Инновации в образовании Вестник Нижегородского универси тета им. Н.И. Лобачевско го, 2011, № 6 (1), с. 38-43
УДК 373.6, 378
ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ИННОВАЦИОННОЙ ШКОЛЫ
© 2011 г. В.А. Малинин 1 2, О.В. Тулупова 3
1 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского 2 МОУ СОШ №187 Н. Новгорода 3 Нижегородский институт развития образования
tema58@bk.ru
Поступила в редакцию 05.10.2011
Рассматривается проблема формирования и институционального оформления образовательного пространства инновационной школы. Раскрывается специфика образовательного пространства с профессионально-деятельностной точки зрения. Представлена новая образовательная институция - школа - инновационный образовательный комплекс, и дана характеристика образовательного пространства комплекса в единстве его содержательно-деятельностного и инновационно-развивающего компонентов.
Ключевые слова: образовательное пространство, инновационная школа, инновационный образовательный комплекс.
Понятие образовательного пространства объединяет две основные идеи - идею пространства и идею образования. Образовательное пространство отражает некую образовательную протяженность, структурное сосуществование и взаимодействие образовательных систем, их компонентов, образовательных событий. Как форма трансляции социального опыта от поколения к поколению образовательное пространство существенно отличается от естественного процесса передачи опыта человечества, имеющего место без специально организованных процессов обучения и воспитания [3].
Образовательное пространство характеризуется объемом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации, образовательной инфраструктурой. Основными характеристиками образовательной инфраструктуры являются качественный и количественный состав ее элементов, их пространственное расположение и взаимодействие. Инфраструктура задает размеры и другие топологические свойства образовательного пространства [4]. При этом «удельный вес» каждого компонента, входящего в образовательное пространство, неодинаков.
На основе анализа состояния, структуры и динамики образовательного пространства можно судить о направлениях и качествах развития социальных связей и отношений в образовании. С учетом этого Г.Н. Сериков предлагает выделить несколько координат образовательного пространства.
В настоящее время со вступлением общества в постиндустриальную эпоху развития, когда главным результатом образования, по мнению разработчиков нового стандарта общего среднего образования, выступает «компетенция к обновлению компетентностей», всё более возрастает роль образовательных учреждений. В большей мере именно от школы сегодня зависит, раскроется ли человек в будущем, найдёт ли он своё место в жизни. Образовательные учреждения являются отражением существующего общества - сложного и многогранного. И как социальный институт школа должна быть максимально приближена по уровню интеллекта, техническому развитию к окружающему социуму, брать на вооружение всё лучшее и новое.
Ведущей характеристикой инновационных школ является постоянное обновление и саморазвитие на основе особой организации деятельности педагогов и школьников, предполагающей создание особых структур, каналов коммуникации, новых педагогических и управленческих позиций [1], то есть формирование образовательного пространства как структуры социальных связей и отношений в образовании, объединенных ценностями инновационного развития.
В научно-педагогической литературе понятие «образовательное пространство» трактуется неоднозначно. Наиболее часто его рассматривают как важную характеристику образовательного процесса, отражающую основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности [2].
Нормативно-регламентирующая координата призвана характеризовать правовые и нравственные основания, предопределяющие условия функционирования любой образовательной системы в соответствующем образовательном пространстве.
Перспективно-ориентирующая координата ориентирует в определении социальной ценности ожидаемых результатов функционирования образовательных систем.
Деят ельностно-ст имулирующая координата образовательного пространства отражает специфику материальных и нематериальных условий жизнедеятельности участников образовательных отношений в соответствующем образовательном пространстве в целом или в каком-либо его сегменте.
Коммуникативно-информационная координата служит средством отражения взаимосвязей между различными и многообразными образовательными системами, входящими в «большую» образовательную систему и, соответственно, в само образовательное пространство [5].
