Научная статья на тему 'Конвергентная стратегия методической подготовки преподавателя иностранного языка в вузе'

Конвергентная стратегия методической подготовки преподавателя иностранного языка в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНВЕРГЕНЦИЯ / CONVERGENCE / КОНВЕРГЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / CONVERGENT STRATEGY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОМЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL METHODOLOGICAL COMPETENCE / ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / LANGUAGE TEACHER TRAINING / ИНТЕГРАТИВНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / INTEGRATION AND DIFFERENTIATION APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малѐв Алексей Витальевич

В статье рассматриваются положения, характеризующие конвергентную стратегию методической подготовки преподавателя иностранного языка в вузе как альтернативу существующему традиционному обучению. Конвергентная стратегия определяется как проекция интегративно-дифференцированного подхода в практику обучения студентов будущих преподавателей иностранного языка. Приведены положительные эффекты реализации данной стратегии в образовательном процессе вуза и его содержательные и организационные компоненты, подлежащие трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малѐв Алексей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Сonvergent strategy of foreign language teacher training at pedagogical universities

The article deals with the main attributes of the convergent strategy of foreign language teacher training at pedagogical universities as an alternative to the traditional model. The convergent strategy is described as the implementation of an integration and differentiation approach to language teaching education at pedagogical universities. The article considers advantages of the strategy under analysis as well as components necessary to be reviewed.

Текст научной работы на тему «Конвергентная стратегия методической подготовки преподавателя иностранного языка в вузе»

УДК 373.167.1

А.В. Малёв

Московский педагогический государственный университет

КОНВЕРГЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

В статье рассматриваются положения, характеризующие конвергентную стратегию методической подготовки преподавателя иностранного языка в вузе как альтернативу существующему традиционному обучению. Конвергентная стратегия определяется как проекция интегративно-дифференцированного подхода в практику обучения студентов -будущих преподавателей иностранного языка. Приведены положительные эффекты реализации данной стратегии в образовательном процессе вуза и его содержательные и организационные компоненты, подлежащие трансформации.

Ключевые слова: конвергенция, конвергентная стратегия, профессионально-методическая компетентность, подготовка преподавателя иностранного языка, интегративно-дифференцированный подход.

В современных условиях в области высшего профессионального образования преподавателя иностранного языка в силу объективных и субъективных причин актуализировалась потребность в поиске реальных стратегических альтернатив традиционной модели обучения в вузе [3]. Одна из таких альтернатив - конвергентная стратегия методической подготовки преподавателя - является предметом рассмотрения в настоящей статье. В результате трансформации образовательного процесса вуза она может привести к созданию целостной подсистемы профессионального/профильного лингвообразования преподавателя иностранного языка.

Актуализация понятия конвергенции (от лат. convergo - «сближаю») в образовании своим онтологическим основанием имеет объективный процесс объединения, взаимопроникновения наук и технологий, получивший научное осмысление и описание с помощью категорий интеграции и дифференциации, характеризующих взаимосвязь и относительную автономность существования разных явлений [1], [8], [9], [10]. При этом интеграция понимается различно - как принцип, процесс, средство, результат взаимодействия; она устанавливает новое свойство и качество объекта; не является простой суммой составляющих частей, а создает качественно новое образование; обозначает иерархически организованную совокупность процессов, обеспечивающих достижение определенного состояния, характеризуется упорядоченностью, согласованностью компонентов, устойчивостью связей между ними, стабильностью и преемственностью их функционирования, то есть признаками, свидетельствующими о единстве и целостности явления. Явление дифференциации указывает на разделение, расслоение целого на части, которое может существовать как в реальной действительности, так и в мысленном представлении субъекта.

