Научная статья на тему 'Нормативно-правовое регулирование внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности'

Нормативно-правовое регулирование внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
2379
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / INTERNAL CONTROL / QUALITY AND SAFETY OF MEDICAL ACTIVITIES / LEGISLATION / MEDICAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

В статье показано и обосновано, какие федеральные нормативно-правовые акты должны быть проанализированы и использованы в медицинской организации в работе по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Представлены направления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности с учётом регулирования каждого из них федеральным законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of internal control of the quality and safety of medical activity

The article shows and proves what the Federal legislation should be analyzed and used in medical organization in the field of internal control of the quality and safety of medical activity. Presents directions for internal control of quality and safety of medical activities with regard to regulation of each Federal legislation.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое регулирование внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности»



Д.В. Пивень,

д.м.н., профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия, [email protected] И.С. Кицул,

д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования, г. Иркутск, Россия, [email protected] И.В. Иванов,

к.м.н., Генеральный директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Росздравнадзора, г. Москва, Россия [email protected]

нормативно-правовое

регулирование внутреннего

контроля качества и безопасности медицинской деятельности

УДК 614.2

Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Нормативно-правовое регулирование внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (г. Санкт-Петербург, г. Иркутск, г. Москва, Россия) Аннотация. В статье показано и обосновано, какие федеральные нормативно-правовые акты должны быть проанализированы и использованы в медицинской организации в работе по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Представлены направления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности с учётом регулирования каждого из них федеральным законодательством.

Ключевые слова: внутренний контроль, качество и безопасность медицинской деятельности, законодательство, медицинская организация.

Как известно, статья 90 Федерального закона РФ от 21.11.2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее Основы) гласит, что «...организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном одителями указанных ... организаций». Очевидно, что имен-этот установленный руководителем медицинской организа-орядок и должен быть главным стратегическим документом каждой медицинской организации, определяющим содержание и регламент внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Также совершенно очевидно и то, что руководитель медицинской организации, разрабатывая и утверждая данный порядок, должен ориентироваться на выполнение установленных законодательством требований. В свою очередь данные требования, как мы уже не раз отмечали в своих многочисленных публикациях, посвященных как общим, так и частным

© Д.В. Пивень, И.С. Кицул, И.В. Иванов, 2016 г.

Менеджер №5

здравоохранения 2016

вопросам контроля качества и безопасности медицинской деятельности (1-15), не только сформулированы в самых разных нормативно-правовых актах, но и отличаются большим многообразием, разной степенью раскрытия и детализации. В этой связи перед каждым руководителем медицинской организации возникают или, по крайне мере, должны возникать первые важные вопросы, без ответа на которые движение дальше становится просто невозможным:

«1. Что это за требования законодательства, и где конкретно они прописаны?

2. Какие в этой связи федеральные нормативно-правовые акты необходимо проработать?

3. Насколько вообще широка тема внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности? Или: раз мне как руководителю Основами предоставлено право самому устанавливать порядок его проведения, то я и только я определяю и его содержание, и его границы?».

Совершенно очевидно, что указанные выше вопросы - более чем актуальные. И далеко не во всех медицинских организациях страны сегодня есть на них более или менее чёткие ответы.

Общий и при этом безусловно требующий своего раскрытия и детализации ответ на поставленные выше вопросы дают сами Основы, часть 2 ст. 87 которых прямо указывает, что «контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путём ... соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации.».

Таким образом, из данного положения Основ следуют два принципиально важных, чётких и однозначных вывода:

• Федеральная нормативно-правовая база по контролю качества и безопасности медицинской деятельности является весьма объёмной и выходит далеко за пределы отраслевого медицинского законодательства. Вместе с тем перечень базовых нормативно-правовых актов

очерчен достаточно чётко и отнюдь не является безграничным, что и будет показано ниже.

• Работа в медицинской организации по контролю качества и безопасности медицинской деятельности должна полностью соответствовать не только требованиям отраслевого медицинского законодательства, но и требованиям законодательства РФ в целом.

Первое, в чём необходимо определиться при формировании порядка внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, какими именно федеральными-законами прежде всего надо руководствоваться при проведении данной работы.

Все указанные законы можно условно разделить на две группы:

1. Первая группа: законы в сфере охраны здоровья граждан;

2. Вторая группа: законы, которые напрямую, казалось бы, не регулируют вопросы в сфере охраны здоровья граждан, но при этом положения которых непосредственно связаны с обеспечением и контролем качества и безопасности медицинской деятельности.

С учётом этого в каждой медицинской организации при определении целей, задач и направлений работы по осуществлению контроля качества и безопасности медицинской деятельности предметному анализу должны подлежать прежде всего следующие законы первой группы:

• Федеральный закон РФ от 21.11.2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

• Федеральный закон РФ от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

• Федеральный закон РФ от 12.11.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

• Федеральный закон РФ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

• Иные федеральные законы, регулирующие деятельность по определённым направлениям здравоохранения: в области ВИЧ/

СПИД, туберкулёза, психиатрии, трансплантологии и т д.

