Научная статья на тему 'Методическая компетентность - как вид профессионально-педагогической компетентности преподавателя инженерного вуза'

Методическая компетентность - как вид профессионально-педагогической компетентности преподавателя инженерного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / HIGH SCHOOL TEACHER OF ENGINEERING / METHODOLOGICAL EXPERTISE / METHODICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хацринова О. Ю.

Работа посвящена выявлению структурных компонентов методической компетентности преподавателя инженерного вуза и формирование в системе повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хацринова О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work is devoted to identifying the structural components of the methodical competence of the teacher college of engineering and development in the training.

Текст научной работы на тему «Методическая компетентность - как вид профессионально-педагогической компетентности преподавателя инженерного вуза»

УДК 378

О. Ю. Хацринова

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - КАК ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА

Ключевые слова: преподаватель инженерного вуза, методическая компетентность, методическая

деятельность.

Работа посвящена выявлению структурных компонентов методической компетентности преподавателя инженерного вуза и формирование в системе повышения квалификации.

Keywords: high school teacher of engineering, methodological expertise, methodical work.

The work is devoted to identifying the structural components of the methodical competence of the teacher college of engineering and development in the training.

Реформа высшего образования, определяющая введение многоуровневой подготовки специалистов на основе компетентностного подхода, предъявляет новые требования к методической компетентности преподавателей вузов и ставит в число первоочередных задач повышение их профессионально - педагогической компетентности.

В исследованиях последних лет профессиональная компетентность трактуется как интегративная профессионально-личностная характеристика преподавателя, определяемая готовностью и способностью выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме в настоящий момент нормами и стандартами [1].

Методическая компетентность среди различных видов педагогической компетентности преподавателя вуза занимает одно из ведущих мест. Она интегрирует всю систему научных, личностных качеств преподавателя и имеет ярко выраженный прикладной характер. Методическая компетентность представляет собой развернутую систему знаний по вопросам конкретного построения преподавателем той или иной дисциплины: от проектирования учебных программ до проведения разных видов аудиторных занятий. Опрос преподавателей различных вузов г. Казани показал, что основным фактором, препятствующем в саморазвитии методической компетентности 60% преподавателей назвали недостаток научно-методической литературы, 34% - нехватку времени, 6% - не видят целесообразности.

Методическая компетентность преподавателя проявляется в его методической деятельности, которую также можно рассматривать как отдельный, самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности. При всем многообразии существующих методик обучения, разноплановости содержания различных дисциплин существуют общие теоретические основы выполнения данного вида профессиональной деятельности. Субъектом методической деятельности является преподаватель. Объектом - весь учебный процесс. Таким образом, под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности преподавателя вуза по проектированию, разработке и конструированию образовательного процесса по предмету. Методическая деятельность проявляется опосредованно через методические продукты, созданные преподавателем для обеспечения осуществления педагогического процесса. К основным видам методической деятельности относят учебно-методическую и научно-методическую деятельность.

Способом осуществления учебно-методической деятельности является:

проектирование процесса обучения по предмету. Результатом этой деятельности является учебно-методический комплекс дисциплины, а также методические разработки, методические рекомендации, электронные учебники, контролирующие задания, задачи. К видам научнометодической деятельности относится обобщение педагогического опыта, анализ учебно-

программной документации, рефлексия собственной методической деятельности. Продуктом научно-методической деятельности являются учебные программы, учебные пособия по дисциплине. Организационно-методическая деятельность включает разработку рекомендации по практикам, курсовым и итоговым аттестационным работам, научно-исследовательской работы студентов. Продуктом является участие в подготовке и работе методических семинаров и конференций. Экспертно-методическая работа предполагает анализ работы учебных подразделений вуза. Продуктом этого вида деятельности являются предположения, совершенствующие учебную деятельность вуза.

Перечисленные виды методической деятельности не охватывают всего многообразия методической практики преподавателей вуза. Будучи интегративной профессиональноличностной характеристикой, методическая компетентность имеет сложную структуру. Структурные компоненты методической компетентности связаны с сущностью и содержанием искомого понятия. Они включают: когнитивный компонент (система методических знаний), праксиологический компонент (система методических умений), аксиологический компонент (система ценностей), мотивационный компонент (мотивационную готовность использовать накопленный опыт для решения методических задач), рефлексивный компонент (анализ и самоанализ деятельности), личностный компонент. Остановимся на характеристике этих компонентов.

Когнитивный компонент включает прогнозирование преподавателем педагогической деятельности. Прогнозирование предполагает разработку прогнозов о развитии учебного предмета в будущем. Опережающее образование связано с изменением тактики изложения содержания учебных курсов. Учебные курсы должны содержать гораздо больше сведений о развитии той или иной области научного знания, носить прикладной характер, а также представлять связи с другими перспективными направлениями развития науки, практики, которые будут актуальны для будущих времен [1]. Праксиологический компонент представлен совокупностью методических умений, умения и навыки называют основой педагогического мастерства преподавателя, методические умения подразделяются на несколько групп.

Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности преподавателя. Она включает: умение проводить анализ учебно-программной документации подготовки специалиста, умение подбирать учебную литературу; умение разрабатывать различные формы представления учебного материала; блок-схемы, опорные конспекты; комплексные методические приемы теоретического и практического обучения; различные формы организации учебнопознавательной деятельности обучающихся, владение навыками проведения занятий с использованием средств информационных технологий.

