Е. Ю. Гирфанова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСПЕШНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Ключевые слова: психолого-педагогические аспекты, самостоятельная работа студентов, тестовая система.
Автор рассматривает теоретические аспекты успешной организации самостоятельной работы студентов и практические возможности применения тестовой системы компьютерного контроля MyTest при обучении студентов на факультете экономики и управления Нижнекамского химико-технологического института.
Keywords: psychological and pedagogical aspects, independent work of students, test system.
The author considers the theoretical aspects of the successful organization of independent work of the students and the feasibility of the test system computer control MyTest in teaching students at the Faculty of Economics and Management of Nizhnekamsk Institute of Chemical Technology.
Как организовать учебный процесс, чтобы было интересно учиться? Чтобы познавательная потребность, с которой студенты пришли учиться в вуз, не утратилась? Как обучать, чтобы был виден смысл учения? Как формировать мотивы учебной деятельности?
Познавательная потребность относится к высшим духовным потребностям, и её опредмечивание происходит в результате приобретения знаний. Мотив - это встреча потребности с предметом своей нужды [5].
Мотивы учения образуют сложную и испытывающую постоянные изменения систему, в которой наряду с общими фундаментальными, имеющими непреходящее значение (как правило, они бывают тесно связаны, с ведущими жизненными ценностями), появляется и исчезает немало других, обусловленных особенностями жизненной ситуации [8].
В педагогической психологии известно, что развитие мотивов осуществляется через саму учебную деятельность студента [5].
Преподаватели должны познакомить студентов с основными положениями квалификационной характеристики выпускников и объяснить им, каким образом весь учебный процесс, каждая отдельная дисциплина способствуют выработке профессиональных и личностных качеств специалиста, входящих в эту характеристику.
Поскольку самостоятельная работа -важнейшая форма учебного процесса, следует акцентировать внимание студентов на её непосредственном влиянии на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на неё, самостоятельность оценок с тем, чтобы студенты видели положительные результаты своего труда и чтобы переживаемый успех в обучении способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный.
Формированию такой мотивации способствует искренняя заинтересованность
преподавателей в успехе студентов. Первостепенное значение имеет и сознательность в обучении [7].
Умение самостоятельно учиться - это только одна сторона процесса самообразования. Наряду с ней важной стороной является желание работать над собой.
Нельзя преподавать, не обращая внимание на то, понимают ли студенты материал или нет. Если исходный уровень студентов ниже ожидавшегося, необходимы корректировка программы и заданий на СРС в том числе.
Сознательность выполнения СРС
обеспечивают следующие характеристики:
1. Методологическая осмысленность
материала, отбираемого для самостоятельной работы.
2. Сложность заданий и посильность их выполнения.
3. Последовательность подачи материала с учетом логики предмета и психологии усвоения.
4. Дозировка материала для
самостоятельной работы, соответствующая учебным возможностям студентов.
5. Деятельностная ориентация
самостоятельной работы.
Ориентируясь на 4 компонента содержания образования - знания, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально - оценочной деятельности, - целесообразно для каждой
дисциплины произвести очень тщательный отбор фундаментального ядра знаний и специальных задач для практических занятий, выделить в этом
материале круг проблем и заданий для
самостоятельной работы [6].
При разработке заданий для СРС преподаватели должны руководствоваться требованием профилирования своей дисциплины в соответствии со специальностью.
Гомоюнов К.К. при разработке всех
аспектов СРС рекомендует учитывать следующие условия [4]:
1. Психологические условия. Они создаются, если в процессе обучения формируется стойкий интерес к будущей профессии и методам овладения её особенностями.
2. Профессиональная ориентация
дисциплин, которая должна трактоваться
прямолинейно.
3. Ограниченный бюджет времени студента. Преподаватель должен осознавать необходимость ограничения объёма выдаваемых студенту заданий. Нужна ритмичность СРС в течение семестра.
4. Индивидуализация. Она подразумевает более интенсивную работу с более подготовленными студентами.
Практическая организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплин социально-экономического профиля уже
рассматривалась автором на примере Нижнекамского химико-технологического
института [3].
В настоящее время, когда происходит интеграция образовательных процессов,
обновляется инфраструктура, методы и технологии обучения, совершенствуется педагогический
процесс, одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Применение тестовой системы компьютерного контроля MyTest при обучении студентов на факультете экономики и управления Нижнекамского химико-технологического
института является новой формой организации СРС.
