О
Д.В. Пивень,
д.м.н., профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
И.С. Кицул,
д.м.н., профессор, профессор РАН, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования -филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, Россия, [email protected] И.В. Иванов,
к.м.н., генеральный директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный институт качества» Росздравнадзора, г. Москва, Россия [email protected]
СБОР СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
И ИХ АНАЛИЗ ПО ПРИКАЗУ МИНЗДРАВА РОССИИ ОТ 07.06.2019 Г. № 381Н: ЧТО И КАК ДОЛЖНА СОБИРАТЬ И АНАЛИЗИРОВАТЬ МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
УДК 614.2
Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Сбор статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности, и их анализ по приказу Минздрава России от 07.06.2019 г. № 381н: что и как должна собирать и анализировать медицинская организация (г. Санкт-Петербург, г. Иркутск, г. Москва, Россия) Аннотация. В статье авторы обращают внимание на то, что в соответствии с Требованиями к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утверждёнными приказом Минздрава России от 07.06.2019 г. № 381н, медицинские организации должны обеспечить сбор статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности, и их анализ. Авторы показывают, что, с одной стороны, эта работа включает в себя сбор и анализ первичных статистических данных, традиционно проводимый медицинскими организациями в рамках федерального статистического наблюдения, в то же время, с другой стороны, теперь медицинские организации должны собирать и анализировать показатели, характеризующие выполнение поставленных Требованиями задач. В публикации представлен и обоснован конкретный перечень данных показателей.
Ключевые слова: контроль качества и безопасности медицинской деятельности, внутренний контроль, статистические данные, первичные статистические данные, показатели, задачи внутреннего контроля.
□ дним из знаковых событий в российском здравоохранении явилось появление Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённых приказом Минздрава России от 7 июня 2019 г. № 381н (далее Требования). С одной стороны, Требования, безусловно, обеспечили преемственность между государственным, ведомственным и внутренним контролем качества и безопасности медицинской деятельности, к самым разным аспектам которого мы постоянно обращаемся в наших публикациях [1-22]. При этом, с другой стороны, данный документ, безусловно, не только закрепляет и демонстрирует указанную преемственность, но и чётко обозначает особенности и специфику организации работы по внутреннему контролю, которую обязаны учитывать все медицинские организации. В этой связи возникает настоятельная необходимость в раскрытии и комментариях отдельных положений Требований.
© Д.В. Пивень, И.С. Кицул, И.В. Иванов, 2020 г.
Ш
Так, в соответствии с пунктом 9 Требований, внутренний контроль включает в себя такое мероприятие как сбор статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности медицинской организации, и их анализ. Данное мероприятие обязаны проводить все медицинские организации. Соответственно возникает вопрос: «А какие именно статистические данные, характеризующие качество и безопасность медицинской деятельности медицинской организации, необходимо собирать и анализировать медицинским организациям?». Сразу уточним, что единого определения (правового понятия), что такое статистические данные в законодательстве Российской Федерации нет. Во 2-ой статье Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» дано определение понятия первичные статистические данные. Там указано, что «первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения». Между тем, в Требованиях чётко указано, что медицинская организация должна обеспечить сбор статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности медицинской организации. То есть это могут быть не только первичные статистические данные, такие как, например, количество пролеченных больных, количество умерших пациентов, в обязательном порядке собираемые всеми медицинскими организациями в ходе федерального статистического наблюдения, но это должны быть и иные статистические данные (далее показатели), характеризующие качество и безопасность медицинской деятельности медицинской организации в соответствии с Требованиями.
То есть отвечая на вопрос о статистических данных, мы по сути должны ответить на вопрос: «Какие же показатели, характеризующие качество и безопасность медицинской деятельности, в соответствии с Требованиями должна собирать и анализировать каждая медицинская организация?». И это абсолютно правильно, так как собираемые медицинскими организациями статистические данные будут и должны являться показателями, характеризующими качество и безопасность медицинской деятельности.
