НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕПРЕРЫВНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ
А.В. Малёв
Аннотация. Рассматриваются научно-теоретические положения, являющиеся основополагающими для построения непрерывной методической подготовки будущего преподавателя иностранного языка в вузе. Методическая подготовка в вузе представляет собой подсистему целостной профессиональной подготовки. Непрерывность является качественной характеристикой и принципом методической подготовки в вузе, которые задают логику движения будущего преподавателя иностранного языка к повышению своей профессиональной компетентности. Предпосылкой непрерывной методической подготовки выступает социально-педагогическая потребность в развитии профессиональной личности преподавателя иностранного языка. Сущность непрерывной методической подготовки будущего учителя иностранного языка раскрывается посредством понятий «интеграция», «дифференциация», «преемственность», «образовательная деятельность», «образовательное пространство».
Ключевые слова: непрерывная методическая подготовка; методическая компетенция; преемственность; интеграция; дифференциация; образовательная деятельность; полифункциональное образовательное пространство.
Активное вхождение отечественной системы высшего образования в мировое образовательное пространство, а также коренные изменения в самом характере образования, его ориентация на развитие творческой инициативы, самостоятельности, мобильности и конкурентоспособности выпускника вуза как на национальном, так и на мировом рынках труда вызывают необходимость нового подхода к проектированию всех компонентов его профессиональной подготовки. Это в полной мере относится к методической подготовке, создающей базу для эффективной профессиональной деятельности будущего преподавателя иностранного языка,
Цель настоящей статьи - рассмотрение научно-теоретических положений, являющихся основополагающими для построения непрерывной методической подготовки будущего преподавателя иностранного языка в вузе.
Обоснование необходимости и некоторые пути построения новой системы методической подготовки нашли отражение в научных исследованиях и публикациях (А.Л. Бердичевский, М.К. Колкова, Г.Т. Мельникова, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, Г.В. Сороковых и др.). Аналитическое рассмотрение научных публика-
ций позволяет отметить, что в современной организации методической подготовки преподавателя иностранного языка наряду с системными представлениями имеются и противоречивые, трудно разрешаемые в образовательном учреждении положения. В частности, исследователи выделяют такие актуальные для современного образования тенденции, как междисциплинарная интеграция, рефлексивность, непрерывность.
Изучение образовательной практики вуза позволяет констатировать, что неразрешенными в области методической подготовки студентов остаются противоречия между потребностью в инициативной творческой, самостоятельной личности будущего преподавателя и бытующим в учебном процессе представлением о нормативно-регламен-тирующем характере методики обучения иностранному языку; между методологической сущностью методического знания и традиционных формах и способах его преподавания в вузе; между тенденцией к интегративному представлению о целостной профессиональной компетентности будущего преподавателя иностранного языка и устойчивой дифференциацией учебных дисциплин в содержании высшего образования.
Следует отметить, что интерес ученых вызывает и такая важная тенденция в современном образовании, как его непрерывность. В то же время необходимо подчеркнуть, что традиционная (институциональная) трактовка непрерывности как последовательного перехода обучаемого по ступеням - от довузовского до последипломного образования, недостаточна. Высокие требования к профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка актуализируют личностный аспект непрерывного образования специалиста - образование в течение всей жизни на основе развития профессионального самосознания, способности самостоятельно ориентироваться в сложном, динамично развивающемся профессиональном пространстве, умений проектировать собственный профессиональный рост.
Таким образом, непрерывность как принцип организации и осуществления профессионального образования обеспечивает преемственность различных ступеней образования и одновременно многомерное движение личности в образовательном пространстве.
Государственные стандарты высшего образования нового поколения создают нормативную базу для построения двухуровневой структуры высшего образования (бакалавр - магистр), что дает организационное основание для реализации принципа непрерывности в методической подготовке преподавателя в условиях вуза. Госстандарты задают и целевую основу для обеспечения непрерывности данной подготовки, указывая в качестве ее результата на методическую компетенцию как необходимый компонент профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка. По справедливому утверждению Е.Н. Солововой [1], профессионально-методическая компетенция явля-
ется ядром профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка, что актуализирует задачу осуществления его непрерывной методической подготовки в вузе.
