Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 4 (1), с. 29-32
УДК 378
ИНТЕГРАЦИЯ ШКОЛЫ И ВУЗА - ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
© 2013 г. В.А. Малинин,1 Е.М. Тюнтяева,1 Ф.В. ПовшеднаЯ
'Средняя школа №187, Н. Новгород ^Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Поступила в редакцию 08.04.2013
Рассматривается проблема взаимодействия вуза и школы в условиях инновационно-интегративной парадигмы образования, представлены результаты проведенной опытно-экспериментальной работы инновационной деятельности школы и вуза в интегративном комплексе «школа - вуз» по формированию научного мировоззрения учащейся молодежи.
Ключевые слова: интеграция, интеграция образования, педагогическая интеграция, инновационноинтегративная парадигма образования.
В конце прошлого столетия и в начале XXI века в педагогической реальности достаточно четко обозначились тенденции инновационного развития различных субъектов образования, которые связаны интеграционными процессами.
Интеграция образовательных учреждений в современном российском образовании является одним из востребованных и перспективных направлений интеграционных процессов, которые должны способствовать преобразованию системы обучения и воспитания молодёжи в России в целом.
Интеграцию в системе профессионального образования мы рассматриваем как добровольное объединение разных отдельных образовательных структур в целостную интегрированную структуру. Интеграция в профессиональном образовании может осуществляться на договорной основе между субъектами образования. Развитие процесса интеграции в профессиональном образовании связано с такими закономерностями развития современного образования, как:
- возрастание роли знаний и человеческого капитала как основы формирования информационного общества;
- превращение качества образовательных услуг в главный аргумент в конкуренции на мировом рынке;
- переход к управлению образованием на основе сетевого взаимодействия;
- диверсификация системы профессионального образования, в частности переход государственных и муниципальных образовательных учреждений в автономные;
- стремление за счет интеграции повысить эффективность и качество образовательной и научной деятельности.
Создание интегрированных образовательных комплексов, таких как «школа - вуз», позволяет решать проблему преемственности между школой и вузом, дает возможность учащимся получить более фундаментальные знания по различным предметам, осуществлять обмен кадрами между вузом и школами, повышать квалификацию учителей и специалистов образования.
Сегодня в педагогике на смену авторитарной парадигмы пришли личностно развивающая, информационная, когнитивная парадигмы. С учетом развития современного общества знаний возникла необходимость разработки новой инновационно-интегративной парадигмы образования, которая предполагает, что развитие интегративных отношений между школой и вузом обусловливает не только общий ход развития образования, но и развитие личности в условиях инновационной деятельности школы и вуза. И это весьма значимо в современных условиях, так как современная школа одна не может подготовить конкурентоспособную, успешную, творческую, компетентную личность. Это возможно только в условиях тесного взаимодействия с вузом.
Одним из условий реализации новой парадигмы образования является научное обоснование соотношения фундаментальности и профессиональной специализации, а также переход от трансляции учащимся уже имеющихся знаний к усвоению ими новых знаний, полученных наукой и востребованных производством, что может быть реализовано путем формирования навыков самостоятельной аналитической работы с информацией, включения учащихся и студентов в научные исследования и инновационные проекты. Иначе говоря, структура содер-
жания общего и профессионального образования должна включать в себя инновационную составляющую как фундаментального, так и прикладного характера. Первая создает предпосылки для интеллектуализации выпускников профессиональной школы как активной составляющей их человеческого капитала, вторая дает профессию и специальность, оснащенные новым теоретическим фундаментом, что делает их мобильными на рынке труда, открытыми для перемены труда, освоения новых производств и инновационных технологий. Оба эти качества специалиста - выпускника профессиональной школы соответствуют инновационно-интегративной парадигме образования.
