О. О. Горшкова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
В статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения общетехнических дисциплин. Самостоятельная работа рассматривается как фактор, способствующий формированию познавательной активности студентов, развитию их профессиональной компетентности.
O. Gorshkova INDEPENDENT WORK AS A FACTOR OF STUDENTS’ COGNITIVE ACTIVITY FORMING
The problems oforganizing students’ independent work are considered in the article relating to the process of studying general technical subjects. Independent work is regarded as a factor that promotes students’ cognitive activity and the development of their professional competence.
Динамичные перемены, происходящие в жизни людей, общества, государства, ход научно-технического прогресса меняют представления о существе образовательной практики, которая все больше ориентируется на переход к концепции «многократного» образования человека на протяжении всей его активной жизни. Важнейшим компонентом образовательного процесса вуза является подготовка, обеспечивающая базовые характеристики личности и деятельности специалиста. Одна из основных задач — это формирование профессионального мышления практического типа, включающего в себя высокий уровень развития процессов анализа, рефлексии, прогнозирования и преобразования. Именно от этих качеств зависит успех инновационных преобразований в обществе, а для их развития необходим высокий уровень сформирован-ности познавательной активности студента, который в процессе образования не только овладевает определенным стандартом современных знаний, но и учится их применять в реальной жизни.
Существенное повышение требований к объему фундаментальных знаний и уровню профессиональной компетентности выпускников вузов России требует новых подходов к организации вузовского обра-
зовательного процесса, качественного управления познавательной деятельностью студентов. Важнейшим звеном в вузовском управлении познавательной деятельностью является процесс организации самостоятельной работы студентов. «С уровнем развития самостоятельности мышления связаны способность принимать обдуманные, взвешенные решения, возможность прогнозировать будущее, формировать стратегию жизнедеятельности, строить адекватный образ «Я», ориентироваться в ситуациях, людях, проблемах»1.
Самостоятельная работа играет важную роль в развитии творческого потенциала, компонентов познавательной активности студента. При должной организации самостоятельная работа студентов в процессе изучения общетехнических дисциплин может обеспечить полное, глубокое, активное и творческое усвоение знаний, формирование профессиональных, познавательных умений и навыков, способствовать развитию креативности, ответственности, инициативности студентов, заложить основы индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности.
В контексте дидактики высшей школы выявлению сущности самостоятельной работы студентов посвящены работы С. И. Ар-
хангельского, М. Г. Гарунова, П. И. Пид-касистого, Н. И. Гелашвили, М. В. Булановой-Топорковой и др. Вопросы организации самостоятельной работы студентов рассматриваются также в исследованиях Г. Е. Ромашевой, А. Г. Чуйкова, Л. А. Рязановой, В. А. Козакова и др. Основной акцент они делают на разработку содержания, формирование умений, навыков в различных видах и формах самостоятельной работы студентов.
Однако, несмотря на большое количество исследований, проблема эффективной организации самостоятельной работы студентов не утратила своей актуальности. Наоборот, в условиях внедрения Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, который устанавливает одинаковое количество аудиторных и внеаудиторных часов для изучения той или иной учебной дисциплины, эта проблема приобретает особое значение.
Необходимо отметить, что «самостоятельная работа» представляет собой сложный многоаспектный компонент педагогического процесса, который целесообразно рассматривать и как форму организации обучения (внеаудиторная работа студентов), и как метод обучения (использование самостоятельной работы на аудиторных занятиях), и как средство обучения (система заданий для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы).
Очевидно, что необходимо обновление технологии преподавания общетехнических дисциплин в аспекте усиления творческого характера самостоятельной работы студентов: репродуктивная ее часть поможет отработать базовые элементы учебной деятельности, а творческая будет направлена на стимулирование познавательного интереса и активности будущего специалиста в обучении.
Понятие «самостоятельная работа студентов» рассматривается нами с позиций деятельностного подхода. В процессе самостоятельной работы студент активно воспринимает, осмысливает, углубляет и рас-
ширяет полученную информацию, создает новую, решает практические задачи на основе связи теории и практики, овладевает профессионально необходимыми умениями. То есть происходит «формирование такого мышления студентов в учебной деятельности, когда ее организация воспитывает потребность творческого овладения специальными знаниями, творческое отношение к возникающим проблемам»2.
Сущностной характеристикой понятия «самостоятельная работа» является активность субъекта, проявляющаяся в мотивах деятельности, в самосознании личности, ее способности к целеполаганию, в свободе выбора цели деятельности, способов и средств ее реализации. Важными являются также признаки, фиксирующие место самостоятельной работы в структуре педагогического процесса, и ее продукт. В характеристике объема понятия важно учитывать степень автономности субъекта и уровень осуществления субъектом деятельности.
Проектируя место самостоятельной работы студентов при изучении общетехнических дисциплин, важно учитывать функции, которые она может выполнять при соответствующей организации:
1) формирование познавательного интереса к изучению общетехнических дисциплин, позитивного отношения к теоретическому знанию;
2) углубление теоретических знаний: знаний фундаментальных идей, концепций, законов и закономерностей развития явлений, ведущих теорий, основных категорий и понятий;
3) формирование учебной деятельности студентов. В процессе самостоятельной работы формируются и развиваются умения, среди которых выделяются следующие группы: учебно-коммуникативные; учебно-рефлексивные; учебно-организационные; учебно-интеллектуальные; учебно-информационные;
4) становление таких важнейших профессионально-личностных качеств, как эмпатия, толерантность, эмоциональная устой-
чивость, ориентация на личностную модель взаимодействия с людьми, положительная профессиональная Я-концепция и др.;
5) формирование мотивационной, когнитивной и организационной готовности студента к будущему профессиональному самообразованию.