Специфика образовательного пространства как особого типа социального пространства состоит в том, что, формируя типы поведения, особую общность сопричастных (к данной сфере), оно вместе с тем предполагает обращение к общим ценностям, не конкурирующим с другими элементами, но включающим их по основанию дополнительности [3].
В.И. Слободчиков, рассматривая понятие образовательного пространства с профессионально-деятельностной точки зрения, отмечает, что оно задается совокупностью образовательных институтов, процессов и сред; производно от них, но к ним не сводится. Границы образовательного пространства могут расширяться и сужаться, они задаются масштабом профессиональной деятельности педагогов, масштабом вовлечения социокультурного окружения в саму образовательную деятельность. Расширение границ образовательного пространства, увеличение масштабов вовлечения социокультурного окружения в саму образовательную деятельность является важнейшей задачей организационно-управленческой деятельности в образовании [6].
В предложенной В.И. Слободчиковым структуре сферы образования каждая из проекций образуется как результат пересечения двух других. Так, образовательные среды задаются совокупностью образовательных институтов и процессов, образовательные институты нормативно закрепляют и организуют содержание образовательной среды и программы образова-
тельной деятельности, характер образовательных процессов задается типом институтов и образовательных сред. Точкой пересечения всех предметных проекций сферы образования является содержание образования. В составе образовательной среды содержание образования выступает как конфигурация предметностей осваиваемой культуры, как ее образовательный ресурс. В составе образовательного процесса содержание образования задает тип образования или предмет совместной деятельности субъектов образования относительно целей развития, где данное содержание является средством их достижения. В составе образовательного института содержание образования выступает как вполне определенная культурная модель образовательного института, как нормативно закрепленная структура совместной деятельности субъектов образования.
Если рассматривать государственный стандарт общего среднего образования как документ, фиксирующий целостный взгляд на содержание общего среднего образования в целом, то очевидно, что он и будет выступать «точкой пересечения» предметных проекций сферы современного школьного образования. Данный взгляд подтверждают ведущие функции образовательного стандарта второго поколения, определенные идеологами его разработки А.М. Кондаковым и А.Г. Асмоловым. Новый стандарт общего среднего образования - это:
- инструмент реализации цели образования в интересах личности, общества и государства;
- инструмент обеспечения социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации;
- инструмент реализации государственной политики в сфере образования (таким образом, образование работает на определение решения задач развития общества, государства, семьи);
- инструмент реализации важнейших задач стабильности, устойчивости развития общества.
Ядром образовательного пространства выступают образовательные ценности, которые включают как ценности участников образовательного процесса, так и ценности-нормы, обусловленные уровнем развития общества. Под воздействием образовательных ценностей осуществляется деятельность системы образования, формируются нормы поведения [7], происходит институализация образовательного пространства в границах определенного образовательного института.
Так, исходя из признания главной образовательной ценностью становления человека как культуросообразного существа, способного к творению новых предметных форм культуры,
для чего фундаментальным основанием выступает формирование научного мировоззрения учащихся, нами осуществляется проектирование образовательного пространства муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 187 г. Нижнего Новгорода как школы - инновационного образовательного комплекса.
В основе проектирования содержательнодеятельностного компонента образовательного пространства школы - инновационного образовательного комплекса лежат представления о возрастно-нормативной модели развития на ступени образования и возрастно-ориентированной образовательной деятельности [8].
Возрастно-нормативная модель образовательного пространства школы - инновационного образовательного комплекса включает 4 типа ситуаций развития, соответствующих системе связей и отношений, задаваемых в детско-взрослой общности, образуемой на ступени дошкольного общего, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Для каждой из перечисленных ситуаций развития выстраивается специфическая возрастно-ориентированная образовательная деятельность, что предполагает проектирование содержания реализуемых на определенной ступени учебных программ, программ внеучебной деятельности, программ воспитания и социализации; форм организации образовательного процесса; определение основных образовательных результатов и способов их диагностики.
