УДК 378.126
ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА СОСТАВЛЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СОВРЕМЕННЫМ СРЕДСТВАМ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Г.З. Хабибуллина, Л.Э. Хайруллина (г. Казань, Российская Федерация)
В статье анализируются особенности составления компьютерных тестов средствами MS Excel, PowerPoint, MyTest X. Авторами отмечаются положительные результаты использования программы MyTest X в учебном процессе, которые достигаются вследствие простоты интерфейса, значительного обучающего потенциала тестовых заданий, использование которого станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля.
Ключевые слова: компьютерный тест, будущие учителя, программы тестирования.
TRAINING FUTURE TEACHERS OF NATURAL SCIENCE CYCLE
COMPILING COMPUTER TESTS IN THE CLASSROOM FOR MODERN MEANS OF ASSESSMENT OF LEARNING OUTCOMES
G.Z. Khabibullina, L.E. Khairullina (Kazan, Russian Federation)
Abstract: This paper analyzes the characteristics of drawing tests by means of computer MS Excel, PowerPoint, MyTest X. The authors note the positive results of using the program MyTest X in the learning process, which is achieved due to the simplicity of the interface, significant learning potential tests, the use of which will be one of the effective ways of the practical implementation of the principle of unity and relationship training and supervision.
Keywords: computer-based test, future teachers, the test program.
Бакалавры по направлению «Педагогическое образование» должны хорошо знать содержание учебных курсов основной и средней (полной) школы в соответствии с новыми программами, четко представлять себе этапы в формировании сложных научных понятий, связи и отношения между ними, требования к определению понятий и приемы раскрытия их содержания. При этом будущие учителя естественнонаучного цикла должны уметь разнообразить и активизировать познавательную деятельность учащихся на занятиях, применять различные методы, формы и средства проверки знаний и умений учащихся. Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения [1, с. 77]. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса,
активизирует познавательную деятельность учащихся, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым.
На сегодняшний день все учителя-предметники должны уметь самостоятельно использовать методы тестирования, в частности, для объективного контроля знаний и умений учащихся. Поэтому значительное внимание на занятиях по современным средствам оценивания результатов обучения на научно-педагогическом отделении Института физики КФУ уделяется общей культуре составления и проведения тестов. В своей собственной предметной области все учителя должны уметь самостоятельно разрабатывать комплекты тестовых заданий по каждому предмету с последующим введением их в компьютер.
Компьютерные тесты можно использовать для проведения любого вида контроля: предварительного, текущего, тематического, итогового. Машинные тесты, как эффективный способ контроля знаний, вызывают интерес не только у преподавателей информатики, но и преподавателей других дисциплин, не связанных с информационными технологиями. Однако если создание текстовых документов и электронных презентаций не является проблемой для современных преподавателей, то создание собственных компьютерных тестов вызывает значительные трудности [2].
На занятиях по современным средствам оценивания результатов обучения мы рассматриваем технологию составления компьютерных тестов средствами MS Excel, PowerPoint, MyTest X. Для создания тестов в этих программах не требуется навыков программирования, что позволяет разрабатывать тесты любому учителю, владеющему технологией работы в программе хотя бы на уровне пользователя.
На лабораторных занятиях мы начинаем изучать технологию составления компьютерных тестов средствами Excel. Excel обладает мощными встроенными функциями с возможностью составлять свои собственные и комбинировать имеющиеся функции. Наиболее интересными функциями представляются логические, которые в сочетании с функциями обработки текста и
арифметическими функциями позволяют создавать интересные тестовые программы по любому предмету. Такие программы могут составлять не только преподаватели информатики, но и учителя-предметники, имеющие начальные знания по Excel. Эти тесты могут быть использованы на уроках и во внеурочное время. Можно выделить следующие этапы создания теста:
1. продумывание способа оформления вопросов (для оформления вопросов можно создать определенные бланки, для оформления которых используются операции заливки ячеек и объединения ячеек);
2. составление вопросов;
3. выбор способа ввода ответа и оформление ответа (программа Excel позволяет создавать тесты со свободным ответом (когда обучаемому не дается варианта ответа) и с выборочным ответом (когда обучаемому предлагаются варианты ответов, из которых он выбирает правильный));
4. выбор способов оценивания и подведения итогов (для подведения итогов тестирования можно предусмотреть специальный лист, на котором будут подведены итоги ответов).
