Научная статья на тему 'Самостоятельная вокальная работа студентов-бакалавров в процессе музыкального этнообразования'

Самостоятельная вокальная работа студентов-бакалавров в процессе музыкального этнообразования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ЭТНООБРАЗОВАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ / ФОРМЫ И ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / MUSIC ETHNIC EDUCATION / INDEPENDENT VOCAL WORK OF BACHELOR STUDENTS / TYPES AND FORMS OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Путиловская Виктория Валерьевна, Маркин Леонид Игоревич

Дано определение самостоятельной вокальной работы студентов-бакалавров. Выделены формы и виды такой работы студентов-бакалавров в процессе музыкального этнообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the independent vocal work of bachelor students. The types and forms of the independent vocal work of bachelor students in the process of music ethnic education are described.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная вокальная работа студентов-бакалавров в процессе музыкального этнообразования»

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Список литературы

1. Асиновский А.С. Коммуникативный сценарий в лингводидактическом аспекте // Материала: науч.-практ. конф. «Дополнительные образовательные программы по иностранным языкам». СПб.: Филол. фак. СПбГУ, 2007. С. 5-11.

2. Бредемайер К. Искусство словесной атаки. М.: Альпина Паблишер, 2015.

3. Лингводидактическое тестирование. Материалы для оценки заданий открытой формы. II, III, IV сертификационные уровни. Субтесты «Говорение», «Письмо». СПб.: Филол. фак. СПбГУ, 2004.

4. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей иностр. яз. М.: Просвещение, 1985.

5. Сабурова Н.А., Моздон И.И. Феномен сце-нарности англоязычного рекламного текста // Вестник ТОГУ. 2012. № 3(26). С. 229-238.

6. Селигман М. Как научиться оптимизму: Измените взгляд на мир и свою жизнь / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2013.

7. Шляхов В.И. Речевая деятельность: феномен речевого общения. 3-е изд. М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2012.

8. Щетинина Н.А. Коммуникативные особенности англоязычного дискурса радиообмена гражданской авиации: с участием пилота международных авиалиний: автореф. дис. ... канд. филол. наук. 10.02.19 - теория языка. Тверь, 2013.

9. Schrank R.C., Abelson R.P. Scripts, Plans, Goals and Understanding: An Enquiry into Human Knowledge Structures. N.J.: Lawrence Erbaum Ass., 1977.

* * *

1. Asinovskij A.S. Kommunikativnyj scenarij v lingvodidakticheskom aspekte // Materialy nauch.-prakt. konf. «Dopolnitel'nye obrazovatel'nye prog-rammy po inostrannym jazykam». SPb.: Filol. fak. SPbGU, 2007. S. 5-11.

2. Bredemajer K. Iskusstvo slovesnoj ataki. M.: Al'pina Pablisher, 2015.

3. Lingvodidakticheskoe testirovanie. Materialy dlja ocenki zadanij otkrytoj formy. II, III, IV sertifikacionnye urovni. Subtesty «Govorenie», «Pis'mo». SPb.: Filol. fak. SPbGU, 2004.

4. Passov E.I. Kommunikativnyj metod obuchenija inojazychnomu govoreniju: posobie dlja uchitelej inostr. jaz. M.: Prosveshhenie, 1985.

5. Saburova N.A., Mozdon I.I. Fenomen scenar-nosti anglojazychnogo reklamnogo teksta // Vestnik TOGU. 2012. № 3(26). S. 229-238.

6. Seligman M. Kak nauchit'sja optimizmu: Izmenite vzgljad na mir i svoju zhizn' / per. s angl. M.: Al'pina Pablisher, 2013.

О Путиловская B.B., Маркин Л.И., 2016

7. Shljahov V.I. Rechevaja dejatel'nost': fenomen rechevogo obshhenija. 3-e izd. M.: Kn. dom «LIBROKOM», 2012.

8. Shhetinina N.A. Kommunikativnye osobennosti anglojazychnogo diskursa radioobmena grazhdanskoj aviacii: s uchastiem pilota mezhdunarodnyh avialinij: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. 10.02.19 - teorija jazyka. Tver', 2013.

Features of foreign students training for the subtest "Speaking" in tests of Russian as a foreign language considering the phenomenon of verbal communication scenario

The test experience in Russian as a foreign language shows that great difficulties are caused by training for the subtest "Speaking". The new area is creation of learning materials to practice the strategies and tactics of verbal communication, scenarios of speech communication. The standard scenarios are given. The article suggests a new component - the scenario of making someone change one's mind, represents the learning materials on its basis.

