Научная статья на тему 'Методика организации и контроля самостоятельной работы будущих инженеров-технологов'

Методика организации и контроля самостоятельной работы будущих инженеров-технологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СТУДЕНТЫ / КОНТРОЛЬ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / INDEPENDENT WORK / STUDENTS / CONTROL / METHODOLOGICAL SUPPORT / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хацринова О. Ю., Колесников С. В., Волович Л. А.

В статье рассматривается цели, задачи, формы самостоятельной работы в учебном процессе вуза. Особое внимание уделяется методике организации и контроля самостоятельной работы студентов по дисциплине «Психология и педагогика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the goals, objectives, forms of independent workin the educational process of the university. Particular attention is paid to how to organize and monitor students' independent work on the subject "Psychology and Pedagogy."

Текст научной работы на тему «Методика организации и контроля самостоятельной работы будущих инженеров-технологов»

О. Ю. Хацринова, С. В. Колесников, Л. А. Волович

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ТЕХНОЛОГОВ

Ключевые слова: самостоятельная работа, студенты, контроль, методическое обеспечение, преподаватель.

В статье рассматривается цели, задачи, формы самостоятельной работы в учебном процессе вуза. Особое внимание уделяется методике организации и контроля самостоятельной работы студентов по дисциплине «Психология и педагогика».

Keywords: independent work, students, control, methodological support, teacher.

This article discusses the goals, objectives, forms of independent workin the educational process of the university. Particular attention is paid to how to organize and monitor students' independent work on the subject "Psychology and Pedagogy."

Введение

Проблема организации и контроля самостоятельной работы в учебных заведениях России не нова. Ещё в 30-х годах руководящими органами и правительством (постановление от 23 июня 1936 года) подчеркивалось её важное значение и считалось, что при организации учебного процесса основное внимание должно быть направлено на самостоятельную работу студентов, проводимую в библиотеках, архивах, кабинетах, лабораториях с обеспечением консультаций студентам [1].

Особую актуальность эта проблема приобретает в наши дни, когда наблюдается переход от «образования на всю жизнь» на «образование через всю жизнь» (ЮНЕСКО), что предполагает

формирование готовности к самостоятельному приобретению и использованию новых знаний в течение всей профессиональной деятельности. Став участницей Болонского процесса, России необходимо адоптировать его нормы к организации образовательного процесса.

1. Организация самостоятельной работы в высшей школе В высшей школе стран Западной Европы учебный процесс ориентируется в своей организации на принцип индивидуального сотрудничества, что подразумевает умения преподавателя учитывать индивидуальные психо-физиологические особенности обучаемых и их личные способности в процессе приобретения знаний. Учебный процесс строится на принципах самопознания, самообучения,

самоорганизации и самореализации. Основу деятельности европейских преподавателей составляет не процесс передачи знаний как таковых, а процесс стимулирования мотивационной сферы

познавательной активности обучаемых с предоставлением последним широкого спектра выбора форм, способов и средств повышения своего интеллектуального уровня. Практически все студенты, начиная со 2-ой половины срока обучения, переходят на индивидуальные планы, которые составляются вместе с преподавателем, и учитывают индивидуальный темп изучения, объем и сложность учебного материала, формы осуществления контроля и

самоконтроля. Соотношение обязательных и элективных дисциплин, равно как и их минимальный объем, сроки выполнения, остаются строго регламентированными и соответствуют программным требованиям того или иного учебного заведения. Самостоятельной работе в вузах Великобритании отводится до 60-70% общего бюджета времени.

Проблема организации самостоятельной работы обучающихся всегда находилась в поле зрения исследователей в области психологии (Б.Ц. Бадмаев, Э. Ф. Зеер, Е.А. Климов, В.Я. Ляудис и др.) и педагогики (Ю.К. Бабанский, М. Т. Громкова, В. С, Безрукова, В. Г Беспально, Г. И. Ибрагимов, М.И. Махмутов, А. М. Новиков, П. И. Падкасистый и др.). Одна группа авторов предлагает понимать под самостоятельной работой различные виды самостоятельной деятельности студентов. Другая группа авторов связывает ее с выполнением ряда дополнительных заданий. Наиболее значительная группа исследователей определяет самостоятельную работу как деятельность студентов, направленную на полное усвоение учебной программы без прямого участия преподавателя в аудиторное и во внеаудиторное время. Мы будем относить данное понятие к форме организации обучения и придерживаться следующей формулировки: самостоятельная работа - это вид учебной деятельности студентов, направленный на выполнение заданий индивидуально или в группе с целью формирования интереса к познавательной деятельности, усвоению знаний в определенной предметной области при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основная цель самостоятельной работы студентов - формирование устойчивой мотивации к освоению знаний, умений и навыков, развитие профессиональных компетенций. Самостоятельная работа студентов должна включать организационную, методическую и регуляционную составляющую [2].

