Научная статья на тему 'Повышение методической компетентности преподавателей инженерного вуза – гарантия обеспечения качества образования'

Повышение методической компетентности преподавателей инженерного вуза – гарантия обеспечения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА / TEACHER OF ENGINEERING HIGHER EDUCATION INSTITUTION / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / METHODICAL COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL RETRAINING / МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / METHODICAL TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хацринова Ольга Юрьевна, Сайфуллин Ренат Саляхович

Статья посвящена актуальной проблеме развитию методической компетентности преподавателей инженерного вуза в системе дополнительного профессионального образования. Современный этап развития общества характеризуется переходом к постиндустриальному этапу, что сопровождается преобразованием во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере высшего образования. Это требует новых подходов к подготовке современных специалистов инженерного профиля, которым предстоит совершить экономический прорыв. Решение этой задачи предполагает пересмотра и уточнения содержания инженерной подготовки, принципов взаимосвязи с инновационными процессами в производственной сфере, что непосредственно связано с проектированием нового содержания и методов его реализации при изучении конкретных дисциплин в инженерном вузе. Это выводит на новый качественный уровень методическую деятельность преподавателя инженерного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хацринова Ольга Юрьевна, Сайфуллин Ренат Саляхович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE IN METHODICAL COMPETENCE OF TEACHERS OF ENGINEERING HIGHER EDUCATION INSTITUTION - A GUARANTEE OF ENSURING QUALITY OF EDUCATION

Article is devoted to a current problem – development of methodical competence of teachers of engineering higher education institution of the system of additional professional education. The present stage of development of society is characterized by transition to a post-industrial stage that is followed by transformation in all spheres of activity including in the sphere of the higher education. It demands new approaches to training of modern experts of an engineering profile who should make economic break. The solution of this task assumes revision and specification of content of engineering training, the principles of interrelation with innovative processes in the production sphere that it is directly connected with design of new contents and methods of its realization when studying concrete disciplines in engineering higher education institution. It brings methodical activity of the teacher of engineering higher education institution to new qualitative level.

Текст научной работы на тему «Повышение методической компетентности преподавателей инженерного вуза – гарантия обеспечения качества образования»

Подготовка педагогов

УДК 378.621

ПОВЫШЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА - ГАРАНТИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

О.Ю. Хацринова, Р.С. Сайфуллин1

'Статья подготовлена в рамках международной сетевой научно-практической конференции «Новые стандарты и технологии инженерного образования: возможности вузов и потребности нефтегазохимической отрасли» - СИНЕРГИЯ-2017

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме - развитию методической компетентности преподавателей инженерного вуза в системе дополнительного профессионального образования. Современный этап развития общества характеризуется переходом к постиндустриальному этапу, что сопровождается преобразованием во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере высшего образования. Это требует новых подходов к подготовке современных специалистов инженерного профиля, которым предстоит совершить экономический прорыв. Решение этой задачи предполагает пересмотра и уточнения содержания инженерной подготовки, принципов взаимосвязи с инновационными процессами в производственной сфере, что непосредственно связано с проектированием нового содержания и методов его реализации при изучении конкретных дисциплин в инженерном вузе. Это выводит на новый качественный уровень методическую деятельность преподавателя инженерного вуза.

Ключевые слова: преподаватель инженерного вуза, методическая компетентность, профессиональная переподготовка, методические задачи.

INCREASE IN METHODICAL COMPETENCE OF TEACHERS OF ENGINEERING HIGHER EDUCATION INSTITUTION - A GUARANTEE OF ENSURING QUALITY OF EDUCATION

O. Khatsrinova, R. Saifullin

Abstract. Article is devoted to a current problem - development of methodical competence of teachers of engineering higher education institution of the system of additional professional education. The present stage of development of society is characterized by transition to a post-industrial stage that is followed by transformation in all spheres of activity including in the sphere of the higher education. It demands new approaches to training of modern experts of an engineering profile who should make economic break. The solution of this task assumes revision and specification of content of engineering training, the principles of interrelation with innovative processes in the production sphere that it is directly connected with design of new contents and methods of its realization when studying concrete disciplines in engineering higher education institution. It brings methodical activity of the teacher of engineering higher education institution to new qualitative level.