Следует выделить ряд особенностей, объединяющих данные нормативно-правовые акты в контексте построения системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а именно:

• указанные выше законы содержат наиболее обширный ряд положений, направленных на обеспечение и контроль качества и безопасности медицинской деятельности;

• указанные выше законы содержат положения о конкретных правах граждан в сфере охраны здоровья граждан, соблюдение которых является неотъемлемой частью обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности.

Из представленных особенностей следует важный вывод.

вывод. Предметом работы в медицинской организации по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности должно являться неукоснительное соблюдение данных законов в целом, а не только их отдельных положений, посвященных исключительно вопросам контроля.

Исполнение положений указанной выше второй группы федеральных законов также должно быть обязательным предметом внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. В этой связи необходимо обратить особое внимание на следующие законы:

• Федеральный закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

• Федеральный закон РФ от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

• Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. Ж52-ФЗ «О персональных данных»;

• Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

• Федеральный закон РФ от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»;

• Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

• Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

Важно подчеркнуть, что представленный перечень, безусловно, не является исчерпывающим. Ниже с целью чёткого определения акцентов на вопросах внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности дана краткая аннотация по каждому из указанных документов:

Федеральный закон рФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей». В данном законе чётко обозначены положения о качестве товара (работы, услуги), права граждан при приобретении товаров (получении услуг), а также обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) товара (услуги). Следует подчеркнуть особую значимость выполнения требований данного закона для медицинских организаций, работающих в системе ОМС, а также при оказании платных медицинских услуг, т.е. практически для абсолютного большинства медицинских организаций страны.

Федеральный закон РФ от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Реализация в медицинской организации положений данного закона через установление чёткого и подробного внутреннего порядка рассмотрения обращений граждан, поданных письменно, по электронной почте, по телефону, на личном приёме, является неотъемлемой частью работы по обеспечению прав граждан в сфере охраны здоровья. А это в свою очередь является важнейшей составной частью работы по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности.

Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». При осуществлении медицинской деятельности в каждой медицинской организации выполняется большой объём работы

1енеджер № 5

здравоохранения 2016

с двумя блоками персональных данных. Один блок - это персональные данные пациентов, отнесённые указанным законом к специальным категориям персональных данных, так как они касаются состояния здоровья. Второй блок - персональные данные медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг. В настоящее время обработка персональных данных не только пациентов, но и медицинских работников при осуществлении медицинской деятельности регламентирована достаточно большим количеством подзаконных нормативных актов. С учётом этого следует обратить внимание на то, что организация работы в медицинской организации по обработке персональных данных пациентов и медицинских работников на основе требований данного закона - важнейший раздел работы по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности.

Федеральный закон рФ от 27 июля 2006 г. № 149-Фз «об информации, информационных технологиях и о защите информации». Необходимо отметить, что основной, но при этом далеко не единственной информацией, которая есть в каждой медицинской организации и при этом требует принятия конкретных мер по её защите, является информация, содержащая врачебную тайну.

Федеральный закон рФ от 26.06.2008 г. № 102-Фз «об обеспечении единства измерений». Как известно, при осуществлении медицинской деятельности практически во всех медицинских организациях используются медицинские изделия, являющиеся средствами измерений. Правоотношения, возникающие при их использовании, регулируются в том числе и данным законом, а также принятыми в соответствии с ним нормативными актами, которыми установлены метрологические требования, нормы и правила, обязательные для исполнения в медицинских организациях.

Федеральный закон рФ от 25 декабря 2008 г. № 273-Фз «о противо-

действии коррупции». Прямая связь между данным законом и Основами наглядно продемонстрирована в самих Основах, а именно в статье 74 об ограничениях, налагаемых на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности, а такжев статье 75 о конфликте интересов медицинского работника. В свою очередь в законе «О противодействии коррупции» статья 13.3. прямо указывает на обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции. Меры же по предупреждению коррупции, принимаемые в медицинской организации, должны в том числе включать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, на что также указано в Основах.

трудовой кодекс российской Федерации от 30.12.2001 № 197-Фз. Следует отметить, что в настоящее время Трудовой кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним нормативные акты являются основными документами, не только регулирующими трудовые отношения, но и определяющими задачи и требования перед каждой медицинской организацией в сфере охраны труда. В свою очередь данное направление в части соблюдения требований по обеспечению безопасных условий труда также должно быть неотъемлемым компонентом работы по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности.

