Научная статья на тему 'Социализация субъектов через фасилитацию социального взаимодействия в инклюзивной практике'

Социализация субъектов через фасилитацию социального взаимодействия в инклюзивной практике Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
577
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРАКТИКА / ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ДИССОНАНС / НАБЛЮДАТЕЛЬ / ФАСИЛИТАТОР / SOCIAL ADJUSTMENT / FACILITATION OF SOCIAL INTERACTION / INCLUSIVE EDUCATION / PSYCHOSOCIAL DISCORD / OBSERVER / FACILITATOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васина Вероника Викторовна

Включение фасилитатора в инклюзивную практику и понимание механизмов и закономерностей фасилитации социального взаимодействия создают условия для самообразования, саморазвития и социализации субъектов инклюзивной практики. Задача и фасилитации, и социализации улучшение социального взаимодействия. Цель исследования изучить психологическую природу феномена фасилитации социального взаимодействия (соответственно, социализации): описать явление, структуру (родовидовые отношения), механизмы, закономерности фасилитации социального взаимодействия. Гипотеза исследования: фасилитация социального взаимодействия представляет собой социально-психологический феномен, выражающийся в том, что присутствие постороннего (наблюдателя, фасилитатора), который находится вне системы социального взаимодействия, влияет на нее, изменяя сценарий взаимодействия в континууме улучшение-ухудшение социального взаимодействия, т. е. социализации. Сделана классификация понятия «фасилитатор-наблюдатель» в родовидовых отношениях по разным основаниям. Теоретически обоснованы механизмы фасилитации социального взаимодействия и социализации как рефлексии системы взаимодействия с метапозиции «Я», приводящей к изменению сценария социального взаимодействия. Эмпирическое исследование выполнено на выборке из 200 человек обоих полов в возрасте от 19 до 54 лет, включая субъектов с ограниченными возможностями, в основном студентов инклюзивного образования дневного и заочного отделений Казанского инноационного университета, с применением диагностического инструментария «Склонности к восприятию фасилитационного воздействия в напряженных ситуациях по стратегиям поведения» (методика К. Томаса в модификации В. В. Васиной). Показано, что присутствие фасилитатора-наблюдателя оказывает стабилизирующее действие на групповые нормы стратегий поведения в напряженных ситуациях и, соответственно, стимулирует социализацию субъектов взаимодействия в инклюзивной практике. Установлено, что фасилитация социального взаимодействия представляет собой социально-психологический феномен, выражающийся в том, что присутствие фасилитатора влияет на систему этого взаимодействия. В качестве перспектив можно указать на возможность дифференцированного исследования, насколько обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья чувствительны к фасилитационному воздействию, готовы ли они сами к эффективным коммуникациям и фасилитации социального взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Adjustment of Individuals through Facilitation of Social Interaction in Inclusive Education

Inclusion of a facilitator to the inclusive education and understanding of mechanisms and consistent patterns of facilitation of social interaction create conditions for self-education, self-development and socialization of individuals in inclusive education. The problem of both facilitation and socialization is social interaction improvement. The aim is: to study the psychological origin of the phenomenon of facilitation of social interaction (in accordance with socialization) description of phenomenon, structure (subsumption relations), mechanism, consistent pattern of the social interaction facilitation. Hypothesis: the facilitation of social interaction is a socio-psychological phenomenon, manifested in the fact that the presence of a stranger (an observer, a facilitator) who is outside the system of social interaction, affects the system of social interaction, changing the scenario of interaction in the continuum “improvement-deterioration” of social interaction, which is socialization. Classification of the concept of “facilitator-observer” in subsumption relation for different reasons has been carried out. The mechanisms for facilitation of social interaction and socialization as a reflection of the system of interaction with the meta-position “I”, which leads to a change in the scenario of social interaction are theoretically justified. The empirical study was carried out with the sample group of 200 people of both sexes, aged 19 to 54 years old, including individuals with disabilities, mainly students of inclusive education, intramural and extramural forms of study in KIU. Diagnostic tool “Inclinations to perceive the facilitation impact in stressful situations for behavior strategies” (method of Thomas in modification of V. V. Vasina) was used in the study. We demonstrated that the presence of an observerfacilitator has a stabilizing effect on group norms of behavior strategies in stressful situations, and therefore stimulates the socialization of individuals of interaction in inclusive education. It is established that the facilitation of social interaction is a socio-psychological phenomenon, manifested in the fact that the presence of a facilitator affects the system of social interaction. The prospects can point out the possibility of a differentiated study, to what extent students with different HIA are sensitive to the facilitation effect, whether they are ready for effective communication and facilitation of social interaction.