Анализ научной литературы позволил установить, что интеграция и

дифференциация являются существенными тенденциями, определяющими

62

развитие современного образования, всех его подсистем и компонентов (А.П. Беляева, М. Н. Берулава, А. Я. Данилюк, В. С. Данюшенков, М. А. Галагузова и др.). Исследователи выделяют внешнюю и внутреннюю интеграцию. Внешняя интеграция связана с построением общемирового образовательного пространства, использующего накопленный опыт разных стран, внутренняя предполагает создание интегративных систем учреждения, подразделения, структуры; интегрированных курсов, дисциплин; новых технологий, форм, методов обучения и т.д. Дифференциация рассматривается с точки зрения ее содержательной и структурной составляющих. Содержательная составляющая выступает как многообразие образовательных программ; структурная составляющая в системе образования выступает как многообразие видов образовательных учреждений и форм получения образования, в учебном/образовательном процессе - как многообразные варианты заданий, форм и методов обучения.

Объективная закономерность существования интеграции и дифференциации в образовании закрепилась в положениях интегративно-дифференцированного подхода, который обосновывает единство и преемственность всех компонентов любой образовательной системы [2].

В педагогической науке доказано, что в образовательных системах и процессах органично сосуществуют явления интеграции и дифференциации, обусловливая возможность создания ранжированных иерархизированных образовательных подсистем, какой, по существу, является методическая подготовка преподавателя иностранного языка в условиях непрерывного образования.

Современная компетентностная модель подготовки преподавателя иностранного языка в вузе предусматривает формирование у студентов совокупности профессионально значимых компетенций, позволяющих успешно осуществлять преподавание данной дисциплины. Согласно данной модели, результат методической подготовки характеризуется как методическая компетенция. Изучение научных исследований и публикаций, посвященных проблеме методической подготовки студентов и методическому аспекту иноязычного образования (Н. Д. Гальскова, А. В. Гвоздева, Н. В. Ефремова Л. А. Милованова, Е. В. Невмержицкая, Е. Н. Соловова, А. Н. Щукин и др.), дает основание утверждать, что методическая компетенция будущего преподавателя в процессе его подготовки формируется как сложная система взаимосвязанных личностно-профессиональных качеств, навыков и умений, базирующаяся на способности выбрать и реализовать целесообразную методологию обучения предмету в соответствии с новыми задачами и социально-культурными смыслами иноязычного образования как сферы его профессиональной деятельности. В качестве научных оснований методической подготовки преподавателя иностранного языка правомерно рассматривать основные современные тенденции в подходе к организации, целям и содержанию обучения иностранным языкам, которые призван реализовать преподаватель в своей профессиональной деятельности.

63

Эти тенденции нашли отражение в основополагающем документе Совета Европы «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка» [8]. Он утверждает деятельностный подход в обучении иностранному языку, устанавливающий связь между использованием и изучением языка. Подписание Болонского соглашения и вхождение России в единое общеевропейское образовательное пространство актуализировали положения названного документа для преобразования основного содержания дисциплины «Иностранный язык», которое состоит в формировании иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) учащихся. Она понимается как способность и реальная готовность осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка. Этим обусловлено признание коммуникативной компетенции профессионально значимой составляющей подготовки преподавателя иностранного языка, объединяющей лингвистические и функциональные аспекты коммуникации.

Все сказанное позволяет рассматривать методическую подготовку преподавателя иностранного языка в вузе как процесс формирования его профессионально-методической компетентности, являющейся

интегративным результатом обучения, характеризующимся единством иноязычной коммуникативной и методической компетенций.

Таким образом, очевидно, что в целостном процессе лингвообразования будущего преподавателя реализация интегративно-дифференцированного подхода является логически обоснованной. Дифференциация и интеграция в иноязычном образовании востребованы как взаимосвязанные явления, характеризующие процессы усвоения иностранного языка и овладения иноязычной речевой деятельностью в связи с тем, что познание в данной области отличает аналитико-синтетический характер [4], [6] и др. А в процессе познания методики преподавания данной дисциплины необходимо опираться на высокий уровень владения иностранным языком и понимания механизмов его изучения.

