ПЕДАГОГИКА_
УДК 371.3(045)
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Бакаева Ольга Александровна, к.т.н., доцент
([email protected]) Тагаева Екатерина Алексеевна, преподаватель ([email protected]) Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г.Саранск, Россия
В статье рассматриваются актуальные вопросы контроля знаний в форме тестов в современных условиях организации учебного процесса. Приводится детальная классификация вопросов, которые могут быть использованы в тестах. Рассматриваются особенности составления вопросов различных форм. В статье проанализированы основные принципы отбора содержания тестовых заданий. Проведен анализ составления и использования различного рода тестовых заданий. Приведены достоинства и недостатки организации тестового контроля. Приведен пример использования автоматизированного средства тестового контроля - MyTest.
Ключевые слова: тест, тестовый контроль, знание, образование, обучение, предметная область, учебная деятельность.
Введение
В настоящее время наиболее эффективным инструментом контроля знаний учащихся является использование тестирования. Использование педагогического тестирования предполагает широкое внедрение количественных методов оценки знаний и умений в систему контроля [1, 2, 18].
Тесты дают возможность качественно улучшить образовательный процесс благодаря значительным преимуществам перед другими методами контроля знаний. Они снижают затраты времени на проверку знаний, позволяет в кратчайший срок проверить знания больших групп учащихся, помогают определить индивидуальный темп обучения, а также выявить пробелы в текущей и итоговой подготовке учащихся [3, 16].
Тест (от англ. «test» - проверка, задание) - это система кратких вопросов и заданий, с ограничением времени выполнения, предназначенная для получения информации об уровне усвоения знаний, степени развития определенных компетенций, способностей, особенностей личности и их последующего анализа. Тестовый контроль осуществляется посредством системы стандартизированных материалов, т.е. тестовых заданий [19].
Формат тестовых заданий зависит от целей тестирования и содержания проверяемого материала. Тестовый контроль настолько универсальный инструмент, что его используют практически во всех предметных облас-
тях: в математических и технических дисциплинах [15] тестом можно контролировать точный ответ, тем самым проверяя знания учащегося. В гуманитарных дисциплинах тестовый контроль необходим для проверки верности построения логических умозаключений, выявления и оценки минимальных или остаточных знаний. Поэтому тесты, как средство контроля используются в математике [4, 11], информатике, физике, экономике, лингвистике, биологии, химии и др. предметных областях [5, 6].
Методика исследований
В настоящее время выделяют четыре основные формы тестовых заданий, которые являются основой для составления тестов в любых предметных областях. Классификация вопросов, которые могут быть использованы в тестах:
1. Закрытая форма вопроса с выбором одного или нескольких правильных ответов.
2. Открытая форма вопроса. Ответ формулирует и вписывает сам учащийся.
3. Задание на установление правильного соответствия. Элементам одной группы требуется поставить в соответствие элементы другой.
4. Задания на установление правильной последовательности: действий, операций, вычислений, порядка и т.п.
Организация тестового контроля знаний предполагает использование автоматизированных средств обработки информации [9]. К таким средствам относятся: QTI Test Designer, MyTest и прочие инструментальные средства [17], в том числе онлайн-сервисы свободного доступа [8, 14, 19].
С помощью программы MyTest возможна организация и проведение тестирования, экзаменов в любых образовательных учреждениях (школы, колледжи, вузы) как с целью выявления уровня знаний, так и с обучающими функциями [10].
MyTest это - набор программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной шкале с учетом уровня трудности заданий [13].
Программа MyTest позволяет создать следующие типы заданий: одиночный выбор, множественный выбор, указание порядка, установление соответствия, ручной ввод числа, ручной ввод текста, часть изображения. В тесте можно использовать любое количество разнообразных типов вопросов.
Приведем примеры практического использования системы MyTest для организации тестового контроля знаний.
Проведем анализ указанных форм тестовых заданий.
1. Закрытая форма тестовых вопросов с выбором одного или нескольких правильных ответов.
—.loi х 1
Файл Тест Настройка Справка
Вопрос №1 из 6:
На одной из кодировок Unicode каждый симв ол Определите размер следующего предложения в "Тише едешь - дальше будешь!" кодируется 3 6 битами, данной кодировке.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
С 1 216 бит
С 2 27 байт
С" 3 54 байта.
