This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/
RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 1 ©Andreeva S.N., Furchakova A.V., 2021
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-9-183-190
Jt^/ i Принята 10.09.2021 | Accepted 10.09.2021
1 УДК 1 616.31:614.2
SAFETY OF MEDICAL ACTIVITY IN DENTISTRY Andreeva1 S.N., Furchakova2 A.V.
'First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov (Sechenov University), Moscow, Russian Federation 2National Medical Research Center «Central Research Institute of Dentistry and Maxillofacial Surgery», Moscow, Russian Federation
БЕЗОПАСНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТОМАТОЛОГИИ
Андреева1 С.Н., Фурчакова2 А.В.
'ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова(Сеченовский университет), Институт профессионального образования, г. Москва, Российская Федерация
2 ФГБУ Национальный медицинский исследовательский центр «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии», г. Москва, Российская Федерация
Abstract. Today, ensuring the safety of patients and medical personnel is an integral part of medical practice. In dentistry, this problem is especially relevant, given the fact that dentists occupy one of the leading places in terms of the frequency of professional errors among doctors who have been sued, as well as the frequency of complaints from patients about the quality of medical care. This article discusses the safety of medical activities and the safety of medical care in medical organizations, in general, and in dentistry in particular, an analysis of the regulatory documentation in relation to these concepts is carried out, and issues of terminology are considered. Analysis of literary sources shows that today there is uncertainty in the interpretation of the concept of "safety of medical activity" due to the lack of a legislatively enshrined definition of this concept. With regard to dental practice, the safety of medical activities includes the safety of the patient, the safety ofmedical personnel, the safety of the environment in which dental care is provided, as well as the safety of pharmaceuticals and medical dental equipment. Organizational, legal, personnel and economic security can also be considered as constituent parts of the safety of medical activities. At the same time, there is no unambiguous understanding of the relationships between the concepts of safety of medical activity, safety of medical
Аннотация. На сегодняшний день обеспечение безопасности пациентов и медицинского персонала является неотъемлемой частью медицинской практики. В стоматологии данная проблема является особенно актуальной, учитывая тот факт, что врачи-стоматологи занимают одно из ведущих мест по частоте профессиональных ошибок среди врачей, которым были предъявлены иски, а также по частоте жалоб от пациентов на качество оказания медицинской помощи. В данной статье обсуждаются вопросы безопасности медицинской деятельности и безопасности медицинской помощи в медицинских организациях, в целом, и в стоматологии в частности, проводится анализ нормативно-правовой документации в отношении данных понятий, рассматриваются вопросы терминологии. Анализ литературных источников свидетельствует, что на сегодняшний день имеет место неопределенность в трактовке понятия «безопасность медицинской деятельности», обусловленная отсутствием законодательно закрепленного определения этого понятия. Применительно к стоматологической практике безопасность медицинской деятельности включает в себя безопасность пациента, безопасность
care, safety of medical services, safety of the medical environment. An important unresolved to date task is to determine the criteria for assessing the safety of medical activities. Taking into account the versatility of the concept of the safety of medical activities and the specifics of medical activities, it is necessary to develop criteria for assessing the safety of medical activities for each specialty, including dentistry. It seems that the assessment structure should be uniform for all medical activities, but include specific elements with criteria for the safety of medical activities in individual specialties.
Keywords: safety of medical activities, safety of medical care, quality of medical care, internal control, dentistry.
REFERENCES
[1] Cullingham, P. Patient safety: reducing the risk of wrong tooth extraction / P. Cullingham, A. Saksena, M.N. Pemberton // Br Dent J. - 2017. - Vol.222, №10. - P. 759-763. doi: 10.1038/sj.bdj.2017.448
[2] An analysis of dental patient safety incidents in a patient complaint and healthcare supervisory database in Finland / N. Hiivala, H. Mussalo-Rauhamaa, H.L. Tefke, H. Murtomaa // Acta Odontol Scand. - 2016. -Vol.74, №2. - P.81-9. doi: 10.3109/00016357.2015.1042040
[3] Chernavsky, A.F. Safety of medical services as the main aspect of the quality of medical care / A.F. Chernavsky, I.A. Petrov, E.M. Zaripova // The quality of medical dental care: ways of achieving, criteria and methods of assessment: a collection of articles of the international scientific and practical conference. -2016. - P. 201-207.
