Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе'

Организация самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1090
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНОМНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ВНУТРЕННИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / AUTONOMY / INDEPENDENT WORK / TEACHING FOREIGN LANGUAGE / INTERNAL POTENTIAL / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / NONLINGUISTIC UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скнарина Ирина Ивановна, Беляева Наталья Алексеевна

В статье анализируются понятия «самостоятельность» и «автономность» с точки зрения психологии и педагогики. Раскрывается роль самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку. Рассматриваются различные аспекты организации самостоятельной работы студентов научно-естественного направления подготовки в вузах в процессе обучения иностранному языку. Обсуждаются различные виды деятельности, способствующие формированию мотивации и автономности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скнарина Ирина Ивановна, Беляева Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the notions “independence” and “autonomy” from the point of view of psychology and pedagogy. The role of students’ independent work in the process of teaching a foreign language is revealed. The authors consider various aspects of the organization of independent work of students, specializing in the scientific and natural direction of training at universities, in the process of teaching a foreign language. Various types of activities that contribute to the formation of students’ motivation and autonomy are discussed.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе»

Скнарина Ирина Ивановна, Беляева Наталья Алексеевна

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

В статье анализируются понятия "самостоятельность" и "автономность" с точки зрения психологии и педагогики. Раскрывается роль самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку. Рассматриваются различные аспекты организации самостоятельной работы студентов научно-естественного направления подготовки в вузах в процессе обучения иностранному языку. Обсуждаются различные виды деятельности, способствующие формированию мотивации и автономности студентов. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2018/2-1/58.11^1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 2(80). Ч. 1. C. 208-211. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/2-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net

4. Седова Н. Е., Бобкова Л. Н. Развитие у студентов компетентности в самостоятельной познавательной деятельности при изучении иностранного языка в экономическом вузе: монография. Волгоград: Учитель, 2014. 279 с.

5. Синенко Т. Н., Сахарчук Т. Н. Формирование способности будущего педагога к межличностному взаимодействию в профессиональной деятельности посредством системы учебных ситуаций [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: http://www.science-education.ru/123-19760 (дата обращения: 17.06.2015).

6. Туйгунова И. Р. Межличностное взаимодействие как условие успешного обучения взрослых иностранному языку: автореф. дисс. ... к. психол. н. Астрахань, 2007. 22 с.

OVERCOMING BARRIERS TO THE FORMATION OF FUTURE SPECIALIST'S ABILITY TO INTERPERSONAL INTERACTION IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES AT A TECHNICAL UNIVERSITY

Sinenko Tat'yana Nikolaevna, Ph. D. in Pedagogy Volgograd State Technical University TNSinenko@mail. ru

The article is devoted to the methods of overcoming barriers hindering the formation of future specialist's ability to interpersonal interaction in professional activity. The author reveals the psychological, pedagogical and socio-economic barriers. Particular attention is paid to the description of methods for overcoming the psychological and pedagogical barriers to the formation of the above mentioned ability.

Key words and phrases: learning situation of formation of future specialist's ability to interpersonal interaction in professional activity; barriers to formation of future specialist's ability to interpersonal interaction; method of "complementarity"; method of "puzzle"; method of "carousel".

УДК 378

В статье анализируются понятия «самостоятельность» и «автономность» с точки зрения психологии и педагогики. Раскрывается роль самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку. Рассматриваются различные аспекты организации самостоятельной работы студентов научно-естественного направления подготовки в вузах в процессе обучения иностранному языку. Обсуждаются различные виды деятельности, способствующие формированию мотивации и автономности студентов.

Ключевые слова и фразы: автономность; самостоятельная работа; обучение иностранному языку; внутренний потенциал; внеаудиторная работа; неязыковой вуз.

Скнарина Ирина Ивановна Беляева Наталья Алексеевна

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону ^а_&'Ыаппа@таИ. гы

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

В последние годы произошли кардинальные изменения в преподавании иностранных языков в вузах, которое часто представляет собой личностно-деятельностное взаимодействие двух равноправных партнеров, двух субъектов: преподавателя и студента, при этом должное внимание уделяется педагогическому общению, педагогическому мастерству, современным методам и инновационным технологиям обучения. На сегодняшний день приоритетное значение приобретает внутренний потенциал учащегося, все чаще рассматривается роль его автономности в достижении эффективности и качества обучения в вузе.

