Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов творческих вузов в условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения'

Организация самостоятельной работы студентов творческих вузов в условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1038
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / STUDENTS’ INDEPENDENT WORK / INDEPENDENCE / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THIRD GENERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Останина Светлана Александровна

Рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС третьего поколения. Определяются виды самостоятельной работы студентов творческих вузов. Предлагаются разноуровневые и вариативные проблемные творческие задания, способствующие формированию самостоятельной творческой личности с высоким уровнем профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Останина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are considered the issues of students’ independent work organization in the conditions of implementation of the Federal state educational standards. There are determined the types of work of creative higher school students. There are suggested the multilevel and variable problem creative tasks that favour the formation of independent creative personality with high level of professional competence.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов творческих вузов в условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения»

Scientific research work as the resource of the reputation policy of a higher school: urgent issues, contradictions, prospects

There are analyzed the issues of optimization of organizationalfoundations of scientific research work at higher schools regarding the tasks of reputation. There is suggested the hypothesis about appropriateness of the network management model and implementation of the principles of lateral management including the formation of the frame model of informational and communicative space of a higher school.

Key words: scientific research work, innovations, university, higher education, reputation, lateral marketing, management, network organization.

(Статья поступила в редакцию 19.06.2014)

с.а. останина

(Петрозаводск)

ОРГАНИЗАЦИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС третьего поколения. Определяются виды самостоятельной работы студентов творческих вузов. Предлагаются разноуровневые и вариативные проблемные творческие задания, способствующие формированию самостоятельной творческой личности с высоким уровнем профессиональной компетентности.

Ключевые слова: самостоятельность, самостоятельная работа студентов, федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения.

Социальные преобразования, происходящие в современном мире, затрагивают все сферы жизни общества, в том числе и образование, выдвигая все более высокие требования к обучению и воспитанию современного человека. В этих условиях необходимо, чтобы образовательная политика способствовала достижению качественного образования, соответствовала актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В системе вузовского образования все более осознается необходимость развития личности, не только обладающей глубокими знаниями, умениями и навыками в определенной профессиональной области, но и способной к самореализации и саморазвитию в различных областях деятельности, умеющей творчески подходить к решению актуальных жизненных проблем. Современный выпускник вуза - это человек с высоким уровнем самостоятельности и профессиональной компетентности, способный к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовый к постоянному профессиональному росту.

Решение всех этих задач, поставленных на государственном уровне, вряд ли возможно эффективно осуществлять без повышения роли самостоятельной работы студентов, которая становится необходимым звеном, обеспечивающим в значительной мере качество образования в вузе.

К числу основных нормативных документов, регулирующих процесс организации самостоятельной работы студентов, относятся:

- Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.;

- федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования;

- концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. №163-р;

- Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 ноября 2002 г. № 14-55996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений».

В Законе Российской Федерации «Об Образовании» четко определено, что обучающиеся всех уровней образования обязаны «осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям» (ст. 43), а преподаватели - «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности...» (ст. 48) [7]. Данная образовательная политика предполагает акцентирование важности, необходимость планомерной организации самостоятельной работы обучающихся и контроля со стороны преподавателей.

В контексте исследуемой проблемы необходимо достаточно четко определить, что та-

© Останина С.А., 2014

кое «самостоятельность». Проведя анализ различных определений, мы приходим к выводу, что это одно из ведущих качеств личности, основные признаки которого выражаются в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Проблема самостоятельной работы волновала умы многих педагогов на протяжении ряда столетий. Так, понятие «самостоятельная работа» нашло отражение в трудах классиков педагогики: А. Дистервега, Т. Кампанел-лы, Я.А. Коменского, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. Модернизация образования, которая активно началась в педагогике Западной Европы и США в XIX в., делала особый акцент именно на развитии самостоятельности и инициативы обучающихся. Этому принципу соответствовали вальдорфские школы, мангеймская система обучения, система дальтон-плана, технологии обучения по методу проектов и т.д.

Проблема самостоятельности отражена в исследованиях В.П. Беспалько, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, И.С. Якиманской и многих других педагогов и психологов нашего времени. Анализ педагогических работ в области самостоятельной деятельности позволил выявить, что в настоящее время термин «самостоятельная работа» раскрывается с разных позиций:

- метод обучения (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер и др.);

- вид учебной деятельности (И.Я. Зимняя, Л.Д. Никандров и др.);

- форма организации учебных занятий (В.А. Сластенин, Б.П. Есипов);

- средство обучения (А.Н. Леонтьев, П.И. Пидкасистый) [5, с. 17-18].