[4] Aseeva, I.A. On the question of the relationship between the concepts of medical care and medical services / I.A. Aseeva // Integration of Sciences. -2018. - No. 8 (23). - P. 302-304.
[5] Quality and safety of medical practice. State and prospects. / S.N. Puzin, S.S. Memetov, A.L. Zoricheva et al. // Bulletin of the All-Russian Society of Specialists in Medical and Social Expertise,
медицинского персонала, безопасность окружающей среды, в которой происходит оказание стоматологической помощи, а также безопасность фармакологических препаратов и медицинского стоматологического оборудования. Также составляющими частями безопасности медицинской деятельности можно считать организационную, кадровую и экономическую Вместе с тем, отсутствует понимание соотношений понятий медицинской деятельности, медицинской помощи, безопасность услуги, безопасность медицинской нерешенной в настоящее время является определение критериев оценки
юридическую, безопасность. однозначное безопасность безопасность медицинской среды. Важной задачей
безопасности медицинской деятельности. С учетом многогранности понятия безопасности медицинской деятельности и специфики медицинской деятельности необходимо разрабатывать критерии оценки безопасности медицинской деятельности для каждой специальности, включая стоматологию. Представляется, что структура оценки должна быть единой для всей медицинской деятельности, но включать в себя специфические элементы с критериями безопасности медицинской
деятельности по отдельным специальностям.
Ключевые слова: безопасность медицинской деятельности, безопасность медицинской помощи, качество медицинской помощи, внутренний контроль, стоматология.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Cullingham, P. Patient safety: reducing the risk of wrong tooth extraction / P. Cullingham, A. Saksena, M.N. Pemberton // Br Dent J. - 2017. - Vol.222, №10. - P. 759-763. doi: 10.1038/sj.bdj.2017.448
[2] An analysis of dental patient safety incidents in a patient complaint and healthcare supervisory database in Finland / N. Hiivala, H. Mussalo-Rauhamaa, H.L. Tefke, H. Murtomaa // Acta Odontol Scand. - 2016. - Vol.74, №2. - P.81-9. doi: 10.3109/00016357.2015.1042040
[3] Чернавский, А.Ф. Безопасность медицинской услуги как главный аспект качества оказания медицинской помощи / А.Ф. Чернавский, И.А. Петров, Э.М. Зарипова // Качество оказания медицинской стоматологической помощи: способы достижения, критерии и методы оценки: сборник статей международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 201-207.
[4] Асеева, И.А. К вопросу о соотношении понятий медицинской помощи и медицинской услуги / И.А. Асеева // Интеграция наук. - 2018. - № 8 (23). - С. 302-304. [5]. Качество и безопасность медицинской деятельности. Состояние и перспективы. / С.Н. Пузин, С.С. Меметов, А.Л. Зоричева и др. // Вестник Всероссийского
Rehabilitation and Rehabilitation Industry. - 2017. -No. 1. - P. 5-10.
[6] Seryogina, I.F. The state of organization and implementation of internal quality control and safety of medical activity in the constituent entities of the Russian Federation / I.F. Seryogina, S.V. Bobrova, I.V. Ivanov // Bulletin of Roszdravnadzor. - 2015. -No. 6. - P. 34-37.
[7] Okuyama, J.H.H. Healthcare Professional's Perception of Patient Safety Measured by the Hospital Survey on Patient Safety Culture: A Systematic Review and Meta-Analysis / J.H.H. Okuyama, T.F. Galvao, M.T. Silva // ScientificWorldJournal. - 2018.