Программа компьютерного тестирования MyTest - это система программ (программа
тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. Программа легка и удобна в использовании. При правильном отборе
контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения, позволяя таким образом испытуемому самостоятельно обнаружить пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого станет одним из эффективных направлений практической
реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля при самостоятельной работе студентов [1].
Программа MyTest X распространяется бесплатно. Не коммерческое использование
программы не требует денежных выплат. Любое образовательное учреждение, учитель и ученик могут бесплатно использовать программу на основе лицензионного соглашения без каких либо денежных отчислений. Программа работает под ОС Windows 2000, XP, Vista, 7. Для работы под Linux можно использовать Wine. Скачать программу можно на сайте URL:// http://mytest.klyaksa.
Программа MyTest работает с восемью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении. В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу.
Одиночный выбор - тестируемому предлагается выбрать только один вариант ответа из нескольких предложенных. Это можно сделать двумя способами. Во-первых, необходимо щелкнуть по соответствующему переключателю левой кнопкой мышки. Переключатели позволяют выбрать только один из двух и более параметров. Либо, во-вторых, нажать на клавиатуре цифру - номер варианта.
Множественный выбор - тестируемому предлагается выбрать один или несколько вариантов ответа из нескольких предложенных. Это можно сделать двумя способами. Первый способ -щелкнуть по переключателю левой кнопкой мышки. В отличие от переключателей, ограничивающих возможность выбора одним вариантом, флажки позволяют выбирать несколько вариантов одновременно. Второй способ - нажать на клавиатуре цифру - номер варианта. Если до нажатия переключатель не был выбран - он станет выбран, если же уже был выбран, то станет не выбран.
Установление порядка следования -тестируемому предлагается упорядочить список. Для этого нужно для каждого элемента (варианта ответа) выбрать из выпадающего списка его порядковый номер. Раскрывающиеся списки аналогичны меню. В свернутом состоянии раскрывающийся список отображает только текущий выбранный параметр. Другие доступные параметры скрыты до щелчка кнопки со стрелкой. Это можно сделать двумя способами: во-первых, щелкнуть по раскрывающемуся списку левой кнопкой мышки и выбрать нужный порядковый номер, или нажать на клавиатуре цифру - номер варианта ответа. Нажатие клавиши 1 позволяет перебрать номера в списке для первого варианта, клавиши 2 - для второго и т.д. При нажатии клавиш происходит переход к следующему значению списка по кругу, т.е. 1-2-3-4-5-1-2...
Вопрос на сопоставление (установление соответствия) предполагает выбор номера соответствующего варианта из всех предложенных. Т.е. даны два столбика - для каждого варианта из первого столбика необходимо указать соответствующий вариант из второго. Это можно сделать двумя способами. Первый способ -щелкнуть по раскрывающемуся списку левой кнопкой мышки и выбрать нужный порядковый номер. Способ второй: нажать на клавиатуре цифру - номер варианта ответа. Нажатие клавиши 1 позволяет перебрать номера в списке для первого варианта, клавиши 2 - для второго и т.д. При нажатии клавиш происходит переход к следующему значению списка по кругу, т.е. 1-2-3-4-5-1-2...
Указание истинности или ложности утверждений - вопрос предполагает выбор утверждения "да", "нет", из списка для всех предложенных вариантов. Для ответа на этот вопрос необходимо щелкнуть по раскрывающемуся списку левой кнопкой мышки и выбрать нужный ответ («да» или «нет»).
Вопрос на ручной ввод числа предполагает ввод числа в качестве ответа. Правильный ответ может быть задан в виде числа, или в виде числового диапазона. В последнем случае ответ тестируемого считается правильным, если он попадает в указанный диапазон. При вводе ответа тестирумый может ввести только число (буквы и др. знаки игнорируются).
Вопрос на ручной ввод текста предполагает введение текстовой строки в качестве ответа. Можно задать не один, а несколько вариантов ответа. Ответ засчитывается, если совпадает хотя бы с одним из вариантов.
Для ответа на вопрос типа часть изображения необходимо указать точку на изображении. Если она попадает в указанную область ответ верен.