Федеральный закон рФ от 21 июля 2014 г. № 212-Фз «об основах общественного контроля в российской Федерации». Этим законом впервые в Российской Федерации установлены правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. Кроме того, статья 2 данного закона прямо указывает, что граждане РФ

вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Таким образом, закон «Об основах общественного контроля в РФ» имеет непосредственное отношение к деятельности медицинской организации и корреспондирует со статьей 79.1. Основ. Следует отметить, что в указанной статье содержатся конкретные положения об основах общественного контроля качества оказания услуг медицинской организацией, а именно, достаточно чётко прописана независимая оценка качества оказания услуг медицинской организацией. Кроме этого, работа по независимой оценке качества оказания услуг медицинской организацией регламентирована целым рядом приказов Министерства здравоохранения РФ, содержащими как механизмы, так и критерии такой оценки.

На уровне постановлений Правительства Российской Федерации также целесообразно выделить группу документов, интегрирующих в себе требования по выполнению положений целого ряда федеральных законов. К таковым относятся прежде всего:

• Постановление Правительства РФ от 12.11.2012 г. № 1152 «Об утверждении положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности»;

• Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности»;

• Постановление Правительства РФ от 15.10.2012 г. № 1043 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств»;

• Постановление Правительства РФ от 25.09.2012 г. № 970 г. «Об утверждении Положения о государственном контроле за обращением медицинских изделий»;

• Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

В соответствии с представленными выше законами и постановлениями Правительства Российской Федерации медицинской организации необходимо определить основные направления работы по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности, а также перечни тех федеральных нормативно-правовых актов (отдельных документов или группы документов), положения которых обязательно надо учитывать при осуществлении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности по каждому направлению.

Первое направление. Разработка (обновление, пересмотр) порядка внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и порядка (положения), регламентирующего работу врачебной комиссии медицинской организации. Работа по формированию или обновлению указанных документов должна учитывать широкий спектр требований действующего законодательства, в том числе требования:

• указанных выше Федеральных законов и Постановлений Правительства РФ;

• приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 г. № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»;

• приказа МЗ РФ от 23.01.2015 № 13н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по проведению проверок организации и осуществления федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, осуществления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере охраны здоровья граждан,

1енеджер № 5

здравоохранения 2016

а также осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности». второе направление. Организация контроля за применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения). Данная работа должна основываться на контроле выполнения требований следующих документов:

• Федерального закона РФ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

• Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 12.11.2012 г. № 1152;

• приказов МЗ РФ об утверждении профильных порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

• приказа МЗ РФ от 23.01.2015 № 12н «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок применения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи».

третье направление. Организация контроля соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья граждан. Данная работа должна основываться на контроле выполнения требований следующих документов:

• Законодательства Российской Федерации, регламентирующего права граждан в сфере охраны здоровья граждан, и принятых в соответствии с ним нормативных актов;

• приказа МЗ РФ от 28.11.2014 г. № 787н «Об утверждении показателей, характе-

ризующих общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями»;

• приказа МЗ РФ от 30.12.2014 г. № 956н «Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах МЗ РФ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

• приказа МЗ РФ от 14.05.2015 г. № 240 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями».

• приказа МЗ РФ от 07.07.2015 г. № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи»;

• приказа МЗ РФ от 26.01.2015 № 19н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья».

четвёртое направление. Организация контроля качества и безопасности в сфере обращения лекарственных препаратов в медицинской организации. Данная работа должна основываться на контроле выполнения требований следующих документов:

• Федерального закона Российской Федерации от 12.11.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

• Положения о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1043;

• приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 757н «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения, регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов для медицинского применения»;

• нормативных актов, регламентирующих порядок приобретения, изготовления, транспортировки, хранения, отпуска и утилизации лекарственных средств. пятое направление. Организация контроля соблюдения требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению). Данная работа должна основываться на контроле выполнения требований следующих документов:

• Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

• Федерального закона РФ от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»;

• Положения о государственном контроле за обращением медицинских изделий, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2012 г. № 970 г.;

• Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального

предпринимателя) медицинской техники, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 469 г.;

• приказа Минздравсоцразвития России от 27 декабря 2011 г. № 1198н «Об утверждении правил в сфере обращения медицинских изделий»;

• приказа МЗ РФ от 6 июня 2012 г. № 4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• приказа МЗ РФ от 14.09.2012 № 175н «Об утверждении порядка осуществления мониторинга безопасности медицинских изделий»;

• приказа МЗ РФ от 20 июня 2012 г. № 12н «Об утверждении Порядка сообщения субъектами обращения медицинских изделий обо всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении, об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, о фактах и об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий»;

• приказа МЗ РФ от 15 августа 2012 г. № 89н «Об утверждении Порядка проведения испытаний в целях утверждения типа средств измерений, а также перечня медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в отношении которых проводятся испытания в целях утверждения типа средств измерений».

