Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ:ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ МЕДИЦИНСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ'

КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ:ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ МЕДИЦИНСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
107
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА / ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОНТРОЛЬ БЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ / ВНЕПЛАНОВЫЕ ВЫЕЗДНЫЕ ПРОВЕРКИ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) / CONTROL PURCHASE / PAID MEDICAL SERVICES / MEDICAL ORGANIZATION / CONTROL WITHOUT INTERACTION WITH LEGAL ENTITIES / UNSCHEDULED ON-SITE INSPECTIONS / QUALITY CONTROL AND SAFETY OF MEDICAL ACTIVITIES / SEPARATE TYPES OF STATE CONTROL (SURVEILLANCE)

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В.

В статье рассматриваются изменения законодательства, касающиеся проведения контрольных закупок в целях проверки соблюдения медицинской организацией порядка и условий предоставления платных медицинских услуг. Подчёркнуто, что контрольные закупки при предоставлении платных медицинских услуг теперь является одним из направлений государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Авторами представлена характеристика контрольной закупки во взаимосвязи с другими формами и методами контроля, в том числе с внеплановыми проверками и с контролем без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Отмечено, что контрольная закупка при предоставлении платных медицинских услуг может применяться соответствующими надзорными органами не только при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, но и при осуществлении надзора в области защиты прав потребителей, а также при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Control purchase when providing paid medical services: what medical organizations must know

The article deals with changes in legislation relating to the test purchase in order to verify compliance with the medical organization of the order and conditions of paid medical services. It is emphasized that control purchases in the provision of paid medical services is now one of the areas of state control of quality and safety of medical activity. The authors present the characteristics of the control purchase in conjunction with other forms and methods of control, including unscheduled inspections and control without interaction with legal entities, individual entrepreneurs. It is noted that the control purchase in the provision of paid medical services can be used by the relevant Supervisory authorities not only in the implementation of state quality control and safety of medical activities, but also in the implementation of supervision in the field of consumer protection, as well as in the implementation of the Federal state sanitary and epidemiological surveillance.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ:ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ МЕДИЦИНСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ»

Д.В. Пивень,

д.м.н., профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: piven_dv@mail.ru И.С. Кицул,

д.м.н., профессор, профессор РАН, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования -филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, Россия, e-mail: zdravirk@mail.ru И.В. Иванов,

к.м.н., генеральный директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Росздравнадзора, г. Москва, Россия, e-mail: expert@cmkee.ru

КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ МЕДИЦИНСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

УДК 614.2

Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Контрольная закупка при предоставлении платных медицинских услуг: что необходимо знать медицинским организациям (г. Санкт-Петербург, г. Иркутск, г. Москва, Россия)

Аннотация. В статье рассматриваются изменения законодательства, касающиеся проведения контрольных закупок в целях проверки соблюдения медицинской организацией порядка и условий предоставления платных медицинских услуг. Подчёркнуто, что контрольные закупки при предоставлении платных медицинских услуг теперь является одним из направлений государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Авторами представлена характеристика контрольной закупки во взаимосвязи с другими формами и методами контроля, в том числе с внеплановыми проверками и с контролем без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Отмечено, что контрольная закупка при предоставлении платных медицинских услуг может применяться соответствующими надзорными органами не только при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, но и при осуществлении надзора в области защиты прав потребителей, а также при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Ключевые слова: контрольная закупка, платные медицинские услуги, медицинская организация, контроль без взаимодействия с юридическими лицами, внеплановые выездные проверки, контроль качества и безопасности медицинской деятельности, отдельные виды государственного контроля (надзора).

© Д.В. Пивень, И.С. Кицул, И.В.