Под самостоятельной учебной работой обычно понимают организованную преподавателем активную деятельность обучающихся, направленную на выполнение определенной цели и выполняемую в специально отведенное для этого время. Результатом самостоятельной работы являются поиск новых знаний, их осмысление и анализ, закрепление, формирование и развитие практических умений и навыков, обобщение и систематизация полученного опыта [3, с. 309]. В «Современном словаре по педагогике» самостоятельная работа

определяется как «метод обучения и самообразования, предпосылка дидактической связи различных методов между собой» [6, с. 685].

Е.В. Щербакова рассматривает самостоятельную работу студентов как заранее планируемую деятельность, «выполняемую по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия» [8, с. 141]. Самостоятельная работа предназначена не только для овладения конкретной дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще - в учебной, научной, профессиональной деятельности.

Таким образом, в дидактике высшей школы самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как форма обучения и вид учебной деятельности, осуществляемый без непосредственного вмешательства преподавателя, а с другой - как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов ее организации.

Важным для нас является определение самостоятельной работы как процесса творческого мышления студентов при решении какой-либо проблемы, задачи, усвоении того или иного материала независимо от того, происходит это в аудитории или в домашних условиях.

К числу признаков самостоятельной работы студентов мы относим:

• выделение специального времени (аудиторного или внеаудиторного) для проведения самостоятельной работы;

• наличие задания преподавателя, требующего определенных умственных или физических усилий студентов;

• самостоятельное выполнение задания студентами;

• наличие результатов работы, которые отражают собственное понимание проблемы.

Важными требованиями, предъявляемыми к самостоятельной работе студентов, можно считать следующие:

- обеспечение оптимального сочетания объемов самостоятельной работы, осуществляемой как в аудитории (в контакте с преподавателем), так и вне аудитории (полностью самостоятельная работа, выполняемая в произвольном режиме);

- педагогически и методически грамотная организация всех взаимосвязанных этапов самостоятельной работы студентов в различных условиях;

- обеспечение студентов необходимыми методическими материалами для наиболее эф-

фективного выполнения самостоятельной работы с целью превращения этого процесса в процесс творческой деятельности;

- организация контроля самостоятельной работы и мер, поощряющих студентов за ее качественное выполнение.

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения становится очевидным, что необходимо перевести студентов из пассивных потребителей знаний в их активных творцов, умеющих сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В новых стандартах изменяется роль преподавателя, основной задачей которого становится не изложение готовых знаний, а организация образовательной деятельности, в том числе организация самостоятельной работы студентов.

Основная задача организации самостоятельной работы студентов - это формирование готовности обучающихся к управлению собственной познавательной деятельностью с целью приобретения индивидуального знания. Выполняя самостоятельно какой-либо вид работы, студент приобретает способность принимать на себя ответственность, самостоятельно решать возникающие проблемы, находить конструктивные решения.

Самостоятельная работа студентов - многоаспектное явление, которое рассматривается с позиций нескольких функций. Образовательная функция способствует систематизации и закреплению знаний по определенным дисциплинам, развивающая содействует развитию внимания, памяти, мышления, речи, познавательных способностей, воспитательная формирует мотивацию к учебной деятельности, самоорганизации и самоконтролю. Выполнение различного рода самостоятельных работ способствует развитию самостоятельности личности в целом [5, с.18].

В ФГОС ВПО развитие многих компетенций предполагает формирование способности и готовности студентов с большой степенью самостоятельности приобретать новые знания, умения и навыки. Так, обратившись к компетенциям, которыми должен овладеть бакалавр по направлению подготовки 073000 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» (профиль «Музыкальная педагогика»), можно обнаружить, что данный специалист должен быть способен и готов:

- собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по различным проблемам;

- осмысливать развитие музыкального искусства, науки и образования;

- анализировать произведения искусства;

- ориентироваться в специальной литературе и т.д.

Формирование данных и других компетенций невозможно в полной мере осуществить, если не акцентировать самостоятельную работу студентов.

Студенты должны осознавать самостоятельную работу как свободную по выбору, внутренне мотивированную деятельность. Основными компонентами самостоятельной работы являются мотивация, определение и осознание цели, выбор индивидуальных способов выполнения деятельности, контроль, критерии оценки выполнения деятельности.

В вузе основными видами самостоятельной работы студентов выступают: подготовка к лекциям, семинарам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, курсовых работ и проектов, выпускной квалификационной работы.

В дополнение к вышеизложенному видом самостоятельной работы студентов, получающих высшее профессиональное образование в области музыкального искусства, также является подготовка к :

- академическим концертам, концертным выступлениям (сольным, ансамблевым, оркестровым);

- различным конкурсам и фестивалям;

- реализации творческих проектов в области искусства.

