Д.В. Пивень,
доктор медицинских наук, профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия, [email protected] И.С. Кицул,
доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования, г. Иркутск, Россия, [email protected] И.В. Иванов,
кандидат медицинских наук, Генеральный директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Росздравнадзора, г. Москва, Россия [email protected]
ПОРЯДОК ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
УДК 614.2
Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Порядок экспертизы качества медицинской помощи (г. Санкт-Петербург, г. Иркутск, г. Москва, Россия)
Аннотация. В статье представлены факторы, которые необходимо учесть при разработке порядка экспертизы качества медицинской помощи в Российской Федерации за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. Проанализирована и систематизирована информация о полномочиях субъектов контроля качества и безопасности медицинской деятельности в части экспертизы качества медицинской помощи. С учётом полномочий субъектов контроля качества и безопасности медицинской деятельности предложено выделять внешнюю и внутреннюю экспертизу качества медицинской помощи. Раскрыто содержание экспертизы качества медицинской помощи, осуществляемой медицинскими организациями.
Ключевые слова: экспертиза качества медицинской помощи, медицинская деятельность, эксперт качества медицинской помощи, контроль качества и безопасности медицинской деятельности, медицинская организация.
опросы, связанные с проведением экспертизы качества медицинской помощи, приобретают всё большую актуальность. И это неудивительно, так как данные вопросы касаются без исключения всех медицинских организаций, непосредственно данную помощь оказывающих, а, следовательно, имеют самое прямое отношение к гражданам, обращающимся за медицинской помощью. Как известно, в соответствии с частью 2 ст. 58 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Основы) к одному из видов медицинских экспертиз отнесена, в том числе экспертиза качества медицинской помощи. В свою очередь частью 1 ст. 64 Основ определено, что «экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запла-
© Д.В. Пивень, И.С. Кицул, И.В. Иванов, 2016 г.
Менеджер № 6
здравоохранения 2016
нированного результата». Исходя из данного определения, можно заключить, что именно экспертиза качества медицинской помощи является важнейшим механизмом оценки и контроля качества медицинской помощи. В наших публикациях мы уже неоднократно обращались к вопросам экспертизы качества медицинской помощи как напрямую (1, 2, 3), так и через призму контроля качества и безопасности медицинской деятельности (4-18). Весьма активно те или иные вопросы экспертизы качества медицинской помощи рассматриваются и другими авторами (19-21).
В связи с этим следует отметить, что в феврале текущего года на портале 1~^р:/ДедиЫюп. gov.ru/pro¡ects#npа=45866 для общественного обсуждения был размещён текст законопроекта, предусматривающего внесение ряда изменений в Основы, во многом касающихся экспертизы качества медицинской помощи. С одной стороны, данным законопроектом предлагается исключить экспертизу качества медицинской помощи из видов медицинских экспертиз, а также признать утратившей силу статью 64 «Экспертиза качества медицинской помощи». Однако в то же время, с другой стороны, авторы законопроекта, и это, на наш взгляд, совершенно оправданно, предлагают дополнить статью 87 Основ частью 3 следующего содержания: «В рамках контроля качества и безопасности медицинской деятельности в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, степени достижения запланированного результата проводится экспертиза качества медицинской помощи...».
Не исключено, что к моменту выхода данной публикации представленные изменения, возможно, уже найдут своё отражение в Основах.
Однако, независимо от того, как будут дальше развиваться события, и что в конечном итоге появится или останется в Основах, сложившаяся ситуация отражает не только
актуальность, но и крайнюю сложность, как нормативно-правового регулирования, так и раскрытия содержания экспертизы качества медицинской помощи. И даже если ст. 64 Основ, гласящая о том, что «экспертиза качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти», будет признана утратившей силу, но при этом ст. 87 Основ будет дополнена положениями о том, что экспертиза качества медицинской помощи должна проводиться в рамках контроля качества и безопасности медицинской деятельности, то и в этом случае такой вид деятельности, как экспертиза качества медицинской помощи, осуществляемый сегодня разными органами и организациями, несомненно, потребует определённой систематизации и раскрытия своего содержания.
С учётом изложенного в настоящей публикации предлагается для общего обсуждения возможная версия Порядка экспертизы качества медицинской помощи, которая, как надеемся, окажется в чём-то полезной как для тех, кто занимается вопросами экспертизы качества в соответствии с установленными законодательством полномочиями, так и для тех, кого эти вопросы интересуют или затрагивают в повседневной профессиональной деятельности.