А. Олек рассматривает автономность обучающегося как способность управлять собственным обучением [6, р. 3]. По словам Ч. Родригеса, под самостоятельностью следует понимать одно из потенциальных качеств студента, которое у него уже имеется, его способность сочетать новое и уже изученное [7, р. 121-122]. В психологии самостоятельность рассматривается как способность индивида ставить собственные цели и самому достигать их, а также способность решать собственные проблемы за свой счет [5]. С одной стороны, у человека есть право выбора, а с другой - он должен найти способы и средства «платить» за эту свободу. В дидактике под автономностью учащегося следует понимать его самостоятельность, т.е. качество личности, представляющее собой единство проявлений в разнообразных видах деятельности, которое характеризует высокий уровень ее развития. Самостоятельность включает в себя комплекс таких личностных качеств, как умение организовать свою деятельность при любых обстоятельствах, ставить перед собой цели

и проявлять настойчивость в их достижении, сотрудничать с другими людьми, использовать свои ранее полученные знания, умения и убеждения, а также нести личную ответственность за результативность своей самостоятельной работы. Следовательно, под самостоятельностью студента, по нашему мнению, следует понимать его готовность без посторонней помощи, полагаясь на свой ранее приобретенный опыт, ставить задачи, искать оптимальные средства для их решения, осуществлять самоконтроль и делать выводы о своей деятельности.

Вузовские дисциплины «Иностранный язык», «Иностранный язык для профессиональных целей», «Деловой иностранный язык», а также элективные курсы нацелены на формирование и развитие автономности учебно-познавательной деятельности студента. В рабочих программах дисциплин подчеркивается, что владение иностранным языком является обязательным компонентом профессиональной подготовки современного специалиста любого профиля. В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования дисциплина «Иностранный язык» является обязательной для изучения студентами всех направлений подготовки. В Южном федеральном университете, например, студенты бакалавриата 1-го и 2-го курсов изучают английский язык для учебных целей. Данная дисциплина направлена на формирование базовой коммуникативной компетенции и включает 216 часов аудиторных занятий. Столько же часов отводится на самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа в дидактике представлена разнообразными видами индивидуальной и коллективной деятельности учащихся по выполнению заданий на аудиторных и внеаудиторных занятиях или дома без непосредственного участия преподавателя. Равное количество времени, отводимое на аудиторную и самостоятельную работу рабочими программами, означает то, что студенты должны тратить 50% времени, осуществляя работу, предусматривающую определенные виды деятельности, автономно. В связи с этим можно заключить, что, с одной стороны, самостоятельная работа студента - это, прежде всего, результат правильно организованной деятельности самим студентом, а с другой - автономность студента формируется не отсутствием контроля со стороны преподавателя, а наоборот, серьезным и продуманным подходом педагога. При этом важной задачей преподавателя является умелая организация аудиторной работы на таком уровне, чтобы она способствовала дальнейшему самостоятельному обучению студента вне занятий.

Выполнение поставленной задачи для многих может показаться неправдоподобным, если принимать во внимание многие аспекты современной практики обучения иностранному языку. По нашему мнению, существует ряд видов деятельности и способов по организации эффективной самостоятельной работы студентов в неязыковых вузах. Представляется целесообразным предлагать студентам задания по закреплению, повторению и углублению тем, пройденных на аудиторных занятиях под руководством преподавателя, чтобы снять трудности и тем самым преодолеть страх и неуверенность в собственных силах при их рассмотрении дома. В этом случае ключевую роль играет мотивация студентов. Мотивация - это «общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования» [4, с. 184]. Следовательно, темы должны быть проблемными, интересными и актуальными для студентов. Необходимо создать определенные условия, при которых у студента появится потребность узнать что-то новое и нужное для себя вне аудитории, а также желание проявить себя. Таким образом, следует правильно организовать внеаудиторную учебно-познавательную деятельность учащихся, умело управлять их работой и подобрать учебные материалы так, чтобы компенсировать отсутствие постоянного контакта с преподавателем.

Необходимо подбирать для самостоятельной работы упражнения по чтению, аудированию, письму и говорению на английском языке, которые ориентированы на формирование у студентов навыков общения (профессионального, делового и т.д.), накопление терминологического словаря и бытовой лексики, развитие умения строить свои высказывания самостоятельно. Иногда рекомендуются творческие задания, которые не только формируют навыки самостоятельной работы, но и повышают мотивацию изучения иностранного языка. Обязательным условием успешной организации автономной работы студентов является контроль, который должен быть систематическим и осуществляться на всех этапах обучения. Поэтому один из разделов рабочей программы дисциплины «Английский язык» в нашем университете называется «Учебная карта дисциплины». Она включает тематику предлагаемых модулей за семестр с указанием баллов за каждый вид деятельности. Это позволяет студентам самостоятельно вести подсчет баллов и получить реальную картину своего научения. Учебная карта дисциплины предполагает получение дополнительных баллов (от 1 до 10) за активную академическую позицию (кроме баллов рейтинговой системы за модули), что является дополнительным стимулом к осуществлению самостоятельной работы. Следовательно, наряду с тем, что учебная карта - это документ, отражающий реальную картину подготовки и успеваемости студента по английскому языку, она обеспечивает некий стимул движения и мобильности, создающий благоприятную конкурентную обстановку в режиме «сам с собой» и «студент - студент».

