историко-педагогические и сравнительнопедагогические исследования проблем образования
Г.А. ИГНАТЬЕВА, О.В. ТУЛУПОВА (Нижний Новгород)
социально-культурная миссия образовательного проекта «нижегородская инновационная школа»
Раскрывается актуальная проблема готовности школ к инновационной деятельности в современных условиях развития общества и образования. На основе анализа научных подходов к определению понятия «инновационная школа» предложен комплекс критериев, характеризующих процесс изменений, проводимых в школе, как инновационный. Раскрыто значение профессиональнопедагогического сообщества школ - участников сетевого проекта «Нижегородская инновационная школа» как коллективного субъекта организованного инновационного движения в региональной системе образования.
Ключевые слова: инновационная школа, инновационная система школы, инновационная деятельность, субъект инновации, профессионально- педагогическое сообщество.
Выполнение современным образованием миссии двигателя системных изменений в экономике и обществе возможно только в рамках особой, инновационной организации всей сферы образования и ее отдельных элементов.
Обсуждать перспективы того или иного профессионального сообщества (в данном случае мы имеем в виду региональный экспериментальный сетевой образовательный проект «Нижегородская инновационная школа») целесообразно, ориентируясь на внутреннюю логику процессов профессионализации мышления и деятельности. на наш взгляд, для современной отечественной системы образования горизонт профессионализации был обозначен в «Концепции инновационной деятельности в образования» В.И. Слободчикова [5, с. 32 -56]. Анализируя понятийное пространство инновационной деятельности, ученый вводит ряд ограничений, которые могут быть рассмотрены в качестве рабочих критери-
ев ее выделения в совокупной деятельности образовательных учреждений:
1) необходимость рассмотрения инновационной деятельности в пространстве вполне определенной социальной практики с точки зрения изменений по сравнению с существующей традицией;
2) направленность инновационной деятельности на решение комплексной проблемы, порождаемой столкновением сложившихся и еще только становящихся норм практики, либо несоответствием традиционных норм новым социальным ожиданиям;
3) необходимость придания инновационной деятельности культурного радикала, что предполагает фиксацию инновационного опыта, его культурное оформление и механизмы трансляции;
4) присутствие в инновационной деятельности вектора «институциализации»
- организационно-управленческое оформление нововведений и их нормативное закрепление в изменяющейся практике.
В контексте фундаментальных изменений в современном российском образовании (модернизация структуры и содержания общего образования и развитие новых педагогических компетенций) современная инновационная школа должна становиться подлинным образовательным институтом со своим точно обозначенным типом образования и с соответствующим ему нормативно-организационным основанием, а также со своей спецификой, задаваемой общим укладом жизни данного образовательного института. В современной педагогической литературе существуют разные представления о наиболее характерных чертах инновационной школы. Так, Т.И. Шамова в качестве наиболее яркого ее признака выделяет качественное изменение уровня развития личности учащихся [8]. По мнению А.Н. Тубельского, к инновационным могут быть отнесены лишь те школы, которые сами полностью разрабатывают и реализуют комплексные инновационные программы «от замысла до воплощения», а не просто внедряют готовые разработки [6]. Школа в этом случае
© Игнатьева Г.А., Тулупова О.В., 2010
одновременно выполняет функции и научной лаборатории, и экспериментальной площадки, и является пространством жизнедеятельности детей и взрослых.
Это мнение разделяет ряд известных специалистов. В частности, А.Г. Кас-пржак в качестве инновационной рассматривает такую школу, которая разрабатывает или реализует отличные от общепринятых в большинстве школ модели организации жизнедеятельности учащихся, принципиально отличное от традиционного содержание образования и способы деятельности педагога [1]. М.В. Кларин утверждает, что инновационные школы преобразуют характер обучения в отношении таких его сущностных и инструментально значимых свойств, как целевая ориентация, характер взаимодействия педагога и учащихся, их позиции в ходе обучения [2]. И.Д. Фрумин основной характеристикой инновационных школ считает постоянное обновление и саморазвитие на основе особой организации деятельности педагогов и школьников, обеспечивающей стремление к периодическому глубокому анализу и пересмотру своей работы [7].
П.Г. Щедровицкий в качестве ведущего условия, обеспечивающего развертывание содержательной организации педагогической мыследеятельности и новой образовательной практики в инновационной школе, выделяет наличие соответствующего исследовательского, проектного и управленческого компонентов образовательной системы школы [9]. B.C. Лазарев вводит понятие инновационной системы школы, под которой понимает совокупность идей улучшения результатов образования, человеческих, материально-технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, связанных между собой так, что осуществляется процесс введения новшеств в педагогическую систему, направленный на повышение эффективности ее функционирования [3].