Вторая группа методических умений учитывает специфику учебного предмета. В нее входят умения планировать систему занятий по дисциплине, конструировать учебные и профессиональные задачи.

Третья группа методических умений обобщает ранее сформированные умения и навыки и предполагает умение применять их на практике: создавать собственную

методическую систему обучения предмету и представлять ее в методических разработках. Методические умения формируются на основе общих способностей, свойств личности, взаимосвязанных и взаимообусловленных профессиональных действий.

Аксиологический компонент включает ценности и смыслы педагогической деятельности. В структуре методической компетентный этот компонент формирует систему ценностей субъекта, которая характеризует цельность личности, верность идеалам, настойчивость в достижении поставленных перед собой целей. Данный компонент определяет профессиональную направленность личности преподавателя, отражающий

предрасположенность к учебно-воспитательной деятельности и способность достигать в ней значимых и высоких результатов. С точки зрения В.А. Сластенина, профессионально-

педагогическая направленность образует каркас личности, скрепляющий и объединяющий все основные профессионально значимые свойства [2].

Профессиональные ценности занимают ведущее место в системе ценностей преподавателя, основой его профессионально-педагогической направленности личности. Выполняя прогностическую, проектировочную функцию, профессионально - ценностные ориентации позволяют преподавателю выстроить свою деятельность. Они же играют смыслообразующую роль, обеспечивая готовность преподавателя к сложным ситуациям педагогической деятельности.

Мотивационный компонент представляет систему мотивов педагогической деятельности. Мотивация - совокупность всех факторов, определяющих побуждение к решению педагогических задач. В качестве значимых мотивов преподавателя выделяют: познавательную потребность, интерес к процессу обучения студентов, стремление к позитивному результату свой деятельности, а также мотивы престижности профессии, саморазвитие в профессии, самоутверждение.

Рефлексивный компонент деятельности преподавателя включает в себя анализ уровня подготовки специалистов, результатов собственной научной и методической работы. Чем раньше у преподавателя появится потребность анализировать и прогнозировать характеристики своего труда и процесс их достижения, свой и чужой опыт - тем быстрее будут достигнуты вершины педагогического совершенства.

Личностный компонент методической компетентности преподавателя вуза включает в себя такие профессионально-личностные качества, как субъективность (самоконтроль и самооценка процесса саморазвития преподавателя), креативность, ответственность, способности преподавателя. Педагогические способности развиваются в ходе деятельности преподавателя и являются основой для определения путей дальнейшего самосовершенствования. Существенную роль в развитии методической компетентности играет уровень развития методического мышления. Методическое мышление отражает конкретные установки, психолого-методические знания, профессионально значимые личностные качества, способы умственных и практических действий. Одним из основных показателей развития методической компетентности преподавателя вуза может служить уровень развития методического мышления, который может быть определен в способах решения педагогических задач. Перечисленные структурные компоненты методической компетентности преподавателя должны быть расположены в предлагаемой нами последовательности. От мотивационного и аксиологического компонентов зависит развитие профессионально значимых личностных качеств, что способствует активности в овладении знаниями и умениями. Это, в свою очередь, развивает рефлексию. Результат рефлексивной деятельности влияет на мотивы, ценности, личностные качества.

Таким образом, методическая компетентность - это интегративная профессиональноличностная характеристика преподавателя, выраженная в его готовности выполнять необходимые виды педагогической деятельности и добиваться высоких результатов в [3].

Система повышения квалификации должна быть направлена на формирование этих компонентов. Образовательная программа «Основы методики преподавания дисциплин» включает подвижные и взаимосвязанные учебные модули. Это позволяет учитывать имеющийся стаж педагогической деятельности, интересы и потребности слушателей. При необходимости они могут быть преобразованы в самостоятельные учебные курсы. Имея целевой план действий и методическое руководство по освоению учебного курса в целом и каждого модуля в отдельности, преподаватель может работать индивидуально в удобном для себя режиме, а также сочетать разные формы подготовки: очную, очно - заочную, дистанционную.

К основным достоинствам такого обучения можно отнести:

• возможность оперативного отражения в содержании образования инноваций в науке, технике, производстве.

• дифференциацию и индивидуализацию обучения, что обеспечивается наличием индивидуального образовательного маршрута.

• возможность самостоятельно изучать учебные модули за счет различных форм обучения.

Таким образом, методическая компетентность преподавателя; является составной частью психолого-педагогический компетентности преподавателя вуза. Для ее развития необходимо разработать эффективные технологии, которые будут применяться в системе повышения квалификации.

Литература

1. Богоудинова, Р.З. Опережающее образование как приоритет модернизации России / Богоудинова Р.З. // Монография.- Казань: издательство МО и НРТ, 2011 -132с.

2. Сластенин, В.А. Программно - целевой подход к формированию социально - активной личности учителя / В. А. Сластенин // Теория и практика высшего педагогического образования. - М: «Наука», 1984.

3. Хацринова, О.Ю. Развитие методической компетентности преподавателя химико - технологических дисциплин научно - исследовательского университета. / О.Ю. Хацринова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т.14, №7. - С.241-244.

© О. Ю. Хацринова - канд. техн. наук, доц. каф. педагогики и методики высшего профессионального образования КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.