С 4 46 байт
Г 5
1
Тест идет | 1/6 1 00:00:07 | 00:00:07 |
Рис. 1. Задание закрытой формы вопроса
По форме ответов задания закрытого типа, в свою очередь, делятся на несколько видов: множественный выбор, альтернативный, исключение лишнего.
2. Задания на установление соответствия.
В данном виде заданий необходимо установить правильное соответствие элементов одной группы элементам другой группы. Задания такой формы называют тестами на классификацию.
Задания на установление соответствия включают, как правило, два столбца и их элементы.
Еайл Тест Настройка Справка
Вопрос №5 из 6:
Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают
Укажите тветствие ля всех 3 вари антов ответа:
1 3 ги ги m j V.... и # ___L ж 2 3 у = х2 + Zx — 3
ttt" :==F п xfTi 1 Î л -т- J__* f: у = х2 — 2х — 3
i у = —х2 + 2лг + 3
Рис 2. Задания на установление соответствия
Использование заданий данной формы находит свое применение в текущем контроле знаний, реже используется при входном и выходном тестировании.
3. Задания открытой формы применяют там, где нужно полностью исключить вероятность получения правильного ответа путем угадывания и тем самым повысить качество контролируемого мероприятия. Особенность этих заданий - отсутствие готовых ответов.
Файл Тест Настройка Справка
Вопрос №2 из 6:
В программе знак « : — » обозначает оператор присваивания, знаки « + ». « - ». « * ». « / » - соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствует правилам арифметики. Определите значение переменной а после выполнения алгоритма: а := 8 Ъ 3 Ъ := а / 2 * Ъ а:=3*а + 2*Ъ
Введите число:
II
Дальше (проверить)
=|
|Тест идет | 2/6 | 00:01:59 | 00:00:12 | | ^
Рис. 3. Задание открытой формы ответов
4. Задания на установления правильной последовательности.
Данные виды заданий позволяют установить правильную последовательность различных действий, операций, расчетов, решения задач.
Такие задания важны для проверки системы знаний там, где ведущим признаком является упорядоченность элементов. А форма вопросов нацелена на контроль знаний тех разделов, по которым уже есть объективно правильный порядок действий.
Файл Тест Настройка Справка
Вопрос №4 из 6:
Укажите последовательность действий для нахождения наибольшего общего делителя двух чисел:
Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
ГЗ определить большее из чисел
гз начать алгоритм сначала
гз если числа равны, то взять любое из них в качестве ответа, в противном случае продолжить выполнение алгоритма
гз заменить большее число разностью большего и меньшего из чисел
гз
Дальше (проверить}
-- —1
|Тест идет | 4/6 | 00:00:13 | 00:00:04 |
Рис. 4. Задание на установления правильной последовательности
При совмещении традиционного тестирования и компьютера, тесты помогают перейти к созданию современных систем адаптивного обучения и контроля [7].
9 Тест права ние.пШ - МуТеЛ 5Ьи1еп1
Файл Тест Настройка Справка
Информация
Тест закончен...
Название теста;""_ Всего заданий в тесте: 5. Вами выполнено заданий: 5. Из них П[ Из них ОЕ Результат Набрано Выберите од
'ШВВДВ
Г 3
Всего заданий в тесте: Всего заданий задано: Из них правильно:
Результативность: 100,0%.
Набрано баллов: 5 из 5 возможных. Ваш результат: 100,0%.
Ваша оценка: 5
✓ ок
Дальше (проверить) I_
00:00:27 00:00:05
Рис. 5. Результат выполнения теста
Анализ научной и учебно-методической литературы позволяет выделить следующие принципы отбора содержания тестовых заданий:
1. Значимость. Необходимо включать в тест те структурные элементы, которые можно отнести к наиболее важным, ключевым.
2. Научная достоверность. Суть тестовых заданий состоит в четком, заранее известным учителю и учащемуся ответе.
3. Полнота отображения необходимой учебной информации.
4. Вариативность содержания. Содержание тестов должно отвечать уровню подготовленности учащихся. Для разных групп следует иметь вариантную и инвариантную части тестов.