Текст научной работы на тему «Социализация субъектов через фасилитацию социального взаимодействия в инклюзивной практике»

УДК 316.614

СОЦИАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ

В. В. Васина

Васина Вероника Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра теоретической и инклюзивной педагогики, Казанский инновационный университет им. В. Г Тимирясова, Республика Татарстан, Россия E-mail: [email protected]

Включение фасилитатора в инклюзивную практику и понимание механизмов и закономерностей фасилитации социального взаимодействия создают условия для самообразования, саморазвития и социализации субъектов инклюзивной практики. Задача и фасилитации, и социализации - улучшение социального взаимодействия. Цель исследования - изучить психологическую природу феномена фасилитации социального взаимодействия (соответственно, социализации): описать явление, структуру (родовидовые отношения), механизмы, закономерности фаси-литации социального взаимодействия. Гипотеза исследования: фасилитация социального взаимодействия представляет собой социально-психологический феномен, выражающийся в том, что присутствие постороннего (наблюдателя, фасилитатора), который находится вне системы социального взаимодействия, влияет на нее, изменяя сценарий взаимодействия в континууме улучшение-ухудшение социального взаимодействия, т. е. социализации. Сделана классификация понятия «фасилитатор-на-блюдатель» в родовидовых отношениях по разным основаниям. Теоретически обоснованы механизмы фасилитации социального взаимодействия и социализации как рефлексии системы взаимодействия с метапозиции «Я», приводящей к изменению сценария социального взаимодействия. Эмпирическое исследование выполнено на выборке из 200 человек обоих полов в возрасте от 19 до 54 лет, включая субъектов с ограниченными возможностями, в основном студентов инклюзивного образования дневного и заочного отделений Казанского инноационного университета, с применением диагностического инструментария «Склонности к восприятию фасилитационного воздействия в напряженных ситуациях по стратегиям поведения» (методика К. Томаса в модификации В. В. Васиной). Показано, что присутствие фаси-литатора-наблюдателя оказывает стабилизирующее действие на групповые нормы стратегий поведения в напряженных ситуациях и, соответственно, стимулирует социализацию субъектов взаимодействия в инклюзивной практике. Установлено, что фасилитация социального взаимодействия представляет собой социально-психологический феномен, выражающийся в том, что присутствие фасилитатора влияет на систему этого взаимодействия. В качестве перспектив можно указать на возможность дифференцированного исследования, насколько обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья чувствительны к фаси-литационному воздействию, готовы ли они сами к эффективным коммуникациям и фасилитации социального взаимодействия. Ключевые слова: социализация, фасилитация социального взаимодействия, инклюзивная практика, психосоциальный диссонанс, наблюдатель, фасилитатор.

DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-300-306 © Васина В. В., 2017

Введение

В сегодняшнем стремительно развивающемся мире, мире глобализации человек, будь то ребенок или взрослый, чувствует свою неопределенность и потерянность во времени и пространстве. Возникает противоречие, которое всегда существует, но чем стремительнее развитие, тем острее оно чувствуется, между внутренним и внешним миром человека, между «миром во мне» и «я в мире» [1], т. е. нарушается социализация субъектов взаимодействия. Особенно остро это ощущается «нетипичными» детьми и взрослыми, необычными с точки зрения «нормальных» людей. Будь то люди с физическими отклонениями или психическими, причем отклонениями в разные стороны - превосходящие «нормальных» (например, одаренные и талантливые) или не дотягивающие до каких-то «норм» (например, инвалиды). А как быть с талантливыми инвалидами? Остро встает вопрос социализации в инклюзивном образовании, актуальным становится раскрытие психологических механизмов социального взаимодействия в образовательном процессе.

При социальном взаимодействии важную роль играет присутствие «других» людей, которые непосредственно в этот момент не участвуют в самом социальном взаимодействии субъектов коммуникации, - постороннего, наблюдателя, фасилитатора. В каждый конкретный момент такими функциями наблюдателя-фасилитатора могут обладать учителя, преподаватели, администраторы, коллеги, соученики и др., причем это влияние отражается как на учениках, студентах, рабочих группах, так и на учителях, педагогах, руководителях [2]. Актуальным становится исследование фасилитации социального взаимодействия (объект исследования) в аспекте влияния на социализацию субъектов взаимодействия (предмет исследования).