Анализ существующих в отечественном образовании подходов к определению понятия «инновационная школа» позволил нам сформулировать критериальный комплекс, характеризующий процесс изменений в школе как инновационный процесс. Пользуясь данными критериями, попытаемся обосновать возможность признания инновационными школ - участников регионального сетевого экспериментального
образовательного проекта «нижегородская инновационная школа».
1. преобразованию подлежит не только собственно образовательная составляющая, но и организационно-управленческая структура школьной системы. В соответствии с типологией, предложенной
В.С. Лазаревым [3], инновационные системы школ - участников сетевого проекта являются полными, поскольку они реализуют целостные программы развития, объединяющие направленностью на достижение общих целей развития все нововведения на различных ступенях.
2. Изменения в школе предполагают новый вариант решения актуальной педагогической или организационнопедагогической проблемы. В соответствии с типологией инновационных школ, представляющей результаты позиционного самоопределения каждого образовательного учреждения внутри инновационного пространства [4], одни школы решают задачи построения и развития детско-взрослых общностей (либо за счет изменения системных качеств: «Школа разноуровневого образования», «Школа индивидуального образования»; либо на основе историкокультурной реконструкции образовательной системы с опорой на культурнообразовательные прототипы: «Школа полного дня», «Школа воспитывающего обучения», «Школа социального партнерства»; либо за счет изменения отдельных компонентов или свойств образовательной системы: «Школа социального развития личности», «Школа равных возможностей»).
Другие школы осуществляют проектирование изменений, адекватных условиям конкретного микросоциума, являющегося ближайшим окружением конкретной школы, образуя разные социальные общности командного типа, ориентированные на конкретное дело («Школа этноэкологи-ческого проектирования», «Школа гуманитарных практик», «Школа социальноориентированного образования»). Третья группа школ демонстрирует различные варианты инновационных преобразований образовательной системы школы через создание возрастно-нормативных моделей развития путем проектирования адекватных форм и содержания образования, задающих определенный уклад жизни детско-взрослых и профессиональнодеятельностных общностей, которые становятся действительным жизненным про-
странством для обретения детьми, подростками, молодыми людьми собственной индивидуальной субъектности («Школа позиционного самоопределения», «Школа интеллектуальной организации»).
3. Изменения происходят в контексте реализации разработанной школой модели организации жизнедеятельности учащихся, отличной от общепринятых в большинстве других школ. Например, инновационная модель непрерывного образования «Школа гражданского сообщества - Эйдополис» включает три образовательных модуля:
- школа развития самостоятельности (1 - 4-й классы), ориентированная на построение класса как учебного сообщества, которое становится пространством для формирования субъектов учебной деятельности, обладающих умением и желанием учиться;
- школа самоутверждения (5 - 9-й классы), целью которой являются создание интегрированной предметной среды и организация проектной деятельности для развития социальных и коммуникативных умений, способностей учащихся к самостоятельному поиску для приобретения навыков решения жизненных задач;
- школа выбора и самоопределения (10 - 11-й классы), решающая задачи подготовки учащихся к непрерывному образованию, творческой самореализации в изменяющихся условиях общественной жизни на основе формирования активной и ответственной личностной позиции, готовности к осознанному выбору профессии и построению собственной жизненной траектории.
4. Изменения касаются принципиальных отличий от традиционного содержания образования. Так, создание в «Школе позиционного самоопределения» действительного жизненного пространства для обретения детьми, подростками, молодыми людьми собственной индивидуальной субъектности требует проектирования адекватных форм содержания образования. Традиционное предметное содержание образования трансформируется в содержание учебной деятельности. Это означает, что предметом усвоения для школьника становятся собственно теоретические знания и соответствующие им общие способы и средства человеческих действий.
5. Изменения обусловливают новое содержание и способы деятельности педагога. Образовательные учреждения - участники сетевого проекта «Нижегородская инновационная школа» в качестве важ-
нейшего условия осуществления инновационных преобразований рассматривают внедрение новой модели профессионального развития педагога - самообучающейся организации. Главный ее смысл состоит в том, что новые профессиональные компетенции выращиваются им самим через включение в разработку комплекса разномасштабных образовательных программ, реализующих базовые цели и ценности образования в собственном образовательном учреждении, что ведет к выработке целостной профессиональной позиции.
6. Изменения носят системный и целенаправленный характер, являются результатом постоянного обновления и саморазвития на основе периодического анализа образовательной деятельности в школе. В современных социально-экономических условиях, при дефиците необходимых ресурсов, участники сетевого проекта «Нижегородская инновационная школа» выбирают содержательно-рефлексивное управление в качестве наиболее адекватного этим условиям механизма развития образовательного учреждения на основе со-организации управленческих позиций разных субъектов образовательной и социокультурной сфер. Данный подход опирается на авторское видение проблемы и путей ее решения, побуждает субъектов инновационной деятельности к предельной мобилизации как внутренних, так и внешних ресурсов, способствует интеграции образования с другими сферами жизнедеятельности общества, ориентирует на решение насущных проблем образования на всех уровнях его организации.