Таким образом, методическую подготовку в вузе правомерно рассматривать как подсистему целостной профессиональной подготовки, а ее непрерывность - как качественную характеристику, обусловливающую логику движения будущего преподавателя иностранного языка к повышению своей профессиональной компетентности. Предпосылкой непрерывной методической подготовки служит социальнопедагогическая потребность в развитии профессиональной личности преподавателя иностранного языка.
Научно-теоретическую базу для построения непрерывной методической подготовки будущего учителя иностранного языка составляют труды Е.П. Белозерцева [2], М.Н. Берулавы [3], С.К. Гураль [4, 5], А.П. Лиферова [6], Е.И. Пассова [7], Е.Н. Солововой [1], Н.К. Чапаева [8] и других ученых [9-11], позволяющие раскрыть ее сущность посредством понятий «интеграция», «дифференциация», «преемственность», «образовательная деятельность», «образовательное пространство».
Понятие непрерывности отражает важное направление в развитии современного образования - достижение целостности образовательного процесса, объединенности (интеграции) его этапов, ступеней, уровней.
В педагогической науке доказано, что в образовательных системах и процессах органично сосуществуют явления интеграции и дифференциации, обусловливая возможность создания ранжированных иерархизированных образовательных систем, какой, по существу, является методическая подготовка будущего преподавателя иностранного языка в условиях двухуровневого высшего образования. Проблема состоит в том, чтобы достичь динамического равновесия между процессами интеграции и дифференциации в системе методической подготовки будущего преподавателя иностранного языка. Объективная закономерность существования интеграции и дифференциации в образовании закрепилась в положениях интегративно-дифференцированного подхода, который обосновывает единство и преемственность всех компонентов любой образовательной системы. Интегративно-дифференцированный подход в данном случае понимается как научная основа построения процесса непрерывной методической подготовки в вузе, обеспечивающая создание такой методической подсистемы в общей системе профессиональной подготовки будущего преподавателя, которой присущи ориентированность на целостность конкретной сферы профессиональной деятельности - иноязычное образование, а также дифференциация в соответствии с образовательным уровнем.
Преемственность в непрерывной методической подготовке означает наличие постоянных внешних и внутренних связей между ее отдель-
ными компонентами. Внешняя взаимосвязь компонентов выражается в логической последовательности и дифференциации задач, содержания, технологий обучения и форм организации методической подготовки студентов на разных уровнях образования. То есть программы методической подготовки на уровнях бакалавриата и магистратуры должны обеспечивать для студентов условия для последовательного, все более полного сознательного проникновения в профессию преподавателя иностранного языка, развития образовательной автономности и исследовательской потребности. При этом содержание методической подготовки предыдущего уровня (бакалавриат) должно в полной мере обеспечивать основу для успешного освоения программы последующего уровня (магистратуры), избегая неоправданных повторений и единообразия. Это, казалось бы, очевидное правило вызывает определенные затруднения в образовательной практике вуза. Этому есть причины - общность главной сферы деятельности преподавателя иностранного языка, бакалавра и магистра (иноязычное образование) и слабая дифференцированность профессиональнометодических компетенций на данных уровнях. В связи с этим для будущих преподавателей существенно возрастает значение детального анализа закономерностей обучения иностранному языку учащихся разных уровней и ступеней образования, культурных, лингвистических и психо-лого-педагогических аспектов данного процесса. Не менее важно обеспечить уровневый характер освоения студентами исследовательской деятельности в области проблем методики обучения иностранному языку -если бакалавр исследует способы решения очевидных задач, то магистр должен видеть имеющиеся проблемы, выдвигать научные гипотезы и обосновывать инновационные пути для их доказательства.