Keywords: teacher of engineering higher education institution, methodical competence, professional retraining, methodical tasks.

Современный этап социально-

экономического развития России характеризуется переходом к постиндустриальному обществу, что сопровождается преобразованием во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере высшего образования. Эти положения отражены в Национальной доктрине образования Российской Федерации (2000 - 2025 г.г.) [1], Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения. С другой стороны, процесс глобализации и интернационализации образования, вхождение

России в европейское образовательное пространство, модернизация отечественного образования находят свое отражение в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. и определяют новый взгляд на развитие инженерного образования. В условиях возрастания конкуренции между государствами на международном рынке и появления «новых вызовов» современного мира именно инженерным вузам отводится важная роль в подготовке кадров, способных обеспечить прорыв России в мировую экономику.

На рынке труда возрождается интерес реального сектора экономики к специалистам инженерного профиля. Это обеспечивает развитие высшей школы, призванной через подготовку специалистов участвовать в разработке инновационных проектов. Работодателю необходимы такие выпускники, которые смогут решать разного уровня сложности профессиональные задачи. Для качественной подготовки специалистов необходима разработка новых методологических подходов к реализации требований образовательных стандартов, реализации учебного процесса, обеспечивающего ценностное и личностно-профессиональное самоопределение будущих специалистов. Сложившаяся система воспроизводства кадров для производственной сферы объективно требует пересмотра и уточнения ее содержания, структуры, форм организации, принципов взаимосвязи с инновационными процессами в

производственной сфере, что непосредственно связано с проектированием нового содержания и методов его реализации при изучении конкретных дисциплин в инженерном вузе.

Возникает острая необходимость в создании и функционировании обновленной системы профессиональной подготовки инженерных кадров, которая бы строилась на принципах инновационности, интегративности, гибкости, конкурентоспособности, информационной

насыщенности, мобильности, ориентации на потребности личности и общества. В связи с тем, что современное человечество создает для себя «вторую» природу существования,

определяющую образ жизнедеятельности, главной фигурой становится инженер, а инженерное образование выходит на передний план мирового образовательного процесса [2].

Чтобы не утратить былые преимущества, оно должно стать конкурентноспособным, использующим в своей практике передовые технологии обучения и соответствовать потребностям современного рынка труда. В настоящее время в системе высшего образования присутствуют инновационные компоненты: созданы многоуровневые университетские комплексы, включающие начальное, среднее, высшее профессиональное образование, а также повышение квалификации специалистов отрасли; определены ведущие вузы - федеральные и национальные университеты, призванные обеспечить подготовку кадров в соответствии с международными стандартами. Но надо заметить, что в нашей стране только 24% занятого населения работает по полученной в вузе базовой

специальности, а 42% молодежи меняют свою профессиональную деятельность в первые два года по окончании учебных заведений.

Все перечисленное определяет новые требования к преподавателю инженерного вуза. Он должен использовать педагогические технологии, направленные на формирование профессиональных компетенций у студентов; разрабатывать учебно-методические комплексы дисциплин, соответствующие требованиям образовательных и профессиональных стандартов; владеть активными и интерактивными формами проведения занятий; уметь организовать на качественно новом уровне практическую деятельность студентов, а также научно-исследовательскую, проектную и самостоятельную работу. Давно известно, что инженерные вузы характеризуются

воспроизводством педагогического состава. Молодые преподаватели не владеют в полной мере психолого-педагогическими знаниями и испытывают трудности в решении педагогических задач.

Опрос преподавателей инженерного вуза показал, что многие преподаватели (72%) независимо от стажа работы, в той или иной степени, испытывают объективную потребность в существенном обновлении методических знаний. Независимо от предмета преподавания, типа высшего учебного заведения и стажа работы, 42% преподавателей оценивают уровень методических знаний как высокий; 45% определяют свой уровень как средний; 13% как низкий. Однако каждый второй преподаватель испытывает существенные затруднения в формулировке целей своего предмета и построения методической системы дисциплины. В связи с этим большое значение приобретает методическая активность преподавателя вуза. К показателям эффективной деятельности вузовских

преподавателей можно отнести качество преподаваемых дисциплин, организацию учебно-производственной практики, разработку программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин.