Прежде чем перейти непосредственно к содержанию документа, а именно к содержанию проекта Порядка экспертизы качества медицинской помощи, обратим внимание на ряд факторов, которые мы учли при его разработке.
Фактор 1
Часть 3 ст. 64 Основ гласит, что «экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском
№В
201В
Менедже,
страховании». Если конкретизировать данное положение Основ, то речь в нём, прежде всего, идёт о двух документах, а именно:
- о главе 9 «Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
- о Порядке организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утверждённом Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 г. № 230.
Следует подчеркнуть, что экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, осуществляемая в соответствии с двумя указанными выше документами, по отношению к медицинским организациям является исключительно внешней экспертизой, т.е. экспертизой, проводимой экспертами страховых медицинских организаций и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. И при этом ни Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», ни Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утверждённый Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 г. № 230, ничего не говорят о внутренней экспертизе качества медицинской помощи, то есть об экспертизе качества медицинской помощи, проводимой самими медицинскими организациями, участвующими в реализации программ обязательного медицинского страхования. Изложенное выше означает, что вопрос экспертизы качества медицинской помощи, проводимой самими медицинскими организациями, участвующими
в реализации программ обязательного медицинского страхования, сегодня открыт и никак не регулируется законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. Возможно, кто-то из оппонентов возразит, что медицинские организации и не должны сами в отношении себя проводить экспертизы качества медицинской помощи. Отнюдь. Абсолютно чёткий и ясный ответ на данный вопрос следует из представленного ниже второго фактора, который необходимо учесть при разработке Порядка экспертизы качества медицинской помощи.
Фактор 2
Часть 2 ст. 88 Основ гласит, что государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется, в том числе путём «проведения проверок соблюдения медицинскими организациями порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований». Представленный тезис совершенно чётко указывает, что медицинские организации должны соблюдать порядки проведения медицинских экспертиз. А это в свою очередь абсолютно не исключает возможность проведения экспертизы качества медицинской помощи самими медицинскими организации. Ведь, например, один из самых массовых видов медицинских экспертиз, а именно экспертиза временной нетрудоспособности, осуществляется как раз самими медицинскими организациями. Иными словами, никаких правовых препятствий для проведения экспертизы качества медицинской помощи самими медицинскими организациями сегодня не существует.
И этот фактор необходимо учесть при разработке Порядка экспертизы качества медицинской помощи.
Фактор 3
Проведение экспертизы качества медицинской помощи является одним из важнейших механизмов государственного контроля
Юнеджер № 6
здравоохранения 2016
качества и безопасности медицинской деятельности. На это прямо указывает Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. № 1152. В Положении сказано, что при проведении проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан, и при проведении проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, в том числе осуществляется экспертиза качества медицинской помощи, оказанной пациенту. Данная компетенция Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения закреплена и в соответствующих Административных регламентах Росздравнадзора, утвержденных приказами Минздрава России от 26 января 2015 г. № 19н и от 23 января 2015 г. № 12н, соответственно.
Указанное обстоятельство также необходимо учесть при разработке Порядка экспертизы качества медицинской помощи.
Фактор 4
Так сложилось, что по факту сегодня практически во всех медицинских организациях страны, независимо от их организационно-правовых форм и участия в системе ОМС, одним из реально действующих механизмов осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Иными
словами, фактически выполняется работа, цель которой полностью совпадает с целью экспертизы качества медицинской помощи, установленной в Основах. То есть сегодня практически все без исключения медицинские организации страны уже занимаются экспертизой качества медицинской помощи, как бы иначе это не называлось.
Также допускаем, что у кого-либо возникнет вопрос: «А кто и на каком уровне в медицинских организациях сегодня проводит экспертизу качества медицинской помощи? И на каком основании? Например, в Порядке создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утверждённом Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. № 502н, такой функции врачебной комиссии как экспертиза качества медицинской помощи нет. А значит вправе ли врачебная комиссия этим заниматься?».
По нашему мнению, в Порядке создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утверждённом Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. № 502н, в том числе определены такие функции врачебной комиссии как:
- принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения;
- оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;
- разработка мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;
- изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти, а также выработка мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников
№В
201В
Менедже,
в случае, если такие нарушения привели к смерти пациента.
Очевидно, что эффективная реализация указанных функций врачебной комиссии просто невозможна без проведения экспертизы качества медицинской помощи, целью которой в соответствии с Основами «является выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата».
