Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия реализации модели интегративного комплекса «Школа – вуз»'

Организационно-педагогические условия реализации модели интегративного комплекса «Школа – вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
633
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНЫЙ КОМПЛЕКС «ШКОЛА – ВУЗ» / ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МАТРИЧНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малинин Валерий Анатольевич, Тулупова Оксана Владимировна

Раскрывается комплекс организационно-педагогических условий проектирования эффективной модели интегративного комплекса «школа – вуз». Описывается матричная структура управления инновационными процессами в школе, на базе которой осуществляется экспериментальная апробация модели. Представлена управленческая схема реализации модели интегративного образовательного комплекса «школа – вуз».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малинин Валерий Анатольевич, Тулупова Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY FOR MANAGING THE PROCESS OF IMPLEMENTING THE MODEL OF «SCHOOL-UNIVERSITY» INTEGRATION COMPLEX

We consider the characteristic features of the technology for managing the process of implementing the innovative model of the «school-university» integration complex based on the participative style and matrix structure for managing innovative processes in the educational system. The technological algorithm of implementing the innovative model of the «school-university» integration complex is presented.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия реализации модели интегративного комплекса «Школа – вуз»»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 6 (1), с. 16-21

УДК 373.6, 378

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ИНТЕГРАТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ШКОЛА - ВУЗ»

© 2012 г. В.А. Малинин1, О.В. Тулупова2

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского,

Средняя школа № 187 Нижнего Новгорода 2Нижегородский институт развития образования

[email protected]

Поступилт в редакцию 13.09.2012

Раскрывается комплекс организационно-педагогических условий проектирования эффективной модели интегративного комплекса «школа - вуз». Описывается матричная структура управления инновационными процессами в школе, на базе которой осуществляется экспериментальная апробация модели. Представлена управленческая схема реализации модели интегративного образовательного комплекса «школа - вуз».

Ключевые слова: интегративный комплекс «школа - вуз», инновационный образовательный комплекс, организационно-педагогические условия, матричная структура управления.

Инновационное развитие России — императив, поэтому задача подъема образования становится одной из ключевых. Именно образование

— как система формирования интеллектуального капитала нации и одна из главных сфер производства инноваций — создает базовые условия для роста рынков на основе быстрого обновления технологий и продуктов. В правительственных документах, определяющих основные направления государственной инновационной политики в области образования: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 гг. -поставлена задача вырастить принципиально новую систему образовательных институтов, ориентированную на потребности постиндустриальной экономики и общества XXI в., поддерживая жизнеспособные традиции отечественного образования, осваивая все лучшее, что сложилось в мировой практике [1].

Назрела потребность в целенаправленно организованных процессах инновационных изменений. Для этого необходимо создать такие организационные структуры, которые позволили бы обеспечивать и направлять ход инновационного цикла от разработки и освоения педагогического новшества до его устойчивого применения в массовой практике. Достаточно эффективным и целесообразным способом решения этой задачи является создание инновационных образовательных комплексов, позволяющих

объединить вокруг инновационной идеи общеобразовательные учреждения, органы управления образованием; различные структуры системы подготовки и переподготовки педагогических и руководящих кадров; академическую науку, представленную соответствующими структурами вузов [2].

Приоритетной задачей интегративного комплекса «школа - вуз» мы видим обеспечение системного, содержательного и продуктивного взаимодействия его участников:

• для решения задачи общедоступности качественного образования;

• для выработки оптимальных и эффективных решений наиболее важных задач для успешного образования всех обучающихся на разных возрастных этапах и в разных областях обучения; формирования умений обучающихся продуктивно действовать в различных областях;

• для сохранения и укрепления здоровья детей в ходе образования, их эмоционального благополучия.

Успешность решения поставленных задач, на наш взгляд, связана с реализацией ряда конструктивных идей, содержащих в себе знания о педагогической действительности и способах ее преобразования, которые не только должны привести к выращиванию нового качества образовательной деятельности, но и к формированию новой образовательной среды.

При решении какой-либо педагогической задачи принято исходить из общих закономерностей, которые проецируются на условия поставленной задачи. Решение задачи будет эффективным только в конкретных условиях.

Под условиями, вслед за В.И. Бовыкиным, мы понимаем обстоятельства, определяющие те или иные последствия, наступление которых препятствует одним процессам и благоприятствует другим [3]. Мы согласны с П.И. Третьяковым и Т.И. Шамовой [4], что основой эффективной реализации инновационной модели общеобразовательной школы являются следующие условия:

- наличие концепции и программы развития школы;

- моделирование учебно-воспитательного процесса как системы, способствующей саморазвитию личности;

- проведение в школе инновационной и опытно-экспериментальной работы, организация оптимальной системы самоуправления;

- набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с многообразными потребностями участников учебно-воспитательного процесса.