- No. 2018. - P. 9156301. doi: 10.1155 / 2018/9156301
[8] Parsons, D.W. National Patient Safety Foundation (NPSF) and the technology of patient safety / D.W. Parsons // Nurs Outlook. - 2003. - Vol.51, №3. - P. 25-26. doi: 10.1016/s0029-6554(03)00096-4
[9] Quality control and safety of medical activity in a medical organization: textbook / comp.: G.M. Gaidarov, N. Yu. Alekseeva, N.G. Safonova, A.V. Gashenko, B.S. Soktuev, E.V. Dushina; GBOU VPO ISMU of the Ministry of Health of Russia, Department of Public Health and Health Care. - Irkutsk: ISMU, 2016 . - 68 p.
[10] Piven, D.V. Safety of medical activity: what is it and how the chief physician should ensure it / D.V. Piven, I.S. Kitsul // Healthcare Manager. - 2015. - No. 4. -P. 10-15.
[11] Shmarov, L.A. A forensic expert's view on the safety of medical services / L.A. Shmarov // Bulletin of forensic medicine. - 2018. - Vol.7, No. 1. - P. 45-49.
[12] Litovkina, M.I. Safety of medical activity in the spectrum of constitutional and legal norms / M.I. Litovkina // Actual problems of Russian law. - 2015.
- No. 5 (54) - P. 29-34.
[13] Shestopalova, T.N. The use of standard operating procedures as one of the areas of ensuring the safety of medical activities / T.N. Shestopalova, T.V. Gololobova // Health Risk Analysis. - 2018. - No. 2.
- P. 129-137. doi: 10.21668 / health.risk / 2018.2.15
[14] Petrova, T.N. Provision of medical services that do not meet safety requirements: qualification features / T.N. Petrova // Crime investigation: problems and solutions. - 2016. - No. 3 (13). - P. 50-54.
[15] Timofeev, I.V. Criteria for the quality of medical care: on the issue of the relationship between constitutional and legal and medico-legal aspects / I.V. Timofeev // Medical law: theory and practice. - 2015. - Vol. 1, No. 1 (1). - P. 153-160.
[16] Piven, D.V. Collection of statistical data characterizing the quality and safety of medical activities, and their analysis by order of the Ministry of Health of Russia dated 07.06.2019 No. 381n: What and how a medical organization should collect and analyze / D.V. Piven, I.S. Kitsul, I.V. Ivanov // Healthcare Manager. - 2020. - No. 3. - P. 6-12.
общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. - 2017. - № 1. - С. 5-10.
[5] Quality and safety of medical practice. State and prospects. / S.N. Puzin, S.S. Memetov, A.L. Zoricheva et al. // Bulletin of the All-Russian Society of Specialists in Medical and Social Expertise, Rehabilitation and Rehabilitation Industry. - 2017.
- No. 1. - P. 5-10.
[6] Серёгина, И.Ф. Состояние организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в субъектах РФ / И.Ф. Серёгина, С.В. Боброва, И.В. Иванов // Вестник Росздравнадзора. - 2015.
- № 6. - С. 34-37.
[7] Okuyama, J.H.H. Healthcare Professional's Perception of Patient Safety Measured by the Hospital Survey on Patient Safety Culture: A Systematic Review and Meta-Analysis / J.H.H. Okuyama, T.F. Galvao, M.T .Silva // ScientificWorldJournal. - 2018. - № 2018. - P. 9156301. doi: 10.1155/2018/9156301
[8] Parsons, D.W. National Patient Safety Foundation (NPSF) and the technology of patient safety / D.W. Parsons // Nurs Outlook. - 2003. - Vol.51, №3. - P. 25-26. doi: 10.1016/s0029-6554(03)00096-4
[9] Контроль качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации: учебное пособие / сост.: Г. М. Гайдаров, Н. Ю. Алексеева, Н. Г. Сафонова, А.В. Гашенко, Б.С. Соктуев, Е.В. Душина; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра общественного здоровья и здравоохранения. - Иркутск: ИГМУ, 2016. - 68 с.