Следовательно, и этот важнейший фактор при разработке Порядка экспертизы качества медицинской помощи также должен быть учтён.
Фактор 5
Проведение экспертизы качества медицинской помощи является одним из важнейших механизмов ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. На это прямо указывает Порядок организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённый Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. № 1340н. Пункт 24 указанного Порядка гласит, что должностные лица органов исполнительной власти при проведении ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности имеют право «организовывать проведение необходимых исследований, экспертиз, анализов и оценок, в том числе экспертиз качества медицинской помощи». Следовательно, и этот важнейший фактор также должен быть учтён при разработке порядка экспертизы качества медицинской помощи.
Фактор 6
Как известно, Приказом Министерства здравоохранения РФ от 11 марта 2013 г. № 121н «Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при
оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях» установлен перечень работ и услуг, организуемых и выполняемых при осуществлении медицинской деятельности. В пункте 7 данного Приказа сказано, что при проведении медицинских экспертиз, в том числе выполняются работы (услуги) по экспертизе качества медицинской помощи. То есть Приказом Министерства здравоохранения РФ от 11 марта 2013 г. № 121н чётко определена непосредственная принадлежность к медицинской деятельности работ (услуг) по экспертизе качества медицинской помощи. Следовательно, выполнение медицинскими организациями работ (услуг) по экспертизе качества медицинской помощи должно быть соответствующим образом регламентировано и учтено в Порядке экспертизы качества медицинской помощи.
С учётом представленных выше факторов можно сделать три вывода, имеющих принципиально важное значение для формирования Порядка экспертизы качества медицинской помощи.
Вывод 1. К настоящему времени Министерством здравоохранения РФ проведена серьёзная подготовительная работа, создавшая необходимую базу для разработки и принятия порядка экспертизы качества медицинской помощи, а именно:
- экспертиза качества медицинской помощи закреплена как один из механизмов государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
Юнеджер № 6
здравоохранения 2016
- экспертиза качества медицинской помощи определена как один из механизмов ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
- Приказом Министерства здравоохранения РФ от 7 июля 2015 г. № 422ан утверждены критерии оценки качества медицинской помощи, сформированные на основе порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения РФ, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разработанных и утвержденных медицинскими профессиональными некоммерческими организациями.
Вывод 2. Принимая во внимание, что в настоящее время проведение экспертизы качества медицинской помощи самими медицинскими организациями, независимо от их организационно-правовых форм и независимо от участия в системе обязательного медицинского страхования, не регламентировано какими-либо федеральными нормативно-правовыми актами, при формировании Порядка проведения экспертизы качества медицинской помощи, в том числе целесообразно определить единый порядок её проведения самими медицинскими организациями.
Вывод 3. Учитывая, что экспертиза качества медицинской помощи, как было показано выше, является одним из важнейших механизмов государственного и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, необходимо закрепить в порядке экспертизы качества медицинской помощи тезис о том, что экспертиза качества медицинской помощи является одним из важных механизмов контроля качества и безопасности медицинской деятельности в целом. Это необходимо для того, чтобы медицинские организации видели и активно использовали данный механизм при организации и проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также для обеспечения необходимой правовой преемственности
между государственным, ведомственным и внутренним контролем качества и безопасности медицинской деятельности.
Перейдём непосредственно к Порядку экспертизы качества медицинской помощи. Ещё раз подчеркнём, что представленный ниже проект данного Порядка предлагается исключительно в контексте анализа и систематизации весьма сложных вопросов экспертизы качества медицинской помощи. Надеемся, что данная информация окажется полезной для всех заинтересованных органов и организаций и, возможно, будет востребована при разработке Порядка экспертизы качества медицинской помощи в соответствии со ст. 64 Основ.
Проект
ПОРЯДОК ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с частью 4 ст. 64 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
1.2. Порядок устанавливает общие организационные и методические принципы экспертизы качества медицинской помощи, оказываемой гражданам на территории Российской Федерации.
1.3. Экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
1.4. Экспертиза качества медицинской помощи осуществляется в соответствии с критериями оценки качества медицинской помощи, формируемыми по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи,
Менедже,
стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частью 2 статьи 76 настоящего Федерального закона, и утверждённых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
1.5. Экспертиза качества медицинской помощи является одним из механизмов контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
1.6. В соответствии с настоящим Порядком экспертом качества медицинской помощи может быть:
- лицо в медицинской организации, уполномоченное на проведение экспертизы качества медицинской помощи по должности;
- лицо, включённое в соответствующий регистр (базу данных) экспертов качества медицинской помощи органа или организации, осуществляющего(ей) экспертизу качества медицинской помощи.