Анализ работ [3;4] позволяет утверждать, что саморазвитие преподавателя вуза в методической деятельности направлено на проектирование нового содержания обучения, реализации его с помощью приемов, методов и технологий, направленных на активизацию деятельности обучающихся, формирование профессиональных компетенций, изучение и распространение передового педагогического опыта.

Методическая деятельность характеризуется системой методических задач и средств их

решения, используемых преподавателем. Это подразумевает: проектирование ситуаций учебного процесса, отбор содержания подготовки, учебно-методическое обеспечение процесса обучения.

На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и возможности реализации педагогических инноваций. Современной высшей школой накоплен большой педагогический опыт, который должен быть реализован в процессе подготовки современного специалиста. Наличие благоприятной образовательной среды снижает сопротивление инновациям, помогает преодолевать стереотипы профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовка преподавателя не заканчивается программой повышения квалификации; она продолжается в течение всего периода профессиональной деятельности и переходит в самообразование.

Непрерывность профессионального

самообразования является предпосылкой развития творческих способностей, условием постоянного обогащения индивидуального педагогического опыта. Это происходит более эффективно, если: преподаватель занимает позицию активного субъекта деятельности; индивидуальный педагогический опыт соединяется с общим, наработанным на кафедре или вузе профессиональным опытом; поощряется инновационность.

Общие педагогические принципы сами по себе не могут влиять на эффективность учебного процесса. Воздействие на обучающегося осуществляется посредством использования форм, методов и приемов обучения. Это и определяет содержание частной методики преподавания дисциплины. Частная методика реализует следующие функции преподавания предмета: мотивационная, проектировочная, процессуальная, коммуникативная, рефлексивная.

Мотивационное обеспечение предполагает формирование у обучающихся положительной мотивации к изучению предмета, потребности в развитии и саморазвитии, осознания значимости получаемых знаний для осуществления профессиональной деятельности.

Проектировочная функция реализуется в отборе научного материала и трансформации его в учебный с учетом дидактических, психофизиологических требований к процессу обучения; выделении основных доз учебного материала, которые позволяют усвоить его во время занятия.

Процессуальная функция определяет характер управления познавательной

деятельностью; акцент делается на активный характер учебных занятий.

Коммуникативная функция обеспечивает субъект-субъектное взаимоотношение участников образовательного процесса.

Рефлексивная функция проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, формирование личностных качеств, таких как креативность, инициативность, нацеленность на взаимодействие с обучающимися, склонность к самоанализу. При этом происходит регуляция личностных достижений, поиск новых личностных смыслов, направленность на профессиональный рост и формирование индивидуального стиля методической деятельности.

Эту задачу решает более двадцати лет ЦППКП КНИТУ, где реализуется большой комплекс образовательных программ, предназначенных для повышения квалификации преподавателей вузов. Специфика обучения на курсах повышения квалификации заключается в том, что субъектом обучения является сам преподаватель с уже сформированной системой ценностей, целями и задачами, жизненным и профессиональным опытом. Все, что предлагается на занятиях, воспринимается, усваивается или, наоборот, не усваивается в соответствии с той направленностью и мотивацией, которая есть у слушателей. Поэтому процесс обучения в системе повышения квалификации должен ориентироваться на слушателя, учитывать его потребности, ориентироваться на личностную направленность. При обучении преподаватель должен видеть прямую связь между содержанием учебного материала и потребностями его преподавательской деятельности, должен осознавать достижение поставленных им самим целей профессионального и личностного развития, осознавать, что посредством обучения он добьется определенного прогресса в своей педагогической деятельности.

Важнейшие направления образовательного процесса в развитии методической компетентности состоят в использовании:

- активных форм обучения (проблемная лекция, семинар-дискуссия, организация групповых упражнений, деловая игра и др.);

- создания профессионально развивающих ситуаций, требующих проявления личностной профессиональной позиции слушателя;

- диалогического типа общения;

- сотрудничества преподавателей и слушателей;

- формирования системы познавательных профессиональных мотивов;

- трансформации учебной деятельности в деятельность профессиональную;

- учета основных стадий профессионального становления личности;

- ориентации обучения на индивидуальную

траекторию развития методической

компетентности преподавателя.