Очевидно, что в первую очередь отслеживаемые показатели по данному мероприятию необходимо формировать исходя из того, что в соответствии с пунктом 10 Требований предмет плановых и целевых (внеплановых) проверок, проводимых в медицинской организации, определяется в соответствии с пунктом 2 Требований. В свою очередь пункт 2 Требований гласит следующее:
«2. Организация и проведение внутреннего контроля с учетом вида медицинской организации, видов, условий и форм оказания медицинской помощи и перечня работ (услуг), указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, направлены на решение следующих задач:
• совершенствование подходов к осуществлению медицинской деятельности для предупреждения, выявления и предотвращения рисков, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, и минимизации последствий их наступления;
• обеспечение и оценка соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья при осуществлении медицинской деятельности;
• обеспечение и оценка применения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
• обеспечение и оценка соблюдения порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;
• обеспечение и оценка соблюдения медицинскими работниками и руководителями медицинских организаций ограничений, налагаемых на указанных лиц при осуществлении ими профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
• обеспечение и оценка соответствия оказываемой медицинскими работниками медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи, а также рассмотрение причин возникновения несоответствия качества оказываемой медицинской помощи указанным критериям;
• выполнение медицинскими работниками должностных инструкций в части обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности;
• предупреждение нарушений при оказании медицинской помощи, являющихся результатом:
С
•КС
Менедже,
несоответствия оказанной медицинской помощи состоянию здоровья пациента с учетом степени поражения органов и (или) систем организма либо нарушений их функций, обусловленной заболеванием или состоянием либо их осложнением;
■ невыполнения, несвоевременного или ненадлежащего выполнения необходимых пациенту профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций;
■ несоблюдения сроков ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, включая сроки ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических обследований и консультаций врачей-специалистов;
■ принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий и причин нарушений, выявленных в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, объемов, сроков и условий оказания медицинской помощи, выявленных в рамках контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;
■ принятие управленческих решений по совершенствованию подходов к осуществлению медицинской деятельности».
Таким образом, сбор статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности медицинской организации, и их анализ в первую очередь должен включать сбор и анализ показателей, которые характеризуют выполнение поставленных Требованиями и указанных выше задач. В этой связи необходимо обратить внимание на то, что поставленные Требованиями задачи можно условно разделить на две группы в зависимости от целей, которые они преследуют.
Первая группа задач - это задачи, направленные на выполнение медицинскими работниками медицинских организаций конкретных установленных законодательством требований и соответственно направленные на выявление нарушений указанных требований.
К первой группе задач относятся следующие задачи из пункта 2 Требований:
• Обеспечение и оценка соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья при осуществлении медицинской деятельности.
• Обеспечение и оценка применения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
• Обеспечение и оценка соблюдения порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований.
• Обеспечение и оценка соблюдения медицинскими работниками и руководителями медицинских организаций ограничений, налагаемых на указанных лиц при осуществлении ими профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Обеспечение и оценка соответствия оказываемой медицинскими работниками медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи, а также рассмотрение причин возникновения несоответствия качества оказываемой медицинской помощи указанным критериям.
Выполнение медицинскими работниками должностных инструкций в части обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности.
Вторая группа задач, к которой относятся остальные задачи пункта 2 Требований, это задачи, направленные на предупреждение нарушений при оказании медицинской помощи и совершенствование подходов к осуществлению медицинской деятельности для предупреждения, выявления и предотвращения рисков, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, и минимизации последствий их наступления.
Необходимо подчеркнуть, что представленное выше деление задач на первую и вторую группу никак не означает, что решению задач второй группы отводится второстепенная роль! Предложенная группировка задач сделана, во-первых, для того, чтобы были более понятны представленные ниже
1енеджер № 3
здравоохранения 2020
показатели, которые необходимо собирать и анализировать, а, во-вторых, наглядно показать, что решение задач первой группы должно служить логическим основанием для формулировки и решения задач второй группы.
Прежде чем представить показатели, характеризующие качество и безопасность медицинской деятельности медицинской организации, определим ряд условий, которым данные показатели должны удовлетворять.
Показатели должны отражать решение/нерешение задач внутреннего контроля, поставленных Требованиями.
Сбор показателей должен осуществляться непосредственно при проведении плановых и целевых (внеплановых) проверок.
По каждой задаче внутреннего контроля, поставленной Требованиями, должны быть определены соответствующие укрупненные показатели, которые при необходимости можно структурировать на более детальные показатели, предназначенные уже для углублённого анализа.
Формулировка показателей, а также их анализ должны быть максимально простыми и понятными для медицинских работников медицинской организации.