1.7. Экспертиза качества медицинской помощи может быть внутренней и внешней.
2. Внутренняя экспертиза качества медицинской помощи
2.1. Внутренняя экспертиза качества медицинской помощи - это экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой или оказанной в медицинской организации, и осуществляемая специалистами органов, организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, уполномоченных в соответствии с законодательством на проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
2.2. Внутренняя экспертиза качества медицинской помощи осуществляется на трёх этапах:
1-й этап - руководители структурных подразделений медицинской организации;
2-й этап - заместитель(и) руководителя медицинской организации, курирующий(ие) те или иные вопросы оказания медицинской
помощи (по лечебной работе, амбулатор-но - поликлинической помощи, клинико -экспертной работе и т.д.);
3-й этап - врачебная комиссия медицинской организации.
В небольших медицинских организациях, в случае отсутствия заместителя(ей) руководителя медицинской организации, первый и второй этап экспертизы качества медицинской помощи могут быть объединены.
2.3. Руководители структурных подразделений медицинской организации, заместитель(и) руководителя медицинской организации, ку-рирующий(ие) те или иные вопросы оказания медицинской помощи, являются лицами, уполномоченными на проведение внутренней экспертизы качества медицинской помощи по должности;
2.4. Внутрення экспертиза качества медицинской помощи осуществляется в виде:
а) целевой экспертизы качества медицинской помощи;
б) плановой экспертизы качества медицинской помощи.
2.5. Целевая экспертиза качества медицинской помощи проводится в следующих случаях.
2.5.1. В стационаре целевой экспертизе качества медицинской помощи подвергаются:
- все летальные исходы;
- ятрогенные заболевания;
- внутрибольничное инфицирование;
- осложнения, возникшие в ходе медицинских вмешательств;
- внеплановые оперативные вмешательства, выполненные больным, поступившим на плановые операции;
- повторные госпитализации по поводу одного того же заболевания в течение года, не обоснованные технологией оказания медицинской помощи;
- жалобы пациентов и их законных представителей;
- все случаи повторной госпитализации в отделения (палаты) интенсивной терапии и реанимации;
Юнеджер № 6
здравоохранения 2016
- все случаи заболеваний с удлиненным или укороченным сроком лечения более чем на 50 процентов от установленного стандартом медицинской помощи или среднесложив-шегося для пациентов в отчетном периоде с заболеванием, для которого отсутствует утвержденный стандарт медицинской помощи;
- все случаи, подлежащие мониторингу безопасности лекарственных средств и мониторингу безопасности медицинских изделий;
- иные необходимые случаи.
2.5.2. В амбулаторно-поликлинических организациях (подразделениях) целевой экспертизе качества медицинской помощи подвергаются:
- все случаи смерти;
- все случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;
- впервые выданные листки нетрудоспособности (от 10% до 30% методом случайной выборки);
- запущенные формы онкологических заболеваний, туберкулёза;
- жалобы пациентов и их законных представителей;
- все случаи, подлежащие мониторингу безопасности лекарственных средств и мониторингу безопасности медицинских изделий;
- иные необходимые случаи.
2.6. Количество целевых экспертиз качества медицинской помощи определяется количеством случаев, требующих её проведения по указанным в настоящем Порядке основаниям.
2.7. Плановая экспертиза качества медицинской помощи проводится с целью оценки соответствия объёмов, сроков, качества, безопасности и условий предоставления медицинской помощи группам пациентов, разделенным по профилю подразделений медицинской организации, возрасту, заболеванию или группе заболеваний, и другим признакам и условиям.
2.8. Плановая экспертиза качества медицинской помощи проводится по случаям оказания медицинской помощи, отобранным:
а) методом случайной выборки;
б) по тематически однородной совокупности случаев.
2.9. Плановая экспертиза качества медицинской помощи методом случайной выборки проводится для оценки характера, частоты и причин нарушений прав пациентов на своевременное получение медицинской помощи необходимого объёма и качества, в том числе обусловленных неправильным выполнением профилактических, диагностических, лечебных, реабилитационных мероприятий, повлекших ухудшение состояния здоровья пациента, дополнительный риск неблагоприятных последствий для его здоровья, неудовлетворенность медицинской помощью пациентов.