[10] Пивень, Д.В. Безопасность медицинской деятельности: что это такое и как её должен обеспечить главный врач / Д.В. Пивень, И.С. Кицул // Менеджер здравоохранения. - 2015. - № 4. - С. 10-15.
[11] Шмаров, Л.А. Взгляд судебно-медицинского эксперта на безопасность медицинской услуги / Л.А. Шмаров // Вестник судебной медицины. -2018. - Т.7, № 1. - С. 45-49.
[12] Литовкина, М.И. Безопасность медицинской деятельности в спектре конституционно -правовых норм / М.И. Литовкина // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 5 (54)
- С. 29-34.
[13] Шестопалова, Т.Н. Использование стандартных операционных процедур как одно из направлений обеспечения безопасности медицинской деятельности / Т.Н. Шестопалова, Т.В. Гололобова // Анализ риска здоровью. -2018. - №2. - С.129-137. doi: 10.21668/health.risk/2018.2.15
[14] Петрова, Т.Н. Оказание медицинских услуг, не отвечающих требованиям безопасности: особенности квалификации / Т.Н. Петрова //
[17] Panov, A.V. Reporting systems - a means of improving the safety of medical activities (WHO guidelines) / A.V. Panov // Chief physician: Economy and law. - 2015. - No. 2. - P. 23-32.
[18] Gololobova, T.V. Standardized approaches in the control system of medical activity / T.V. Gololobova // Bulletin of the National Research Institute of Public Health named after N.A. Semashko. - 2015. - No. 45. - P. 76-88.
[19] Lindenbraten, A.L. Organization of internal quality control and safety of medical activity in a medical organization / A.L. Lindenbraten, E.Yu. Ludupov, G.Kh. Damdinova // Bulletin of the National Research Institute of Public Health named after N.A. Semashko. - 2016. - No. 5. - P. 58-67.
[20] Zadvornaya, O. L. Personnel risks in ensuring the safety of medical activities / O.L. Zadvornaya, V.A. Alekseev, K.T. Borisov // WORLD (Modernization. Innovation. Development). - 2017. - Vol. 8, No. 1 (29). - P. 132-139.
[21] Trunov, I.V. Medical error, crime, misconduct / I.V. Trunov // Man: Crime and Punishment. - 2010. - No. 1 (68). - P. 34-41.
[22] The WHO patient safety curriculum guide for medical schools / M. Walton, H. Woodward, S. Van Staalduinen et al. // Qual Saf Health Care. - 2010. -№ 19(6). - P. 542-546. doi: 10.1136/qshc.2009.036970
[23] Vlasov, V.V. Patient safety / V.V. Vlasov // International Journal of Medical Practice. - 2005. -No. 6. - P.5-8.
Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. - 2016. - № 3(13). - С. 50-54.
[15] Тимофеев, И.В. Критерии качества медицинской помощи: к вопросу о взаимосвязи конституционно-правовых и медико-юридических аспектов / И.В. Тимофеев // Медицинское право: теория и практика.- 2015. -Т.1, №1 (1). - С.153-160. '
[16] Пивень, Д.В. Сбор статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности, и их анализ по приказу Минздрава России от 07.06.2019 № 381н: Что и как должна собирать и анализировать медицинская организация / Д.В. Пивень, И.С. Кицул, И.В. Иванов // Менеджер здравоохранения. - 2020. - № 3. - С. 6-12.
[17] Панов, А.В. Системы отчетности - средство повышения безопасности медицинской деятельности (руководящие принципы ВОЗ) / А.В. Панов // Главный врач: Хозяйство и право. - 2015. - № 2. - С. 23-32.
[18] Гололобова, Т.В. Стандартизированные подходы в системе контроля медицинской деятельности / Т.В. Гололобова // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. -2015. - № 4-5. - С. 76-88.
