Научная статья на тему 'Интеграция как инновационная парадигма в условиях модернизации отечественного образования'

Интеграция как инновационная парадигма в условиях модернизации отечественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ КОМПЛЕКС "ШКОЛА-ВУЗ" / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / INTEGRATIVE COMPLEX "SCHOOL-UNIVERSITY" / EDUCATION / EDUCATIONAL SYSTEM / INTEGRATION / INTEGRATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малинин Валерий Анатольевич

В статье рассматриваются теоретические основы проблемы интеграции школы и вуза как фактора развития новой образовательной системы в современных условиях модернизации отечественного образования; раскрываются различные подходы к осознанию сущности понятия «инновация», подчеркивается, что только в целостном взаимодействии школы и вуза возможно формирование творческой, конкурентоспособной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION AS AN INNOVATIVE PARADIGM IN TERMS OF MODERNIZATION OF NATIONAL EDUCATION

The article discusses the theoretical basis of the problem of integration of school and university as a factor in the development of a new educational system in modern conditions of modernization of national education; it reveals different approaches to the essence of the concept of «innovation»; and stresses that only a holistic interaction of school and university enables the formation of a creative, competitive personality.

Текст научной работы на тему «Интеграция как инновационная парадигма в условиях модернизации отечественного образования»

УДК 371.4

ИНТЕГРАЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2014 В.А.Малинин

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа .№187. Нижний Новгород

Статья поступила в редакцию 23.01.2014

В статье рассматриваются теоретические основы проблемы интеграции школы и вуза как фактора развития новой образовательной системы в современных условиях модернизации отечественного образования; раскрываются различные подходы к осознанию сущности понятия «инновация», подчеркивается, что только в целостном взаимодействии школы и вуза возможно формирование творческой, конкурентоспособной личности. Ключевые слова: образование, образовательная система, интеграция, интегративный комплекс «школа-вуз», интеграция образовательных учреждений.

В современных условиях интеграции России в мировое сообщество значительно возросла роль образования, которое ученые-исследователи А.Г.Ас-молов, В.С.Леднев, В.В.Рубцов, Д.И.Фельдштейн, В.Д.Шадриков, и др. рассматривают не только как способ передачи знаний, навыков и умений, а как способ развития личности, так как результатом образовательной деятельности российской школы сегодня является личность ученика и развитие его качеств и способностей. Вместе с тем, следует отметить, что традиционная стратегия образования, ограничиваясь выбором необходимых знаний умений и навыков, в определенной мере тормозила развитие ребенка как человека культуры, нравственности и снижала потребность личности в принятии общечеловеческих и культурных ценностей. Причинами этого явилось общее ухудшение качества образования в стране, его прагматическая ориентированность, снижение духовно-нравст-венной культуры общества в целом, использование репродуктивных технологий обучения и в перестроечное время практически отказ от воспитания.

Образование в современном мире и в России выполняет не только социальные функции, оно выступает как гуманитарная и интегрированная человеческая деятельность, что нашло отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. В данных документах определены следующие стратегические цели обучения и воспитания учащейся молодежи: преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культу-

Малинин Валерий Анатольевич, кандидат педагогических наук, директор МАОУ СОШ №187 с углубленным изучением отдельных предметов. E-mail: school-23@bk.ru

ры, науки, высоких технологий и экономики; создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России. Итак, сегодня необходимо осознать, что будущее развитие России зависит не только от глубокой перестройки экономики страны, как справедливо считает А.М.Кондаков, но и прежде всего от многоплановой социокультурной модернизации всего российского общества, от развития человеческого потенциала, воспитания новой генерации россиян. Новый социальный заказ предопределяет центральную роль образования в решении важнейших общегосударственных задач, делает необходимым переосмысление с современных позиций целей и ценностей образования, его роли в удовлетворении жизненных устремлений обучающихся; системы образовательных результатов, определяющих качество образования в его современном звучании. Эта задача обусловила необходимость разработки нового по духу и букве образовательного стандарта общего образования. Он должен обеспечить переход от догоняющей к опережающей модели общественного развития, построение в нашей стране гражданского общества1. На современном этапе модернизации образования необходимо учитывать, что система образования в начале XXI века находится на таком этапе своего развития, когда в педагогической реальности достаточно четко обозначились тенденции инновационного развития субъектов образования, которые связаны интеграционными процессами. Сегодня разрабатываются интеграционные образовательные программы, учебные курсы; внедряются интегрированные технологии обучения; проводятся интегрированные уроки, семинары, лекции; создаются учебные заведения интегрированного типа (школы-комплексы, школы-лицеи, школы-гимназии, школы-интернаты и др.). Все это

1 Кондаков А.М. Федеральный государственный стандарт

образования и подготовки учителя // Просвещение. -

2010. - №7. - С. 18 - 22.