Проблема состоит в том, чтобы достичь динамического равновесия между процессами интеграции и дифференциации в системе методической подготовки преподавателя иностранного языка. Для ее решения конвергентная стратегия представляется продуктивной, так как базовый императив конвергентного образования заключается в достижении гармоничного сочетания всех содержательных и организационных компонентов образовательного процесса с целью достижения наилучшего качества обучения. Конвергенция позволяет выйти за границы существующей ранее схемы последовательного взаимодействия: «фундаментальное - прикладное», «наука - технология - практика» в пользу объединения, взаимопроникновения наук и технологий для наилучшего решения профессиональных задач.

Логика развития образовательного процесса методической подготовки с точки зрения интеграции дисциплин в русле конвергентной стратегии такова: дисциплинарная модель (традиционная) - междисциплинарная

64

модель (интегрированная) - наддисциплинарная модель (метапредметная). Данная логика знаменует движение к формированию целостной картины профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка. Следует заметить, что преодоление дисциплинарной модели далеко от завершения и в значительной степени затрудняет реализацию важнейшей функции образования - функции опережения. Проблема создания универсальной интегрированной модели образовательного процесса также не получила пока исчерпывающей теоретической и практической завершенности, хотя имеющиеся научные исследования вносят значительный вклад в ее разработку (Н. Д. Гальскова, А. В. Гвоздева, Н. Ф. Коряковцева, О. А. Митусова, Н. Н. Нечаев, Е. Н. Соловова, Т. М. Фоменко, А. Н. Щукин и др.). Метапредметная модель обучения иностранному языку и методике его преподавания находится на самой начальной стадии изучения.

Основное институциональное преимущество конвергентной образовательной системы по сравнению с традиционной состоит в преодолении монополии отдельных дисциплин, что способствует формированию у студентов отношения к иностранному языку и методике его преподавания как к равноценным компонентам профессиональной деятельности и подготовки к ней, обеспечивает действительно профессионально/профильно ориентированное лингвообразование в вузе. При этом преодоление узкоспециализированной подготовки студентов в метапредметной модели обучения создает реальные возможности формирования культурно-языковой картины мира, которая имеет значение регулятива в дальнейшем самостоятельном совершенствовании профессионально-методической компетентности. Таким образом, являясь конвергентным эффектом обучения, профессионально-методическая компетентность студентов приобретает потенциал развития. Данный феномен представляется важным в связи с тем, что в современных условиях необходимо расширять спектр направлений методической подготовки преподавателя иностранного языка в плане ее клиентоориентированности (работа на разных уровнях иноязычного образования, в разных формах -очно и дистанционно, для разных категорий учащихся - образовательное учреждение, курсы иностранных языков, индивидуальное обучение и т.п.).

Отличительная черта конвергентного образования - приоритетное внимание к деятельностному аспекту формирования иноязычной и методической компетенций, что отвечает сущности профессиональной компетентности, характеризующейся готовностью и способностью к деятельности. Его особенностью является следование логике развития современной науки - парадигма развития науки в конце ХХ века изменилась от изучения того, как устроен мир, к тому, чтобы целенаправленно и оптимальным путем самим создавать какие-то его элементы [5]. Эта парадигма отражает в определенной степени логику освоения студентом профессиональной преподавательской деятельности: от изучения иноязычной культуры он переходит к ее целенаправленному созданию -сначала в собственном в сознании, поведении и деятельности (в процессе

65

обучения в вузе), затем - в сознании, поведении и коммуникативной деятельности учащихся (в процессе преподавания иностранного языка).

Конвергентная стратегия методической подготовки становится принципиально возможной при условии сочетания нормативной организации учебного процесса и инициативной образовательной деятельности студентов. Она сопряжена с переориентацией обучения на усиление самостоятельности и ответственности студентов за его результат, повышение удельного веса самоорганизации в процессе изучения иностранного языка и методики его преподавания.