2.10. Плановая тематическая экспертиза качества медицинской помощи направлена на решение следующих задач:
а) выявление, установление характера и причин типичных (повторяющихся, систематических) ошибок в лечебно-диагностическом процессе;
б) сравнение качества медицинской помощи, предоставленной группам пациентов, разделенным по профилю подразделения медицинской организации, в котором им оказывалась медицинская помощь; возрасту, полу и другим признакам;
в) разработку и реализацию предложений по предотвращению дефектов качества и безопасности медицинской помощи.
2.11. Экспертиза качества медицинской помощи может проводиться в период оказания пациенту медицинской помощи (очная экспертиза качества медицинской помощи), в том числе по обращению пациента или его законного представителя. Основной целью очной экспертизы качества медицинской помощи является предотвращение и/или минимизация отрицательного влияния на состояние здоровья пациента дефектов медицинской помощи.
2.12. Экспертом качества медицинской помощи, осуществлявшим проведение экспертизы
Менедже,
качества и безопасности медицинской помощи, оформляется экспертное заключение(акт экспертизы качества медицинской помощи), содержащее описание проведения и результаты экспертизы качества медицинской помощи или составляется. Форма экспертного заключения (акта экспертизы качества медицинской помощи) утверждается руководителем медицинской организации.
3. Внешняя экспертиза качества медицинской помощи
3.1. Внешняя экспертиза качества медицинской помощи - это экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой или оказанной в медицинской организации, и осуществляемая специалистами органов, уполномоченных в соответствии с законодательством на проведение государственного и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, и в иных случаях, предусмотренных настоящим Порядком.
3.2. Внешняя экспертиза качества медицинской помощи осуществляется:
- Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (органами Росздравнад-зора) при осуществлении в установленном порядке государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
- органами управления здравоохранения субъектов федерации при осуществлении в установленном порядке ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
- страховыми медицинскими организациями, территориальными фондами обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;
- лицами, уполномоченными на проведение внутренней экспертизы качества медицинской помощи по должности, в случае обращения в медицинскую организацию, в которой они
работают, другой медицинской организации с просьбой о проведении внешней экспертизы качества медицинской помощи.
3.3. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения осуществляет экспертизу качества медицинской помощи в объёмах, необходимых для реализации полномочий по государственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности.
3.4. Органы управления здравоохранения субъектов федерации осуществляют экспертизу качества медицинской помощи в объёмах, необходимых для реализации полномочий по ведомственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности.
3.5. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранения субъектов федерации самостоятельно:
- определяют требования к экспертам качества медицинской помощи;
- формируют и ведут базы данных (регистры) экспертов качества медицинской помощи;
- устанавливают формы экспертных заключений (актов экспертизы качества медицинской помощи), отражающих результаты экспертизы качества медицинской помощи;
- организуют учёт результатов и объёмов экспертизы качества медицинской помощи.
Заключение
Таким образом, предложенный вариант Порядка экспертизы качества медицинской помощи позволяет, с одной стороны, систематизировать и уточнить полномочия в части экспертизы качества медицинской помощи, которую в Российской Федерации осуществляют разные органы и организации, в тоже время, с другой стороны, раскрывает содержание экспертизы качества медицинской помощи на уровне медицинской организации, что имеет принципиально важное значение как для самих медицинских работников, так и для пациентов.
Юнеджер № 6
здравоохранения 2016
Литература
1. Кицул И.С., Пивень Д.В. Экспертиза или контроль качества медицинской помощи // Заместитель главного врача. № 3(94). - 2014. - С. 52-55.
2. Кицул И.С., Пивень Д.В. Методические подходы к созданию системы оценки качества деятельности медицинской организации, ее структурных подразделений и медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг // Заместитель главного врача. № 1(92). - 2014. - С. 40-46
3. Кицул И.С., Пивень Д.В. Оценка результативности медицинской помощи с позиций новых требований по обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности // Заместитель главного врача. № 4(83). - 2013. - С. 44-47
4. Пивень Д.В., Кицул И.С. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности: монография. - М.: Менеджер здравоохранения. -2014. -172 с.
5. Пивень Д.В., Кицул И.С. О формировании новой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в здравоохранении Российской Федерации //Менеджер здравоохранения. - № 2. - 2013. - С. 16-26.