1. Первая ситуация развития «Предшкола» связана с созданием психологического фундамента готовности детей к развивающему начальному обучению. При проектировании данной ситуации развития мы, во-первых, учитывали культурно-историческое и психологическое своеобразие современного типа детства, которому присуща культуротворческая функция (порождение новых форм общечеловеческих способностей, наряду с освоением ребенком уже сложившихся); во-вторых, опирались на принципы междисциплинарного подхода к изучению природы, закономерностей, механизмов, условий детского развития и его комплексному обеспечению на практике. В-третьих, проектируемая дошкольная ступень выстраивается нами как исходное звено целостной системы непрерывного развивающего образования.
2. Вторая ситуация «Начальная школа» призвана путем реализации целостной педагогической технологии на основе принципов деятельностной педагогики, раскрытых в работах
В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, В.В. Репкина,
Г.А. Цукерман, А.Б. Воронцова и др., способствовать развитию ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой через побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности: собственно учебы, ориентированной на овладение основами понятийного мышления (содержательное обобщение, анализ, планирование и рефлексия); игры, имитирующей различные стороны социальной действительности, способствующей развитию воображения, фантазии, коммуникативных способностей, освоению способов кооперации со сверстниками; труда в виде самообслуживания, участия в общественно полезном труде, в социально значимых трудовых акциях; проектной работы, связанной с коллективным конструированием, формированием замыслов и реализацией социально значимых инициатив; исследования, включающего наблюдение за объектами окружающего мира, экспериментирование, предполагающего формирование отдельных исследовательских умений: изучение научных текстов, измерение, интерпретация данных и т.д.
3. Третья ситуация «Подростковая школа» связана с созданием в целях формирования способности подростков осуществлять продуктивную деятельность, используя приобретаемые в процессе базового образования знания и умения, пространства для реализации разнообразных творческих замыслов подростков, проявления инициативных действий в разнообразных организационно-учебных формах (учебные занятия, тренинги, проекты, практикумы, конференции и пр.), с постепенным расширением возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы.
4. Четвертая ситуация «Старшая школа» предполагает профильную самореализацию старшеклассников в индивидуальных образовательных программах на основе сочетания общекультурного ядра общего образования с избранными профилями обучения. Ведущим типом деятельности старших школьников выступает самоопределение как практика становления, связанная с базовым возрастным процессом - поиском идентичности на мировоззренческом уровне, конструированием возможных образов будущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной траектории (своего пути).
Инновационно-развивающий компонент образовательного пространства школы - инновационного образовательного комплекса представлен структурой, объединяющей:
1. Центр духовно-нравственного воспитания и гражданского образования.
2. Центр здоровья.
3. Школьный творческий центр.
4. Информационный центр.
5. Тьюторский центр
Идея создания центра духовно-нравственного воспитания и гражданского образования заключается в утверждении приоритета в школьном образовании процесса развития личности подрастающего человека, принятия им духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Цель деятельности центра
- реализация в МОУ СОШ № 187 с углубленным изучением отдельных предметов г. Н. Новгорода социального заказа для общего образования по духовно-нравственному развитию будущих граждан России как важнейшему фактору, обеспечивающему развитие страны, процесс ее глубокой модернизации в его конкретночеловеческом, социально-личностном выражении [9].
Ведущим смыслом организации центра духовно-нравственного воспитания и гражданского образования в составе школы - инновационного образовательного комплекса является возможность институализации воспитательных взаимоотношений школы и социума (нормативное оформление и закрепление складывающихся партнерских взаимосвязей) при ведущей роли школы в формировании у подрастающего поколения ценностей национального нравственного идеала; построения системы методического сопровождения деятельности педагогов и социальных партнеров по формированию и развитию ценностно-нормативной основы личности будущих граждан России; обеспечения преемственности и непрерывности воспитания школьников в едином школьно-семейном пространстве.