Шестое направление. Организация контроля соблюдения медицинскими работниками ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности. Данная работа должна основываться на контроле выполнения требований следующих документов:

1енеджер № 5

здравоохранения 2016

• Федерального закона РФ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

• Федерального закона РФ от 12.11.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

• Федерального закона РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

• приказа МЗ РФ от 23.01.2015 № 14н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при осуществлении профессиональной деятельности».

седьмое направление. Организация контроля соблюдения порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований. Данная работа должна основываться на контроле выполнения требований следующих документов:

• Федерального законодательства и принятых в соответствии с ним нормативных

актов, содержащих требования к соблюдению порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;

• приказа МЗ РФ от 26.01.2015 № 20н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований». восьмое направление. Организация контроля соблюдения требований по безопасным условиям труда. Данная работа должна основываться на контроле выполнения требований федерального законодательства и принятых в соответствии с ним нормативных актов, содержащих требования к соблюдению безопасных условий труда.

В заключение подчеркнём, что направления работы по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности в конкретной медицинской орга-низациимогут быть дополнены и расширены в зависимости от специфики решаемых ею задач или от иных факторов.

1. Пивень Д.В., Кицул И.С. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности: монография. - М.: Менеджер здравоохранения. -2014. - 172 с.

2. Пивень Д.В., Кицул И.С. О формировании новой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в здравоохранении Российской Федерации // Менеджер здравоохранения. - № 2. - 2013. - С. 16-26.

3. Пивень Д.В., Кицул И.С. Обеспечение прав пациента и необходимость разработки в медицинской организации соответствующих внутренних регламентирующих документов // Менеджер здравоохранения. - № 4. - 2013. - С. 6-12.

4. Пивень Д.В., Кицул И.С. О проблеме реализации права пациента на выбор врача и о путях ее решения в медицинской организации // Менеджер здравоохранения. -№ 7. - 2013. - С. 15-20.

5. Пивень Д.В., Кицул И.С. О праве пациента на проведение консультаций врачами-специалистами по его требованию или по требованию его законных представителей // Менеджер здравоохранения. - № 10. - 2013. С. 12-17.

6. Пивень Д.В., Кицул И.С. О некоторых проблемах реализации Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Менеджер здравоохранения. - № 12. - 2013. -С. 6-13.

7. Пивень Д.В., Кицул И.С. Коррупция в медицинской организации: механизмы противодействия // Менеджер здравоохранения. - № 2. - 2014. - С. 6-12.

8. Пивень Д.В., Кицул И.С. Качество медицинской помощи или качество и безопасность медицинской деятельности: что же сегодня всё-таки контролируется в медицинских организациях? // Менеджер здравоохранения. - № 5. - 2014. - С. 15-22.

9. Пивень Д.В., Кицул И.С. Обращение медицинских изделий в медицинской организации: многочисленные проблемы нормативного регулирования, или что должен делать главный врач. Часть 1 // Менеджер здравоохранения. - № 7. - 2014. - С. 15-22.

10. Пивень Д.В., Кицул И.С. Обращение медицинских изделий в медицинской организации: многочисленные проблемы нормативного регулирования, или что должен делать главный врач. Часть 2 // Менеджер здравоохранения. - № 8. - 2014. - С. 6-11.

11. Пивень Д.В., Кицул И.С. Содержание внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации: каким оно должно быть и что этому мешает // Менеджер здравоохранения. - № 11. - 2014. - С. 6-10.

12. Пивень Д.В., Кицул И.С. Работа с обращениями граждан в медицинской организации как один из важнейших индикаторов качества и безопасности медицинской деятельности // Менеджер здравоохранения. - № 2. - 2014. - С. 6-12.

13. Пивень Д.В., Кицул И.С. Безопасность медицинской деятельности: что это такое и как её должен обеспечивать главный врач // Менеджер здравоохранения. - № 4. - 2015. -С. 6-12.

14. Пивень Д.В., Кицул И.С. О необходимости большей преемственности и взаимосвязи между контролем качества медицинской помощи в системе ОМС и контролем качества и безопасности медицинской деятельности // Менеджер здравоохранения. - № 6. -2015. - С. 6-13.

15. Пивень Д.В., Кицул И.С. Роль врачебной комиссии в организации медицинской помощи: почему она не реализуется в полном объёме и что делать // Менеджер здравоохранения. - № 7. - 2015. - С. 6-12.

UDC 614.2

Piven D. V., Kitsul I.S., Ivanov I. V. Legal regulation of internal control of the quality and safety of medical activity (Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education, Irkutsk, Russia)

Abstract. The article shows and proves what the Federal legislation should be analyzed and used in medical organization in the field of internal control of the quality and safety of medical activity. Presents directions for internal control of quality and safety of medical activities with regard to regulation of each Federal legislation. Keywords: internal control, quality and safety of medical activities, legislation, medical organization.

1енеджер № 5

здравоохранения 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.