Д.В. Пивень,
д.м.н., профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected] И.С. Кицул,
д.м.н., профессор, профессор РАН, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования - филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, Россия, e-mail: [email protected] И.В. Иванов,
к.м.н., генеральный директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный институт качества» Росздравнадзора, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
ОБЯЗАНА ЛИ МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ ПАЦИЕНТА ЗА ПОЛУЧЕНИЕМ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ СПРАШИВАТЬ У НЕГО ДОКУМЕНТ, УДОСТОВЕРЯЮЩИЙ ЛИЧНОСТЬ?
УДК 614.2
Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Обязана ли медицинская организация при обращении пациента за получением платных медицинских услуг спрашивать у него документ, удостоверяющий личность? (г. Санкт-Петербург, г. Иркутск, г. Москва, Россия)
Аннотация. В статье показано и обосновано, что при обращении пациента за получением платных медицинских услуг медицинская организация обязана спрашивать у него документ, удостоверяющий личность. Прежде всего, это закреплено в требованиях к ведению учетной и отчетной документации, установленных законодательством Российской Федерации. При этом авторы подчёркивают, что даже при отсутствии у пациента документа, удостоверяющего личность, отказ в заключении договора предоставления платных медицинских услуг недопустим. Особую актуальность вопрос предъявления пациентом документа, удостоверяющего личность, при обращении за предоставлением платных медицинских услуг приобрёл после введения такого инструмента контроля как контрольная закупка платных медицинских услуг.
Ключевые слова: контрольная закупка, платные медицинские услуги, медицинская организация, медицинская документация, пациент, контроль качества и безопасности медицинской деятельности, документ, удостоверяющий личность.
опрос, который вынесен в заглавие настоящей статьи, относится к одному из наиболее часто задаваемых медицинскими организациями вопросов. Особую значимость эта тема приобрела в связи с включением в систему государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности с 2019 г. такого направления как «проведение контрольных закупок в целях проверки соблюдения медицинской организацией порядка и условий предоставления платных медицинских услуг». Как известно, соответствующее положение теперь закреплено в пункте 8 части 2 статьи 88 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Основы).
Кроме того, актуальность вопроса предъявления пациентом документа, удостоверяющего личность, возросла и в связи в появлением Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённых приказом Министерства здравоохранения РФ от 7 июня 2019 г. № 381н (далее Требования). Подпунктом
•КС
© Д.В. Пивень, И.С. Кицул, И.В. Иванов, 2020 г.
_
№ 1
2020
Менедже,
20 пункта 17 указанных Требований к показателям, оценка которых предусматривается при проведении плановых и целевых (внеплановых) проверок, осуществляемых в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в том числе отнесено «подтверждение соответствия на всех этапах оказания медицинской помощи (включая применение лекарственных препаратов и медицинских изделий) личности пациента его персональным данным, содержащимся в том числе в документах, удостоверяющих личность (фамилия, имя, отчество (при наличии), пол, возраст), и в медицинской документации». Необходимо подчеркнуть, что Требования обязаны неукоснительно выполняться всеми медицинскими организациями, в том числе и при оказании платных медицинских услуг. В предыдущих публикациях мы уже неоднократно обращались как к теме организации предоставления платных медицинских услуг, так и к вопросам функционирования системы государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в целом [4-20], неотъемлемым компонентом которой как раз и является контроль предоставления платных медицинских услуг.
Следует подчеркнуть, что вопросы платных медицинских услуг характеризуются сложностью, много-аспектностью и, безусловно, имеют свои особенности [1-3].
Отметим, что вопрос обязательности предъявления пациентом документа, удостоверяющего его личность, напрямую связан и с другим важным вопросом: «Имеет ли право медицинская организация отказать в предоставлении платных медицинских услуг при отсутствии у пациента документа, удостоверяющего его личность?».
В начале обратимся к нормативным документам, которые обязаны соблюдать все без исключения медицинские организации при предоставлении платных медицинских услуг, и рассмотрим, что в них конкретно говорится о документе(ах), удостоверяющем(их) личность пациента.
Несмотря на то, что в Правилах предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 (далее Правила), казалось бы, ничего не говорится о документе, удостоверяющем личность, Правила содержат прямое указание на то, что «при предоставлении
платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации». В этой связи напомним, что каждый порядок оказания медицинской помощи содержит такую обязанность медицинских организаций как ведение учетной и отчетной документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Кроме того, пункт 30 Правил гласит: «Исполнитель обязан при оказании платных медицинских услуг соблюдать установленные законодательством Российской Федерации требования к оформлению и ведению медицинской документации и учетных и отчетных статистических форм, порядку и срокам их представления». Ведение же многих форм учётной документации в соответствии с установленными требованиями возможно только при предъявлении пациентом документа, удостоверяющего личность гражданина, что и будет показано ниже.