Анализируя организационные и педагогические обстоятельства построения и реализации эффективной модели интегративного комплекса «школа - вуз», мы выделили следующий комплекс организационно-педагогических условий, включающих:

- непрерывность и преемственность образования;

- институциализацию воспитательных и социализирующих влияний социума на формирование у подрастающего поколения ценностей национального нравственного идеала при ведущей роли общеобразовательного учреждения;

- консолидацию общественных усилий с целью формирования заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;

- создание общей творческой среды, обеспечивающей возможность самореализации каждому субъекту образовательного процесса и отличающейся культурой партнерства, отношением к успеху как к созданию новшеств и их продвижению во внешнюю среду;

- моделирование современной информационно-технологической составляющей учебно-воспитательногого процесса, управленческой деятельности, социально-воспитательной работы;

- комплексное сопровождение профессионального развития педагогов;

- реализацию принципа открытости и общественного участия в управлении.

Создание комплекса вышеперечисленных организационно-педагогических условий в процессе экспериментальной апробации концепту-

альной модели интегративного комплекса «школа - вуз» благоприятствует появлению и нормативному закреплению в системе регионального образования уникальной инновационной педагогической практики, увязывающей воедино возрастно-сообразную педагогическую деятельность, педагогические исследования и педагогические проекты, формирование новых типов профессиональных педагогических сообществ на основе максимально полного использования ресурсов образовательного учреждения для принципиально новых программ, а также формирования дополнительных структур инновационного характера.

Нормативным средством фиксации организационно-педагогических условий реализации модели интегративного комплекса «школа -вуз» стала программа инновационного развития СОШ № 187 с углубленным изучением отдельных предметов г. Н. Новгорода «Школа - инновационный образовательный комплекс». В данной программе оформлена позиция общеобразовательного учреждения как элемента современной системы непрерывного образования, ориентированного на формирование у выпускников качеств «инновационного человека», обозначенных в проекте стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [5], на основе создания пространства образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность образовательных программ общего и профессионального образования, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей, возникающих как в обществе в целом, в отдельном регионе, так и у каждого человека.

Непрерывность и преемственность образования определяются нами и как ведущая группа условий, определяющая комплекс способов, форм, средств осуществления образования в интегративной образовательной системе «школа - вуз», и как один из ведущих принципов, означающий такое построение социальнообразовательного пространства, когда ребенок, подросток, молодой человек осознает жизненную необходимость постоянного обновления образования.

В программе развития «Школа - инновационный образовательный комплекс» непрерывность и преемственность в содержании, формах и методах воспитания и обучения получила отражение в системе организационно-содержательных модулей, выделенных в соответствии с возрастнонормативными моделями развития человека в образовательных процессах и обеспечивающих развитие субъектности каждого обучающегося от субъекта учебной деятельности (на этапе на-

чального и основного общего образования) к субъекту учебно-проектной и учебно-исследовательской деятельности (на этапе основного общего и среднего общего образования) и далее к субъекту учебно-профессиональной деятельности (на этапе среднего общего образования и среднего профессионального образования, т.е. обучения по программам прикладного бакалавриата в рамках партнерства с Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского).

Интегративная модель «школа - вуз» предполагает создание в образовательной системе СОШ № 187 с углубленным изучением отдельных предметов г. Н. Новгорода также дополнительных организационно-управленческих структур инновационного характера, которые мы назвали центрами, сориентировав их на реализацию вышеописанного комплекса организационно-педагогических условий таким образом, что:

- задачу институциализации воспитательных и социализирующих влияний социума на формирование у подрастающего поколения ценностей национального нравственного идеала решает центр духовно-нравственного воспитания;

- консолидацию общественных усилий с целью формирования заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса обеспечивает центр здоровья;

- за создание общей творческой среды, обеспечивающей возможность самореализации каждому субъекту образовательного процесса,

отвечает школьный творческий центр;

- построение единой информационно-образовательной среды является основой деятельности информационного центра;

- отработка комплексного сопровождения профессионального развития педагогов осуществляется в рамках деятельности учреждения как тьюторской площадки кафедры педагогики и андрагогики Нижегородского института развития образования.