Key words: scenario of verbal communication, verbal activities, verbal communication.

(Статья поступила в редакцию 23.03.2016)

в.в. ПУТИЛОВСКАЯ, л.и. МАРКИН (Волгоград)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ЭТНООБРАЗОВАНИЯ

Дано определение самостоятельной вокальной работы студентов-бакалавров. Выделены формы и виды такой работы в процессе музыкального этнообразования.

Ключевые слова: музыкальное этнообразо-вание, самостоятельная вокальная работа студентов-бакалавров, формы и виды самостоятельной работы студентов.

При изучении любой учебной дисциплины и в процессе овладения соответствующими навыками важную роль играет самостоятельная работа студентов. В условиях современного

образования, когда одной из главных задач являются сохранение национально-культурного своеобразия и освоение этнокультурного наследия художественных традиций и обычаев, а также сохранение и укрепление национальной самобытности народов, самостоятельная вокальная работа студентов-бакалавров в процессе музыкального этнообразования приобретает особое значение. В настоящее время наблюдается культурный кризис, который сопровождается погружением в массовую культуру и потерей интереса к народной музыке. в этой связи очевидна важность единой системы индивидуальных занятий с педагогом и самостоятельной работы студентов-бакалавров в процессе музыкального этнообразования. Однако трудности в решении многих вопросов, связанных с изучаемым феноменом, обусловлены тем, что в профессиональной музыкальной среде отсутствует единый взгляд на музыкальное этнообразование, а также не выявлены возможные формы и виды самостоятельной вокальной работы студентов-бакалавров в данной области.

Народной музыкальной культуре как части общей музыкальной культуры и педагогики посвящали свои исследования многие педагоги-музыканты и фольклористы как прошлого (А.Н. Карасев, Е.Э. Линева, А.Л. Мас-лов, С.И. Миропольский и др.), так и настоящего (Ю.Б. Алиев, Т.И. Бакланова, С.С. Балашова, Л.С. Беляева, В.В. Васильева, И.В. Козлова, Л.Л. Куприянова, Л. Мекалина, Н.К. Меш-ко, Г.М. Науменко, В.С. Попов, Л.В. Шамина, Т.С. Шенталинская, Н. Ширяева и др.). Однако проблема осмысления сущности этномузы-кального образования остается открытой и в настоящее время.

Как категория педагогической науки этно-музыкальное образование объединяет в себе такие понятия, как «этномузыкальное обучение», «этномузыкальное воспитание» и «этномузыкальное развитие». Так, этномузыкаль-ное обучение основано на приобретении эмоционального и этнокультурного опыта, а также навыков, знаний и умений в области этно-образования; этномузыкальное воспитание непосредственно связано с процессом становления личности. Музыкальная культура народов мира позволяет освоить специальные общественные законы и формы поведения. Духовная и нравственная значимость оригиналов музыкального творчества того или иного народа благоприятствует душевному общению с людьми из разных этнических групп; этно-музыкальное развитие выражается в появлении этнокультурной схожести на основе му-

зыкального искусства, помимо этого, развиваются общие музыкальные способности индивида [2].

Сущность этномузыкального образования определена возможностью консолидации различных народов, которые населяют территорию России, а также формированием взаимоотношений между этими народами. Непосредственная связь музыкального образования с полимузыкальным образованием обоснована гуманизмом и природными ценностями, открывающимися в познании человеческого рода путем изучения народной музыкальной культуры и понимания её взаимосвязи с культурами других народов.

В системе музыкального педагогического образования этномузыкальное образование является непрерывным процессом воспитания, обучения и развития личности, способной проявлять уважение и любовь к музыкальному искусству своего народа и других. С этим связана цель этнокультурного образования, реализующаяся через этномузыкальную культуру и этномузыкальную компетентность и заключающаяся в умении воспринимать и передавать этномузыкальные ценности в русле народных традиций.

Подход к решению проблем этномузы-кального образования на современном этапе видится нам, прежде всего, в грамотном обновлении методологической базы и разработке принципиально новых теоретических подходов к рассмотрению изучаемого феномена как части общего музыкального образования. Важнейшим направлением может стать определение места самостоятельной работы студентов-бакалавров в процессе музыкального этнообразования.