Теоретическое обоснование исследования проблемы фасилитации социального взаимодействия

Этимология термина «фасилитация» в психологическом контексте восходит к английскому глаголу facilitate - способствовать, помогать, облегчать. «Краткий психологический словарь» это понятие определяет как повышение продуктивности или скорости деятельности индивида

благодаря актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т. п.) другого человека (группы людей), который выступает в качестве наблюдателя (или соперника) за действиями оного индивида [3]. Социальная фасилитация впервые в конце XIX в. была зафиксирована в экспериментах Ш. Фере, французского физиолога, а затем описана подробно В. Меде, Ф. Олпортом, Н. Н. Ланге с В. М. Бехтеревым и др. [4]. В американском журнале Science в 1965 г. появилась статья «Социальная фасилитация» Р. Зайонца, которая положила начало целому направлению социально-психологических исследований [4]. В ряде же случаев воображаемое или реальное присутствие других людей, которые в действия индивида не вмешиваются, ведет к ухудшению результатов деятельности. Данное явление получило название социальной ингибиции (подавления). Мы рассматриваем понятие фасилитации в континууме «улучшение-ухудшение», «фасилитация-ингибиция» и определяем словом « фасилитация» весь континуум, имея в виду как улучшение, так и ухудшение социального взаимодействия. Поскольку сама оценка действия относительна (для одних что-то хорошо, для других это может быть плохо), то и понятие нужно рассматривать в некоем «числовом» континууме «хорошо-плохо» и оценку - как доминирование значений в некоем интервале этого континуума.

Р. С. Димухаметов рассматривал феномен фа-силитации при повышении квалификации педагогов [5]. Е. Г. Врублевская [6], Л. И. Тимонина [7], В. Е. Сумина [8], М. Н. Смирнова [9], О. В. Пушкина [10] изучали педагогические условия развития у педагога способности к фасилитирующему общению в процессе его профессиональной деятельности, социально-педагогическую фаси-литацию учебной деятельности неуспевающих школьников-подростков, педагогическое взаимодействие как фактор фасилитации психофизической нагрузки на детей с ограниченными возможностями здоровья, образовательную среду школы как условие фасилитации профессионального самоопределения учащихся. Развитие фасилитации педагогов изучалось И. В. Жижиной [11], фасилитация личностной адаптированности в период поздней взрослости средствами творческого самовыражения - А. А. Филозоп [12], фаси-литация личностного роста младших подростков в процессе логопсихотерапии - А. Ю. Крутиковой [13]. Понятие фасилитации используется при преодолении трудностей в изучении иностранных языков [14, 15] и при посредническом урегулировании конфликтов [16]. Понятие «фасилитация» стало популярным в последнее время в научной и околонаучной деятельности, особенно в коммерческой, и довольно размыто из-за вложенных в него смыслов. В связи с этим можно провести классификацию понятия по разным основаниям.

Актуальными являются задачи теоретического обоснования психологических механизмов

и эмпирического выявления закономерностей фасилитации социального взаимодействия и социализации на их основе субъектов инклюзивной практики.

Задачи исследования: 1) провести классификацию понятия «фасилитация социального взаимодействия»; 2) теоретически обосновать механизмы фасилитации социального взаимодействия и социализации на ее основе; 3) эмпирически выявить закономерности фасилитации социального взаимодействия и социализации на ее основе; 4) дать научно обоснованное определение фасилитации социального взаимодействия.

Описание исследования

Понятие «фасилитация» сейчас используют в широких сферах деятельности человека - управлении, педагогике, психотерапии, поэтому его определение размыто. Уточним, как мы понимаем фасилитацию социального взаимодействия через классификацию в родовидовых отношениях понятия «фасилитатор», который входит в процесс « фасилитации».

Самым первым родовым понятием является «посторонний, присутствующий», который не вмешивается, не заинтересован, просто присутствует. Видами для него являются по основанию активности в континууме пассивность-активность:

1) наблюдатель, у которого нет обмена сигналами (полевого обмена) через информационный уровень социального взаимодействия; 2) фасилитатор, у которого осуществляется обмен сигналами на интерактивном и перцептивном уровнях - физический контакт, жест, мимика, слова и т. д.

Ниже по иерархии « фасилитатор» подразделяется на следующие подвиды по основанию силы взаимодействия в континууме слабый-сильный. Обмен сигналами взаимодействия осуществляется: 1) фасилитатором-наблюдателем: может быть экспериментатор, зритель, статист и т. д.;

2) фасилитатором-наблюдателем-участником: это медиатор, модератор, коуч, тьютер, исповедник и т. д.; 3) фасилитатором-участником: это руководитель подразделений социального взаимодействия или действия как фазы, части в цикле взаимодействия в деятельности - так называемое недирективное управление через рефлексию субъектов взаимодействия.

Далее по иерархии «фасилитатор-участ-ник» подразделяется на подвиды: руководители (подразделений) социального взаимодействия в деятельности - труд (директор, начальник и т. д.), учеба (педагог, ведущий тренингов, учитель и т. д.), игра (тренер, режиссер и т. д.).

В инклюзивной практике особенно часто возникает психическое напряжение в социальном взаимодействии - психосоциальный диссонанс как несоответствие представлений участников коммуникации [17]. Мы расширили понятие фасилитации до взаимодействия социальных групп,

общества, поскольку существует понятие «коллективное сознание» (ноосфера) и соответственно присутствует образ (представление) наблюдателя в соответствующей области матрицы памяти.