Дифференциация задач и содержания методической подготовки будущего преподавателя иностранного языка на уровнях бакалавриата и магистратуры обусловливает закономерное преобразование технологии обучения студентов по соответствующим образовательным программам, изменение позиций в системе «преподаватель - студент» в логике усиления позиции субъектности и автономности последнего.
Понятие «непрерывная методическая подготовка» означает преемственность организации образовательной деятельности обучающихся на уровнях бакалавриата и магистратуры. Главный смысл образовательной деятельности студентов в процессе методической подготовки состоит в развитии у будущего преподавателя способности к самостоятельному ответственному выбору методологии обучения иностранному языку с целью решения конкретных задач. В результате образовательной деятельности происходит самоопределение будущего преподавателя к уже существующим методам, отождествление с ними как с частью «своего» мира (уровень бакалавриата), возникает способность к разработке уникальных, присущих только данному субъекту методов профессиональной деятельности (уровень магистратуры).
Понятие «образовательная деятельность» интегрирует несколько ее разновидностей - учебно-познавательную, профессионально-познавательную, профессиональную практическую деятельность с образовательными целями, научно-исследовательскую, профессионально-инновационную. Они все осуществляются на каждом из рассматриваемых уровней и обусловливают единство развития профессионального самосознания будущего преподавателя иностранного языка и приобретение им методического опыта, являющихся важными показателями методической компетенции. При этом закономерно, что методические компетенции бакалавра и магистра отличаются. Данные отличия находятся не в плоскости количественных параметров, а в сфере качественных отличий, т.е. способности преподавателя самостоятельно и ответственно выбирать методологию обучения иностранному языку, руководствуясь обоснованным убеждением в ее эффективности, не только планируя цели обучения, но и прогнозируя его результаты исходя из понимания всего спектра закономерностей этого процесса.
Таким образом, внутреннее единство непрерывной методической подготовки обусловлено ее ориентацией на интегративный результат -формирование методической компетенции будущего преподавателя иностранного языка для ее локального или расширенного применения.
Приобретение методической компетенции характеризует переход студента к новому качеству цельной профессиональной личности. Обоснованные в психологии положения о личности как субъекте деятельности и развития (А.Г. Асмолов, В.А. Петровский, С.Д. Смирнов и др.) позволяют трактовать этот переход как движение по пути развития профессиональной личности студента от самопознания к самоопределению, самовыражению и самореализации в разных видах образовательной деятельности. Правомерно ожидать, что целенаправленная организация процесса развития профессиональной личности приведет к развитию субъектности, когнитивных способностей и мыслительных операций, способностей к саморегуляции и рефлексии, появлению ценностного отношения к иностранному языку и процессу его преподавания как будущей профессиональной деятельности, появлению положительной профессиональной мотивации, формированию профессиональных смыслов как регулятива образовательной деятельности.
Внутренним условием развития выступает стремление студентов к самореализации в образовательной деятельности. Внешним условием является включение студентов в полифункциональное образовательное пространство непрерывной методической подготовки.
Теоретические положения отечественной педагогики и психологии о пространстве образования и развития личности, о продуктивности этого понятия для развития теории и практики образования разных уровней открывают новые возможности для осуществления непрерывной мето-
дической подготовки будущего преподавателя иностранного языка в вузе ([12, 13] и др.). Образовательное пространство непрерывной методической подготовки в вузе представляет собой целенаправленно организованную и структурированную совокупность факторов, позволяющих эффективно осуществлять задачу формирования методической компетенции будущего преподавателя иностранного языка. Таким факторами являются учебные программы, технологии и средства обучения студентов; социальные, культурные и профессиональные контакты, организуемые в вузе с целью улучшения методической подготовки студентов; способность вуза удовлетворять динамично меняющиеся потребности студентов разных уровней и др. Образовательное пространство в данном случае характеризуется как полифункциональное, так как включает несколько компонентов соответственно его многозначным функциям:
- образовательно-дидактический (институциональный) компонент реализует функцию организации теоретического и практического обучения студентов иностранному языку и методике его преподавания;
- социально-профессиональный компонент выполняет функцию социализации и профессионализации личности студента;
- субъектный компонент осуществляет функцию организации персонифицированной и субъективированной научно-исследовательской и профессионально-инновационной деятельности в области методики обучения иностранному языку.