Одним из приоритетов модернизации образования, обозначенных в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», является внедрение новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения, обеспечивающих формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса [10]. Это направление в структуре школы - инновационного образовательного комплекса представлено в форме центра здоровья. Деятельность данного подразделения ориентирована на утверждение приоритета жизни и здоровья человека как основополагающего принципа государственной политики России на основе разработки, апробации и внедрения новых технологий и методик здоровьесберегающего образования. Модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья всех субъектов образовательного процесса МОУ
СОШ № 187 с углубленным изучением отдельных предметов г. Н.Новгорода включает:
1. Блок скрининг-тестирования здоровья учащихся по медицинским, психологическим, социальным показателям.
2. Блок здоровьесберегающих инфраструктур образовательного учреждения и рациональной организации учебного процесса.
3. Блок физкультурно-оздоровительной работы, объединяющий полноценную эффективную работу с учащимися всех групп здоровья на уроках и во внеурочной деятельности.
4. Блок медицинской профилактики, предполагающий использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача.
5. Блок оздоровительно-реабилитационных мероприятий, связанных с составлением индивидуальной программы реабилитации на каждого ученика.
6. Блок социально-психологического сопровождения, включающий организацию работы социально-психологической службы и психоло-го-медико-педагогического консилиума.
7. Блок творческой инициативы и информации, предполагающий пропаганду здорового образа жизни, организацию исследовательской и проектной деятельности учащихся по проблемам сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни.
Современная школа находится в стадии принципиальных преобразований - введение старшей профильной школы, единого государственного экзамена, использование в общеобразовательном процессе мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов. В данной ситуации цель педагогического процесса школы - «развитие нравственной и творческой личности в процессе усвоения основных закономерностей и методов культуры, самостоятельной в познавательной и творческой деятельности, свободной в выборе своего жизненного пути» [11].
В настоящее время научно обосновано, что главный результат школьного образования - это способность выпускника к самообразованию и самореализации. Главное, что может школа дать своим ученикам, - это творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам.
Школьный творческий центр предполагает создание общей творческой среды, обеспечивающей возможность самореализации каждому субъекту образовательного процесса и отличающейся культурой партнерства, отношением
к успеху как к созданию новшеств и их продвижению во внешнюю среду, многообразием стимулов (материальных, символических, социальных) активной творческой деятельности и высокой восприимчивостью к ним педагогов и учащихся, атмосферой психологического комфорта, открытости и свободы.
Особое значение в процессе создания открытой творческой образовательной среды приобретает информатизация всех уровней образования, прежде всего школьного. Информационный центр МОУ СОШ № 187 проектируется под идею создания единой информационнообразовательной среды инновационного образовательного комплекса как открытой развивающейся образовательной подсистемы - компонента целостной системы образовательного учреждения [12]. Единая информационная среда является целью совместной продуктивной деятельности учащихся, педагогов, родителей. Предметно-практический характер деятельности участников образовательного процесса в условиях единой информационно-образовательной среды формирует новые качества их личности, стимулирует сотрудничество, помогает раскрыть способности. Единая информационная среда призвана порождать новые формы деятельности в образовательном учреждении, менять и обогащать всю систему обучения.
Модель инновационных комплексов в сфере образования предлагается в качестве механизма развития и распространения инновационных педагогических практик на федеральном, региональном или муниципальном уровнях, предусматривающего взаимодействие причастных к данной практике учёных, педагогов, управленцев, образовательных и исследовательских учреждений и других участников [13].
Школа - инновационный образовательный комплекс берет на себя определенные полномочия в сфере повышения квалификации педагогических работников, осуществляя тьюторскую поддержку педагогов образовательных учреждений города Нижнего Новгорода по внедрению технологий духовно-нравственного развития и воспитания школьников, здоровьесбергаю-щих, информационно-коммуникационных технологий, технологий творческого обучения и развития детской одаренности.
