Научная статья на тему 'Методическая компетентность преподавателя вуза в условиях реформирования и модернизации системы высшего профессионального образования'

Методическая компетентность преподавателя вуза в условиях реформирования и модернизации системы высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1030
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / COMPETENCE / METHODICAL COMPETENCE / MODERNIZATION / REFORMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловова Наталья Валентиновна

Авторы определяют структуру методической компетентности преподавателя вуза; соответственно компетенциям определяет критерии оценки и методической компетентности; рассматривает методическую компетентность как интегративную характеристику личности преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodic competence of the teacher of higher school in conditions of reforming and modernization of the system of vocational training

The author describes methodical competence of the teacher of higher school. She considers methodical competence as the integral characteristic of the person of the teacher.

Текст научной работы на тему «Методическая компетентность преподавателя вуза в условиях реформирования и модернизации системы высшего профессионального образования»

УДК 378.14

Н. В. Соловова

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В начале XXI в. система высшего профессионального образования претерпевает ряд значительных преобразований в связи с вступлением России в Болонский процесс и интеграцией в мировую образовательную систему: переход на многоуровневую систему образования; введение Федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения (ФОС ВПО); внедрение инновационных методов организации и управления учебным процессом; диверсификация и расширение вариативности образовательных программ образования, изменение их цели, задач и содержания; оценка результатов обучения.

Перед российской высшей школой ставятся новые цели и задачи, что влечет за собой преобразование ценностей обучения: не получение знаний и даже не владение ими становятся ориентиром образования, а формирование способности к самоорганизации в учебной, профессиональной деятельности, жизнедеятельности, способности к приобретению и развитию профессиональных компетенций. Задачей каждого преподавателя становится обучение студентов работе в режиме самообразования, удовлетворение потребности личности в знаниях, позволяющих адаптироваться в современном мире.

К сожалению, проблема недостаточной педагогической и методической компетентности преподавателя высшей школы долгое время не воспринималась серьезно вузовской общественностью и самими преподавателями. Термины «педагогика» и «методика» в условиях вузовского образования ошибочно представлялись лишними [1]. Педагогическая и методическая компетентность преподавателя вуза в последнее время вызывает общественную озабоченность. Преподаватель вуза, как правило, имеет большое желание реализовываться в научной области, а это занимает большое количество времени, при этом для достижения качественного результата в преподавании необходимо заниматься методической работой. Долгое время методическая работа в вузах имела крайне низкий статус в деятельности преподавателя, не поощрялась и не стимулировалась.

В новых показателях деятельности и критериях государственной аккредитации высших учебных заведений, вступивших в силу с 1 января 2006 г. (приказ Рособрнадзора № 1938 от 30 сентября 2005 г.), отдельным пунктом (п. 2.4.) выделен показатель «Методическая работа». Для университетов введены: 100% обеспеченность учебных дисциплин учебно-методическими

комплексами, использование инновационных методов в образовательном процессе.

Однако в современных условиях обнаруживается явное противоречие между потребностями современного вузовского учебного процесса во внедрении инновационных методик преподавания и уровнем методической компетентности преподавателей высшей школы, их методических знаний и умений, которые необходимы для реализации реформ высшего образования. Кроме глубокой предметной подготовки и занятий научной деятельностью, существует обширный круг методических знаний и умений, которыми должны владеть преподаватели вуза.

Методическая подготовка преподавателя - это процесс овладения системой методических знаний, умений, навыков и его результат - готовность к их реализации в профессиональной деятельности. Практическая составляющая методической подготовки, по мнению Т. Э. Кочарян, включает следующие умения: уверенно ориентироваться в многообразии современных научно-педагогических подходов и методических решений; адаптировать готовые методические решения, но и самостоятельно выполнять научно-методическую работу [2].

Методическая деятельность преподавателя вуза выступает решающим фактором обеспечения любых перестроек учебного процесса и эффективного достижения любой цели обучения. Преподаватель, осуществляющий методическую деятельность, анализирует цели, ценности, которые предопределяли или должны предопределять педагогический процесс и деятельность студентов в ходе обучения. Исследователями [3] доказано, что сочетание научной и педагогической деятельности преподавателя вуза свидетельствует о педагогическом мастерстве. Хотя для большинства преподавателей ведущей является педагогическая деятельность, вместе с тем недооценивается ее методическая составляющая.