Введение понятия «полифункциональное образовательное пространство» в контексте идеи непрерывности образования задает теоретическое основание для разработки новой, развивающей модели методической подготовки будущего преподавателя иностранного языка, отличающейся от традиционной.
В заключение следует отметить, что методическая подготовка будущего преподавателя иностранного языка в условиях двухуровневого высшего образования в настоящее время обретает качественно новый смысл, выступает как содержание и пространство становления профессиональной личности студента и его профессионального методического опыта в процессе формирования методической компетенции. В настоящее время сложилась научно-теоретическая база для исследовательской и практической разработки современной системы непрерывной методической подготовки будущего преподавателя иностранного языка. В данной статье приведены наиболее важные, на наш взгляд, положения, позволяющие охарактеризовать сущность непрерывной методической подготовки и обратить внимание на ее значимые смыслы. Не менее важны для построения системы непрерывной методической подготовки материалы, раскрывающие потенциал междисциплинарной интеграции в обучении бакалавров и магистров, логику личностно-профессионального развития будущего преподавателя, со-
держание конкретных моделей обучения на разных образовательных уровнях. Данные вопросы находят отражение в научно-исследовательской работе автора и будут являться предметом рассмотрения в дальнейших публикациях.
Литература
1. Соловова Е.Н. Интегративно-рефлексивный подход к формированию методической
компетенции преподавателя иностранного языка в системе непрерывного профессионального образования : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004. 432 с.
2. Белозерцев Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образова-
ния : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Л., 1990. 40 с.
3. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. М. : Педагогика ; Бийск : Науч-
но-издательский центр БиГПИ, 1993. 172 с.
4. Гураль С.К., Обдалова О.А. Синергетическая модель развития образовательного
процесса // Язык и культура. 2011. № 4. С. 90-94.
5. Гураль С.К. Мировоззрение, картина мира, язык: лингвистический аспект взаимоот-
ношения // Язык и культура. 2008. № 1. С. 14-21.
6. Лиферов АП. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образова-
нии : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997. 51 с.
7. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Кузовлева Н.Е., Царькова В.Б. Мастерство и личность
учителя. На примере деятельности учителя иностранного языка. М. : Флинта ; Наука, 2001. 240 с.
8. Чапаев Н.К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология. Екате-
ринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. 283 с.
9. Мельникова Г. Т. Методическая подготовка будущих учителей иностранных языков
в современных условиях // Традиции и новаторство в гуманитарных исследованиях : сб. науч. тр., посвящ. 50-летию фак-та иностр. яз. Мордов. гос. ун-та им. Н.П. Огарева / отв. ред. Ю.М. Трофимова. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2002. С. 70-72.
10. Сороковых Г.В. Подготовка и профессиональное становление современного учителя иностранного языка в ходе обучения в вузе. M. : МГПИ, 2007. 191 с.
11. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам / под общ. ред. М.К. Колковой. СПб. : КАРО, 2007. 288 с.
12. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 24-32.
13. Шалаев И.К., Веряев А.А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагог. Наука, технология, практика. 1998. № 1 (4). С. 3-16.
THEORETICAL BASICS OF CONTINUOUS PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS ON THE UNIVERSITY LEVEL Malev A.V.
Summary. The article deals with the theoretical foundations of continuous foreign language teacher training at the university. For obvious reasons it is viewed as part of professional training in general. Continuity is an integral quality and fundamental principle of training at the university, which is prompted by social and educational demands for a contemporary teacher of foreign languages. The process of continuous foreign language teacher training is revealed via integration, differentiation, cohesion in the multifunctional educational space. Key words: continuous professional training; methodological competence; continuity; cohesion; integration; differentiation; multifunctional educational space.