[19] Линденбратен, А.Л. Организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации / А.Л. Линденбратен, Е.Ю. Лудупова, Г.Х. Дамдинова // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. - 2016. - № 5. -С. 58-67.
[20] Задворная, О.Л. Кадровые риски в обеспечении безопасности медицинской деятельности / О.Л. Задворная, В.А. Алексеев, К.Т. Борисов // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2017. -Т.8, №1(29). - С. 132-139.
[21] Трунов, И.В. Врачебная ошибка, преступление, проступок / И.В. Трунов // Человек: преступление и наказание. - 2010. - №1(68). - С. 34-41.
[22] The WHO patient safety curriculum guide for medical schools / M. Walton, H. Woodward, S. Van Staalduinen et al. // Qual Saf Health Care. - 2010. -№19(6). - P. 542-546. doi: 10.1136/qshc.2009.036970
[23] Власов, В.В. Безопасность пациентов / В.В. Власов // Международный журнал медицинской практики. - 2005. - №6. - С.5-8._
Author Contributions. Andreeva S.N. - research concept and manuscript approval; Furchakova A.V. - literature review, writing a text.
Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.
Andreeva S.N. - ORCID ID: ORCID ID: 0000-0002-8499-0659
~ 18б ~
Research interests, number of main publications: System analysis of criteria for the quality of dental care, examination of the quality of medical care, published more than 65 publications, 17 of them in SCOPUS, 29 in the Higher Attestation Commission and chapters for 9 monographs.
Furchakova A.V. - ORCID ID: 0000-0003-4514-7041
Research interests, number of main publications: examination of the quality of dental care, clinical recommendations
Вклад авторов. Андреева С.Н. - концепция статьи, утверждение рукописи; Фурчакова А.В. - обзор литературы, написание текста.
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Андреева С.Н. - ORCID Ю: 0000-0002-8499-0659
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Системный анализ критериев качества стоматологической помощи, экспертиза качества медицинской помощи, опубликованы более 65 публикаций из них 17 в СКОПУС, 29 в ВАК и главы для 9 монографий
Фурчакова А.В. - ОКСЮ Ю: 0000-0003-4514-7041
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: экспертиза качества стоматологической помощи, клинические рекомендации
For citation: Andreeva S.N., Furchakova A.V. SAFETY OF MEDICAL ACTIVITY IN DENTISTRY // Medical & pharmaceutical journal "Pulse". 2021. Vol.23. №9. pp. 183-190. Doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-9-183-190.
Для цитирования: Андреева С.Н., Фурчакова А.В. БЕЗОПАСНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТОМАТОЛОГИИ // Медико-фармацевтический журнал "Пульс". 2021. Т.23. №9. С. 183-190. Doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-9-183-190.
Введение. Самым ценным достоянием цивилизации является жизнь, а точнее - здоровье людей, поэтому в качестве одного из основных государственных приоритетов обозначена необходимость обеспечения безопасности здоровья граждан и безопасности медицинской деятельности (БМД).
Безопасность пациентов и врачей-стоматологов является неотъемлемой частью медицинской практики [1]. Однако выделение понятия БМД произошло сравнительно недавно. При этом трактовка этого понятия довольно сложна, многогранна по своей природе и включает множество ключевых элементов [2]. При обсуждении актуальных вопросов БМД некоторые авторы выделяют термин «безопасность медицинской помощи» (БМП) как структурный элемент, составную часть БМД [3, 4]. Ряд авторов используют термины БМД и БМП как равнозначные [5, 6]. Имеются литературные источники, в которых авторы формулируют понятие так называемой безопасной среды пациентов и врачей [7].
Национальный фонд безопасности пациентов США (National Patient Safety Foundation) на сегодняшний день трактует понятие «безопасность пациента» как «предотвращение неблагоприятных исходов или повреждений во время процесса лечения или
уменьшение ущерба в случаи их наступления» и называет эту проблему глобальной системой здравоохранения [8].