Для полного раскрытия механизмов фасили-тации социального взаимодействия в инклюзивной практике необходимо рассмотреть это явление в аспекте системного подхода. В отечественной психологии одним из первых, предложивших системный подход, был Б. Ф. Ломов, основатель Института психологии РАН [18, 19]. На современном этапе развития науки и практики все больше обращения к синергетике - науке о самоорганизующихся системах (И. Пригожин, С. П. Курдюмов, Г. Г. Маленецкий, В. Г. Буданов [20]).

Система социального взаимодействия - это субъекты взаимодействия в инклюзивной практике, взаимосвязанные (взаимодействующие, находящиеся в поле взаимодействия), и то, что они находятся в системе, определяет наблюдатель-фасилитатор. Для самоорганизации системы необходим внутренний, виртуальный фасилитатор - Я-фасилитатор в множестве «Я» в психическом (семантическом) пространстве, в матрице памяти субъектов взаимодействия - это метапозиция «Я» (М. М. Бахтин, Г. Херманс) [21, 22], которая выделяет систему как целостную, самостоятельную единицу, определяет ее границы (нормы, правила, зону комфорта) и противопоставляет другим системам: «Я» - «не-Я». Фасилитатор внешний (через зеркальные нейроны) активизирует субъекта внутреннего, виртуального фасилитатора, Я-фасилитатора, его внутренние процессы самоорганизации, саморазвития систем - субъектов социального взаимодействия разных уровней: личностей, малых и больших социальных групп, через переход идентификации из персональной в социальную. Таким образом, грамотный, хорошо подготовленный фасилитатор помогает активизировать процессы самоорганизации - социального взаимодействия, в поле которого происходит саморазвитие субъектов взаимодействия. Поэтому улучшение социального взаимодействия является ключевым, базовым в развитии самих субъектов взаимодействия. Особенно актуально это в инклюзивной практике, где взаимодействие «затруднено» в силу объективных факторов. Присутствие фасилитатора-наблюдателя, реального или воображаемого, влияет на социальное, в том числе образовательное взаимодействие субъектов коммуникации в инклюзивной практике и, соответственно, на социализацию субъектов. Результат зависит от личностных качеств самих взаимодействующих, их социальной или персональной идентификации в психической реальности, а не от особых возможностей или ограничений здоровья в физической реальности, которые, безусловно, отражены в психической реальности, на которую и влияет наблюдатель-фасилитатор. Таков механизм фасилитации социального взаимодействия.

Таким образом, в основе механизма фасилита-ции социального взаимодействия лежит рефлексия субъектов взаимодействия (СВ) на систему взаимодействия (СВ1 - СВ2), т. е. на свое (СВ 1) и партнера (СВ2) с метапозиции «Я», когда взаимодействие происходит в присутствии наблюдателя-фасили-татора. Эта рефлексия (беспристрастный взгляд на взаимодействие со стороны) приводит к изменению сценария социального взаимодействия в континууме улучшение-ухудшение, а результат фиксируется в континууме фасилитация-ингибиция.

Наблюдатель-фасилитатор в социальном образовательном взаимодействии изменяет представления о взаимодействии и, соответственно, тип такого взаимодействия (поведения в инклюзивной группе), предоставляющий возможность социализации субъектов инклюзивной практики. Для образовательного процесса необходимы реальные и виртуальные фасилитаторы (социальный фон) для изменения представлений социума об образовании и развитии субъектов взаимодействия и социализацию.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение понятия: фасилитация социального взаимодействия - это изменение (повышение продуктивности) социального взаимодействия субъектов социального взаимодействия (индивида, социальной группы, общества) благодаря актуализации в сознании образов (представлений) системы социального взаимодействия и субъектов взаимодействия в системе в присутствии наблюдателя-фасилитатора, который является источником активизации метапозиции «Я», и запуска механизма рефлексии.

Результаты исследования и их обсуждение

На основе такого понимания была разработана методика выявления роли фасилитатора в социальном взаимодействии. Проведена диагностика склонности к восприятию фасилитацион-ного воздействия в конфликтных ситуациях по стратегиям поведения К. Томаса в модификации В. В. Васиной. Выборка состояла из 200 человек обоих полов в возрасте от 19 до 54 лет, включая субъектов с ограниченными возможностями, в основном студентов инклюзивного образования дневного и заочного отделений Казанского инновационного университета.