Хотя для создания тестов в данной программе учителю достаточно всего лишь иметь навыки форматирования ячеек и уметь использовать функции «ЕСЛИ» и «СЧЕТ ЕСЛИ», а для усовершенствования тестов может пригодиться умение создавать гиперссылки и макросы, зачастую составление тестов в данной программе студентам кажется делом трудоемким и нудным.
Далее на лабораторных занятиях мы продолжаем изучение технологии составления компьютерных тестов средствами PowerPoint. Несмотря на то, что в настоящее время существует множество тестовых оболочек, в которых можно создавать различные тесты, нельзя упускать шанс создания красочно оформленных тестов с помощью возможностей программы PowerPoint. Так же как и в Excel, в PowerPoint можно создавать обучающие тесты, т.е. без учёта количества верно выполненных заданий, и проверочные. Имея данный алгоритм, преподаватель без особого труда может создавать свои тесты, не
тратя дополнительного времени на поиск и изучение другого программного обеспечения.
При создании теста в PowerPoint создается титульный слайд, слайды с вопросами теста, слайд, служащий сигналом о неправильном ответе и заключительный слайд. В таких презентациях смена слайдов должна происходить при помощи управляющих кнопок и гиперссылок. Работа с тестом должна строиться в режиме тренажера: даются несколько вопросов с вариантами ответов. Варианты ответов могут быть оформлены в виде кнопок с использованием стандартных автофигур, каждая из которых является гиперссылкой на другой слайд. Если ученик выбирает неправильный вариант, то программа выдает слайд со словами «Неправильно! Попробуй еще раз!» и возвращает его обратно на слайд с вопросом. Если же ответ верный, то ученик переходит к слайду со следующим вопросом. Таким образом, ученик не может выйти из программы, не выполнив все задания.
Для создания гиперссылки в случае неправильного ответа надо щелкнуть правой кнопкой мыши по автофигуре с неправильным ответом и выбрать команду «Настройка действия». В разделе «Действия по щелчку мыши» установить переключатель в положение «Перейти по гиперссылке» и в списке слайдов выбрать слайд с ответом «Неправильно!». Если выбран правильный ответ, то с помощью гиперссылки устанавливаем переход на слайд со следующим вопросом. На слайде «Неправильно!» к строке «Попробуй еще раз», оформленной с помощью объекта WordArt, применяем гиперссылку с возвратом на «последний показанный слайд» с помощью команды «Настройка действия», и ученик возвращается обратно на слайд с вопросом для повторного ответа. В данном случае учитель не отслеживает количество правильных и неправильных ответов [3].
И, наконец, на лабораторных занятиях мы продолжаем изучение технологии составления компьютерных тестов средствами MyTest X. MyTest X это - система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования,
сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. Данная программа предлагает большой выбор типов заданий - одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв. Поддерживает все языки. Возможен ввод текста через буфер обмена, включение графических, аудио- и видеофайлов в тестовые задания. Сбор и анализ результатов тестирования также прост, можно отследить те вопросы, где делали ошибки многие, а где - никто и т.п. Позволяет организовать сетевое тестирование. К полезным функциям программы можно ещё присоединить то, что при необходимости можно сформировать «бумажный» вариант теста.
Сначала студенты на лабораторных занятиях создают в MyTest уже готовые тесты по каждому из девяти типов заданий. После того, как они приобретают навыки работы в данной программе, уже начинают самостоятельно составлять тесты по пройденным дисциплинам (математика, информатика, физика и др.). Такая форма работы позволяет не только освежить знания по естественнонаучным дисциплинам, но и научиться ориентироваться в тестах, составлять их и применять на практике.