Действующее законодательство в сфере здравоохранения в Российской Федерации за последние несколько лет претерпело значительные изменения. Правовая система охраны здоровья населения страны отражает инновационный подход к управлению деятельностью в сфере охраны здоровья граждан, заключающийся в сочетании государственного регулирования и самоуправления, установлении и введении новых форм контроля качества и безопасности услуг. Вместе с тем на сегодняшний день в действующем законодательстве в сфере здравоохранения имеются некоторые неопределенности. Оказание медицинских услуг объективно таит в себе опасность причинения вреда здоровью или жизни пациента, при этом следует учитывать и предпринимать меры по нивелированию возникающих неблагоприятных последствий, как для исполнителя услуги, так и для ее потребителя [9]. Тем не менее, определение понятия «безопасность» не нашло отражения в действующем нормативно-правовом
законодательстве в сфере здравоохранения.
При обсуждении проблем обеспечения БМД обычно отмечается отсутствие понимания взаимосвязи качества медицинской помощи и
БМД, алгоритмов обеспечения БМД для руководителей медицинских учреждений, отсутствия законодательно сформулированного понятия БМД и БМП [10]. Традиционно экспертиза качества медицинской помощи подразумевает оценку таких аспектов, как сроки оказания медицинской помощи, обоснованность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, достигнутые результаты. Совершенствование качества медицинской помощи представляет собой многоступенчатый процесс и включает этапы планирования качества, контроля качества и повышения качества оказываемых медицинских услуг.
Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 08.12.2020) раскрывает понятие безопасности товара (работы, услуги) как безопасность самой услуги и процесса ее выполнения (оказания). Однако это не может быть в полной мере отнесено к медицинской услуге, которая небезопасна по своей природе.
Статья 87 Федерального закона от 21.11.2011 N 323 (ред. от 22.12.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» утверждает пути контроля качества и БМД в виде соблюдения условий и сроков оказания медицинской помощи, внедрения информационных систем и создания формирования критериев, показателей и системы оценок качества медицинской помощи, но не содержит определения БМД.
Приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 785н «Об утверждении требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» определил цели, задачи, порядок организации и проведения внутреннего контроля качества и БМД. Однако этот приказ так же не содержит определения самого понятия БМД.
О проблеме отсутствия законодательно сформулированного понятия БМД неоднократно говорилось в научной литературе, посвященной актуальным вопросам качества и БМД. Подробный анализ законодательства Российской Федерации в отношении подходов к определению БМД проводил Л.А. Шмаров (2018) [11]. Автор обращает внимание, что понятие «безопасность услуги» используется в юридической практике и разнообразных нормативно-правовых актах, тогда как четко не сформулировано. Автор обосновывает положение о том, что понятие
«безопасность» относится к пациенту и нецелесообразно, с точки зрения законодательства, говорить о безопасности медицинской услуги.
С.Н. Пузин с соавт. (2017), обсуждая БМД и риски в здравоохранении, выделяют термин «безопасность медицинской помощи или медицинского вмешательства», трактуя его как «отсутствие необоснованного риска при допущении обоснованного риска медицинского вмешательства, соответствующего номенклатуре медицинских услуг, выполняемого с диагностической или лечебной целью по показаниям в соответствии с имеющимся заболеванием, с учетом противопоказаний к вмешательству, в специально предусмотренном нормируемом и приспособленном помещении специалистом, имеющим допуск к выполнению вмешательства на основании имеющихся у него документа об образовании и сертификата специалиста» [5]. Данной формулировкой БМП авторы закрепляют необходимость соблюдения нормативных требований к образованию, оснащению и порядкам оказания медицинской помощи. Однако остается неопределенность, связанная с трактовкой обоснованного и необоснованного риска медицинского вмешательства.
Взаимосвязь между БМД и рисками обозначает М.И. Литовкина (2015) [12], проводя анализ нормативно-правового регулирования вопросов БМД. При определении конституционно-правовой категории БМД, среди прочих составляющих, автор называет необходимость минимизации обоснованного риска причинения вреда здоровью, поскольку вся медицинская деятельность, с учетом современного этапа развития общества и возникновения глобальных угроз, не может исключить возникновение опасности для человека.