Обнаружены корреляции между стратегией поведения (Х) и его изменением (АХ) в присутствии фасилитатора. Все диагональные элементы имеют отрицательные значения, причем достаточно большие: противоборство (-0,36), сотрудничество (-0,55)», компромисс (-0,48), избегание (-0,38), уступка (-0,55) (достоверность -0,01). Это означает, что при увеличении Х АХ уменьшается, т. е. старается сохранить начальное значение Х (среднее для группы). При уменьшении Х АХ увеличивается - возвращается к начальному значению Х. Таким образом, присутствие фасилитатора стабилизи-

рует начальные нормальные групповые значения стратегии поведения (принятые нормы в группе), т. е. при отклонении поведения от групповых норм присутствие фасилитатора возвращает поведение к значениям нормы, иначе говоря, улучшает социальное взаимодействие (поведение) в данной группе и социализирует субъектов взаимодействия. Особенно это актуально в инклюзивном обществе (в экономике, политике, культуре и образовании), когда фасилитатор как бы «проводит» социализацию субъектов социального взаимодействия, улучшая, приводя взаимодействие к нормам социальных групп, в которых оно происходит.

В инклюзивной практике фасилитация социального взаимодействия достигается современными технологиями недирективной помощи в достижении саморазвития и самосовершенствования. Активный наблюдатель через технологии - открытого пространства, мозгового штурма, «мирового кафе», интерактивных бесед, группового обсуждения и т. д. - сближает интересы коммуникативных партнеров, показывает значимость каждого участника, помогает высказаться всем в индивидуальном ритме и стиле. Иногда к учащимся относятся как к «роботам», которые должны выполнять бессмысленные действия и команды, что влияет на образ, который создается у них как у субъектов социального (образовательного) взаимодействия. А основная задача обучающего -фасилитация (стимулирование и инициирование) осмысленного учения и построения эффективных межличностных и межгрупповых взаимодействий и, соответственно, социализации, особенно в условиях инклюзивной практики. Технологии фасили-тации социального взаимодействия в инклюзивной практике удовлетворяют потребности в общении у людей с «особыми потребностями» и помогают социализации субъектов взаимодействия.

Техниками фасилитации могут быть разные практики, основанные на вышеприведенных положениях. Самая простая, базовая техника -«исповедь» - дает возможность в присутствии фасилитатора («исповедника») взаимодействовать (высказываться, показывать, обсуждать, предлагать, доказывать и т. д.) в свободной неограниченной ничем форме (кроме скандалов, обвинений и перехода к оскорблениям - за чем и следит фасилитатор). Здесь каждый субъект взаимодействия благодаря фасилитатору видит свои и чужие границы и через это видение самоизменяется, саморазвивается. При использовании в конфликтной ситуации стратегии поведения сотрудничества возможны изменение идентификации с персональной на социальную и образование новой социальной группы - «мы - едины, мы - семья», т. е. «Я» переходит в «Мы». Таким образом, индивидуальная практика становится групповой. В связи с этим фасилитатору желательно иметь и определенные психологические характеристики: деликатность, внимательность, коммуникативность (присоединение, эмпатия,

чувствительность к критике), интернальность (ответственность, самоконтроль).

Все другие техники основаны на базовой, начинаются с нее, опираются на нее - модера-торство, педагогическая фасилитация, медиация. Существует еще множество техник фасилитации, которые решают какие-то конкретные задачи (часто на практике эти задачи касаются экономики, менеджмента предприятий), - саммит позитивных перемен, динамическая фасилитация, грейп-коктейль, идея-лог, интернациональное кафе, сторителлинг и др.

В инклюзивной практике, учитывая задачи фасилитатора, необходимо помнить, что:

1) инклюзивное социальное взаимодействие не должно отличаться от «нормального» взаимодействия и учитывать лишь внешние физические ограничения у субъектов взаимодействия, но не психологические, обходится без сюсюкания, сочувствия и т. д.; субъекты взаимодействия должны себя чувствовать нормальными и свои физические недостатки ощущать лишь как некое ограничение;

2) несмотря на физические недостатки, субъекты инклюзивного образования на психическом уровне имеют одинаковые возможности (пример Стивена Хокинга - колясочника, лауреата Нобелевской премии по астрофизике);

3) физические недостатки могут дать даже некие преимущества, например, «здоровый», поддавшись соблазну, разрушает свое физическое и особенно психическое здоровье, а ограниченные возможности, к счастью, направили развитие субъекта взаимодействия на созидание, исключив разрушение и сохранив здоровье и время на самотворчество.

Заключение

1. Проведена классификация понятия «фаси-литация социального взаимодействия», что дает возможность дифференцированного понимания феномена и его действия в различных ситуациях социального взаимодействия, включая инклюзивную практику.

2. Теоретически обоснованы механизмы фа-силитации социального взаимодействия и социализации на ее основе. Основой такого механизма является рефлексия субъектов взаимодействия системы взаимодействия и себя с метапозиции «Я», которое активизируется наблюдателем-фа-силитатором и приводит к изменению сценария социального взаимодействия в континууме улучшение-ухудшение, фасилитация-ингибиция.