□ дним из значимых изменений в системе контроля качества и безопасности медицинской деятельности явилось внесение в конце 2018 года в Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Основы) важного положения, которое напрямую касается всех медицинских организаций, предоставляющих платные медицинские услуги. Теперь пункт 8 части 2 статьи 88 Основ гласит, что государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в том числе включает в себя «проведение контрольных закупок в целях проверки соблюдения медицинской организацией порядка и условий предоставления платных медицинских услуг». Появлению указанных изменений в законодательстве об охране здоровья предшествовало не менее значимое для организации работы по платным медицинским услугам событие. Речь идёт о Правилах организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора), утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2018 г. № 1398 (далее - Правила Иванов, 2019 г.

Менеджер № Б

здравоохранения 2019

Ш

организации и проведения контрольной закупки). Здесь необходимо подчеркнуть, что применительно к медицинским организациям принятие указанного документа во многом ознаменовало фактически новый период в части контроля со стороны государства за платными медицинскими услугами. И, прежде всего, этот период следует охарактеризовать его ужесточением и многоаспектностью, что непременно почувствуют на себе все медицинские организации, предоставляющие платные медицинские услуги. Дело в том, что теперь в соответствии с законодательством при проверках соблюдения медицинскими организациями установленных требований при предоставлении платных медицинских услуг контрольная закупка может применяться соответствующими надзорными органами не только при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, но и при осуществлении надзора в области защиты прав потребителей, а также при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Следует отметить, что последние годы характеризуются активным и разносторонним развитием всей нормативно-правовой базы, регламентирующей контроль качества и безопасности медицинской деятельности [1 — 15]. Вот и утверждение Правил организации и проведения контрольной закупки во многом завершило формирование и систематизацию нормативно-правовой базы в части проведения мероприятий по контролю с применением контрольной закупки. В этой связи руководителям медицинских организаций необходимо не только хорошо ориентироваться в нормативных документах, регламентирующих контрольную закупку платных медицинских услуг, но и обеспечить проведение как необходимых превентивных мер, направленных на строгое соблюдение установленных обязательных требований при оказании платных медицинских услуг, так и готовность сотрудников медицинской организации к осуществлению надзорными органами контрольных закупок.

Особенностью сегодняшнего дня является то, что нормативное регулирование контрольной закупки платных медицинских услуг сразу стало весьма обширным и разносторонним. Напомним, что Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ) в июле 2016 года был дополнен статьёй «16.1.

Контрольная закупка». Данная статья содержит базовые требования, характеризующие проведение контрольной закупки, в том числе там сказано следующее.

• Контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

• Контрольная закупка проводится по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ для проведения внеплановых выездных проверок.

• Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Контрольная закупка, проводимая по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, проводится по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 16.1. Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (см. ниже).

• Контрольная закупка продукции при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, контрольная закупка товаров (работ, услуг) при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, государственного контроля за обращением медицинских изделий и государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств могут быть проведены органом государственного контроля (надзора) незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры.

Как видно из представленного выше, контрольная закупка проводится по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ для проведения внеплановых выездных проверок. Необходимо отметить, что установленный законом перечень оснований для проведения внеплановых проверок весьма обширен. Напомним только некоторые основания, которые используются надзорными органами для проведения внеплановых проверок, то есть теперь и для проведения контрольной закупки.

1. Истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее

С

•КС

№В

2019

Менедже,

выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

2. Поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования).

3. Мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан...;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан.;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, и такое обращение не было рассмотрено, либо требования заявителя не были удовлетворены).

4. Приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Таким образом, анализируя указанные выше основания для проведения внеплановых проверок, в том числе контрольных закупок, необходимо отметить, что поступление обращений (жалоб) граждан в связи с нарушением их прав является только одним и при этом далеко не единственным основанием для проведения контрольной закупки. Особенно важно для медицинских организаций то, что основанием для проведения контрольной закупки могут быть данные анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. В этой связи напомним, что в соответствии со статьёй 8.3. Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ к мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в том числе относится наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети Интернет. В свою очередь объём установленных законодательством требований, которые обязаны соблюдать все без исключения медицинские организации при размещении информации в сети Интернет весьма велик по объёму и очень сложен по содержанию. Соответственно несоблюдение таковых может повлечь за собой проведение со стороны надзорного органа мероприятий по контролю методом контрольной закупки.