Неотъемлемой чертой конвергентной стратегии методической подготовки является рационализация и оптимизация процесса обучения иностранному языку в системе профессионального лингвообразования преподавателя посредством устранения дублирующего содержания в интегрированных учебных курсах, формирования обобщенных способов изучения образовательной информации, организации процессов самообучения и взаимообучения студентов. В ходе конвергентного образования объективно возникает потребность в инновационном обновлении всех составляющих учебного процесса в вузе. Сущность такого обновления состоит в переориентации данного процесса с традиционной позиции «учебного» на позиции «познавательного», «исследовательского», «проективного», «прогностического».

Обеспечение эффективности обучения достигается посредством оказания психолого-педагогической поддержки и обеспечения методического сопровождения студентов в процессе овладения профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенцией. Категории «поддержка» и «помощь» приобретают значение методических, принципиально дополняют и преобразуют традиционное понимание метода обучения и требуют определенной организационной перестройки образовательного процесса.

Ожидаемые результаты осуществления конвергентной стратегии выглядят более привлекательными по сравнению с действующей системой обучения, так как формирование профессионально-методической компетентности при этом имеет своим основанием и результатом не усвоение деклараций, а осознание культурной миссии преподавателя иностранного языка, что является внутренним стимулом для совершенствования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции и, соответственно, повышение качества обучения.

Положительное влияние конвергентной стратегии проявляется также в направленности трансформационных сдвигов, происходящих по мере развития конвергентной образовательной системы вуза, в сторону усиления академических свобод и действия механизмов саморегулирования.

Вывод. Современное состояние высшего образования характеризуется глобальной системной перестройкой его структурных, целевых, организационных, содержательных, процессных, дидактических и других характеристик. Этот процесс противоречив и сложен как в структурном, так

66

и в содержательном планах. Теоретическое осмысление его в целом пока далеко от завершения, хотя бы по той причине, что динамика происходящих изменений в образовании неоднозначна, а их скорость сегодня выше, чем скорость теоретико-методологической рефлексии. Очевидно, что потребность в новых преобразованиях в области подготовки преподавателя иностранного языка будет нарастать в связи с востребованностью качественного иноязычного образования на разных образовательных уровнях. В этой ситуации недостаточно констатировать взаимосвязь иноязычной и методической подготовки современного преподавателя иностранного языка, важно прогнозировать возможные положительные трансформации высшего лингвистического образования с целью повышения его качества. Конвергентная стратегия методической подготовки студентов - будущих преподавателей иностранного языка представляется одной их таких положительных трансформаций в образовательном процессе вуза, составляющих альтернативу традиционному дисциплинарному подходу в вузовском обучении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алиева Н.З., Захаров А.П. Трансформации научно-инновационного развития общества в контексте конвергентных технологий // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4- С. 391;

2. Галагузова, М.А., Галагузова Ю.Н. Интегративно-дифференцированная подготовка специалистов социальной сферы: научно-практический аспект: Моногр. - М.: Владос, 2010. - 222 с.

3. Гуманитарная составляющая образовательной среды в техническом вузе /М. А. Акопова, Н. И. Алмазова Н. И., Л. Г. Жук, Т. А. Савушкина. СПб: Изд-во Политехнического ун-та, 2011. -138с.

4. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А.Зимняя. - М., 2001. - 432 с.

5. Ковальчук М.В. Конвергенция наук и технологий - прорыв в будущее. - URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-267102.html

6. Леонтьев А.А. Мыслительные процессы в усвоении иностранных языков // Иностранные языки в школе. - 1975. - № 5.

7. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. - Cambridge University Press, МГЛУ, 2003. - 256 с.

8. Райков А.Н. Конвергентное управление и поддержка решений. - М.: Издательство ИКАР. - 2009. - 244 с.

9. Ястреб Н. А. Конвергентная модель научно-инновационного процесса. - URL: http://www.teoria-practica.ru/-12-2012/philosophy/yastreb.pdf

10. Bainbridge M.S., Roco M.C. Managing nano-bio infocogno innovations: converging technologies in society. Springer. 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.