112
Высшее образование в России • № 12, 2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА - ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
СОТНИКОВА Ольга Александровна - д-р пед. наук, профессор, проректор по учебнометодической работе и дополнительному образованию, директор института фундаментальной подготовки, Ухтинский государственный технический университет. E-mail: osotnikova@ugtu.net
ВОЛКОВА Ольга Александровна - педагог-психолог управления по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам, Ухтинский государственный технический университет. E-mail: olvolkova@ugtu.net
Аннотация. В статье рассматривается принцип формирования универсальных и специфических компонентов методической компетентности преподавателя на основе функционирования различных уровней образовательной среды как организационной культуры вуза. Указанный принцип соотносит рефлексивный, потребностно-моти-вационный, структурный, технологический, когнитивный и конструктивный компоненты методической компетентности с уровнями развития организационной культуры вуза. Специфическая образовательная среда, рассматриваемая под призмой сквозной педагогической подготовки, способствует развитию методической компетентности преподавателя.
Ключевые слова: методическая компетентность, профессиональная компетентность, образовательная среда, организационная культура вуза, преподаватель высшей школы, сквозная подготовка
Для цитированияя: Сотникова О.А., Волкова О.А. Образовательная среда - фундаментальное условие развития методической компетентности преподавателя // Высшее образование в России. 2015. №12. С. 112-117.
В обновляющейся системе образования важно отыскать способы совершенствования преподавателя как организатора учебной деятельности студента. Одним из таких способов является создание специфической образовательной среды.
Образовательная среда в общем виде определяется как психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также ресурсы ее развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение. Среда как таковая в психологии рассматривается как субъективно переживаемая человеком реальность, как множество возможностей для реализации внутренних потребностей личности, как совокупность индивидуально избираемых средств реализации внут-
реннего содержания личности через внешние формы её поведения и деятельности [1, с. 4]. Поэтому специфичность образовательной среды определяется степенью ее влияния на совершенствование личности преподавателя.
Будучи социокультурным феноменом, образовательная среда связана с системой социальных ценностей и норм, присущих образовательной деятельности общества. В вузовской среде создаются условия не только для развития профессиональной культуры специалистов, но и для гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, социализации, формирования нравственных ориентаций и образов-идеалов личности. Образовательная среда обеспечивает удовлетворение потребностей всех субъектов образовательного про-
Из жизни вуза
113
цесса и трансформацию этих потребностей в жизненные ценности, что актуализирует процесс личностного саморазвития. Кроме того, для высшего образования принципиально важно положение о том, что образовательная среда - профессионально-деятельностная, управляемая и зависит от насыщенности ее образовательными ресурсами [2, с. 5]. Причем образовательные ресурсы в соответствии с дидактическим принципом единства учебного и воспитательного процессов здесь следует понимать в широком смысле.
Образовательная среда вуза включает не только непосредственно осуществляемый учебно-воспитательный процесс, но и прочие элементы вузовской действительности: традиции, ритуалы, историю, героев, символы организации, обычаи делового и неформального общения, дресс-код, интерьер и т.п. Подобная совокупность ментальных сущностей и артефактов, выражающая доминирующие ценностные ориентации и социальные установки коллектива, есть не что иное, как организационная культура (ОК). Поэтому применительно к вузовской реальности понятия «организационная культура» и «образовательная среда» по объему эквивалентны, поскольку в пределах вузовской действительности обозначают один и тот же комплекс явлений, значимость которого определяется силой его мотивирующего воздействия на участников образовательного процесса.
Вузовская организационная культура оказывает влияние на образовательный процесс в целом: на эффективность учебного процесса, работоспособность коллектива, успешность студенческой деятельности и деятельности преподавателя. Она служит фундаментальным условием развития компетенций всех субъектов образовательной деятельности. Причем на компетенции преподавателей она влияет непосредственно и гораздо сильнее, чем на компетенции студентов, приобретаемые последними посредством развитой компетентности препо-
давателей вуза. Именно компетентность преподавателя обеспечивает результативность процесса обучения студентов, поскольку позволяет с научной точки зрения определять и реализовывать принципы, содержание, формы, методы и средства учебно-педагогической деятельности.