Как уже было указано выше, в соответствии с законодательством проверка предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг с применением контрольной закупки может быть реализована соответствующими надзорными органами при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора). Что касается государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, то, как известно, надзорным органом, осуществляющим проведение соответствующих проверок, является Росздравнадзор, что и отражено в статье 88 Основ. Надзор в области защиты прав потребителей, а также федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляет Роспотребнадзор. При этом необходимо отметить, что именно Роспотребнадзор в рамках установленных полномочий осуществляет контроль за соблюдением Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006. В информации Роспотребнадзора от 26 ноября 2018 г. «О правилах организации и проведения контрольной закупки» в том числе сказано следующее: «Постановлением

енеджер № 6

здравоохранения 2019

Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2018 г. № 1398 утверждены «Правила организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)». Данные правила определяют требования к проведению мероприятия по контролю, в ходе которого Роспотребнадзором будут осуществляться действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям».

На что же ещё необходимо обратить внимание в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ и в Правилах организации и проведения контрольной закупки? Отметим наиболее значимые позиции, о которых медицинские организации не должны забывать.

Часть 5 статьи 16.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ гласит: «Контрольная закупка (за исключением контрольной закупки, осуществляемой дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий) должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи. В случае необходимости, при проведении контрольной закупки применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации». Это очень важное требование к надзорным органам, о котором обязаны знать медицинские организации. То есть для соблюдения легитимности контрольной закупки она может быть проведена либо в присутствии двух свидетелей, либо с применением видеозаписи, и никак иначе! Также часть 6 статьи 16.1. указывает, что о проведении контрольной закупки составляется акт, который подписывается должностным лицом органа государственного контроля (надзора), проводившим контрольную закупку, и свидетелями. В случае выявления при проведении контрольной закупки нарушений обязательных требований, акт о проведении контрольной закупки также представляется для подписания представителям юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводилась контрольная закупка.

Не менее важные положения содержат и Правила организации и проведения контрольной закупки. Так, в пункте 5 Правил отмечено, что контрольная закупка проводится способами, применяемыми потребителями при приобретении товаров (работ, услуг) и совершении соответствующих сделок с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими продажу товаров,

выполнение работ и оказание услуг потребителям. Пункт 8 Правил определяет и конкретные требования к приказу (распоряжения) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), на основании которого проводится контрольная закупка. Также отмечено, что типовая форма приказа о проведении контрольной закупки устанавливается Министерством экономического развития Российской Федерации.

Кроме того, пункт 21 Правил организации и проведения контрольной закупки указывает, что в случае выявления при проведении контрольной закупки нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностное лицо органа государственного контроля (надзора), если требуется дополнительная оценка соблюдения обязательных требований юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивает организацию проведения внеплановой выездной проверки по тому же основанию в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ. То есть мероприятия по контролю в рамках контрольной закупки надзорным органом могут быть расширены до внеплановой выездной проверки.

Все изложенные аспекты контрольной закупки платных медицинских услуг, как минимум, должны быть хорошо известны медицинским организациям. В противном случае это чревато серьёзными проблемами в их деятельности.

Таким образом, на основании изложенного выше можно сделать следующие выводы. Вывод первый

Учитывая изменения, внесённые в статью 88 Основ пунктом 8, можно утверждать, что в Российской Федерации законодательно закреплено, что работа по организации предоставления и контролю платных медицинских услуг является неотъемлемым фрагментом работы по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности. Вывод второй

Законодательное закрепление контрольной закупки как метода контроля за предоставлением платных медицинских услуг, требует со стороны медицинских организаций не только самого пристального внимания в части неукоснительного соблюдения требований, установленных к предоставлению платных медицинских услуг, но и обеспечения своей постоянной готовности к возможному использованию надзорными органами контрольной закупки в части знания установленного порядка и механизмов ее проведения.