Самостоятельная работа в основном рассматривается только как форма организации обучения при подготовке студентов к семинарским и лабораторно-практическим занятиям, зачетам и экзаменам. Кроме того, слабо прослеживается ее связь с научно-исследовательской деятельностью студентов. Из-за этого многие студенты не полностью осознают роль самостоятельной работы в профессиональном и личностном становлении будущего специалиста.
В результате теоретического анализа возникла необходимость выделить условия организации самостоятельной работы при изучении общетехнических дисциплин, которые учитывали бы индивидуальные особенности студентов, их потребности, обеспечивали возможность реализации перечисленных выше функций на основе осуществления взаимосвязи репродуктивного и творческого компонентов.
Самостоятельная работа является важным фактором, стимулирующим положительные мотивы, инициативу студентов. Поскольку в основе развития личности, ее подготовки к жизни и будущей профессии лежит познавательная деятельность, а познание выступает на интеллектуальном уровне как форма отражения действительности в виде понятий, законов, принципов и методов познания, то педагогу при организации самостоятельной работы чрезвычайно важно учитывать познавательную установку как внутреннее состояние личности и предстартовую готовность ее к конкретной деятельности. Следовательно, в практике обучения познавательные мотивы определяют не только уровень познавательной активности, но являются необходимым качественным критерием интеллектуальной зрелости студента.
Своеобразие самостоятельной работы заключается в том, что основу ее составляют самостоятельные действия, которые обучаемый выполняет без помощи преподавателя. Учение в данных условиях становится активной самостоятельной деятельностью: это чтение обязательной и дополнительной литературы, реферативное чтение; решение задач различного уровня сложности; выполнение лабораторных и практических работ; устная речь по проблемам и др. При выполнении самостоятельного задания трансформация целей во внутренний план личности вызывает мотив деятельности. «Выявлены следующие характерные мотивы, побуждающие обучаемого к самостоятельным усилиям: потребность расширить свои знания, узнать новое, овладеть каким-либо умением; желание проявить самостоятельность, выполнить задание без посторонней помощи; потребность проверить свои знания, возможности»3.
Содержание самостоятельной работы студентов при изучении общетехнических дисциплин структурно отражает инвариант содержания каждой общетехнической дисциплины и материализуется в системе различных заданий, которые предлагаются студентам. Задания различаются по характеру познавательной деятельности, уровню самостоятельности, сложности, специфике компонентов практической деятельности. Все многообразие заданий по общетехническим дисциплинам подчинено общей цели - формированию профессионального мышления студента, развитию компонентов познавательной активности, а также позволяет обеспечить взаимосвязь репродуктивного и творческого компонентов самостоятельной работы как условие ее эффективной организации.
Технология организации самостоятельной работы студентов определяется целями и содержанием самостоятельной работы, а также опирается на индивидуальные особенности студентов. Организация самостоятельной работы студентов предполагает использование вариативных по содержанию заданий, обеспечивающих связь с на-
учно-исследовательской деятельностью студентов.
Эффективность самостоятельной работы студентов предполагает сочетание высоких результатов в когнитивном, операционально-деятельностном, личностном аспектах с минимально необходимыми затратами времени и усилий как студентов, так и преподавателей. Еще один аспект организации эффективной самостоятельной работы студентов по общетехническим дисциплинам связан с тем, что необходимо достичь максимально возможных результатов для каждого студента в данный период его развития, т. е. эффективность самостоятельной работы выступает фактором личностно ориентированного образовательного процесса.
Организация самостоятельной работы студентов при изучении общетехнических дисциплин предполагает включение всех студентов в активную самостоятельную работу, формирование у них устойчивой потребности в ней.
Принципиально важным является то, что самостоятельная работа студентов носит не только и не столько адаптивный характер (т. е. базируется на реальном уровне развития знаний, умений, навыков студентов, учитывает их интересы, запросы, потребности), но и развивающий, стимулирующий характер. Тем самым необходимо варьировать соотношение доли репродуктивных и частично-поисковых, творческих заданий.
В ходе организации самостоятельной работы реализуется индивидуально-дифференцированный подход в обучении: при разделении студентов на подгруппы учитываются формы довузовской подготовки, уровень сформированности когнитивных, операци-
онально-деятельностных, мотивационных и других характеристик; дифференцируются содержание выполняемых ими заданий самостоятельной работы (студент имеет право самостоятельно выбрать задания), темп работы, формы отчетности и т. д.
Таким образом, в комплекс основных условий эффективной организации самостоятельной работы студентов при изучении общетехнических дисциплин входят следующие: осуществление индивидуального подхода на основе диагностики уровня подготовленности студентов к самостоятельной учебно-познавательной деятельности; дифференциация заданий для самостоятельной работы, с учетом форм довузовсой подготовки студентов; создание ситуаций успеха для формирования у студентов интереса к теоретическому знанию, положительного отношение к самостоятельной работе в процессе изучения общетехнических дисциплин; использование системы заданий репродуктивного и творческого характера, направленных на формирование учебной деятельности студентов; моделирование будущей профессиональной деятельности студентов в учебных заданиях; обеспечение взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы по общетехническим дисциплинам, в том числе с научноисследовательской деятельностью студентов; развитие рефлексии студента.
Организация самостоятельной работы на основе учета личностных, индивидуальных характеристик, в частности познавательных возможностей каждого студента, позволит создать условия для постепенного перехода к организации обучения по индивидуальным траекториям.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Шиянов Е. Н. Развитие личности в обучении / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. — М.: Академия, 1999. — С. 129.
2 Шайденко Н. А. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в педвуза / Н. А. Шай-денко. — Тула, 1991. — С. 30.
3 Жарова Л. В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя / Л. В. Жарова. — М.: Просвещение, 1993. — С. 104.