позволяет, по мнению В.Н.Максимовой, рассматривать интеграцию - «как принцип и фактор развития современных образовательных систем»2. При этом В.Н.Максимова подчеркивает, что проблема интеграции в образовании может быть рассмотрена с позиций двух существенных характеристик образования: образование как форма отражения инте-гративных тенденций развития науки и культуры в целом, единой картины мира с целью формирования целостной системы знаний молодого поколения о мире; образование как интегративная общность человеческой деятельности, предметом которой является развитие растущего человека в системе его связей и отношений с миром3. По мнению В.Н.Максимовой, первая позиция раскрывает интеграцию в науке, как фундаментальную основу преобразования содержания образования.

На наш взгляд, вторая позиция в условиях модернизации российского образования чрезвычайно значима, так как в современной системе образования личность растущего человека рассматривается как главная ценность семьи, школы, общества, государства. Таким образом, интеграция как фактор развития новой образовательной системы является сложной научно-педагогической и социальной проблемой, которая требует своевременного решения. Анализ литературы показал, что в современных исследованиях интеграция выступает как важнейшая методологическая категория. Методологические и теоретические проблемы интеграции нашли отражение в трудах Б.М.Кедрова, В.П.Кузьмина, В.А.Лекторского, В.Н.Максимовой, А.П.Огурцова, А.И.Ракитова, В.С.Степина, М.Г.Чепикова, Б.Ч.Юдина и др. Так, Б.М.Кедров подчеркивает, что отдельные глобальные проблемы должны быть сами приведены во взаимную связь между собой и образовать единую универсально-глобальную проблему, объектом которой будет весь мир. Стержнем такой науке о мире является человек4.

В настоящее время данная общенаучная категория адаптирована в контекст педагогической науки. В исследованиях В.С.Безруковой, М.Н.Берулавы, Г.А.Геворкян, А.Я.Данилюка, О.В.Кайгородовой, Н.И.Кондакова, С.А.Писаревой, Ю.С.Тюнникова, П.Сорокина и др. интеграция характеризуется с позиции «целостности, системности, комплексности»; как «принцип, процесс и результат»; как «объединение в целое разрозненных частей». Чтобы различать интегративные процессы в общей массе педагогических явлений, Ю.С.Тюнников выделяет следующие их сущностные признаки: интеграция строится как взаимодействие разнородных, ранее разобщенных элементов; интеграция связана с каче-

2 Максимова В.Н. Интеграция в системе образования. СПб.: 2000.

3 Максимова В.Н. Интеграция в системе образования...

4 Кедров Б.М. Классификация наук. Прогноз К.Маркса о науке будущего. - М.: 1985.

ственными и количественными преобразованиями взаимодействующих элементов; интегративный процесс имеет свою логико-содержательную основу; интегративный процесс имеет собственную структуру5.

Вместе с тем, нельзя не согласиться с мнением А.Я.Данилюка, который считает, что данные характеристики недостаточно отражают специфику интеграции как педагогического явления. Причина этого, по мнению исследователя, заключается в том, что восприятие интеграции в определенной мере ограничено; не всегда интеграция рассматривается как диалектический процесс; нередко интеграция противопоставляется дифференциации6. Своим рождением теория интеграции обязана теориям целостности и системности. Принцип системности возник как целостный подход к объектам исследования. Это нашло отражение сначала в понимании целого (целостности), а затем было развито и конкретизировано в понятиях системы и организации. Сущность теории систем заключается в поиске це-лостностей, природы их образования и факторов поддержания устойчивости и саморазвития. По мнения Н.И.Кондакова, понятие интеграции входит в теорию систем. Здесь оно обозначает «состояние взаимосвязи отдельных компонентов системы и процесса, обуславливающей такое состояние»7.