Учебная карта дисциплины предусматривает различные формы самостоятельной работы, одна из которых представляет собой индивидуальное чтение материалов на английском языке. Как правило, преподаватель предлагает тему беседы, а студент самостоятельно подбирает материалы по этой теме, читает тексты или статьи, а на аудиторных занятиях старается обсудить прочитанное и высказать свое личное мнение, что представляет особую трудность для большинства обучающихся естественно-научного и иных неязыковых направлений подготовки. Например, темы «Окружающая среда в вашем регионе сегодня», «Минералы», «Развитие туризма в России» не оставляют равнодушными будущих геоэкологов, геологов и менеджеров туризма. Именно чтение

подобранных самими студентами материалов по таким темам позволяет преподавателю приучить их к самостоятельной работе с литературой на иностранном языке, расширить словарный запас, развить навык перевода текстов по специальности, выявить их творческие возможности, поверить в свои способности и продемонстрировать их в устной речи. Индивидуальное чтение является активным средством изучения иностранного языка в целом и служит благоприятной средой для автономной деятельности студентов.

После кропотливой самостоятельной работы с текстами уместно предложить студентам принять участие в конкурсе на лучший перевод с английского языка на русский, где они могут продемонстрировать свои ранее приобретенные умения и навыки работы с научно-популярной литературой. Огромное внимание со стороны как преподавателей, так и студентов уделяется проведению круглых столов и мини-конференций по разным темам в рамках недели академической мобильности, проводимой ежегодно в нашем университете. Будущие менеджеры туризма и гостиничного бизнеса с интересом демонстрируют свои презентации на английском языке, развлекательные программы для отдыхающих, проводят экскурсии, которые готовят самостоятельно. Такая самостоятельная работа для студентов - это внутренне мотивированная деятельность. Они осознают цели этой деятельности, выполняют поставленные задачи, организуя себя и осуществляя самоконтроль. Поэтому самостоятельная работа - это «организуемая самим учащимся в силу его внутренних познавательных мотивов и осуществляемая им в наиболее удобное время и контролируемая им самим деятельность» [3, с. 110], направляемая преподавателем.

Письменные задания также направлены на формирование автономности студентов. Это задания, предусматривающие написание деловых и неофициальных писем (например, о родном городе, о каникулах, о каком-либо событии из собственного опыта, о несчастном случае или о самом необычном периоде жизни), разработку проекта (например, создание программы аниматора в отеле или составление маршрута поездки по стране). Конечно, преподаватель выступает в роли инструктора и предлагает письмо-образец, сообщает его структуру и дает рекомендации по написанию. Студенты представляют свои работы на рассмотрение. Их анализирует не только преподаватель, но и другие учащиеся, которые тоже отслеживают и корректируют результаты своей самостоятельной работы. Как показывает опыт, это - один из любимых видов аудиторной работы студентов.

Внеаудиторная работа не только повышает мотивацию изучения иностранного языка, но и способствует развитию самостоятельности студентов. Готовясь к конкурсу стенгазет или концерту на английском языке, посвященному тому или иному празднику, студенты самостоятельно добывают необходимый материал, используя воображение, фантазию, терпение, усидчивость, ранее полученные знания в области иностранного языка. Это напряженный, целенаправленный и захватывающий труд, основанный на добровольности и активности студентов. Выполнение такой деятельности требует достаточно высокого уровня самосознания, личной ответственности, дисциплины, и ее результат доставляет огромное удовлетворение учащимся, осознающим свое развитие и самосовершенствование.

Управление самостоятельной работой студентов является одной из приоритетных задач преподавателей кафедры английского языка естественных факультетов Южного федерального университета. Ими составлен учебно-методический комплекс для студентов. Он включает рабочую программу дисциплины «Английский язык», фонд оценочных средств, перечень литературы для аудиторной и самостоятельный работы, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, материалы для контроля и самоконтроля. Все учебные пособия строятся по единой схеме и отражают тематику направления подготовки.