6. Пивень Д.В., Кицул И.С. Обеспечение прав пациента и необходимость разработки в медицинской организации соответствующих внутренних регламентирующих документов // Менеджер здравоохранения. - № 4. - 2013. - С. 6-12.
7. Пивень Д.В., Кицул И.С. О проблеме реализации права пациента на выбор врача и о путях ее решения в медицинской организации // Менеджер здравоохранения. - № 7. - 2013. - С. 15-20.
8. Пивень Д.В., Кицул И.С. О праве пациента на проведение консультаций врачами-специалистами по его требованию или по требованию его законных представителей //Менеджер здравоохранения. - № 10. - 2013. С. 12-17.
9. Пивень Д.В., Кицул И.С. О некоторых проблемах реализации Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Менеджер здравоохранения. -№ 12. - 2013. - С. 6-13.
10. Пивень Д.В., Кицул И.С. Коррупция в медицинской организации: механизмы противодействия // Менеджер здравоохранения. - № 2. - 2014. - С. 6-12.
11. Пивень Д.В., Кицул И.С. Качество медицинской помощи или качество и безопасность медицинской деятельности: что же сегодня всё-таки контролируется в медицинских организациях? // Менеджер здравоохранения. - № 5. - 2014. - С. 15-22.
12. Пивень Д.В., Кицул И.С. Обращение медицинских изделий в медицинской организации: многочисленные проблемы нормативного регулирования, или что должен делать главный врач. Часть 1 // Менеджер здравоохранения. - № 7. - 2014. -С. 15-22.
13. Пивень Д.В., Кицул И.С. Обращение медицинских изделий в медицинской организации: многочисленные проблемы нормативного регулирования или что должен делать главный врач. Часть 2 // Менеджер здравоохранения. - № 8. - 2014. -С. 6-11.
14. Пивень Д.В., Кицул И.С. Содержание внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации: каким оно должно быть и что этому мешает // Менеджер здравоохранения. - № 11. - 2014. -С. 6-10.
Менедже,
15. Пивень Д.В., Кицул И.С. Работа с обращениями граждан в медицинской организации как один из важнейших индикаторов качества и безопасности медицинской деятельности // Менеджер здравоохранения. - № 2. - 2014. - С. 6-12.
16. Пивень Д.В., Кицул И.С. Безопасность медицинской деятельности: что это такое и как её должен обеспечивать главный врач // Менеджер здравоохранения. -№ 4. - 2015. - С. 6-12.
17. Пивень Д.В., Кицул И.С. О необходимости большей преемственности и взаимосвязи между контролем качества медицинской помощи в системе ОМС и контролем качества и безопасности медицинской деятельности // Менеджер здравоохранения. - № 6. - 2015. - С. 6-13.
18. Пивень Д.В., Кицул И.С. Роль врачебной комиссии в организации медицинской помощи: почему она не реализуется в полном объёме и что делать // Менеджер здравоохранения. - № 7. - 2015. - С. 6-12.
19. Старченко А.А. Страсти по независимой медицинской экспертизе - какой ей быть в России? // Менеджер здравоохранения. - № 5. - 2015. - С. 51-59.
20. Старченко А.А., Макарова И.Г., Яковлева С.Я., Гончарова Е.Ю., Кома-рец Ю.Н. Экспертиза медицинской помощи в свете нового законодательства об охране здоровья граждан // Менеджер здравоохранения. - № 6. - 2012. -С. 53-63.
21. Старченко А.А. Очные экспертизы качества медицинской помощи: опасность и ответственность страховой медицинской организации // Менеджер здравоохранения. - № 11. - 2012. - С. 60-65.
UDC 614.2
Piven D. V, Kitsul I.S., Ivanov I. V. Order for examination of quality of medical care (Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education, Irkutsk, Russia)
Abstract. The article deals with the factors that must be considered when establishing the order of examination of quality of medical care in the Russia with the exception of medical assistance provided in accordance with the Russian legislation on mandatory medical insurance. Analyzed and systematized information on the powers of constituent entities of control of quality and safety of medical activities in feald of examination of quality of medical care. Subject to the authority of constituent entities of control of quality and safety of medical activities proposed to allocate external and internal examination of quality of medical care. The content of examination of quality of medical care carried out by medical organizations.
Keywords: examination of quality of medical care, medical activity, the expert of quality of medical care, quality control and safety of medical activity, medical organization.
енеджер