Современная педагогическая система предполагает внедрение в образовательный процесс новых идей, технологий, форм и методов его организации с целью развития не только познавательной деятельности, но и высшей ее ступени - творческой активности личности в познавательном процессе на основе внутренних мотивов.

Одной из эффективных технологий, ведущих к совершенствованию творческой активности студентов в процессе выполнения самостоятельной работы, является проблемное обучение как «особый тип обучения, характерную черту которого составляет его развивающая по отношению к творческим способностям функция» [2, с. 6]. Проблемное обучение предполагает творческое усвоение знаний, и для его осуществления необходимо наличие определенной проблемы или проблемной ситуации, решение которой потребует от обуча-

ющихся интенсивного поиска новых знаний и новых способов действий.

«Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей» [4, с. 141]. Таким образом, одна из задач проблемного обучения - формирование и развитие творческого мышления. Основной путь успешного развития мыслительной деятельности - выполнение задач и заданий не по алгоритму, а в процессе самостоятельного поиска неизвестного нового знания, что и происходит в рамках решения проблемных задач. По утверждению В.И. Загвязинского, творчество начинается именно тогда, когда задача не имеет готового стандартного решения или когда известные способы решения не дают результата [1, с. 12]. В этом случае знание добывается с использованием гипотез, предположений, догадок, интуиции, а результатом учебного процесса становится открытие нового.

Проблемно-поисковая деятельность студентов Петрозаводской государственной консерватории в рамках дисциплины «История и теория педагогики» осуществляется в процессе решения проблемных творческих заданий, которые были разработаны нами с использованием эвристических методов обучения (метод наводящих вопросов, прямой (личной) и фантастической аналогии, эмпатии, инверсии, мозгового штурма и др.). Рассмотрим некоторые из них.

Метод наводящих вопросов

- Как вы считаете, в чем смысл педагогической деятельности?

- Нужно ли педагогическое образование будущему специалисту - не педагогу?

- Нужно ли выпускнику консерватории педагогическое образование?

- Может ли педагог ошибаться?

Метод личной аналогии

- Вам как педагогу предстоит выступление на собрании перед родителями по теме «Как привлечь ребенка к занятиям музыкой?». Разработайте тезисы выступления.

- Вам как исследователю предстоит провести диагностику творческих способностей обучающихся детской музыкальной школы. Разработайте вопросы тестовых заданий.

Метод фантастической аналогии

- Представьте, что все преподаватели на один день «превратились» в студентов. Использование каких современных педагогических технологий вы бы смогли им предложить на занятии?

- Какими профессиональными и личностными качествами должен обладать идеальный учитель?

- Продолжите предложение: «Если бы я был министром культуры..».

Метод эмпатии

- Составьте 15 качеств, необходимых современному учителю. Объясните и аргументируйте с разных позиций: с точки зрения современного общества; самого учителя; администрации; родителя; детей младшего школьного возраста; студента.

- Составьте «педагогический контракт» между педагогом, учеником и родителем по поводу получения ребенком музыкального образования у данного учителя в данном учебном заведении (в контракте должны быть зафиксированы права, обязанности, гарантии и ожидания всех трех заинтересованных сторон).

Метод инверсии

- Что изменится в системе общего образования, если:

• повысится престижность профессии учителя в современном обществе;

• в школах будет преобладание учителей-мужчин;

• увеличится свободное время учителя.

Метод «мозгового штурма»

- Что, на ваш взгляд, нужно изменить в современной образовательной системе России?

- Какие пути усовершенствования системы дополнительного музыкального образования вы могли бы предложить?

- Какие дисциплины вы бы предложили для изучения в рамках школьной программы обучающимся 1-4-х и 5-9-х классов?

Система самостоятельной работы студентов выстраивается нами по принципу возрастания ее значения, объема, сложности и уровней выполнения.

Задания, предлагаемые студентам для самостоятельной работы, включают четыре уровня: репродуктивный, репродуктивнотворческий, творческий, исследовательский.

Задания первого и второго уровней предполагают умения студентов осознанно воспринимать и понимать информацию, применять известные приемы деятельности, выполнять задания в соответствии с предложенным

образцом; при этом уметь преобразовать имеющиеся знания с целью понять образец, а затем применить известный способ деятельности. Задания третьего и четвертого уровней являются более сложными и требуют глубокой подготовки и интеграции нескольких видов деятельности. Студенты демонстрируют овладение новыми способами и приемами действий, творческое применение знаний в новых ситуациях, решение задач на основе самостоятельного поиска, предвидения, прогнозирования. Все задания данных уровней направлены на формирование общекультурных и профессиональных компетенций и имеют в основе своей проблемный характер.

Таким образом, организация самостоятельной работы осуществляется на основе учета индивидуальных возможностей, интересов, мотивации студентов и предполагает разнообразие форм и методов деятельности, приобретает вариативный характер. Приведем примеры разноуровневых заданий для самостоятельной работы студентов в процессе изучения различных тем.