Интеграция в системе «школа - вуз» представляет собой сложный многофакторный процесс, требующий более совершенной методологической основы. В связи с этим в методологию становления и развития интегрированного образовательного комплекса «школа - вуз» нами включена новая инновационно-интегративная парадигма. И особенно важно это в условиях введения института автономного образовательного учреждения, которым сегодня стала образовательная школа. Переход в статус АОУ создает большие возможности для горизонтальной и вертикальной интеграции в системе образования. Для реализации этих возможностей должен быть создан новый тип образовательного учреждения, чем и явилась наша школа как часть инновационного комплекса «школа - вуз». В данном взаимодействии четко выделены основные черты новой инновационной школы:
- углубленное изучение отдельных предметов и курсов как по государственным программам, так и по программам, разработанным учителями школы совместно с преподавателями ННГУ им. Н.И. Лобачевского;
- единый подход к преподаванию курсов социально-экономического направления на основе фундаментальной математической и естественно-научной подготовки;
- освоение старшеклассниками школы приемов и методов обучения в вузе в процессе научно-исследовательской деятельности;
- активное участие учащихся школы в конкурсах и олимпиадах различных уровней;
- предостановление доступа учащихся и учителей школы к информационным ресурсам университета.
Как показывает исследование, важным концептуальным положением формирования стратегии развития инновационно-интегративного комплекса «школа - вуз» является соотношение фундаментальности и профессиональной спе-
циализации в подготовке кадров. Специалист, подготовленный в школе и в вузе в рамках непрерывного профессионального образования по программам начального, среднего и первой ступени высшего профессионального образования, будет более востребован на рынке труда.
Научно-организационные основы и реализация на практике механизмов интеграции «школа - вуз» способствуют обеспечению высокого качества образования, развитию духовнонравственной культуры и здорового образа жизни школьников.
Определенной трудностью обеспечения непрерывного образовательного процесса школьников, желающих получить высшее образование, является то, что существующие научнометодические и организационные проблемы школьной подготовки не позволяют в полной мере учитывать требования, предъявляемые вузами к абитуриентам. В отдельных аспектах эти проблемы не только не решаются, но даже обостряются с течением времени. В частности, выпускник среднего общеобразовательного учреждения, даже в полной мере освоивший школьную программу, часто вынужден прибегать к дополнительным образовательным услугам, чтобы подготовиться к ЕГЭ. Это связано с тем, что существуют принципиальные отличия в педагогических технологиях и методах обучения в вузе и в школе. Выпускник средней школы, как правило, не обладает необходимыми в вузе общими учебными умениями и навыками, оказывается на первых этапах обучения не готовым к усвоению учебных курсов. Создание школ различных направлений, в частности школ-комплексов на базе вузов, является одним из путей решения данной проблемы.
Для системы непрерывного образования, как показало исследование, важна преемственность на всех его ступенях и уровнях, которой можно добиться за счет внедрения в учебную практику новой модели «школа - вуз».
Одним из приоритетных направлений инновационно-экспериментальной деятельности в системе образования можно считать разработку новых концепций развития старшей ступени средней школы путем создания научнометодических и социально-педагогических комплексов. Именно эти задачи послужили ориентиром при выборе темы эксперимента, который выполнялся на базе школы № 187.
Усилиями педагогов школы и преподавателей факультетов управления и предпринимательства, физического, механико-математического, экономического, социальных наук, юридического, финансового обучающиеся школы объединяются на старшей ступени образования в профильные клас-
сы и классы углубленного изучения отдельных предметов. Это обеспечивает создание условий для учебно-научной, учебно-исследовательской, профориентационной работы среди учащихся, доступ учащихся указанных классов к информационным ресурсам университета, проведение преподавателями ННГУ учебных занятий по отдельным дисциплинам, конкурсов и конференций, подготовку к олимпиадам.
Такая кооперация позволяет обеспечить профилизацию подготовки учащихся, создает преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно готовит выпускников школы к усвоению программ высшего профессионального образования.
Реализация принципа преемственности между средним и высшим образованием, соединение образовательной среды школы с образовательной средой вуза способствует повышению качества знаний учащихся, формированию научного мировоззрения, которое является одной из фундаментальных проблем современного образования. Данная проблема всегда была объектом глубокого осмысления философов, психологов, педагогов, которые нравственное, экологическое, патриотическое развитие личности рассматривают в тесной взаимосвязи с проблемой формирования научного мировоззрения учащейся молодежи; выделяют его различные аспекты, предлагают свои оригинальные подходы и модели, оставаясь единодушными в вопросе исключительной важности - необходимости формирования научного мировоззрения у учащейся молодежи в учебно-воспитательном процессе современной общеобразовательной школы.