3. Эмпирически выявлены закономерности фасилитации социального взаимодействия и социализации на ее основе. Показано, что присутствие фасилитатора-наблюдателя оказывает стабилизирующее действие на групповые нормы стратегий поведения в напряженных ситуациях и, соответственно, стимулирует социализацию субъектов взаимодействия в инклюзивной практике.

4. Дано научно обоснованное определение «фасилитации социального взаимодействия» как изменения (повышения продуктивности) социального взаимодействия субъектов благодаря актуализации в сознании образов (представлений) системы социального взаимодействия и субъектов в ней в присутствии наблюдателя-фасилитатора, являющегося источником активации метапозиции «Я» и рефлексии этой системы.

Для разных субъектов социального (образовательного) взаимодействия необходимы разные методики (техники, средства) воздействия реального и воображаемого наблюдателя. В качестве перспектив исследования можно указать на возможность дифференцированного изучения, т. е. исследования, насколько обучающиеся с разными ограниченными возможностями здоровья чувствительны к фасилитационному воздействию, готовы ли они сами к эффективным коммуникациям и фасилитации социального взаимодействия.

Библиографический список

1. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003. 512 с.

2. Васина В. В. Фасилитация социального взаимодействия в инклюзивном образовании // Интеграция науки и образования в XXI веке : психология, педагогика, дефектология : материалы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф., посвящ. 30-летию факультета психологии и дефектологии (Саранск, 3-4 декабря 2015 г.). Саранск, 2016. С. 286-293. URL: http://konfsppy.wix. com/2017 (дата обращения: 25.05.2017).

3. Краткий психологический словарь. URL: http://www. cyclopedia.ru/85/212/2648700.html/ (дата обращения: 25.05.2017).

4. Большая психологическая энциклопедия. URL: http://psychology.academic.ru/7371/ (дата обращения: 25.05.2017).

5. Димухаметов Р. С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов : дис. ... д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2006. 398 с.

6. ВрублевскаяЕ. Г. Педагогические условия развития у педагога способности к фасилитирующему общению в процессе его профессиональной деятельности (на материале учреждений дополнительного образования детей) : дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 1999. 226 c.

7. Тимонина Л. И. Социально-педагогическая фасилита-ция учебной деятельности неуспевающих школьников-подростков : дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2002. 212 c.

8. Сумина В. Е. Развитие умений фасилитации общения

у студентов в процессе овладения иноязычной речью : дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 189 с.

9. Смирнова М. Н. Педагогическое взаимодействие как фактор фасилитации психофизической нагрузки на детей с ограниченными возможностями здоровья в реабилитационном центре : дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2008. 333 с.

10.Пушкина О. В. Образовательная среда школы как основополагающее условие фасилитации профессионального самоопределения учащихся : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2012. 23 с.

11.ЖижинаИ. В. Психологические особенности развития фасилитации педагога : дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2000. 153 с.

12. Филозоп А. А. Фасилитация личностной адаптирован-ности в период поздней взрослости средствами творческого самовыражения : дис. ... канд. психол. наук. Воронеж, 2005. 232 с.

13.Кругликова А. Ю. Психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного коллектива : на примере групп семейной логопсихотерапии : дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д. 2006. 224 с.

14.Акоста В. Е. Психолого-педагогическая процедура фасилитации положительного переноса в овладении двумя иностранными языками : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2012. 26 с.

15.Комарова Е. Ю. Психолого-педагогическая фасили-тация преодоления трудности и сложности языковых тестов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2012. 23 с.

16.Алексеев А. В. Посреднические технологии регулирования социальных конфликтов : дис. ... канд. социол. наук. Орел, 2005. 192 с.

17.Халитов Р. Г. Особенности психосоциального диссонанса коммуникативно-волевых компонентов психики в половозрастных группах : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2012. 25 с.

18. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопр. психологии. 1975. № 2. С. 31-46.

19.Ломов Б. Ф. Системность в психологии. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D07 (дата обращения: 25.05.2017).

20. Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклас-сической науке и в образовании. 3-е изд., доп. М., 2009. 240 с.

21. Леонтьев Д. А. Неклассический вектор в современной психологии // Постнеклассическая психология. Социальный конструкционизм и нарративный подход. 2005. № 1 (2). С. 51-72. URL: http://narrativepsy.narod. ru/num1-2005.html (дата обращения: 25.05.2017).

22.Hermans H. J. M. The dialogical self: toward a theory of personal and cultural positioning // Culture & Psychology. 2001. Vol. 7 (3). P. 243-281.

Образец для цитирования:

Васина В. В. Социализация субъектов через фасилитацию социального взаимодействия в инклюзивной практике // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 4 (24). С. 300-306. Б01: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-300-306.