Организационная составляющая

самостоятельной работы предполагает создание

управляющих учебных пособий, которые помогают студентам освоить дисциплину.

Методическая составляющая предполагает разработку заданий для самостоятельной работы на лекциях, семинарских и практических занятиях и для контролирующих мероприятий [3].

Регуляционная составляющая организации работы студентов ориентирована на сотрудничество в целях стимуляции их самостоятельности и творчества, а также рефлексии своей деятельности.

Умение организовать самостоятельную деятельность студента - важная задача преподавателя. Необходимо переориентировать студента из пассивного потребителя знаний в активного их производителя, умеющего формулировать проблемы, анализировать методы их решения, выбирать оптимальные и достигать требуемого уровня решения инженерных задач.

Отечественное инженерное образование, еще 100 лет считавшееся одним из лучших в мире, сдает свои позиции. В международный рейтинг высших учебных заведений тор-400, ежегодно проводящийся по заказу британской газеты «Times», в 2011 году попали только два ведущих российских вуза - МГУ им. М. В. Ломоносова и СПбГУ. Основными показателями оценки работы университетов составители рейтинга «Times» считают способность вуза работать на развитие промышленности (Industry income), уровень преподавания (teaching), научную деятельность (research), индекс цитирования научных работ (citations’) и международную репутацию (International outlook).

2. Методика организации самостоятельной работы по дисциплине «Психология и педагогика»

Одним из критериев успешности учебного заведения является уровень преподавания.

Методическая деятельность преподавателя в этом случае играет важную роль. В 1993 году дисциплина «Психология и педагогика» была включена в планы подготовки будущего инженера. Гуманитаризация инженерной подготовки в тесном взаимодействии с естественнонаучной подготовкой осуществляла формирование личностно-ориентированого

специалиста. Гуманитарные знания обладают

формирующими возможностями. Они составляют

глубинную основу существа человеческой жизни. С методологической точки зрения исходной для гуманитарных наук является необходимость познавать явления как объективные процессы (выявление

объективных связей и отношений в их всеобщности, инвариантности, закономерности) и как субъективные деяния (уникальные, а не типичные, выступающие как проявления свободы воли субъекта, а не исторической необходимости). Культурологический подход

определяет специфику психолого-педагогических дисциплин в следующем: для психологии в качестве объекта выступает сам субъект. Объектом

психологического знания являются продукты -результат объективизации субъекта. Для педагогики специфика и изучение заключается в органическом

соединении познаний явлений как искусства

воспитания, обучения и предмета изучения, диктующего необходимость овладения теоретикопонятийным и историческим материалом. Эти две области научного знания направлены на формирование целостной, гармоничной личности, развивающей культуру общения, взаимодействия с другими людьми, решении задач будущей профессиональной деятельности.

На всю самостоятельную работу выделено 62 часа. Это позволяет использовать все существующие виды самостоятельной работы, учитывая и психофизиологические возможности студентов. Так, чтение 1 страницы учебника занимает 2-3 мин, конспектирование - 8-12 мин, самостоятельное изучение 1 страницы учебника 3,5-

5 мин, повтор по конспекту 8-12 мин, подготовка к текущему контролю 12-24 мин. Для организации самостоятельной работы целесообразно использовать метод сетевого планирования. Сетевой план - это модель учебного процесса, которая позволяет видеть наглядно все, что должен выполнить за семестр студент в процессе изучения дисциплины. Система разноуровневых заданий позволяет студенту определить общую цель работы, критерии оценки ее результатов и при этом быть уверенным в справедливости и объективности оценки результатов его самостоятельной работы. Для оценки результатов используется разработанная в КНИТУ рейтинговая система оценивания. Если студент не сдает задание во время, указанное в плане, даже правильное выполнение задания в последующем предполагает начисление штрафных баллов. Данный план выдается студентам в начале семестра.

План СРС

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

1 - № недели. Исходя из 18 учебных недель, каждое

задание предполагает привязку к учебной неделе.

2 - Количество часов. Указывается

приблизительное расчетное время выполнения задания.

3 - Темы плана (указываются основные вопросы).

4 - Указывается цель, что в результате должно быть

сформулировано - знания, умения, навыки или компетенции будущего специалиста.

5 - Базовые знания - указывается литература

(необходимые страницы).

6 - Рекомендации по организации познавательной

деятельности - чтение обязательной литературы, решение задач (1,2,3,4 уровни сложности, доклад и его защита, практическая работа, терминологический диктант, контрольная работа, эссе).

7 - Где выполняется вид деятельности (в аудитории

на занятии, вне занятия).

8 - Форма представления материала (план, решение

задач, письменная работа, доклад,

экспериментальная работа).

9 - Вид контроля - контрольная работа, тест,

самоанализ, устный ответ, письменная работа.

10 - Дата контроля.

11 - Количество баллов.