Понятие «педагогическое мастерство» трактуется исследователями по-разному: как характеристика личности преподавателя, а не сама педагогическая деятельность [4]; как синтез развитого психолого-педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами личности педагога позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи [5]; как синтез теоретических знаний и высокоразвитых практических умений, которые реализуются через создание новых ценностей (через творчество) и открытие неизвестных педагогических закономерностей; как комплекс профессиональных свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности через владение возможностями своей дисциплины для обучения и воспитания [6]; черта, качественная характеристика личности педагога, элемент педагогической культуры [7].

Развитие проблемы педагогического мастерства дало подтверждение компонентной структуры педагогической деятельности, обусловленной особенностями педагогической системы: проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический компоненты. Понимание процессуальной сущности профессиональной деятельности в исследованиях Н. В. Кузьминой связано с полноценным, качественным выполнением профессиональных функций: преподаватель становится мастером по мере того, как он оценивает и развивает педагогическую деятельность, овладевает методическим капиталом [8].

Наиболее распространенной ошибкой преподавателей вузов является уверенность в том, что знание материала по существу вполне достаточно для успешного проведения учебного занятия. Я. А. Коменский в своих работах, анализируя проблему методического мастерства преподавателя, утверждал, что «если метод доведен до безошибочной верности, то результат ... не может не воспоследовать» [9], тем самым, подчеркивая значимость методической составляющей в структуре педагогического мастерства.

Модернизация образования на основе принципов компетентностного подхода (И. С. Артюхова, А. В. Бездухов, Е. В. Бондаревская, В. И. Гусаров, А. К. Макарова, И. П. Подласый и др.) объективно потребовала разработки понятий «педагогическая компетентность» и «методическая компетентность».

Термин «компетентный» - лат. сошрйеш (сотрйепЙБ) - означает соответствующий, способный. Понятие компетентности тесным образом связано с понятием «компетенция». Отметим, что в различных толковых словарях определения понятия «компетенция», хотя и несколько отличаются друг от друга по своему содержанию, но содержат: круг вопросов; знание и опыт в той или иной области. В научной литературе в понятие компетентности включается, помимо общей совокупности знаний, знание возможных последствий конкретного способа воздействия, уровень умений и опыт практического использования знаний. Компетентность рассматривается как способность субъекта действовать адекватно, сообразно условиям ситуации, в направлении получения значимых, имеющих определенную ценность результатов [10].

Педагогическая компетентность - максимально широкое понятие, включающее в себя как часть профессиональную компетентность; явление, сочетающее элементы профессиональной и общей культуры, педагогического опыта, обогащенного знанием результатов научных исследований и самостоятельных поисков педагогических смыслов и действий [11]. Профессиональная компетентность педагога - это владение им необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность педагогической деятельности и педагогического общения [12]. В свою очередь, профессиональная компетентность определяется как целостная многоуровневая и

многофункциональная система взаимосвязанных компетентностей, частью которой выступает методическая компетентность [13]. В структуру профессиональной компетентности педагога В. А. Адольф включает следующие компоненты: теоретико - методологический, культурологический, предметный, психолого-педагогический, технологический [14]. В трактовке

В. А. Сластенина, определение профессиональной компетентности выражает единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, при этом качество решения педагогических задач определяется уровнем профессиональной компетенции педагога, его мастерства [15;16] (рис.1).

Рис. 1. Логика выделения педагогических компетенций

В структуре педагогической компетенции мы выделяем уровни решения педагогических задач методического характера: репродуктивный (отражающий знания предмета, методик и техник обучения); адаптивный (отражающий умения владеть методикой обучения предмета применительно к различным уровням обучаемых и разным образовательных средах); локально-моделирующий (отражающий умения моделирования в рамках содержания

предмета) и системно-моделирующий компоненты (отражающий дидактические, организационно-аналитические и личностные способности педагога).