5. Системность содержания. Содержание тестов и их структура должны отвечать требованиям системности знаний каждой предметной области.
6. Взаимосвязь формы и содержания. Организация тестового контроля в каждой предметной области должна сопровождаться поиском наилучшей формы представления и содержания материала [12].
Результаты и их обсуждение
Исходя из всего вышесказанного, к достоинствам организации тестового контроля знаний можно отнести следующие:
1) объективность оценки;
2) оперативное получение результатов проверки;
3) охват большого числа учащихся на уроке;
4) эффективное использование учебного времени;
5) высокая накопляемость оценок;
6) выявление пробелов знаний учащихся;
7) автоматизация процесса контроля (экономия учебного времени);
8) проведение контроля и проверки его результатов другим преподавателем;
9) использование тестирования для самопроверки учащихся;
10) улучшение психологической атмосферы учебного процесса, повышение мотивационного компонента в обучении
К недостаткам тестирования можно отнести следующие:
1) возможность угадывания (если тестовое задание содержит только два ответа, один из которых правильный, то половину ответов можно угадать);
2) возможность списать ответы на вопросы закрытого типа, так как задания закрытого типа представляют собой элементарную информацию в виде цифр или букв;
3) проявление функций контроля в меньшей степени: закрепление информации, развитие речи;
4) невозможность просмотра полного хода решения педагогом;
5) неудобство тестирования некоторых учебных элементов дисциплин, относящихся к гуманитарным.
Несмотря на указанные недостатки, тесты являются наиболее объективным и алгоритмизируемым инструментом педагогических измерений. Поэтому форму контроля в виде теста следует применять в сочетании с другими традиционными и нетрадиционными методами контроля.
Выводы
Тестовые задания удобно использовать при повторении учебного материала, при подготовке к уроку, при организации контроля и самоконтроля. Главное достоинство тестовой проверки состоит в скорости, а традиционной - в основательности. По сравнению с традиционными формами контроля тестовая проверка знаний имеет несомненные преимущества. Использование же компьютерных тестовых программ является оптимальным средством организации контроля и оценки знаний в силу своей объективности, минимальных временных затрат, простоты в использовании и разнообразии анализа результатов.
Список литературы
1. Абдуллина Г. А. Тест как форма контроля знаний. Режим доступа: http://www.tatk-shkola.narod.ru/documents/gul.doc.
2. Байрамова Ж. А. Тестовый контроль знаний как средство организации учебной деятельности студентов : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Махачкала, 1999, 171 с.
3. Бакаева О. А., Сафонов В. И. О проблеме оценивания уровня сформированности компетенций студентов педагогического вуза // Гуманитарные науки и образование, 2016. № 2 (26). - С. 12 - 15.
4. Васильева А. М., Пономарева Т. Т. Тестовый контроль знаний студентов по математике // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2009, № 3 - 4 (63). - С. 41 - 47.
5. Карягина Т. В., Маркина М. С. Использование современных информационных технологий в учебном процессе // В сборнике: Математические методы и приложения Труды двадцатых математических чтений, 2011. - С. 99 - 100.
6. Козлова Е. К., Колпакова М. А., Соловьева И. Н. Тестирование как метод контроля знаний в высшей школе // В сборнике: Современные формы, методы и технологии в педагогике и психологии, 2018. - С. 118 - 121.
7. Кузенко С. И. Тест как форма контроля знаний // Образование и наука в современных условиях, 2014. № 1 (1). - С. 90 - 92.
8. Линденбаум М. Д. Вероятностные модели и программное обеспечение для организации тестового контроля знаний студентов // Молодой ученый, 2010. № 7. - С. 62 -67.
9. Марков В. В., Луцан М. В. Организация тестового контроля знаний на основе нечёткой модели экзаменатора // Известия ЮФУ. Технические науки, 2010. № 7 (108). -С. 242 - 248.
10. Онокой Л. С., Щелкина И. А. Методика разработки тестовых знаний для организации компьютерного контроля знаний в высшей школе // Ученые записки Российского государственного социального университета, 2008. № 5 (61). - С. 60 - 63.
11. Павлова Е. С., Палферова С. Ш. Организация тестового контроля знаний при изучении дисциплины «математика» // Балтийский гуманитарный журнал, 2017. Т. 6. № 4 (21). - С. 370 - 373.
