерес к фасилитационной деятельности, который характеризует потребность педагога в знаниях, в овладении эффективными способами организации фасилитационной деятельности и взаимодействия с обучающимися; уверенность в успехе достижения целей фасилитирующей деятельности. Для оценки были выбраны следующие методики: методика Дж. Роттера

«Определение степени мотивации к успеху», наблюдение и диагностика заинтересованности в овладении профессиональными умениями и навыками «Я на лесенке».

Когнитивный критерий выявляет наличие знаний о фасилитации, о ценностно-акмеоло-гических, андрагогических и синергетических основах фасилитационного взаимодействия, о движущих силах образовательного процесса и технологии фасилитационного обучения. Проверка осуществлялась с помощью дидактических тестов и анкетирования.

Операциональный критерий выявляет умения применения технологии фасилитационного обучения, опыт использования организационных форм и методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся с помощью экспертной оценки и самооценки, изучения продуктов деятельности, наблюдения, теста на определение эмпатии, коммуникативных и организаторских способностей

(КОС), теста на определение конфликтности, диагностика коммуникативной толерантности.

Рефлексивный критерий определяет способность обучающихся к рефлексии и творческому осмыслению, преодолению проблемных ситуаций с применением тестов «Способность к саморазвитию», «Самооценка творческого потенциала», «Способность к рефлексии».

Для отслеживания изменений в формировании фасилитационной компетентности в соответствии с выделенными критериями были определены уровни сформированное™: низкий, средний и высокий.

Обучающиеся с низким уровнем сформированное™ фасилитационной компетентности не проявляют интерес к фасилитирующей деятельности, не уверенны в своих действиях, не стремятся к созданию благоприятного психологического климата при проведении занятий; не стимулируют и не инициируют процесс учения, склоны к проявлению конфликтное™, ориентированы на использование традиционных методов и форм обучения, не опираются на субъектный опыт обучающихся и не учитывают их образовательную потребность, стремление к рефлексии, импровизации отсутствует.

Обучающиеся со средним уровнем стремятся к продуктивному взаимодействию с обучающимися, использованию методов, приемов и форм, способствующих активизации познавательной деятельности, стимулированию саморазвития и самосовершенствования, характерно чувство неуверенное™ в себе, стремятся к преодолению проблемных ситуаций, бесконфликтности, проявляются трудности при выстраивании взаимоотаошений.

Обучающиеся с высоким уровнем сформированное™ фасилитационной компетентности имеют выраженный интерес к применению групповых организационных форм, инициирующих потенциал обучающихся, пробуждающих, актуализирующих субъектный опыт через организацию рефлексивной образова-

тельной среды. Они коммуникабельны, бесконфликтны.

Для проведения формирующего эксперимента была разработана модель формирования фасилитационной компетентности будущих мастеров профессионального обучения, которая рассматривается как целостное образование и состоит из взаимосвязанных компонентов: целевого, методологического; содержательного, организационно-технологического и результативного.

В процессе моделирования были сформулированы условия, способствующие эффективному формированию фасилитационной компетентности будущих мастеров профессионального обучения:

- использование потенциала содержания педагогических дисциплин для формирования положительной мотивации к осуществлению фасилитирующей деятельности, приобретения знаний о фасилитационном обучении;

- применение технологии фасилитацион-ного обучения, способствующая развитию личностного потенциала обучающихся как субъектов когнитивной деятельности;

- организация гуманистически ориентированного педагогического общения, способствующего развитию ценностных установок у будущих мастеров профессионального обучения на истинность и открытость, эмпатий-ность, конгруэнтность в общении.

В ходе экспериментальной работы были обследованы группы обучающихся Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Уральский государственный колледж» города Челябинска. В исследовании приняло участие 106 человек (КГ = 54 чел., ЭГ = 52 чел.).

Полученные результаты позволяют судить о динамике сформированное™ фасилитационной компетентности будущих мастеров профессионального обучения (см. таблицу).

Динамика изменений уровня сформированности фасилитационной компетентности будущих мастеров профессионального обучения

Уровень сформированное™ фасилитационной компетентности Экспериментальная группа Контрольная группа

Результаты констатирующего среза Результаты контрольного среза Результаты констатирующего среза Результаты контрольного среза

Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %

Низкий 32 61,5 12 23,3 31 57,4 30 55,5

Средний 17 32,7 27 51,7 19 35,2 20 37

Высокий 3 5,8 13 25 4 7,4 4 7,5

82

Вестник ЮУрГУ, № 24, 2011

Интерпретация результатов констатирующего и контрольного срезов позволяет сделать

следующий вывод: реализация модели формирования фасилитационной компетентности будущих мастеров профессионального обучения способствует повышению уровня сформированное™ фасилитационной компетентности.

Литература

1. Белич, В.В. Атрибутивный анализ педагогической деятельности / В.В. Белич. -Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во, 1991. -

144 с.

2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. /Л.С. Выготский; ред. Д.Б. Элъконин. -М.: Педагогика, 1984. -Т. 4. - 432 с.

3. Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище: докл. Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. - М.: Изд-во ЮНЕСКО, 1996. -31с.

4. Димухаметов, P.C. Обновление научных основ педагогики повышения квалификации: Принцип фасилитации: моногр. /P.C. Димухаметов. - Алматы: М-во образования Республики Казахстан, Республиканский ин-т повышения квалификации руководящих и науч.-педагог. кадров системы образования, Центр педагог, исследований РИПКСО, 2005. -115 с.

5. Димухаметов, P.C. Фасшитация в системе повышения квалификации педагогов: дис. ... д-ра пед. наук / P.C. Димухаметов. -Магнитогорск, 2006. - 480 с.

6. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Урал, гос. проф.-пед. ун-т, 1997. -244 с.

7. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб.-метод. пособие / Д.А. Иванов, КГ. Митрофанов, О.В. Соколова. - М.: АПКиПРО, 2003.- 101 с.

8. Макаренко, A.C. О воспитании /A.C. Макаренко; сост. и автор вступ. ст. B.C. Хеле-мендик. - М. : Политиздат, 1990. - 415 с.

9. Орлов, А.Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике (К 100-летию со дня рождения К. Роджерса / А.Б. Орлов. - http:// www. trialog. ruAibrary/scipubl/rogersl 00. html

10. Роджерс, К. Межличностные отношения в фасилитации учения / К. Роджерс; пер. с англ. В. Воробьева. — http://altruism, ги/ sengine. cgi/5/7/8/2/4

11. Российское образование - 2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях // Модернизация экономики и глобализация: к IX междунар. науч. конфМосква, 1-3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузъмино-ва, И. Фрумина. - М.: Издат. дом ГУ ВШЭ, 2008.-39 с.

Поступила в редакцию 19 января 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.