Д. В. Пивень,
д.м.н., профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия, [email protected] И. С. Кицул,
д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования -филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, Россия, [email protected] И. В. Иванов,
к.м.н., Генеральный директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Росздравнадзора, г. Москва, Россия, [email protected]
НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: КОНТРОЛЬ БЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ИНДВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ
УДК 614.2
Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В. Новый инструмент контроля в сфере здравоохранения: контроль без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (г. Санкт-Петербург, г. Иркутск, г. Москва, Россия)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с появлением нового инструмента контроля в сфере здравоохранения, а именно организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Авторы отмечают, что законодательство Российской Федерации содержит значительный объём требований к медицинским организациям в части размещения и предоставления информации. В свою очередь соблюдение данных требований теперь будет проверяться надзорными органами путём проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Всё это повышает ответственность медицинских организаций и ставит перед ними новые задачи при проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Ключевые слова: контроль без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, требования, качество и безопасность медицинской деятельности, медицинская организация, предостережение.
ак известно, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 559-р был утверждён План мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 гг. (далее -Дорожная карта). Очевидно, что разработка и реализация указанных мероприятий имеет прямое отношение не только к органам, осуществляющим контроль и надзор в сфере здравоохранения, но и непосредственно к медицинским
© Д. В. Пивень, И. С. Кицул, И. В. Иванов, 2017 г.
Юнеджер № 5
здравоохранения 2017
организациям. Это прямо следует из целей, указанных в Дорожной карте, к которым, в том числе отнесены следующие:
- повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах производства или оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;
- снижение при осуществлении государственного контроля (надзора) административных и финансовых издержек граждан и организаций, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности, в том числе путем исключения существующих и предотвращения установления новых избыточных контрольно-надзорных функций, избыточных и устаревших обязательных требований, а также обеспечения соответствия обязательных требований достижениям науки, техники и уровню развития экономики.
Необходимо подчеркнуть, что помимо указанных целей в Дорожной карте поставлена задача и по внедрению новых инструментов, применяемых контрольно-надзорными органами. Именно в связи с решением этой задачи Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ были внесены весьма значимые для медицинских организаций дополнения в Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Так, в данном законе появилась статья 8.3 «Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями». В соответствии с этой статьей, к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в том числе относятся:
- наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети Интернет и средствах массовой информации;
- наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом.
Следует отметить, что установленных законодательством обязательных требований к информации, которую обязана размещать, представлять медицинская организация, сегодня более чем достаточно. В наших публикациях мы неоднократно касались данных вопросов в контексте самых разных аспектов обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности (1-13). В этой связи напомним основные документы, содержащие требования, о которых идёт речь в указанных выше дополнениях в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Статья 79 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Основы) указывает, что «медицинская организация обязана:
3) информировать граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
6) предоставлять пациентам достоверную информацию об оказываемой медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах и о медицинских изделиях;
7) информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием сети Интернет, об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках медицинских организаций, об уровне их образования и об их квалификации, а также
Менедже,
предоставлять иную определяемую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти необходимую для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями информацию».
В соответствии с представленным выше пунктом 7 части 1 статьи 79 Основ, Минздравом РФ издан приказ от 30 декабря 2014 г. № 956н «Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Данным приказом установлены:
- информация, предоставляемая медицинскими организациями, необходимая для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями;
- требования к содержанию и форме информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Кроме того, весьма значительный объём информации, которую обязана представлять медицинская организация, определён Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 04 октября 2012 г. № 1006.Также требования к размещаемой медицинскими организациями информации содержат: Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; приказ МЗ РФ от
28 ноября 2014 г. № 787н «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями»; приказ МЗ РФ от 14 мая 2015 г. № 240 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями».
Таким образом, можно заключить, что обозначенные в указанных выше нормативно-правовых актах требования к информации, которую обязана предоставить медицинская организация, являются весьма значительными как по объёму, так и по структуре. То есть работа по соблюдению данных требований, безусловно, является для медицинских организаций не только весьма сложной, кропотливой, но и с введением новых механизмов контроля, осуществляемого без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, становится и гораздо более ответственной. Очевидно, что теперь медицинские организации должны достаточно хорошо ориентироваться и в самой процедуре контроля, осуществляемого без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. В этой связи необходимо обратить внимание на следующее.
Первое. Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора). Порядок оформления и содержание указанных выше заданий, а также порядок оформления должностными лицами
Юнеджер № 5
здравоохранения 2017
органа государственного контроля (надзора) результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора).
Второе. Следует обратить внимание и на меры, которые в соответствии с законом могут принимать органы государственного контроля (надзора) по результатам проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Данные меры заключаются в следующем. В случае выявления, при проведении мероприятий по контролю, нарушений обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора) принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора) мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в том числе при причинении вреда или при возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан. При отсутствии подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред или создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан орган государственного
контроля (надзора) может направить юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Третье. В настоящее время определён механизм составления и направления Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Данный механизм представлен в Правилах составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2017 г. № 166.