7. Изменения приводят к новому уровню качества интеллектуального и психологосоциального развития личности всех участников образовательного процесса. Центральным процессом инновационных изменений в школах - участниках сетевого проекта выступает позиционное самоопределение. Самоопределение субъектов учебной деятельности (начальная и подростковая школа); учебно-профессиональной деятельности (старшеклассник-выпускник); педагогической деятельности (педагоги); образовательной и социокультурной сфер (родители, социальные партнеры и т.д.) осуществляется через реализацию ученических, социальных и образовательных проектов. Например, проект «Молодежная медиастудия» («Школа-этноэкологический центр района», МОУ «Суворовская СОШ Дивеевского района Нижегородской области») предполагает
разработку учащимися совместно с педагогами школы и учеными-этноэкологами современных форм представления традиционноинтеллектуального богатства района.
Для того чтобы инновационная школа сохранила содержательную сущность коллективного субъекта инновации и являлась реальной движущей силой развития соответствующей системы образования, ей самой необходимо рефлексивное «зеркало», интеллектуальная питательная среда. Именно в этом качестве выступает профессиональнопедагогическое сообщество, в рамках которого, предъявляя и подвергая экспертизе свои проекты, школы имеют возможность в условиях организационно-образовательного пространства, построенного на адекватных их устройству ценностных основаниях и методологических принципах, т.е. в едином смысловом поле, объективировать оценку собственного состояния, определить направленность дальнейшего развития.
Коллективное сотрудничество инновационных школ в форме общественнопедагогического, а затем и собственно инновационного образовательного движения позволяет организационно оформленному профессионально-педагогическому сообществу (в нашем случае это сетевое сообщество «Нижегородская инновационная школа») выполнять функции коллективного субъекта инновации, оказывающего влияние на определение образовательной стратегии и образовательной политики. Интегральной, сущностной социокультурной функцией организованного инновационного движения по отношению к обществу в целом и социальному институту образования, в частности, является развитие образования путем создания его новых форм и способов, нахождения социальных механизмов развития. В данном контексте на первый план выходит такая задача профессионально-педагогического сообщества, как социокультурная идентификация инноваций, их предметно-содержательная экспертиза, что создает единое смысловое поле взаимодействия и предоставляет возможность соотнести различные степени инновационного опыта. Таким образом, профессионально-педагогическая общность «Нижегородская инновационная школа» как субъект инновации выполняет миссию воспроизводства инновационности, делая инновации средством развития образовательных систем разного уровня (уровня образовательного учреждения, муниципального и регионального уровней).
Литература
1. Каспржак А.Г. Новые и инновационные школы: проблемы сегодняшнего дня, перспективы развития // Инновационное движение в российском школьном образовании. М., 1997. С. 36 - 60.
2. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. М. : Наука, 1997.
3. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика : учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по напр. 540600 (050700) «Педагогика». М. : Просвещение, 2006.
4. Нижегородская инновационная школа. Типология инновационных школ: от концептуальной идеи к образовательному проекту : сб. ст. и науч.-метод. материалов / науч. ред. Г.А. Игнатьева. Н. Новгород : ООО «Типография “Поволжье”», 2007.
5. Слободчиков В.И. Очерки по психологии образования. 2-е изд., перераб. и доп. Биробиджан : Изд-во БГПИ, 2005
6. Тубельский А.Н. Школа самоопределения // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М. : Инноватор, 1995. Вып.3.
С. 75 - 83.
7. фрумин И. Пути самореализации: о возможном варианте программы развития школы // Директор школы. 1994. № 4. С.2 - 10.
8. Шамова Т.И., Малинин А.Н., Тюлю Г.М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. Методика исследования. М. : ФППК организаторов образования : МПГУ,
1993.
9. Щедровицкий П.Г. Политика России в области образования: цели и действия // Инновационная деятельность в образовании. М.,
1994. № 2. С. 72 - 82.
Social and cultural mission of Nizhny Novgorod innovative school
There is discussed the issue of how schools are getting ready for innovative activity in the contemporary conditions of society and education development. By analyzing some concepts of “innovative school” the set of criteria is suggested. This set defines the process of school changing as an innovative one. Also there is spoken about the professional and pedagogical school community - the participants of network project “Nizhny Novgorod innovative school”. This project is a collective entity of organized innovative movement in the regional system of education.
Key words: innovative school, innovative school system, innovative activity, the subject of innovation, professional and pedagogical community.