Эффективность работы обозначенных центров в интегративной модели «школа - вуз» связана с преобразованием организационной культуры школы и созданием среды, в основе которой лежит персонализация, идентичность и уникальность личности каждого участника образовательного процесса. Для реализации программы инновационного развития и эффективной деятельности проектируемого интегративного комплекса требуется введение матричной модели управления и создание особой организационной структуры - координационного совета при совете школы [6]. Создание матричной структуры позволяет существенно повысить гибкость управления, определить функционал всех субъектов, разрабатывающих, реализующих и контролирующих проекты программы инновационного развития СОШ № 187 с углубленным изучением отдельных предметов г. Н. Новгорода «Школа - инновационный образовательный комплекс» (рис.).

Введение матричной системы управления требует от всех субъектов инновационной дея-

Рис. Принципиальная схема матричной структуры управления (по В.С. Лазареву) интегративным комплексом «школа - вуз»

тельности освоения новой культуры отношений.

Координационный совет осуществляет общее руководство управленческими работами (проектирование, исследование, создание стратегий, экспертиза, мониторинг, управленческая диагностика). Каждым инновационным проектом управляет целевой руководитель, который самостоятельно принимает решения по содержанию данных проектов. Ответственные исполнители работ составляют нижний уровень руководства. Они принимают решения только по содержанию той части проекта, за которую несут ответственность. Таким образом матричная структура управления позволяет создать команду, способную быстро и эффективно решить поставленную руководителем задачу.

Реализация принципа открытости и общественного участия в управлении интегративным комплексом «школа - вуз» предполагает следующие принципиальные моменты:

- умение работать с самоопределением субъектов учебной деятельности (учащиеся); субъектов педагогической деятельности (педагоги); субъектов социокультурной сферы (родители, социальные партнеры);

- владение нормами разработки стратегии (стратегического мышления) и пошагового программирования образовательных и социокультурных ситуаций;

- владение способами и технологиями проектной и экспертной деятельности [7].

В современных социально-экономических условиях, при дефиците необходимых ресурсов, опора на принцип открытости и общественного участия в управлении образованием обеспечивает предельную мобилизацию как внутренних, так и внешних ресурсов, способствует интеграции образования с другими сферами жизнедеятельности общества, ориентирует на решение насущных проблем регионального образования, обеспечивает выход за рамки отраслевого принципа соорганизации образовательных и социокультурных программ, сети учреждений и структур управления. В этом смысле реализация на базе СОШ № 187 с углубленным изучением отдельных предметов г. Н. Новгорода интегративного комплекса «школа - вуз» должна пониматься как увеличение в Нижегородском регионе числа субъектов, имеющих свои актуализированные ценности развития, разрабатывающих и реализующих свои образовательные и социокультурные проекты. Это предполагает увеличение числа управленческих позиций -управление становится многофокусным. В числе наиболее важных процедур, которые представляются необходимыми для построения

структуры управления реализацией интегративного комплекса «школа - вуз», мы выделяем следующие:

1) самоопределение потенциальных образовательных партнеров в рамках решаемой проблемы и принятие на себя ответственности за ее решение;

2) соорганизация управленческих позиций;

3) экспертиза инновационного потенциала коллектива разработчиков интегративной модели;

4) научно-организационное сопровождение хода разработки и реализации модели;

5) создание распределенной и согласованной полицентристской системы управления, организации и руководства инновационными проектами на разных уровнях.

Проектирование модели интегративного комплекса «школа - вуз» основывается на подчинении всех этапов ее разработки и реализации единой целевой установке - миссии складывающегося образовательного партнерства. В программе инновационного развития СОШ № 187 с углубленным изучением отдельных предметов г. Н. Новгорода «Школа - инновационный образовательный комплекс» миссия определена как обеспечение оптимальных условий для внедрения современной модели общего среднего образования посредством:

- обновления качества образования, содержания и форм организации образовательного процесса в соответствии с требованиями инновационного развития современного образования;

- обеспечения преемственности дошкольного, общего и высшего образования на основе принципа опоры в обучении на достижения предыдущего этапа развития и нацеленности на развитие в образовательном процессе в каждом возрасте в первую очередь фундаментальных способностей, обеспечивающих успешность обучения на следующей ступени образования;

- осуществления полноценной воспитательной деятельности, формирующей ценностные установки и нравственные ориентиры школьников, чувство гражданственности и социальной ответственности;

- реализации принципа непрерывности образования, ориентированного на формирование у учащихся целостной универсальной системы знаний, ключевых компетенций, обеспечивающих дальнейшее выстраивание непрерывной образовательной траектории.