В указанных Правилах отмечено, что предостережение, в том числе содержит следующую информацию:
- указание на обязательные требования, нормативные правовые акты, включая их структурные единицы, предусматривающие указанные требования;
- информацию о том, какие действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
- предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований;
- предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю направить уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора);
- срок (не менее 60 дней со дня направления Предостережения) для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления об исполнении предостережения.
Важно отметить, что Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований не может содержать требования о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений
Менедже,
и документов. Более того, по результатам рассмотрения Предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган государственного контроля (надзора), направивший предостережение, возражения с обоснованием позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований. При этом орган государственного контроля (надзора) рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ. Результаты рассмотрения возражений используются органом государственного контроля (надзора) для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в Предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований срок направляет в орган государственного контроля (надзора) уведомление об исполнении Предостережения. В уведомлении об
исполнении Предостережения указываются сведения о принятых по результатам рассмотрения Предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Таким образом, в связи с появлением в сфере здравоохранения нового инструмента контроля, а именно контроля без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями можно сделать следующие выводы.
1. Проведение надзорными органами мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями усиливает ответственность медицинских организаций за соблюдение обязательных требований при размещении информации в сети Интернет и за соблюдение обязательных требований к предоставлению информации об осуществляемой деятельности.
2. Целесообразно, чтобы в каждой медицинской организации соблюдение обязательных требований при размещении информации в сети Интернет и соблюдение обязательных требований к предоставлению информации об осуществляемой деятельности:
- стало одним из важных направлений внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности с назначением ответственного за эту работу лица и определением соответствующего регламента;
- постоянно находилось в поле зрения врачебной комиссии и периодически являлось предметом её тщательного рассмотрения.
1. Кицул И.С., Пивень Д. В. О контроле качества и безопасности медицинской деятельности в современных условиях// Заместитель главного врача. - 2013. - № 2. -С. 48-52.
2. Кицул И.С., Пивень Д. В. Структура и содержание положения о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности// Заместитель главного врача. - 2013. - № 12. - С. 50-56.
енеджер
3. Кицул И.С., Пивень Д. В. Информирование пациентов о своих правах и обязанностях в медицинской организации // Вестник Росздравнадзора. - 2015. - № 11. -С. 73-75.
4. Кицул И.С., Пивень Д. В. Работа врачебной комиссии и контроль качества и безопасности медицинской деятельности // Здравоохранение. - 2015. - № 7. - С. 74-79.
5. Пивень Д.В., Кицул И. С. О формировании новой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в здравоохранении Российской Федерации// Менеджер здравоохранения. - 2013. - № 2. - С. 16-26.
6. Пивень Д.В., Кицул И. С. Обеспечение прав пациента и необходимость разработки в медицинской организации соответствующих внутренних регламентирующих документов //Менеджер здравоохранения. - 2013. - № 4. - С. 6-12.
7. Пивень Д.В., Кицул И. С. О проблеме реализации права пациента на выбор врача и о путях ее решения в медицинской организации// Менеджер здравоохранения. -2013. - № 7. - С. 15-20.
8. Пивень Д.В., Кицул И. С. О праве пациента на проведение консультаций врачами-специалистами по его требованию или по требованию его законных представителей// Менеджер здравоохранения. - 2013. - № 10. - С. 12-17.
9. Пивень Д.В., Кицул И. С. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности: монография. - М.: Издательский дом «Менеджер здравоохранения», 2014. -172 с.
10. Пивень Д.В., Кицул И. С. Содержание внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации: каким оно должно быть и что этому мешает // Менеджер здравоохранения. - 2014. - № 11. - С. 6-10.
11. Пивень Д.В., Кицул И. С. О формировании нового содержания работы руководителя медицинской организации по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности//Менеджер здравоохранения. - 2015. - № 10. - С. 18-25.
12. Пивень Д.В., Кицул И. С., Иванов И. В. Нормативно-правовое регулирование внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности // Менеджер здравоохранения. - № 5. - 2016. - С. 38-46.
13. Пивень Д.В., Кицул И. С., Иванов И. В. Новые задачи и направления работы врачебной комиссии в системе обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности // Менеджер здравоохранения. - № 2. - 2017. - С. 6-13.
UDC 614.2
Piven D. V, Kitsul I. S., Ivanov I. V. A new control tool in healthcare: a control without interacting with legal entities and individual entrepreneurs (Saint-Petersburg, Irkutsk, Moscow, Russia)
Abstract. The article deal with the emergence of a new monitoring tool in the health sector - organization and conduct of control measures without the cooperation of legal entities and individual entrepreneurs. The authors note that the legislation of the Russian Federation contains a significant amount of the requirements for medical organizations to embed and provide information. Thus compliance with these requirements will be validated by the Supervisory authorities by carrying out control activities without interaction with legal entities, individual entrepreneurs. All this increases the responsibility of medical organizations and confronts them with new challenges when conducting internal monitoring the quality and safety of medical activity.
Keywords: control without interaction with legal entities and individual entrepreneurs, requirements, quality and safety of medical activity, medical organization, caution.
№ 5 Менеджер
2017 здравоохранения