Оценивая состояние организации и проведения внутреннего контроля качества и БМД в субъектах Российской Федерации, И.Ф. Серёгина с соавт. (2015) [6] использовали в качестве критериев оценки БМП степень оптимальности выбора медицинских технологий, адекватность системы профилактики рисков и осложнений, соблюдение требований обращения с лекарственными средствами, техническое обслуживание медицинского оборудования, а также соблюдение санитарно-
эпидемиологического режима. Исходя из анализа
критериев оценки БМП, предлагаемых авторами, можно сделать вывод о том, что они приравнивают понятия БМП и БМД. Авторы обозначили существующие на сегодняшний день недостатки в вопросах организации контроля качества медицинской помощи и БМД: не разработаны единые стандарты внутреннего контроля качества медицинской помощи и БМД; отсутствуют единые нормативно-правовые документы, регламентирующие процедуру внутреннего контроля качества и БМД; не сформулированы унифицированные
квалификационные требования к специалистам, проводящим оценку качества и БМД; несовершенство системы обработки полученных результатов контроля медицинской помощи и БМД, а также архивирования данных.
Т.Н. Шестопалова и Т.В. Гололобова (2018) определяют БМД как предотвращение неблагоприятных исходов и повреждений во время процесса лечения или уменьшение ущерба в случае их наступления [13]. Авторы отмечают, что эффективным инструментом повышения качества оказания медицинской помощи и уменьшения рисков здоровья пациента во время оказания медицинской услуги является внедрение в реальную клиническую практику стандартных операционных процедур, которые содержат описание конкретных действий и их последовательности при оказании медицинской помощи. По мнению авторов, стандартные операционные процедуры должны быть внедрены на всех уровнях управления и во всех медицинских организациях, независимо от их ведомственной принадлежности.
Д.Б. Пивень и И.С. Кицул в 2015 году предложили следующую формулировку БМД -«совокупность характеристик, отражающих безопасность составляющих деятельность работ (услуг), ресурсов, в том числе кадровых и материально-технических, безопасность в сфере обращения медицинских изделий, лекарственных средств, а также безопасность условий оказания медицинской помощи» [10]. Средствами контроля качества и БМД авторы называют медицинские стандарты, экспертные оценки и показатели деятельности медицинской организации. Среди направлений деятельности, обеспечивающих комплексную БМД, наряду с безопасностью обращения лекарственных средств и медицинских отходов, инфекционной и информационной безопасностью и т.д., авторы выделяют такие направления как безопасность
медицинских вмешательств и медицинских услуг, а также обеспечение безопасных условий оказания медицинской помощи.
Следует отметить, что юридическое сообщество определяет БМП как «отсутствие угроз и опасностей для здоровья пациента при её оказании, а также возможность предотвращения воздействия на пациента опасных факторов и возникновения вреда» [4,14]. При этом действия медицинских работников предлагают
квалифицировать не по ст. 109 и 118 УК РФ (причинение смерти и тяжкого вреда по неосторожности, с максимальным сроком наказания до четырех лет), а по ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, с максимальным сроком до 10 лет) [14]. Кроме того, дискутируется вопрос необходимости выделения объектов
безопасности при оказании медицинских услуг.
И.В. Тимофеев (2015), анализируя правовое регулирование и проблемы качества медицинской помощи, отмечает негативное влияние неопределенности понятийно-категориального аппарата и критериев качества и безопасности медицинской деятельности, в частности, отмечают необходимость разработки критериев правильного технического выполнения методик, что по сути можно отнести к безопасности выполнения вмешательств [15].