Количество укрупнённых показателей должно быть ограниченным.
Показатели должны обеспечивать их удобную, простую и наглядную отслеживаемость в динамике.
В таблице ниже представлены укрупненные показатели, характеризующие качество и безопасность медицинской деятельности медицинской организации в соответствии с Требованиями, удовлетворяющие названным выше условиям.
Проведение анализа по каждому показателю для показателей № 1-7 включает в себя, прежде всего, анализ причин выявленных нарушений/несоответствий, а для показателя № 8 это проведение анализа результативности и эффектности.
Как уже было отмечено, в таблице представлены укрупненные показатели, характеризующие качество и безопасность медицинской деятельности медицинской организации в соответствии с Требованиями. При этом крайне важно, чтобы учёт и анализ каждого из указанных укрупненных показателей обеспечивал возможность их более детального и глубокого
анализа. Например, выявление и регистрация случаев несоответствия оказываемой медицинской помощи установленным Минздравом России критериям, помимо получения сводных/обобщённых данных, должно позволять чётко отвечать на вопросы: «Что именно было нарушено - не соблюдены сроки установления клинического диагноза, или имели место нарушения требований к оформлению медицинской документации, или не выполнены необходимые диагностические исследования и т.д.?». В последующем авторы данной статьи планируют подробно рассмотреть и проанализировать работу с некоторыми укрупнёнными показателями в отдельных публикациях.
Необходимо подчеркнуть, что помимо представленных выше укрупнённых показателей, позволяющих учитывать и оценивать выполнение поставленных Требованиями задач, каждая медицинская организация при проведении плановых и целевых (внеплановых) проверок, осуществляемых в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, должна проводить сбор и оценку показателей, указанных в пункте 17 Требований. При этом сбор и оценка данных показателей должны проводиться медицинскими организациями в зависимости от видов, условий и форм оказания медицинской помощи, перечня работ (услуг), указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Таким образом, можно сделать следующий вывод.
Сбор статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности медицинской организации, и их анализ с одной стороны, включает в себя сбор и анализ, первичных статистических данных, традиционно проводимый медицинскими организациями в рамках федерального статистического наблюдения, в то же время, с другой стороны, теперь он должен включать в себя сбор и анализ показателей, характеризующих выполнение Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённых приказом Минздрава России от 7 июня 2019 г. № 381н. Примерный перечень таких укрупненных показателей, позволяющих учитывать и оценивать выполнение поставленных Требованиями задач, обоснован и представлен в данной публикации.
С
•КС
Менедже,
Таблица
Укрупненные показатели, характеризующие качество и безопасность медицинской деятельности медицинской организации в соответствии с Требованиями
№ Наименование показателя Единица измерения Оценка изменений показателя
1 Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья при осуществлении медицинской деятельности Количественный показатель (абс. цифры) выявленных нарушений прав граждан в сфере охраны здоровья при осуществлении медицинской деятельности Показатель отслеживается в динамике: изменения показателя выражаются в абсолютных цифрах и в %
2 Выполнение порядков оказания медицинской помощи Количественный показатель (абс. цифры) выявленных нарушений требований порядков оказания медицинской помощи
3 Соблюдение стандартов медицинской помощи Количественный показатель (абс. цифры) выявленных нарушений требований стандартов медицинской помощи
4 Соблюдение порядков проведения: Количественный показатель (абс. цифры) выявленных - медицинских экспертиз; нарушений требований к проведению: - диспансеризации; - медицинских экспертиз; - медицинских осмотров; - диспансеризации; - медицинских освидетельствований - медицинских осмотров; - медицинских освидетельствований
5 Соблюдение медицинскими работниками и руководителями медицинских организаций ограничений, налагаемых на указанных лиц при осуществлении ими профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 201 1 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» Количественный показатель (абс. цифры) случаев несоблюдения медицинскими работниками и руководителями медицинских организаций ограничений, налагаемых на указанных лиц при осуществлении ими профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»
6 Соответствие оказываемой медицинскими работ- Количественный показатель (абс. цифры) случаев никами медицинской помощи критериям оценки несоответствия оказываемой (оказанной) медицин-качества медицинской помощи, утверждённым ской помощи требованиям приказа Министерства приказом Министерства здравоохранения РФ от здравоохранения РФ от 10 мая 2017 г. № 203н 10 мая 2017 г. № 203н, в том числе: «Об утверждении критериев оценки качества меди- критериям качества по условиям оказания меди- цинской помощи» цинской помощи; - критериям качества по группам заболеваний (состояний)
7 Выполнение медицинскими работниками должностных инструкций в части обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности Количественный показатель (абс. цифры) случаев невыполнения медицинскими работниками должностных инструкций в части обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности
Меры/мероприятия, направленные на предупреждение нарушений при оказании медицинской помощи и совершенствование подходов к осуществлению медицинской деятельности для предупреждения, выявления и предотвращения рисков, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, и минимизации последствий их наступления:
- издание локальных нормативных актов;
- проведение совещаний, конференций, тематических разборов и т.д.;
- меры административного воздействия к допустившим нарушения лицам;
- меры, стимулирующие медицинских работников (поощрительные);
- иные меры.