Тема «Образование: сущность, содержание и структура»

Первый уровень сложности (репродуктивный)

1. Составьте тезаурус по основным категориям образования.

2. Составьте тест для самопроверки по теме.

Второй уровень сложности (репродуктивно-творческий)

1. Напишите эссе на тему «Образование в России: вчера, сегодня, завтра».

2. Представьте информационный проект «Образование за рубежом (на примере одной из стран)».

3. Возьмите интервью у педагогов. Тема интервью: «Какие изменения происходят в современном образовании?».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третий уровень сложности (творческий)

Разработайте программу студенческой конференции по проблемам современного образования.

Тема «Художественное образование: особенности и принципы организации»

Первый уровень сложности (репродуктивный)

1. Представьте аннотированный список научных статей (газетных публикаций) за последние пять лет в области художественного (музыкального) образования.

2. Представьте обзор интернет-сайтов по теме «Художественное (музыкальное) образование».

3. Изучите основные нормативные документы в области художественного образования.

Второй уровень сложности (репродуктивно-творческий)

1. Сделайте презентацию по теме (не менее 10 слайдов).

2. Разработайте положение о музыкальной олимпиаде.

3. Сравните систему непрерывного музыкального образования в России и любой другой стране по выбору.

4. Изложите систему образования одного из вузов России, реализующего программы художественного образования.

Третий уровень сложности (творческий)

1. Разработайте и представьте рекламу, афишу художественного (музыкального) образования.

2. Представьте портфолио своих творческих достижений (в виде презентации).

3. Предложите программу дискуссии по проблемам художественного (музыкального) образования в России и за рубежом.

Четвертый уровень сложности (исследовательский)

1. Научная статья по проблемам художественного (музыкального) образования в России и за рубежом.

2. Исследовательский проект (заявка на конкурс, грант).

Подводя итоги вышеизложенному, подчеркнем, что организация самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения является важным условием их качественного профессионального роста и развития творческой активности. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Самостоятельная работа формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей категории [8, с. 141]. Литература

1. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М. : Педагогика, 1987.

2. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы М. : Знание, 1991.

3. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М. : Пед. о-во России, 2002.

4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. М. : НИИ школьных технологий, 2006. 816 с. Т. 1.

5. Сидорова Е.Э. Психолого-педагогические аспекты самостоятельной работы студентов в вузе // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 9. С. 16-22.

6. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск. : Современное слово, 2001.

7. Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. [Электронный ресурс]. URL : www. consultant.ru.

8. Щербакова Е. В. Особенности организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам // Актуальные вопросы современной психологии : материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). Челябинск : Два комсомольца, 2011. С. 139-141.

* * *

1. Zagvyazinskiy V.I. Pedagogicheskoe tvor-chestvo uchitelya. M. : Pedagogika, 1987.

2. Kudryavtsev V. T. Problemnoe obuchenie: isto-ki, suschnost, perspektivyi M. : Znanie, 1991.

3. Pedagogika: uchebnik dlya studentov peda-gogicheskih vuzov i pedagogicheskih kolledzhey / pod red. P.I. Pidkasistogo. M. : Ped. o-vo Rossii, 2002.

4. Selevko G.K. Entsiklopediya obrazovatelnyih tehnologiy : v 2 t. M. : NII shkolnyih tehnologiy, 2006. 816s. T. 1.

5. Sidorova E.E. Psihologo-pedagogicheskie aspe-ktyi samostoyatelnoy rabotyi studentov v vuze // Mezh-dunarodnyiy zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya. 2010. № 9. S. 16-22.

6. Sovremennyiy slovar po pedagogike / sost. E.S. Rapatsevich. Minsk. : Sovremennoe slovo, 2001.

7. Federalnyiy zakon № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29 dekabrya 2012 [Elek-tronnyiy resurs]. URL : www.consultant.ru.

8. Scherbakova E. V. Osobennosti organizatsii samostoyatelnoy rabotyi studentov po pedagogiches-kim distsiplinam // Aktualnyie voprosyi sovremen-noy psihologii : materialyi Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, mart 2011 g.). Chelyabinsk : Dva komsomoltsa, 2011. S. 139-141.

Organization of independent work of creative higher school students in the conditions of implementation of the Federal state educational standards

There are considered the issues of students’ independent work organization in the conditions of implementation of the Federal state educational standards. There are determined the types of work of creative higher school students. There are suggested the multilevel and variable problem creative tasks that favour the formation of independent creative personality with high level of professional competence.

Key words: independence, students’ independent work, Federal state educational standards of third generation.

(Статья поступила в редакцию 03.04.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.