Если тестируемый уверен в ответе для перехода к следующему вопросу следует нажать кнопку "Дальше" либо на клавиатуре ENTER или ПРОБЕЛ.
Индикатор под кнопкой "Дальше" отображает ход теста, т.е. количество заданных на данный момент вопросов.
К каждому заданию может быть прикреплен рисунок (в форматах *.png, *.gif, *.jpg, *.jpeg, *.bmp, *.ico, *.emf, *.wmf).
Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. В программе имеются богатые возможности форматирования текста вопросов и вариантов ответа [1].
Самостоятельная работа на младших курсах направлена, в первую очередь, на расширение и закрепление знаний и умений, приобретённых в рамках традиционных форм учебной работы. СРС на старших курсах направлена на развитие творческой деятельности. Поэтому методические комплексы СРС старшекурсников должны быть составлены с опорой на принципы самопознания, самоуправления, самосовершенствования,
самореализации.
При организации СРС необходимо использовать большой потенциал, скрытый в организации самостоятельной аудиторной работы.
СРС, организуемая преподавателем (оргСРС), составляет до 20 % от общего времени, выделяемого учебным планом на самостоятельную работу [9].
Так на факультете Экономики и управления НХТИ с 2008 года ст. преп. Тухватуллиной М.А. внедрена и успешно используется в работе преподавателями, ведущими дисциплины
социально-экономического профиля, программа компьютерного тестирования MyTest. MyTest это -система программ (программа тестирования
учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. Программа легка и удобна в использовании. При правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения, позволяя, таким образом, испытуемому самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля при самостоятельной работе студентов особенно при организации межсессионной работы студентов заочного отделения [1].
В условиях радикальных перемен, перехода к рынку профессионально- творческая самостоятельность будущего специалиста будет всё более активно влиять на научно-техническую и производственную деятельность предприятия, фирмы и т.д., а его конкурентоспособность будет зависеть от внедряемых научно-технических достижений.
Всё это требует целенаправленных и энергичных усилий по преодолению сложившихся подходов и представлений об интеллекте и творческой индивидуальности.
Показатель творческой самостоятельности специалиста - его личность, проявляющаяся в способности ставить перед собой цели, находить способы и средства для их достижения путём самообразования, самовоспитания и
самоактуализации. При этом путь развития личности, опыт творческой самостоятельности не может не отвечать общепринятым взглядам и стереотипам.
Гениальный человек, как известно, мыслит самостоятельно, и эта самостоятельность часто оскорбляет тщеславие большинства.
Но мудрецы во все времена считали проявление своей творческой самостоятельности одним из самых больших своих достижений.
Овладение студентами приёмами и навыками самостоятельной работы позволит в будущем:
1. Планировать самостоятельную работу.
2. Использовать современный справочнобиблиографический аппарат, библиографические и источниковедческие справочники.
3. Составлять рефераты и обзоры по разнообразным информационным материалам.
4. Составлять планы, конспекты и тексты публичных выступлений и т. д.
Литература
1. И.В. Александрова, Е.Ю. Гирфанова, Вестник Казан. технол. ун-та, 15, 2, 199-202 (2012)
2. М.Гарунов, Высшее образование в России,4, 81-86
(1998)
3. Е.Ю. Гирфанова, И.В. Александрова, Вестник Казан. технол. ун-та, 15, 2, 203-206 (2012)
4. К.К. Гомаюнов, Методические рекомендации преподавателям. - Л., 1998.56с.
5. С.А Епифанова, Высшее образование в России, 3,106-112.(2000)
6. В.С.Кагерманьян, М.Г.Гарунов, Н.А.Маркова, Технологии обучения в системе научно-технического образования - М., 1995.79с.
7. С.И.Самыгин, Педагогика и психология высшей школы, Феникс, Р-н-Д., 1998.129с.
8. М.Рогов, Высшее образование в России, 4, 90-96 (1998)
9. Р.С.,Сафин, В.Н Сучков, Новые технологии подготовки инженеров строительных специальностей, КСАСА, Казань ,2000.
© Е. Ю. Гирфанова - канд. пед. наук, доцент кафедры экономики и управления Нижнекамского химико-технологического института КНИТУ, е1епа^иТапоуа @таП.га.
Все статьи номера поступили в редакцию журнала в период с 15.03.13. по 30.05.13.