Из всех составляющих общей профессиональной компетентности преподавателя наиболее «чувствительна» и некоторым образом даже изоморфна вузовской организационной культуре методическая компетентность. Развитие различных компонентов методической компетентности преподавателя вуза обусловлено функционированием различных уровней организационной культуры вуза. Методическая компетентность - многоуровневое интегральное качество личности, объединяющее мотивационно-целевые, аксиологические, когнитивные, поведенческие особенности преподавателя. Как личностное качество, она обусловливает результативную профессиональную деятельность, направленную на достижение нового качества образования, более эффективного решения
114
Высшее образование в России • № 12, 2015
профессиональных задач. В методической компетентности преподавателя высшей школы можно выделить следующие компоненты:
- рефлексивный, включающий в себя способность к осмыслению и осознанию преподавателем себя как субъекта профессионально-педагогической деятельности на основе педагогической рефлексии;
- потребностно-мотивационный, базирующийся на установке преподавателя к использованию психолого-педагогических знаний, умений и навыков в педагогической деятельности и на стремлении к самосовершенствованию;
- структурный компонент как знание предметных профессионально ориентированных вопросов, ситуаций и задач теоретического и прикладного характера в области преподаваемой дисциплины;
- технологический компонент как знание методологии вузовского обучения и воспитания, принципов осуществления педагогической деятельности, как умение технологично проектировать учебный процесс и преподавать свой предмет;
- когнитивный компонент в виде научных знаний педагогики и психологии высшей школы, необходимых для профессиональной деятельности;
- конструктивный компонент, включающий умения осуществлять анализ педагогических ситуаций в жизнедеятельности вуза, прогнозировать развитие студенческой группы и студента, планировать учебно-воспитательный процесс с учетом мотивов, интересов, возрастных и индивидуальных характеристик студентов [3, с. 53-54.].
Согласно оригинальной модели ОК, разработанной в Ухтинском государственном техническом университете [4], каждый выделенный компонент соотносится с функционированием различных уровней организационной культуры вуза. Так, педагогическая рефлексия определяется установочнодоминантным уровнем организационной культуры, т.е. общей доминантой образова-
тельной среды вуза, направленной на организацию процесса освоения знания, что соотносится с рефлексивным компонентом методической компетентности. Поскольку организационная культура вуза декларирует ценности конкретной образовательной среды и встраивается в индивидуальные ценностные иерархии преподавателей, то в ней явно усматривается полнота и направленность потребностно-мотивационного компонента. На развитие других компонентов влияет вовлеченность преподавателя в коммуникативный уровень организационной культуры, т.е. их уровень зависит от того, насколько он включен в вузовский поток информации. В этот поток входят эталонные для вуза формы коммуникаций, пронизывающие университетское пространство: защиты диссертаций, симпозиумы, конференции, заседания ученых советов, коллоквиумы, публичные диспуты и пр.
Каждый компонент методической компетентности содержит универсальные и специфические составляющие. Универсальные не зависят от профиля вуза и являются общими для любого преподавателя. Специфические составляющие определяются как индивидуальностью каждого преподавателя вуза, так и особенностями той вузовской организационной культуры (то есть образовательной среды), в которой он осуществляет преподавательскую деятельность.
Специфические составляющие методической компетентности преподавателей УГТУ опираются на генеральную линию гуманизации высшего образования с её направленностью на формирование не только профессиональных, но и общепрофессиональных и личностных компетенций. Сама идея сквозной гуманитарной подготовки - классическая идея отечественной педагогики. Впрочем, хотя её задачи и принципы сформулированы давно и четко, в нынешних условиях по причине нестабильности образовательной системы, постоянных нововведений и изменений, при отсутствии видимого и понятного век-
Из жизни вуза
115
тора развития высшей школы любой опыт реализации сквозной гуманитарной подготовки на практике выглядит настоящим новаторством.