Рассмотрим пример изучения темы «Личность»

1 - 8 неделя

2 - 10 часов

3 - Индивидуальные проявления и особенности

личности

4 - Освоить свойства личности и их проявления на

собственном примере. Показать, какие личностные особенности должны доминировать в будущей профессиональной деятельности

5 - Лекция №5, учебник Р.С. Немова «Психология»,

стр. 336-362.

6 - Выполнить по инструкции задания:

Тест «Формула темперамента», тест «Акцентуации характера», тест «Самооценка», решить психологические задачи.

7 - Тесты «Формула темперамента» и «Акцентуации

характера», решение задач - на семинарском занятии, тест «Самооценка» - домашнее задание. Результаты тестов и решение психологических задач в письменном виде в рабочей тетради

8 - 5 апреля 2012 г (в соответствии с тематическим

планом для каждой группы студентов)

9 - 12 баллов (оценка 5).

Комбинирование таких видов самостоятельной работы как чтение обязательной литературы, проработка лекционного материала, выполнение тестовых и экспериментальных работ, решение психологических задач ставит целью получение системного знания по теме. Разноуровневые задания направлены на определение объема и качества усвоения знаний по теме, самостоятельности и творческой активности обучающихся, а также умения логично и последовательно излагать свои мысли, рассуждать. Студентам предлагается задания 1, 2, 3, 4 уровней сложности (по В. П. Беспально).

Уровень 1. Выберите понятия, обозначающие психологические свойства:

a) Мотивация

b) Мировоззрение

c) Характер

ф Воображение е) Темперамент Г) Характер g) Память И) Способности

Уровень 2. Дополните. Темперамент - это те

a) ------особенности человека, которые

обуславливают

b) ------характеристики интенсивности и скорости

реагирования, степени эмоциональной

c) ------ и уравновешенности, особенности

приспособления к окружающей среде.

Уровень 3. Вспомните характеристические черты наиболее близких вам друзей и дайте им типологическую оценку.

Уровень 4. Продумайте вопросы, связанные с вашими представлениями о будущей профессии и определите свои задатки к ней.

Выполнение практических работ помогает выявить те или иные особенности собственной психики, особенности социально-психологических механизмов взаимоотношений людей в производственных коллективах. Выполнение практических работ, как правило, осуществляется с применением тестов, при выполнении которых студенты занимаются самопознанием.

Все материалы практических работ становятся основой для написания самостоятельной работы на тему «Мой психологический портрет». Цель указанной работы - изучить особенности собственной личности с помощью таких методов, как самонаблюдение, тестирование, опрос, беседа с другими людьми.

Подготовка к докладу осуществляется по профессионально ориентированным вопросам, которые требуют специальной проработки. Цель доклада - активизировать познавательную деятельность студентов путем переноса теоретических знаний для решения практических задач. Поэтому в докладе необходимо показать, как возможно использовать знания в будущей профессиональной деятельности. Контроль в форме разноуровневых тестовых заданий дополняется терминологическим диктантом и оценивается в результате проверок другими студентами. Также используется проектный метод обучения. Пример проекта - диагностика умственного развития. Для выполнения этого задания студенты объединяются в подгруппы. Они теоретически прорабатывают учебный материал, используют задания для диагностики интеллектуального потенциала своих одногруппников, студентов других специальностей, вузов. Завершает изучение дисциплины итоговое тестирование, которое является пропуском на экзамен. Все это способствует развитию

общекультурных компетенций.

В ходе проведенного анкетирования, 74% студентов отметили преимущество такой организации самостоятельной работы. Однако, студенты испытывали трудности при выполнении заданий: не сформулировано умение

самостоятельно работать, связывать полученные знания с будущей профессиональной

деятельностью. Следовательно, развитие навыков самостоятельной работы является актуальной

проблемой. Эффективность самостоятельной работы студентов зависти от предварительного ее проектирования каждым преподавателем, определение ее места в структуре учебного

процесса, методического обеспечения всех видов самостоятельной работы, как аудиторных, так и внеаудиторных занятий.

Литература

1. Жуков А. Е. Организация самостоятельной работы студентов в высшей школе. Дидактические средства, технологии, программы. (А. Е. Жуков, А. В. Симоненко. -М.: ЮНИТИДАНА, 2004. - 220 с.)

2. Рубанин А., Большаков Г., Тельных Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Самостоятельная работа студентов» // Высшее

образование в России, 2006. - №7.

3. Хацринова О. Ю. Методическая компетентность - как вид профессионально-педагогической компетентности преподавателя инженерного вуза // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - - Т.14, №17. С.243-247.

О. Ю. Хацринова - канд. техн. наук, доц. каф. инженерной педагогики и психологии КНИТУ, khatsrinovao@mail.ru. С. В. Колесников - - канд. экон. наук, доц. каф. инженерной педагогики и психологии КНИТУ; Л. А. Волович - д-р фил. наук, проф. ИПО РАО, член-корр. РАО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.