Изменение традиционного характера педагогической деятельности на инновационный в условиях модернизации высшей школы вызывает потребность выделения методического аспекта в его работе. Н. B. Кузьмина в числе важнейших характеристик педагогических работников выделяет: специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины; методическую компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся; психолого-педагогическую компетентность в сфере обучения; дифференциально-психологическую компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых; рефлексию педагогической деятельности или аутопихологическую компетентность [8].

Структура профессиональной компетентности учителя рассматривается как неразрывное единство содержательного и структурного компонентов, реализуемых через следующие компетенции: коммуникативную, филологическую, психолого-педагогическую, социальную, методическую, компенсаторную, общекультурную [17]. Профессиональная компетентность формируется в вузе или в педагогическом колледже, однако ее развитие может осуществляться только в процессе педагогической деятельности. Педагогическая практика стимулирует зарождение профессиональной компетентности. Большинство исследователей отмечают, что в ряду профессиональных труд -ностей, которые приходится преодолевать педагогам-практикам, наиболее типичными являются трудности методического характера, что послужило основанием для выделения методической компетенции в расширенном ее представлении. Анализ понятия «методическая компетентность» в научной литературе и определение ее структуры даст возможность целенаправленно формировать и совершенствовать ее в условиях высшего образования.

Методическая компетентность предполагает: владение различными методами обучения, умение применять их в процессе обучения; знание психо -логических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения. Исследователи (Е. Н. Соловова) в методической компетенции учителя иностранного языка выделяют методологические и методические знания, профессионально-методические умения и навыки (умения сформулировать ко -нечные и промежуточные цели, спланировать, провести и проанализировать занятие, установить и реализовать междисциплинарные связи с предметами языкового, психолого-педагогического и общекультурного циклов; обеспечить необходимый уровень профессионально-методической рефлексии на собственный опыт преподавания/обучения иностранным языкам; выбрать оптимальные формы работы, средства обучения и контроля в зависимости от характера курса, особенностей аудитории, условий среды; адаптировать учебные материалы).

Наиболее спорным остается вопрос о структуре методической компетентности. Исследователи называют различные элементы: методы обучения;

знание дидактических методов и приемов и умение применять их в процессе обучения; знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения (Н. В. Кузьмина) [8]; методическое мышление, методическая культура, методическое творчество (А. Л. Зубков) [18]. Методическая компетентность учителя рассматривается И. Ю. Ковалевой в виде интегральной характеристики деловых, личностных и нравственных качеств, отражающих системный уровень функционирования методологических, методических и исследовательских знаний, умений, опыта, мотивации, способностей и готовности к творческой самореализации в методической и педагогической деятельности в целом [19]. В. В. Малев отождествляет понятия «методическое мастерство» и «методическая компетентность», связывая их смысловым единством: оба включают мотивационный, когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой и эмоционально-волевой аспекты; эти понятия формируются в результате выработки методической культуры и индивидуальных свойств личности [20].

Методическая компетентность преподавателя обеспечивает результативность процесса обучения студентов, поскольку позволяет с научной точки зрения определять и реализовывать принципы, содержание, формы, методы профессиональной подготовки. Эффективность развития методической компетенции преподавателя зависит от создания в педагогическом коллективе положительной психологической атмосферы, свободы выбора форм методической работы, актуализации готовности к повышению профессионального мастерства, возможности творчества.

Правомерно в структуре методической компетентности выделяются два вида компетенций. Общеметодические компетенции представляют совокупность компетенций: мотивационную, отражающую личностную заинтересованность в самопроектировании методической подготовки; когнитивную, характеризующую способности к повышению своего методического мастерства; информационную, отражающую наличие умений и навыков получения, обработки и применения информации в процессе самопроектирова-ния методической подготовки на современном теоретико - методологическом уровне; коммуникативную, характеризующую умения проектировать и устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения; социальную, характеризующую осознание социальной значимости собственного методического развития. Специальные методические компетенции обусловлены предметом обучения: целевая предполагает умение педагога определять цели обучения; содержательная - умение определять содержание обучения; проектировочная - умение проектировать образовательный процесс; рефлексивная - умение обосновывать эффективность выбранных методических подходов; мониторинговая - умение отслеживать результаты обучения.

