Научная статья на тему 'Интеграция школы и вуза как фактор развития новой образовательной системы'

Интеграция школы и вуза как фактор развития новой образовательной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1524
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ КОМПЛЕКС"ШКОЛА ВУЗ" / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / INTEGRATIVE COMPLEX "SCHOOL-UNIVERSITY" / EDUCATION / EDUCATIONAL SYSTEM / INTEGRATION / INTEGRATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малинин В. А., Повшедная Ф. В.

Рассматриваются теоретические основы проблемы интеграции школы и вуза как фактора развития новой образовательной системы в современных условиях модернизации отечественного образования; раскрываются различные подходы к осознанию сущности понятия «инновация», подчеркивается, что только в целостном взаимодействии школы и вуза возможно формирование творческой, конкурентоспособной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF SCHOOLS AND UNIVERSITIES AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF A NEW EDUCATIONAL SYSTEM

The article discusses the theoretical basis of the problem of integration of schools and universities as a factor in the development of a new educational system in current conditions of modernization of Russia's education system. Different approaches to the essence of the concept of «innovation» are revealed. The authors stress that only a holistic interaction of schools and universities can contribute to the formation of a creative and competitive person.

Текст научной работы на тему «Интеграция школы и вуза как фактор развития новой образовательной системы»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 1 (1), с. 32-35

УДК 378

ИНТЕГРАЦИЯ ШКОЛЫ И ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

© 2014 г. В.А. Малинин,1 Ф.В. ПовшеднаЯ

'Средняя школа № 187, Н. Новгород 2 Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

tema58@bk.ru

Поступила в редакцию 31.01.2014

Рассматриваются теоретические основы проблемы интеграции школы и вуза как фактора развития новой образовательной системы в современных условиях модернизации отечественного образования; раскрываются различные подходы к осознанию сущности понятия «инновация», подчеркивается, что только в целостном взаимодействии школы и вуза возможно формирование творческой, конкурентоспособной личности.

Ключевые слова: образование, образовательная система, интеграция, интегративный комплекс «школа - вуз», интеграция образовательных учреждений.

В современных условиях интеграции России в мировое сообщество значительно возросла роль образования, которое ученые-исследователи А.Г Асмолов, В.С. Леднев, В.В. Рубцов, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков и др. рассматривают не только как способ передачи знаний, навыков и умений, а как способ развития личности, так как результатом образовательной деятельности российской школы сегодня является личность ученика и развитие его качеств и способностей.

Вместе с тем следует отметить, что традиционная стратегия образования, ограничиваясь выбором необходимых знаний, умений и навыков, в определенной мере тормозила развитие ребенка как человека культуры, нравственности и снижала потребность личности в принятии общечеловеческих и культурных ценностей. Причинами этого явилось общее ухудшение качества образования в стране, его прагматическая ориентированность, снижение духовнонравственной культуры общества в целом, использование репродуктивных технологий обучения и в перестроечное время практически отказ от воспитания.

Образование в современном мире и в России выполняет не только социальные функции, оно выступает как гуманитарная и интегрированная человеческая деятельность, что нашло отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. В данных документах определены следующие стратегические цели обучения и воспитания учащейся молодежи: преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни наро-

да и национальной безопасности; восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики; создание основы для устойчивого социальноэкономического и духовного развития России.

Итак, сегодня необходимо осознать, что будущее развитие России зависит не только от глубокой перестройки экономики страны, как справедливо считает А.М. Кондаков, но и прежде всего от многоплановой социокультурной модернизации всего российского общества, от развития человеческого потенциала, воспитания новой генерации россиян. Новый социальный заказ предопределяет центральную роль образования в решении важнейших общегосударственных задач, делает необходимым переосмысление с современных позиций целей и ценностей образования, его роли в удовлетворении жизненных устремлений обучающихся; системы образовательных результатов, определяющих качество образования в его современном звучании. Эта задача обусловила необходимость разработки нового по духу и букве образовательного стандарта общего образования. Он должен обеспечить переход от догоняющей к опережающей модели общественного развития, построение в нашей стране гражданского общества [1, с. 18].

На современном этапе модернизации образования необходимо учитывать, что система образования в начале XXI века находится на таком этапе своего развития, когда в педагогической реальности достаточно четко обозначились тенденции инновационного развития субъектов образования, которые связаны интеграци-

онными процессами. Сегодня разрабатываются интеграционные образовательные программы, учебные курсы; внедряются интегрированные технологии обучения; проводятся интегрированные уроки, семинары, лекции; создаются учебные заведения интегрированного типа (школы-комплексы, школы-лицеи, школы-гимназии, школы-интернаты и др.). Все это позволяет, по мнению В.Н. Максимовой, рассматривать интеграцию «как принцип и фактор развития современных образовательных систем» [2]. При этом В.Н. Максимова подчеркивает [2], что проблема интеграции в образовании может быть рассмотрена с позиций двух существенных характеристик образования:

1) образование как форма отражения интегративных тенденций развития науки и культуры в целом, единой картины мира с целью формирования целостной системы знаний молодого поколения о мире;

2) образование как интегративная общность человеческой деятельности, предметом которой является развитие растущего человека в системе его связей и отношений с миром.