Различные аспекты организации самостоятельной работы студентов исследовали С.И. Архангельский, Т.В. Габай, Б.П. Есипов, В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, Т.А. Ильина, А.Л. Ермаков, Н.А. Галатенко, П.И. Пид-касистый и др. Опираясь на труды перечисленных авторов и принимая во внимание собственные исследования, мы рассматриваем самостоятельную работу студентов-бакалавров как организационную форму музыкального этнообразования, включающую в себя систему педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью или освоение знаний и умений учебной и научной деятельности без посторонней помощи.

Самостоятельная работа студентов-бакалавров в процессе музыкального этнообразо-вания преследует несколько целей - это систематизация и закрепление полученных теоре-

методические - и профессионал

тических знаний и практических умений студентов; углубление и расширение теоретических знаний; формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу; развитие познавательных способностей и активности студентов (творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности); формирование самостоятельного мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; формирование практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков.

Самостоятельная работа студентов-бакалавров в процессе музыкального этнообразо-вания представляет собой многостороннее явление. Она имеет не только учебное, но и личностное и общественное значение. В деятельном определении самостоятельная работа - это организуемая самим студентом-бакалавром в силу его познавательных внутренних мотивов деятельность, проводимая им в наиболее удобное для него время, контролируемая им самим и в то же время управляемая преподавателем.

В настоящее время музыкальное этно-образование тесно связано с такими науками, как история, социология, конфликтология, культурология, этнография и др. В этих дисциплинах наряду с генезисом и трансформацией культурно-исторической общности рассматривается фольклорная и культурологическая составляющие музыкального этнообразова-ния. Особое место в музыкальном этнообразо-вании занимает процесс вокальной подготовки студентов-бакалавров.

При изучении песенного фольклора самостоятельная работа студентов-бакалавров представлена видами деятельности, преимущественно индивидуальной и реже коллективной, направленной на выполнение разнообразных заданий. Педагог не принимает непосредственного участия в работе студента-бакалавра, однако постоянно осуществляет вокально-методическое руководство. Самостоятельная работа студента-бакалавра в процессе освоения песенного фольклора рассматривается как специфическая форма учебной певческой деятельности, которую характеризует ряд особенностей: данная деятельность является продолжением певческой деятельности, организованной преподавателем; она должна быть осознана студентом-бакалавром как выбираемая и внутренне мотивированная музыкальная деятельность, что предполагает выполнение определенного алгоритма действий (постановка цели, формулирова-

пекты общего

ого образования -

ние учебной исполнительской методической задачи, планирование, самооценка и самоконтроль); самостоятельная работа выступает организованной формой музыкальной деятельности, а характер и результаты ее выполнения обусловливаются личностными качествами студента-бакалавра, который выступает субъектом самостоятельной вокальной работы (способность к рефлексии, объективность самооценки, целеустремленность личности, предметная саморегуляция) [1, с. 95].

Учитывая вышесказанное, мы рассматриваем самостоятельную вокальную работу студента-бакалавра в процессе музыкального этнообразования как целенаправленную, внутренне мотивированную, структурированную и корректируемую им самим певческую деятельность. Для эффективной самостоятельной работы необходимо обретение личностного смысла осуществляемой певческой деятельности, что предполагает развитие мотивацион-ной сферы, которая побуждает к вокальному музицированию и способствует освоению вокальных технологий. В.Л. Яконюк справедливо выделяет музыкальный интерес центром проблемы мотивации музыкальной деятельности [4, с. 7]. Музыкальный интерес, или интерес к музыке, как важнейший мотив музыкальной деятельности способен появиться в процессе преобразования музыкальных потребностей, психологическим механизмом которого выступают эстетические отношения, выражающие личный смысл музыкальной деятельности и проявляющиеся в эстетической оценке и музыкальном вкусе. Из этого следует, что важнейшим условием формирования интереса к песенному фольклору в процессе музыкального этнообразования выступает активная певческая деятельность студента-бакалавра.

В процессе организации самостоятельной вокальной работы студентов-бакалавров важна также разработка стратегии формирования умений и навыков вокальной самостоятельной работы, разрабатываемая коллективом преподавателей. Важен учет достигнутого уровня индивидуального певческого развития, определение формы контроля и особое отношение к выбору музыкального материала, который бы предполагал возможность самостоятельной вокальной работы студентов-бакалавров.