Методическая компетентность преподавателя вуза предполагает методические знания, умения диагностировать цели обучения, проектировать и

конструировать методики и технологии обучения, осваивать инновационные технологии, проектировать инновационное содержание обучения, проводить мониторинг результатов обучения и качества образовательной деятельности. Личностный смысл методической компетентности предполагает наличие у преподавателей высокой активности, инициативности, способностей к самоанализу, самооценке, самоконтролю и самодиагностике, умения самостоятельно выстраивать и реализовывать собственную педагогическую деятельность; наличие высокой методической и методологической культуры. В результате анализа научной литературы и путем сопоставления структур и специфики методической компетенции разных специалистов выделяем в структуре методической компетенции преподавателя высшей школы следующие компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный, технологичный, рефлексивный, оценочный.

Соответственно компетенциям определяются критерии оценки методической компетентности: 1) мотивационно-целевой критерий (готовность и интерес к методической работе, постановка и осознание целей методической деятельности, наличие мотива достижения цели, наличие мотивов повышения квалификации, осознание ценности методических знаний, удовлетворенность методической деятельностью); 2) когнитивный критерий (наличие методических знаний, умений и навыков, применение их в новых условиях, умения классифицировать и систематизировать методические явления, выделять методические проблемы, анализировать и решать их, усваи-

Рис. 2. Структура методической компетентности преподавателя вуза

вать передовой опыта в области методики, владеть активными методами и формами воспитательной деятельности и практического участия в ней); 3) операционный критерий (овладение методическими умениями, применение на практике новых методик, педагогическое взаимодействие на уровне сотрудничества); 4) аналитико-рефлексивный критерий (овладение аналитическими и оценочно-информационными умениями; методическая рефлексия, самокритичность, самоконтроль, самооценка); 5) творческий критерий (осознание наличия творческих способностей, творческая активность в методической деятельности; создание авторских методик)(рис.2).

Проблема формирования методической компетентности преподавателя высшей школы требует дополнительного изучения. В настоящее время исследователи в области профессиональной педагогики настаивают на профессиональном самосовершенствовании преподавателя вуза, развитии у него критически-рефлексивного стиля мышления, умений профессионального самоопределения, самооценки, самокоррекции, на выработке собственных педагогических приемов, что предполагает методическую компетентность.

Методическое обеспечение (учебники, учебные пособия, учебно-методическая документация) и методическое сопровождение (методически грамотно разработанные учебные планы и программы) учебного процесса, их качество обусловлено методической компетентностью преподавателя, осуществляющего педагогическую деятельность в условиях реформирования высшего образования и перехода на многоуровневую систему обучения. Качественная реализация многоуровневого обучения возможна лишь при условии объединения и преемственности учебных планов бакалавров, магистров, специалистов; при реализации в программах учебных дисциплин принципов междисциплинарности, модульного обучения, системности, профессиональной ориентации и т. д.

Методическая работа в профессиональном образовательном учреждении проводится в целях оказания помощи преподавателям в организации учебно-воспитательного процесса и повышения их педагогической квалификации в разнообразных коллективных и индивидуальных формах, а ее содержание определяется актуальными задачами образовательного учреждения [21]. В условиях реформирования и модернизации системы высшего профессионального образования методическая работа в вузе направляется на обновление и совершенствование знаний преподавателя в области преподаваемых дисциплин, стимулирование его служебной и общественной активности, совершенствование деятельности по организации самостоятельной работы студентов. Включение в методическую работу требует осмысления собственной педагогической деятельности, передового инновационного опыта, поиска путей интенсификации учебного процесса на основе комплексного использования научных рекомендаций, передовых методов, новых организационных форм и приемов обучения.

Вместе с тем, в настоящее время существует противоречие между потребностями современного реформируемого вузовского учебного процесса и традиционной деятельностью преподавателя высшей школы, разрешению которого будет способствовать методическая компетентность преподавателя, стимулирующая к нововведениям.