Как показало исследование, интеграция научно-педагогических идей с практикой возникает в результате деятельности творческой группы, объединения, образовательного учреждения или экспериментальной площадки. Интеграция (с лат. Integer -полный, цельный) - это важнейший путь достижения целостности любых систем, в том числе и педагогических. В последние годы достаточно интенсивными становятся попытки развития процессов интеграции различных образовательных учреждений. Интеграция образовательных учреждений в современном российском образовании является одним из востребованных и перспективных направлений инновационных процессов, которые должны способствовать преобразованию системы обучения и воспитания молодёжи в России в целом. Вопросы интеграции образовательных учреждений рассматривают А.В.Алферов, В.П.Кучкин, В.В.Ленченко, Н.Б.Федоров и др. Проблему создания педагогических комплексов «школа-вуз» исследуют В.В.Арнаутов, Е.В.Бондаревская, Л.А.Иванова, Н.К.Сергеев, А.С.Тернова, И.Н.Шипулин и др. Ведущее понятие исследования «интеграция» мы анализируем в контексте с теми целями и задачами, которые

5 Тюнников Ю.С. Политехнические основы подготовки учащихся профтехучилищ. Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - Казань:1990. - С. 21.

6 Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. - Ростов на/Д.: 2000. - С. 440.

7 Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - М.: 1976.

сегодня стоят перед педагогической наукой и школьной практикой.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», подчеркивается, что модернизация как высшей школы, так и общеобразовательной, должна осуществляться в опережающем режиме и предопределять позитивные изменения в обществе, развитие которого во многом зависит от того, насколько повысится уровень образованности, общей культуры, профессионализма, компетентности, гражданской активности, патриотизма и ответственности учащихся и студентов, а также насколько эффективно будут осуществляться интегратив-ные процессы в образовании. На наш взгляд, создание интегрированных образовательных учебно-научных комплексов таких, как «школа-вуз», позволяет решать проблему, преемственности между школой и вузом, дает возможность учащимся получить более фундаментальные знания по различным предметам, осуществлять обмен кадрами между вузом и школами, повышать квалификацию учителей и специалистов образования.

Выделенные закономерности учитывались при разработке концепции развития, стратегии интеграции «школа-вуз», которая базируется на разработанной нами инновационно-интегративной парадигме образования8, предполагающей, что развитие интегративных отношений между школой и вузом обуславливает не только общий ход развития образования, но и развитие личности в условиях инновационной деятельности школы и вуза. Современная школа одна не может подготовить конкурентоспособную, успешную, творческую, компетентную личность. Это возможно только в условиях тесного взаимодействия с вузом. Важным концептуальным положением формирования стратегии развития ин-новационно-интегративного комплекса «школа-вуз», является соотношение фундаментальности и профессиональной специализации в подготовке кадров. Специалист, подготовленный в школе и в вузе в рамках непрерывного профессионального образования по программам начального, среднего и первой ступени высшего профессионального образования, будет более востребован на рынке труда, более конкурентоспособен.

Учет выявленных тенденций позволил сформулировать требования к содержанию фундаментальности образования, в частности, непрерывного профессионального, которые базируются на положениях преемственности, универсализации образования, опережающего развития качества образовательных систем и представлении о системе высшего образования как о механизме, управляющим всем процессом фундаментализации непрерывного образования. Предложенные научно-организационные основы и

8 Малинин В.А. Парадигма образования в контексте общества знаний // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И.Лобачевского. - 2012. - №3 (1). - С. 25 - 29.

реализация на практике механизмов интеграции «школа-вуз» способствуют обеспечению высокого качества образования, развития культуры и здорового образа жизни школьников и студентов. В результате интеграции образовательной деятельности школы и вуза создана базовая университетская школа социально-экономического направления. В данном взаимодействии четко выделены основные черты университетской школы: ведется углубленное изучение отдельных курсов по государственным программам и по программам разработанными учителями школ совместно с преподавателями Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского (ННГУ), как в рамках базисного учебного плана, так и на основе дополнительных образовательных услуг; реализуется единый подход к преподаванию курсов социально-экономического направления на основе фундаментальной математической и естественнонаучной подготовки; старшеклассники школы осваивают приемы и методы обучения в вузе на занятиях у преподавателей университета и в процессе научно-исследовательской деятельности, которую курируют кафедры университета; учащиеся школы активно участвуют в конкурсах и олимпиадах различного уровня; осуществляется доступ учащихся и учителей школы к информационным ресурсам университета.