Вузовская практика обучения вокалу, как народному, так и академическому, предполагает индивидуальную самостоятельную работу у студентов-бакалавров, к которой относятся работа с нотной литературой, самостоятельная подготовка к занятиям, выполнение индивидуальных вокально-исполнительских проектов

(сольные выступления на вокальных конкурсах народной песни и тематических концертах, проводимых в учебном заведении), и групповую самостоятельную работу студентов-бакалавров, включающую выполнение системы творческих заданий и разработку коллективных вокально-исполнительских проектов (подготовка к массовым концертам, студенческим конкурсам «Моя интерпретация», «Весна над Волгой» и др.).

Основываясь на исследованиях П.И. Пид-касистого, мы выделяем следующие виды самостоятельной вокальной работы студентов-бакалавров в процессе музыкального этно-образования: репродуктивная (самостоятельная работа над вокальным произведением по заранее оговоренному с педагогом образцу); реконструктивно-вариативная (модификация оговоренного с педагогом плана самостоятельной работы с возможностью его использования в процессе работы над различными вокальными произведениями); частично-поисковая (самостоятельная разработка плана работы над вокальным произведением, основанная на ранее оговоренных образцах); исследовательская (создание принципиально нового плана самостоятельной вокальной работы без помощи педагога) [3].

Самостоятельная вокальная работа студентов-бакалавров в процессе музыкального этнообразования способствует формированию устойчивого познавательного интереса к народной песенной культуре и потребности в общении с ней, а также развивает умения и навыки самостоятельной работы в учебной и исследовательской сферах. Формы и время проведения самостоятельной вокальной работы студентов-бакалавров, а также характер управления ею зависят от поставленных образовательных целей и содержания заданий, выполняемых без помощи преподавателя.

Таким образом, самостоятельная вокальная работа - это организуемая самим студентом-бакалавром в силу его познавательных внутренних мотивов деятельность в наиболее удобное для него время, контролируемая им самим и в то же время управляемая преподавателем. основными видами самостоятельной вокальной работы студентов-бакалавров в процессе музыкального этнообразования являются репродуктивная, реконструктивно-вариативная, частично-поисковая и исследовательская. В условиях высшего учебного заведения используются различные формы самостоятельной работы студентов: индивидуальная (работа с нотной литературой, самосто-

ятельная подготовка к занятиям, выполнение индивидуальных вокально-исполнительских проектов) и групповая (выполнение системы творческих заданий и разработка коллективных вокально-исполнительских проектов). Умение организовать личное время, спланировать результат и определить пути его достижения позволит студентам-бакалаврам целенаправленно и эффективно решать вокально-исполнительские и вокально-педагогические задачи в будущей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Джавадова В.Ч. Самостоятельная работа студентов направления «Музыкальный менеджмент» в процессе изучения курса «Реклама в средствах массовой информации» // Труды СПбГУКИ. СПб., 2015.

2. Карпушина Л.П. Проблема целеполагания в этномузыкальном образовании: исторический аспект // Образование и общество. 2009. № 2.

3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся: дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М., 1972.

4. Яконюк В.Л. Профессиональные интересы студентов музыкально-педагогического факультета педвуза и пути их развития: автореф. дис. ... канд.

пед. наук. М.: МГПИ, 1977.

* * *

1. Dzhavadova V.Ch. Samostojatel'naja rabota studentov napravlenija «Muzykal'nyj menedzhment» v processe izuchenija kursa «Reklama v sredstvah massovoj informacii» // Trudy SPbGUKI. SPb., 2015.

2. Karpushina L.P. Problema celepolaganija v jetnomuzykal'nom obrazovanii: istoricheskij aspekt // Obrazovanie i obshhestvo. 2009. № 2.

3. Pidkasistyj P.I. Samostojatel'naja dejatel'nost' uchashhihsja: didakticheskij analiz processa i struktury vosproizvedenija i tvorchestva. M., 1972.

4. Jakonjuk V.L. Professional'nye interesy studen-tov muzykal'no-pedagogicheskogo fakul'teta pedvuza i puti ih razvitija: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M.: MGPI, 1977.

Independent vocal work of bachelor students in the process of music ethnic education

The article deals with the independent vocal work of bachelor students. The types and forms of the independent vocal work in the process of music ethnic education are described.

Key words: music ethnic education, independent vocal work of bachelor students, types and forms of students' independent work.

(Статья поступила в редакцию 25.03.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.