Тьюторская практика рассматривается как эффективный управленческий механизм становления открытых образовательных систем, модернизации системы образования в целом. Главным принципом деятельности тьюторского центра выступает возможность выбора своего пути самообразования и самореализации. К используемым техникам тьюторского сопровождения от-
носятся: индивидуальный консалтинг, рефлексивные технологии, позволяющие педагогам оценивать продуктивность своей профессиональной деятельности, выделять проблемы и успехи, технологии тьюторского сопровождения становления проектных, исследовательских компетенций. Данные технологии позволяют индивидуализировать процесс повышения квалификации, сделать его максимально приближенным к реальной практике инновационного образования [14].
Миссией тьюторского центра как компонента образовательного пространства школы - инновационного образовательного комплекса является предоставление педагогам ресурсов инновационных практик для осознанного выбора направления собственного профессионального развития. При этом в функционал этой структуры входят и формирование образовательного заказа, т.е. формирование целевых групп заказчиков образовательных услуг, и менеджмент образовательных услуг, и разработка предложений использования ресурсных пакетов (специальным образом оформленных наборов технологически переносимых идей, моделей, технологий и методик) инновационного опыта для разных целевых групп. Реализуют данный функционал специально подготовленные тьюторы - педагоги-профессионалы, не только способные эффективно работать в системе образования, но и готовые и способные работать с самой системой образования, преобразовывать ее, изменять и развивать.
Таким образом, проектирование школы -инновационного образовательного комплекса рассматривается нами как способ создания уникальной сферы развития человеческого потенциала образовательных систем, увязывающей воедино возрастно-сообразную педагогическую деятельность, педагогические исследования и педагогические проекты, формирование новых типов профессиональных педагогических сообществ на основе максимально полного использования ресурсов образовательного учреждения для принципиально новых программ, а также формирования дополнительных структур инновационного характера.
Список литературы
1. Фрумин И. Пути самореализации: о возможном варианте программы развития школы // Директор школы. 1994. № 4. C. 2-10.
2. Научно-педагогический глоссарий // Электронный журн. № 1. Образование. Лингвистика. Межкультурная коммуникация. Режим доступа: http:// alumni. iubip.ru/S okolova/lexicography/glossary.htm
3. Попов А.А. Образовательное пространство: социология и технология конструирования. URL: http:// www.fondgp.ru/lib/mmk/50
4. Виленский М.Я., Мещерякова Е.В. Образовательное пространство как педагогическая категория // Педагогические образование и наука. М., 2002. С. 8-18.
5. Сериков Г.Н. Элементы теории системного управления образованием. Челябинск: ЧГТУ, 1994. Ч.1. Системное видение образования.
6. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. Биробиджан: БГПИ, 2005. 272 с.
7. Дунаева Е.С. Социальная неопределенность как характеристика образовательного пространства молодежи: Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2008. №1(2). Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/1(2)/Dunaeva/
8. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009.
9. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
10. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». ЦКЬ: http://www.mon.gov.ru/dok/ ак/6591/
11. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М., 2000.
12. Зенкина С.В. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования // Педагогика. 2008. № 6. С. 22-28.
13. Научно-методические рекомендации по созданию инновационных комплексов в сфере образования, обеспечивающих взаимодействие исследовательских групп, профессиональных педагогических сообществ, образовательных учреждений, органов управления по вопросам модернизации образования. иКЬ: www.setilab.ru
14. Васильева Е.Н. Тьюторство как механизм непрерывного профессионального образования педагога // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. № 6.
С. 32-37.
INSTITUTIONALIZATION OF INNOVATIVE SCHOOL'S EDUCATIONAL ENVIRONMENT
V.A. Malinin, O. V. Tulupova
The article considers the problem of formation and institutionalization of innovative school's educational environment. Specific features of the educational environment are identified from the point of view of professional activity. A new educational institution, the school "Innovation educational complex" is presented. The educational environment of the complex is characterized as the unity of its activity content and innovative development components.
Keywords: educational environment, innovative school, innovative educational complex.