Количественный показатель (абс. цифры) принятых мер/проведённых мероприятий, направленных на предупреждение нарушений при оказании медицинской помощи, и совершенствование подходов к осуществлению медицинской деятельности для предупреждения, выявления и предотвращения рисков, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, и минимизации последствий их наступления
3
Литература
1. Кицул И.С, Пивень Д.В. О контроле качества и безопасности медицинской деятельности в современных условиях // Заместитель главного врача. - 2013. - № 2. - С. 48-52.
2. Кицул И.С, Пивень Д.В. Структура и содержание положения о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности // Заместитель главного врача. - 2013. - № 12. -С. 50-56.
3. Кицул И.С., Пивень Д.В. Методические подходы к созданию системы оценки качества деятельности медицинских организаций, ее структурных подразделений и медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг // Заместитель главного врача. - 2014. - № 1. -С. 40-46.
4. Кицул И.С., Пивень Д.В. Экспертиза или контроль качества? // Заместитель главного врача. -2014. - № 3. - С. 52-55.
5. Кицул И.С., Пивень Д.В. Работа врачебной комиссии и контроль качества и безопасности медицинской деятельности // Здравоохранение. - 2015. - № 7. - С. 74-79.
6. Кицул И.С., Пивень Д.В. Приказ Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи»: анализ документа и практические аспекты использования // Заместитель главного врача. - 2015. - № 11. - С. 58-63.
7. Пивень Д.В, Кицул И.С. О формировании новой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в здравоохранении Российской Федерации // Менеджер здравоохранения. - 2013. - № 2. - С. 16-26.
8. Пивень Д.В, Кицул И.С. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности: монография. - М.: Издательский дом «Менеджер здравоохранения», 2014. - 172 с.
9. Пивень Д.В., Кицул И.С. Содержание внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации: каким оно должно быть и что этому мешает // Менеджер здравоохранения. - 2014. - № 11. - С. 6-10.
10.Пивень Д.В, Кицул И.С. О формировании нового содержания работы руководителя медицинской организации по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности // Менеджер здравоохранения. - 2015. - № 10. - С. 18-25.
11.Пивень Д.В, Кицул И.С., Иванов И.В. Нормативно-правовое регулирование внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности // Менеджер здравоохранения. -2016. - № 5. - С. 38-46.
12.Пивень Д.В, Кицул И.С., Иванов И.В. Новые задачи и направления работы врачебной комиссии в системе обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности // Менеджер здравоохранения. - 2017. - № 2. - С. 6-13.
13.Пивень Д.В, Кицул И.С., Иванов И.В. Новый инструмент контроля в сфере здравоохранения: контроль без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями // Менеджер здравоохранения. - 2017. - № 5. - С. 6-11.
14.Пивень Д.В, Кицул И.С., Иванов И.В. Стандарты медицинской помощи: обязательны ли они для соблюдения медицинскими организациями // Менеджер здравоохранения. - 2017. - № 8. -С. 6-12.
15.Пивень Д.В, Кицул И.С., Иванов И.В. Критерии оценки качества медицинской помощи: что надо учесть и как обеспечить их соблюдение в медицинской организации // Менеджер здравоохранения. - 2017. - № 10. - С. 7-12.
16.Пивень Д.В., Кицул И.С, Иванов И.В. О требованиях приказа МЗ РФ от 10.05.2017 г. № 203н к установлению и оформлению предварительного и клинического диагнозов: на что необходимо обратить внимание в медицинской организации // Менеджер здравоохранения. - 2018. - № 1. -С. 20-26.