По мнению В.Н. Максимовой, первая позиция раскрывает интеграцию в науке как фундаментальную основу преобразования содержания образования.

На наш взгляд, вторая позиция в условиях модернизации российского образования чрезвычайно значима, так как в современной системе образования личность растущего человека рассматривается как главная ценность семьи, школы, общества, государства.

Таким образом, интеграция как фактор развития новой образовательной системы является сложной научно-педагогической и социальной проблемой, которая требует своевременного решения. Анализ литературы показал, что в современных исследованиях интеграция выступает как важнейшая методологическая категория.

Методологические и теоретические проблемы интеграции нашли отражение в трудах Б.М. Кедрова, В.П. Кузьмина, В.А. Лекторского, В.Н. Максимовой, А.П. Огурцова, А.И. Ракитова, В.С. Степина, М.Г. Чепикова, Б.Ч. Юдина и др. Так, Б.М. Кедров подчеркивает, что отдельные глобальные проблемы должны быть сами приведены во взаимную связь между собой и образовать единую универсально-глобальную проблему, объектом которой будет весь мир. Стержнем такой науке о мире является человек [3].

В настоящее время данная общенаучная категория адаптирована в контекст педагогической науки. В педагогических исследованиях В.С. Безруковой, М.Н. Берулавы, А.Я. Данилю-ка, Н.И. Кондакова, С.А. Писаревой, Ю.С. Тюн-

никова, П. Сорокина и др. интеграция характеризуется с позиции «целостности, системности, комплексности»; как «принцип, процесс и результат»; как «объединение в целое разрозненных частей». Вместе с тем нельзя не согласиться с мнением А.Я. Данилюка, который считает, что данные характеристики недостаточно отражают специфику интеграции как педагогического явления. Причина этого, по мнению исследователя, заключается в том, что восприятие интеграции в определенной мере ограниченно; не всегда интеграция рассматривается как диалектический процесс; нередко интеграция противопоставляется дифференциации [4, с. 229].

Своим рождением теория интеграции обязана теориям целостности и системности. Принцип системности возник как целостный подход к объектам исследования. Это нашло отражение сначала в понимании целого (целостности), а затем было развито и конкретизировано в понятиях системы и организации.

Сущность теории систем заключается в поиске целостностей, природы их образования и факторов поддержания устойчивости и саморазвития. По мнения Н.И. Кондакова, понятие интеграции входит в теорию систем. Здесь оно обозначает «состояние взаимосвязи отдельных компонентов системы и процесс, обуславливающий такое состояние» [5, с. 203].

Как показало исследование, интеграция научно-педагогических идей с практикой возникает в результате деятельности творческой группы, объединения, образовательного учреждения или экспериментальной площадки. Интеграция (лат. Integer - полный, цельный) - это важнейший путь достижения целостности любых систем, в том числе и педагогических.

В последние годы достаточно интенсивными становятся попытки развития процессов интеграции различных образовательных учреждений. Интеграция образовательных учреждений в современном российском образовании является одним из востребованных и перспективных направлений инновационных процессов, которые должны способствовать преобразованию системы обучения и воспитания молодёжи в России в целом.

Вопросы интеграции образовательных учреждений рассматривают А.В. Алферов, В.П. Кучкин, В.В. Ленченко, Н.Б. Федоров и др. Проблему создания педагогических комплексов «школа - вуз» исследуют В.В. Арнаутов, Е.В. Бондаревская, Л.А. Иванова, Н.К. Сергеев, А.С. Тернова, И.Н. Шипу-лин и др.

Ведущее понятие исследования «интеграция» мы анализируем в контексте с теми целями

и задачами, которые сегодня стоят перед педагогической наукой и школьной практикой.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что модернизация как высшей школы, так и общеобразовательной должна осуществляться в опережающем режиме и предопределять позитивные изменения в обществе, развитие которого во многом зависит от того, насколько повысится уровень образованности, общей культуры, профессионализма, компетентности, гражданской активности, патриотизма и ответственности учащихся и студентов, а также насколько эффективно будут осуществляться интегративные процессы в образовании.

На наш взгляд, создание интегрированных образовательных учебно-научных комплексов, таких как «школа - вуз», позволяет решать проблему преемственности между школой и вузом, дает возможность учащимся получить более фундаментальные знания по различным предметам, осуществлять обмен кадрами между вузом и школами, повышать квалификацию учителей и специалистов образования.