Таким образом, учитывая требования новых образовательных стандартов, в которых реализован компетент-ностный подход, в обучении английскому языку приоритетная роль отводится автономности и мобильности студентов. Мотивация является важной движущей силой «в поведении и деятельности студента, в том числе в процессе формирования будущего профессионала» [2, с. 91]. Она идет рука об руку с профессиональной мобильностью, которая представляет собой способность и готовность личности «достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профориентационной деятельности» [1]. Современному обществу нужен специалист, который способен быстро принимать решения и находить соответствующую информацию в профессиональной среде, а также владеть английским языком для общения. Именно правильная организация самостоятельной работы в вузе способна сформировать профессиональные навыки и развить умения будущего специалиста.

Список источников

1. Антонова В. Н Самоопределение и профориентация учащихся [Электронный ресурс]: словарь-справочник. М.: Академия естествознания, 2014. URL: https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=7229 (дата обращения: 01.12.2017).

2. Долгополова С. В., Назарова Н. Е., Зуева О. Н. Учебно-профессиональная мотивация студентов как фактор готовности к трудовой деятельности // Человек и образование. 2015. № 2 (43). С. 91-94.

3. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1991. 222 с.

4. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие. М.: Владос, 2006. 365 с.

5. Самостоятельность [Электронный ресурс] // Психологос: энциклопедия практической психологии. URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/samostoyatelnost (дата обращения: 01.12.2017).

6. Holec H. Autonomy and Foreign Language Learning. Oxford: Pergamon Press, 1981. 64 p.

7. Rodrigues C. Learner autonomy and its implication: A perspective of Bangladesh // Prime University Journal. 2014. Vol. 8. № 1. P. 129-140.

ORGANIZATION OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A NONLINGUISTIC UNIVERSITY

Sknarina Irina Ivanovna Belyaeva Natal'ya Alekseevna

Southern Federal University, Rostov-on-Don ira_sknarina@mail. ru

The article analyzes the notions "independence" and "autonomy" from the point of view of psychology and pedagogy. The role of students' independent work in the process of teaching a foreign language is revealed. The authors consider various aspects of the organization of independent work of students, specializing in the scientific and natural direction of training at universities, in the process of teaching a foreign language. Various types of activities that contribute to the formation of students' motivation and autonomy are discussed.

Key words and phrases: autonomy; independent work; teaching foreign language; internal potential; extracurricular activities; nonlinguistic university.

УДК 372.881.1

В статье обосновывается необходимость использования SMART-технологий в преподавании иностранного языка (ИЯ), формулируются основные принципы их функционирования и основные характеристики. На примере инструментов SMART-технологий (вебинаров, социальных сетей, блогов, электронной системы обучения ИЯ, SMART-учебников) автор анализирует уместность и обоснованность их использования с дидактической точки зрения, акцентирует внимание на необходимости постоянного совершенствования процесса обучения с их помощью.

Ключевые слова и фразы: SMART-технологии; вебинар; социальные сети; блоги; электронные системы обучения иностранному языку; SMART-учебник.

Чернышкова Наталия Владимировна, к. филол. н.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва ronas20007@yandex. ru

5М4ЙГ-ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

«Компьютерные технологии не заменят преподавателей, они заменят других преподавателей, которые используют эти технологии в своей практике».

Рэй Клиффорд

Не вызывает сомнения утверждение, что с развитием информационных технологий возможности и потребности образования многократно возросли, вследствие чего всем участникам учебного процесса нужно уметь ими пользоваться и применять на практике [11]. Изменение парадигмы образовательного процесса привело к переосмыслению его структуры и применяемых технологий, выдвигая на первый план информационные, в том числе SMART-технологии (компьютерные программы и информационные технологии, SMART-технологии и интеллектуальные образовательные приложения, SMART-технологии, основанные на мультимедиа), а также SMART-устройства (SMART-доска, SMART-экран), структура которых изображена на Рис. 1 [7; 13].

С их развитием перспективным направлением становится электронное образование, максимально отвечающее потребностям современного общества, отличительными чертами которого являются работа с большим объемом информации на мобильном / электронном носителе, ее анализ за короткий отрезок времени. Не вызывает сомнения факт, что благодаря единой информационной интеллектуальной образовательной среде заинтересованные в получении знаний лица уже виртуально взаимодействуют (речь идет не только о преподавателях, обменивающихся своими педагогическими находками и результатами научных исследований, но и о рядовых пользователях сети), стимулируя развитие электронного, дистанционного, мобильного образования.

Поскольку отличительными чертами современного высшего образования являются гибкость, оперативность и практикоориентированность обучения, то подобный обмен знаниями знаменует переход от репродуктивной традиционной передачи знаний к креативной форме обучения с ее инновационными методами, формами, средствами [7; 9], что стало возможным также благодаря появлению технологий Web 2.0. Послед-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.