Таким образом, уже сложилось понимание того, что безопасность оказания медицинской помощи является составной частью, одним из элементов БМД. При этом, совершенно очевидна правота авторов, обосновывающих необходимость разработки специальных показателей, характеризующих качество БМД, причем не только в виде новых статистических данных, систем оценки деятельности медицинских работников, но и в виде специальной отчетности и систем классификации ошибок, осложнений и рисков, которые могут служить инструментом обратной связи для их профилактики при оказании медицинской помощи [16-18].
При обсуждении практической реализации внутреннего контроля качества и БМД в медицинской организации в качестве направлений контроля БМД, наряду с эпидемиологической, лекарственной
безопасностью и безопасностью среды, системой управления персоналом и контролем качества обращения медицинских изделий [19], называются такие направления, как
профилактика рисков, организация оказания медицинской помощи на основании данных доказательной медицины и соблюдения клинических рекомендаций (протоколов лечения) [18], а также необходимость минимизировать кадровые риски [20].
Чернавский А.Ф. и соавт. (2016), при обсуждении БМД, отмечают важность контроля не только технических и медицинских факторов риска, но и психологических и психофизиологических показателей [3]. Авторы определяют БМП как непрерывный процесс контроля за перечисленными выше факторами риска и выявление источников повышенной опасности с целью снижения вероятности причинения вреда здоровью пациенту и медицинскому персоналу. Также авторы предлагают различные стратегии контроля факторов риска БМД.
В стоматологической практике понятие БМД включает в себя безопасность пациента, безопасность медицинского персонала, безопасность окружающей среды, в которой происходит оказание стоматологической помощи, а также безопасность
фармакологических препаратов и медицинского стоматологического оборудования.
По данным центра «Независимая медико-юридическая экспертиза», стоматологи занимают первое место по профессиональным ошибкам среди врачей, которым были предъявлены иски [21]. Кроме того, стоматология занимает одно из ведущих мест по частоте жалоб от пациентов на качество оказания медицинской помощи. В мае 2004 года Всемирная организация здравоохранения утвердила создание Всемирного альянса за безопасность пациентов, и к настоящему времени разработаны методы анализа причин возникновения ошибок, выделены факторы их формирования, предложены разные способы их выявления [22]. В 2007 году Российская Федерация также
присоединилась к этому движению, однако лишь формально, поскольку в нашей стране не существует никакой системы, позволяющей провести анализ побочных эффектов лечения, структуры неблагоприятных последствий и факторов, определяющих появление
медицинских ошибок [23]. Очевидна необходимость разработки управленческих и организаторских решений, позволяющих минимизировать частоту врачебных ошибок и, таким образом, повысить качество оказания стоматологической помощи гражданам.
Заключение. Анализ состояния вопросов, касающихся законодательных норм и определений БМД и БМП позволяет сделать ряд выводов:
• В связи с отсутствием законодательно закрепленного определения БМД существует неопределенность в его трактовке.
• В научной литературе нет однозначного понимания соотношений понятий БМД, БМП, безопасность медицинской услуги, безопасность медицинской среды.
• Составляющими частями БМД можно считать безопасность пациента, а также безопасность процесса оказания медицинской услуги, безопасность технологий и методик, эпидемиологическую и лекарственную, организационную и юридическую, кадровую и экономическую безопасность.
• Не определены критерии оценки БМД.
Таким образом, с учетом многогранности понятия БМД и особенностей медицинской деятельности, следует констатировать, что существует насущная необходимость разработки критериев оценки БМД для каждой специальности, включая стоматологию. Представляется, что структура оценки должна быть единой для всей медицинской деятельности, но включать в себя специфические элементы с критериями БМП по отдельным специальностям.
Corresponding Author: Furchakova Anastasia Vladimirovna - Graduate student, National Medical Research Center «Central Research Institute of Dentistry and Maxillofacial Surgery», Moscow,
Russian Federation
E-mail: [email protected]
Ответственный за переписку: Фурчакова Анастасия Владимировна - аспирант, Национальный медицинский исследовательский центр «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии», г. Москва,
Российская Федерация
E-mail: [email protected]