12. Попова Ю. Н. Тестовый контроль как способ объективного контроля знаний // В сборнике: Молодая наука - 2013 Материалы IV Открытой международной молодежной научно-практической конференции, посвященной Году охраны окружающей среды в Российской Федерации, 2014. - С. 179 - 181.
13. Сафонова Л. А. Использование тестовой оболочки MyTestXPro для организации тестирования // В сборнике: Информационно-телекоммуникационные системы и технологии по материалам Всероссийской научно-практической конференции, 2017. - С. 164 - 166.
14. Смирнова Ж. В., Мухина М. В. Обучающаяся среда МООБЬБ в организации тестового контроля знаний // Современные проблемы науки и образования, 2017. № 2. -С. 182.
15. Тагаева Е. А. Формирование универсальных учебных действии при решении задач по алгебре и началам математического анализа в условиях реализации требовании ФГОС // В сборнике: Математика и математическое образование: современные тенденции и перспективы развития, 2017. - С. 74 - 78.
16. Ташпекова А. Т. Тестовый контроль как форма контроля и оценки эффективности учебного процесса в вузе // В сборнике: Образование: традиции и инновации Материалы VI международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В, 2014. - С. 490 - 493.
17. Чернецкая Т. А., Крупа Т. В. Многофункциональная инновационная среда для разработки мультимедийных тестовых и тренажерных систем // Информатика и образование, 2012. № 6 (235). - С. 27 - 30.
18. Шеин А. А., Привалов Н.И. Методика оценки качества знаний студентов при тестовом контроле усвоения материала // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе, 2010. Т. 7. № 8 (68). - С. 215 - 217.
19. Шурыгин В. Ю. Организация тестового контроля знаний студентов средствами ЬМБ Moodle // Балтийский гуманитарный журнал, 2017. Т. 6. № 1 (18). - С. 172 - 174.
20. Янченко С. И. Независимый тестовый контроль и его место в системе контроля уровня учебных достижений студентов // Сборник тезисов докладов участников конференции «Новые образовательные технологии в вузе», 2014. - С. 1564 - 1569.
Bakaeva Olga Alexandrovna, Cand.Tech.Sci., associate professor of the Department of Informatics and Computer Engineering (e-mail: [email protected])
Tagaeva Ekaterina Alekseevna, teacher of the Department of Computer science and Computer Engineering
Mordovian State Pedagogical Institute namedM.E. Evsevyev, Saransk, Russia (e-mail: katrin [email protected])
THE ORGANIZATION OF THE TEST CONTROL OF KNOWLEDGE IN EDUCATIONAL ACTIVITY
Abstract. The article deals with current issues of knowledge control in the form of tests in the modern conditions of the organization of the educational process. A classification of questions that can be used in tests. The features of the compilation of questions of various forms. The article presents the principles for selecting the content of test items. The analysis of the preparation and use of various kinds of test items. The advantages and disadvantages of the organization of test control are given.
Keywords: test, test control, knowledge, education, training, subject area, learning activities.
УДК 159.9.07
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ Гончарова Оксана Петровна, студент
(e-mail: [email protected]) Гут Юлия Николаевна, к.п.н., доцент Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г.Белгород, Россия
В данной статье рассматриваются проблемы воспитания подростков, которые касаются не только родителей и преподавателей, но и самих же подростков, что влияет на их взаимоотношения со сверстниками. Исследованы главные истоки противоречий. Следовательно, у подростков отмечается их нежелание в участии групповой деятельности, уход от школьных заданий, тяжелые отношения с другими людьми, идентификация себя с взрослыми, а так же исследование проблемы общения в подростковом возрасте, что приводит к проблеме воспитания.
Ключевые слова: протекционизм, самоутверждение, самопознание, личность, подчинение, конфликт.
Подростковый возраст - период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью, характеризующийся рядом физических изменений, интенсивным развитием личности, ее вторым рождением [8]. Самосознание -это последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного [19].
Ученые выделяют множество проблем воспитания современного подростка. Одной их таких является протекционизм, что является зависимостью подростка от взрослых. Так Я. Корчак утверждал о том, что в результате воспитания протекционизма подростки становятся более демонстративны-