Выделенные закономерности учитывались при создании концепции развития стратегии интеграции «школа - вуз», которая базируется на разработанной нами инновационно-интегративной парадигме образования [6], предполагающей, что развитие интегративных отношений между школой и вузом обусловливает не только общий ход развития образования, но и развитие личности в условиях инновационной деятельности школы и вуза.

Современная школа одна не может подготовить конкурентоспособную, успешную, творческую, компетентную личность. Это возможно только в условиях тесного взаимодействия с вузом.

Важным концептуальным положением формирования стратегии развития инновационноинтегративного комплекса «школа — вуз» является соотношение фундаментальности и профессиональной специализации в подготовке кадров. Специалист, подготовленный в школе и в вузе в рамках непрерывного профессионального образования по программам начального, среднего и первой ступени высшего профессионального образования, будет более востребован на рынке труда, более конкурентоспособен.

Учет выявленных тенденций позволил сформулировать требования к содержанию фундаментальности образования, в частности непрерывного профессионального, которые базируются на положениях преемственности, универсализации образования, опережающего развития качества образовательных систем и

представлении о системе высшего образования как о механизме, управляющем всем процессом фундаментализации непрерывного образования.

Предложенные научно-организационные основы и реализация на практике механизмов интеграции «школа - вуз» способствуют обеспечению высокого качества образования, развитию культуры и здорового образа жизни школьников и студентов.

Опыт совместной работы школы и университета позволил выявить одну из серьезнейших трудностей обеспечения непрерывного образовательного процесса школьников, желающих получить высшее образование. До настоящего времени существуют научно-методические и организационные проблемы подготовки школьников, не позволяющие в полной мере учитывать требования, предъявляемые вузами к абитуриентам. В отдельных аспектах эти проблемы не только не решаются, но даже обостряются с течением времени. В частности, выпускник среднего общеобразовательного учреждения, даже в полной мере освоивший школьную программу, часто вынужден прибегать к дополнительным образовательным услугам, чтобы подготовиться к сдаче ЕГЭ. Существуют принципиальные отличия в педагогических технологиях и методах обучения в вузе и в школе. Выпускник средней школы, как правило, не обладает необходимыми в вузе общими учебными умениями и навыками, оказывается на первых этапах обучения неготовым к освоению учебных курсов. Создание школ различных направлений, в частности школ-комплексов на базе вузов, является одним из путей решения данной проблемы.

Таким образом, интеграция школы и вуза как фактор развития новой образовательной системы осуществляется на всех уровнях функционирования этой системы, от внешних организационных структур до внутренних эмоционально-личностных проявлений растущего человека как субъекта образовательной деятельности.

Список литературы

1. Кондаков А.М. Федеральный государственный стандарт образования и подготовки учителя // Просвещение. 2010. № 7. С. 18—22.

2. Максимова В.Н. Интеграция в системе образования. СПб.: ЛОНРО, 2000. 82 с.

3. Кедров Б.М. Классификация наук. Прогноз К. Маркса о науке будущего. М., 1985.

4. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. С. 440.

5. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1976. 720 с.

6. Малинин В.А. Парадигма образования в контексте общества знаний // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 3(1). С. 25—29.

INTEGRATION OF SCHOOLS AND UNIVERSITIES AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT

OF A NEW EDUCATIONAL SYSTEM

V.A. Malinin, F. V. Povshednaya

The article discusses the theoretical basis of the problem of integration of schools and universities as a factor in the development of a new educational system in current conditions of modernization of Russia's education system. Different approaches to the essence of the concept of «innovation» are revealed. The authors stress that only a holistic interaction of schools and universities can contribute to the formation of a creative and competitive person.

Keywords: education, educational system, integration, integrative complex «school-university», integration of educational institutions.

References

1. Kondakov A.M. Federal'nyj gosudarstvennyj stan-dart obrazovanija i podgotovki uchitelja // Prosveshhe-nie. 2010. № 7. S. 18-22.

2. Maksimova V.N. Integracija v sisteme obrazovanija. SPb.: LONRO, 2000. 82 s.

3. Kedrov B.M. Klassifikacija nauk. Prognoz K.

Marksa o nauke budushhego. M., 1985.

4. Daniljuk A.Ja. Teorija integracii obrazovanija. Rostov: Izd-vo Rost. ped. un-ta, 2000. S. 440.

5. Kondakov N.I. Logicheskij slovar'-spra-vochnik. M.: Nauka, 1976. 720 s.

6. Malinin V.A. Paradigma obrazovanija v kontekste obshhestva znanij // Vestnik Nizhegorodskogo universi-teta im. N.I. Lobachevskogo. 2012. № 3(1). S. 25-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.