В приказе Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению» (далее Приказ № 834н) содержатся прямые указания на то, что при заполнении граф целого ряда установленных форм медицинской документации должно осуществляться «на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность пациента(ки)». В качестве примера одной из учётных форм, утверждённых Приказом № 834н, заполнение которой должно осуществляться на основании документа, удостоверяющего личность гражданина, можно привести учетную форму 025-1/у «Талон пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях». Следует подчеркнуть, что в Порядке заполнения данной формы сказано следующее: «Учетная форма № 025-1/у «Талон пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях» (далее - Талон) оформляется медицинскими организациями (иными организациями), оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях (далее - медицинская организация), и заполняется врачом и (или) медицинским работником со средним профессиональным образованием на всех пациентов, обращающихся в эти медицинские организации, при каждом их обращении и посещении к врачу». В данной учётной форме имеется графа 11.1 следующего содержания «11.1. Документ, удостоверяющий личность _
енеджер № 1
здравоохранения 2020
серия__№_____». То есть абсолютно каждая медицинская организация, оказывающая медицинскую помощь в амбулаторных условиях, обязана заполнять данную графу на основании документа, удостоверяющего личность.
Аналогичные требования касаются и оказания медицинской помощи в стационаре. Приказом МЗ РФ от 13 ноября 2003 года № 545 «Об утверждении инструкций по заполнению учетной медицинской документации» утверждена Инструкция по заполнению учетной формы № 066/у-02 «Статистическая карта выбывшего из стационара...», в которой есть указания на документ, удостоверяющий личность: «Фиксируются данные документа, удостоверяющего личность пациента (для детей - свидетельство о рождении, документ родителя, опекуна), при отсутствии документа - пункт не заполняется, проставляется прочерк».
Напомним и то, что в Приказе № 834н чётко указано на то, какие именно документы являются документами, удостоверяющими личность гражданина:
«Основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт.
Документом, удостоверяющим личность лица, трудящегося по найму, занятого или работающего в любом качестве на борту морского судна (за исключением военного корабля), морского судна рыбопромыслового флота, а также судна смешанного (река - море) плавания, используемых для целей торгового мореплавания, является удостоверение личности моряка.
Документом, удостоверяющим личность военнослужащего Российской Федерации, является удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации.
Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Документом, удостоверяющим личность лица, ходатайствующего о признании беженцем, является свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, а документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем, является удостоверение беженца.
Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:
• документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
• разрешение на временное проживание;
• вид на жительство;
• иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства».
Следует подчеркнуть, что вопрос обязательности предъявления пациентом документа, удостоверяющего его личность, принципиально важен и в связи с требованиями приказа Министерства здравоохранения РФ от 10 мая 2017 г. № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». В соответствии с данным приказом ведение медицинской документации, а соответственно и достоверность вносимых в неё сведений является критерием оценки качества медицинской помощи. Отметим, что критерии оценки качества медицинской помощи обязательны для соблюдения всеми медицинским организациями, что подчёркнуто в Требованиях к внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённых приказом Минздрава России от 07.06.2019 г. № 381н.
Всё изложенное выше достаточно убедительно говорит о том, что требования медицинской организации, касающиеся предъявления паспорта, а точнее документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, при обращении пациента за предоставлением платных медицинских услуг являются вполне обоснованными.
Однако, как показывает практика, в действительности всё бывает сложнее, и далеко не всегда гражданин, обратившийся за платными медицинским услугами, имеет при себе паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
Как быть?
Отказать пациенту в медицинской помощи из-за отсутствия у него паспорта?
Отвечаем: «Отсутствие у пациента паспорта при его обращении за получением платных медицинских услуг ни в коем случае не может являться основанием для отказа пациенту в медицинской помощи!».
Почему?
Первое.
С
•КС
№ 1
2020
Менедже,
И статья 84 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Правила указывают на то, что пациенты имеют право поучать платные медицинские услуги анонимно, то есть вообще без предъявления какого-либо документа, удостоверяющего личность гражданина. При этом в отечественном законодательстве вполне достаточно положений, позволяющих чётко отрегулировать механизм анонимного оказания платных медицинских услуг непосредственно на уровне самих медицинских организаций, что и было нами продемонстрировано в одной из публикаций [19].
Однако отметим, что, конечно, оказание пациенту платных медицинских услуг анонимно по его желанию и оказание пациенту платных медицинских услуг при отсутствии у пациента паспорта это всё-таки не одно и то же!
Поэтому представим второй аргумент - решающий.