Первым шагом в построении модели является постановка целей инновационного развития школы. Она осуществляется исходя из основной миссии, которая определяет общий смысл существования образовательной системы, и выявленных организационно-педагогических усло-

вий реализации модели интегративного комплекса. Цели развития становятся критериями для оценки эффективности реализации и принятия управленческих решений. В качестве основных целей построения и реализации модели интегративного комплекса «школа - вуз» мы выделили следующие:

1. Разработка компетентностно-ориентирован-ной организационной модели обеспечения доступности качественного образования.

2. Интеграция основной образовательной деятельности с образовательными ресурсами дополнительного образования для формирования совокупности личностно и социально значимых перспектив собственного развития школьников.

3. Обновление системы контроля и оценивания образовательных результатов на основе выработки единой оценочной политики школы, сочетания количественных и качественных методов образовательной диагностики, принципа накопления образовательных достижений, введения социально значимых форм признания образовательной успешности.

4. Организация системы проектной и учебноисследовательской деятельности школьников в условиях реализации индивидуальных образовательных маршрутов в основной школе и индивидуальных образовательных программ в старшей школе.

5. Обеспечение государственно-общественного управления образовательным учреждением посредством использования технологии социальнообразовательного проектирования.

6. Формирование информационно-коммуникационного пространства образовательного учреждения, обеспечивающего возможность универсального выхода каждого субъекта образовательного процесса к необходимой информации и оперирования ею.

Соответствующая управленческая схема реализации модели интегративного комплекса «школа - вуз» представляет собой следующую последовательность действий:

1. Определение миссии, постановка целей.

2. Разработка базовой стратегии (сценария) реализации модели, определение степени ее соответствия внешней среде, инновационному потенциалу и циклу развития образовательной системы, приемлемой степени риска.

3. Определение направлений реализации модели в ракурсе оптимальных организационнопедагогических условий.

4. Оценка инновационного потенциала модели с точки зрения ее соответствия внешним тенденциям развития образования и внутренним потенциальным возможностям.

5. Коррекция определенных ранее направлений реализации модели в случае обнаружения тех или иных несоответствий.

6. Создание органа (координационного совета), отвечающего за внедрение модели, контроль соответствия поставленным целям.

7. Разработка инновационных проектов по направлениям реализации модели, экспертная оценка их реалистичности и эффективности.

8. Интеграция инновационных проектов в общую программу инновационного развития.

9. Реализация программы инновационного развития.

10. Корректировка стратегии реализации модели при изменении миссии, базовых целей образовательной системы, уровня ее инновационного потенциала.

Описанная управленческая схема реализации модели интегративного образовательного комплекса «школа - вуз» способствует организации системного, содержательного и педагогически продуктивного взаимодействия его участников с целью сохранения, обновления и развития инновационных педагогических практик, направленных на успешное образование для всех детей (на определённом возрастном этапе, в определённых областях образовательной деятельности). Перспективу деятельности интегративного комплекса «школа - вуз» СОШ № 187 с углубленным изучением отдельных предметов г. Н. Новгорода мы видим в превращении инновационных практик, значимых для развития образования и человеческого потенциала страны в целом, в стабильный источник долгосрочного развития системы школьного, профессионального, дополнительного образования в Нижегородской области.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] / Министерство экономического развития Российской Федерации. -Электрон. текст. дан. - Официальный Интернет-ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации, 2009. - Режим доступа: http://www. economy. gov.ru/minecactivity/ sections/strate gicPlaning/concept/doc 1193835322297.

2. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ № 03 - 436 от 12.04.2009 г. «О рекомендациях по созданию инновационных комплексов в системе общего образования».

3. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: Решение проблем управления. Повышение в десятки раз темпов роста капитала. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Экономика, 2004.

4. Управление развитием инновационных процессов в школе / Под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. М., 1995. 256 с.

5. Проект стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. М.: Минэкономразвития России, 2010.

6. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе: Учебное пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008.

7. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009.

TECHNOLOGY FOR MANAGING THE PROCESS OF IMPLEMENTING THE MODEL OF «SCHOOL-UNIVERSITY» INTEGRATION COMPLEX

V.A. Malinin, O. V. Tulupova

We consider the characteristic features of the technology for managing the process of implementing the innovative model of the «school-university» integration complex based on the participative style and matrix structure for managing innovative processes in the educational system. The technological algorithm of implementing the innovative model of the «school-university» integration complex is presented.

Keywords: «school-university» integration complex, management technology, participative management, matrix structure of management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.