В ходе практической апробации описанных программ на занятиях по современным средствам оценивания результатов обучения самой удачной студентами была признана оболочка MyTest Х, позволяющая использовать мультиязычный материал, и работать с которой могут даже начинающие пользователи. Кроме того, возможности включения аудио- и видеоматериала в тестовые задания позволяют тестировать не только знание грамматического, лексического материала, но и уровень развития навыка аудирования.
В заключении хочется отметить, что тестирование в настоящее время становится органической частью современного образовательного процесса, важнейшим средством установления обратной связи, благодаря которому обучение в полном смысле слова превращается в дифференцированный,
личностно ориентированный процесс, обеспечивающий индивидуальный темп обучения, устранение субъективизма в оценке уровня учебных достижений учащихся.
Источники:
1. Хабибуллина Г.З. Основные проблемы использования компьютерных технологий в преподавании математики в вузах // Казанский педагогический журнал. №1(102). 2014. С.75-80. [Khabibullina G.Z. The main problem of computer technology using in the teaching of mathematics in higher education // Kazanskyi pedagogicheskyi zhurnal. No. 1 (102). 2014. Pp.75-80. (In Rus.)]
2. Баранова Ю.П. Технология составления компьютерных тестов средствами MS Excel //
Современные научные исследования и инновации. Март 2012. № 3. URL:
http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10185 (дата обращения: 21.02.2014). [Baranova U.P. The computer tests compiling technology by means of MS Excel // Sovremennye nauchnye issledovaniya I innovatsii. March 2012. No. 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10185 (treatment date: 21.02.2014). (In Rus.)]
3. Дудина О.П. Использование ИКТ для контроля усвоения учебного материала. Технологии
создания компьютерных тестов // «ИТО-Марий Эл-2007». Июнь, 2007. URL:
http://ito.edu.ru/2007/MariyEl/n/II-0-8.html (дата обращения: 06.05.2014). [Dudina O.P. Using ICT to monitor learning. The computer tests creating technology // «ITO-Maryi El-2007». June, 2007. URL: http://ito.edu.ru/2007/MariyEl/n/II-0-8.html (treatment date: 6.05.2014). (In Rus.)]
References:
1. Khabibullina G.Z. Osnovnye problemy ispol'zovaniya komp'yuternykh tekhnologiy v prepodavanii matematiki v vuzakh // Kazanskiy pedagogicheskiy zhumal. №1 (102). 2014. S.75-80. 2. Baranova Yu.P. Tekhnologiya sostavleniya komp'yuternykh testov sredstvami MS Excel // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. Mart 2012. № 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10185 (data obrashcheniya: 21.02.2014).
3. Dudina O.P. Ispol'zovanie IKT dlya kontrolya usvoeniya uchebnogo materiala. Tekhnologii sozdaniya komp'yuternykh testov // «ITO-Mariy El-2007». Iyun', 2007. URL: http://ito.edu.ru/2007/MariyEl/II/n-0-8.html (data obrashcheniya: 06.05.2014).
Зарегистрирована: 27.06.2014
Хабибуллина Гузель Забировна (г. Казань), Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), кафедра теории и методики обучения физике и информатике научно-педагогического отделения Института физики, кандидат педагогических наук. Тел.: 8-927-40-57-021. E-mail: [email protected]
Хайруллина Лилия Эмитовна (г. Казань), Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), кафедра информационных систем Институт вычислительной математики и информационных технологий, доцент, кандидат физико-математических наук. Тел.: 8-927-24-64-003. E-mail: [email protected]
Khabibullina Guzel Zabirovna (Kazan), Kazan (Volga region) Federal University (KFU), chair of the theory and training technique to physics and informatics, Physics institute, candidate of pedagogical sciences. Tel.: 8-927-40-57-021. E-mail: [email protected]
Khairullina Liliya Emitovna (Kazan), Kazan (Volga region) Federal University (KFU), chair of the Information Systems, Institute of Computational Mathematics and Information Technology, associate professor, candidate of physical and mathematical sciences. Tel.: 8-927-24-64-00. E-mail: [email protected]