Методическая компетентность как интегративная характеристика личности преподавателя системно образует в своей структуре методическую готовность, методическое мышление, методическую культуру, методическое творчество. Одной из главных целей функционирования системы методической работы в вузе является выявление и устранение несоответствия между существующим и требуемым уровнем методической компетентности преподавателей вуза, непрерывное формирование ее необходимого уровня.

Библиографический список

1. Попков, В. А., Коржуев А. В. Теория и практика высшего профессионального образования. - М.: Академический проект, 2004. - 428 с.

2. Кочарян, Т. Э. Развитие методической компетентности преподавателя среднего профессионального учебного заведения в условиях последипломного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004. - 21 с.

3. Скок, Г. Б. Концептуальный подход и методические материалы для анализа, оценки и самокоррекции педагогической деятельности преподавателя на этапе подготовки к аттестации. - Новосибирск: НЭТИ, 1991 - 20 с.

4. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование. Словарь. - М. : Новь, 1999. - 156 с.

5. Эрганова, Н. Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999, - 149 с.

6. Руднева, Т. И. Педагогика профессионализма. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. - 218 с.

7. Тимакина, О. А. Совершенствование методического мастерства преподавателя в условиях информационной методической среды: Дис. ... канд. пед. наук. -Новгород, 2004, - 137 с.

8. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990. - 119 с.

9. Коменский, Я. А. Избранное / Пер. с чеш.: Сост., авт. предил. И. Д. Чесель. -М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 224 с.

10. Немова, Н. В. Модель и условия демократического управления школой // Народное образование. -2000. - № 7. - С.84-96.

11. Профессия - учитель: (Беседы с молодыми учителями) / В. Г. в.Г. Онушкин,

С. Г. Вершловский, Ю. Н. Кулютн и др.; Под ред. В. Г. Онушкина и др.; АПН СССР, НИИ общ. Образование взрослых. - ММ.: Педагогика, 1987. - 193 с.

12. Нестеренко, В. М. Технология формирования развивающего содержания профессиональной подготовки специалистов. - Самара: СамГТУ, 2000. - 77 с.

13. Грешунский, Б. С. Философия образования для XXI века. - М.: Совершенство, 1998. - С. 69.

14. Адольф, В. А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. - 1998. - № 1. - С. 72-75.

15. Сластенин, В. А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст // Педагогическое образование и наука. - 2002. - № 4. - С. 4-9.

16. Сластенин, В. А., Мищенко А. И. Профессионально-педагоическая подготовка современного учителя. - М.: Логос, 2000. - 422 с.

17. Соловова, Е. Н. Интегративно-рефлексивный подход к формированию методической компетенции преподавателя иностранного языка в системе непрерывного профессионального образования: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2004. - 432 с.

18. Зубков, А. Л. Развитие методической компетентности учителей в условиях модернизации общего образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2007. - 22 с.

19. Ковалева, И. Ю. Развитие научно-методической компетентности педагогов в условиях образовательного выбора: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Мурманск, 2007. - 20 с.

20. Малеев, В. В. Методическая подготовка учителя информатики и методический дуализм профессионально-педагогического образования // Вестник Московского городского педагогического университета - 2006. № 2 (7). - С. 126-128.

21. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

22. Абакумова, Н. А. Квалификационные характеристики выпускников аграрных вузов как основа качества подготовки специалистов для сельского хозяйства // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 75 - 81

УДК 378.147

Е. М. Зарубина

КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

В современной России в условиях ужесточения рыночной конкуренции развитие предприятий непосредственно зависит от их конкурентоспособности, т. е. умения персонала обеспечить эффективность деятельности, способности использования в производстве высоких технологий, развития наукоемких и ресурсосберегающих производств и внедрения современных методов управления.

Конкурентоспособность предприятия обеспечивается усилиями грамотных и инициативных руководителей, поэтому работодатели предъявляют к выпускникам вузов повышенные требования, в частности, от специалистов по стандартизации и сертификации на предприятиях ожидают способности видеть бизнес своей организации в целом, понимания политику своей орга-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.