Напомним, что статья 41 Конституции РФ указывает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Именно, исходя из этого положения Конституции, Конституционный суд РФ в своём определении от 6 июня 2002 года № 115-0 указал, что «здоровье человека - высшее неотчуждаемое благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности. Провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи».
Необходимо отметить, что указанное определение Конституционного суда РФ как раз и касается рассмотрения и оценки Конституционным судом РФ конкретной ситуации, связанной с отказом в предоставлении медицинской организацией платных медицинских услуг по соответствующему договору. Определение Конституционного суда РФ содержит ряд принципиально важных положений, которые дают прямой ответ на вопрос, поставленный в настоящей статье: «Имеет ли право медицинская организация отказать пациенту в предоставлении платных медицинских услуг при отсутствии у него документа, удостоверяющего личность?»
Медицинские организации, которые предоставляют платные медицинские услуги, также не могут
отказать в медицинскои помощи пациенту, поскольку они заключают публичный договор (п.п. 1, 3 ст. 426 ГК РФ). Как указал Конституционный суд, возмездное оказание медицинских услуг представляет собой реализацию гарантируемой в РФ свободы экономической деятельности, права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 8, ч. 1; ст. 34, ч. 1 Конституции РФ) и производится медицинскими учреждениями в рамках соответствующих договоров. К таким договорам, как следует из п. 2 ст. 779 ГК РФ, применяются правила главы 39 «Возмездное оказание услуг» Гражданского кодекса РФ. В свою очередь деятельность по оказанию платной медицинской помощи российское законодательство относит к предпринимательской деятельности, осуществляемой под публичным контролем. Договор о предоставлении платных медицинских услуг (медицинского обслуживания) согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ признается публичным, то есть соглашением, заключаемым коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. При этом коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Отказ организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается, и при уклонении от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и о возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом от его заключения (п. 3 ст. 426 и п. 4 ст. 445 ГК РФ). Обязательность заключения публичного договора, каковым является договор о предоставлении платных медицинских услуг, при наличии возможности предоставить соответствующие услуги означает и недопустимость одностороннего отказа исполнителя от исполнения обязательств по договору, если у него имеется возможность исполнить свои обязательства (предоставить лицу соответствующие услуги), поскольку в противном случае требование закона об обязательном заключении договора лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения.
енеджер № 1
здравоохранения 2020
Очень важный тезис Конституционного суда в определении от 6 июня 2002 года - указание на то, что такое ограничение свободы договора для одной стороны - исполнителя (в данном случае -медучреждения, оказывающего платную медицинскую помощь), учитывающее существенное фактическое неравенство сторон в договоре о предоставлении медицинских услуг и особый характер предмета договора (в том числе уникальность многих видов медицинских услуг, зависимость их качества от квалификации врача), направлено на защиту интересов гражданина (пациента) как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях, обеспечение реализации им права на медицинскую помощь. Иное, т.е. признание права медицинского учреждения на односторонний отказ от исполнения обязательств, при том что у него имеется возможность оказать соответствующие услуги, не только приводило бы к неправомерному ограничению конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, но и означало бы чрезмерное ограничение (умаление) конституционной свободы договора для гражданина, заключающего договор об оказании медицинских услуг, создавало бы неравенство, недопустимое с точки зрения требования справедливости, и, следовательно, нарушало бы предписания
статей 34, 35 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, пункт 2 статьи 782 ГК Российской Федерации о том, что «исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков» во взаимосвязи с положениями его статей 426 и 445 не может рассматриваться как допускающий односторонний отказ медицинского учреждения от исполнения своих обязательств по договору об оказании платных медицинских услуг при наличии у него возможности предоставить соответствующие услуги и, следовательно, как нарушающий конституционное право гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Конституционный суд РФ в своём определении также указал, что рассматривая дела, суды должны исходить из того, что законными причинами прекращения договора платных медицинских услуг не могут признаваться такие, которые обусловлены исключительно волей лица, оказывающего данные услуги.
Таким образом, на основании изложенного выше можно сделать однозначный ВЫВОД: отказ пациенту в предоставлении платных медицинских услуг в случае отсутствия у него паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, недопустим!
1. Кадыров Ф.Н. Платные услуги в здравоохранении. Том 1. Под редакцией академика РАМН В.И. Стародубова - М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2013. - 220 с.
2. Кадыров Ф.Н. Платные услуги в здравоохранении. Том 2. Под редакцией академика РАМН В.И. Стародубова - М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2017. - 266 с.
3. Кадыров Ф.Н. Платные услуги в здравоохранении. Том 3. Под ред. академика РАН В.И. Стародубова. - М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2018. - 316 с.