Интегративный комплекс «школа-вуз» ставит следующие задачи: создание системы высококачественной подготовки учащихся школы в области социально-экономических дисциплин на основе использования учебно-методических ресурсов университета и привлечения к преподаванию в школе университетского профессорско-преподавательского состава; дальнейшее развитие принципов взаимодействия «школа-университет» на основе концепции базовой школы университета, включая развитие системы подготовки школьников к поступлению университет на все специальности и направления подготовки; разработка организационных принципов непрерывного многоступенчатого образования на основе вертикальной интеграции «школа-университет», включая ступень среднего профессионального образования; разработка организационной модели интеграции школы и университета. С целью реализации поставленных задач определены основные направления деятельности интегративного комплекса «школа-вуз»9: проведение профориента-ционной работы среди учащихся школы и их родителей по специальностям и направлениям подготовки в ННГУ; организация работы университетских профильных классов социально-экономического профиля с участием преподавателей ННГУ; разработка учебных программ для университетских классов, соответствующих программам вступительных испытаний для абитуриентов, поступающих на экономический, финансовый, юридический, механико-математический факультеты и факультет социаль-

ных наук; организация предварительного тестирования выпускников университетских классов, успешно выполнивших программу подготовки, в соответствии с порядком проведения вступительных испытаний в ННГУ на бюджетные места; подготовка учащихся университетских классов к выполнению учебно-исследовательских работ с последующей защитой их на заседаниях кафедр ННГУ в установленном порядке; помощь в подготовке и в организации участия учащихся школы в олимпиадах различного уровня; обеспечение возможности доступа учащихся профильных классов и классов с углубленным изучением отдельных предметов к информационным ресурсам Университета, размещенным на площадях школы и ННГУ; разработка схемы непрерывной подготовки учащихся с возможностью получения среднего профессионального и высшего профессионального образования по очной и заочной формам обучения; подготовка организационно-методических пособий по интеграции школы и университета.

Опыт совместной работы школы и университета позволил выявить одну из серьезнейших трудностей обеспечения непрерывного образовательного процесса школьников, желающих получить высшее образование. До настоящего времени существуют научно-методические и организационные проблемы подготовки школьников, не позволяющие в полной

мере учитывать требования, предъявляемые вузами к абитуриентам. В отдельных аспектах эти проблемы не только не решаются, но даже обостряются с течением времени. В частности, выпускник среднего общеобразовательного учреждения, даже в полной мере освоивший школьную программу, часто вынужден прибегать к дополнительным образовательным услугам, чтобы подготовиться к сдаче ЕГЭ. Существуют принципиальные отличия в педагогических технологиях и методах обучения в вузе и в школе. Выпускник средней школы, как правило, не обладает необходимыми в вузе общими учебными умениями и навыками, оказывается на первых этапах обучения не готовым к освоению учебных курсов. Создание школ различных направлений, в частности, школ-комплексов, на базе вузов является одним из путей решения данной проблемы. Таким образом, интеграция школы и вуза как фактор развития новой образовательной системы осуществляется на всех уровнях функционирования этой системы, от внешних организационных структур до внутренних эмоционально-личностных проявлений растущего человека как субъекта образовательной деятельности.

9Малинин В.А., Повшедная Ф.В. Образовательный холдинг «школа - вуз»: пути к интеграции // Инициативы XXI века. - М.: 2012. - №>3. - С.63 - 65.

INTEGRATION AS AN INNOVATIVE PARADIGM IN TERMS OF MODERNIZATION OF NATIONAL EDUCATION

© 2014 V.A.Malinin°

Municipal Autonomous Comprehensive Institution Secondary Educational School .№187. N.Novgorod

The article discusses the theoretical basis of the problem of integration of school and university as a factor in the development of a new educational system in modern conditions of modernization of national education; it reveals different approaches to the essence of the concept of «innovation»; and stresses that only a holistic interaction of school and university enables the formation of a creative, competitive personality.

Keywords: education, educational system, integration, integrative complex «school-university», the integration of educational institutions.

Valeriy Anatoietch Malinin, Candidate of pedagogical sciences, Director. E-mail: school-2 3@bk. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.