Нами проведено эмпирическое исследование мнения преподавателей реализации программы повышения квалификации о значении методической компетентности слушателей и состоянии развития собственной методической компетентности (табл. 1, рис. 1)

Таблица 1. - Результаты эмпирического исследования уровней сформированности собственной методической компетентности преподавателей реализации программы повышения квалификации (всего 34 человека)

Уровни сформированности методической компетентности оптимальный допустимый критический недопустимый

Исходный 11% 21% 42% 27%

Итоговый 47% 42% 12% 0%

Рисунок 1. - Гистограмма уровней сформированности собственной методической компетентности преподавателей реализации программы повышения квалификации

Слушатели определили методическую компетентность как группу следующих признаков:

- компонент профессиональной деятельности (методический профессионализм, мышление, профессиональная готовность);

- компетентность как система знаний, умений и навыков, опыт работы, осуществление профессиональной деятельности;

- социально-психологическое качество, определяющее стремление к карьерному росту, самосовершенствование, интеллигентность;

- умение решать учебные проблемы, создавать методические продукты.

Таким образом, несмотря на почти десятилетний период реализации

компетентностного подхода, преподаватели вуза в его понимание вкладывают разные значения. При этом методическая компетентность не выступает целью их образовательной или самообразовательной деятельности [5].

Для проведения экспертизы развития методической компетентности преподавателя вуза можно воспользоваться разработками П.И. Третьякова.

К первой группе относят гностические компетенции: выявление цели, определение содержания, условий образовательного процесса, проектирование занятия, организация траектории

своего личностного развития, осуществление поиска и трансформации научной информации, применительно к методике преподавания предмета.

Вторая группа - организационно-коммуникативные компетенции - проявляются в организации собственной деятельности при решении образовательных задач, организации взаимодействия между участниками

образовательного процесса, применении компьютерных технологий.

Третья группа - конструктивно-проектировочные компетенции, связанные с проектированием адаптивного образовательного процесса, определением рациональных форм реализации процесса обучения, составлением учебно-методического обеспечения дисциплины.

Четвертая группа включает социально-

личностные компетенции: использование новой информации для обновления деятельности, преодоление конфликтов, организация атмосферы сотрудничества, повышения эффективности труда, проявление стремления к профессиональному росту.

Самооценку показателей слушатели курсов проводили по следующей шкале:

0 - недопустимый уровень, 1 - критический уровень, 2 - допустимый уровень, 3 -оптимальный. После проведения эксперимента стало возможным проследить позитивную динамику уровневых показателей после проведения обучения.

Таким образом, программы повышения квалификации благоприятно сказываются на уровне развития методической компетентности преподавателя инженерного вуза, тем самым повышая качество образовательного процесса.

Литература:

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., утверждено Правительством РФ от 4.10.00 .№75.

2. Московченко А.Д. Философия и стратегия инженерно-технического образования: монография [электронный ресурс] / А.Д.Московченко. - Томск: ТУСУР, 2015. - Режим доступа: https://edu.tusur.ru/publications/4977

3. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В.

Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. - 560 с.

4. Поташник М.М. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие; под ред. М.М. Поташник. -М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.

5. Хацринова О.Ю. Методическая компетентность преподавателя инженерного вуза и ее развитие: учебное пособие / О.Ю.Хацринова. - Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2015. - 160 с.

Сведения об авторах:

Хацринова Ольга Юрьевна (г. Казань, Россия), кандидат технических наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Институт дополнительного профессионального образования, кафедра инженерной педагогики и психологии, e-mail: khatsrinovao@mail.ru

Сайфуллин Ренат Саляхович (г. Казань, Россия), доктор технических наук, профессор, Казанский национальный исследовательский технологический университет, кафедра технологии неорганических веществ и материалов, e-mail: rsaif@kstu.ru

Data about the authors:

O. Khatsrinova (Kazan, Russia), candidate of technical sciences, associate professor, Kazan National Research Technological University, Institute of Additional Vocational Education, Department of Engineering Pedagogy and Psychology, e-mail: khatsrinovao@mail.ru

R. Saifullin (Kazan, Russia), doctor of technical sciences, Professor, Kazan National Research Technological University, Department "Technologies of Inorganic Substances and Materials", e-mail: rsaif@kstu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.