4. Кицул И.С., Пивень Д.В. Структура и содержание положения о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности // Заместитель главного врача. - 2013. - № 12. - С. 50-56.
5. Кицул И.С., Пивень Д.В. Работа врачебной комиссии и контроль качества и безопасности медицинской деятельности // Здравоохранение. - 2015. - № 7. - С. 74-79.
6. Кицул И.С., Пивень Д.В. Методические подходы к созданию системы оценки качества деятельности медицинских организаций, ее структурных подразделений и медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг // Заместитель главного врача. - 2014. - № 1. - С. 40-46.
7. Пивень Д.В, Кицул И.С. О формировании новой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в здравоохранении Российской Федерации // Менеджер здравоохранения. - 2013. - № 2. - С. 16-26.
8. Пивень Д.В, Кицул И.С. О проблеме реализации права пациента на выбор врача и о путях её решения в медицинской организации // Менеджер здравоохранения. - 2013. - № 7. - С. 15-20.
9. Пивень Д.В, Кицул И.С. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности: монография. - М.: Издательский дом «Менеджер здравоохранения», 2014. - 172 с.
10. Пивень Д.В, Кицул И.С. Содержание внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации: каким оно должно быть и что этому мешает // Менеджер здравоохранения. - 2014. - № 11. - С. 6-10.
11. Пивень Д.В, Кицул И.С. О формировании нового содержания работы руководителя медицинской организации по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности//Ме-неджер здравоохранения. - 2015. - № 10. - С. 18-25.
№ 1
2020
Менедже,
12.Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Нормативно-правовое регулирование внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности // Менеджер здравоохранения. - 2016. - № 5. - С. 38-46
13.Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Новые задачи и направления работы врачебной комиссии в системе обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности // Менеджер здравоохранения. - 2017. - № 2. - С. 6-13.
14. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Стандарты медицинской помощи: обязательны ли они для соблюдения медицинскими организациями // Менеджер здравоохранения. - 2017. - № 8. - С. 6-12.
15. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Критерии оценки качества медицинской помощи: что надо учесть и как обеспечить их соблюдение в медицинской организации // Менеджер здравоохранения. - 2017. -№ 10. - С. 7-12.
16. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Роль и значение критериев оценки качества медицинской помощи, утверждённых приказом Минздрава России от 10.05.2017 г. № 203н, для медицинских организаций, функционирующих в системе ОМС // Менеджер здравоохранения. - 2018. - № 4. - С. 6-13.
17. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Проверочные листы Росздравнадзора по контролю качества и безопасности медицинской деятельности: новые задачи медицинских организаций // Менеджер здравоохранения. - 2018. - № 5. - С. 13-19.
18. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Должностные обязанности врача и контроль качества и безопасности медицинской деятельности: что необходимо учесть в медицинской организации // Менеджер здравоохранения. - 2018. - № 8. - С. 6-12.
19. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Как правильно оформить оказание платных медицинских услуг анонимно // Менеджер здравоохранения. - 2019. - № 2. - С. 68-72.
20. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Контрольная закупка при предоставлении платных медицинских услуг: что необходимо знать медицинским организациям // Менеджер здравоохранения. - 2019. - № 6. -С. 6-10.
UDC 614.2
Piven D. V, Kitsul I.S., Ivanov I. V. Is the medical organization obliged to ask the patient for an identity document when applying for paid medical services? (St. Petersburg, Irkutsk, Moscow, Russia)
Abstract. The article shows and proves that when a patient applies for paid medical services, a medical organization is obliged to ask him for an identity document. First of all, this is enshrined in the requirements for the maintenance of accounting and reporting documentation established by the legislation of the Russian Federation. At the same time, the authors emphasize that even if the patient does not have an identity document, the refusal to conclude a contract for the provision of paid medical services is unacceptable. The issue of presentation of an identity document by a patient when applying for the provision of paid medical services became particularly relevant after the introduction of such a control tool as the control purchase of paid medical services.
Keywords: control purchase, paid medical services, medical organization, medical documentation, patient, quality control and safety of medical activity, identity document.
Здравоохранение-2020
ТРИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПОПОЛНЯТ НОМЕНКЛАТУРУ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
Минздрав дополняет номенклатуру специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, тремя пунктами: «Детская онкология-гематология», «Медицинская микробиология», «Физическая и реабилитационная медицина». Теперь в номенклатуре значатся 104 специальности. В пояснительной записке к проекту приказа говорится, что он разработан в связи с необходимостью подготовки врачей и фармацевтов, специализация которых соответствует последним достижениям медицинской науки, а также потребностям населения в оказании медицинской помощи.
Проект приказа вынесен на общественное обсуждение.
Источник: официальный сайт Минздрава России
енеджер № 1
здравоохранения 2020