Social Adjustment of Individuals through Facilitation of Social Interaction in Inclusive Education

Veronica V. Vasina

Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov

42, Moskovskaya Str., Kazan, Republic of Tatarstan, 420111, Russia

E-mail: [email protected]

Inclusion of a facilitator to the inclusive education and understanding of mechanisms and consistent patterns of facilitation of social interaction create conditions for self-education, self-development and socialization of individuals in inclusive education. The problem of both facilitation and socialization is social interaction improvement. The aim is: to study the psychological origin of the phenomenon of facilitation of social interaction (in accordance with socialization) - description of phenomenon, structure (subsumption relations), mechanism, consistent pattern of the social interaction facilitation. Hypothesis: the facilitation of social interaction is a socio-psychological phenomenon, manifested in the fact that the presence of a stranger (an observer, a facilitator) who is outside the system of social interaction, affects the system of social interaction, changing the scenario of interaction in the continuum "improvement-deterioration" of social interaction, which is socialization. Classification of the concept of "facilitator-observer" in subsumption relation for different reasons has been carried out. The mechanisms for facilitation of social interaction and socialization as a reflection of the system of interaction with the meta-position "I", which leads to a change in the scenario of social interaction are theoretically justified. The empirical study was carried out with the sample group of 200 people of both sexes, aged 19 to 54 years old, including individuals with disabilities, mainly students of inclusive education, intramural and extramural forms of study in KIU. Diagnostic tool "Inclinations to perceive the facilitation impact in stressful situations for behavior strategies" (method of Thomas in modification of V. V. Vasina) was used in the study. We demonstrated that the presence of an observer-facilitator has a stabilizing effect on group norms of behavior strategies in stressful situations, and therefore stimulates the socialization of individuals of interaction in inclusive education. It is established that the facilitation of social interaction is a socio-psychological phenomenon, manifested in the fact that the presence of a facilitator affects the system of social interaction. The prospects can point out the possibility of a differentiated study, to what extent students with different HIA are sensitive to the facilitation effect, whether they are ready for effective communication and facilitation of social interaction. Key words: social adjustment, facilitation of social interaction, inclusive education, psychosocial discord, observer, facilitator.

References

1. Rubinshteyn S. L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir [Being

and consciousness. Person and world]. St. Petersburg. 2003, 512 p. (in Russian).

2. Vasina V. V. Fasilitatsiya sotsial'nogo vzaimodeystviya v inklyuzivnom obrazovanii [Facilitation of social interaction in inclusive education]. In: Integratsiya nauki i obrazovani-ya v XXI veke: psikhologiya, pedagogika, defektologiya: materialy Vseros. s mezhdunar. uchastiem nauch.-praktich. konf., posv. 30-letiyu fakul'teta psikhologii i defektologii. [All-Russian conference with international part to the 30th anniversary of department of psychology and defectology "Integration of science and education in XXI century:

psychology, pedagogy, defectology"]. Saransk, 2015, p. 286-292. Available at: http://konfsppy.wix.com/2015 (accessed 25 May 2017) (in Russian).

3. Kratkiy psikhologicheskiy slovar' [Short psychological dictionary]. Available at: http://www.cyclopedia. ru/85/212/2648700.html/ (accessed 25 May 2017) (in Russian).

4. Bol'shaya psikhologicheskaya entsiklopediya [Big psychological encyclopedia]. Available at: http://psychology. academic.ru/7371/ (accessed 25 May 2017) (in Russian).

5. Dimukhametov R. S. Fasilitatsiya v sisteme povysheniya kvalifikatsii pedagogov: dis. ... d-ra ped. nauk [Facilitation at system of teachers' further training: diss. ... doct. of pedagogy]. Magnitogorsk, 2006. 398 p. (in Russian).

6. Vrublevskaya E. G. Pedagogicheskie usloviya razvitiya u pedagoga sposobnosti kfasilitiruyushchemu obshcheniyu v protsesse egoprofessional'noydeyatel'nosti (namateriale uchrezhdeniy dopolnitel'nogo obrazovaniya detey): dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical conditions of development of teacher's ability to facilitating communication in process of his (her) professional activity (at material of organizations of children' additional education): diss. . cand. of pedagogy]. Khabarovsk, 1999. 226 p. (in Russian).

7. Timonina L. I. Sotsial'no-pedagogicheskaya fasilitatsiya uchebnoy deyatel'nosti neuspevayushchikh shkol'nikov-podrostkov: dis. . kand. ped. nauk [Social-pedagogical facilitation of underachieving students-adolescents' learning activity: diss. . cand. of pedagogy]. Kostroma, 2002. 212 p. (in Russian).

8. Sumina V. E. Razvitie umeniy fasilitatsii obshcheniya u studentov v protsesse ovladeniya inoyazychnoy rech'yu: dis. . kand. ped. nauk [Development of students' skills of facilitation of communication in process of foreign-language speech acquisition: diss. ... cand. of pedagogy]. Rostov-on-Don, 2006. 189 p. (in Russian).