Идея сквозной гуманитарной подготовки реализуется в различных направлениях деятельности преподавателей нашего вуза. Так, с 2011 г. в УГТУ началось обучение по дополнительной образовательной программе «Преподаватель высшей школы». Программа нацелена на обеспечение высокой педагогической компетентности профессорско-преподавательского состава, на подготовку кадров, грамотных с точки зрения теории и методики профессионального образования. В программу входят теоретическая подготовка по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, педагогическая практика, итоговая государственная аттестация, защита выпускной квалификационной работы. Реализует данную программу кафедра философии и методологии образования. В сферу деятельности кафедры также входит повышение квалификации научно-педагогических работников университета в области педагогических технологий, используемых в учебном процессе, а также подготовка аспирантов по научной специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». Направления научно-исследовательской деятельности, развиваемые в УГТУ, касаются построения дидактической системы университетского комплекса технической направленности; методических аспектов преподавания в университетском комплексе; системы повышения квалификации преподавателей университетского комплекса в компетентностном формате; гуманитарных составляющих технического образования; педагогических составляющих организационной культуры в образовательном пространстве. Тематика кандидатских диссертаций охватывает множество вопросов, связанных с гуманизацией технического образования. Предметом иссле-
дования аспирантов являются следующие аспекты педагогической деятельности: формирование социально-личностных, профессиональных, языковых компетенций в условиях образовательной среды, гуманитарные аспекты обучения инженеров и специалистов нефтегазовой отрасли, оптимизация технологий организации учебной деятельности при изучении профессиональных дисциплин, совершенствование системы менеджмента качества. При этом диссертации сопровождаются педагогическими экспериментами, технология осуществления которых подразумевает «прокачку» когнитивного, конструктивного, структурного и технологического компонентов методической компетентности преподавателя. Все это вписывается в разрабатываемую дидактическую систему университетского комплекса [5].
В вузе идет разработка программы дополнительного образования «Менеджмент и организационная культура», которая рассчитана на студентов, аспирантов, педагогов и преподавателей университетского комплекса. По замыслу её авторов, это блок социально-экономических и гуманитарных дисциплин, выстроенных в концептуальную линию, которая приводит обучающегося к объемному и глубокому пониманию менеджмента как синтетической
116
Высшее образование в России • № 12, 2015
управленческой науки и практики, способной формировать не только мотивацию персонала, но и в целом рабочую среду (в нашем случае - образовательную). Такая «продвинутая », интенсифицированная образовательная среда способна, в свою очередь, оказывать влияние на вектор мотивации, опережающую активность по отношению к вузовской действительности, самоактуализацию и развитие компетенций. Данная образовательная программа будет особенно актуальна для того, кто проходит цикл непрерывного обучения -от студента до аспиранта и преподавателя высшей школы. В качестве первой практической апробации разрабатываемой образовательной программы выступают проекты «Школа кураторов УГТУ » и «Школа студенческого актива УГТУ». Проект «Школа кураторов » - это цикл проблемных лекций, посвященных теоретическим и практическим вопросам методологии воспитания, обучения и формирования образовательной среды. «Школа студенческого актива УГТУ » рассчитана на несколько дней лекционно-тренинговой сессии, включает различные мастер-классы. Её основной целью является повышение квалификации студентов в области управления образовательной средой (неизменная функция студенческого самоуправления); подразумевается развитие общих видов компетентности.
Ряд социально-коммуникативных проектов, реализуемых УГТУ совместно с образовательными организациями города и предприятиями-работодателями региона, организуется как направление внеучебной работы, способствующее развитию методической компетентности преподавателей. Совместный проект Ухтинского государственного технического университета и администрации города «Игровая модель организации работы с молодежью на муниципальном уровне “Ухта молодая”» включает в себя регулярные тренинг-семинары по работе с молодежью. Ключе-
вая цель проекта - формирование единого коммуникативного и социокультурного пространства, объединяющего учащихся школ, средних специальных учебных заведений и вузов. Проект «Цивилизация Россия», являющийся результатом развития одноименного модуля проекта «Ухта молодая», нацелен на изменение отдельных параметров социальной среды и общественного сознания жителей г. Ухты и на развитие ряда общекультурных компетенций у различных групп молодежи. На ежегодном образовательном форуме УГТУ «Инноватика. Крохаль» проект «Цивилизация Россия» использует социально-коммуникативные технологии для научно-образовательной и просветительской деятельности в школах города, в институтах университета, в крупных организациях города при советах молодых специалистов. Формы работы с молодёжью, практикуемые в вышеописанных проектах, - такие как тренинги, дискуссионные площадки, просветительские лекции и даже игровые квесты, актуализируют большинство компонентов методической компетентности, а разнообразие и нестандартность этих форм работы положительно коррелируют с мотивацией преподавателя на самоактуализацию.