Начиная с 90-х годов XX столетия в нашей стране произошли существенные изменения как в политической, экономической, социальной, так и в духовной жизни общества. Для успешного реформирования системы образования нужны новые взгляды, новое мировоззрение, новая образовательная практика. Вместе с тем, как показывают социологические исследования, многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, в которых через прессу, телевидение, радио, Интернет на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, жестокость, проституцию, наркоманию, сексуальную распущенность.
В сложных социально-экономических условиях современного этапа развития России образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, положительно влияющим на формирование научного мировоззрения учащейся молодежи. Не случайно в новых государственных образовательных стандар-
тах подчеркивается, что современная школа должна выявлять и активно реализовывать воспитательный потенциал всех образовательных областей и предметов для формирования научного мировоззрения учащихся. Так, осваивая общественные науки, учащиеся получают историческую, социальную, географическую информацию; обеспечивается личностно-эмоциональное осмысление учащимися опыта прошлого, у них формируется понимание ценностей демократического общества, идет процесс развития важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма, нравственности.
Социально-экономические преобразования, происходящие в России и во всем мире, актуализировали исследование проблемы формирования научного мировоззрения учащейся молодежи, что привело к необходимости разработки новых подходов к процессу формирования научного мировоззрения, мировоззренческой культуры, мировоззренческой позиции учащейся молодежи, поиску новых мировоззренческих ориентиров и ценностных ориентаций для нее, т.к. прежние ориентиры ушли в прошлое, а новые еще не сложились. Все это определяет главную цель образовательного процесса -сформировать научное мировоззрение, подготовить молодежь к творческой жизнедеятельности в быстро меняющемся мире. Сегодня необходимо научить растущего человека относиться к окружающему миру с позиции современной науки, четко определить свои отношения к действительности, понимать смысл новых вызовов времени, формировать способность к принятию конкретных решений и быть ответственным перед собой и обществом.
Вместе с тем, как показало проведенное исследование, в формировании мировоззрения, мировоззренческого сознания и позиции современной молодежи имеются определенные трудности. Так, результаты опроса учащихся школы №187 г. Нижнего Новгорода свидетельствуют, что у 41% старшеклассников мировоззренческая позиция сформирована слабо, а у 36% личностная мировоззренческая позиция не имеет определенной системы. О своем личностном мировоззренческом потенциале старшеклассники недостаточно осведомлены, т.к. формирование мировоззренческой позиции пока не стало приоритетной задачей в школе.
Однако формирование мировоззренческой позиции должно осуществляться в опережающем режиме и предопределять позитивные изменения в обществе, развитие которого во многом зависит от того, насколько повысится уровень образованности, общей культуры, профессионализма, компетентности, гражданской ак-
тивности, патриотизма и ответственности учащейся молодежи.
Таким образом, проектирование модели образовательного учреждения в качестве школы-комплекса инновационного образования рассматривается нами как способ создания уникальной сферы развития личности.
Мировоззренческие знания, суждения, убеждения, ключевые компетенции, сформированные
в учебно-воспитательном процессе интегративного комплекса «школа - вуз», осмысляются, перерабатываются и превращаются в ценности, которые определяют позицию учащихся по отношению к окружающей действительности, формируют у них правильное понимание своего предназначения и своего места в жизни, что в современных условиях развития общества и вызовов времени является чрезвычайно значимым.
INTEGRATION OF SECONDARY SCHOOLS AND UNIVERSITIES AS A FACTOR SHAPING THE WORLD OUTLOOK OF STUDENTS
V.A. Malinin, E.M. Tyuntyaeva, F. V. Povshednaya
We consider the problem of interaction between universities and schools in the framework of the innovation and integration paradigm of education. Some results are presented of the experimental innovative activity of a school and a university in the integrative complex «school-university» aimed at forming students’ scientific worldview.
Keywords: integration, integration of education, pedagogical integration, innovation and integration paradigm of education.