9. Smirnova M. N. Pedagogicheskoe vzaimodeystvie kak fak-torfasilitatsiipsikhofizicheskoy nagruzki na detey s ogran-ichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v reabilitatsionnom tsentre: dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical interaction as factor of facilitation of psycho-physic stressing by children with limited health capacities at rehabilitative center: diss. ... cand. of pedagogy]. Yaroslavl, 2008. 333 p. (in Russian).

10.Pushkina O. V. Obrazovatel'naya sreda shkoly kak os-novopolagayushchee uslovie fasilitatsiiprofessional'nogo samoopredeleniya uchashchikhsya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [School educational environment as fundamental condition of facilitation of pupils' professional self-determination: autoref. diss. ... cand. of pedagogy]. Tomsk, 2012. 23 p. (in Russian).

11. Zhizhina I. V. Psikhologicheskie osobennosti razvitiya fasilitatsii pedagoga: dis. ... kand. psikhol. nauk [Psychological features of development of teacher's facilitation: diss. cand. of psychology]. Ekaterinburg, 2000. 153 p. (in Russian)

12.Filozop A. A. Fasilitatsiya lichnostnoy adaptirovannosti v periodpozdney vzroslosti sredstvami tvorcheskogo sam-ovyrazheniya: dis. ... kand. psikhol. nauk [Facilitation of personal adaptedness in period of late adultness by means of creative self-development: diss. ... cand. of psychology]. Voronezh, 2005. 232 p. (in Russian).

13.Kruglikova A. Yu. Psikhologicheskie osobennosti lichnostnogo rosta mladshikh podrostkov v usloviyakh raznovozrastnogo kollektiva: na primere grupp semeynoy logopsikhoterapii: dis. ... kand. psikhol. nauk [Psychological features of junior adolescents' personal growing in conditions of multiple-aged collective: diss. ... cand. of psychology]. Rostov-on-Don, 2006. 224 p. (in Russian).

14.Akosta V. E. Psikhologo-pedagogicheskaya protsedura fasilitatsii polozhitel'nogo perenosa v ovladenii dvumya inostrannymiyazykami: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Psychological and pedagogical procedure of facilitation of positive transference in two foreign languages acquisition: autoref. diss. ... cand. of psychology]. Tambov, 2012. 26 p. (in Russian).

15.Komarova E. Yu. Psikhologo-pedagogicheskaya fasili-tatsiya preodoleniya trudnosti i slozhnosti yazykovykh testov: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Psychological and pedagogical facilitation of overcoming difficulties of linguistic tests: autoref. diss. . cand. of psychology]. Tambov, 2012. 23 p. (in Russian).

16. Alekseev A. V. Posrednicheskie tekhnologii regulirovaniya sotsial'nykh konfliktov: dis. ... kand. sotsiol. nauk [Intermediary technologies of social conflicts regulation: diss. ... cand. of sociology]. Orel, 2005. 192 p. (in Russian).

17.Khalitov R. G. Osobennosti psikhosotsial'nogo dissonansa kommunikativno-volevykh komponentov psikhiki v polo-

vozrastnykh gruppakh: avtoref. dis. . kand. psikhol. nauk [Features of psycho-social dissonance of communicative and voluntary components of psychic in sex and age groups: autoref. diss. ... cand. of psychology]. Kazan, 2012. 25 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18.Lomov B. F. O sistemnom podkhode v psikhologii [About system approach in psychology]. Voprosypsikhologii [Vo-prosy Psychologii], 1975, no. 2, pp. 31-46 (in Russian).

19.Lomov B. F. Sistemnost'vpsikhologii [Systematicity in psychology]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D07 (accessed 25 May 2017) (in Russian).

20.Budanov V. G. Metodologiya sinergetiki v postneklassich-eskoy nauke i v obrazovanii [Methodology of synergetic in post-non-classic science and in education]. 3rd ed., sup. Moscow, 2009. 240 p. (in Russian).

21.Leont'ev D. A. Neklassicheskiy vektor v sovremennoy psikhologii [Non-classic vector in modern psychology]. Postneklassicheskaya psikhologiya. Sotsial'nyy konstruk-tsionizm i narrativnyy podkhod [Post-non-classic psychology. Social constructivism and narrative approach]. 2005, no. 1 (2), pp. 51-72. Available at: http://narrativepsy.narod. ru/num1-2005.html (accessed 25 May 2017) (in Russian)

22.Hermans H. J. M. The dialogical self: toward a theory of personal and cultural positioning. Culture & Psychology, 2001, vol. 7 (3), pp. 243-281.

Cite this article as:

Vasina V. V. Social Adjustment of Individuals through Facilitation of Social Interaction in Inclusive Education. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational A^eolo^. Developmental Psychology, 2017, vol. 6, iss. 4 (24), pp. 300-306 (in Russian). DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-300-306.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.