17.Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Проверочные листы Росздравнадзора по контролю качества и безопасности медицинской деятельности: новые задачи медицинских организаций // Менеджер здравоохранения. - 2018. - № 5. - С. 13-19.
18.Пивень Д.В, Кицул И.С., Иванов И.В. Должностные обязанности врача и контроль качества и безопасности медицинской деятельности: что необходимо учесть в медицинской организации // Менеджер здравоохранения. - 2018. - № 8. - С. 6-12.
19.Пивень Д.В, Кицул И.С., Иванов И.В. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендации: что делать и чего ждать медицинским организациям // Менеджер здравоохранения. - 2019. -№ 4. - С. 6-12.
Менедже,
20.Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Контрольная закупка при предоставлении платных медицинских услуг: что необходимо знать медицинским организациям // Менеджер здравоохранения. -2019. - № 6. - С. 6-10.
21.Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Работа с обращениями граждан и удовлетворение отдельных требований потребителя: что необходимо учитывать медицинским организациям // Менеджер здравоохранения. - 2019. - № 9. - С. 77-81.
22.Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Требования к внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности по приказу Минздрава России от 07.06.2019 г. № 381н: как обеспечить координацию работы службы по внутреннему контролю и врачебной комиссии // Менеджер здравоохранения. - 2019. - № 10. - С. 7-11.
UDC 614.2
Piven D. V, Kitsul I.S., Ivanov I. V. Collection of statistical data characterizing the quality and safety of medical activities and their analysis by order of the ministry of health of the Russian Federation № 381 of 07.06.2019: what andd how a medical organization should collect and analyze (St. Petersburg, Irkutsk, Moscow, Russia)
Abstract. In the article, the authors pay attention to the fact that in accordance with the Requirements for the organization and conduct of internal control of the quality and safety of medical activities, approved by the order of the Ministry of health of the Russian Federation from 07.06.2019, № 381n, medical organizations must ensure the collection of statistical data characterizing the quality and safety of medical activities, and their analysis. The authors show that, on the one hand, this work includes the collection and analysis of primary statistical data, traditionally carried out by medical organizations within the framework of Federal statistical observation, at the same time, on the other hand, now medical organizations must collect and analyze indicators that characterize the implementation of the tasks set by the Requirements. The publication presents and justifies a specific list of these indicators.
Keywords: quality and safety control of medical activities, internal control, statistical data, primary statistical data, indicators, internal control tasks.
Здравоохранение-2020
НА МЕДИЦИНЕ ОБКАТАЮТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ РЕГУЛЯТОРИКУ ДЛЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Медицина станет одним из восьми направлений для тестирования цифровых новаций в рамках «регуляторных песочниц», в которых будут обкатаны экспериментальные правовые режимы. Так сформулировал идею нового законопроекта глава правительства Михаил Мишустин на заседании кабинета министров 12 марта по улучшению инвестиционного климата в стране. «Законопроект касается так называемых регуляторных песочниц. Президент дал поручение ускорить работу по его принятию. Цифровые технологии, о которых мы часто говорим, развиваются настолько стремительно, что не вписываются в действующие правила, законы и по сути оказываются иногда как бы вне закона. Это существенно тормозит их внедрение».
Предполагается, что экспериментальные правовые режимы позволят новаторам обкатать новые технологии на практике, не рискуя нарушить закон. По итогам этих экспериментов будет сформирована справедливая и эффективная регуляторика.
В перечень направлений, где будут «построены» такие «песочницы», вошли медицина, транспорт, дистанционное образование, торговля, финансовый рынок, архитектура и строительство, промышленность, предоставление государственных услуг. Попрактиковаться в заданных рамках смогут крупные компании, малый и средний бизнес, индивидуальные предприниматели, органы власти. Условия «песочниц», по словам премьера, максимально гибкие, но не освободят от ответственности за безопасность нового продукта. «Сроки и правила проведения каждого эксперимента будут определяться индивидуально, в соответствующей программе, которая будет утверждена правительством», - уточнил Мишустин.
Принятие законопроекта даст исследователям большую свободу для инновационного поиска и ускорит вывод новых технологий на рынок, добавил премьер.
Источник: пресс-служба Правительства РФ