С

•КС

№ В

2019

Менедже,

Литература

$

зЯо

1. Кицул И.С., Пивень Д.В. Структура и содержание положения о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности // Заместитель главного врача. - 2013. - № 12. - С. 50-56.

2. Кицул И.С., Пивень Д.В. Работа врачебной комиссии и контроль качества и безопасности медицинской деятельности // Здравоохранение. - 2015. - № 7. - С. 74-79.

3. Кицул И.С., Пивень Д.В. Методические подходы к созданию системы оценки качества деятельности медицинских организаций, ее структурных подразделений и медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг // Заместитель главного врача. - 2014. - № 1. - С. 40-46.

4. Пивень Д.В., Кицул И.С. О формировании новой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в здравоохранении Российской Федерации // Менеджер здравоохранения. - 2013. - № 2. -С. 16-26.

5. Пивень Д.В., Кицул И.С. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности: монография. - М.: Издательский дом «Менеджер здравоохранения», 2014. - 172 с.

6. Пивень Д.В., Кицул И.С. Содержание внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации: каким оно должно быть и что этому мешает // Менеджер здравоохранения. - 2014. - № 11. - С. 6-10.

7. Пивень Д.В., Кицул И.С. О формировании нового содержания работы руководителя медицинской организации по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности//Менеджер здравоохранения. - 2015. - № 10. - С. 18-25.

8. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Нормативно-правовое регулирование внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности // Менеджер здравоохранения. - № 5. - 2016. - С. 38-46

9. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Новые задачи и направления работы врачебной комиссии в системе обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности // Менеджер здравоохранения. - 2017. - № 2. - С. 6-13.

10.Пивень Д.В., Кицул И.С, Иванов И.В. Стандарты медицинской помощи: обязательны ли они для соблюдения медицинскими организациями // Менеджер здравоохранения. - 2017. - № 8. - С. 6-12.

11.Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Критерии оценки качества медицинской помощи: что надо учесть и как обеспечить их соблюдение в медицинской организации // Менеджер здравоохранения. - 2017. -№ 10. - С. 7-12.

12.Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Роль и значение критериев оценки качества медицинской помощи, утверждённых приказом Минздрава России от 10.05.2017 г. № 203н, для медицинских организаций, функционирующих в системе ОМС // Менеджер здравоохранения. - 2018. - № 4. - С. 6-13.

13.Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Проверочные листы Росздравнадзора по контролю качества и безопасности медицинской деятельности: новые задачи медицинских организаций // Менеджер здравоохранения. - 2018. - № 5. - С. 13-19.

14.Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Должностные обязанности врача и контроль качества и безопасности медицинской деятельности: что необходимо учесть в медицинской организации // Менеджер здравоохранения. - 2018. - № 8. - С. 6-12.

15.Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Как правильно оформить оказание платных медицинских услуг анонимно // Менеджер здравоохранения. - 2019. - № 2. - С. 68-72.

UDC 614.2

Piven D. V, Kitsul I.S., Ivanov ¡. V. Control purchase when providing paid medical services: what medical organizations must know (St. Petersburg, Irkutsk, Moscow, Russia)

Abstract. The article deals with changes in legislation relating to the test purchase in order to verify compliance with the medical organization of the order and conditions of paid medical services. It is emphasized that control purchases in the provision of paid medical services is now one of the areas of state control of quality and safety of medical activity. The authors present the characteristics of the control purchase in conjunction with other forms and methods of control, including unscheduled inspections and control without interaction with legal entities, individual entrepreneurs. It is noted that the control purchase in the provision of paid medical services can be used by the relevant Supervisory authorities not only in the implementation of state quality control and safety of medical activities, but also in the implementation of supervision in the field of consumer protection, as well as in the implementation of the Federal state sanitary and epidemiological surveillance.

Keywords: control purchase, paid medical services, medical organization, control without interaction with legal entities, unscheduled on-site inspections, quality control and safety of medical activities, separate types of state control (surveillance).

енеджер № Б

здравоохранения 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.