Таким образом, специфическая для высшего учебного заведения образовательная среда способствует рефлексии деятельности, создает условия для самоопределения, самовыражения и самореализации личности преподавателя, что непосредственно влияет на развитие его методической компетентности.
Литература
1. Авдиенко Г.Ю. Образовательная среда вуза
как психологический феномен // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2010. Т. 5. С. 43-47.
2. Арендачук И.В. Образовательная среда
вуза как фактор психолого-педагогиче-
Из жизни вуза
117
ских рисков // Образование в современном мире: сб. науч. ст. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2012. Вып. 7. С. 3-9.
3. Хацринова О.Ю. Методическая компетентность преподавателя инженерного вуза - основа развития инновационной образовательной среды // Формирование профессиональной компетентности студентов: сб. науч. ст. Екатеринбург: Изд-во УГЛТУ, 2014. С. 52-56.
4. Безгодов Д.Н. Концептуальные основы организационной культуры вуза // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 125-130.
5. Сотникова О.А., Федотов Н.С., Беляева
О.И. Дидактическая система университетского технического комплекса // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 76-81.
Статья поступила в редакцию 02.11.15.
EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FUNDAMENTAL CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF UNIVERSITY TEACHERS’ METHODICAL COMPETENCE
SOTNIKOVA Olga A. - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof., Vice-rector on educational work and additional education, Ukhta State Technical University, Ukhta, Russia. E-mail: osotnikova@ugtu.net
VOLKOVA Olga A . - Lecturer, Department of philosophy and methodology of education, Ukhta State Technical University, Ukhta, Russia. E-mail: olvolkova@ugtu.net
Abstract. The article discusses the principle of formation of universal and specific components of methodical competence of university teachers through the functioning of the various levels of educational environment as organizational culture of the University. This principle relates reflective, need and motivational, structural, technological, cognitive and constructive components of the methodical competence with the levels of development of organizational culture of the University. Specific educational environment, viewed from the perspective of cut-through teacher training, contributes to the development of methodical competence of a university teacher.
Keywords: University teacher, methodical competence, professional competence, educational environment, organizational culture of the University, cut-through training Cite as: Sotnikova, O.A., Volkova, O.A. (2015). Educational Environment as a Fundamental Condition for the Development of University Teachers’ Methodical Competence. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 12, pp. 112-117. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Avdienko, G.Yu. (2010). [Educational Environment of the University as a Psychological Pheno-
menon]. VestnikLeningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina [Vestnik of Leningrad State University named after A.S. Pushkin.]. Vol. 5, pp. 43-47. (In Russ.)
2. Arendachuk, I.V. (2012). [Educational Environment of the University as a Factor of Psycho-Pedagogical
Risks]. Obrazovanie v sovremennom mire: sbornik nauchnykh statei [Education in Modern World: Collection of Scientific Articles]. Saratov: Saratov University Publ., vol. 7, pp. 3-9. (In Russ.)
3. Hatsrinova, O.Yu. (2014). [Methodical Competence of an Engineering University Teacher as the
Basis for the Development of Innovative Educational Environment]. Formirovanie professional’noi kompetentnosti studentov [Formation of Professional Competence of Students: Collection of Scientific Articles]. Ekaterinburg: Urals State Forest Engineering University Publ., pp. 52-56. (In Russ.)
4. Bezgodov, D.N. (2008). [Conceptual Bases of Organizational Culture of Higher Education Insti-
tution]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 7, pp. 125-130. (In Russ.)
5. Sotnikova, O.A., Fedotov, N.S., Belyaeva, O.I. (2013). [Didactic System of University Technical
Complex]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 5, pp. 76-81. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 02.11.15.